Пазлы в развитии ребенка. Пазлы как инструмент развития речи

Развитие ребенка базируется на обучении через игру. Играя, малыш легко и быстро запоминает огромное количество информации, совершенствуя таким образом память и воображение.

К числу игр, которые развивают многие способности крохи, относятся и детские пазлы . Это отличная игра-головоломка как для мальчиков, так и для девочек.

Собирая разрезанное на множество фрагментов изображение животного или персонажа из любимого мультфильма, они развивают множество навыков, которые им обязательно пригодятся в школе и во взрослой жизни.

Как именно эта развивающая игрушка влияет на ребенка, Вам расскажет сайт.

Детские пазлы способствуют развитию внимания и памяти

В возрасте 6-12 месяцев малыш активно исследует окружающую среду посредством зрения, слуха и осязания.

Несмотря на то, что он еще не может самостоятельно собирать детские пазлы , он с огромным удовольствием наблюдает, как это делают родители.

Таким образом, у него развивается внимание. А наблюдая за яркими элементами развивающей игры, ребенок изучает и запоминает цвета.

Когда малыш подрастет и сам сможет собирать пазлы , во время игры в его голове будет удерживаться образ картинки, которую нужно составить. Все это тренирует память.

Развивают логику и пространственную ориентацию

В возрасте от 1 до 1,5 года малыши становятся уже более самостоятельными. Поэтому в этот период они способны собирать детские пазлы своими руками.

Поначалу предложите своему крохе собрать самую простую картинку, состоящую из 2-3 больших фрагментов.

Если Вы дадите своему малышу пазл с множеством мелких деталей, он может случайно проглотить одну из них.

Играя, ребенок знакомится с разными частями одного изображения. И помогая ему их сложить правильно, Вы тем самым способствуете развитию у него пространственной ориентации и логического мышления.

Развивают мелкую моторику и координацию движений

В возрасте от 1,5 до 3 лет у детей активно развивается тонкая моторика пальцев и рук. Поэтому детский пазл придется кстати.

Эта игра состоит из нескольких частей, а значит для того, чтобы их собрать в единое целое, необходимо ими управляться. А это, в свою очередь, развивает моторику пальцев и рук.

При собирании пазла движения рук ребенка становятся точными и осмысленными. Когда малыш пойдет в школу, это поможет ему быстрее научиться писать. К тому же, проблем с почерком и речью не будет.

Кстати, помимо бумажной или картонной головоломки Вы можете предложить своему чаду деревянные доски-вкладыши. Собирая такой пазл, малыш освоит понимание о соотношении фигурки с ее контуром. Но количество фрагментов такой игры не должно превышать 24.

Формируют и развивают образное мышление и фантазию

В возрасте от 3 до 6 лет дети становятся изобретателями. В этот период они активно создают различные фигуры.

Даже если перед глазами нет образца пазла, они изобретают что-то свое, причем без помощи взрослых. При этом игра развивает их логику, а также формирует образное мышление и воображение.

Чтобы собрать из фрагментов картинку, нужно найти подходящие элементы. Для этого малыш представляет их в голове.

А для того, чтобы визуально представить целую картинку, он подключает свою богатую фантазию. В таком возрасте оптимальным количеством деталей детского пазла является не более 50.

Тренирует способность видеть задачу многогранно

Для того, чтобы правильно собрать детский пазл , необходимо брать во внимание такие факторы, как форма фрагмента, изображенный предмет, последовательность сборки отдельных элементов и конечный результат игры.

Все это способствует тому, что малыш видит задачу с разных сторон. А ведь многогранное видение того или иного задания - качество, которое непременно пригодится в будущем.

Так, при решении определенной задачи, ребенок сможет выбирать стратегию ее решения, а не концентрироваться исключительно на одном варианте.


Детские пазлы развивают коммуникативные навыки

В возрасте от 6 до 10 лет собрать игру-головоломку со сложными элементами одному участнику порой бывает не под силу. Поэтому к игре присоединяются и другие участники.

Это могут быть друзья или родственники. Совместное решение одной задачи делает ребенка более коммуникабельным, особенно если он замкнутый в себе, стеснительный и не общительный.

Детские психологи утверждают следующее: если родители собирают пазлы вместе с малышом, между ними и крохой выстраиваются тесные семейные отношения.

Совместно собирая один пазл, ребенок учиться работать в команде, помогать другим и добиваться поставленной цели, невзирая на трудности.

Все эти навыки понадобятся в будущем, в личной и профессиональной сфере жизни.

И это далеко не все, на что способны детские пазлы . Такая мозаика делает ребенка усидчивым, терпеливым, самостоятельным и аккуратным.

К тому же, она развивает математическое мышление, если у малыша есть задатки к математике, а также открывает в ребенке творческие способности.

Вы вполне можете устроить со своим чадом совместные семейные вечера, где вместе с ним будете собирать занимательную картинку, развивая таким способом интеллектуальные и физические способности своего малыша.

Такая игра наверняка принесет огромное удовольствие и Вашему чаду, и Вам.

Вам может быть интересно: Упражнения для пресса в нашем видео.

Алина Руденко

В последнее время в магазинах появилось большое количество развивающих игр для детей. Как помочь родителям правильно выбрать игру для своего ребенка? Нужно рассказывать им о полезных и интересных играх.

Пазлы

с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.

Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Однако не думайте, что малыш будет собирать пазлы самостоятельно. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать.

Какими же должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша.

Детали должны хорошо стыковаться, а рисунок должен быть ярким и крупным. Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов.

Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3 - 4 лет.

Если вы начали собирать пазлы первый раз, то вам необходимо будет самим собрать картинку и когда останется несколько деталей попросить ребенка помочь.

Галина Ярошук, доктор биологических наук и психолог, пишет о том, что главный вид деятельности маленького ребенка – это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры.

Как только ребенок научится собирать пазл из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов. С увеличением количества деталей можно постепенно усложнять и изображенный на пазлах рисунок. Для детей от трех лет можно уже предложить простые сюжеты, например, иллюстрация из знакомых мультфильмов или сказок, а деткам постарше - пазл с развивающим содержанием, например, изображение алфавита. С помощью таких игр, ваш ребенок будет получать необходимые знания в игровой занимательной форме.

Собирать пазл - рисунок – проще, чем пазл сделанный как фотография. Это задание для детей постарше. Оптимальное количество деталей пазла для детей в возрасте от 3 до 6 лет – не более 50.

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

* развивает мелкую моторику рук и координацию движений

* тренирует способность видеть задание многогранно

* развивает логику

*формирует навыки выработки стратегического решения задач

* развивает усидчивость и аккуратность

* развивает воображение и фантазию

*развивает внимание и память

* учит принимать решения самостоятельно

Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. Простая вроде бы игра – а польза от нее ощутимая.

При игре с пазлами движения детской руки становятся точными и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.

Как организовать игры с пазлами в группе, в детском саду?

Чтобы детям было интересно-нужно иметь большое количество разных пазлов. Все ребята любят собирать сюжеты из популярных детских сказок и мультфильмов. Мальчишки с удовольствием собирают машины, динозавров. Девочки - котят, щенков. Картонные коробки от частого использования рвутся, детали мозаики легко теряются или попадают в другие коробки. А ведь если хоть одна деталь потеряется - играть уже не очень интересно! Для того чтобы этого не случилось, мы подобрали для каждой игры коробку из пластмассы с прозрачной крышкой. Внутри каждой коробки лежит готовый образец. Для удобства, картинка-образец и каждая деталь пазлов пронумерованы одним номером. Можно сразу заметить, если в коробку попала деталь из другой мозаики. Для того чтобы все было эстетично коробки должны быть одинаковыми. Играя в эту игру, дети приучаются к порядку, после игры нужно убрать пазы в коробку. Пазлы у нас находятся в доступном для детей месте (в строительном уголке). Когда есть свободное время, дети могут выбрать по своему желанию картинку, которую им хочется собрать.

Кто-то любит играть один, кто-то объединяется с товарищем. В игре они учатся общению, учатся договариваться, уступать друг другу, радоваться общему результату. В прошлом году мы выпустили подготовительную группу.




В новом учебном году к нам пришли малыши. Несмотря на большую разницу в возрасте дети с удовольствием собирают пазлы. Это одна из любимых игр детей нашей группы.




В консультации использованы статьи:

1.«Пазлы – развивающая игра для будущих гениев»

2.«О пользе пазлов и составных картинок»

, » Роль пазлов в развитии ребенка

Роль пазлов в развитии ребенка

         3461
Дата публикации: Август 12, 2013

    

Вы, наверное, слышали, что головоломки-пазлы полезны для детей, для их когнитивного развития, в самом деле, если вы подарите пазл своему ребенку, это будет захватывающим событием для него, а также поспособствует его раннему развитию. Развитие мозга ребенка зависит от действий и манипуляций в окружающем мире вокруг него. Игры пазлы для малышей предусматривают многие ключевые возможности. Дети учатся работать непосредственно с окружающей их средой и изменяют его форму и внешний вид, когда они работают с пазлами. Следует отметить, что многие из пазлов являются сложными и требуют повторных попыток для того, чтобы собрать их. Это большой урок для детей, это качество пазла тренирует настойчивость, ребенок, да и взрослый человек, будут собирать пазл столько раз, сколько нужно для того, чтобы собрать его полностью! Не стоит забывать, что как пазлы, так и другие развивающие игрушки для малышей , представляют собой отличный способ изучения научных методов (наблюдение, предположения, тестирования, заключения). Дети готовят себя для более сложных задач и их решений в дальнейшей жизни. Кроме того, пазлы воспитывают самоконтроль. В большинстве игр, игроки застряют, пока задача не будет решена. Это сохраняет энтузиазм и даже мотивирует человека к решению проблемы. Дети проводят много времени в нагрузках, таким образом они осваивают крупную моторику (бег, танцы и т.д.) в период раннего детства, но они также должны сосредоточиться на мелкой моторике (хватание, удерживание, манипулирование предметами и т.д.), в этом могут помочь многие игрушки, можно попробовать, например, гаргамель . Как раз, пазлы, в основном, были созданы для такого развития. Позволяя детям осваивать медленное размещение части пазла, перетаскивание, перебирание и поиск нужного элемента, дает им возможность улучшить свои навыки малой моторики. В раннем возрасте, детям, трудно игнорировать творческие аспекты, необходимые для сборки головоломок. Просто, пытаясь собрать головоломку, дети начинают проявлять творчество на многих уровнях. Добавьте к этому красиво расписанные рисунки на пазлах. Это все является ключевым моментом в развитии творчества и абстрагирования детей. Хотя многие думают, что пазлы, это головоломка для одного человека, это, на самом деле, не так. Пазлы можно собирать вместе в группе, это сближает участников, это заставляет их думать, решать проблемы, принимать решения коллективно!

В рейтинге развивающих игр пазлы занимают верхние строчки. С какого возраста они могут заинтересовать ребенка, чтобы принести пользу раннему интеллектуальному развитию?

Детские пазлы - замечательная развивающая игра, формирующая с раннего возраста аккуратность, терпение и усидчивость. Производители предлагают пазлы для девочек и мальчиков, для малышей и детей постарше. В зависимости от возраста ребенка пазлы оказывают разное воздействие на его развитие.

Польза игры с пазлами в разные возрастные периоды

Пазлы для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

В этом возрасте дети еще не могут самостоятельно собирать пазлы, но с большим интересом будут наблюдать, как это делают родители. Яркие элементы развивающей игры способствуют запоминанию и изучению цветов.

Пазлы для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет

Вместе с ребенком можно собирать простейшие пазлы в количестве 3-4 частей. К примеру, картинку из любимой сказки, которую малыш часто слышал от родителей. Помогая ребенку складывать элементы в правильном порядке, взрослые будут способствовать развитию логики и пространственной ориентации.

Пазлы для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет

В этом возрасте активно развивается тонкая моторика пальцев и рук, поэтому игра с пазлами будет отвечать требованиям раннего развития ребенка. Можно усложнять задачу по сбору пазлов, предлагая малышу не только бумажные или картонные элементы картинки, но и доски-вкладыши. Это позволит ребенку освоить понимание о соотношении фигурки с ее контуром. Оптимальное количество деталей пазла - не более 24.

Пазлы для детей в возрасте от 3 до 6 лет

Наступает период активного создания различных фигур. Даже при отсутствии визуального образца дети собирают пазлы, изобретая что-то свое. В этом возрасте игра с пазлами развивает логику, формирует образное мышление и воображение. Чтобы найти нужный фрагмент картинки, малыш переворачивает его в уме и визуально представляет себе итог. Оптимальное количество деталей пазла - не более 50.

Преимущество игры в пазлы

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

  • развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
  • тренирует способность видеть задание многогранно;
  • развивает логику;
  • формирует навыки выработки стратегического решения задач;
  • развивает усидчивость и аккуратность;
  • развивает воображение и фантазию;
  • развивает внимание и память;
  • учит принимать решения самостоятельно.

Требования к качеству пазлов

Пазл состоит из мелких деталей. Но при этом они должны быть достаточно крупными, чтобы в процессе игры ребенок не мог проглотить элементы картинки.

Детали должны быть приятными на ощупь, без зазубрин и острых краев, чтобы малыш не мог себя поранить.

Независимо от материала изготовления - картона, дерева или пластика, - экологическая безопасность развивающей игры является залогом детского здоровья.

Игра в пазлы - занимательный досуг

Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. А если в семье несколько любителей этой развивающей игры, можно будет периодически устраивать состязания на скорость сборки картинки. Простая вроде бы игра - а польза от нее ощутимая.

При игре с пазлами движения детской руки становятся точными, а впоследствии и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Главный вид деятельности маленького ребенка - это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры.

На первых порах наиболее предпочтительны пазлы крупные и из моющегося материала (резиновые или пластиковые). Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов.

После одного года ребенок уже самостоятельно складывает пазлы из крупных элементов, и можно переходить к элементам из картона, более мелким по размеру. Содержание картинки может быть разным: фрагмент из любимого мультфильма (до двух лет), алфавит и цифры (до 6 лет).

При желании пазлы можно изготовить и самим, взяв за основу рисунок самого ребенка. Развивая мелкую моторику пальчиков малыша, взрослые помогают развитию его мозга и речевого центра.

При недостаточном развитии мелкой моторики у ребенка в будущем может развиться дислексия и дисграфия, что помешает его успешной учебе в школе».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: