Ознакомление с социальной действительностью. Приобщение ребенка к социальному миру

Елена Разумцова
Средства приобщения детей к социальной действительности

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Термин социокультурный состоит из двух основ : «социо » - значит общественный, имеющий непосредственное отношение к обществу, отношениям внутреннего его развития; «культурный» - относящийся к культуре. Таким образом, понятие «социокультурный » предполагает, что личность объединяет основные характеристики современного ей общества и культурного наследия. Другими словами, рассмотрение любого социального явления сегодня невозможно вне ценностей культуры.

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладении элементами культурного наследия.

Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность» , предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому сегодня для педагога очень важно творчески подойти к проблеме ознакомления с социальной действительностью .

Знания о возрастных и психологических особенностях позволяют эффективно знакомить их с социальной действительностью .

Социализация – это процесс , который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица , усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию , умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах .

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации . Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности .

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка , взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети : чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род » , подготавливает детей к труду . Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой технике, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

В ходе социально -исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром , усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе , содержании и назначении в человеческом обществе.

Социальна игра и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит его играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения и т . д.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переходит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение , становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.

Процесс ознакомления детей с социальной действительностью и родным краем осуществляется различными методами и приемами. Целесообразно помнить, что обучение детей не ограничивается занятиями. Более того, как отмечала в свое время А. П. Усова, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений и других мероприятий. Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий.

Средства приобщения детей к социальной действительности :

Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность . Она не только объект изучения, но средство , воздействующее на ребёнка , питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания , а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении . В предмете заложен социальный опыт человека , уровень развития общества, технического прогресса.

Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная) . Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества , его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств .

Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств .

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка , вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром , правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально -эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Успешная реализация программ по социальному развитию возможна только при условии учета особенностей социально -эмоционального развития дошкольников. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка. Полезно вести записи в дневнике – отмечать успехи и затруднения в развитии контактов со взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры.

социальный педагог- МЕРЕТУКОВА АИДА КАПЛАНОВНА

ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат VIII вида»

Приобщение ребенка к социальному миру

Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного педагога, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые, педагоги? Как познакомить с ним детей? Какое отношение к нему следует сформировать у маленького ребёнка? Наконец, какими представлениями об окружающем мире познакомить?

«По мере развития общества постепенно возник разрыв между возможностями детей и требованиями, которые предъявляет к ним общество. Этот разрыв преодолевается за счёт особого периода в развитии человека, которые получил название «детство». Детство не просто время спонтанной и свободной активности ребёнка. Это очень важный период. Проживая этот период, ребёнок приобретает человеческие способности, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых», – Д.Б. Эльконин.

Ребенок воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо. Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь. При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одни от других невозможно. Если с плохим и безразличным настроением воспитатель, учитель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира – вряд ли он сможет вызвать у них нужные ответные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания ребёнка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Важнейшие особенности восприятия окружающего мира детьми:

    Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх), интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.

    Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой способности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляется «Почему, зачем?», а потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?»

    Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения. Иногда эти заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера.

    На характер восприятия социального мира определённое влияние оказывает пол ребёнка. Девочки и мальчики, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают.

    Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Через призму своих эмоций ребёнок видит, воспринимает явления.

    Современный дошкольный образовательный контекст нуждается в новой целевой установке, более широкой, связанной с подготовкой ребёнка к жизни, с эмоционально – целостным отношением к себе и другим людям.

    Процесс модернизации дошкольного образования во многом связан с поиском и выбором стратегии социального развития ребёнка. Дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной деятельности, связанная с целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности путем введения её в культуру и социум.

    Добавим, что образование в дошкольном возрасте имеет чётко направленную ориентацию – развивающую. Именно развивающее дошкольное образование должно обеспечить каждому ребёнку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, созреет интеллектуально, получит необходимый социокультурный и личностный опыт.

    Личностью не рождаются – её становятся, но ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяется три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самопознание.

    Их общей характеристикой является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Качественной характеристикой социализации личности рассматривается социальная зрелость, «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

    Если личность изолирована от среды, то не срабатывает даже самая продуманная система воспитания дошкольника. Социокультурный подход предполагает ориентацию на социальное развитие дошкольника в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества.

    Личностная концепция, которая представляет культуру как актуализацию социальной природы ребёнка: как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему её качеств и характеристик, важных для реализации отношений дошкольника к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям.

Наиболее логичным целесообразным в настоящее время представляется ознакомление с окружающим миром на основе воспитания у ребёнка таких качеств личности, как чувств собственного достоинства и уверенности в себе. Формирование таких личностных качеств, включает в себя множества компонентов. Прежде всего, это осознание ребенком своей индивидуальности, которая становится очевидной только в сравнении с другими детьми. Индивидуальность проявляется во внешности. Расширение знаний о себе, в частности, о собственном организме способствует становления индивидуальности. Ознакомление с организмом человека связано с изобразительной деятельностью дошкольников. Знания ребёнка о сложном строении и взаимосвязи всех органов и систем человеческого организма составляют основу формирования для заботы о собственном здоровье. Соблюдение правил личной гигиены, режима дня, понимание ребёнком беречь свой слух, зрение, бережно относится к собственному здоровью является неотъемлемой и существенной частью подготовки детей к школе. Чрезвычайно важным компонентом здоровья детей является их эмоциональное благополучие. Этот вопрос приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность. Нестабильность социально-экономического положения в стране, проблемы и стрессы, с которыми сталкиваются взрослые, оказывают негативное влияние на психику детей. Способность осознать свои эмоции. Понять их причины. Попытаться изменить своё отношение к конкретной ситуации может помочь ребёнку сохранить эмоциональное благополучие. Исходя из собственного жизненного опыта, ребёнок не может определить состояние грусти, отвращения. Понимание собственных эмоций, того, как с помощью мимики, жестов, поз человек выражает свои чувства, является условием для развития способности сочувствовать и переживать другим людям.Изобразительное искусство в силу своей специфики, образного языка способно заставить зрителя почувствовать страдания и радость персонажей, пережить их эмоции, чувства. Поэтому следует уделять внимание основам языка изобразительного искусства и принципам понимания художественных произведений.Наряду с задачами эмоционального развития ребёнка, создать предпосылки к самовоспитанию, в частности, научить сдерживать свои эмоции. Можно использовать традиционные народные игры, правила которых требуют не заговорить, не засмеяться, не шевелится. В принципе, любая деятельность, направленная на формирование вольных процессов, содействует развитию способности сдерживать свои эмоции. Новые задачи, обновление содержания методики, увеличение объёма знаний, изменение приоритетов о воспитании мо многом связано с тем, что дети дошкольного возраста не получают должного внимания в семье. Поэтому представление о окружающем мире, правила и нормы поведения, которые ребёнок обычно узнавал, усваивал в процессе непосредственного общения с родителями, он должен получить в дошкольном учреждении.

    Ребёнок должен уже в дошкольном возрасте усвоить нормы и правила общения, знать и обмениваться приветствиями и как познакомиться с незнакомыми сверстниками, иметь представление о том, что для любой совместной деятельности требуется умение договорится, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам. Кроме того, дошкольниками следует овладеть навыками поведения в сложных ситуациях, например, отняли игрушку, толкнули или произошла ссора с другом.

    Становлению индивидуальности способствует осознание ребёнком своих интересов, предпочтений и желаний. Учителям, воспитателям важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениям друг друга, увидеть, что они могут быть различными. Всё это составляет основу формирования способности иметь и отстаивать собственное мнение. Также необходимо научить ребенка объяснять, обосновывать свой выбор, взгляды. Одним из компонентов, лежащих в основе формирования уверенности в себе, является воспитание привязанности к своей семье, любви и чувства долга к близким. Гордость за принадлежность к своему роду и желания стать продолжателем лучших качеств своих предков. Безусловно, проблема ознакомления дошкольников с семьёй достаточно сложная, требующая от воспитателя, учителя большого такта и деликатности. Успешное её решение невозможно без тесного взаимодействия педагогов с семьёй, как и полное приобщение детей к социальному миру в целом. Одним из условий организации работы с родителями является доверие и открытость взаимоотношений. Во-первых, родителей интересует личность самого воспитателя. Во-вторых, родителям нужно иметь представление о том, чем и как занимаются их дети в детском саду. Участие семьи ребёнка в ознакомлении с социальным миром необходимо. История каждой семьи, рода связана с историей страны, родного города является её частью.Нужно помочь детям увидеть своеобразие природы, её притягательную красоту, познакомить с достопримечательностями, народными промыслами ближайшего окружения.

Средства приобщения детей к социальной действительности:

    Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

    Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса.

    Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через игрушку дети познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.

    Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

    Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

    Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств.

Дошкольный, школьный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе. Успешная реализация программ по социальному развитию возможна только при условии учета особенностей социально-эмоционального развития дошкольников, школьников. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка. Полезно вести записи в дневнике – отмечать успехи и затруднения в развитии контактов со взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры.В заключение подчеркнем: нашим неизменным помощником в социально-эмоциональном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьёй эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально-эмоционального развития. Покажите родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребёнку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой ваших совместных с семьёй усилий и помощи ребёнку в налаживании контактов с социальным миром.

Методика ознакомления детей с окружающим миром в силу своей значимости представляется одним из наиболее приоритетных направлений в образовании. Особенно важны,осознание воспитателями, учителями того, что современные подходы к ознакомлению дошкольников, школьников с окружающим миром во многом определяются позицией: каждого. Мы хотим видеть наших детей в будущем в таком мире, где мы действительно хотели жить.

« Детство – каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», – писал В.А. Сухомлинский.

Дисциплина: Педагогика
Тип работы: Реферат
Тема: Социальная действительность – это средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу

Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки

Творческая работа на тему:

«Социализация личности ребенка через трудовую деятельность»

Языкова О.Ю.

Воспитатель

АСТРАХАНЬ 2007

Социальная действительность – это средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу.

Ко второй младшей группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребёнку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу входят предметная деятельность,

труд, наблюдения.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как

мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки

мыть, подметать, стирать и т.п.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций.

Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовая деятельность позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых

умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека.

И чем раньше он начинает испытывать удовлетворение от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретёт уверенность в своей способности преодолевать

трудности.

И, наконец, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне

получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребёнок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных

возрасту.

В последние годы из программ воспитания детей дошкольного возраста исчезли задачи трудового воспитания. Это обстоятельство может привести к серьёзным отрицательным

последствиям.

К.Д. Ушинский говорил: «Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, - научить его трудиться».

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей, придаётся особое значение. В

старшем дошкольном возрасте необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные

потребности людей. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Особенно ярко это видно на примере труда хлеборобов. Знакомство детей с трудом взрослых осуществляется через разные

виды деятельности: занятия, чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические игры и упражнения.

Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость.

Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное

отношение к результатам труда.

Возникает вопрос: А зачем ему это уметь?

Наша повседневная жизнь за последние 15 лет изменилась на столько, что многим кажется: всё в ней теперь следует делать иначе. В том числе и воспитывать детей. С этим

трудно поспорить – действительно, взрослые должны научить детей отвечать на новые вызовы жизни. Что толку, например, если современный городской ребёнок будет уметь запрягать коня? Где и

зачем пригодится ему этот экзотический навык? Пусть лучше научится ремонтировать автомобиль. Впрочем, может, и это ни к чему: ведь есть автосервис… Пусть уж учится в школе, в институте,

становится докой в своей профессии! А труд в том смысле, в котором его понимали во времена родительского детства, это теперь атавизм.

Однако родители, которые пришли к такому выводу, должны быть готовы к тому, что жизнь однажды опровергнет их убеждение. И хорошо, если это произойдёт сравнительно рано,

когда ребёнок ещё поддаётся воспитанию. К сожалению, понимание того, что дитятко, у которого нет разве что луны с неба, всё-таки следует приучать к обыденному труду, приходит тогда,

когда родители вдруг видят: их чадо, совершенно не способно на какое бы, то ни было усилие. Ни в учёбе, ни в той самой престижной профессии, ради которой оно когда-то было освобождено

от любых обязанностей по дому… Да оно, это чадо, попросту не понимает, что жизнь сама по себе требует ежедневного, последовательного усилия! А затем проявляются и другие следствия

неприученности ребёнка к труду: он не знает, чем себя занять, ему скучно, у него депрессия, от которой он «лечится» алкоголем или, того страшнее, наркотиками…

«Лучше бы мы в своё время потребовали, чтобы он научился запрягать коня! – в отчаянии думают родители. – Или готовить обед, или убирать квартиру, или полоть грядки на

Между тем подобные требования никогда не являлись сногсшибательным педагогическим открытием. Достаточно обратиться к книгам о жизни состоятельных людей прошлых веков. В

престижнейшем, предназначенном для мальчиков из лучших семей Тенишевском училище (его окончил, к примеру, писатель Владимир Набоков) обязательным предметом было столярное дело. Девочка

из дворянской семьи обязана была уметь делать любую работу по дому. Хотя, как только она выходила замуж (а к этому, собственно, её и готовили), ей приходилось разве что руководить

прислугой, которая эту работу и выполняла.

Всё дело в том, что «во вкусе умной старины» было заложено понимание: без привычки к труду человек не вырастит полноценной личностью. И в будущем его ожидают лишь вот

эти самые депрессии (неважно, как они назывались 100 лет назад), и жизнь его пойдёт прахом.

Привычка к труду прививалась самыми разными способами, и, конечно, воспитывалась не сама по себе, а в единстве с пониманием того, что человек с ранних лет должен сам

отвечать за своё благосостояние. Хорошо, если родители понимают: проблемы, возникающие с воспитанием, мало изменились за последние два-три века… Так же, как и навыки, с помощью которых

эти проблемы решаются. Дело в том, что жизнь, как она есть, во всех её проявлениях может оказаться для подросшего ребёнка непосильной.

Так, может, стоит последовать советам предков и вовремя приучить ребёнка к повседневному труду? Не спрашивая, зачем это надо. Просто надо, и всё!

Язык: Русский

Скачиваний: 316

Формат: Microsoft Office

Размер файла: 7 Кб

Скачать работу...

Забрать файл

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью

Окружающий мир - это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле - это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.

Природный мир - живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира. Социальный мир - люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями.

Социальная действительность - конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества. Главная функция, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.

И грушки различны по назначению и по своим потенциальным возможностям как средства познания детьми социального мира. Техническая игрушка помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир.

Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности. установки.

Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место среди игрушек, которые способствуют приобщению детей к социальному миру, отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств.

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка. Художественная литература является одновременно и источником знаний, и источником чувств. Поэтому так важно как можно раньше приобщать детей к литературе.

Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство.

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира.

В детском саду ознакомление с окружающим - это, по сути, самостоятельный предмет обучения. Оно систематически проводится и на специальных занятиях (экскурсии, беседы, чтение и рассказывание педагога, рассматривание картин, показ диафильмов), и в ходе обучающих игр. На этих занятиях предметы и явления общественной жизни стоят в центре внимания; важны именно они, их особенности.

Постепенно и последовательно у детей вырабатываются правильные представления о доступных им, близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей. Воспитатели стремятся, чтобы дети учились понимать общественные явления, чтобы у них развивалось уважение к человеку и его труду на благо общества.

Спасибо за внимание Подготовила воспитатель Лушникова Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальной действительностью

Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это позн...

Ознакомление с социальной действительностью «Серия упражнений, помогающих ребенку почувствовать свои внутренние органы»

Серия упражнений, помогающих ребенку почувствовать свои внутренние органы...

конспект НОД по ознакомлению с социальной действительностью во второй младшей группе «Мой любимый детский сад»

Вивчарь Лина Анатольевна - воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад №6 ст. Старощербиновская...

Ребенок и социум

Информационное сопровождение темы: В педагогическом словаре-справочнике социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Процесс социализации включает совокупность четырех составляющих:

Стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями;

Относительно направляемая социализация - когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и (или) социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в вооруженных силах, возраст выхода на пенсию и т.д.);

Относительно социально контролируемая социализация - планомерное создание обществом и государством организационных, материальных и духовных условий для развития (воспитания) человека;

Самоизменение человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.

В отечественной педагогике проблему «социализации» раскрывали: Л.С. Выготский, Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, Т.Д. Репина, Д.И.Фельдштейн и др. Л.С. Выготский, как и многие психологи, вслед за Ж.Пиаже пытался из индивидуального поведения ребенка вывести социальное. Заслуга Л.С. Выготского в том, что он первый заявил, что социальное и индивидуальное в развитии ребенка не противостоят друг другу как отдельно функционирующее внешне и внутреннее. Это две формы существования одной и той же высшей психической функции. Поэтому в процессе социализации ребенок не прямо подражает взрослым, а организует собственное поведение по тому социальному образцу, которые освоил во взаимодействии со взрослыми, как выражается Л.С. Выготский, «сотрудничество сознания». А.Б. Залкинд, в отличие от Л.С.Выготского утверждал, что ребенок – прямой продукт средовых влияний, они обуславливают и социализацию и воспитание. По его мнению, социализация заключается в приспособлении к среде ребенком, в выработке навыков соответствующего поведения, чтобы установить некоторое равновесие со средой.



Исследования П.А. Кропоткина, Н.А. Рубакина, Э.Дюркгейма, М.Вебера, С.Г. Шацкого и других показали, что превращение человека из биологического существа в социальное есть специфический процесс социализации, который имеет свои особенности и закономерности. И.С. Кон определяет процесс социализации как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. А.В. Мудрик понимает социализацию - как, «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром».

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живёт. Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Важное место в разработке проблем социализации детей дошкольного возраста занимают работы И.С. Кона. По его утверждению: «Многозначный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребенок усваивает и производит определенную сумму знаний норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности ребенка. Современные исследования позволяют уточнить термин «социализация» с точки зрения субъект-субъектной позиции индивида в процессе его приобщения к социально-историческому опыту. Во-первых, социализация может быть представлена как процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное содержание взросления ребёнка, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия. В первом случае ребёнок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности.

Г.М. Андреева. Е.П. Белинская, Б.П. Битинис, Л. Колберг, И.. Кон) в качестве основания содержания социализации выделяют социальные идеи, символы, ценности и установки, социальные навыки поведения и модели поведения. Л.В. Коломийченко считает, что социализация – это 1)процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания и 2) реальное содержание взросления ребёнка в котором осуществляется становления значимого в индивидуальности субъектов активного творческого социального действия. В первом случае ребёнок выступает как объект усвоения и приобретения социального опыта. Во втором случае субъектом собственной творческой деятельности. Результатом, средством одного из аспектов социализации, Л.В. Коломийченко, считает социальное развитие личности.

Эти составляющие содержания обобщенного социального опыта в процессе социализации преобразуются во внутренние преобразования личности – интериаризуются (процесс освоения ребенком выработанных обществом норм, ценностей, установок, представлений). У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (Образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни) и т.д. Интериаризуясь, социальные идеи и образы не просто усваиваются ими на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание личности. Констатируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс становления человека сложен: каждый отдельный индивид становится человеком в результате социализации.

Социализация ребенка дошкольного возраста – это его способность адекватно ориентироваться в социальном окружении, осознавая самоценность собственной личности и других людей, выражая чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Вопросы внутреннего самоопределения ребенка, соотношения внешних воздействий и внутренних условий их реализации, внешних и внутренних детерминант, механизмы социального развития ребенка поднимались в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, К. Обуховского и др.

А.В. Запорожец большое внимание в своих исследованиях уделял мотивационно-смысловой ориентации как особой внутренней деятельности и ее роли в развитии взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Исследования М.И. Лисиной, Т.Д. Репиной, Е.К. Золотаревой, А.Д. Кошелевой, Л.В. Коломийченко позволяют рассматривать социальную ориентацию отправным моментом взаимодействия. В ее структуре определяются следующие компоненты: социальная перцепция, осуществляемая по разным основаниям (видовые, родовые, половые, национальные, этнические особенности), предвосхищающее воображение, связанное с мысленным «пристраиванием» хода развития ситуации взаимодействия, «запускающие» эмоции (либо провоцирующие, либо блокирующие дальнейший ход взаимодействия).

По мнению В.А.Сухомлинского познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество становится его членом. Этот процесс приобщения ребенка к обществу, следовательно, процесс формирования личности и называется социализацией: «Опыт убеждает, что правильная социализация основывается на богатстве, идейной полноценности эмоциональной жизни».На начальных этапах социализации, то есть в дошкольном детстве, по мнению В.А. Сухомлинского в сознании детей еще трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеждения. Поэтому семья - по его мнению, была одним из значимых факторов социализации детей дошкольного возраста.

По мнению Д.И. Фельдштейна, процесс присвоения ребенком социальных норм и по своему содержанию представляет единство и одновременно постоянное воспроизведение противоречия двух сторон: социализации и индивидуализации: социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение, (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта. Личность представляет собой постепенное поэтапное индивидуальное приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития.

Социальное развитие - «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества». Социальное развитие – это сложное явление в ходе, которого происходит усвоение ребёнком норм человеческого общежития и утверждения себя как социального субъекта. Основная цель социального развития - это адаптация индивида к общественной социальной действительности.

При рассмотрении дошкольного детства правомернее использовать понятие «социальное развитие», так как в дошкольном возрасте мы имеем дело с постоянно растущей личностью ребенка. При этом развитие понимается как совокупность закономерных изменений в личности, которое приводит к появлению нового качества. По мнению многих ученых, истоки развития ребенка заложены в его биологической природе в виде наследственных механизмов. При этом изменения в личности в дошкольном детстве происходят как под воздействием внешней среды (под влиянием родителей, педагогов, предметно-развивающей среды, и др.), так и внутренней работы индивида над собой. В присвоении общественной сущности человека заключается главный смысл социального развития ребенка – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризированных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем». Таким образом, социализация – это процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого индивид адаптируется к внешним условиям, а также формируется как субъект общественных отношений. В этом процессе личность не только усваивает социальный опыт, но и активно его перерабатывает, избирательно относится к внешним воздействиям.

При этом под социальным развитием дошкольника понимается процесс непрерывного и органического социально контролируемого вхождения ребенком в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого, на основании чего происходит самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза.

А.В.Мудрик выделяет три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные социально-психологические. Рассмотрим каждый из них в аспекте формирования социальной компетентности дошкольника.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикета, символики, связанные с телом, полоролевым поведением, осваивает элементарные гигиенические навыки, развивает и реализует физические задатки. В связи с этим необходимо выделить из социальной компетентности общекультурные, физические компетенции, на основе которых формируются такие качества, как ловкость, гибкость, быстрота, аккуратность, вежливость, самопознание своего «Я» как определенного пола.

Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. В этом возрасте происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых. Как поступают взрослые – так и ребенок, он всей душой и зрением открыт на то, чтобы брать пример со взрослых. Дошкольник может проявлять доброту, внимание, заботу, уметь просить о помощи и оказывать ее, осваивать трудовые навыки, проявлять желание вести себя правильно по отношению к окружающей жизни, контролировать свое поведение. Но это произойдет на качественном уровне только тогда, когда рядом оказываются значимые взрослые. Многие пороки взрослых исходят из дошкольного детства, когда происходит духовное становление личности, доминантное новообразование под влиянием взрослого. Решение данных задач позволяют выделить познавательные, ценностно-смысловые и коммуникативные компетенции, формирование которых предполагает становление таких качеств, как милосердие, взаимопонимание, взаимовыручка и взаимопомощь, сотрудничество.

Социально-психологические связаны со становлением сознания личности. На этапе дошкольного детства самосознание можно рассматривать как достижение определенной меры самопознания и определенного уровня самоуважения. Внутренние источники развития определяют саморазвитие личности. Для социального развития это наиболее значимый компонент, так как он связан с самостоятельным осмыслением социально-культурного опыта. При этом личностное всегда принадлежит носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ, благодаря деятельности его сознания, способности личности к рефлексии собственного «Я». Полное управление развитием личности извне нерезультативно, так как не учитывает желание и возможности самого ребенка, поэтому его необходимо сочетать с управлением изнутри, подразумевающего организацию деятельности, общение, проектировку отношений, возникающую в среде, в которой находится растущая личность. На основании этого можно выделить личностные компетенции, которые связаны с формированием таких качеств, как самостоятельность, инициатива, креативность, самопознание, социальная активность, способность к самоизменению.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие осуществляется под воздействием значимого Другого, ведущего малыша в общество. «Речь идет не о потребительской зависимости растущих людей (физической, материальной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как посредникам, открывающим им будущее, и как к соучастникам их деятельности». Детство – это не «социальный питомник» (Д.И.Фельдштейн), а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые. Дошкольник, познающий жизнь, особенно нуждается в обретении взрослых смыслов жизни. Активное постижение смыслов жизни у ребенка данной возрастной группы происходит через вопросы к взрослому или в игре как ведущей деятельности дошкольника. Внешне это выражается ролевыми играми во взрослых: в дочки-матери, продавцов-покупателей, автомобилистов и др. - они постигают жизнь взрослых и постигают ее по самой сути.

Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми. Дошкольник как член социума постоянно включен в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Ребенок «включен» в другого человека и через эту включенность развивается как личность. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединено у ребенка со значимым Другим: родителями, воспитателями, сверстниками. Исходя из вышесказанного, социальное развитие ребенка можно определить как количественные и качественные изменения социальных знаний, социально ценностных качеств и свойств, позволяющих ребенку ориентироваться в различных ситуациях и добиваться позитивной самореализации путем обретения ребенком собственного опыта общения и взаимодействия.

Итак, анализ теоретических трудов и практики по проблеме социального развития детей позволяет сделать следующие выводы:

Социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;

Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в активной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми, формирующей навык в процессе многократного повторения способов совершения отдельных действий;

Социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном образовательном процессе;

Эффективность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом особенностей дошкольников.

С.А Козловой разработаны подходы к ознакомлению дошкольников с социальной действительностью. Она выделяет:

Задачи, направленные на развитие ребенка :

Формирование у детей представлений о социальном мире и о самих себе в нем;

Воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям и явлениям, фактам в нем происходящим;

Формирование активной позиции, оптимистического мироощущения и способности к преобразованиям, творчеству.

Задачи, направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка:

Разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка при ознакомлении с социальной действительностью;

Использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности ребенка и разных форм организации.

Методы ознакомления с социальной действительностью (по С.А.Козловой)

Группы методов Виды методов и приемов
1.Методы, повышающие познавательную активность Элементарный и каузальный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирования, логические задачи, экспериментирование и опыты, вопросы, повторения
2.Методы, направленные на повышение эмоциональной активности Игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны
3. Методы, способствующие установлению связей между разными видами деятельности Прием предложения и и обучения способу установления связи, перспективное планирование, прием опосредованного переключения на другую деятельность
4.Методы коррекции и уточнения представлений о социальном мире Методы повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирования, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, прием повторного выполнения задания, ситуация выбора


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: