Почему ребенок не хочет учиться? Почему ребенок становится ленивым.

Что делать, если у вас ленивый ребенок? Помогут наши советы, если ваш ребенок ленится!

Вообще, первое, что нужно сделать, встав перед фактом чужой лени, - это расслабиться и не сильно давить на педали. Иначе отношения испортишь, а воз останется там же, где стоял.

Лучше найти компромисс между своим взрослым "надо" и его детским "хочу": не существовало еще на свете ребенка, который бы поленился делать то, что ему "хочется" и "нравиться". Лень встает на защиту своих интересов, только если есть опасность потратить драгоценное время жизни на нелюбимое занятие. "Не люблю физику (астрономию, географию)!!!" - означает, что эти предметы лень делать. "Ненавижу вытирать пыль" - означает, что лучше пусть она обсыплется самостоятельно, когда придет ее время. Там, где нет интереса, всегда воцаряется лень!

Возникает классический вопрос: "Что делать?" На который просится только креативный ответ: "Включать движок авантюризма модели "Том Соейер"". И научить своего "зайчика-котика" зажигать звезды во время покраски забора и вызывать "завидки" у окружающих своей роскошной дырой на месте выпавшего молочного зуба. В противном случае, Ваши нравоучения покажутся скучными даже Вам самим, а жизненный путь Вашего ребенка может пойти в прямо противоположную сторону от места, где торжествует "богатство и здоровье".

Ребенок игнорирует мытье посуды? А Вы предложите сделку: помыть посуду вместе, но на скорость. Выигравшим считается тот, кто помыл больше, и за это он может, например, опрыскать проигравшего водой или заставить бедолагу прокричать: "Я шпанский мозгляк, Навуходоносорова вошь, уличенная в кровопийстве"...Да что угодно, главное, чтобы было весело. (Наверное, излишне упоминать, что Вы должны (как боксер) "лечь на ринге" и не стремиться к победе в этом состязании). И запомните: в отличие от Вас, лень не обладает воображением. Синдром подмены ее парализует: лень упивается игрой, а дело становиться всего лишь фишкой, без которой игра невозможна.

Безделье не выносит изобретательности, хотя, с другой стороны, само изобретательно по части всяких хитрых уловок. Поэтому любому пращуру придется постоянно совершенствоваться в этой схватке. Иначе придется наступить на горло песни собственной лени и делать все самому (включая и физику).

Как известно, золотое правило бездельника - "Не делай сегодня того, что можно сделать завтра. И не делай завтра того, что можно вообще не делать". Зачем утреннее напряжение с уборкой кровати, если вечером придется ее разбирать? Тоже правда. Поэтому возьмите и сфотографируйте сначала убранную, а затем - неубранную кровать (для художественности можно положить пару-тройку надкушенных бутербродов и огрызок яблока на одеяло), обрамите два этих фотошедевра в красивую рамку и, с подписью "красота спасет мир", повесьте над предметом Ваших ежедневных страданий. Лень, конечно, слепа, но не настолько, чтобы не содрогнуться от очевидной гадости.

Ваш ребенок разбрасывает свои вещи где попало? И Вас это раздражает? Не проблема - выбрасывайте все, что лежит не на месте (ну ладно, можно надолго их спрятать, если "жаба душит"). Два-три месяца - и можно праздновать победу! Для этого случая можно избрать и тактику Л.Н. Толстого, базирующуюся на "непротивлении злу насилием", например: насыпьте на каждую не положенную на место вещь (или вокруг нее) конфет, украсьте ее бантиком, зажгите вокруг нее свечи, рассыпьте конфетти и серпантин, блестки, да что хотите. И попробуйте отпраздновать "новый год" в честь каждого разложенного на рояле носка. Лени приятно, и Вам весело. Правда, после пары таких представлений вещи как-то сами собой попадают на место.

В борьбе за порядок в доме не забывайте главное правило: "Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!" Если ребенок с детства будет приучен класть вещи на место, откуда взял, то проблем с порядком у вас не будет.

В борьбе с чужой ленью главное - соблюдать правила партизанской войны: скрытность, неожиданность, спокойствие и чувство юмора.

Воспитание ребёнка – это очень сложная и серьезная задача, правильному выполнению которой родителей, к сожалению, никто не научил. Справляться с детской ленью отнюдь не просто. Если ленивый ребёнок не хочет ничего делать, заставлять его – себе дороже. Нервные клетки не восстанавливаются, и, в конце концов, иногда кажется, что легче взять и сделать всё самому. Заправить за маленьким лентяем кровать, помыть его тарелку, положить на место разбросанные им вещи… Лишь бы не было возникало конфликтов, ведь «плохой мир лучше хорошей войны».

Однако, чем больше потакаешь ленивому ребёнку в его ничегонеделании, тем ленивее он становится. Вот он уже отлынивает от выполнения школьных домашних заданий, не хочет чистить зубы, причесываться, следить за своим внешним видом… Проблем становится больше и решать их надо обязательно.

Но самое важное, что нужно помнить – если ребёнок не хочет ничего делать и ему это сходит с рук, это обязательно скажется на его будущем, ведь психическое развитие и формирование личности происходит до пубертата. Задача родителя – научить ребёнка жить, научить самодисциплине и ответственности, привить ему полезные привычки и навыки, которые позволят ему позаботиться о себе в будущем. Ребёнок должен научиться, как минимум, убирать за собой, обслуживать себя, готовить элементарную еду – и это только то, что касается быта.

Ленивый ребёнок, за которого всё делают родители, может вырасти неадаптантом, безответственным, инфантильным человеком. Если ребёнка не научить справляться с ленью ещё в детстве, во взрослой жизни ему тем более не справиться с этим монстром. Ведь лень – это часть человеческой натуры, которая запросто может помешать человеку состояться и реализовать себя.

Почему ребёнок ленится. Мой опыт

Дети полны энергии. И они никогда не ленятся делать то, что им интересно (или выгодно). Нельзя сказать, что ребёнок ничего не хочет делать совершенно. Он не желает делать тех дел, для выполнения которых у него нет мотивов.

Это не значит, что нужно превращать домашние обязанности ребёнка в игру или платить ему за подметенный пол и вымытую посуду. Это означает, что родитель должен создать мотив для того, чтобы ребёнок выполнял свои обязанности.

Как это сделать? Тут всё зависит от ребёнка.

Все дети разные – это трудно не заметить. И каждый ребёнок ленив по-своему, в соответствии со своей природой, своими векторами.

В своё время мне непросто было справиться с ленью сына – в нем доминирует кожный вектор. Кстати говоря, именно кожная лень – двигатель прогресса! Чтобы кратко охарактеризовать лень в кожном векторе, процитирую Ю. Бурлана: «Ленивый кожник – это кожник, которому мало платят». А за учебу в школе и выполнение домашних дел никто не платит!

«Если ты ленив и упорен – ты обязательно чего-нибудь добьешься» – Жорж Фейдо имел в виду именно кожников!

Ленивый ребёнок с кожным вектором не хочет учиться. У него нет усидчивости и желания к обучению наукам. Ему совершенно плевать на оценки и на попытки его пристыдить.

Отличником в школе кожник не станет, но в жизни может достичь не малых успехов (по меркам современного мира), если научить его в детстве справляться с ленью. Об этом я подробно писала в статье «Ребёнок не хочет учиться или почему троечники достигают больших успехов в жизни, чем отличники» (ссылка).

Когда мой сын пошел в школу, я поняла, что учеба его не интересует, а значит, требовать от него идеального выполнения заданий и такого же поведения в школе – пустая трата его и моих нервов. Однако я поняла и другое – если ничего не требовать, то он вообще не будет стараться и скатится «ниже плинтуса».

Справляться с его ленью было очень сложно, я пришла к выводу, что нужно создать какую-то систему мотивов для корректировки поведения моего ленивого ребёнка. Это было давно, но сейчас я понимаю, что сделала тогда всё правильно.

Я установила для сына планку уровня оценок, которая была для него достижима. Ниже этой планки (среднего уровня) он опускаться не должен (система за это предусматривает наказание – ограничение удовольствий). Если он постарается и поднимется выше планки, система (о которой я напишу ниже) будет приносить для него больше выгоды.

Также я ограничила время просмотра сыном телевизора, исключив из него то, что по моему мнению ребёнку было смотреть вредно. Время для компьютерных игр в моей системе выступало в качестве награды за хорошее поведение, поощрение (кстати говоря, я всегда следила за тем, КАКИЕ игры играет мой ребёнок, считая жестокие игры опасными для психики).

Ребёнок был занят в спортивных кружках, выполнял посильные домашние обязанности, а также у него было время для того, чтобы погулять с друзьями.

По установленным мной правилам, старательное выполнение всех обязанностей приносило моему сыну бонусы – больше карманных денег, хорошие подарки на праздники (те вещи, о которых он мечтал), приятные сюрпризы, путешествия и поездки туда, куда бы он хотел. То есть, исполнение каких-то его желаний.

Напротив, невыполнение правил несло за собой неминуемое наказание (в зависимости от «тяжести преступления»). Например, полный запрет на телевизор (день, два или неделя), или же на компьютерные игры, лишение карманных денег на какой-то период, и т. д. и т. п.

Вначале мой ленивый ребёнок сопротивлялся, но самое главное в борьбе с детской ленью – начать и продолжать, договориться, настоять на своем, найти пути и точки воздействия, искать компромиссы, в конце концов… Ребёнок не знает, что для него хорошо, а что плохо, поэтому его поведение необходимо направлять в нужное русло. И если ребёнок ничего не хочет делать, задача родителя – помочь ему захотеть, научившись преодолевать лень (больше об этом можно узнать на лекциях по системно-векторной психологии http://www.yburlan.ru/besplatnye-treningi).

Моя дочь родилась совсем другой. В её психическом доминирует связка анального и зрительного векторов.

Ребёнка с анальным вектором воспитывать легче всего, если делать это правильно. Дети с анальным вектором ответственны и исполнительны, они хорошо и охотно учатся. Для моей дочери, к примеру, недопустимо пойти в школу, не выполнив домашнее задание. Она усидчива и с удовольствием впитывает знания.

Из ребёнка с анальным вектором легко можно вырастить аккуратного чистюлю и перфекциониста. Нужно всего лишь научить его получать удовольствие от чистого (больше об этом можно узнать на лекции по анальному вектору, регистрация http://www.yburlan.ru/besplatnye-trening i).

Система, которую я придумала для сына, совершенно не пригодилась мне для воспитания дочери. Её не нужно было мотивировать или наказывать.

Если же и такой – в потенциале золотой – ребёнок не хочет ничего делать, то это скорее не лень, а упрямство, протест. Причина – всегда в поведении мамы. В данном случае, она неправильно взаимодействует с ребёнком, подавляя его развитие. Анального ребёнка нельзя перебивать, торопить, критиковать, заставлять говорить неправду (например, «мамы нет дома»). Ну и, конечно же, кричать, оскорблять и бить детей вообще нельзя.

Одобрение, похвала, поддержка – вот что нужно такому ребёнку. Он нерешителен по своей природе, родитель должен научить его делать первый шаг, принимать решение и действовать. Это важно для его будущего.

Все дети рождаются разными, ведь существует 8 векторов и их сочетания. От внутреннего содержания ребёнка зависит его характер, и проявления лени тоже. Системно-векторная психология – единственный инструмент, который поможет вовремя увидеть совершенные ошибки воспитания, исправить их, а также найти свой индивидуальный, абсолютно точный и правильный путь взаимодействия с ребёнком.

В статье использованы материалы тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу» , – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и .

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым ;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Большинство родителей могут с уверенностью сказать, почему их дети не хотят ходить в школу. Многие из них наблюдают картину, как их ребенок просто ленится и весь день сидит за планшетом , а школу посещает только чтобы пообщаться с одноклассниками и поиграть в игры. Родители приходят в ужас, не зная, что дальше делать. На самом деле решение проблемы довольно простое: им следует выяснить, почему их ребенок не хочет учиться.


Причины плохой успеваемости

Ответственность за учебу берут родители

Иногда мама излишне опекает малыша, контролирует его шаги, действия и слова на всех этапах его развития. Когда ребенок взрослеет, поступает в первый класс и начинает учиться, опять мама вмешивается в процесс обучения, собирает портфель, делает иногда за него уроки. Тем самым она просто тормозит его самостоятельность и мешает становиться школьником. В таких ситуациях ребенок лишается права голоса, ведь все за него решат родители. В этой ситуации полностью пропадает желание думать и действовать.

Родители должны понимать, что помощь и внимание очень нужны в процессе обучения, но ни стоит перегибать палку. Хуже, когда детей начинают жестко контролировать, то есть отдавать приказы, которые он будет выполнять. В итоге при обеих ситуациях у ребенка, конечно, пропадет желание учиться, а некоторые дети к тому же будут еще и грубить, конфликтовать.

Неблагоприятная обстановка в семейном окружении способствуют лишь замкнутости и тревожности, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его умственную деятельность.


Не стоит выполнять домашние задания за ребенка, предоставьте ему возможность научиться самооранизации и самоконтролю

Неуверенность в себе, заниженная самооценка

Откуда берется такое непринятие себя у ребенка - спрашивают многие родители. Все дело в том, что родители часто проецируют на детях все свои желания и ожидания. Это самая распространённая их ошибка. Ставя перед ребенком высокие цели и запросы, они не замечают тем самым, что ему это не интересно. А не получив положительный результат, всеми способами показывают свою разочарованность в малыше, что не смог, не оправдал надежды. И это может происходить не только в период школы, но еще раньше - в детском саду.

Такой ребенок чувствует тревожность, неуверенность в своих силах, чувство вины, он часто говорит «У меня не получится, «Я плохой». Также если у ребенка присутствуют дефекты внешности или речи, конечно, он будет стесняться отвечать на уроках.


Станьте для своего ребенка авторитетом, поддерживайте его в трудных ситуациях

Гиперактивность

Из-за особенностей нервной системы такие дети переполнены энергией, которая мешает успешному усвоению информации. В классе они мешают другим ребятам, встают во время урока, кривляются, что, естественно, влияет не только на учебу и на отношение учителя.


Организуйте гиперактивному ребенку режим дня и помогите освоиться с новыми правилами

Зависимость

На успеваемость в начальных классах влияет зависимость ребенка от игр и прогулок с друзьями, в более старшем возрасте дети зависят от компьютера и планшета, а подростки имеют пристрастие к вредным привычкам. Всё это мешает учебе, а задача родителей - вовремя обратить на это внимание.


Ограничьте пользование любыми техническими средствами у гаджет-зависимых детей, проведите это время вместе с ребенком

Одаренный, но ленивый

Про таких детей часто говорят «дети - индиго». Это когда с самого рождения ребенок обладает уникальными способностями, а родители мечтают о его успехах. Такие дети очень умные не по годам, обычно читают много книг, получают информацию из разных источников. Рано начинают говорить, читать и писать. Поэтому поступая в школу, они могут смело заявить, что им это неинтересно, так как они все знают. Отсюда возникает нежелание учиться, лень одолевает.


Чтобы одаренные дети не теряли интерес к учебе, поменяйте режим, создайте новые условия

Отсутствие интереса к учебе и школьной мотивации

Образовательные школы придерживаются в процессе обучения той или иной программы. Она бывает полезной и интересной для детей, или наоборот скучной и простоватой. Каждый предмет в школе ведет свой преподаватель.

Учащиеся не умеют еще разделять понятия «предмет» и «учитель»: если не интересен преподаватель, то им не будет нравиться и предмет.

Крайне сложно найти такую школу, чтобы весь педагогический состав был творческий и креативный. Чтобы помочь ребенку учиться, нужно учитывать его интересы. Если у ребенка есть представление, кем он хочет стать или чем будет заниматься, то появится и мотивация, цель и желание учиться.


Учитывая интересы своего ребенка, вы поможете привить у него желание учиться

Болезненный ребенок

Дети, которые имеют различные заболевания, во-первых, часто пропускают школу из-за своих недомоганий, во-вторых, иногда любят симулировать такие приступы, жалуясь на плохое самочувствие или головную боль. Все их жалеют и помогают, а учитель делает поблажки. Здесь у ребенка возникает вопрос, а зачем учиться, ведь и так поставят хорошую оценку.


Заинтересуйте ребенка игровыми уроками

Особенности темперамента

Процесс успешной учебной мотивации еще зависит от типа нервной системы у ребенка.

Все мы помним, что с рождения у ребенка преобладает один из 4х типов темперамента:

  1. Меланхолик.
  2. Сангвиник.
  3. Флегматик.
  4. Холерик.

Ребенку со слабой нервной системой очень сложно будет учиться, такие дети тяжело переживают неудачи, они плаксивы и не уверены в своих действиях и словах. Поэтому для них важны перерывы в работе для восстановления работоспособности.

А вот дети с сильной нервной системой могут плодотворно работать, учиться и выдерживать любую умственную нагрузку до шести уроков в день. Приходя домой, тут же садятся за уроки. Им легче всего дается совмещение учебы и посещение дополнительных секций в отличие от других детей.


Что делать родителям в таких ситуациях

Начальная школа

Специалисты считают, что первоклашки чаще всего имеют следующие страхи и переживания:

  1. У меня будет сердитый учитель.
  2. Я не смогу завести друзей.
  3. Как же сложно делать уроки.

Первоклассники не идут в школу, так как понимают, что придется рано просыпаться и идти на занятия, что за некоторые оценки их будут ругать родители.

  • Расставаясь с ребенком, обнимите малыша и скажите, что обязательно за ним придете.
  • Положите фотографию, где вы вместе, в портфель, это придаст ему уверенности в себе и напомнит о вас.
  • Пусть он возьмет с собой в школу любую игрушку, иногда детям можно играть с ними на переменах.
  • Заранее познакомьте ребенка со школой. Подойдите к учителю вместе, пусть он с улыбкой встретит его и возьмет за руку.
  • Почитайте книгу «Лесная школа» М. Панфилова. В ней вы найдете много рассказов и сказок про школьные правила и атрибутику. Сопереживая сказочным персонажам, проживая вместе с ними трудности обучения и страхи, дети быстрее адаптируются к школе. В каждой сказке есть свои игры и упражнения для различных жизненных ситуаций, которые можно выполнить в домашних условиях.


  • Поиграйте в игру «Первоклассник». Пусть он попробует собрать в свой портфель все нужные школьные предметы и объяснит, зачем они в школе нужны.
  • Предложите различные упражнения на развитие мелкой моторики и координации «Узоры»; «Графические диктанты» ; «Дорисуй животное».
  • Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к школе, посетите психолога, он проведет диагностику психических процессов, после чего проведет развивающие занятия и психологически подготовит к школе.
  • Прорепетируйте, как он будет вставать в школу, собирать портфель, где будет висеть одежда. Это приучат малыша к самостоятельности.
  • Используйте в своих играх и достижениях мотивационное пособие Календарь успехов "Детская неделя" И. Подоляк.


  • Поиграйте в учителя, пусть он выполнит задание, а потом сам его проверит красной ручкой, это может снизить тревожность перед оценками. Не забудьте обсудить все ошибки.
  • Дайте обещание, что за некоторые оценки вы не будете наказывать, а сначала разберёте ошибки и научите его, как добиваться хорошего результата.
  • После первого дня учебы сходите всей семьей в парк, кино. Покажите, что для вас важно то, что он уже подрос и пошел в школу! Устройте веселый праздник, пригласите друзей!


Среднее звено

Психологи считают, что школьники в 9-12 лет не желают учиться из-за конфликтов с учителями.

Именно в этот период у них закладываются первые зачатки характера. Поэтому им трудно сделать выбор между собственными желаниями и мнением окружающих, это и провоцирует конфликты.

Что делать родителям

  • Поговорите и выясните, что беспокоит ребенка, и связана ли эта тревожность со школой.
  • Посетите учителя, пусть он прояснит вам причины неуспеваемости и поможет вам определиться в дальнейших действиях.
  • Иногда негативное поведение ребенка напрямую может быть связано с атмосферой дома. Ведь известно, что дети – зеркало семьи. Постарайтесь не выяснять конфликты в присутствии ребенка.
  • Дети должны быть всегда уверены, что получат от вас поддержку в любой ситуации.
  • Напомните им интересные случаи из вашей школьной жизни, посмотрите фотоальбомы.
  • Хвалите ребенка за старание и вознаграждайте.
  • Выполните следующие упражнения «Мой портрет в лучах солнца». Пусть ребенок нарисует солнышко, в середине него себя, а по краям напишет все положительные черты и достоинства. Это придаст ему уверенность, покажите, что лучей может быть больше.


  • Поиграйте в игру «Король (королева) школы». Ребенок должен представить, что школа - его королевство, и только он может устанавливать здесь свои законы и порядки.
  • Относитесь с осторожностью ко всем детским переживаниям, научитесь слушать и понимать его, занимайте позитивную позицию.
  • Позволяйте самому принимать решение, выбирать, какую одежду надевать, и что делать, пусть научиться отвечать за свои поступки.
  • Если он жалуется на преподавателя, посетите школу и решите этот вопрос, а своему ребенку скажите, что не будете обращать внимание на оценку по этому предмету.

Часто можно услышать жалобы от родителей: «Мой-то совсем обленился – учится кое-как, ничем не интересуется...», «Этого лентяя попробуй заставь что-то сделать!», «Постоянно ленится, даже самое простое делает кое-как…».

Так почему же настолько распространена проблема детской лени?!

Почему ребенок ленится: лень как протест

Я не оправдываю лентяев (в том числе и детей-лентяев). Постоянная лень может создать проблемы с учебой, а в перспективе и вовсе негативно отразиться на формировании личности ребенка!

Но прежде чем думать, как отучить ребенка лениться, надо понять – почему он ленится в данном конкретном случае, что дало толчок к появлению лени?

И лучше бороться с первопричинами, чем заставлять ребенка что-то делать «из-под палки»: угрозой наказания, нотациями, криками и т.д. Да, заставить в большинстве случаев можно – но целью-то является появление реальной внутренней мотивации у ребенка!

Перед тем, как решать, что делать, если ребенок ленится, нужно понять одну бесспорную истину: лень – это защитная реакция психики! И проявляется эта защитная реакция тогда, когда от ребенка хотят большего, чем то, на что он способен без ущерба для психического и физического развития и т.д.

Невероятно распространенная ситуация: мать приводит к детскому психологу «патологического лентяя», который не интересуется ни одним из пяти кружков, куда его водят, ни школой, ни домашними делами — а в изредка выпадающее свободное время норовит просто побездельничать, расслабиться перед телевизором или компьютером и т.п. С ребенком беседуют – и оказывается, что он и впрямь ничего не хочет и мечтает только о блаженном ничегонеделании или играх! Мать ахает и охает, что у него же такие разносторонние способности, он такой умненький, так хорошо начинал учиться, и… откуда взялся этот ленивый ребенок?! Что делать?!

Психолог предлагает разгрузить график ребенка – потому что чем он младше, тем больше свободного, никак не регламентированного времени у него должно быть!

Мама ужасается: а как же скрипка? ? карате?! Неужели лентяя можно исправить… разрешив ему лениться?!

На самом деле – именно так! При чрезмерной нагрузке на детскую психику, переутомлении, у ребенка «срывает предохранители» — и срыв проявляется в виде тотального равнодушия к ранее интересовавшим его занятиям, в виде лени!

Лень как результат оценочного восприятия ребенка взрослыми

Приведу один реальный разговор, который случился у меня с 8-летним мальчиком. Я работаю с детьми. Придя в детский коллектив, я предложила всем детям порисовать, раздала бумагу и карандаши, — а этот ребенок отказался. Не настаивая и не заставляя, я спросила, почему он не хочет рисовать?

— А мне за это оценка будет?

— Нет, мы не в школе, я оценок не ставлю. А просто порисовать тебе не интересно?

— Нет! Я бы рисовал, если б мне за это хорошую оценку поставили… Или за денежку!

— ??? А без оценок и денег ты что-нибудь делаешь?

— Ммм… Неа!

— А вот представь, что ты не учишься в школе вообще – оценок тебе никто никогда не ставит, но и денег не дают – просто мама с папой покупают тебе то, что нужно или хочется. Что бы ты делал?!

— А ничего! Только ел бы и спал!!

Понятное дело, что в последующие 40 минут, пока другие детишки рисовали, этот «коммерсант» успел оббежать раз 10 всю комнату, найти мяч и постучать им об стенку, довести до слез девочку, отняв у нее карандаши, а своим шумным «бездельем» достать меня, классного руководителя и одноклассников…

Разумеется, этот ребенок при всей искренности своего ответа все же «соврал сам себе» — дети неспособны в реальности только спать, есть и плевать в потолок (как это замечательно делают некоторые взрослые!). Любой ребенок постоянно производит какие-то действия. Другое дело, что эти действия могут быть явно «непродуктивными» — не соответствовать тому, что требуется делать в этот момент.

Родители могут считать, что ребенок ленится, если он таким «непродуктивным» образом проводит свой досуг, отказываясь от помощи по дому, не интересуясь какими-то внешкольными кружками и т.д. А вся причина в том, что… они сами приучают его ожидать оценки за каждое действие, которое мало-мальски требует усилий и не является развлечением!

И ребенок, привыкший к оценочной системе, может просто не понимать – а зачем делать что-то, если за это ничего не будет?

Лениться ребенка учат… родители!

Очень часто ребенок в лени берет пример с родителей. Само собой, если мама или папа все время лежит на диване и не являет собой образчик трудолюбия, то и от ребенка вряд ли стоит хотеть чего-то иного.

Но бывают парадоксальные, на первый взгляд, случаи – родители сами постоянно крутятся «как белка в колесе», не устают повторять, как важно трудиться, почему стоит избавиться от лени и т.д., а ребенок… смотрит, слушает и ленится!

Почему? А потому, что, очень тяжелое, неинтересное – но при этом ежедневно ими преодолеваемое!

Скажем, «я тоже ненавижу свою работу, мне тоже совершенно не хочется туда ходить и просыпаться в семь утра, но я героически несу эту ношу – так что и ты давай выполняй свои обязанности!». То же самое – насчет бытовых дел: «Да, мыть посуду скучно и противно, но я ради тебя это делаю!», «Я даже на выходных спины не разгибаю – все для чистоты и красоты в доме делаю, а ты чего расселся?!», и т.д.

Соответственно, ребенок делает вывод: «Труд и учеба тяжелы и противны, так зачем я буду сам себе нагребать такие неприятные дела – чтоб мучиться с этим всем так же, как мама?! Лучше я буду развлекаться и избегать жизненных тягот вовсе!».

Что делать, если ребенок ленится?

Ленивый ребенок: что делать? Конечно, в каждой конкретной ситуации действенны будут различные меры – родители должны сами понять, что происходит с их ребенком! Сайт сайт подскажет только то, над чем стоит подумать:

  • Урегулируйте график ребенка – оставьте ему достаточно свободного времени, не пытайтесь расписать и занять чем-то полезным каждую минуту! Чем младше возраст – тем больше времени для игр и развлечений должно быть! Постарайтесь сами почувствовать ту грань, за которой ребенок начинает утомляться и терять интерес к занятиям!
  • Подумайте о мотивации к полезным делам: ею должен быть, в идеале, не «кнут и пряник», а интерес! По возможности говорите ребенку, как интересно делать то-то и то-то, как весело, увлекательно и легко можно чем-то заниматься и т.п.
  • Отучая ребенка лениться, постарайтесь сами позитивнее и легче относиться к своим нужным делам и обязанностям! Ребенок все видит и делает выводы!

Надеемся, таким образом проблема детской лени в вашей семье будет решена!

Копирование этой статьи запрещено!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: