Осознание человеком самого себя как субъекта. Самосознание личности

Самосознание

Осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания - основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (см. ).

Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования. И одна из высших форм работы самосознания - попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.

Главные функции самосознания - это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни (см. ; ). Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

САМОСОЗНАНИЕ

(англ. self-consciousness ) - осознание человеком себя как индивидуальности . человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) - тело, , , , , в т. ч. само сознание ( , ). См. также .

С С. иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия , которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения С., но не достаточны. А . Н . Леонтьев указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя. В общем случае первое не может называться С., т. к. «знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных» (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания м. б. разными: , , , , , наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) выражается в значениях , благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в строгом и узком смысле С. - это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

Не следует также отождествлять С. и Я-концепцию . С. частично включает содержание «Я-концепции», которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть С., но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде всего, чисто теоретический смысл, т. к. используемые методы выявления Я-концепции в большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о развитии и функциях Я-концепции, в т. ч. о развитии и функциях самооценки , допустимо, без опасений ошибиться, переносить и на С. Однако С. включает не только стабильное знание, но, кроме этого, процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта.

Ряд авторов в С. выделяет 3 компонента: , самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными уровнями самопознания (см. выше т. зр. Леонтьева), а также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина «саморегуляция» (в контексте С.) ведет к понятийной путанице, т. к. традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостатической системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.

Еще И . Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и С.: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми др. существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность...» На эту же связь косвенно указывает и тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия терминов «С.» и «личность». Близко подходит к такому представлению и почти общепринятое понимание генезиса С. у ребенка; операциональным признаком С. традиционно считается употребление личного местоимения «я» (и др. рефлексивных слов). Но это только начальная точка. Очевидно, С. и содержательно, и операционально проходит большой путь развития. Согласно Л . С . Выготскому , развитие С. включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и историческом аспектах); к нему применяется та же логика: сначала др. люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта; ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности; затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются; по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя; т. о., прежде чем С. становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в свою очередь, диалогическая природа С. сохраняется и в его индивидуальной форме.

Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии . Этот процесс вообще не имеет конца: потому что развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию. См. также Зеркальное Я . (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Самосознание

   САМОСОЗНАНИЕ (с. 527) - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание по самому существу носит общественный характер.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "самосознание" в других словарях:

    самосознание - самосознание … Орфографический словарь-справочник

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание, оценка человеком своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу … Философская энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, самосознания, мн. нет, ср. Ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде. «Классовое самосознание рабочих есть понимание рабочими того, что единственное средство улучшить свое положение и … Толковый словарь Ушакова

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения … Современная энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения … Большой Энциклопедический словарь

    Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей … Психологический словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности ‘Я’ как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … История Философии: Энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … Новейший философский словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, я, ср. Полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе. Классовое с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Вопрос 31. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Понятие образа я и я-концепции. Проблемы формирования самооценки.

Определение самосознания.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.

Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки выделения критериев самосознания:

Бехтерев . Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

Психоанализ . Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер . Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания : 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Уровни развития самосознания

Аспект самопознания

Аспект самоотношения

1. уровень природного индивида, я – это прежде всего природное тело

О самосознании можно говорить условно. Происходит построение схемы собственного тела. Происходит выделение себя из окружающей среды. Построение схемы тела предполагает координацию собственных движений. Познание связано с действием. Происходит развитие сенсомоторного интеллекта

Самоотношение=самочувствие, переживание комфорта, дискомфорта. Природные переживания слиты с аффективными

2. соц. Уровень

Построение образа собственного Я. Это построение является результатом самовосприятия. Восприятия своего внешнего облика, особенностей поведения, психологических характеристик. Чтобы я образ был адекватен нужна децентрация.

Я образ постоянно меняется. Это изменение не всегда соотносится с реальной картиной. Опыты Готтшильда и Вилле (каким человек видит себя в зеркале. Экран на нем проецируется фото человека, человек, специальными ручками может изменять размер фото, под то, что он видит в зеркале. Задача привести изображение в тот вид, который он видит. С возрастом расхождение увеличивается, так как у человека формируется внутренний образ я)

Включает два компонента: эмоциональный компонент – самоуважение, и волевой компонент – саморегуляция. Самоуважение – потребность в принятии другими людьми, быть замеченным. Развитие самоуважения начинается с базового доверия – автономности – инструментальной умелости – завершается ролевой идентификацией. Саморегуляция проявляется в способности людей управлять своими НПФ. Идет формирование ВПФ

3. личностный уровень развития мышления.

От самовосприятия к самопознанию – человек сам познает себя – формирование я-концепции. Это уже не просто самовосприятие, а осмысленное понимание себя. Познавательная деятельность направлена вовнутрь. Понимает свои мотивы. Происходит второе рождение личности. Всегда существует зазор между тем, что осознаю и хочу осознать – актуалгенез. Самопознание с адекватной самооценкой - условия самоактуализации.

Личностное самоотношение человека – самооценка. Понимание своего реального я. Адекватность в осознании расхождения между я реальным и яидеальным – самооценка. Моменты несовпадения я реального и идельного – некогруэнтность. Это точка для личностного роста.

Критерии самосознания.

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической и социальной среды);

2) осознание своей активности («Я управляю собой»);

3) осознание результатов своей активности

4)осознание своего индивидуального опыта, возможности индивидуального изменчивого поведения.

5) осознание себя «через другого» , возможность выделить свои особенности в сравнении с другим

6) овладение речью и как следствие возможность диалога с другими

7) наличие когнитивных схем

8)осознание наличия различных точек зрения

9)осознание своих мотивов, возможностей, способностей

10)знание и управление своей познавательной деятельностью

11) наличие автобиографической памяти.

1-4:природный Ур, 5-8:социальный уровень, 9-11:личностный уровень.

Уровни развития самосознания.(еще-какая-то классификация)

Непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики. В результате достигается простейшая самоидентификация личности.

Целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала. Проявляется как самопереживание, самоактуализация, поддержание аутоидентичности своего «Я».

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, рефлексия.

Целенаправленно-деятельный уровень – своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Важной категорией самосознания является поступок , как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению. Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г) вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.

Понятие я-концепции.

Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self-concept) – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-концепции родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У.Джеймсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта. 3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Я-концепция как совокупность самоаттитюдов.

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента:

    когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе;

    ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem);

    поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

Структура и развитие Я-концепции.

Я-концепция – целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени. В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепции. Например, Р. Берне представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности:

1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле);

2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать);

3) зеркальное Я (каким меня видят др.).

Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов – физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний. В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют:

    на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

    на уровне социального индивида - социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;

    на уровне личности - дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.

Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-концепции. (В. В. Столин):

1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми

2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего, детско-родительских отношений. Однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения – и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

Понятие образа-Я.

Розенберг. Образ «Я» состоит: 1. Наличное «Я» - каким индивид видит себя в настоящий момент; 2. Желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть; 3. Представляемое «Я» – каким он показывает себя другим. Вместе: образ «Я» и самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой основе «Я» выполняет свои главные функции : а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б) Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).

Кант : сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ «Я». Образ «Я».

Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного возраста, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я – образа» в зависимости от успехов / неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я – образ».

Проблема формирования самооценки.

    Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джеймса (1890) представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

    Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Ч. Кули (1912) и Дж. Мида (1934).

    Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культура но заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Понятие самосознания. Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосо¬знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает.

Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это - сознание, делающее своим предметом, объ¬ектом сознание. Как это возможно с точки зрения мате¬риалистической теории познания - вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания.

Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действи¬тельности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни ка¬жется странным для обычного мышления, является оче¬видным и постоянно наблюдаемым фактом. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и проти¬воположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно.

Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деле¬ние, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме раз¬деления сознания на объект и субъект в акте самосо¬знания. Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический.

В самом деле, го¬ворим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосозна¬ние людей и самопознание человеком человека.

Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Наибольшую гносеологическую трудность представ¬ляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосо¬знание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимает¬ся психологическая наука). В обоих случаях мы не вы¬ходим из рамок обычного соотношения общего и отдель¬ного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индиви¬дуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия и психология рассмат¬ривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), де¬лающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех те¬кучих явлений сознания. Материалистическая философия, психоло¬гия, физиология и психопатология накопили уже боль¬шой материал для научного объяснения явления само¬сознания, его генезиса и психологического механизма.

Материалисты, отвергая мистическую трак¬товку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы со¬знания: предметное сознание и самосознание. Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не яв¬ляется созерцанием собственного изолированного инди¬вида, оно возникает в процессе общения.

Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек высту¬пает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.

Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют меж¬ду собой или с внешним миром. Однако способность «я» в процессе самосознания от¬влекаться от всех переживаемых им состояний (от ощу¬щений до мышления), способность рассмотрения субъек¬том всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания.

Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызы¬ваемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно по¬стоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Проблема внутреннего тождества «я», единства само¬сознания была предметом размышлений многих филосо¬фов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о транс¬цендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта. Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше - предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью созна¬ния или продуктом развитого сознания, его высшей формой.

Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии. Самосознание-это процесс, проходящий раз¬личные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания. 2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Сознание и самосознание в стректуре его психологической активности. Теория оперантного научения Д.Скинера: респондентное и оперантное поведение Методика «творческие особенности»

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с.. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу.. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом самосознания служит собственная личность как субъект деятельности.

Самосознание – необходимое условие самосознания личности. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом в практической и теоретической деятельности, «Я» само формируется в ней.

Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, познавая себя как субъекта, называет своим «Я». Я - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.

Самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая в себя то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним открываются все новые формы бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл всех задач, которые он разрешает в жизни.

В.С.Мерлин Самосознание Функции самосознания

В изложенном ранее мы рассматривали личность под углом зрения ее деятельности. Определяя само понятие личности и ее отличительные признаки, руководствовались тем, какую роль она играет в деятельности человека. Точно так же и все основные закономерности личности мы выясняли на основе ее проявлений в деятельности. Только таким путем и может быть рассмотрена объективная функция личности в общественной жизни.

Но при этом способе рассмотрения мы познаем личность такой, какой она является для других: для общества, для коллектива, для окружающих людей. Однако, человек – личность не только для других, но и для себя. Он осознает себя как личность, отдает себе отчет в том, что является субъектом, активным деятелем. Это свойство человека осознавать, сто он является субъектом деятельности и притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой, мы называем самосознанием.

Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом предметного сознания является объективная действительность. Обозначая словом предметы и создавая образы предметов и явлений, человек отдает себе отчет в том, что именно отражается в настоящий момент или отразилось в прошлом в его психике. Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности.

Как предметное сознание, так и самосознание – необходимые условия существования личности. Предметное сознание необходимо пот ому, что субъектом деятельности человек может быть только тогда, когда он осознает поставленную цель и представляет себе конечный результат деятельности, когда он осознает пути, средства и условия достижения этой цели. Вместе с тем, субъектом деятельности человек является только тогда, когда свои отношения к действительности он осознает с большей или меньшей полнотой и адекватностью, с большей или меньшей степенью ясности как «мои отношения». К.Маркс характеризовал самосознание как «мое отношение к моей среде».

Генетически предметное самосознание первично а самосознание вторично. Предметное сознание появляется уже на первом году жизни ребенка, например, в узнавании и воспроизведении отсутствующих предметов. Самосознание с достаточной надежностью обнаруживается лишь в 2,5 – 3 года в употреблении личных местоимений, в стремлении к самостоятельности, негативизме и проч. Во всем дальнейшем развитии личности развитие отношений личности так, как они проявляются в деятельности, опережает отражение этих отношений в самосознании. В ролевой игре ребенок-дошкольник уже является личностью для других, активным деятелем, выполняющим определенную социальную роль. В игровой роли ребенок проявляет определенные и устойчивые свойства и отношения личности, например, властность или подчиненность, агрессивность или отзывчивость. Но осознание себя как личности так же, как и осознание определенных свойств своей личности возникает гораздо позднее. Кроме того, самосознание отражает свойства личности далеко не с абсолютной полнотой и точностью. Человек не отдает себе полного и ясного отчета во всех тех свойствах своей личности, которые объективно определяют его действия и поступки.

Точно так же и функциональное самосознание вторично по отношению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности. Это значит, что в психологической характеристике личности главное и определяющее значение имеет не самосознание, а отношения личности, понимаемые как системы мотивов, направляющие действия и поступки человека.

Однако, хотя генетически и функционально самосознание вторично по сравнению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности, в процессе развития все более возрастает его детерминирующее значение. Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемых нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Мы ищем пути для преодоления этих противоречий. Руководствуясь своим самосознанием, мы формируем своими действиями и поступками новые свойства личности. В зависимости от уровня самосознания мы в состоянии создавать свою личность своими действиями и поступками. Чем старше ребенок, тем большую роль в развитии его личности играет самосознание.

Не меньшую роль приобретает самосознание, определяя успех деятельности. Рассмотренные выше пути приспособления к деятельности на определенной ступени развития личности обусловлены в той или иной степени участием самосознания. Так, прежде всего, выбор деятельности, соответствующий свойствам личности и индивидуума человека, зависит от правильного осознания этих свойств и их места в структуре личности. Формирование индивидуального стиля, при помощи которого преодолевается противоречие свойств индивидуума требованиям деятельности, совершается успешнее всего тогда, когда человек отдает себе ясный отчет в том, какие способы и приемы действия наиболее соответствуют его психическим свойствам. В тех случаях, когда успешность приспособления зависит от изменения уровня притязаний, существенное значение приобретает адекватное осознание своих возможностей.

Физические и психические свойства человека- одна из могущественных сил, которыми пользуется человек. Чтобы заставить природу служить своим целям, человек должен не только познать и использовать собственные законы природы, как об этом писал Ф. Энгельс, он должен познать и использовать законы своей собственной личности. В этом и заключается одна из важнейших функций самосознания. Таковы основные функции самосознания – развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально- нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества. Обе эти функции осуществляются самосознанием не изолированно, а в неразрывном единстве с познанием внешнего мира, то есть предметным сознанием. Лишь в той степени, в какой человек осознает закономерности общественной жизни, он в состоянии правильно осознать социально-нравственную ценность своей личности. Лишь в той степени, в какой человек правильно осознает социальные и природные условия, в которых он действует, он в состоянии правильно использовать в своей деятельности осознанные им свойства своей личности. Наконец, полное и адекватное осознание свойств своей личности возможно лишь в той степени, в какой известны физиологические условия и социально-психологические закономерности человеческой личности вообще.

Чем выше ступень развития личности, тем в большей степени ее действия и поступки, а также избранный ею жизненный путь обусловлены самосознанием. О личности мы действительно не вправе судить по тому, что она думает о себе. Но если человек правильно думает о себе, его самосознание адекватно отражает подлинные свойства личности и если столь же адекватно его мировоззрение отражает закономерности природы и общества, то мы вправе предсказать, что он внесет наибольший вклад в преобразование природы и общества и совершенствование собственной личности.

Из кн.: Структура личности: характер, способности, самосознание. Уч. пос. к спецкурсу. Пермь. 1990. Гл.4. с.81-84.

С.Л.Рубинштейн

Осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения , вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом , сознание «Я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения . Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие « » происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину :

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного « » как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически , но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание - получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Седна
  • Московский метрополитен

Смотреть что такое "Самосознание" в других словарях:

    самосознание - самосознание … Орфографический словарь-справочник

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание, оценка человеком своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу … Философская энциклопедия

    самосознание - см. Я концепция. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. самосознание … Большая психологическая энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, самосознания, мн. нет, ср. Ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде. «Классовое самосознание рабочих есть понимание рабочими того, что единственное средство улучшить свое положение и … Толковый словарь Ушакова

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения … Современная энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения … Большой Энциклопедический словарь

    Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей … Психологический словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности ‘Я’ как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … История Философии: Энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … Новейший философский словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, я, ср. Полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе. Классовое с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    самосознание - сущ., кол во синонимов: 1 понимание (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • Самосознание культуры и искусства. Западная Европа и США , Гальцева Р.. Книга включает труды западных мыслителей, сохраняющие актуальное значение для современной философии культуры. В ней представлены работы О. Шпенглера, Й. Хёйзинги, М. Хайдеггера, К. Юнга, М.…


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: