От каменного века до скифских сапог. История обуви от древности до наших дней

События

На фото – самый древний образец кожаной обуви из всех известных в мире, найденный в одной из пещер Армении. Этот "удивительно современный", как считают специалисты, башмак сохранился благодаря сухости и… органическим отходам жизнедеятельности обыкновенных овец.

Самый древний образец обуви, сделанный из кожи, поразил одного из самых известных дизайнеров обуви в мире. "Это изумительно! - сообщил Блахник (Blahnik) в своем письме, отправленном электронной почтой. - Как похожа эта обувь на современную!"

На прошлой неделе во время раскопок, проводимых в одной из пещер Армении, была найдена похожая на мокасины обувь, возраст которой примерно 5500 лет ! Она набита травой, которая выступала, видимо, в роли одной из первых распорок для обуви. Обувь превосходно сохранилась до наших дней – судя по всему, благодаря органическим отходам жизнедеятельности овец.

Размер этой туфли соответствует примерно 25-му размеру обуви для современных женщин. Туфля была сшита на заказ на правую ногу ее предполагаемого владельца. Сложно сказать с уверенностью, был ли этот заказчик мужчиной, или женщиной – слишком уж мало известно о размерах ног людей, живших в те незапамятные времена на территории современной Армении.

Эта древняя мокасина сделана из цельного куска коровьей кожи . Среди современных производителей обувь, сделанная подобным образом, ценится особенно высоко и позволяет им запрашивать за нее высокую цену. Найденный башмак переплетен кожаным шнуром вдоль швов на носке и на пятке.

"Кусок кожи был разрезан на две полоски и обработан посредством дубления, что было, судя по всему, новейшей, по тем временам, технологией", - сообщил Рон Пинхаси (Ron Pinhasi) , один из руководителей раскопок в Армении, археолог Ирландского Университета.

Иветт Уоррелл (Yvette Worrall) , производитель обуви компании Конкер Хенд-мейд-шу кампани (Conker handmade-shoe company) , Великобритания, добавляет: "Как я себе представляю, кожа вначале была вымочена, а уж затем разрезана и подогнана под ногу, при этом нога использовалась, как форма (модель), под которую обувь сразу строчили".

Конечный результат выглядит на удивление похожим на современную обувь для такой древней вещи. И это мнение не только одного Блахника.

"Она сразу же напомнила мне что-то очень похожее на традиционную форму балканской обуви, известной как опанке , которую одевают и сейчас, как часть национальной одежды в данном регионе, на праздники, - говорит Элизабет Семмелхак (Elizabeth Semmelhack) , смотритель Музея обуви Батя (Bata Shoe Museum) , Торонто, Канада. - Я думаю, как это ни удивительно, не многое изменилось с тех пор".

Набольшее удивление вызывает тот факт, что самая старая кожаная обувь на земле сохранилась на удивление превосходно!

Радиоуглеродный анализ, определивший возраст туфли в районе 3500 лет до нашей эры, относит обувь к, так называемой, Армянской Медной Эре. Доисторическая обувь сжата в пятке и носке, как будто бы в ней прошагали не один километр. Туфля эта, вне всякого сомнения, достаточно изношена.

Образцы обуви подобного возраста – явление чрезвычайно редкое, потому что кожа и растительный материал обычно разрушаются очень быстро. Но в данном случае, содержимое ямы в пещере под названием Арени-1 в Армении, было, что называется, запечатано несколькими слоями отходов жизнедеятельности овец, которые накапливались в пещере после того, как жители Медной Эры покинули ее.

"Среда пещеры сохранила обувь в холоде и сухости, и находка была надежно зацементирована под отходами", - говорит Пинхаси, который также является ведущим инициатором исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE, в минувшую среду.

Зачем вообще было надо изготавливать эту древнейшую кожаную туфлю по такой сложной технологии, если в тот период были широко распространены гораздо более простые способы изготовления обуви?

Защита ног была одной из главных причин, почему люди вообще начали носить обувь, и, вне всякого сомнения, это также послужило причиной для изготовления и этой самой древней кожаной обуви на земле. В окрестностях этой Армянской пещеры "территория труднопроходимая, завалена острыми камнями и покрыта колючими кустарниками", - говорит археолог Калифорнийского Университета и соорганизатор исследования Грегори Арешян (Gregory Areshian) , который частично субсидировался Комитетом по Исследованиям и Открытиям (Committee for Research and Exploration) Национального Географического Общества . Кроме того, подобная обувь давала возможность людям справляться с экстремальными температурами в этом регионе – до 45°C летом и ниже нуля зимой – и путешествовать на сравнительно большие расстояния.

"Эти люди проходили большие расстояния. Мы обнаружили вулканическое стекло в пещере, которое принесли туда с места, находящегося как минимум на расстоянии 120 километров от пещеры", - говорит Арешян.

Блахник, дизайнер обуви, поделился размышлениями на тему, что даже обувь с таким простым дизайном носили не только с практической целью, но и для красоты.

"Обычно задача обуви – это защитить ногу, но у меня нет никаких сомнений, что внешний облик найденной туфли указывает на принадлежность ее владельца к определенному клану, - говорит Блахник, который является большим специалистом в своей области и очень неплохо разбирается как в одежде, так и в социальном статусе людей, носящих эту одежду. - Я уверен, что эта обувь является частью снаряжения, которое определенное племя или клан носили для того, чтобы отличать себя от других".

Но действительно ли найденный образец обуви является одним их самых древних на Земле?

Ранее, самая старая обувь с закрытым носком принадлежала Отци , так называемому Ледяному человеку, найденному в Австрийских Альпах в 1991 году. Отци умер примерно 5300 лет тому назад.

Между тем, такая обувь, как сандалии, имеет еще более древнюю историю, о чем говорят древнейшие их образцы, найденные в пещере Арнольда, в центре штата Миссури. Эти образцы имеют возраст более 7000 лет!

Однако очевидно, что люди начали носить обувь очень давно, гораздо раньше того периода, к которому относится старейший из найденных экземпляров обуви. К примеру, в окаменелостях, возраст которых около 40000 лет, были найдены останки древних людей с притупленными большими пальцами ног. Этот факт, несомненно, указывает на то, что эпоха обуви уже наступила…

По мнению Джакуи Вуда (Jacqui Wood) , независимого великобританского археолога, который изучал Отци, самый древний кожаный башмак выглядит абсолютно открытым по сравнению с обувью Отци.

"Обувь Ледяного человека относилась к совсем другому классу, - объясняет Вуд. Каждая подошва была сделана из кожи бурого медведя; бока были сделаны из оленей кожи; а внутренняя часть сплеталась из древесной коры, которая плотно затягивалась вокруг ноги. В сравнении с этой обувью, армянский образец является более простым. Подобную обувь, по-видимому, изготавливали во всем мире еще с тех пор, когда люди вообще решили носить обувь".

Действительно, похожую обувь находили по всему миру, в разных местах раскопок и в разные времена. И исследование Пинхаси и Арешян находит вполне правдоподобным, что сам стиль подобной обуви зародился в Армении.

"Многие другие открытия, такие как гончарное колесо, клинопись и производство шерсти эволюционировали в древние времена на Ближнем Востоке, - говорит Пинхаси. - И, вполне возможно, что мы нашли в Армении самое раннее доказательство того, что подобная обувь зародилась там и впоследствии распространилась по всей Европе".

Ребекка Шоукросс (Rebecca Shawcross) , специалист Музея и Картинной Галереи г. Нортхемптона, Великобритания, говорит: "Вы даже можете найти подтверждения того, что данный башмак, а вернее его дизайн, является прообразом мокасин в Северной Америке, которые создали впоследствии очень популярный стиль обуви. Влияние этого стиля можно наблюдать и в наши дни - парусиновые туфли; мягкая, похожая на тапочки мужская обувь; и так далее".

Однако загадок, связанных с самой старой обувью на свете также хватает . Наряду с самым старинным башмаком, исследовательская команда в Арени-1 обнаружила немало других тайн и загадок. Вместе с обувью, под окаменелыми экскрементами древних овец были найдены рога дикого козла, кости благородного оленя и перевернутый разбитый горшок.

"Странный набор предметов! - говорит Пинхаси. - "И я не удивлюсь, если окажется, что они появились там не случайно, а имеют определенное символическое значение".

Возможно, новый сезон раскопок в Арени-1 поможет ответить на этот вопрос?

Сегодня хочу немного углубиться в историю появления на наших стройненьких ножках чулок и туфелек.

Не всегда чулки были столь элегантными как сейчас. Раньше их вязали на станках, были они достаточно грубыми и служили в основном только для тепла, а никак не для красоты. Первые вязаные носки были найдены в коптских гробницах V века н. э., затем, однако, искусство вязания было надолго утрачено и восстановлено только в XIII веке. До этого времени чулки шили из полотна или тонкой кожи. В средние века чулки как самостоятельная часть одежды не были известны; в эпоху бургундской и испанской моды, т. е. до XVII века носили цветные, часто многоцветные чулки-панталоны. В средние века ноги от ступни через икры вплоть до колена обматывались узкими полосками материи. Только в XVI веке в Испании получили всеобщее распространение чулки, связанные вручную.

В те времена чулки носили и мужчины, причем они же были и основными потребителями сей продукции. Кавалеры эпохи барокко и рококо надевали к облегающим панталонам до колен белые шелковые чулки; при Людовике XIV носили светло-синие или красные чулки до колен. Элегантные женщины в подражание маркизе де Помпадур начинают носить кружевные чулки. В XIX веке с модой на длинные трубообразные брюки мужские чулки теряют свое значение, укорачиваются, постепенно превращаясь в носки, которые являются частью мужской одежды до наших дней. Женщины в середине XIX века начинают носить белые чулки; чем больше укорачиваются женские юбки, тем большее внимание уделяется чулкам и обуви. В 1900-1914 гг. в моду входят фантастические ажурные чулки, большей частью кружевные, с различными узорами (усики, цветочки), иногда же эти узоры имеют символическое значение (якорь, паутина). Материалом для этих чулок служит большей частью шелк и тонкий хлопок (так наз. флёр). Особенно элегантными считались гладкотканные чулки с ручной или машинной вышивкой определенного мотива - цветов, птиц и т. д. или с вставками из брюссельских кружев. Наряду с этими элегантными чулками носили чулки спортивного характера в клетку или полоску, которые тоже иногда надевались и к элегантному туалету. С развитием трикотажной промышленности nocrfe 1920 года побеждают шелковые чулки, преимущественно телесного цвета. В современную эпоху чулки из искусственного шелка полностью заменены чулками из синтетических волокон. Время от времени возвращается мода на цветные шерстяные или хлопчатобумажные чулки, вообще же шерстяные чулки, носки, гольфы, вязанные вручную или машинной вязки, остаются теперь принадлежностью исключительно спортивной одежды.

Под словом «обувь» подразумеваются все ее виды, форму-основу которых составляет подметка, покрывающая всю ступню и защищающая ногу от вредных внешних влияний. С античных времен известны сандалии со шнуровкой, которые использовались в повседневной носке вплоть до эпохи средневековья. До сих пор на Балканском полуострове носят «опанки», очень похожие на эти сандалии. В средние века начали носить особые носки из кожи или фетра, доходящие до колена, на которые, особенно в плохую погоду, обували деревянные сандалии. Каблуки появляются только в XVII столетии вместе с обувью до щиколоток, которая украшалась бантами, лентами и розетками. Красные каблуки и красные канты подметок были в то время привилегией придворных дам и господ. Наряду с ними в XVII веке носили большие сапоги, которые воронкообразно оттопыривались на уровне икры, а позднее даже украшались кружевом. В XVIII веке в моду входят дамские туфли на высоком каблуке, в XIX веке их сменили высокие или полувысокие ботинки.

Башмаки с пряжкой - обувь XVIII столетия, снабженная черным каблуком и, в соответствии со средствами владельца, серебряной или золотой пряжкой, иногда даже украшенная драгоценными камнями. Такие башмаки надевали кавалеры к белым чулкам и коротким обтягивающим панталонам в торжественных случаях и на выход. Их называли escarpins. В восьмидесятые годы XIX века в Англии появилась практичная обувь на низком каблуке и с тупым носом. Эта обувь любого вида (полуботинки или ботинки на шнуровке) изготавливалась только из черной или коричневой кожи, а для особых случаев даже из черной лакированной кожи; легкие летние ботинки делались из белого полотна.

Башмаки «утиный клюв». После 1450 года острый нос клювообразных башмаков становится более коротким и закругленным, как бы напоминающим «утиный клюв». Так возникает обувь с таким названием. Другие названия: «вольи пасти», «медвежьи лапы». Эти плоские, очень открытые башмаки с широкими закругленными носками были особенно типичны для времени Реформации. Изготавливались они чаще всего из желтой или черной кожи; дворяне носили башмаки из тонкой цветной кожи, бархата или шелка.

Ботинки со шнуровкой (Stiefeletten) - низкие ботинки первой и второй трети XIX века.

Гамаши - застегивающиеся чулки из сукна или кожи, иногда также вязаные, без ступни. Уже франки и лангобарды носили зашнуровывающиеся чулки как средство защиты от непогоды; гамаши же в современном понимании появились только в XVII веке во Франции, и оттуда распространились в остальные страны. Для гамашей характерна застежка на пуговицы по бокам. В XVIII веке они были принадлежностью солдатской униформы. С появлением галош они утратили свое практическое значение в дамской моде. В мужской моде иногда появляются короткие полугамаши: летом - из белого полотна (предохраняют попадание пыли в обувь), а зимой — из светлосерого сукна.

Деревянные башмаки - вырезались из куска дерева и различным способом украшались, даже инкрустировались серебром. Носят их до сих пор в приморских странах (Голландия, Финляндия, Фризские острова), потому что по песку удобнее ходить на деревянной подошве, чем на кожаной.

Домашние туфли - мягкая обувь, делается из фетра или шерсти.

Калиге—сапоги римских воинов с подошвой, укрепленной острыми гвоздиками. Удерживалась на ноге с помощью ремешков, которые оставляли кончики пальцев свободными, а над щиколоткой шнуровались, образуя подобие сетки.

Калцеус - римский кожаный ботинок, доходящий до щиколотки, позднее был заимствован некоторыми германскими племенами. Карбатина - самый распространенный тип античной обуви. Она представляла собой кусок коровьей кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке.

Клювовидные башмаки (Schnabelschuhe) - были завезены в Европу с Востока во время крестовых походов в XII и XIII столетиях. Во Франции они получили название poulaine и прижились везде, где господствовала бургундская мода. Они были пестрые, как и одежда того времени. Мысы башмаков были в два раза длиннее, чем собственно подошва, поэтому их приходилось прикреплять небольшими цепочками под коленом, чтобы в них вообще можно было ходить.

Котурн (греческий kothornos) - обувь на толстой пробковой подошве, пользовалась популярностью в античной Греции в высших сословиях. Со времен Эсхилла ее носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны изготавливались из цветной кожи и богато украшались.

Крестьянские башмаки (Bundschuhe) — тип лаптей. Они представляли собой подошву с загнутыми краями, прикрепляемую к подъему ноги ремешками. Этот тип обуви был известен уже древним германцам, сельские жители пользовались ею вплоть до XVI—XVII веков. С XIII века они стали символом народных масс, с XV века - боевым символом восставших крестьян. В Чехии их также называли опенками и изготавливали из лыка, фетра и дерева. Лапти - недолговечная обувь из лыка, березовой коры и т. д.

Ледерсены (Ledersen) - высокие мужские сапоги.

Пантофли - произошли от котурна, через Византию попали в Италию, где их называли «пантофли» - пробковая обувь, а в конце XV века появляются во Франции (pantoufle). Первоначально это была модная мужская обувь, которая была призвана делать мужчин более импозантными. В XIV и XV веках пантофли сажались на толстую деревянную подошву и обувались на модную в то время клювообразную обувь (по-немецки их называли Trippen).

В XVI веке пантофли становятся принадлежностью исключительно женской моды. В конце XVIK века они превращаются в обычные домашниетуфли, которые получают разнообразные областные названия.

Сандалии (из греческого) - самая древняя обувь вообще. Представляла собой просто подошву, прикрепленную к ноге ремешками. Древние египтяне изготавливали эту обувь из соломы, лыка или папируса. Классическая форма сандалий запечатлена на греческих скульптурах. Римляне называли свои сандалии solea. В находках из коптских гробниц, кроме сандалий, обнаружен еще другой вид обуви со шнуровкой, изготовленный из кусков кожи, края которой нарезаны ремешками. Сандалии появились еще раз в конце средневековья, но потом надолго утратили свое значение и вновь вошли в моду только в конце XVIII столетия во Франции в эпоху Директории, когда господствовала мода, подражающая античности.

Сапоги — по всей вероятности, уже с самого начала были солдатской обувью, и известны уже по скульптурным произведениям древнего времени; не забыты также и сапоги диктатора недавнего времени.

Скулпонэ - деревянные башмаки римских рабов и бедноты.

Триппен (Tripperi) - в XV и XVI веках своего рода верхняя обувь, которая надевалась на клювовидные ботинки. Эта обувь делалась на деревянной подметке, которая присоединялась к ботинку с помощью кожаных ремешков.

Чулки-панталоны (Beinling). В XII веке бывшие в повседневной носке чулки-панталоны разделяются на панталоны и длинные чулки, которые присоединяются к первым с помощью шнуровки. К этой одежде носят высокие ботинки - до щиколотки. Иногда же к чулку просто прикреплялась кожаная подошва. С XV века чулки срастаются с панталонами в одно целое (см. bruche).

Эскарпэн (escarpin) — появились в конце XVIII века, сначала без каблуков и носились с камзолом и брюками до колен. В XIX веке они стали принадлежностью бального туалета мужчин. Иногда также называются Schallenschuhe - ботинки с пряжкой.

по материалам книги Иллюстрированная энциклопедия моды. авторы Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова

Греки дома ходили босые. Только выходя из дому, они надевали обувь; но, вошедши в дом, они сейчас же ее сбрасывали. Самой древней и простой обувью были подошвы, обыкновенно кожаные, иногда пробковые, которые прикреплялись к ноге одним или двумя ремешками, связывавшимися или скреплявшимися на верхней части ступни.

Множеством ремешков, переплетавшихся по всему подъему ноги выше лодыжек, отличались сандалии, которые снабжались иногда каблуками и широким ремнем над пальцами или пришитыми с обеих сторон кусками кожи, соединявшимися на подъеме и закрывавшими часть ноги; такие сандалии походили отчасти на наши туфли и употреблялись только женщинами.

Более сложные подошвы по обеим сторонам ступни и около пятки были снабжены особой плетеной оторочкой, через нее продевали укрепленный между первыми двумя пальцами ремень, который завязывался над косточками. Оторочка заменялась иногда кожей, которая скреплялась над пальцами широким, а над подъемом ноги узким ремешком.

Крепиды были исключительно греческой обувью, равно как и хламида исключительно греческой одеждой; кто одевался в эту последнюю, тот употреблял и крепиды. У мужчин эта обувь была снабжена толстой, обыкновенно подбитой гвоздями подошвой, в особенности у воинов, преимущественно македонских.

К башмакам, делаемым на колодке, принадлежали так называемые эмбады , которые завязывались на верхнем конце подъема. Это была грубая мужская обувь, особый вид которой представляет лаконский (красный) башмак и кожаные, снабженные ремнями башмаки крестьян и пастухов.

Кожаные или войлочные ботинки с отверстием для пальцев, плотно стягиваемые шнурком и доходящие до икр, носили название эндромид ; употреблялись они охотниками и состязателями в беге, и потому пальцы ног оставались свободными.

Из остальных многочисленных родов обуви приведем еще следующие: военные сапоги и сапоги, введенные Ификратом, с голенищами; котурны, высокие сапоги вроде эндромид, отличавшиеся от последних только тем, что покрывали всю ногу; они были или элегантные, как на статуях Артемиди, Гермеса, Диониса и некоторых императоров, или простые; элегантные желтые дамские башмаки и похожие на них сикионские башмаки.

Обувь делалась главным образом из кожи, но также из войлока, подобно шляпам. Цвет обуви, как видно из предыдущего, был различный, большею же частью черный. Чистилась и намазывалась обувь чем-то вроде нашей ваксы, при помощи губки. Носить починенные или подбитые гвоздями башмаки считалось неприличным.

Римляне, не имевшие привычки ходить босиком, носили дома подошвы с ремнями и туфли. Во время обеда эта обувь снималась. Носить публично подошвы или туфли считалось, неприличным точно так же, как носить тунику вместо тоги. Поэтому вместе с тогой надевали высокие кожаные бащмаки, доходившие иногда до икр (а иногда и выше) и связываемые спереди ремнями.

Формой и цветом обуви этого рода римские сословия отличались одно от другого. Так, красный или фиолетовый башмак, доходящий до икр, связанный спереди элегантными ремешками, служил отличительным признаком патрицийского происхождения. Он назывался муллеус и носился курульными чиновниками, принадлежавшими по происхождению к патрициям.

Второе место занимал так называемый сенаторской башмак, по форме, кажется, не отличавшийся от предыдущего; на его подъеме переплетались крестообразно четыре ремня, которые обматывались потом вокруг ноги до самых икр; цвета он был черного и украшался на подъеме серебряным полумесяцем. О башмаках сословия всадников нам ничего не известно.

Самым грубым башмаком, делавшимся из невыделанной кожи, был перо , доходивший до косточек, а иногда и выше, и связывавшийся здесь ремнем. Такой формы сапоги, только несколько повыше, носились охотниками и солдатами, до сотника включительно. На подъеме и на нижней части голени они связывались ремнями, подошвы подбивались обыкновенно гвоздями.

Крестьяне носили еще деревянные башмаки. Женские башмаки (называемые обыкновенно кальцеоли ), делались из мягкой белой, красной, желтой и темно-зеленой кожи и различным образом украшались (иногда жемчугом и драгоценными каменьями).

Высокая обувь, несколько напоминающая наши чулки, в верхней части прекрасно украшенная, которая встречается на помпейских изображениях, получила свое начало от бинтов, которыми больные и изнеженные люди обвязывали не только голени, но даже иногда и ляжки.

О перчатках упоминается уже в Одиссее как о средстве, предохраняющем руки от шипов. У римлян о них часто упоминается как о средстве, предохраняющем руки от холода. Так, например, в пути секретарь Плиния пишет в перчатках. Греки и римляне очень любили всякие украшения.

Прежде всего они заботились об украшении головы. Кроме природного ее украшения - волос, о которых мы выше говорили, самым натуральным и вместе с тем самым обыкновенным украшением были у греков и у римлян венки, сплетаемые из цветов и листьев различных растений.

Венки издревле употреблялись в Греции и в радостных, и в печальных случаях. Ими украшали себя и приносящие в жертву, и пирующие; ими украшались и архонты, и ораторы; ими награждались и победители в состязаниях, и заслуженные граждане.

В позднее время стали заменять цветы золотом.

Наиболее распространенными были у греков, а позднее и у римлян венки, которыми покрывали свои головы пирующие и которые делались обыкновенно из роз, фиалок, мирта, сельдерея и плюща; украшались такими венками при попойках потому, что считали их средством против опьянения. Таких венков было несколько родов.

Кроме венков, греческие и римские женщины вплетали в свои волосы еще красивые повязки, из которых наиболее известна греческая сфендона , повязка, часто украшенная золотом, жемчугом и драгоценными каменьями; своей высокой и широкой серединой она или выделялась из волос наподобие диадемы, или же придерживала сзади волосы. Она ничем не отличалась от налобника или начельника, о котором упоминается уже у Гомера.

Другого рода женским украшением была коронка . Кроме того, женщины украшали свои волосы нитками жемчуга и собирали их в сетки, по большей части весьма искусно сплетенные из золотой канители, которые прикреплялись к волосам шпильками из слоновой кости.

Шпильки эти, подобно различным другим украшениям, встречаются в древних гробницах и в Помпеях и поражают своей прекрасной отделкой. Кроме шпилек, встречаются еще серьги, цепочки или шейные повязки и прекрасно отделанные застежки.

Серьги римских женщин отличались самыми разнообразными формами. В Похмпеях чаще всего встречаются серебряные и золотые серьги, имеющие вид маленьких полушариев. Наиболее красивы серьги, имеющие вид больших капель, особенно если они состоят из жемчужин.

Такие серьги стоили неимоверно дорого. Так, например, жемчужные серьги, которые Цезарь подарил матери Брута, стоили 6 миллионов сестерций. На шеях римлянок красовались ожерелья и цепочки из серебра, жемчуга и драгоценных каменьев.

Руки греческих и римских дам украшались блестящими браслетами или запястьями, очень часто в виде змеи; ноги зыше косточек украшались золотыми кольцами.

Не лишним считаем сообщить некоторые цены уборов. Так, убор матери Алкивиада, Дейномахи, стоил 50 мин. Но убор этот покажется не дорогим, если сравнить его стоимость со стоимостью уборов жен и любовниц римских вельмож, например Лоллии Паулины, супруги Калигулы, убор которой стоил более 2 миллионов рублей. В Помпеях и Геркулануме и во многих других местах найдено значительное количество античных украшении и драгоценностей; они и до сих пор служат образцами для наших золотых дел мастеров.

Кольца, о которых Гомер нигде ничего не говорит, греки стали носить приблизительно с начала 6 века до Р. X., заимствовав их, по всей вероятности, у восточных народов, где употребление их распространено было с незапамятных времен. Первоначально носили их только с практической целью, как печатки. Кольца делались сначала из обыкновенных металлов и не украшались каменьями; впоследствии лее они делались из драгоценных металлов и украшались очень искусно отделанными каменьями.

Скоро они стали употребляться как украшение и носились обыкновенно на четвертом пальце левой руки. Люди, слишком занятые собой, носили много колец; но это считалось не совсем приличным. Само собой разумеется, что и женщины украшали свои руки кольцами.

Римляне в древние времена носили, по этрусскому обычаю, железные кольца и употребляли их вместо печаток; носить золотые кольца имели право только сенаторы и всадники. Рассказывают, что Сципион Африканский Старший первый стал носить кольцо, украшенное драгоценным граненым камнем.

Впоследствии стали носить по несколько перстней, украшенных драгоценными каменьями с вырезанными на них изображениями лиц и разных предметов. У людей, не обладавших изящным вкусом, руки были почти сплошь покрыты множеством перстней; Квинтилиан советует оратору не обременять рук перстнями и ни в коем случае не надевать их на средние сгибы пальцев. Уже в конце Республики изготовлялись для хранения перстней особые футляры и даже шкатулки для целых их коллекций.

Остается упомянуть еще о прекрасных резных камнях, выпуклых или выдолбленных, известных теперь под общим названием "гемм ": они вставлялись для украшения в застежки, пояса, оружие и сосуды из драгоценных металлов.

Застежки и пряжки, употреблявшиеся для застегивания платья и поясов, делались в более позднее время исключительно из драгоценных металлов, серебра и золота и украшались часто каменьями. Форма их была различна.

Греческие и римские женщины, при своей страсти к нарядам и украшениям, не могли, конечно, обойтись без зеркала. Впрочем, у греков употреблялись только ручные зеркала, делавшиеся из блестящего, выполированного металла круглой формы с элегантной рукояткой, представлявшей чаще всего Афродиту, богиню красоты.

На них походили римские зеркала, иногда четырехугольной формы, которые украшались на оборотной стороне, по этрусскому обычаю, чеканной работой и делались сначала из смеси олова и меди, а впоследствии также из чистого серебра с вызолоченной оборотной стороной.

Само собой разумеется, что подобные зеркала были чрезмерно дороги; но еще дороже были большие стоячие зеркала, о которых, равно как и о стенных зеркалах, упоминается во время первых императоров и позже. Плиний упоминает еще и о стеклянных зеркалах, изобретенных финикиянами.

При помощи зеркал греческие женщины, а по их примеру и римские, расписывали свои щеки румянами и подкрашивали ресницы и брови. Обычай этот, не одобрявшийся мужьями, сообщал лицам греческих женщин и девушек ту свежесть, которой им недоставало вследствие постоянного затворничества.

Для этой цели употребляли белила, киноварь, добываемую из морского мха, и несколько других растительных веществ; брови подкрашивали сажей или порошком из сурьмы; места под глазами подкрашивали красноватой краской. В изобилии употреблялись греками и римлянами благовонные мази и масла, а именно: нардовые , розовые , шафранные , косатиковые , майоранные и т. п. За них платились часто значительные суммы денег; приготовлением их прославились Делос, Коринф, Родос, Телос и другие города.

Хранились духи и притиранья в разных коробках. Щипцы, употреблявшиеся древними для завивки волос, ничем не отличались от наших.

Римские женщины, в особенности позднейшего времени, еще и другими средствами восстанавливали утраченную свежесть своего лица и чистили зубы зубным порошком, а иногда заменяли их искусственными.

В заключение нужно заметить, что афинские и римские женщины защищались от солнечных лучей и дождя складными зонтиками, похожими на наши, которые носились или ими самими, или их служанками; обмахивались веерами, Имеющими вид раскрашенных листьев или сделанными из павлиньих перьев: утирали лицо платком, который употреблялся и мужчинами, особенно со времен Аврелиана.

Мужчины, кроме того, уже с древних времен употребляли палки, часто согнутые сверху. Особенно распространено было ношение палок в Спарте, хотя встречались они и в других местах. От этих палок следует отличать жезл, более длинную палку, которая издревле служила знаком царской и судебной власти и жреческого, пророческого и герольдского достоинства. В древние времена она давалась герольдами ораторам, когда эти последние хотели обратиться к собранию с речью.

Из этого длинного жезла образовался более поздний короткий посох, который носили в Риме сначала цари, а впоследствии и консулы, и полководцы и которым римский сенат награждал за особые заслуги иностранных государей.

Триумфаторский жезл, который употреблялся триумфаторами при триумфальном шествии, а впоследствии стал носиться и императорами, отличался от упомянутого выше короткого жезла тем, что украшен был золотым орлом.

29.11.2010 - 11:23

Обувь прочно вошла в устное и литературное творчество. Достаточно вспомнить Золушку с ее хрустальной туфелькой, кузнеца Вакулу с черевичками от самой царицы, семимильные сапоги или сапоги-скороходы... Наш быт невозможно себе представить без обуви, а удобные туфли или сапоги - едва ли не самая главная вещь в гардеробе человека...

Шкура на ногах

Древний человек долго осваивался в неуютном и полном опасностей мире. Для защиты от холода и острых камней под ногами один доисторический умник додумался намотать на ноги куски шкуры убитого им зверя и этим начал многовековую историю обуви. Само собой, понятие мода тогда еще не существовало, и возможно, именно этим объясняется тот факт, что самодельная обувь того времени была гораздо удобнее современных туфель и ботинок от самых известных модельеров!

Вывод об удобстве самой первой обуви сделали ученые, изучавшие доисторического человека, найденного в 1991 году в Альпах. Они реконструировали пару его "ботинок" и обнаружили, что они более комфортны для ходьбы, сохраняют оптимальную температуру и быстрее высыхают от влаги. Столь практичная обувь была сделана из медвежьей кожи, а во внутреннюю часть для тепла в нее складывали сухую траву...

Но в странах с теплым климатом обувь требовалась несколько другая - в жару не очень приятно передвигаться в медвежьих шкурах. В Греции на ноги ремнями привязывали куски коры - именно так появились знаменитые сандалии, не утратившие своей актуальности и в наше дни - наверно, как раз потому, что они очень удобны при ходьбе. А в Древней Индии они изготавливались из душистых пород сандалового дерева, что, собственно, и дало им название.

А в Древнем Египте носили сандалии, сделанные из пальмовых листьев или папируса. У ассирийцев существовали, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, высокие башмаки, очень похожие на современную обувь. Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение.

Греки, кроме простых сандалий, носили полубашмаки с задником и сапоги на шнуровке с открытыми пальцами. Именно в таких сапожках обычно изображали богиню охоты Артемиду. А греческие куртизанки носили особые белые сапоги и сандалии, оставлявшие на песке след с надписью: "Следуй за мной".

Римляне в публичных местах появлялись исключительно в обуви, закрывающей всю ногу. Сенаторов и патрициев можно было узнать по черному цвету сандалий. Чем выше было положение римлянина в обществе, тем больше ремешков придерживали его обувь. Плебеи ходили в подошвах, привязанных к ноге одним шнурком...

На Востоке долго обходились лишенными жесткой подошвы тапками. Земляные и глинобитные полы в домах и отсутствие мостовых в селениях Азии не предполагали использование обуви с подошвой, которая создавала бы избыток пыли. Показательно, что тюркское слово "башмак" применяется в русском языке для обозначения обуви мягких, бесформенных очертаний. Это полностью применимо и к современным чувякам - мягкой кавказской и среднеазиатской обуви, весьма напоминающей европейские тапочки, появившиеся под восточным влиянием еще в V веке нашей эры.

Русь лапотная

Так издавна называли нашу страну - столь широкое распространение получил у нас этот вид обуви. Первое упоминание о лаптях встречается в "Повести временных лет". Плелись они с помощью особого шила - кочедыка из лыка или бересты почти в каждом деревенском доме. Лапти носили не только русские, но и литовцы и латыши. А многие народы Азии изготавливали обувь из соломы или древесной коры.

Но суровой русской зимой никак было не обойтись без валенок с . Тот, кому довелось походить в них, сразу же скажет - в морозы это самая удобная и комфортная для человека обувь - в них ноге очень мягко, тепло и в тоже время она совершенно не потеет при ходьбе. Интересно, что валенки появились на Руси не так давно, а происхождение свое они ведут... тоже из Азии. На Руси валенки появились только в XVIII веке и сразу же полюбились ее жителям.

Простые валенки "катали" - отсюда второе название "катанки" - из овечьей или козьей шерсти. Производство валенок всегда носило кустарный характер, потому что никакая механизация не могла избавить мастеров от ручного труда. Одни валенки натирали пемзой, чтобы убрать лишний волос и придать им большую плотность, а другие, наоборот, ворсили, делая их пушистыми и мягкими на ощупь.

Средневековые модники

Пока Россия ходила в лаптях, в Европе в моду вошли туфли с длинными загнутыми вверх носами. В ХIV веке рядовой дворянин носил башмаки на полтора размера больше длины ступни, а барон - даже на два размера. В результате носок приходилось привязывать веревкой к ноге. А особым щегольством считалось прикреплять на загнутый кончик туфли колокольчик или бубенчик. Но вскоре длинноносой моде пришел конец - Филипп IV издал указ, согласно которому башмаки дворян не могли быть длиннее двух футов, то есть 60 сантиметров.

Обувная мода резко изменилась в XV веке. Туфли укоротились, но стали заметно шире - до шестнадцати сантиметров. Затем к ним прибили деревянные каблуки. Подолы дамских платьев скрывали обувь, видеть которую считалось неприличным, и поэтому никто особо не следил за дизайном женских туфель. Зато мужская мода здесь не знала удержу - мужчины красовались в совершенно экзотических башмаках. Но вскоре дамы догнали и перегнали мужчин в вопросах красоты обуви.

В XVIII веке юбки укоротились настолько, что туфли вышли на всеобщее обозрение. Обувь в результате стала легкой, причудливо украшенной - в качестве материалов при изготовлении женской обуви использовались кружева, шелк, бархат и парча. В середине века в моду вошли узенькие туфли на высоких и средних каблуках, украшенные пряжками, бантами, драгоценностями или цветными стразами - искусственными драгоценными камнями.

Но в XVIII веке, в эпоху Просвещения, врачи и философы начали выступать против вредных для здоровья корсетов и узких туфель на высоких каблуках. Появились бальные шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве. Их украшали букетиками и вышитыми гирляндами или мелкими композициями из бисера. Обувь крепилась с помощью лент, которые завязывали крест-накрест несколько выше щиколотки.

В эпоху Наполеона появляются тяжелые ботинки на пряжке, похожие на армейские ботфорты. Эти ботинки стали прообразом современной европейской обуви для мужчин. С 70-х годов XIX века изменяется набор материалов для производства обуви. В употребление входят более твердые сорта кожи, а бархат и шелк исчезают. Меняется и конструкция туфель: верх собирают из пяти и более деталей, сшиваемых на машине. Форма обуви становится более жесткой, появляются шнуровка и застежки. Дамская обувь в принципе тоже мало отличалась от современных моделей - высокие башмачки или ботинки на невысоком каблуке, опушенные мехом.

В кроссовках - на свадьбу

В истории XX века наибольший прорыв, пожалуй, произошел в спортивной обуви - она становится необычайно популярной, и носят ее все! Наибольшее распространение получили кроссовки, в которых поистине ходит и стар и млад. В США, например, на этот вид обуви каждый год тратится более семи миллиардов долларов. А если эти кроссовки от ведущего модельера, то они могу стоить больше самых дорогих швейцарских часов!

Культ кроссовок в Америке так высок, что в популярном американском фильме "Отец невесты" дочь главного героя, владельца фабрики про производству спортивной обуви, идет к алтарю именно в белых "свадебных" кроссовках, специально сшитых именно к этому дню.

А придумали их в 1936 году баскетболист Чарльз Тейлор и промышленник М. Конверс. Тогда кроссовки представляли собой парусиновые туфли на резиновой подошве, с укрепленным мысом, на шнуровке и высотой до середины лодыжки. Вскоре эта обувь широко распространилась за пределами баскетбольных площадок.

Интересно, что принесет XXI век в развитие обуви? Какие туфли и ботинки мы будем носить через 10 или 20 лет? Никто не сможет ответить на этот вопрос. Но ясно одно - развитие моды идет по спирали и возможно, что те же валенки в модернизированном виде скоро станут опять так же популярны, как 200 лет назад...

  • 4152 просмотра


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: