Откуда фраза "жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно"? Жизнь нужно прожить так.

Сообщение проходит проверку модератором.

Бывшие советские граждане, люди среднего и старшего поколения прекрасно помнят этот отрывок из романа (ч. 2, гл. 3) «Как закалялась сталь» (1932-1934), написанного, будто бы, советским писателем Николаем Алексеевичем Островским (1904-1936): «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.
Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».

Несколько забегая вперед, отметим, что мысли эти родились в голове у человека (роман «Как закалялась сталь» и образ Павла Корчагина, в соответствии с советской легендой, автобиографичы, т.е. написаны Николаем Островским с самого себя), всю свою сознательную жизнь и все свои силы отдавшего борьбе за закабаление Русского народа ордой инородных проходимцев.

Слова эти, о том, как нужно прожить свою жизнь, в качестве призыва к достойной, деятельной жизни на все лады и со всех сторон обсасывались и смаковались на уроках литературы в советских школах. Тем самым, с учетом того неоспоримого факта, что белому человеку изначально присущи честность, порядочность и благородство, нам, русским юношам и девушкам, всеми средствами еврейской пропаганды усиленно навязывались и пропагандировались преданность «советской социалистической родине» и стремление «все свои силы и даже саму жизнь отдать в борьбе за дело Коммунистической партии» (еврейской партии).

На самом же деле - теперь это ясно - сочинен был этот коммунистический пропагандистский бред, никаким не Н. Островским, а литературным цехом русского отдела Синедриона с задачей коммунистического оболванивания Русского народа в преддверии Второй Мировой войны, планировавшейся Синедрионом для взаимного уничтожения неметизированного (не трансформированного в русско-еврейских и в немецко-еврейских метисов) русского и немецкого населения России (Советского Союза) и Германии с целью последующего, начиная с XXI века, заселения нашего европейского континента арабами, представителями вида Homo sapiens non operantes (Рус. человек разумный не трудящийся).

Дело в том, что в конце XIX века Мировому правительству уже стало ясным, что к концу XX века трудом белых людей, представителей вида Homo sapiens operantes (Рус. человек разумный трудящийся) в Европе будет практически завершено создание постиндустриального общества, товары первой необходимости для которого будут производиться в основном в Китае и, следовательно, тогда можно уже будет начать заселение европейского континента арабами, не способными, как это видно из их определения, самостоятельно, своим трудом создать себе условия для существования.

Наглядным примером этому утверждению служит оккупация арабами-исламистами (ислам является сектой иудаизма) с помощью разведывательной и другой агентуры, в качестве которой действовали арабы-иудаисты (т.н. евреи), а также их денег в VII-VIII веках Персии Египта, других стран южного Средиземноморья и Испании, омерзительным результатом которой явился катастрофический упадок высокоразвитых культур и цивилизаций этих стран. Красноречивым подтверждением дикости арабских орд является их варварское поведение в Египте. Достаточно сказать, что вторгшись в эту высококультурную страну, арабы первым делом изуродовали пирамиды, ободрав с них штукатурку с целью постройки из нее своего жилья, и изуродовали сфинкса, из любопытства отколов ему нос.

И это становится понятным, если учесть, что общими предками всех арабов - и иудаистов, и исламистов являлись хабиру (хапиру) - разбойники-разрушители, орудовавшие около 4 тысяч лет в регионах Ближнего и Среднего Востока. Что касается разделения арабов на иудаистов (законных потомков Авраама) и исламистов (его незаконнорожденных потомков), то кастовость и классовое расслоение вообще - явление, абсолютно чуждое белому человеку, живущему своим трудом, естественно и закономерно для араба, представителя вида человека нетрудящегося,

Как тогда, 4 тысячи лет тому назад, с появлением на Востоке банд хабиру (предков нынешних арабов), так и после оккупации в VII веке их потомками восточных и африканских провинций Византии в этом регионе Земли наблюдался разрыв в развитии цивилизации. То же самое ожидает и Европу после заселения ее арабами, которое уже началось под благовидным предлогом спасения и оказания помощи беженцам из арабских стран.

Для того, чтобы снять последние возражения, процитирую наиболее авторитетный источник. Слово Марку Раважу (биографу богатейшего еврея в мире барона Ротшильда): «Вы ещё не знаете глубины нашей вины. Мы врываемся везде, мы везде поднимаем драку, и мы везде убегаем с добычей. Мы всё извращаем. Мы взяли ваш естественный мир, ваши идеи, ваше предназначение и всё это перемешали и извратили. Мы были в начале не только Первой Мировой Войны, но и всех ваших войн; не только Русской, но и всех ваших революций в истории. Мы принесли несогласие, раздоры, смятение и депрессию во все ваши личные и общественные дела. И мы до сих пор только этим и занимаемся. И кто скажет, сколько ещё мы будем этим заниматься?»
Вы что, всерьез думаете, что «они», зарвавшиеся в своей - пока еще! - безнаказанности, когда-нибудь остановятся сами?

В связи с вышеизложенным слова Павла Корчагина станут для нас актуальными в такой редакции: «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо* так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества от иудаизма во всех его проявлениях. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее».http://www.proza.ru/2012/08/12/944

_______________
*Говоря о вышеупомянутом отрывке из романа «Как закалялась сталь?», несколько слов стоит сказать о такой, воистину набившей оскомину плоской шутке «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо в Крыму», посредством которой крученые крымские «жуки» и похотливые местные «хорьки» пытаются хоть как-то самоутвердиться и повысить уровень самооценки.

Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы
Из романа (ч. 2, гл. 3) «Как закалялась сталь» (1932-1934) советского\" писателя Николая Алексеевича Островского (1904-1936): «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и. мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.
Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».
Цитируется: как призыв к достойной, деятельной жизни.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


  • Жизнь коротка, искусство вечно
  • Жизнь начинается после сорока

Смотреть что такое "Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" в других словарях:

    Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

    Чтобы не было мучительно больно - см. Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    жизнь - , и, ж. 1. Период существования человека. ** [Не надо печалиться] вся жизнь впереди [надейся и жди]. // Слова из песни А.Экимяна на стихи Р.Рождественского “Не надо печалиться” (1975 г.). Этот же мотив используется в песне А.Пахмутовой на …

    жизнь - и, ж. 1. Особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития. Возникновение жизни на земле. □ Основой жизни являются белковые соединения, которые при высокой температуре свертываются. В. Комаров, Происхождение растений.… … Малый академический словарь

    год - , а, м. == Славные годы. ◘ Она [индустриализация] была проведена в славные годы первых пятилеток. ХО, 388. == Юбилейный год. ◘ Ваше имя? Э э э. Фамилия? Э э э. На что жалуетесь? Э э э. А какой нынче год? Юбилейный. Купина, 122. *… … Толковый словарь языка Совдепии

    ПАВЕЛ КОРЧАГИН - «ПАВЕЛ КОРЧАГИН», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв., 102 мин. Героико романтическая драма. По роману Н.Островского «Как закалялась сталь». «Самое дорогое у человека это жизнь. Она дается один раз и прожить ее нужно так, чтобы не было… … Энциклопедия кино

    Как закалялась сталь - У этого термина существуют и другие значения, см. Как закалялась сталь (значения). Как закалялась сталь Жанр: роман

    Как закалялась сталь (роман) - У этого термина существуют и другие значения, см. Как закалялась сталь. Как закалялась сталь Жанр: роман

    Пульс хранителя дверей лабиринта - Студийный альбом «Алисы» Дата выпуска 18 февраля 2008 Записан … Википедия

Книги

  • Как закалялась сталь (аудиокнига MP3) , Н. Островский. "Как закалялась сталь" - один из величайших романов советского времени, автобиографический роман советского писателя - Николая Алексеевича Островского. Это бессмертное произведение… Купить за 173 руб аудиокнига
  • Как закалялась сталь , Островский Николай Алексеевич. "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"-пожалуй, одна из самых известных…

Ошо говорит: «Не пытайся понять жизнь», и он прав, потому что жизнь понять нельзя, ее можно только прожить - от мгновения к мгновению.

Все попытки ума понять жизнь обречены на провал, потому что все эти понимания временны. Сегодня вы так понимаете жизнь, через месяц - иначе, через десять лет - совершенно по-другому.

Жизнь - это таинство, а таинство нельзя понять, его можно только прожить.

Жизнь нельзя понять

Попытки понять жизнь - это попытки ума, а ум никогда не сможет разгадать тайну жизни, так как он (ум) создавался не для этого. Нельзя объять необъятное, объяснить необъяснимое и впихнуть невпих@емое, но именно это и пытается сделать ум, пытаясь понять, что такое жизнь и как она устроена.

Ученые с каждым новым открытием заявляют, будто они чуть ли не разгадали секрет жизни, но затем следует новое открытие, которое полностью перечеркивает их предыдущее понимание. И так будет бесконечно, потому что жизнь нельзя понять.

«Я знаю, что ничего не знаю», сказал древнегреческий философ, великий мыслитель Сократ. «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» - говорил Демокрит, тоже древнегреческий философ.

Какой смысл в том, чтобы понять жизнь, раскрыть все ее секреты? Ведь тогда не останется никакой тайны, никакого интереса. Какой смысл тогда проживать такую жизнь, если все заранее понятно и полностью предсказуемо?

Ошо говорил, что лучший способ упустить жизнь - иметь к ней какое-то определённое отношение. Это потому, что отношение возникает у нас в уме, а настоящая жизнь происходит вне ума. Поэтому когда у нас появляется какое-либо отношение к жизни - это всего лишь проявление ума, его фантазии и выдумки. Мы смотрим на жизнь сквозь фильтр ума, и жизнь окрашивается этим отношением, нафантазированным умом.

Жизнь невозможно ограничить какой-либо позицией, концепцией, или втиснуть ее в какое-либо определение , но, пытаясь понять жизнь, именно этим ум и занимается.

Ум всегда пытается понять жизнь, раскрыть ее тайну, узнать секрет, и вся шутка в том, что эта деятельность никогда не закончится: тайна никогда не будет разгадана, секрет никогда не будет открыт. Поэтому ум никогда не получит полное удовлетворение, и жизнь заставит его и дальше изучать, исследовать, экспериментировать. В этом тоже красота жизни, ее тайна и секрет, мистическая движущая сила.

Ум же уводит вас от момента «здесь и сейчас», тем самым мешая наслаждаться каждым мгновением, каждое из которых никогда больше в жизни не повториться.

Ошо учил жить без предвзятого отношения к жизни, без попыток впихнуть жизнь в какую-то философию или систему мировоззрений, без попыток понять ее умом. В этом была оригинальность его учения, которая привлекала своей новизной умы, измученные бесконечным поиском разгадки тайны жизни. И умы его учеников теперь пытались понять, что значит «не пытаться понять жизнь».

В этом тоже красота и таинство жизни, ее тонкий юмор. Бог шутит сам над собой, и это действительно весело.

Жизнь нужно прожить

Теперь, когда мы практически поняли (или хотя бы поверили), что жизнь нельзя понять, ум пытается понять, как это - жизнь нужно прожить, причем без ее понимания. И нет уму покоя, и никогда не будет…

Из этого нет выхода - ум всегда будет пытаться что-то понять, и нельзя прекратить эти попытки, потому что ум сам же и делает эти попытки. Если бы ум мог сам себя отключить, он бы уже это сделал.

Но жизнь может все. Даже отключить ум. Но она в этом не нуждается. Для кого-то этот факт неприятен, для кого-то приятен, а для кого-то - это вообще не факт. И те, кто успевает за мыслью, возможно, в очередной раз столкнулись с тем, что жизнь нельзя понять. Потому что под любое понимание или концепцию можно подкопаться с другой стороны и выявить ее сомнительность.

Но Ошо был прав - жизнь лучше прожить, чем пытаться ее понять умом. Что это значит? Это значит отбросить все спекуляции ума, все «-измы», все представления о жизни, верования и убеждения. И идти жизни навстречу, открытыми, обнаженными, без предварительных мыслей о ней - тогда можно прожить жизнь такой, какая она есть, а не такой, какой ее рисует тебе ум.

Жизнь есть непредсказуемое таинство, и никто не может с точностью предсказать, что произойдет завтра, через час, или даже через секунду.

Если у человека есть глаза, и они не закрыты фильтрами ума, он видит, что каждое мгновение жизни неожиданно, непредсказуемо, к нему нельзя подготовиться или применить старые рамки определений или философий. В этом таинство жизни, весь ее вкус, аромат, божественное чудо.

Нельзя понять даже какой-то конкретный момент «здесь и сейчас»; его, как и саму жизнь, нужно только прожить. Все ярлыки, концепции, методы и советы принадлежат прошлому, поэтому не могут полностью подойти к моменту «здесь и сейчас». В каждое мгновение жизнь нова, и те, кто видит это, также видит, что в каждый миг (каким бы он ни был) жизнь прекрасна, поэтому вопросов «как ее нужно прожить» не возникает. В такие моменты нет никаких идей, хорошо что-то или плохо, правильно или неправильно, истинно или ложно. Нет сравнения с прошлым, нет фантазий о будущем. Есть только момент сейчас - новый и неповторимый, который можно только прожить.

Ошо называл это состоянием не-ума: когда ум отключен или отсутствует, его фильтры сняты, и мы видим жизнь такой, какой она есть. В такие моменты вопросов не возникает, не нужны никакие философии, религии, концепции, советы и ответы. И тогда познаётся истинная красота жизни.

Вы можете выйти за рамки ума и увидеть всю красоту жизни, в том числе красоту этого непредсказуемого механизма - ума. На самом деле вы, как душа, как сознание, всегда находитесь за пределами ума, вот только проблема в том, что сам ум создает иллюзию, будто вы внутри. В этом тоже таинство жизни, и его тоже нельзя понять, можно только прожить. Именно это вы сейчас и делаете.

Золотухина Людмила Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесценно – прожитые годы"
Дата публикации: 11.05.2017
Раздел: полное образование

Классный час в 10 классе

Тема «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесценно –

прожитые годы»

Цель: Воспитание ценностного отношения к жизни как самому дорогому, самому

уникальному и бесценному дару.

Форма – групповая

Задание 1 группе: Напишите небольшое сочинение на тему классного часа

Пример группы 1

Жизнь человека - самое дорогое, что у него есть. Она неповторима, уникальна, она

бесценна. Жизнь человека - Божий дар! Но почему-то мало кто из нас серьезно

задумывается над тем, как он живет, для чего живет и что оставит после себя.

Люди ценят драгоценные камни. Они берегут их, подбирают красивую оправу, бережно

хранят и боятся потерять, а самую главную драгоценность - нашу жизнь - часто

пускают на самотек. Мы, не задумываясь проживаем день за днем, растрачиваем время на

пустые развлечения или бездельничаем возле телеэкрана. Но наступит момент, когда

каждый человек остановится и спросит себя: «А зачем я живу? Для чего мне жизнь моя

дана? » Ведь если судьбой, природой, какими-то высшими силами было предопределено

наше появление на свет, значит, это не случайно. Значит, в нашей жизни есть какой-то

смысл. Жизнь дается человеку только один раз, и, как говорил русский писатель Н. А.

Островский, «прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно

прожитые годы» .

Цель - вот что самое главное в жизни. Стремление к осуществлению мечты, к

реализации планов. Эта цель может быть у каждого своя, но она должна быть. И она

должна быть высокой, благородной, такой, которая возвышала бы человека в его

собственных глазах и в глазах окружающих его людей.

Задание 2 группе: Продолжите фразу «Жизнь надо прожить так...»

Варианты ответов группы 2

Жизнь надо прожить так, чтоб больше не хотелось!

Жизнь нужно прожить так, чтобы не мы от лука плакали, а лук от нас!!!

Жизнь надо прожить так, чтобы твое имя осталось в истории!

Жизнь нужно прожить так, чтобы все воспоминания хорошие остались не только у тебя,

но и у других людей!

жизнь надо прожить так, чтоб было что вспомнить, но стыдно рассказать внукам)))))

Жизнь надо прожить так... чтобы "весь мир - театр" помнил своего актера...

Жизнь нужно прожить так, чтобы каждый ребенок мог сказать тебе – «Папа!» «Мама!»

Задание 3 группе: Расскажите о появлении произведения, в котором встречается эта

цитата.

В конце 1930 года тяжело больной Николай Островский начинает писать роман «Как

закалялась сталь». Изначально текст романа писался Островским от руки, однако, по

причине болезни строка находила на строку, разбирать написанное было трудно, темпы

написания не удовлетворяли писателя. Однажды он попросил ассистентку взять

картонную папку и прорезать в ней полосы размером строки, так родилась мысль о

транспораторе, сперва это не очень получалось, но техника пользованием транспоратором

совершенствовалась с каждым днем, сначала в транспоратор вкладывали по листику,

потом стали вкладывать сразу пачку бумаги. Работал автор по ночам в тишине,

исписанную страницу нумеровал и сбрасывал на пол. Через какое-то время рука стала

болеть и отказала. С этого момента роман стал писаться под диктовку. Диктовал он

медленно, отдельными фразами, с большими перерывами между ними. В процессе

написания возникли трудности с бумагой, которые с большим трудом удалось решить.

Весь 1931 год шла напряжённая работа над первой частью романа, к маю были написаны

апреле 1932 года писатель получает заказ от издательства на второй том романа. В связи с

резким ухудшением здоровья писатель переезжает на юг к морю, где продолжает работу

над произведением. Вторая часть романа полностью пишется под диктовку и

заканчивается к середине 1932 года. После издания Островский пишет: «Книга издана,

значит признана! Значит - есть для чего жить!»

Задание 4 группе: «

Жизнь надо прожить так...» - в чем смысл этой цитаты?

Примерные ответы

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так,

чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за

подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы

отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить

жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.

Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».

Смысл в том, что:

1. Жить надо достойно, приносить пользу себе и людям;

2. Жить надо интересно, увлекательно;

3. Надо преодолевать преграды;

4. Надо надеяться и верить в лучшее;

5. Надо с уважением относиться к другим и к тебя будут уважать.

"Самое дорогое у человека - это жизнь.

Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества".

Николай Островский

Николай Островский родился 29 сентября 1904 года в селе Вилия на Волыни в семье отставного военного.

Его отец Алексей Иванович отличился в Русско-турецкой войне 1877-1878 года и за особую храбрость был награжден двумя Георгиевскими крестами. После войны Анатолий Островский работал солодовщиком на винокуренном заводе, а мама Островского, Ольга Осиповна, была кухаркой.

Семья Островских жила небогато, но дружно, ценила образование и труд. Старшие сестры Николая - Надежда и Екатерина стали сельскими учительницами, а сам Николай был досрочно был принят в церковно-приходскую школу "по причине незаурядных способностей", которую окончил в 9 лет с похвальным листом. В 1915 году он окончил двухклассное училище в Шепетовке, а в 1918 году поступил в Высшее начальное училище, позднее преобразованное в Единую трудовую школу, и стал представителем учащихся в педагогическом совете.

С 12 лет Островскому пришлось работать по найму: кубовщиком, рабочим на складе и подручным кочегара на электростанции. Впоследствии он писал Михаилу Шолохову об этом периоде своей жизни: "Я штатный кочегар и насчет заправки котлов был неплохой мастер".

  • Островский, Белинский, Некрасов и другие... экстремисты


Тяжелая работа не мешала романтическим порывам Островского. Его любимыми книгами были "Спартак" Джованьоли, "Овод" Войнич, романы Купера и Вальтера Скотта, в которых отважные герои боролись за свободу против несправедливости тиранов. В юности он читал друзьям стихи Брюсова, приехав к Новикову, проглотил "Илиаду" Гомера, "Похвалу глупости" Эразма Роттердамского.

Под влиянием шепетовских марксистов Островский втянулся в подпольную работу и стал активистом революционного движения. Воспитанный на романтически-авантюрных книжных идеалах, он принимал Октябрьскую революцию с восторгом. 20 июля 1919 года Николай Островский вступил в комсомол и ушел на фронт сражаться против врагов революции. Он сначала служил в дивизии Котовского, затем - в 1-й Конной армии под командованием Буденного.

В одном из боев Островский на всем скаку упал с лошади, позже он получил ранение в голову, и в живот. Все это жесточайшим образом сказалось на его здоровье, и в 1922 году восемнадцатилетний Островский был отправлен на пенсию.

После демобилизации Островский нашел себе применение на трудовом фронте. Окончив школу в Шепетовке, он без отрыва от производства продолжил учебу в Киевском электротехническом техникуме, и вместе с первыми комсомольцами Украины был мобилизован на восстановление народного хозяйства. Островский участвовал в строительстве узкоколейной дороги, которая должна была стать основной магистралью для обеспечения дровами вымирающего от холода и тифа Киева. Там он простудился, заболел тифом и в бессознательном состоянии был отправлен домой. Усилиями родных ему удалось справиться с болезнью, но вскоре он вновь простудился, спасая в ледяной воде лес. Учебу после этого пришлось прервать, и, как оказалось, навсегда.

Обо всем этом он позже написал в своем романе "Как закалялась сталь": и как, спасая лесосплав, бросился в ледяную воду, и жестокой простуде после этого трудового подвига, и о ревматизме, и о тифе...

В 18 лет он узнал, что врачами ему поставлен страшный диагноз - неизлечимая, прогрессирующая болезнь Бехтерева, которая приводит больного к полной инвалидности. У Островского сильно болели суставы. А позже ему был поставлен окончательный диагноз - прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов.

Врачи предложили потрясенному юноше перейти на инвалидность и ожидать конца. Но Николай выбрал борьбу. Он стремился сделать жизнь и в этом, казалось бы, безнадежном состоянии, полезной для других. Однако, последствия изнурительной работы все чаще давали себя знать. Первые приступы неизлечимой болезни он испытал в 1924 году и в этом же году стал членом Компартии.

Со свойственной ему полной самоотдачей и юношеским максимализмом он посвятил себя работе с молодежью. Он стал комсомольским вожаком и организатором первых комсомольских ячеек в пограничных районах Украины: Берездове, Изяславле. Вместе с комсомольскими активистами Островский участвовал в борьбе ЧОНовских отрядов с вооруженными бандами, стремящимися прорваться на советскую территорию.

Болезнь прогрессировала, и началась бесконечная череда пребывания в больницах, клиниках и санаториях. Мучительные процедуры, операции не приносили улучшения, но Николай не сдавался. Он занимался самообразованием, учился в Свердловском заочном коммунистическом университете, и очень много читал.

  • Русские писатели-классики о российских либералах

В конце двадцатых годов в Новороссийске он познакомился со своей будущей женой. К осени 1927 года Николай Алексеевич уже не мог ходить. К тому же у него началась болезнь глаз, которая в итоге привела его к слепоте, и была следствием осложнения после сыпного тифа.

Николай Островский с женой Раисой за год до смерти.

Осенью 1927 года Островский начал писать автобиографический роман "Повесть о "котовцах". Рукопись этой книги, созданная поистине титаническим трудом и отправленная по почте в Одессу бывшим боевым товарищам для обсуждения, к несчастью, потерялась на обратном пути, и судьба ее так и осталась неизвестной. Но Николай Островский, привыкший выносить и не такие удары судьбы, не потерял мужества, и не отчаялся.

В письме от 26 ноября 1928 года он писал: "Вокруг меня ходят крепкие, как волы, люди, но с холодной, как у рыб, кровью. От их речей веет плесенью, и я их ненавижу, не могу понять, как здоровый человек может скучать в такой напряженный период. Я никогда не жил такой жизнью и не буду жить".

С этого времени он навсегда был прикован к постели, и осенью 1929 года Островский переехал на лечение в Москву.

"Принесенных стоп в 20 - 30 книг ему едва хватало на неделю", - отмечала жена. Да в его библиотеке было не две - две тысячи книг! А начиналась она, по свидетельству матери, с журнального листа, в который хотели завернуть ему селедку, но он принес селедку, держа за хвост, а журнальный лист положил на полку... "Я очень изменился?" - спрашивал позже Островский Марту Пуринь, своего давнего друга. "Да, - ответила она, - ты стал образованным человеком".

В 1932 году он начал работу над книгой "Как закалялась сталь". После восьмимесячного пребывания в больнице Островский вместе с женой поселился в столице. Абсолютно обездвиженный, слепой и беспомощный, он ежедневно на 12-16 часов оставался в полном одиночестве. Пытаясь побороть отчаяние и безысходность, он искал выход из своей энергии, а так как его руки еще сохраняли некоторую подвижность, Николай Алексеевич решил начать писать. С помощью жены и друзей, сделавших ему специальный "транспарант" (папку с прорезями) он пытался записывать первые страницы будущей книги. Но и эта возможность писать самому продолжалась недолго, и в дальнейшем он был вынужден диктовать книгу своим родным, друзьям, соседке по квартире, и даже девятилетней племяннице.

С болезнью боролся с тем же мужеством и упорством, с какими некогда воевал на гражданской войне. Он занимался самообразованием, читал одну за другой книги, заочно окончил коммунистический университет. Будучи парализованным, вел на дому комсомольский кружок, готовил себя к литературной деятельности. Работал по ночам, с помощью трафарета, а днем друзья, соседи, жена, мать сообща расшифровывали написанное.

Николай Островский стремился научиться хорошо писать - следы этого хорошо видны опытному глазу. Он учился искусству литератора у Гоголя (сцены с петлюровским полковником Голубом; зачины типа "хороши вечера на Украине летом в таких маленьких городишках-местечках, как Шепетовка..." и др.). Учился у своих современников ("рубленый стиль" Б.Пильняка, И.Бабеля), у тех, кто помогал ему редактировать книгу. Учился писать портреты (получалось не очень умело, однообразно), искать сравнения, индивидуализировать речь персонажей, строить образ. Не все было удачным, с трудом приходилось освобождаться от штампов, находить удачные выражения, - делать это все приходилось, преодолевая болезнь, неподвижность, элементарную невозможность самому читать и писать...

Посланная в журнал "Молодая гвардия" рукопись получила разгромную рецензию: "выведенные типы нереальны". Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора "Молодой Гвардии" Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича.

Первую часть романа имела огромный успех. Номера журнала, где он публиковался, невозможно было достать, в библиотеках за ним стояли очереди. Редакцию журнала захлестнул поток читательских писем.

Образ главного героя романа - Корчагина был автобиографичен. Писатель переосмыслил личные впечатления и документы, и создал новые литературные образы. Революционные лозунги и деловая речь, документальность и художественная вымысел, лиризм и хроника - все это соединилось у Островского в новое для советской литературы художественное произведение. Для многих поколений советской молодёжи герой романа стал нравственным образцом.

Однажды, недовольный некоторыми семейными сценами романа, какой-то критик написал, что они способствуют "разжижению гранитной фигуры Павки Корчагина". Николай был возмущен - гранит не строительный материал для живого человека. Назвал статью "вульгарной": "Сердечно болен, однако отвечу ударом сабли". Одна из его добровольных секретарей, Мария Барц, оставила нам свидетельство того, что его беспокоило при диктовке: "По-человечески ли получилось? Не лубочно ли? Не слишком ли ортодоксален Павел Корчагин? Не плакатен ли?"

В 1933 году Николай Островский в Сочи продолжил работу над второй частью романа, а в 1934 году вышло первое полное издание этой книги.

В марте 1935 года в газете "Правда" был опубликован очерк Михаила Кольцова "Мужество". Из него миллионы читателей впервые узнали, что герой романа "Как закалялась сталь" Павел Корчагин - не плод фантазии автора. Что именно автор этого романа - и есть герой. Островским начали восхищаться. Его роман переводился на английский, японский и чешский языки. В Нью-Йорке он печатался в газете.

  • Кто диктует правила на писательском фронте Беларуси

1 октября 1935 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Островского наградили орденом Ленина. В декабре 1935 года Николаю Алексеевичу была предоставлена квартиру в Москве, на улице Горького, и специально для него была построена дачу в Сочи. Также ему было присвоено воинское звание бригадного комиссара.

Островский продолжал работать, и летом 1936 года он закончил первую часть романа "Рожденные бурей". По настоянию автора новую книгу обсудили на выездном заседании президиума правления Союза советских писателей на московской квартире автора.

Последний месяц жизни Николай Алексеевич был занят внесением поправок в роман. Он трудится "в три смены" и готовился отдохнуть. А 22 декабря 1936 года сердце Николая Алексеевича Островского остановилось.

В день его торжественных похорон, 26 декабря, книга вышла в свет - рабочие типографии набрали и отпечатали ее в рекордно короткие строки.

Мейерхольд поставил спектакль о Павке Корчагине по инсценировке романа, сделанной Евгением Габриловичем. За несколько лет до своей смерти Евгений Иосифович Габрилович рассказывал, какое это было грандиозное зрелище: "На просмотре зал взорвался овациями! Это было так жгуче, так потрясало! То была торжественная трагедия". Трагедийность той эпохи мы хорошо видим сегодня. Тогда видеть ее было запрещено. Ведь "жить стало лучше, жить стало веселее"... Спектакль запретили.

Роман "Как закалялась сталь" Островского выдержал более 200 изданий на многих языках мира. До конца 1980-х годов он занимал центральное место в школьной программе.

Николай Островский был похоронен на Новодевичьем кладбище.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: