Открытое занятие по развитию речи "теремок" в средней группе. Открытое занятие по развитию речи в средней группе на тему: "Наш быт - мебель"

Татьяна Алексеенко

«Путешествие по сказкам » .

Целевые ориентиры : формирование эмоционального отношения к сказкам .

Задачи :

1. Учить узнавать детей знакомые русские народные сказки , героев сказок с помощью загадок .

2. Развитие речи , воображения, фантазии, мышления, умения действовать согласованно.

3. Воспитание доброты, желания оказывать помощь, любви детей к художественной литературе и бережного отношения к книгам.

Планируемые результаты :

1. Умение решать интеллектуальные и личностные задачи;

2. Расширение и активизация словарного запаса, воображения, фантазии, мышления, умеют действовать согласованно.

3. Воспитание нравственных качеств; Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении

со взрослыми и сверстниками;

Виды деятельности : игровая, словесно-логический, самостоятельный.

Формы работы : индивидуальная, (подгрупповая , коллективная.

Предварительная работа : Чтение русских народных сказок . Рассматривание иллюстраций к сказкам . Игры драматизации.

РППС : конверты с заданиями, конверт с письмом от Бабы-Яги, волшебная палочка, карточки с изображением героев сказки , яйцо золотое и метла, карточки с загадками, стрелка красная, аудиозапись физминутка, елки, деревья.

(Проводится координационно-ритмическая игра в начале занятия для концентрации внимания детей).

Приветствие : «Доброе утро»

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень :

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель : ребята давайте улыбнемся нашими гостями и поздороваемся. ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель : Ребята вы с самого раннего детства слышали сказки . Пока вы еще маленькие, вам рассказывают сказки мамы , папы, бабушки дедушки, в садике мы вам читаем. А потом, когда вы пойдете в школу, то сами научитесь их читать. Читая сказки мы попадаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

А давайте мы с вами найдем у нас в группе какую- нибудь книжку со сказкой и почитаем её . (Дети ищут, найти не могут)

А где же наши книги, куда они пропали? (Ответы детей) .

Ой, подождите- ка, ребятки. Здесь какой-то красивый конверт, а кто его принес я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем , что это за письмо и от кого оно. (открывается конверт и читают письмо)

“Ребятки, мы попали в беду. Вчера вечером вы не убрали нас по своим местам, раскидали нас по всей группе , а ночью прилетала Баба-Яга и разнесла нас по самым глухим местам : болотам, чащам и дремучим лесам. Как выбраться из этой беды мы не знаем, что же нам делать? Помогите нам, пожалуйста, снова вернуться к вам.

Ваши сказки . ”

Воспитатель : Ребята, как вы думаете будем выручать сказки из беды ? (ответы детей) .

Воспитатель : Молодцы, ребята, конечно мы поможем сказкам , выручим их из беды. Но только, как мы это сделаем, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель : Конечно, мы с вами отправимся на поиски сказок в тёмный , дремучий лес. Для этого нам надо с вами как- то попасть в сказочный волшебный лес . Я вам предлагаю крепко -крепко закрыть глазки, я буду произносить волшебные слова, а вы тем временем представляйте, что мы попали с вами в волшебный сказочный лес .

(В руки палочку возьму волшебство я призову, чудо в гости к нам придёт, в лес дремучий унесёт).

Воспитатель : Ой, ребята, где это мы с вами оказались (ответы детей) . (сказочный лес .)

Воспитатель : Что же это там я вижу, посмотрите же скорей, ребята.

На елочкой какое-то письмо. - А от кого письмо? Давайте посмотрим.

А письмо это от «Бабы-Яги»

«Чтобы вы смогли помочь вашим сказкам попасть в группу , я предлагаю вам выполнить задания, если справитесь, отпущу сказки , если нет- останутся сказки в дремучем лесу и вы вместе с ними.»

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, мы справимся с эти заданием?

Дети : (да)

Вот и первое задание. (Открывает конверт и читает задание, если вы правильно выполните задание, то увидите красную стрелку, которая укажет путь к следующему заданию)

Задание 1 : Ребята, Баба-Яга просит нас Назвать виды «транспорта» , на

которых путешествовали сказочные герои ».

1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печка) .

2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед) .

3. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (Карету) .

4. На чем летал Алладин? (Ковер- самолет) .

5. Личный транспорт Бабы Яги (Ступа) .

В : (Появляется красная стрелка - указатель)

Воспитатель : Ай, да умнички мои. Стрелка указывает прямо, значит идем прямо. Дети находят еще один конверт по деревом. Открывают и внутри задание .

Задание2 : Отгадайте «Сказочные загадки » и увидите стрелку : (читает загадки, дети отгадывают названия сказок , если правильно, то появляются картинки – отгадки).

1. Дорога далека, а корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (маша и медведь) .

2. И зайчонок, и волчица -

Все бегут к нему лечиться. (доктор Айболит)

3. Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки , кто герои этой сказки ? (три медведя) .

4. Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки

Вы названье этой сказки (Три поросенка)

5. Уходя, просила мать

Никому не открывать ,

Но открыли дети дверь !

Обманул зубастый зверь-

Песню мамину пропел,

А потом козляток съел.

Кто из вас догадается,

Как сказка называется ? (Волк и семеро козлят)

6. Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

До той поры, пока в лесу

Не встретил хитрую лису. (Колобок)

7. Уговаривала братца

Старшая сестрица :

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка -

Превратился он в козлёнка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Воспитатель : Вот и стрелка появилась. Молодцы ребята, не зря вы сказки любите . Идем по стрелке.

Под елочкой дети находят конверт. Воспитатель читает задание.

Задание3 :

Я буду показывать вам волшебные предметы, а вы должны сказать кому они принадлежат и из какой сказки . Вы готовы? (ответы детей) .

Ступа и метла, избушка (Баба-Яга)

Ледяная избушка и лубяная избушка (лиса и заяц- Заюшкина избушка)

Яйцо золотое, простое яйцо (- Курочка ряба)

Воспитатель : Посмотрите, стрелка появилась, значит, вы хорошо справились с заданием. Молодцы. Идём дальше по стрелочке. Дети видят на тропинке лежит еще один конверт. Воспитатель читает задание.

4 задание : «Хочу увидеть и узнать умеете ли вы играть? А изобразите- ка мне лесных животных?»

Физминутка. (под музыку) .

«ВСТРЕЧА С ЛИСОЙ» (дети становятся в круг)

«Эй, ребята, что вы спите?Нам животных покажите! У лисичке острый нос, у неё пушистый хвост! Шуба рыжая лисы, Несказанной красоты ! Лиса по лесу похаживает, шубу рыжую поглаживает. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал. Вдруг у зайца на макушке, поднялись как стрелки ушки. Зайчик прыгнул, повернулся и под деревом согнулся. Вылез мишка из берлоги, разминает Миша ноги, На носочках он пошёл, и на пяточках потом!»

Воспитатель : Молодцы ребята. Замечательно справились с заданием.

5 задание :

Вот Вам следующее задание. Подберите героев и назовите сказку .

Воспитатель : Ребятки, Б. Я. перепутала все наши сказки . Нам надо с вами разобрать их. Я дам Вам небольшую подсказку . Я раздам вам по одному герою из разных сказок , а вы должны подобрать, те которые подходят к вашим сказкам и назвать сказку . (Дети выполняют задание) . Молодцы!

Индивидуальная работа : Андрюша, этот герой подходят к какой сказке (вос –ль дает карточку с изображением героев сказки , назови сказку .

Молодец Андрюша (справился с заданием)

6. задание : «Послушайте и отгадайте, из какой сказки эти фразы :

1. Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

Дети : Сказка «Колобок» слова лисички.

2. Полез в домик. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит :

А я лучше у вас на крыше буду жить.

Влез на крышу и только уселся - трах! - развалился домик .

Дети : Сказка «Теремок» , слова медведя.

3. Взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал :

Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Дети : Сказка «Три медведя» , слова Мишутки.

4. Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня!

Дети : Сказка «Петушок золотой гребешок» , слова (Петушока.) .

Посмотрите, стрелка появилась, значит, вы хорошо справились с заданием. Молодцы. Идём дальше. Лежит на тропинке еще один конверт.

7. задание :

«Ребята, Баба-Яга пишет, что это последнее и очень важное задание. Выполним его, так уж и быть отдаст нам книжки и отпустит нас домой».

«Чтобы спасти книжки от рук Бабы-Яги, скажите, на чем летает Баба – Яга?»

Дети : На метле.

Воспитатель : Благодаря чему Кощей непобедимый? Что может победить Кощея

Дети : Иголка.

Воспитатель : Ребятки, не забывайте, иголка находится в яйце, нам нужно найти яйцо, не простое. Оно должно быть сказочно – красивое .

«Найдите среди предметов метлу Бабы-Яги и яйцо Кощея Бессмертного».

Воспитатель : Ну вот, ребята, выручили мы с наши сказки из беды теперь

можно возвращаться домой. Давайте мы с вами закроем крепко глазки, а я произнесу волшебные слова :

«Будем чудо в гости звать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Палочкой взмахнём своей,

Мы домой спешим скорей!»

Воспитатель : Ну вот мы и дома, в своём детском саду. Смотрите, ребята, что произошло у нас в группе (Ответы детей) . Книги вернулись на свои места.

Рефлексия

Ребята, а где мы с вами сегодня были?

А для чего мы отправились в дремучий лес?

Что мы с вами там делали?

А кого мы встретили на своём пути?

Понравилось ли вам путешествовать ?

Воспитатель : Ребята, чтобы Б. Я больше не забрала наши книги,

что же нужно делать (Ответы детей) . (Беречь, заботиться, подклеивать, не бросать, аккуратно

пользоваться).

Воспитатель : На этом наше путешествие подходит к концу . Сегодня вы очень хорошо поработали и я хочу вам подарить новую игру, которая называется «Путешествие по сказкам » .




Программное содержание:

Коррекция и развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, наглядно-образного мышления, общей и мелкой моторики; развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

- Формировать представление дошкольников о домашних птицах : внешних особенностях, их привычках, образе жизни, пользе, которую приносят людям. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме. Формировать обобщающее понятие: домашние птицы.

Формирование интереса к живой природе, доброжелательности и любви к птицам;

- Побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на вопросы ;

Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных в уменьшительно-ласкательных формах, упражнять в употреблении слов-антонимов, продолжать учить составлять сложно-подчиненное предложение с союзом а;

Оборудование: корректурные таблицы (по количеству детей), предметные картинки, перышко, карандаши, задача к игре «Помоги птицам».

Ход занятия в средней группе

Сюрпризный момент.

Дети находят в группе перышко.

I . Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

(учить детей подбирать слова-антонимы)

Воспитатель. Встаньте рядом друг с другом, словно месяц полукругом.

Посмотрите, что это? (Перо)

Оно черное? - .... (оно белое)

Оно большое? - ... (оно маленькое)

Оно длинное? - ... (оно короткое)

Оно тяжелое? - ... (оно легкое)

Оно грязное? - ... (оно чистое)

Это перышко не простое, оно волшебное:

Стоит на него подуть

И оно покажет путь -

В какую сторону идти,

Чтобы хозяина найти.

Воспитатель. - Интересно, кто хозяин этого перышка и где оно живет в лесу или на птичьем дворе? Мы сейчас узнаем. Когда я скажу: «Раз, два, три - перышко лети!», вы все вместе подуйте на него, вдох - через нос, выдох - через рот. (Перышко лежит на ладони вытянутой руки воспитателя)

II . Основная часть.

1) «Скажи и покажи»

Воспитатель. - Волшебное перышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы. Отгадайте и покажите, кто живет на нашем птичьем дворе. (Работа с корр. таблицами).

Дети отгадывают загадки и накрывают отгаданных птиц.

Загадки о домашних птицах для дошкольников

Я пеструшка, я хохлатка.

Куд-куда! - кричу я кратко.

Кричу, и слышит улица:

Снесла яичко.. (Курица)

Жёлтые пищат комочки,

Это всё сыны и дочки

Квохчет мама: Ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

Не играйте с мамой в прятки.

Детки кто её? … (Цыплята)

Он - не всадник, а со шпорами,

Его одежда - с узорами.

Время он знает, как и люди,

Сам - не сторож, а всех будит. (Петух)

И шипит он, и гогочет -

Говорит, что укусить хочет.... (Гусь)

У нее ноги - как ласты,

Клюв плоский, красный,

Кря-кря-кря, - плывет по реке,

Ест зерно и щиплет травку... (Утка)

Я птица важная, ни с кем я не дружу,

От важности надутый я хожу,

Бываю белым я и чёрным, как земля,

На клюве у меня висит петля

...(Индюк)

2) «Отвечай быстро называй»

(Работа с корр. таблицей).

Сколько лап у индюка?

Сколько гребешков у курицы?

Сколько копыт у петуха?

Сколько у гуся хвостов?

У кого есть бородка?

Сколько крыльев у утки?

У кого еще есть крылья, кроме птиц? (Бабочка, комар, муха, пчела и т.д.)

Где мы еще можем увидеть крылья? (Самолет)

3) «Скажи ласково»

(образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, работа с корр. таблицей).

Цыпленок, а ласково цыпленочек.

Петух, а ласково петушок.

Утка, а ласково уточка.

Гусь, а ласково гусачок.

4) Физкультминутка.

5) Составление сложно-придаточного предложения с союзом а.

(На мольберте картинки петуха, курицы, кошки, индюка)

Воспитатель. Представляете, кошка говорит, что она похожа на курицу. Так ли это?

Что общего у кошки и курицы?

Чем они отличаются? («Кошка - животное, а курица - птица.» «У кошки четыре лапы, а у курицы - две.» и т. д.)

6) Проблемный вопрос

Все они живут на птичьем дворе. А кто за ними ухаживает, кормит, поит, строит жилье?

Как вы думаете, смогли бы домашние птицы прожить в лесу? Почему?

А зачем они человеку? Какую пользу они приносят? (Мясо, яйца, пух, перо)

7) Пальчиковая гимнастика

Шла уточка каемочкой, (ребром ладони имитируют ходьбу)

Вела своих детенышей:

Большого и малого, (поочередно показывают пальцы рук)

Среднего, последнего. (Поочередно показывают пальцы рук)

Подкрались два лисенка,

Потащили в лес утенка... (делают руками движения, будто что-то хватают)

8) «Помоги птицам»

Разбрелись птицы с птичьего двора. Помоги им встретится, соедини членов одной семьи, проведи карандашом дорожку и скажи, кто с кем встретился (работа в тетради)


III . Итог. Рефлексия

Что интересного вы узнали сегодня?

Какие игры вам понравились больше всего? Можете ли вы играть в них дома?

Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему "Волшебный нектар".

Людмила Николаевна Миронова, воспитатель ГБ ДОУ ЛНР №34 "Жемчужина"
Образовательная деятельность:
Восприятие художественной литературы,речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательно–исследовательская деятельность, игровая.
Цель:
- Учить слушать текст, пересказывать по опорным схемам, закреплять знания при помощи простейших экспериментов, изобразительной деятельности.
- Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа, развивать навыки диалогической речи, эмоционально воспринимать литературное произведение.
- Активизировать и обогащать словарь, обобщить представления детей о жизни пчел, показать закономерные связи в природе.
- Путем экспериментальной деятельности выяснить, как происходит процесс опыления у растений, закрепить приём точечного рисования пользуясь ушными палочками.
- Создать радостное настроение, удовольствие. Воспитывать интерес, к литературному произведению и исследовательской деятельности.
Материал:
Картинки по тексту, ватные шарики, цветные мелки, макет цветка, экран, ушные палочки, гуашь жёлтого цвета, коробочка – макет для рисования с сотами, пчелка из цветной бумаги, картинки для закрашивания.(Дети заходят в зал, становятся в круг)
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся –
И друг другу улыбнемся.
Подарим друг другу хорошее настроение и пожелаем хорошего дня. А теперь, ребята, не зевайте и ответы правильные давайте.
Послушайте внимательно мою загадку:
Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её… (пчела).
Беседа по вопросам:
- Что пчёлы делают на цветах? (собирают нектар).
- Чем они собирают нектар? (хоботком).
- Что есть у пчёлки на спинке? (полоски)
- Какого они цвета? (жёлтые, черные).
- Пчела это животное или насекомое? (насекомое).
- Давайте подумаем, какие звуки может издавать пчела? (пчела жужжит).

Воспитатель: посмотрите, ребята, у меня есть эта чудесная палочка. Сейчас я попробую превратить вас в пчёлок: «Раз, два – вот и фея я». Превращаю вас в пчёлок. (Под музыку дети кружатся, подражают жужжанию пчелы, машут руками).
Мы отдохнули на полянке в лесу. Но прежде чем вас расколдовать фея хочет узнать, хорошо быть насекомыми? (Ответы детей.)-Что произойдёт с лугом если насекомые исчезнут? (исчезнут растения, погибнут животные и птицы).
Насекомые это часть природы, а природу надо беречь и охранять.
Внимание: «Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять».
А теперь давайте послушаем, как пчелы жужжат.
(По записи дети слушают жужжание пчёл)
(Объяснить, от чего происходит звук)

Психогимнастика .
Воспитатель: Про пчелу, про это удивительное насекомое написано много песен и стихов, и мы споём сейчас песенку, но будем не только петь, но и хорошо проговаривать и выполнять движения:
(Поют песню и показывают движения).
Звучит песенка “Пчелки” слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.
(В соответствии со словами, дети выполняют движения)
С утра проснуться пчелки,
Потом причешут челки,
Умоются над лужицей,
И по лесу закружатся.
Кто пчелок уважает,
Кто к ним не пристает,
Того они не жалят,
Тому приносят мед.

Воспитатель: Молодцы, ребята, со всем вы справились, а теперь присаживайтесь на стулья.
Мальчики не забудьте пропустить девочек. Садитесь удобно, выровняйте спину, ноги красиво поставьте. Всем удобно?
Ребята, сегодня я расскажу вам сказку, которая называется:
«Волшебный нектар». Это удивительная сказка. Приготовьте свои ушки, приготовьте свои глазки, слушайте внимательно и запоминайте.
Готовы слушать?

сказка Волшебный нектар.

В красивом сказочном лесу жила маленькая пчёлка по имени Жужжа. Каждый солнечный летний день Жужжа рано просыпалась и летела на свою любимую цветочную полянку, на которой она собирала нектар и бережно ухаживала за каждым цветочком. Она была очень трудолюбивой пчелкой.
В один солнечный день пчелка Жужжа вылетела на свою полянку и увидела ужасную картину. Зайчик, топтал её цветочки, срывал их и бросал!
- Что ты делаешь? Ты портишь мою полянку!- сказала Жужа.- А я собираю здесь волшебный нектар!
- Подумаешь, нектар. Так ещё и выдумала, что волшебный!- ответил зайка.
- Иди играй в другое место! сказала Жужа.
Зайчик не понимал, что может быть ценного на этой полянке. Ему пришлось найти себе новое занятие.
Наступила осень!
Неугомонный зайчик простудился.
Узнала об этом пчёлка, наложила она целебного мёда в бочонок. Прилетела к домику зайчика и отдала ему свой мед. «Выздоравливай. Мёд тебе обязательно поможет! Сказала пчёлка. - Спасибо большое! – поблагодарил зайчик. – Мёд мне сейчас, очень нужен.
Маленький зайчик выздоровел.
– Как быстро перестало болеть моё горлышко, подумал зайчик.
Он посмотрел, на бочонок из под меда, который стоял на столе, а на нём было написано большими буквами «ВОЛШЕБНЫЙ НЕКТАР».
Зайчик вспомнил историю на полянке, и ему стало очень стыдно за то, что он срывал и топтал цветочки, Он принял решение, что играть нужно так, чтобы не причинять вред лесным обитателям.
На следующее утро зайчик встал рано, оделся потеплее и побежал к домику, где жила пчелка Жужжа..
– Твой нектар и мёд, который из него получается, оказался и вправду волшебным. Прости меня, что я тебе не поверил. Я чуть не испортил твою полянку.
– Мы теперь станем с тобой друзьями?- спросил зайчик.
– Конечно!- ответила Жужжа.

Воспитатель:
- Вам понравилась сказка?

Беседа по вопросам текста.

Воспитатель : А теперь мы с вами попробуем вспомнить, как начинался наша сказка, что было дальше, и чем она закончилась. А помогут нам в этом наша волшебная доска.
(выставляю доску).
Воспитатель: Я приготовила вам карточки (картинки по тексту), карточки мы будем выкладывать по порядку, от начала сказки.
(составление сказки детьми по картинкам у доски).
Воспитатель : вы такие у меня молодцы, вспомнили сказку от начала и до конца.
-А теперь давайте отдохнём, станем в круг.
(дети образуют круг на ковре).

Речевая игра.

(Выставляю большой объёмный цветок).
Воспитатель: Ребята, моя волшебная палочка, дарит вам этот чудесный цветок.
Он не простой, на его лепестках для вас приготовлены интересные задания. Давайте с ним поиграем. Сейчас вы будите по очереди выбирать лепесток, я зачитаю чистоговорку, которая на нём написана, а вы попробуете её быстро повторить. Всем понятно задание?
Воспитатель :
Мы будем выговаривать,
И будем проговаривать.
Всё правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
- Договорились?
(если плохо – поправляю, повторяют ещё раз, можно все хором).

1. Всё жужжит она, жужжит.
Над цветочками кружит.

2. У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаю, почему:
«Чёлка пчёлке ни к чему».

3. Оса боса и без пояса.

4. Остренькие рожки
У осы немножко.

5. Пчелка, пчелка
Жу – жу - жу
За тобой давно слежу.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы старались и справились с заданием.
Послушайте поговорку . «Одна пчела много меду не наносит».
- Что нужно для того чтобы было много мёда?
Ответ детей: чтобы получилось много меда, необходимо много пчел.
Воспитатель: очень большая и дружная семья пчёл живёт в своих домиках, которые называются улья. А в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибнет.
Воспитатель : как называется пчелиный дом?
Ответ детей: улей.
Воспитатель: кто строит улики для пчёл?
Ответ детей: улики строят люди.
- Запомните это слово. (Повторяю - Улей).
Воспитатель: (Читаю стихотворение)
Чудо-чудо-городок,
Шумных домиков рядок!
Целый год янтарный мед -
В сотах не кончается!
А пчелиный народ -
На цветках качается.

Воспитатель: - в одном улье живет большая, дружная, трудолюбивая пчелиная семья. Есть в пчелиной семье и ленивые пчелки, они делать ничего не умеют, только летают, играют и едят готовый мёд. Но больше всего в пчелиной семье пчел - тружеников. Они строят себе домики - соты, летают к цветам, с которых собирают нектар. Нектар – это такая сладкая водичка и делают из неё мёд.
Воспитатель: мы с вами сейчас попробуем заполнить соты мёдом, как это делают пчелки.
(Работа за столами).
Воспитатель: у каждого из вас, на столе стоит коробочка. (Шестиугольная коробочка с прорисованными внутри сотами.)
- Внутри нарисованы соты, они пустые. Ваша задача в каждую из них «принести мед» – оставить отпечаток ватной палочкой с желтой краской.

Рисование на тему: «Наполни соты медом»
Дыхательное упражнение: «Отправь пчёлку в полёт»

Воспитатель: на лепестках цветов, которые стоят на ваших столах, сидят маленькие пчёлки, пора им полетать, поиграть. Посадите пчёлку на ладошку, сделайте глубокий вдох носом и подуйте на неё, дуйте так, чтобы щеки не раздувались.
(Упражнение выполняется по 2-3 раза.)
Воспитатель: помогите нашей пчёлке сесть на лепесток, пусть она отдыхает.


(Выставка детских работ на стенд в виде улика).
Воспитатель: вы справились с заданием, а теперь давайте поиграем.

Экспериментальная игра «Пчёлы собирают нектар»

Воспитатель: как хорошо на лугу. Посмотрите, как много душистых цветов. Внутри каждого цветка запасы сладкого нектара. У пчел на ножках целый набор инструментов: кисточки, которыми пчела собирает цветочный нектар и корзиночки, в которых она нектар переносит.
Пчелка по цветам летает,
Сок цветочный собирает,
В улей свой его несёт,
Из него готовит мёд.

Когда пчелки пробираются в середину цветка за нектаром, на их брюшко и ножки цепляется пыльца. Пыльца тоже находится в середине цветочка. С одного цветочка на другой перелетает пчёлка и переносит за собой пыльцу. Вот так в благодарность за нектар, пчелка помогает растениям.
(раздаю ватные шарики на ниточке).

Воспитатель: давайте представим, что ватные шарики – это насекомые. Задание: нужно прикоснуться шариком к цветку – на них останется «пыльца».


(На полу стоят объёмные цветы, в середине насыпан цветной мел, под музыку дети касаются ватными шариками к пыльце).

Воспитатель: смотрите, сколько пыльцы собралось на шарик. Примерно так трудятся пчёлки.
(предлагаю детям сесть на места).

Игра: «Я начну, а ты продолжи).

(Начинаю говорить предложение, а дети по очереди продолжают.)
Воспитатель:
- В красивом, сказочном лесу жила (маленькая пчёлка Жужа).
- Жужа рано просыпалась и летала (на цветочную поляну).
- На которой собирала (нектар).
- Один раз Жужа увидела (как зайчик топтал её цветы, срывал, бросал).
«Ты портишь мою поляну» - сказала Жужа. -«Я собираю здесь («Волшебный нектар. Иди играй на другое место»).
- Наступила (осень).
- И зайчик (простудился).
- Узнала пчёлка и принесла ему (бочонок с мёдом).
- Маленький зайчик быстро выздоровил.
- Он посмотрел на бочонок, а на нём было написано: («ВОЛШЕБНЫЙ НЕКТАР»).
- На следующее утро зайчик встал, оделся и (побежал к Жуже)
- Как повёл себя зайчик? Что он говорил?

- Воспитатель: Мне так интересно было играть с вами. Раз вы дали такие правильные ответы, значит, вы сами можете рассказать сказку от начала и до конца, но только по очереди.

(дети сидя на местах рассказывают сказку).

Воспитатель: вы у меня такие молодцы, хорошо рассказывали и я хочу вас порадовать. Я приготовила для вас маленький сюрприз. Сейчас мы посмотрим маленькую историю про пчёлку, которая трудится целый день собирая пыльцу с цветов, может веселиться и красиво петь.
(песенка про пчёлку Жужжу).
(Дети смотрят и слушают песню на экране).
Воспитатель: вот какой оказалась пчёлка.
- Вам понравилось?
Итог: мне очень понравилось, как вы играли, как отгадывали загадку, повторяли внятно чистоговорки, во время игры превращались в пчёлок и собирали нектар, как составляли рассказ и подсказывали мне слова.
Воспитатель :а вам что понравилось?
- Чем понравилось заниматься?
- Во что понравилось играть?
- На вопросы понравилось отвечать?
-А кто хочет подружиться с Жужей?
(Ответы детей).
Воспитатель: я приготовила картинки, где нарисована наша пчёлка, вы разукрасите её и будете вспоминать наше занятие.
(Раздаю детям картинки.)
Воспитатель: мне было с вами очень интересно сегодня. Попрощаемся с нашими гостями, пожелаем им хорошего дня.

Видео данного аттестационного занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Волшебный нектар", Вы можете посмотреть на youtube канале.

ГККП детский сад №7 «Арай» г. Степногорск, п. Заводской

учитель – логопед

Мамедова Азиза Джаффар-гызы

Задачи:
1. Формировать умение образовывать прилагательные от существительных.
2. Формировать умение сочетать существительные с числительными (количественный счет).
3. Развивать умение составлять слова с уменьшительно – ласкательным значением.
4. Развивать мышление, памяти.
5. Развитие дыхания.
6. Воспитывать стремление к взаимопомощи и сотрудничеству.
Оборудование: «печка», «пирожки», костюмы яблоньки, речки, бабы-Яги; домик бабы-Яги, картинки 4- лишний, разрезные картинки фруктов; муляжи овощей и фруктов; мячик; корзинка с яблоками.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Как приятно, что сегодня
Гости к нам сюда пришли,
И не глядя на заботы
Час свободный все нашли.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются).
А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга (ритуал приветствия):
«Доброе утро, лесами полям,
Доброе утро скажу всем друзьям,
доброе утро родной детский сад,
видеть друзей своих очень я рад!»
2. Основной этап.
Логопед. Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в увлекательное путешествие по сказке. А вот в какую сказку мы попадем, вы должны отгадать:
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные,
Яблонька спаси меня,
Реченька спаси меня… (Гуси – лебеди).
Ребята, а что случилось в этой сказке? Куда улетели Гуси – лебеди? А вы хотите помочь Аленушке найти братца Иванушку? (да).
Для этого нам нужно попасть в сказку.
Но чтобы попасть в сказку, нам нужно вместе произнести волшебные слова: раз, два, три, вокруг себя повернись и в сказке очутись.
Вот мы с вами и в сказке, ребята. Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку). А вот и печка. Давайте подойдем к ней поближе и спросим куда полетели гуси – лебеди. «Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели»?

Печка: «Выполните мое задание скажу».
Ребята, смотрите печка испекла пироги, чтобы пироги получились вкуснее, нам нужно добавить в них начинку. И назвать какие пироги у нас получились. Давайте подойдем к столу. На столе лежат картинки. Вам нужно взять одну из картинок, назвать что на ней нарисовано, положить в пирог и назвать какой пирог получился. Савелий, возьми одну картинку, назови что на ней нарисовано. Положи картинку в пирог. Какой пирог у тебя получился? Н-р: яблочный пирог, грушевый пирог, ананасовый пирог, малиновый пирог, грибной пирог, рыбный пирог, вишневый пирог, клубничный пирог, капустный пирог, мясной пирог. И так далее. (Дети выполняют задание).

Молодцы ребята!
Ребята подойдем к печке.
Логопед. Печка, мы выполнили твое задание.
Печка. Молодцы ребята, найдите стрелку она укажет вам путь.
Логопед. А вот и стрелка, пойдемте прямо.
Ребята, а кого потом встретила Аленушка на пути? (яблоньку).
Ребята, смотрите, а вот и яблонька.
Давайте подойдем к ней и спросим, куда Гуси-лебеди полетели.
Логопед и дети: «Яблонька, яблонька, скажи куда Гуси-лебеди полетели»?
Яблонька: «Выполните 3 моих задания, укажу вам путь».
Логопед: Ребята, смотрите, что это лежит? (Конверт). Давайте откроем его и посмотрим, что в нем. А в нем ребята, задания. Первое задание, под яблонькой лежат расколотые фрукты, вам нужно их собрать так, чтобы получились целые. Давайте быстрее их соберем. (Дети выполняют задание).

(Логопед спрашивает у кого что получилось).
Молодцы ребята, но у нас есть еще второе задание.
Подойдем к доске. Вам нужно посчитать фрукты указывая пальчиком на цифры. Савелий, посчитай яблоки. (одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д). Молодец! Дима, посчитай груши.

Молодцы, ребята! Но у нас с вами есть еще 3 задание.
Посмотрите на картинку, назовите что на ней нарисовано. (дети перечисляют). Какая картинка лишняя? Почему?
Давайте подойдем к яблоньке.
Ребята, смотрите кто это сидит возле яблоньки? (ежик). Посмотрите, у него корзинка, давайте посмотрим, что в ней. В корзине лежат шарики – ежики, наверное, это ежик принес их нам, чтобы посмотреть, как мы умеем с ними играть. Давайте, покажем. Сядем в круг. Каждый возьмите по шарику.

По тропинке, по дорожке Пр. рукой слегка ударять мячиком по ковру с
Топают к нам чьи-то ножки продвижением вперед
Это ежик, посмотри, Катаем шарик в ладошках, пальцы широко раскрыты
К нам пробрался из глуши
По дорожке находился Лев. Рукой катаем по ковру шарик круговыми движениями
И в ручей потом свалился Перекидываем из рук в руки
Уколоть он нас решил, Катаем по тыльной стороне лев. и прав. руки
Только понял нету сил.
Он пофыркал, с пальцев слез Подержать в лев. ладошке и переложить в пр. ладонь
И ушел обратно в лес. Пр. рукой слегка ударять шариком по ковру с
продвижением вперед.

Молодцы! Положите шарики в корзину и отдадим ее ежику.
А теперь подойдем к яблоньке. Яблонька, мы выполнили твои задания!
Яблонька. Все задания выполнили, молодцы! Я покачу яблочко, вы идите за ним, оно укажет вам путь.
Логопед: Ребята, пойдемте к яблочку. Смотрите, а что это перед нами? (Колодец).
Путь еще долгий, давайте подойдем к колодцу и испьем водички. Упр. Колодец.
Логопед: Давайте сделаем ладошки лодочкой, на раз водичку взяли, на два подняли, на три – выдохнули. И еще раз (3 раза).

Напились? (да). Давайте вспомним, кого встретила Аленушка дальше на своем пути? (Речку). А вот и речка.
Давайте подойдем к речке и спросим куда Гуси-лебеди полетели.
Логопед и дети: речка – реченька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
Речка: «Выполните мое задание, подниму свои берега и покажу вам путь».
Ребята, посмотрите, в речке плавают рыбки. Нам надо взять удочку, и выловить только те рыбки, на которых картинки, которые относятся только к зиме! Савелий, беру удочку и вылавливай! Что ты словил? (снеговика). Почему? (Потому что снеговика мы лепим зимой). Молодец! Передай удочку Диме. Дима вылавливай! Что ты словил? (шубу). Почему? (Потому что шубу мы надеваем зимой).
Молодцы ребята!
Речка: «Я поднимаю свои берега, а вы пробегайте!»
Логопед: «Ребята, смотрите, а что это?» (избушка бабы Яги).
Давайте постучим. (дети стучат).
Б. Я. Кто там ко мне пожаловал? Кто разбудил старушку?
Дети: это мы ребята из д/сада «Арай», пришли забрать Иванушку, отпусти его баба Яга, мы знаем, что он у тебя.

Б. Я. Пришли, а я давно вас жду. Не побоялись, все задания выполнили. А осталось у вас последнее задание, самое сложное. Если вы назовете ласковые слова, отдам вам Иванушку.
Логопед. Ребята, что же нам делать? Кажется, я знаю, а поможет нам в этом волшебный мячик.

Я буду каждому из вас кидать мячик и называть слова, а вы должны сказать ласково.
печка – печенька;
речка – реченька;
вода – водичка;
капля – капелька;
песок – песочек;
яблоко – яблочко;
рыба – рыбка;
камень – камушек;
Б. Я. Ой ребята, ну и молодцы вы, со всеми заданиями справились! Аленушка, иди забирай своего братца!
(выходит Аленушка).

Аленушка. «Спасибо вам ребята за помощь! Нам с братцем пора возвращаться домой. До свидания ребята!
Логопед. А нам ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, и все вместе произнесем волшебные слова: «Раз, два, три, вокруг себя повернись и в детском саду очутись!» Вот мы с вами ребята, снова вернулись в детский сад.
3. Этап рефлексии.
Ребята давайте немножко отдохнем. Сядьте на пол, возьмитесь за руки. Представьте, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ветерок. Водичка в ручейке теплая. Давайте представим, как теплая водичка через ваши ручки переливается друг к другу по кругу. Мысленно передадим друг другу, тепло ручейка.
Молодцы. Вставайте!

4. Итог занятия.

Скажите в какой сказке мы сегодня побывали? Кого мы встретили? Какие задания мы выполняли? Какое задание было самое сложное? Что вам понравилось?
Ой ребята, смотрите, кажется кто-то забыл корзину. Давайте посмотрим, что в ней. По-моему, это яблонька оставила нам свои яблочки. Давайте ребята наших гостей тоже угостим яблочками. (угощают).

Программное содержание :

1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.

2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

4. Закреплять умение разгадывать загадки.

5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: снежинки, мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинка совы, картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк,заяц), модули, снежок.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

(В группе на полу по кругу разложены снежинки).

Воспитатель :

"Собрались все дети в круг,(дети встают на снежинки)

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся"(улыбаются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Золотой ключик»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс,)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. (по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

(Из-за ширмы появляется сова)

Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

(ответы детей)

Сова: Кто я?

(ответы детей)

Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенкукомарика?

Дети: з-з-з-з

Сова: песенку жука?

Дети: ж-ж-ж-ж

Сова: ветра?

Дети: ш-ш-ш-ш ,

Сова: водички?

Дети: с-с-с-с

Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (З) - заяц , машина, коза, зима, снег; забор, велосипед .

песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж , яблоко, ёжик, ножик ;

песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина ;

песенку водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.

Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети.

Дети: До свидания, сова!

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови одним словом"

Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Дети: насекомые;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Дети: птицы;

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Дети : ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети : животные

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие

Дети: лапищи.

Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой

Дети: носище.

Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие

Дети: глазищи.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания!

Дети: До свидания!

(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём!

Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём.

А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель : А почему ты прячешься?

Зайчик : Я боюсь.

Воспитатель : Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне!

Дидактическая игра "Назови ласково"

гриб – грибочек, лист - листочек , ветка - веточка , куст - кустик , ягода - ягодка , трава - травка , жук – жучок , елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек , облако- облачко.

Словесная игра "Большой - маленький?"

Лиса - лисёнок , волк - волчонок , медведь - медвежонок ,
белка - бельчонок , ёж – ежонок , тигр – тигренок , слон – слоненок , лев – львенок , заяц – зайчонок , мышь – мышонок.

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живёт ёж. Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой?

(ответы детей)

Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…

(белочка)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(ёж)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(медведь)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(волк)

Ежик : Молодцы! Много знаете!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик!

Ёжик: До свидания, ребята!

Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.

Двигательное упражнение «По снегу побежали».

(выполнение движений по тексту)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)

Друг за другом дружно встали

И по снегу побежали! (бег на месте)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся. Скажите, где мы гуляли?

(ответы детей)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

С кем вам больше всего понравилось играть?

(ответы детей).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: