Почему ребенок врет, и как правильно реагировать на детское вранье: инструкция для родителей. Ребенок не слушается - как правильно реагировать? Советы детского психолога

Все мы хотим, чтобы наше чадо было послушным и способным. Но всегда ли это хорошо? Послушный малыш – это, безусловно, удобно, избавляет от головной боли по поводу поведения в детском саду и школе.

Но индивидуальность ребенка и его личностные характеристики уходят обычно на второй план. Поэтому «удобный» ребенок – это не всегда хорошо. И если на ваше чадо жалуются в детском саду, радуйтесь, что у вас растет личность. Только важно знать некоторые моменты, о которых поговорим ниже.

На что могут жаловаться воспитатели

Проанализируйте характер жалоб педагогов детского сада. Если те все время жалуются, что ваш сын или дочка проявляют агрессию к другим детям, бойкотируют общепризнанные правила детского сада, портят имущество, то без воспитательных мер не обойтись. Жалоба педагога – это своеобразная обратная связь, лакмусовая бумажка проблем вашего сына или дочери. Посмотрите на ситуацию объективно.

Если действительно существует проблема агрессии, чадо уже «покусало» всю группу, постоянно провоцирует конфликты, то стоит выявить истоки проблемы. Кстати, дети часто проявляют те эмоции, которые родители тщательно подавляют в себе. Поэтому присмотритесь сначала к себе.

Возможно, вы враждебно и агрессивно настроены к педагогу, думаете или даже говорите при ребенке о нем в негативном ключе? Тогда неудивительно, что ребенок проявляет все эти эмоции. Проанализируйте атмосферу в своей семье, подумайте, почему ребенок дерется.

Часто родители, особенно отцы, сами учат детей проявлять агрессию, стоять за себя и не давать в обиду. Дети понимают все буквально, трудно улавливают границы дозволенного, поэтому ситуации, когда следует дать сдачу и пускать в ход кулаки нужно объяснять подробно. Ребенок, которому папа разрешил драться и кусаться, будет делать это без тени смущения. Ведь папа для него больший авторитет, чем воспитатель.

Как реагировать на жалобы об агрессивности и драчливости чада? Не проявляйте агрессию в ответ, особенно при ребенке, не «переводите стрелки» на других детей. Спокойно пообещайте поговорить с ребенком дома. И дома действительно обсудите с сыном или дочерью причины такой агрессии к сверстникам. Воспитание – сложный процесс, который требует чуткости от родителей. Иногда таким поведением дети «говорят» о том, что им плохо, больно и страшно. Возможно, стоит посетить психолога и невролога. Словом, проанализируйте жалобы воспитателя объективно. Он пытается помочь, поэтому нужно воспринимать его как союзника и избегать негативных высказываний о педагоге при ребенке.

Может быть, педагог просто не хочет искать подход?
Если воспитатель опытный, то, скорее всего, он умеет находить подход к детям с разным темпераментом и складом характера. Но если вы все знаете об особенностях поведения своего чада, то можете помочь педагогу скорее установить связь с ребенком.

Поделитесь в личной беседе с воспитателем о том, что может спровоцировать агрессию или истерику, как ребенку скорее преодолеть стеснение, как лучше его не наказывать и т. д. Словом, вы лучше всех знаете своего карапуза и только поможете педагогу и самому ребенку избежать конфликтных ситуаций.

Как не нужно реагировать на жалобы воспитателя?

Не вступайте с педагогом и родителями в спор на повышенных тонах. Вашему ребенку предстоит еще ни один год ходить в детский сад. Не будете же вы каждый месяц менять группу? Учитесь решать конфликтные ситуации конструктивно. Постарайтесь услышать педагога, о чем он хочет сказать. Пообещайте на домашнем совете обсудить ситуацию. Покажите ребенку, как вам важно, чтобы ему в саду было комфортно.

Проанализируйте воспитание своего чада, и свои возможные ошибки, тогда жалоб станет гораздо меньше.
Не говорите при ребенке о том, что воспитатель не очень умная, и без конца придирается к сыну или дочке. Важно с детского сада взращивать в детях уважение к педагогам. Воспитатель для детей должен быть авторитетом.

Что не стоит игнорировать?

Не стоит «спускать с рук» непедагогичность, попытки манипулировать и откровенное хамство педагога. Да, такое тоже случается. Если вы чувствуете, что педагог пытается вас унизить при других родителях и подорвать ваш авторитет при ребенке, не оставляйте все, как есть. Сделайте замечание педагогу спокойным тоном, не дайте себя зацепить, переведите все в шутку. Дайте понять воспитателю, что вы уловили его попытку вас спровоцировать и унизить при окружающих.

Если такое поведение воспитателя не прекратится, поговорите с заведующей детского сада. Также не нужно игнорировать попытки «воспитания» вашего ребенка родителями обиженных детей. Если ребенок рассказал вам, что папа Васи грозился «оторвать ему уши», если он еще раз тронет Катеньку, обязательно отреагируйте и донесите эту информацию до педагога.

Подведем итоги. Как реагировать на жалобы воспитателя? Спокойно и объективно попробуйте найти причины такого поведения ребенка в детском саду, и не подрывайте авторитет педагога. Не запугивайте ребенка строгими наказаниями, постарайтесь понять, что хочет донести до вас чадо своими «выкрутасами» в саду.

  • Три типа обидных выражений
  • Обзывалка классическая
  • Отстранение от родителя
  • Негативные чувства по отношению к родителю

Непростая ситуация, с которой сталкивался, наверное, каждый родитель. Оказывается, ваш малыш за словом в карман не лезет и вполне в состоянии наградить вас обидным прозвищем, или дать понять, что происходящее с ним «не ваше собачье дело». Как реагировать? И вообще, откуда он этого нахватался?

Три типа обидных выражений

Вообще-то обидными бывают разные слова, обратите внимание, какие именно использует ваш ребенок (это важно!). Всего их существует три типа.

    Характеристика, когда негативно описывается сам человек, подчеркиваются его имеющиеся или выдуманные недостатки.

    Разграничение, когда ребенок в грубой форме пытается обозначить границы личного пространства.

    Выражение чувств, когда ребенок пытается выразить негативные чувства по отношению к родителю.

Обзывалка классическая

С этим все понятно: «Мама-дура» ! А еще «жирная», «глупая», «страшная», «злая» . То есть ребенок пытается негативным образом охарактеризовать самого родителя. Иногда к этому побуждает ситуация (мама по рассеянности добавила в чай соль вместо сахара - «мама глупая»), иногда идут в разрез с ней, например, в ссоре ребенок обзывает маму «жирной, как свинья», хотя у той нет ни малейших проблем с лишним весом.

Прежде всего, следует выяснить, понимает ли ребенок смысл сказанного, особенно если его словарный запас неожиданно расширился. Вполне возможно, что слово «идиотка» просто показалось ему звучным и красивым.

Разъясните значение использованного слова, подскажите, в каких ситуациях его можно (если вообще можно) употреблять.

Соотнесите ситуацию с реакцией ребенка. Вполне вероятно, что над вами действительно стоит пошутить! Помогите ребенку подобрать корректный способ для этого. Если на ваши попытку посолить чай он со смехом сообщает «мама-дура», перехватите инициативу, скажите, что вы сегодня, к примеру, «растяпа» или «человек рассеянный с улицы Бассейной», если уже читали Маршака.

Словом, употребите то выражение, которое, как вам кажется, подходит к ситуации и не оскорбительно для объекта шутки.

Если ребенок употребляет явно неадекватные характеристики, например, обзывает «свиньей», «уродиной» или (пришлось быть свидетелем такого случая) «проституткой» , он не пытается охарактеризовать маму, а просто использует грубые выражения, которые слышал в ситуации реальной ссоры. И уж если он использует их, не задумываясь, он был свидетелем подобных сцен неоднократно! Постарайтесь проанализировать, где и когда он слышал подобное. Возможно, как это ни печально, вам больше не стоит оставлять его на попечении знакомых или няни… Тем не менее, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенок совершенно точно не имеет в виду того, что значат эти слова. Он просто хочет показать вам, насколько болезненна для него определенная ситуация, и пытается причинить боль в ответ.

Абстрагируйтесь от конкретных слов, сделайте акцент на том, что ребенок хотел вас обидеть. Как, почему, действительно ли хотел причинить столь сильную боль? Это должно стать предметом разбирательства.

Отстранение от родителя

«Отстань, отвали, не лезь, не тронь, не твое дело!» Все это довольно обидно для любого родителя. А ведь чаще всего это следствие вашей гиперопеки. Ребенок, проходя через очередной возрастной кризис, пытается отодвинуть границы личной территории, и если вы ему в этом не помогает - будьте готовы ловить такие «отвалилки». Как реагировать?

Во-первых, действительно, отстаньте. Дайте уже ребенку самому разобраться с рукавами у кофточки, с правым и левым ботинком, с расческой, с пультом от телевизора и так далее. Предлагайте помощь корректно: «если тебе трудно, на этот раз я могу помочь».

Во-вторых, учите отказываться от вашей помощи корректно! Прежде всего, исключите из своего лексикона любые намеки на «отвали». И терпеливо объясняйте ребенку, что в ответ на деликатное предложение помощи нужно отвечать «спасибо, нет, я сам» и никак иначе!

Тщательно обдумайте вопрос соблюдения личных границ ребенка. Вы точно не отличаетесь бесцеремонностью и назойливостью? Может, вы не заметили, как малыш вырос?

Негативные чувства по отношению к родителю

Видеть проявления неприязни разного рода, от «я тебя не люблю» до «ненавижу!» , больно любой маме и любому папе. Мы согласны побыть глупыми и толстыми, мы готовы отступить в сторону, даже когда руки чешутся помочь, но признать, что мы нелюбимы - нет, это не готов терпеть ни один родитель!

Почему дети так говорят? Успокойтесь, вас как любили, так и любят! Но малыши делают ту же ошибку, что и сами родители порой, путают отношение к человеку и его действиям. Очевидно, что столь бурную реакцию вызвала не сама по себе мама, а какой-то запрет, наказание, ограничение, которое ей пришлось наложить.

Прежде всего, старайтесь не допускать возникновения такой ситуации. Любые запреты и ограничения должны быть понятны ребенку, их разумность и справедливость - очевидна.

Если уж ситуация возникла, постарайтесь помочь ребенку разобраться в своих чувствах. Он сам должен прийти к мысли, что ненавидит не вас, а наказание. Учите его разграничивать отношение к человеку и его поступкам. Постарайтесь успокоить ребенка и еще раз обсудите с ним произошедшие.

Главное, не допускайте собственной негативной ответной реакции! Малыш еще не в состоянии разобраться в своих чувствах, но вы-то просто обязаны это сделать! Если прямо сейчас сорветесь, объявите ребенка «мерзким, гадким, бесчувственным поросенком», которого вы тоже «ни капельки не любите», создадите проблему, на которую потратите много времени и сил!

Не так страшны детские обзывательства, как неадекватная реакция родителей. Если вы не хотите слышать в своем доме оскорбления, они, прежде всего никогда не должны быть взаимными.

Вызвал много вопросов. Как же на самом деле реагировать, когда при вас переживает ребенок?

В этой статье расскажу о том, что стоит и чего не стоит делать, когда при вас переживает ребенок.

Тут, надо сказать, есть одно затруднение: ожидание того, что где - то имеется инструкция, как реагировать на ребенка – само по себе проблема. Никаких общих инструкций на это счет нет. Теоретический материал, которым и является статья по психологии – это обобщение научной теории, переложенное на практику, переведенное с научного языка на человеческий. Но это не рецепт счастья. Текст только отправная точка для размышлений, но не пункт конечной остановки, где уже все ясно, как действовать. Статья – повод задуматься и начать анализировать свою ситуацию, пропускать прочитанное через свою голову.

- дети разного возраста требуют разного подхода. Это критически важно. То, что нужно годовалому ребенку, не нужно трехлетнему, вовсе не подойдет семилетнему и будет прямо-таки фарсом с подростком.

- дети живут в семьях с разным составом

- у детей разный пол. Это неправда, что девочкам нужна забота, а мальчикам уверенность родителей, что у них все получится! И тем и другим нужно и то и другое. Но пол ребенка важен, никто пока не отменял гендерных различий и то, что нормально воспринимается от девочек будет неуместным в среде мальчишек.

- у детей разный характер и темперамент.

Как сказал знаменитый Януш Корчак «Мне неизвестно, как незнакомые мне родители в неизвестных мне условиях могут воспитать незнакомого мне ребенка».

Так что всех любителей «конкретики» ждет разочарование – рецептов счастья нет. Если и есть, то они все уже напечатаны в женских журналах. Только пользы от них меньше, чем вреда.

Однако, контур реагирования родителей очертить можно. И предостеречь от кардинально тупиковых реакций на переживания ребенка.

Чего делать НЕ СТОИТ:

- НЕ сливайтесь с ребенком в переживаниях. Если ребенок страдает, не нужно считать своим долгом страдать вместе с ним.

На деле это происходит очень часто и не только при общении с младенцами (что скорее норма, так как мать тонко настроена на считывание эмоций ребенка). Так, ребенок может сильно злиться, что мама не дает ему конфету, а мама также сильно злится, что ее ребенок устраивает скандал из-за пустяка. Происходит своеобразное заражение эмоциями друг друга. Причины разные, эмоция одна.

Желательно отделять себя от ребенка, не приписывать своих эмоций ему и не брать его чувства на себя, как часто происходит у людей с плохими личными границами.

В эмоциональной насыщенной ситуации задайте себе два вопроса:

Что чувствую Я?

Что чувствует мой ребенок?

Оставьте переживания ребенка ему самому.

- Не стоит игнорировать страдания ребенка, «не обращать внимания»

Это не стопроцентное правило, есть исключения, но в основном оно работает. Полное игнорирование переживаний ребенка действует на него угнетающе и усиливает поведенческие проблемы во много раз.

Чтобы показать ребенку, что его чувства услышаны просто скажите,что вы видите, что он переживает:

«Понимаю, это скучно идти туда, где у тебя не будет развлечений».

«Вижу ты хотел бы, чтобы все мое внимание принадлежало тебе, и я бы не занималась с братиком»

Признание чувств не означает того, что вы их одобряете или тем более разделяете. Родителей пугает именно это, они опасаются, что если признают какие – то нелицеприятные чувства ребенка, не вынося сразу суждения, то это будет означать, что они эти чувства одобряют. Так, нельзя, например, признать негативные чувства к брату или сестре, так как надо поддерживать идею мира и всеобщей любви.

Но признание чувств безопасно, оно дает ребенку опору, веру в то, что он нормальный человек и уверенность в том, что родители его не отвергнут из-за того, что он чувствует нечто неправильное.

- НЕ наказывайте за проявление страданий.

Ни в грубой, ни в мягкой форме лучше не наказывать за то, что ребенок показывает вам переживания. Грубая форма – все виды насилия и агрессии. Мягкая, более невротическая форма – наказание собственным состоянием («у мамы болит сердце, когда ты плачешь»).

Ответом на наказание за страдание становится раскол человека со своими чувсвами, подробнее

- НЕ жалейте ребенка чересчур эмоционально.

Этот пункт близок к первому, к слиянию с ребенком в страдании. Когда родители вкладывают очень много психической энергии в жаление и утешение ребенка, выдают рекордные баллы по эмоциональной шкале в ответ на страдание ребенка, они подкрепляют такую форму общения. Особенно это заметно, когда в других ситуациях родитель холодноват или занят своими делами, и ребенку родителя не хватает. Ребенок интуитивно заключает, что страдать нужно чаще, чтобы родителя в его жизни было больше.

Своей реакцией нужно показывать, что негативные переживания – часть жизни, их не нужно гнать или пугаться, но и не нужно отождествлять себя с ними, они приходят и уходят.

Что делать желательно, когда вы видите страдание, переживания ребенка:

  1. Признайте, что ребенок чувствует именно то, что он чувствует. Не нужно оспаривать очевидность. Так, если ребенок злится, не стоит говорить ему, что он не злится НА САМОМ ДЕЛЕ, потому, что он добрый. Таким образом вы создаете когнитивный диссонанс и раскол внутри ребенка («мама говорит, что я не чувствую то, что я чувствую» – это взрыв мозга ).
  2. Примите стремление ребенка к контакту или наоборот стремление уйти от контакта с вами. Не нужно насильно обнимать выдирающегося от вас в обиде ребенка, но если ребенок тянется к вам, приласкайте его, создавая некое подобие «теплого одеяла», чтобы ребенок мог подзарядиться от вас.
  3. Воздержитесь от советов и поучений на пике эмоций. Злится ребенок, расстроен или обижен – все это не лучшая почва для сообщения, что «надо было тебе….».
  4. По возможности устраните причину страдания. В большей степени это касается совсем маленьких детей. Придите на помощь ребенку, чтобы на деле ликвидировать причину неприятностей.

Этот пункт довольно очевиден, но есть нюансы.

- Иногда ребенок не хочет, чтобы вы ему помогали. Это часто касается детей 2-4 лет. Он и сам не может справиться с задачей, и плачет, и вас отталкивает, когда вы хотите помочь. Это нормально в детском возрасте, не нужно с этим бороться. Это проявление натяжения между желанием сделать все самому и желанием получить результат (который «самому» то получить не выходит). Если ваш ребенок ведет себя именно так, оставьте его в покое, сказав нечто вроде: «Да, обидно, когда не получается сложить пирамидку».

- Не стоит спасать ребенка постоянно . Когда ребенок взрослеет, ему нужно давать действовать самостоятельно, даже побуждать к этому.

Так, например, ребенок лет 6 (бывает и раньше) уже в состоянии обработать себе мелкую рану на коленке. Уча ребенка таким вещам, вы повышаете его жизненную компетентность, позволяете вырасти уверенности в себе.

Если ребенку жарко, не надо бросаться его раздевать, если он в состоянии сделать это самостоятельно. Позволяя ребенку действовать самостоятельно, вы передаете ему веру в его способности справляться с трудностями.

Также не нужно спасать дошкольников (тем более школьников) от неудобств и раздражений, связанных с одеванием и раздеванием в зимнее время. Да, много вещей это сложно, это раздражает. Но, когда бдительный родитель стоит на подхвате, чтобы мгновенно помочь с завернувшимся рукавом или надеть штаны, ребенок вовсе не учится одеваться, только протягивает конечности в сторону родителя.

Такого рода малозаметные нюансы на самом деле цементируют проблемы с несамостоятельностью и эмоциональной неустойчивостью детей.

5. Вернитесь к проблеме позже.

Обсудите то, что вызвало негативные переживания. Этот пункт, конечно, нужно пропустить в тех случаях, когда ребенок, например, сильно ударился и рыдал полчаса по этой очевидной причине.

Но этот пункт архи важен, если ребенок испытывает хронические негативные эмоции по одним и тем же поводам, что бывает гораздо чаще.

Так, если ребенок:

- постоянно плачет и хандрит по утрам, не желая отправляться в сад/школу

- плачет каждый день над домашней работой

- ежедневно жалуется на проблемы со сверстниками

- не может наладить отношения с кем – то из членов семьи –

в этих случаях мало принятия чувств, нужна реальная помощь!

Принятие чувств тактика замечательная и ИНОГДА достаточная. А иногда недостаточная.

Как именно вы будете помогать ребенку зависит от ситуации. Но вычленить стереотипные реакции и поставить вопрос на разработку – хорошая тактика, которая позволяет ребенку учиться У ВАС активному подходу к собственным переживаниям.

Например, каждый день ваш ребенок после школы плачет, срываясь по мелочам. Предположительно - эмоциональная перегрузка, какие – то недовольства школьной обстановкой. Проанализировав ситуацию и поняв, что нужна эмоциональная разгрузка, вы можете придумать вместе с ребенком план «Перезагрузка после школы», который будет включать нечто вам обоим приятное (шумные или наоборот тихие игры, музыку и прочие приемы). А поняв, что ребенку требуется помощь в общении со сверстниками, вы можете создать и реализовывать программу выхода из тупика.

Важен ваш подход:

- вы понимаете ребенка, ее чувства, выслушиваете

- даете чувствам естественным образом утихнуть

Говорите ребенку: «Пожалуй, тут есть на что обратить внимание, твои чувства нам об этом говорят. Будем думать, что делать»

- создаете приемлемый план действий.

Чем младше ребенок, тем больше у вас шансов повлиять на его эмоциональные стереотипы. К 6 годам эти стереотипы кристаллизуются и их можно изменить уже только специальной коррекционной работой. Эти стереотипы с течением жизни под влиянием опыта могут меняться, но вы, как родитель, воспитатель уже не будете иметь к этому отношения.

Важно реагировать на собственные негативные эмоции конструктивно. Обращать внимание на неприятные переживания, стараться выбраться из тупиков, приносящих боль, проявлять собственную активность (не только в навязчивой деятельности, заедании или шопинге). В таком случае будет понятно, как научить ребенка тому же самому.

© Елизавета Филоненко

Часто, наблюдая за своим ребенком, его капризы и истерики, неприятие его окружающими людьми, мы испытываем растерянность - что я делаю не так, почему мой ребенок такой невоспитанный, и так ужасно себя ведет?

Я люблю своего ребенка, он - самый лучший, но не только окружающие, но даже я в ужасе от его поведения. Что делать, если ребенок не слушается? Как правильно реагировать на плохое поведение?

На эти вопросы отвечает кандидат психологических наук, детский и семейный психолог и психотерапевт, Могилева Вера Николавена.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Наверное, многие помнят это стихотворение Владимира Маяковского. В нем поэт дает детям четкие указания, что хорошо, а что - плохо. Сейчас со многими примерами, которые описывает автор, можно поспорить. Психологи скажут, что стихотворение полно оценок «плохой мальчик», «хороший мальчик», «мальчик очень милый», «дрянной драчун» и т.д. и т.п. Возникает вопрос:

Как же показать детям, что можно, а что нельзя?

Родителям молчать нельзя!

Многие родители, начитавшись разных статей, которыми пестрит интернет, оказались в полной растерянности, приняв для себя решение, что если я не знаю, как правильно реагировать на неадекватное поведение ребенка, то лучше не буду реагировать никак.
Сегодня мы можем встретить детей, которые кидают камни в голубей, грубо и заносчиво ведут себя с окружающими, разрисовывают стены. При этом рядом находятся родители и молча наблюдают за происходящим.

Есть родители, которым, реально, все равно, что делает их ребенок. Таким родителям придется получить обратную связь от этого мира и своего ребенка позже, когда выросшему ребенку будет абсолютно все равно, что происходит с его родителями. Не случайно сейчас так много одиноких стариков, забытых и брошеных своими детьми и внуками.

Есть другая категория родителей, которые наблюдают за происходящим, им стыдно за действия своего ребенка, но их как бы парализует при виде того неадекватного поведения, которое может демонстрировать их чадо, например, на детской площадке, в компании взрослых. Они не знают, что делать. Часто они надеятся, что кто-то из окружающих остановит их хулигана. Когда же это происходит, то их захлестывает жалость к своему чаду - его обидели.

Когда замечания ребенку делает кто-то другой в присутствии родителей, то это оказывается малоэффективным, т.к. именно родитель до определенного возраста (примерно до 10-12 лет) сохраняет главенствующие позиции в смысле морального авторитета для ребенка. Даже если кто-то и сделает замечания сорванцу, но при этом рядом будет стоять молчаливый родитель, то ребенок получит сигнал, что он делает все правильно, так делать можно и нужно.

Более того, молчание родителя подстегнет его интерес и подчеркнет безнаказанность всей ситуации.

Такой ребенок будет из кожи вон лезть, чтобы проверить реакцию всех окружающих, нарушая правила и при этом будучи просто не в состоянии остановиться.

Что же делать? Как правильно себя вести и в каком возрасте необходимо останавливать ребенка?

Как воспитывать детей?

Если ребенок нарушает правила поведения, то родитель должен ВСЕГДА его останавливать, независимо от того, где находится ребенок: в общественном месте (магазине, кинотеатре, кафе) или дома.

Ребенок должен знать, что есть определенные границы, нарушать которые нельзя.

Например, ребенок тянет кота за хвост. Его необходимо остановить и сказать, что это запрещено. Остановить лучше лаконичным словом «Стоп», т.к. такие слова как «НЕльзя», «НЕ делай» и т.д., являются словами-провокаторами и как бы подстегивают ребенка к дальнейшим действиям.

Истерика у ребенка

Если ребенок устраивает истерику в гостях, на вечеринке или в магазине, то ему следует спокойно проговорить, что здесь не место для истерик, и, если он что-то хочет, то может сказать спокойно (при этом Вы должны быть абсолютно спокойны). Если это не помогает, то ребенка уводят из общественного места.

Так Вы продемонстрируете ребенку:

  • во-первых , что такая форма поведения неприемлема,
  • во-вторых , установите некие социальные нормы,
  • в-третьих , избавите окружающих от необходимости слушать крики и вопли вашего ребенка. Помните, что от них страдаете не только Вы.

Обычно эти нормы дети при правильном поведении взрослого усваивают к 4-5 годам. Если подобное поведение мы встречаем у детей 6 лет и старше, то это может говорить о некой социальной незрелости и педагогической запущенности. Причиной которой является, прежде всего, пассивность родителей в отношении воспитания их чада.

Более того, нередко родители не пассивны, но их реакция на девиации поведения детей лишь усиливают их. Взрослые, наблюдая истерики детей 2-3 лет, часто начинают его жалеть, целуют и т.д., объясняя себе, что он маленький и перерастет. Если причиной истерики является некое стремление демонстрации и желание добиться своего, то таким образом взрослый только поощряет подобное поведение, закрепляя его. Ребенок, как бы получает сообщение «Устрою истерику - получу внимание и ласку (игрушку, поцелуи и т.д.).

Жалость к ребенку

Что касается возникающего чувства жалости по отношению к ребенку в моменты истерик, то с одной стороны, важно понимать, что часто мы жалеем даже не нашего ребенка, а себя самих - мы в этой ситуации беспомощные дети, которые не знают, как успокоить нашего ребенка; с другой стороны - жалость - это страшная эмоция по отношению к другому, она часто лишает сил, делает человека жалким и беспомощным, может лишить его важного психологического ресурса, это чувство, когда оно проявляется в неуместно ситуации (ребенок кого-то бьет, что-то разрушает), создает извращенную картину мира для малыша.

Он начинает понимать, что агрессия, истерики и разрушение - это то, за что он получает внимание и может быть даже нежность от близких ему людей.

Данные модели поведения бывает сложно корректировать самостоятельно и часто требуется помощь психотерапевта.

Попадая с ребенком в общественное место, приходя в гости и т.п., важно уточнить некоторые правила, которые приняты на данной территории и проговорить их ребенку. Если малыш их нарушает, то именно родители должны его остановить, т.к. даже хозяева квартиры не являются пока что для него авторитетом.

Именно родители - источник всех знаний о нормах и правилах.

Непослушный ребенок

необходимо научить ребенка спрашивать разрешения

Часто дети легко идут на контакт с чужими взрослыми, лезут на колени, заглядывают в чужие сумки и пакеты. И родители, и посторонние могут умиляться крохе. Но именно в этом возрасте (1-3 года) мы показываем, что же все-таки можно, а что нельзя.

Если ребенок взял чужую вещь без разрешения, то его просят вернуть ее на место и предварительно уточнить доступным для него способом, можно ли ее брать. Если ребенок решил сесть на колени незнакомого человека, то его тоже необходимо научить спрашивать разрешения, понимать границы других людей.

Многие говорят - это ответственность того, кто пускает к себе на колени. Это и так, и не так. С одной стороны, ребенок получает разную обратную связь: кто-то пустит, а кто-то скажет: «Я устал, иди поиграй сам». Так естественным образом малыш узнает, что не все готовы держать его на коленях, или играть с ним в любой момент, когда он захочет.

С другой стороны, если Вы видите, что ребенок не реагирует на замечание другого взрослого и переходит границы, то Вы должны сами остановить его , сказав, например, что «тетя устала, она не готова сейчас с тобой играть, пойдем посмотрим вон ту книгу».

Тем самым Вы обозначите, что надо слышать желания другого.

Но, конечно, если тетя с удовольствием играет с вашим малышом, то не стоит их прерывать и додумывать за тетю ее состояние и желания.

Невоспитанные дети

Если обратная связь о личных границах у ребенка отсутствует, то вырастая, в 6-7 лет он может запросто нарушать личные границы окружающих. Лазить по сумкам, с разбегу садиться на колени незнакомцев. В этом возрасте он уже не вызывает такого умиления, а его поведение кажется несколько странным.

Но объяснить младшему школьнику, что это поведение неприлично, становится несколько сложнее, т.к. до этого его никто не останавливал и он получал позитивную обратную связь (все умилялись, улыбались и т.п.).

Родителям важно помнить, что их четкое однозначное поведение, их обратная связь для ребенка - это гарант его безопасности и уверенности.

Так он получает четкий посыл о границах, о том, что можно, и что нельзя.

Самые неприятные - может быть, даже страшные - слова, которые могут прозвучать от ребенка: «Мама, я тебя не люблю!» или «Я тебя ненавижу!». Мы можем выдерживать капризы, упреки, истерики, но услышать от собственного чада такие слова не готовы.

Мы боимся их.

Мир сразу рушится, все кажется бессмысленным - все наши попытки дать ребенку любовь, подарки, жизнь… Ведь он нас не любит!...

Прежде чем впадать в панику, давайте разберемся, почему ребенок может сказать такие слова маме? Откуда могут появиться эти слова в его лексиконе? Что именно хотел бы сказать ребенок, какие эмоции выразить, произнеся эти слова? Откуда все берется? Давайте вспомним, когда «выскакивают» из уст ребенка такие фразы? Можно ли обобщить эти ситуации и предположить наверняка, что послужило поводом для этих жестоких - для нас, родителей - слов?

Согласитесь, что на пустом месте «Я тебя не люблю!» не появится.

-Это могут быть ситуации недовольства, когда ребенок не может выразить адекватными словами свои негативные эмоции.

Скажем: «Вы с папой не захотели купить мне велосипед. Я не доволен вашим поведением и глубоко оскорблен!» Вы бы, наверняка, удивились, если бы услышали такие слова, скажем, от 5-6 летнего малыша. И, тем не менее, мы ждем, что ребенок сможет выразить свое недовольство словами распространенного предложения, наполненного причастными и деепричастными оборотами.

Вспомните, всегда ли вы можете рассказать другому человеку - даже самому близкому - о том, что вас волнует? Не просто «Я устала…», «Я больше так не могу…», а «Я расстроена твоими словами. Я хотела купить это, но у меня не хватило денег. Сейчас я очень переживаю из-за этого, поэтому так эмоционально и может быть, грубо разговариваю с тобой». Вы всегда используете в разговоре с домашними такие словесные конструкции?

А с ребенком? Вы показываете ему, как стоит выражать свои чувства и с помощью каких слов это можно сделать? Всегда ли вы задаете вопросы своему чаду: «Что тебя сейчас волнует?», «Чего ты сейчас боишься?» или используете поддерживающие реплики: «Я понимаю, что сейчас с тобой происходит», «Я готова выслушать то, что ты мне скажешь. Я вся - внимание!» Ведь именно так мы показываем своему ребенку, как нужно говорить о том, что волнует, что «болит» в душе.

По наблюдениям специалистов, слова: "Я тебя ненавижу!" говорит большинство детей дошкольного возраста. Многие родители понимают, что такими словами ребенок выражает свое недовольство. Но реагируют на них неправильно. Как правило, так: "Как нехорошо ты сказал, чтобы я больше от тебя такого не слышала". Вполне возможно, что после нескольких повторений ребенок, действительно, перестанет так говорить. Но негативным эмоциям нужен выход. И ребенок найдет более деструктивные способы. К примеру, начнет драться, кусаться или строить из себя дурачка, притворяться, что не слышит, о чем говорят ему родители, или игнорировать их другими способами.

Позволяя ребенку выражать свои эмоции, мы помогаем ему учиться справляться с ними - таковы законы приобретения коммуникативных навыков.

- Это могут быть ситуации протеста, в которых ребенок не просто не доволен сложившейся ситуацией, но и активно против нее.

Например, вас не устраивает погода на улице или то, как ваш сын решил одеться, может быть, то, куда он решил пойти и с кем. Вы отказываете ему в его просьбе, положительное решение которой для него КРАЙНЕ ВАЖНО! И получаете в ответ: «Я тебя не люблю!» Но ведь вы сами напросились…

Смогли бы вы, например, разобраться с его ценностями? Услышать то, что он хотел сказать, а не ответить отказом только потому, что вам было не до того, чтобы понять, насколько это для него важно?

- Это могут быть ситуации сопротивления насилию.

Родители обладают определенной властью над ребенком. И пользоваться этой власть можно по-разному. В том числе, и применяя насилие: заставляя, угрожая, не говоря уже про физическое воздействие… Неудивительно, что ребенок, сопротивляясь, произнесет слова, о которых он и сам потом будет жалеть. Ведь он любит своих родителей безусловной любовью.

Ко всем перечисленным ситуациям относятся и кажущиеся нам бесконечными капризы. Ребенок просыпается и засыпает с унылым выражением лица, в течение дня он часто капризничает, он не радуется подаркам или его радость мимолетна, а за ней следуют продолжительные периоды «несчастного выражения лица». И задача родителей заключается в том, чтобы понять, где они «перегибают палку», что требуют от ребенка такого, что он не способен дать либо в силу возраста, либо в силу нехватки жизненного опыта и свойственных ему темпов развития, либо в силу исключительно своих понятий об этом мире.

- Это могут быть ситуации, в которых ребенок испытывает чувство вины.

Наверное, это самые болезненные для маленького человека ситуации. Он знает, что его родители - самые лучшие в мире. Он хочет быть любимым и любить, но у него не получается поступать так, как от него ждут. Это относится, в первую очередь, к детям с повышенной требовательностью к себе. Они все время оценивают свои поступки с точки зрения другого человека: что подумают, что скажут другие? Вдруг я поступил не так? Вдруг им не понравится?!

От таких детей вы вряд ли дождетесь крика о нелюбви или ненависти. Скорее, эти слова они будут адресовать себе, что не менее болезненно для ребенка. Потому что приводит к снижению самооценки.

- Это могут быть ситуации, в которых родитель испытывает чувство вины.

Чувство вины ходит рука об руку с сомнения. Иногда создается впечатление, что мы - родители - постоянно не уверены в себе. Все время сомневаемся. Правильно ли мы ведем себя со своими детьми? Не слишком ли жесткие границы в отношениях устанавливаем? Не слишком ли лояльно относимся к их требованиям, капризам, бесконечным «хочу» и «дай»? Такие родители как раз вырастают из детей с пониженной самооценкой. И в качестве «наказания» за свои сомнения в отношениях с детьми они «притягивают» жесткие словесные конструкции: «Я тебя не люблю!» .

Ребенок, как и взрослый человек, прекрасно знает, когда перегибает палку, даже если родители закрывают на это глаза. В глубине души он ощущает свою вину. Он бы сам хотел, чтобы его остановили. Но если этого не произойдет, дело будет только ухудшаться. Он словно спрашивает: «Насколько плохим должно стать мое поведение, чтобы меня одернули?» Ведь ребенок ждет от родителей не столько исполнения любых желаний, сколько уверенности, стабильности, твердости. С их помощью он создает картину собственного мира. И какой она будет - слишком мягкой и неуверенной или слишком твердой и закостенелой или некой средней моделью, в которой он будет чувствовать себя комфортно - зависит от родителей.

Вина способна захлёстывать родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, что ваш любимый ученик схватил очередную двойку, что у дочки не складываются отношения с подружками, что сын связался не с той компанией, что... тысячи "что". Может быть, это и так. Но если вы погружаетесь в свою виноватость, становится очень трудно - фактически невозможно - найти правильное решение, понять ребёнка и помочь ему. Вина отбирает силы, из-за неё вы погружаетесь с головой куда угодно: в гнев, в депрессию, в сожаление, в раскаяние, самоедство. А возвращаетесь совершенно опустошёнными и обессиленными.

Есть ли простые и доступные способы, с помощью которых родители могли бы научиться избавляться от этого непродуктивного чувства, как только обнаружили его присутствие? По мнению психологов, есть. Вот конкретные шаги, которые необходимо делать.

Как избавиться от чувства вины

    Подойдите и извинитесь, если считаете, что были не правы. Если нет ребенка рядом - позвоните, напишите письмо. Возможно, письмо вы и не отправите, но для себя объясните, почему так поступили. И поймете: в тот момент вы не могли поступить иначе - не получалось. Например, вы накричали на ребенка ни за что ни про что. Покайтесь в том, в чем виноваты. Сразу почувствуете облегчение. Вы не оправдываетесь, а извиняетесь, то есть признаете свою ошибку и хотите исправить ее.

    Решите, что можете сделать прямо сейчас.

    А потом проанализируйте ситуацию. Найдите в "минусах" свои "плюсы". Например, "зато, когда я извинился, мои подросток впервые за месяц мне улыбнулся".

    Решите, как вы будете действовать в подобных случаях в будущем. Если, например, вам трудно сдерживаться, когда вас захлестывают отрицательные эмоции. Придумайте способы, как от них избавиться, не обижая своих близких. Например, кидайтесь мыть пол, стирать одеяло, можно выскочить с собакой на прогулку, поднять крышку унитаза и хорошенько высказаться. Заставляйте себя соблюдать это правило всегда! Поначалу срывы будут, так как вам надо избавляться от застарелой привычки. Продержитесь три недели - это минимальный срок для того, чтобы выработалась привычка. За это время новая полезная привычка (которой вы заменили дурную) начнет пускать корни.

    Хвалите себя за последовательность, за то, что у вас хватает мужества поступать так, как вы решили. Еще лучше фиксировать свои победы. Например, отмечать их в календаре-ежедневнике большим восклицательным знаком. Чем больше их будет, тем легче вам.

    Относитесь лояльно к "рецидивам". Вы снова можете взяться за старое - такова наша природа овладения новыми навыками. Шаг назад бывает почти всегда. Но не думайте, что у вас ничего не получилось. Вина - как болезнь: если она застарелая, нужно время, чтоб излечиться. Зато с каждым шагом у вас будет получаться все лучше и лучше.

    И, конечно же, простите себя. Вы - человек. А людям свойственно ошибаться.

- Это могут быть ситуации, в которых границы поведения ребенка размыты.

Грубая - в нашем случае оскорбительная, жестокая - реакция со стороны ребенка может быть следствием размытых поведенческих границ. Как и в предыдущем случае, речь идет о сомневающихся родителях, об их неуверенном поведении. Если мама обещает, но не выполняет обещаний. Если грозит наказанием, но очень скоро сама же его и отменяет. Если говорит «Нет!» и тут же «Да!». Если «нельзя» соседствует с «можно».

При таком отношении у ребенка происходит настоящая путаница в голове. Слова «Я тебя не люблю!» запросто слетают с его губ, как и многие другие. И он вряд ли пожалеет о них. Такого ребенка начинают наказывать, с каждым разом все сильнее увеличивая меры воздействия, но ему, как говорится, «как с гуся вода». Его уже не пугает наказание. Потому что самое страшное для него - это размытые границы во взаимоотношениях с родителями. Их бесконечные сомнения и неуверенность.

- Это могут быть ситуации, в которых родитель не умеет говорить «Нет» своему ребенку.

Умению спокойно и уверенно отвечать отказом стоит учиться. Этот навык обязательно пригодится во взрослом возрасте. Посмотрите на себя, дорогие родители, вы умеете правильно говорить «Нет!»? Если не умеете, то научитесь. Хотя бы для того, чтобы передать свои опыт и знания ребенку.

Почему неумение такой, казалось бы, простой вещи может привести к словам о ненависти и нелюбви со стороны детей? Потому что ребенок растет уверенным, что ему ни в чем нельзя отказать, что все - включая и всех остальных окружающих его людей - ему должны. Но ведь это неправда! К тому же требования детей к родителям, которые не умеют отказывать, растут. Однажды родители будут вынуждены отказать, но уже не будут поняты детьми, привыкшими к другим поведенческим сценариям. Избалованный ребенок несчастлив даже у себя дома. Когда же он оказывается лицом к лицу с внешним миром — неважно, произойдет это в 2, в 4, в 6 лет, — то это оказывается для него сильным ударом. Выясняется, что никто не собирается с ним «носиться». Более того, на всех отталкивающе действует его эгоизм. Либо он всю жизнь будет страдать, либо приложит усилия, чтобы научиться быть приятным для других.

Можно ли настоять на своем, не теряя дружелюбия? Можно. Например, если ребенок требует продолжения игры, несмотря на ваше утомление, не надо бояться сказать ему: «Все, я устала. Я почитаю книжку. Ты тоже можешь почитать свою». Это вовсе не должно звучать сердито, достаточно произнести эти слова твердо, давая понять, что возражения не принимаются.

Пять правил, как говорить "нет" и не чувствовать себя виноватым

    Не торопитесь с ответом. Это не значит, что надо тянуть или уклоняться. Это значит, прежде чем сказать "да" или "нет", согласиться или отказать, подумайте, поймите суть просьбы или предложения, с которыми к вам обращается ребенок.

    Внимательно выслушайте и вникните в суть дела. Если что-то непонятно, расспросите, уточните детали. Этим вы убьете сразу двух зайцев. Во-первых, мы часто говорим "да" или "нет" машинально, под настроение. Во-вторых, ребенок, которого вы слушаете внимательно, почувствует, что он вам не безразличен. Вы прояснили для себя позицию собеседника.

    Покажите ребёнку, что вы признаёте его право иметь собственное мнение. ("Да, ты действительно считаешь, что мы должны купить этот велосипед", "Да, я понимаю: ребята будут тебя ждать".) Вы не соглашаетесь и не критикуете, вы просто констатируете такой факт: с его точки зрения это правильно.

    Объясните коротко и внятно, что вы не можете (не хотите) делать то, о чем вас просят. Коротко назовите (объясните) причину отказа. Чем младше ребенок, тем короче и проще надо говорить.

    Если ребенок не внял вашему "нет" и продолжает вас уговаривать, реагируйте как "автоответчик" - повторяйте одно и то же. А именно: на каждый новый довод (выпад, скулеж) реагируете так: а) соглашаетесь с доводами (я понимаю, тебе хочется иметь велосипед; я понимаю, в этой компании ты давно не был... и т. д.), б) повторяете отказ одними и теми же словами ("но это слишком дорогой велосипед"; "без взрослых в поход я не могу отпустить тебя"). Никто долго не выдержит. Аргументы у ребенка иссякнут, и ваш отказ примут как факт.

- Это могут быть ситуации, в которых мы - родители - неправильно реагируем на детскую критику.

Многие из нас считают, что ребенок не имеет права критиковать наше поведение. Тогда давайте зададимся вопросом: а почему мы так решили? Может быть, мы считаем свое поведение безошибочным и абсолютно правильным? Может быть, мы всегда уверены, что истина исключительно на нашей стороне? Те из нас, кто склонен считать себе всегда правым, составят полную противоположность родителю сомневающемуся. И будут также далеки от истины. Потому что она, как известно, находится посередине.

Так как же стоит реагировать на критику детей? Можно ли ее допускать в отношениях? Как отвечать на: «Папа, ты не прав» или «Мама, я с тобой не согласен»? Может быть так: «Молчи, мал еще старших учить!».

Как правильно критиковать

    Во-первых, любую критику стоит принимать спокойно. Как сказал кто-то из великих: «Когда я спокоен - я всесилен!»

    Во-вторых, учите детей - разумеется, на собственном примере - конструктивной критике. То есть использованию аргументов, объяснению причин и поводов. А также критике с последующими предложениями. Ставя во главу угла принцип: «Критикуешь - предлагай!»

    В-третьих, учите ребенка тому, что критика, несмотря на то, что появляется на волне недовольства другим человеком, способна приводить к очень позитивным результатам. Показывайте те результаты, которые появились в результате высказанных критических замечаний. Но высказанных грамотно, спокойно, с уважением к собеседнику.

Например, покупка того же самого велосипеда, действительно, могла состояться, если бы ребенок спокойно высказал свое недовольство, привел ряд аргументов, почему родители приняли неверное решение, обосновал бы, что получит он, а также родители от этого приобретения. Скажите, что такое невозможно? Отнюдь.

Демонстрируйте на собственном примере те модели поведения, которые вам хотелось бы привить ребенку, и он впитает их в себя, как губка.

- И, наконец, это могут быть ситуации, в которых ребенок повторяет за нами - родителям - те глупые и жестокие слова, которые мы себе позволяем…

Не секрет, что многие из нас, даже при высоком уровне интеллекта и образованности, даже в наше просвещенное время, могут позволить себе брякнуть (по-другому и не скажешь!) своему ребенку: «Не сделаешь - любить не буду!», «Ты безобразно себя ведешь - я тебя не люблю!», «Ненавижу тебя, когда ты так делаешь!». Мы адресуем эти фразы ребенку или мужу. Неважно кому. Важно, что ребенок записывает эти слова в память автоматически. И в моменты недовольства, агрессии, упрямства обрушивает их на нас. Но ведь именно наше неумение следить за тем, что говорим и делать выводы из собственных поступков, приводит к этим «карающим» словам.

Вы все еще боитесь этих слов? Продолжаете думаете, что быть родителем сложно? Или сейчас вы все-таки смогли увидеть те ошибки, которые способен допустить каждый из нас в отношениях с ребенком?

Следите за тем, что вы говорите. Только тогда у вас появится шанс исправить положение, даже если оно казалось вам до этого непоправимым.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: