«Подростковая лень: причины, способы борьбы. Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду

Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том, как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь. Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы, поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».

Почему дети не хотят брать на себя часть работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?

Почему подростки не хотят помогать по дому?

На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…

Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,

Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там! », или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»

Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.

Зачем родители заставляют детей помогать по дому?

Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка . Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:

  • Родители выполняют семейную программу . «Со мной так поступали, значит, так надо!»
  • Способ взаимодействовать с ребенком . «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
  • Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
  • Стремление облегчить свою взрослую родительскую жизнь . «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»

Эту последнюю причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.

А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.


Выполнение семейной программы

Я, конечно, за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?

Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком! » А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали ».

То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.

Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей

Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают . Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть! «

Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес? !» и пошло поехало…

Ребенок в глухой обороне или в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою . Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.

На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).

Беспокойство за ребенка

Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой? » Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает.
Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить. Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.

Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.

Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.

Из личного опыта

В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…

Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.

Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах

Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь . Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!

Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову. Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше. И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».

Как заставить детей помогать родителям по дому?

  • Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.

Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах . Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду !» А вот если звучит такая фраза: «Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой », это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.

  • Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот! И возникает только тогда, когда человек знает, что за него (уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!

Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.

психолог
Юлия Головкина

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  1. почта [email protected]
  2. скайп golovkinau
  3. телефоны +380952097692; +380677598976
  4. Viber +380952097692

P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.

Как известно, есть люди трудолюбивые и ленивые. Откуда берётся лень? Конечно, из детства. Особенно она проявляется тогда, когда ребёнок идёт в школу. Учебная лень – самое распространённое явление. Прежде, чем определить, как побороть лень к учёбе , нужно немного знать о ней.

Как проявляется лень к учебе?

  1. Ребёнок не хочет идти в школу, потому что надо сидеть на уроках и выполнять задания учителя.
  2. Ребёнок не желает выполнять домашнее задание или делает его «лишь бы отстали».
  3. Студенты прогуливают: считают слушание лекций нудным занятием и скучным времяпровождением.

Как ни странно, но есть лень «хорошая» и лень «плохая».

Как побороть лень к учебе. «Хорошая» лень

«Хорошая» лень движет прогрессом, так как человек старается выполнить работу быстро, чтобы скорее освободиться и отдохнуть, и для этого выдвигает идеи, придумывает новые решения, старается исключить лишние движения. «Прогрессивная» лень упрощает нашу жизнь.

Как побороть лень к учебе. «Плохая» лень

«Плохая» лень порождает множество недостатков: необязательность, неисполнительность, ненадёжность, апатию и др.
Поскольку признаки лени есть у каждого человека, иногда полезно заняться анализом и определить, какая именно лень у него преобладает.

Если учащийся или студент носитель «хорошей» лени, то надо подумать, стоит ли от неё избавляться.
Уничтожать следует «плохую» лень. Что делать?

Как побороть лень?

  1. Самое главное – цель. Ребёнку надо внушать, что он учится не просто так, а чтобы стать успешным в жизни. Студент выбирает ВУЗ, чтобы получить профессию и работу с достойной оплатой. Каждый должен найти пути самореализации.
  2. Жить по режиму. За детским распорядком строго следят родители, а студенты осуществляют самоконтроль. Это трудно, требует огромной силы воли, но возможно.
  3. Устанавливать таймер. Наиболее важные дела в течение дня расписывать по времени. Так воспитывается пунктуальность и способность укладываться во время.
  4. Планировать. Хорошо вечером составлять план на завтра и отмечать плюсом сделанное за день и минусом невыполненное. Если заданий много и среди них есть срочные и несрочные, то нужно распределить их по степени сложности и срокам выполнения. Хорошо записывать на бумаге план действий. У учащихся есть расписание, поэтому какую-то часть работы они могут выполнить в выходные, разгрузив рабочие дни.
  5. Уничтожать «потомы». Пословица учит, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Поэтому надо стараться всё запланированное делать в обозначенное время.
  6. Устраивать полезные перерывы. Рутинная работа способствует развитию ещё большей лени, поэтому следует чередовать виды деятельности или задания по разным учебным предметам.
  7. Те, кто запомнит, как побороть лень к учёбе , станут успешными людьми, потому что их лень из «плохой» перерастёт в «хорошую».

«Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза - скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба - скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая "медвежью услугу" ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.

Борьба с детской ленью

Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

  1. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
  2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
  3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
  4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
  5. Позитивные ожидания . Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

Что говорят психологи, если ребенок ленится

Психологи говорят, что легче предотвратить проявления лени, чем потом с трудностями их исправлять. Поэтому, начиная с раннего возраста, продумаем, что можно предложить малышу. Не забываем, что в трехлетнем возрасте наступает кризис, когда ребенок требует самостоятельности во всем. Это ли не прекрасный период для воспитания трудолюбия, инициативности и предотвращения такого явления, как детская лень?

Поручения, чтобы избавить от лени

Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:

  • 3-4 года - уборка игрушек, помощь маме в вытирании пыли, умывание, чистка зубов, складывание своей одежды для улицы;
  • 5-6 лет - поддержание порядка в детской, застилание кровати, присмотр за братом или сестрой младшего возраста, складывание собственной одежды на полки;
  • 7-9 лет - мытье посуду, приготовление чая и бутербродов, подготовка учебников и портфеля к школе (контроль родителей остается);
  • приучает к труду ребенка любого возраста уход за домашним питомцем. Заведя животное в доме, нужно четко обозначить обязанности каждого члена семьи. Убедить чадо, что кормление, мытье, выгул влияют на самочувствие животного. Например, действенным будет такое задание: предложите сначала вместе погулять, помыть, потом самостоятельно накормить питомца. Не ругайте за пролитую воду, рассыпанный корм. Ведь ребенок старался! Вместе с ним уберите и похвалите его. В следующий раз он будет более аккуратным.

Игры, способные побороть лень

Дошколята воспринимают жизнь через игру, с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:

  • Дошколенок выбирает игрушку, которая будет уборщиком (медвежонок, зайчик, кукла, собачка). Лапками любимца малыш собирает разбросанные предметы, помещая в специальный контейнер.
  • Кто быстрее - команда мальчика с папой, девочки с мамой соревнуются, кто быстрее уберет в ящик свои вещи (игрушки).
  • Викторина - ведущий дает задания: собрать пять машинок, положить в коробку три красные игрушки, посадить на диван всех зверушек с круглыми глазками. Продолжайте придумывать, пока все игрушки не окажутся на местах. Потом надо обязательно поощрить малыша сладостью, прогулкой, мультиком.
  • Покажем мишке, как разложить красиво вещи: любимец карапуза не знает, как хранятся игрушки между развлечениями. Поможет мишке его хозяин, собравший вещи правильно.
  • Комната для куклы - обустройство комнаты покажет ребенку, насколько важно поддерживать чистоту, порядок.

Приучение к домашнему труду

  • Малыши обожают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Детишкам нельзя отказывать в начинаниях, полезнее их поощрять. Карапузам 3-4 лет нравится подавать постиранную одежду маме, стоящей у сушилки. Развешивание белья - прекрасное занятие, воспитывающее аккуратность, внимательность. Или детки стремятся расставить тарелки для обеда и разложить ложки. Мамы часто отвергают такую помощь, боясь, что чадо испортит, испачкает вещи. Родные забывают, что вещи постираются, а отвергнутый малыш запомнит, что мама справляется одна.
  • Детям постарше менее интересно помогать дома. Нежелательно давать поручение, ожидая беспрекословного исполнения. Откажитесь от использования домашних обязанностей как наказания за проступок, плохое поведение.

Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы. Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.

  • За проделанную домашнюю работу, которая важна для всей семьи, стоит поощрить чадо походом в кино, прогулкой на велосипедах.
  • Приучением к труду занимаются учителя, воспитатели, но родители с опасением относятся к работе за пределами дома. Когда детей просят прийти протереть столы, разложить книги, мамы младших школьников опасаются, что детишек заставят мочить руки, работать с тряпкой. Дети впитывают услышанные слова, затем этим же оправдывают свою лень. Лучше поощрить стремление ребенка заняться общим трудом, обезопасив фартуком, перчатками.

Чтение, как метод, чтобы победить лень

Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути. Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди. Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.

Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.

Важно! Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы.
Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.

Фольклор против лени

С проблемой детской лени люди сталкивались во все времена. Взрослые ожидают от нового поколения послушания, активности. Читая пословицы и поговорки, можно поработать над тем, как отучить ребенка от лени. Для тренировки памяти дошколенку предлагается их выучить, собрать из слов, написанных на отдельных кусочках бумаги, сделать рисунки по их содержанию.

Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:

  • Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  • Плохо ветвям без ствола.
  • Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  • Человек трудится - земля не ленится.

Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.

Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.

Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:

Все игрушки по местам
Я могу расставить сам,
Но гораздо интересней
Убирать их с мамой вместе.

Вырастить неленивого ребенка - серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.

Очень часто родители жалуются, что их ребенок ленивый, ни чего не хочет. Так что же стоит за так называемой «ленью»?

Причиной подростковой «лени» в учебе, могут быть страхи перед неудачами и неуверенность в себе. Так же подросток попросту может не знать, как что-то сделать, а спросить, как нужно, он боится.

Как правило, родители следят за самочувствием своего ребенка, но иногда подростка, у которого недомогание из-за вялотекущей, начинающейся болезни обвиняют в лени.

Гормональные изменения, бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения в подростковом возрасте - всё это отражается на функциональных состояниях подростка, и могут сопровождаться ощущением усталости.

Возможно «безделье» подросткасвязанно с тем, что он не знает, чем себя занять. Детские игры его уже не интересуют, а новых увлечений он еще не нашел. Занятия родителей (работа, хозяйство, развлечения) кажутся ему не нужными и неважными. Подросток не хочет ни походить на родителей, ни быть послушной марионеткой: «Делай уроки», «Убери комнату», «Выброси мусор»… всё это вызывает протест.

Дух противоречия для подростков так же естественен, как для любого человека, переживающего возрастной кризис. Чем сильнее действие, тем мощнее противодействие. Ведь не любую нашу просьбу ребенок встречает в штыки, а скорее ту, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти.

Бывает, что мы сами накручиваем себя, подсознательно сравнивая нашу загруженную делами жизнь и подростковую практически «беззаботную жизнь»; и тогда мы срываемся, пытаясь непременно найти дело ребенку, чтобы «польза» была и от него.

Очень часто родители часто сами провоцируют лень у подростков:

  • - оберегают детей до определенного возраста от любых дел;
  • - выражают пренебрежение к каким-то видам работ, профессиям, людям этой профессии;
  • - демонстрируют собственный пример всепоглощающей лени или наоборот безрадостного труда, без малейшего удовольствия, постоянно ругают свою работу и обязанности;
  • - не дают правильной, привлекающей внимание цели для ребенка, не создают правильной установки;
  • - встречается некорректное поведение учителей, родителей, не умеющих терпеливо объяснить, направить, но постоянно обвиняющих ребенка в лени и бездарности;
  • -не уделяется должного внимания воспитанию волевых качеств ребенка.

Как же бороться с ленью?

Конечно «болезнь легче предупредить, чем лечить». Хорошо если родители с детства определили обязанности ребенка, а с возрастом расширяли – по мере роста его возможностей.

Но если лень уже пустила корни, не стоитпытаться за один день избавится от этой привычки. Придется делать все то, что надо было делать в детстве: определять обязанности, постепенно расширяя их круг.

Поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить, подчеркивая, что комната очень чисто убрана, посуда хорошо помыта, а в магазин он сходил очень быстро. Хвалить нужно искренне, преувеличенное расхваливание раздражает сильнее, чем игнорирование его заслуг.

Если педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать, возможно, из-за плохо усвоенного материала, подросток боится сделать ошибку и предпочитает быть «лентяем», вдруг все отстанут и не заметят, что он чего-то не знает.

Не стоит отбивать подростку желание трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьешься» - работа не должна представляться подростку только тяжкой обязанностью, без какого-либо удовольствия.

Хорошо, если на примере родителей подросток видит, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса.

Если подросток сделал что-то не так, не допускайте жесткой критики по результатам любой работы; не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было не совсем верно.

Если подросток ничем не интересуется,возможно, проблема в семье. Возможно,родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, никуда не ходят... И у подростка появляется естественная мысль «Зачем мне напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?!».

Если родители хотят, что бы ребенок интересовался чем-то кроме компьютера, в семье должна культивироваться ценность знаний. Ходите вместе в музеи, путешествуйте, общайтесь. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.

Даже если подросток хронически болен, есть то, что остается для него посильным трудом, кроме самых редких случаев, по предписанию врача. Подростку важно знать, что он нужен и от него что-то зависит.

Одним из самых страшных грехов является лень. Когда она становится привычкой, то ее труднее всего перебороть. Среди всего населения земного шара, пожалуй, такого вредного качества нет только у малышей, которые гиперактивны в своем возрасте и, наоборот, хотят узнать все больше и больше. Однако, чем старше ребенок становится, тем менее усердно он старается заниматься, выполнять поручения взрослых.

Главной мотивацией для ребенка будет пример его собственных родителей. Именно родители еще с детства должны показывать своему ребенку пример того, что именно труд поможет ему в будущем. С детства ребенок должен уметь за собой убирать, помогать взрослым. Не стоит слишком опекать ребенка, иначе он вырастет неприспособленным к жизни.

Если же ребенок стал лениться только в подростковом возрасте, то стоит поговорить с ним. Узнать, что же такого произошло. Разберитесь в причинах этого недуга.

Причины лени подростков

Почему же именно в подростковом возрасте дети страдают от такой плохой привычки?


Возможные причины детской лени рассмотрены.

Теперь стоит поговорить о том, как же искоренить эту привычку у своего ребенка?

Для начала поговорите с ребенком и выясните, почему он стал так резко плохо учиться, перестал посещать дополнительные занятия? Возможно, он устает. Тогда придите к компромиссу, что два часа в день у него будут на свои занятия.

Договоритесь, что если подросток перестанет лениться и будет стараться, то он будет получать какие-то вознаграждения. Возможно, что летом вы вместе поедете за границу или купите давно обещанную игровую приставку. В общем, нужно мотивировать отпрыска.

Взгляните на себя. Может, это вы подаете такой пример, и ребенок считает лень нормальным явлением? Не ленитесь почитать вместе книгу или посмотреть хороший фильм. Приобщайте его к домашним делам, но не криками, а просьбами.

Предложите ребенку стать самостоятельным, но при этом он должен сам за собой ухаживать: убирать свою комнату, помогать вам, учиться. Ведь именно в этом и проявляется самостоятельность, когда человек может о себе позаботиться, и у него есть цели.

Если ничего не помогает, обратитесь к психологу. Может, он поможет разобраться в причинах такого поведения ребенка.

Как найти общий язык с подростком

По какой бы причине ни была лень и какой способ вы ни выбрали для ее искоренения - все это будет бесполезным делом, если у вас нет контакта с вашим ребенком.

Родители должны стать лучшими друзьями своих детей. Кто как ни родители бескорыстно и искренне любят их?

Проводите со своим ребенком больше времени. Найдите общее увлечение. Разговаривайте с ним. Никогда не срывайте плохое настроение. А если подросток грубит, вспомните себя в его возрасте.

К сожалению, переходный период - самое сложное время для родителей и детей.

Взаимопонимания вам.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: