Основные понятия теории и методики физического воспитания. Теория

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания -- учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения нового человека.

Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально -- образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837--1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

· укрепление здоровья и закаливание организма;

· гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;

· всестороннее развитие физических и психических качеств;

· обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю. (Кузнецов В.С. 2000г)

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

· Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

· Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

· Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. (Лещинский Л.А. 1995г.)

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).

Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м-10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. А. B. Жеребцов

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

Потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

Нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.

Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. (Куценко Г.И., Новиков Ю.В. 1997г.)

Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.

В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий. (Кузнецов В.С. 2000г)

Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Нормы общей двигательной активности точно не определены. Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов.

Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает нормы недельного объема двигательной активности студентов - 10 - 14 часов;

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям. (Лещинский 1995г)

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая "забота" о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.

Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. (Куценко Г.И. 1997г)

Для разработки силы следует применять упражнения, которые выполняются циклически. Они могут состоять из отжиманий, скресного шага. Первоначальная нагрузка должна быть минимальной и увеличиваться по мере достижения результатов от выполнения упражнений, как только физическое состояние позволяет справится с большими нагрузками.

Если отдельные группы мышц развиты недостаточно, следует уделить их тренировке особое внимание, но общая нагрузка при этом должна быть снижена.

Мускульная сила является одним из условий для развития такого качества, как мощность, поскольку в сочетании со скоростью возрастающая за счет тренировок сила увеличивает мощность. Наибольший успех может быть достигнут при одновременном развитии высокой скорости, силы и выносливости.

Силовые упражнения с отягощениями на грудные и плечевые мышцы следует выполнять, применяя снаряды весом вполовину веса тренирующегося плюс 5 килограммов, для ног -- 75% веса тела плюс 5 килограммов.

1. С целью развития мышц ног можно использовать так называемый утиный шаг -- движение в полуприседе, а также приседания, бег и прыжки. Различные прыжки развивают определенные группы мышц. В тренировках могут применяться прыжки с места в длину, прыжки с попеременным выпадом правой и левой ногой вперед, прыжки «лягушкой», прыжки через скакалку, прыжки с отягощением. Приседания также могут быть разными: простые приседания, приседания со штангой, приседания с подъемом на носки и поворотом корпуса. Все эти упражнения могут быть использованы для развития мышц ног и таза.

2. Для развития мышц поясницы и пресса подходят такие упражнения, как подтягивание, отжимание, подъем ног и корпуса в положении лежа, наклоны с грузом, «уголок», подтягивание ног к животу в висе.

3. Для развития мышц рук можно использовать отжимания, подтягивания, стойки на руках, работу со штангой и гирями, толкание ядра. Таки упражнения хорошо не только развивают мышцы рук и плеч но и укрепляют суставы. Комплекс упражнений на развитие силы можно использовать без отягощений со снарядами. Весьма эффективными в данном случае являются занятия на перекладине. Перекладина должна располагаться на такой высоте, чтобы ноги не доставали до земли в положении «вис». Упражнение заключается в подтягивании на перекладине до момента касания ее подбородком. Матвеев Л.П.

Развитие общей скорости осуществляется в занятиях общей физической подготовкой таким образом:

Бег -- основное упражнение, развивающее общую быстроту. Короткие пробежки, по 40--60 м, во время тренировки на дороге отлично развивают быстроту.

физический культура развитие

  • 2.1. Подготовка спортсмена
  • 2.2. Спортивная тренировка: ее принципы, средства и методы
  • 2.3. Принципы спортивной тренировки
  • 2.4. Основные средства и методы спортивной тренировки
  • 2.5. Планирование и построение спортивной тренировки
  • 2.6. Формы организации спортивной тренировки
  • 2.7. Учебно-тренировочные занятия (тренировочные уроки)
  • 2.8. Физические качества
  • 2.9. Соревнования и их виды
  • 2.10. Основные положения при проведении самостоятельных занятий
  • 2.11. Планирование самостоятельных занятий
  • 2.12. Формы и организация самостоятельных занятий
  • 3. Физическая культура и здоровье студентов
  • 3.1. Определение здоровья
  • 3.2. Здоровье - ведущий фактор безопасности нации
  • 3.3. Заболевания
  • 3.4. Показатели здоровья населения
  • 3.5. Основные факторы здорового образа жизни
  • 3.6. Физическое воспитание и здоровый образ жизни студентов
  • 3.7. Влияние физических упражнений на организм занимающихся
  • 3.7.1. Воздействие физических упражнений на сердечно-сосудистую систему
  • 3.7.2. Физические упражнения и система дыхания
  • 3.7.3. Воздействие физических упражнений на опорно-двигательный аппарат
  • 3.7.4. Физическая культура и нейроэндокринная система
  • 3.7.5. Влияние физических упражнений на другие системы организма
  • 3.8. Особенности занятий для девушек
  • 3.9. Рациональное питание при повышенных умственных и физических нагрузках
  • 3.10. Основы гигиены массовой физической культуры
  • 3.11. Самомассаж
  • 3.12. Особенности методики занятий со специальными медицинскими группами
  • Распределение студентов на медицинские группы
  • 3.13. Средства физической культуры, применяемые на занятиях со специальными медицинскими группами
  • 3.13.1. Упражнения без предметов
  • 3.13.2. Упражнения с предметами
  • 3.13.3. Упражнения на снарядах
  • 3.13.4. Упражнения специальной направленности
  • 3.13.5. Прикладные упражнения
  • 3.13.6. Спортивные и подвижные игры
  • 3.13.7. Плавание
  • 3.13.8. Лыжный спорт
  • 3.14. Повреждения опорно-двигательного аппарата
  • 3.14.1. Остеохондроз и сколиоз
  • 3.14.2. Комплекс упражнений при остеохондрозе и сколиозе
  • 3.14.3. Плоскостопие
  • 3.14.4. Комплекс специальных упражнений при плоскостопии
  • 3.15. Заболевания сердечно-сосудистой системы
  • 3.15.1. Гипертоническая болезнь
  • 3.15.2. Комплекс упражнений при гипертонии
  • 3.15.3. Облитерирующие заболевания артерий
  • 3.15.4. Комплекс физических упражнений при облитерирующих заболеваниях артерий
  • 3.16. Заболевания желудочно-кишечного тракта
  • 3.16.1. Комплекс физических упражнений при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
  • 3.17. Заболевания органов дыхания
  • 3.17.1. Комплекс физических упражнений при заболеваниях органов дыхания
  • 3.18. Миопия
  • 3.18.1. Комплекс упражнений при миопии
  • 3.19. Врачебный контроль при занятиях физическими упражнениями
  • 3.19.1. Цели, задачи и формы организации врачебного контроля
  • 3.19.2. Оценка физического развития
  • 3.20. Контроль и самоконтроль в процессе проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом
  • 3.20.1. Субъективные показатели контроля и самоконтроля
  • 3.20.2. Объективные показатели контроля и самоконтроля
  • 3.20.3. Показатели физического развития
  • 3.20.4. Показатели развития физических качеств
  • 3.20.5. Профилактика травматизма на занятиях по физическому воспитанию
  • Ч а с т ьii
  • 1. Легкая атлетика
  • 1.1. Краткая историческая справка
  • 1.2. Характеристика легкоатлетических упражнений
  • 1.3. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике
  • 1.4. Программа физического совершенствования студентов по легкой атлетике
  • 2. Лыжный спорт
  • 2.1. Краткая историческая справка
  • 2.2. Виды лыжного спорта
  • 2.3. Выбор и подготовка лыжного инвентаря, одежды и обуви лыжника-гонщика
  • 2.4. Техника способов передвижения на лыжах
  • 2.5. Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий, методика обучения способам передвижения на лыжах
  • 2.6. Подготовка лыжных трасс
  • 3. Гимнастика
  • 3.1. Краткий исторический обзор
  • 3.2. Создание национальных систем гимнастики
  • 3.3.1. Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности
  • 3.3.2. Спортивные виды гимнастики
  • 3.3.3. Прикладные виды гимнастики
  • 3.4. Гимнастика как раздел учебного предмета
  • 3.5. Основные сведения о гимнастической терминологии
  • 3.6. Страховка и помощь в гимнастике
  • 4. Спортивное ориентирование
  • 4.1. Краткая историческая справка
  • 4.2. Общая характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании
  • 4.3. Содержание и методика физической подготовки спортсменов-ориентировщиков
  • Список литературы
  • Приложения Приложение 1 Отечественные легкоатлеты - победители олимпийских игр
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Содержание
  • В.В. Чешихина, в.Н. Кулаков, с.И. Филимонова
  • 1.2. Физическое воспитание

    Для уточнения представлений о соотношении физической культуры и физического воспитания следует отметить, что при всем органическом единстве этих явлений они не сводятся друг к другу. Соответствующие им понятия тождественны только в определенном отношении той ценности, какую представляют собой физическое воспитание и его результаты для общества. Иначе говоря, физическое воспитание относится к явлениям культуры, поскольку в нем реализуются достигнутые или достигаются новые культурные ценности (отрицательные и быстро переходящие явления практики физического воспитания по существу “не вяжутся” с понятием культуры). Социальная практика физического воспитания в этом отношении является как бы каналом, по которому идет передача ценностей физической культуры от старших поколений младшим. В то же время это есть и способ умножения культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто воспринимают прежние достижения, но и приумножают их.

    Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

    Из сказанного о физической культуре понятно, что она имеет существенное значение для личности и общества в целом. Результаты физического воспитания, которые выражаются в показателях совершенствования человека, а также все то, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в связи с практикой физического воспитания (специальные системы знания, средства, методы и т.п.), представляют значительную общекультурную ценность. В данном качестве физическое воспитание относится к физической культуре общества.

    Понятие “физическое воспитание” – о чем говорит уже сам термин – входит в общее понятие “воспитание” в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими признаками и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс использования физических упражнений, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание так называемых физических качеств (способностей) человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическое развитие, физическую подготовленность, а следовательно, его работоспособность.

    Физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной, учебной и т. д.). В единстве с другими видами воспитания и при достаточных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

    В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей).

    Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, то есть системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Понятие “физическое образование” впервые раскрыто на научной основе в трудах П.Ф. Лесгафта (1837-1909) видного отечественного ученого, педагога, общественного деятеля, создателя учения о физическом образовании. Суть физического образования, по мысли П.Ф. Лесгафта, состоит в том, чтобы научиться “...изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу...” (Цит. по: Собр. пед. соч. – М.: ФиС, 1951. – Т.1. – С. 295). Первая сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая, не менее существенная сторона физического воспитания - целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим (двигательным) качествам человека (силе, быстроте, выносливости, ловкости): стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных тренировочных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств. К основным физическим качествам человека относят силу, быстроту и выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также ловкость (или двигательно-координационные способности) и непосредственно обеспечивающие их морфо-функциональные свойства организма. Эти качества определяют различные физические или двигательные способности человека (силовые, скоростные, координационные и т.д.) и реализуются в них.

    В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием.

    Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). Совокупность их приводит не только к количественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким путем физические качества, достигают при известных условиях существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием. Такое управление, строго говоря, не может рассматриваться как полное, поскольку развитие человека, и в частности развитие его физических качеств, зависит от многих внешних факторов и условий, лишь частично охватываемых физическим воспитанием.

    Вопросы к зачету по физической культуре

    Вопросы к зачету и экзамену

    1. Виды автоматизированных систем, использующих базы данных и содержащих их в качестве подсистем хранения информации.

    2. Понятие информационной системы, базы данных.

    3. Жизненный цикл информационной системы.

    4. Восходящий и нисходящий способы проектирования баз данных.

    5. Фундаментальные информационные объекты предметной области: сущности, связи и атрибуты.

    6. Критерии оптимальности моделей данных в БД.

    7. Уровни абстракции, концептуальная, логическая, физическая модели данных.

    8. Различие баз данных в зависимости от способа хранения данных. Локальная БД. Распределенная БД.

    9. Различие баз данных в зависимости от вида хранимой информации. Фактографическая БД. Динамическая БД. Документальная БД. Графическая БД. Интегрированная БД.

    10. Определение, назначение, общие положения, различия. Система управления базами данных. Банк данных.

    11. Определение, назначение, общие положения, различия. База знаний. Экспертная система.

    12. Семантическая модель данных типа «Сущность-связь» - ER -модель. Атрибуты сущности.

    13. Разновидности связей в ER -модели: 1:1, 1:М, М:1, М:N. Примеры моделей.

    14. Сетевая модель данных.

    15. Иерархическая модель данных.

    16. Реляционная модель данных.

    17. Объектно-ориентированная модель данных.

    18. Трехслойная архитектура информационной системы «Клиент-сервер».

    19. Применение БД в системах автоматизированного проектирования (CAD–системы).

    20. Применение БД в системах автоматизированной разработки программного обеспечения (CASE–системы).

    21. Применение БД в офисных мультимедийных системах (OIS–системы).

    22. Применение БД в геоинформационных системах (GIS–системы).

    23. Применение БД в системах дистанционного зондирования Земли из космоса.

    24. Применение БД винтерактивных и динамических Web-узлах.

    25. Применение БД в экспертных системах.

    В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

    Физическая культура – это часть общей культуры общества. Имеет духовные, материальные ценности. Использует специальные средства, методы, направленные на физическое совершенство человека.

    В основе физической культуры лежит целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, позволяющая формировать необходимые умения, кавыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

    Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.



    К материальным ценностям относят спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивную экипировку, медицинское обеспечение.

    К духовным ценностям относят информацию, произведения искусства, виды спорта, игры, комплексы упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе спортивной деятельности.

    Результатом деятельности физической культуры является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное и этическое развитие.

    Спорт – это часть физической культуры, собственно-соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, направленная на достижение высших спортивных результатов.

    На данный момент насчитывается более 20 видов спорта. Они делятся на циклические (плавание, лыжи), сложнокоординационные (фигурное катание, гимнастика), скоростно-силовые (тяжелая атлетика, велоспорт), спортивные игры (волейбол, бокс, футбол, хоккей), единоборства (фехтование, борьба), многоборье (триатлон), виды спорта абстрактно-логического характера (шахматы).

    Физическое воспитание – вид воспитания, содержанием которого является обучение, движение, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями и формирование осознанной потребности физкультурных занятий. Это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие специфических способностей (выносливости, координации, силы).

    Средствами физического воспитания являются физические упражнения.

    Физические упражнения – это двигательные действия, выполненные для приобретения и усовершенствования физических качеств, умений и навыков.

    В библиотечку учителю физической культуры и для подготовки учащихся к теоритическому туру на олимпиаде по физической культуре.

    Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином СПОРТ (sport) , происходит от Disport - игра, развлечение . В физическая культура появилась в начале ХХ века и сразу была признана во всех советских инстанциях, прочно вошла в научный и практический лексикон. В Москве в 1918 году был открыт Институт физической культуры, выходил журнал «Физическая культура». Но после распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается. Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением Восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы. Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Более грамотные считают, что физическая культура, это шаг вперед по сравнению с западной спортивной наукой. Физкультура - это цель, а спорт - средство ее достижения (игры, соревнования). Основы физической культуры были заложены в , которая объединила - военное обучение, обряды и танцы в систему . На Руси физическая культура также объединяла военную подготовку, обряды и танцы, например « ». В современной России традиции забыты, даже плясать по-русски далеко не каждый сможет - здоровья не хватит.

    Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

    Основные средства физкультуры - игры и различные физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки. Начиная с , легких тренировок и заканчивая соревнованиями, установлением личных и всеобщих рекордов. Для достижения результата используются только естественные силы природы (солнце, вода, воздух), режим питания, гигиена, отдых. Показатели физической культуры в обществе: - уровень и здоровья нации; - степень использования физической культуры в сферах воспитания, образования, быту и на производстве.

    Виды физической культуры

    1. Базовая физическая культура - это часть физической культуры, где закладываются основа - база - фундамент для нормального физического развития и дальнейшего совершенствования.

    Базовая физическая культура подразделяется на дошкольную и школьную физическую культуру.

    Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

    В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

    Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

    Физическая подготовка - это процесс в ходе которого достигается тот или другой уровень физической подготовленности.

    Физическая подготовка . Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

    Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

    Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

    Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

    Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.

    В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).

    Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.

    Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:

    Физическое развитие . Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

    Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

    1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
    2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
    3. 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

    Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45—50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

    Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

    Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности , которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

    Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости . Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

    Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

    Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности . Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

    Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

    Физическое совершенство - это исторически обусловленный уровень физической подготовленности и высокая степень здоровья.

    Физическое совершенство - это одна из сторон гармоничного развития человека.

    Физическое совершенство в разное время имеет разные физиологические особенности и зависит от социально-экономических условий.

    В недавнем времени физическое совершенство предполагало три параметра:

    1. духовную чистоту;
    2. моральное совершенство;
    3. физическое гормоничное и оптимальное развитие.

    Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта.

    Физическое совершенство . Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

    Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

    1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта; 2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности; 3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций; 4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека; 5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия; 6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

    На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

    Спорт . Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

    Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

    Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

    В качестве продукта общественного развития спорт составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.

    Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализу¬мое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

    Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

    Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

    Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

    Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

    Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

    Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

    Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

    Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

    Спортивное движение в нашей стране и во воем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

    Физическое воспитание.

    1) Соотношение понятий «физическая культура», «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».

    2) Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.

    4) Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с нарушениями речи.

    Литература:

    1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.,2001
    2. Дошкольная педагогика /Под ред. В.В.Бабаевой и др. М.,1992
    3. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом.М.,1991
    4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.М.,1985
    5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.М.,1973
    6. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.,1983
    7. Баркан А.И. Его величество Ребёнок какой он есть. М.,1996
    8. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Составители Н.А Ноткина и др. СПБ.,1999

    1. Соотношение понятий «физическая культура» , «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».

    Одной из сторон развития личности является физическое развитие , которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье-это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

    Деятельность взрослого , направленная на укрепление здоровья ребёнка, составляет содержание физического воспитания , что при определённых условиях обеспечивает малышу физическое развитие (ведь ребёнок ещё так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье).

    Учение о физическом воспитании является составной частью педагогики. При характеристике различных аспектов физического воспитания используются следующие понятия:

    Физическая культура - наиболее общее понятие, рассматривающееся как часть общей культуры человека. Это совокупность материальных и духовных ценностей общества , которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.

    1. личная гигиена, которая складывается из навыков в быту и труде (аккуратность, опрятность), привычки к гигиеническому режиму.

    2. закаливание организма в естественных условиях природы

    3. физические упражнения

    Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармонического физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества, профессии.

    Физическое развитие – биологический процесс становления и изменения строения и функций организма человека. В узком смысле – это антропометрические и биометрические показатели (рост, масса тела, объём лёгких, осанка и т.д.).

    Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развития физических качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, развитие двигательных навыков и физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному.

    Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.

    В дошкольном возрасте происходит бурное развитие ребёнка . У него активно формируются костно-мышечная, сердечно-сосудистая, нервная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития (которые обеспечивают общую высокую работоспособность, быструю приспособляемость организма к выполнению задач различного рода). Физические упражнения оказывают глубокое влияние на рост и развитие организма, расширение его функциональных возможностей.

    Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие детей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях; движения активизируют работу всех анализаторных систем => быстрее и успешнее развиваются органы чувств; в ходе выполнения физических упражнений активно развивается ориентировка в пространстве. Двигательная активность положительно сказывается на развитии лобных отделов мозга, которые играют ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Движения пальцев и кистей рук стимулируют развитие речедвигательного центра.

    Таким образом, крепкое здоровье – основа активной умственной деятельности.

    Физическое воспитание тесно связано с нравственным . При выполнении гигиенических, закаливающих процедур, при проведении подвижных игр дети получают представления о нравственных поступках (аккуратности, смелости, честности), систематически в них упражняются, у них развиваются волевые качества (настойчивость, самостоятельность). Эмоциональная насыщенность большинства физических упражнений усиливает их влияние на формирование личности ребёнка (формируется активность, инициативность, самостоятельность).

    Физическое воспитание осуществляется в коллективных формах работы =>дети обучаются действовать в коллективе сверстников , формируются чувства товарищества, взаимопомощи, выдержка, организованность, дисциплинированность.

    Физическое воспитание связано с эстетическим : полноценное физическое развитие - залог эстетического внешнего вида ребёнка. В ходе упражнений дети приучаются двигаться непринуждённо, красиво, выразительно, получают представления о красивой осанке, а это способствует воспитанию эстетических чувств.

    Физическое воспитание неразрывно связано с трудовым : накопление в процессе физических упражнений двигательного опыта, развитие координации, силы движений, глазомера и др. способностей положительно сказываются на овладении трудовыми действиями и операциями.

    Задачи физического воспитания .

    Выделяются 3 группы задач (Г.В.Хухлаева и др.)

    1) Оздоровительные задачи :

    · Охрана и укрепление здоровья детей

    · Закаливание организма как повышение сопротивляемости организма явлениям окружающей среды

    · Правильное и своевременное развитие всех систем организма, развитие движений.

    Эта группа задач выдвигается на первый план. Так как наиболее характерная особенность организма ребёнка-дошкольника – интенсивный рост и развитие. Но формирование систем и функций ещё незавершенно и это определяет высокую ранимость организма дошкольников.

    2) Образовательно-коррекционные задачи :

    Формирование представлений о своём организме, о здоровье, об активности и отдыхе

    Формирование и коррекция умений и навыков выполнения основных движений

    Освоение культурно-гигиенических навыков; привитие навыков личной и общественной гигиены.

    Решение задач данной группы связано с хорошей пластичностью детского организма, его высокими приспособительными возможностями. Ребёнок легко адаптируется к изменению условий, физической нагрузке. Он отличается высокой восприимчивостью к усвоению доступных знаний и навыков, и коррекции отклонений.

    3) Коррекционно-воспитательные задачи:

    а. формирование нравственно-физических качеств;

    б. формирование потребности в физическом совершенстве;

    с. развитие волевых качеств;

    d. воспитание культуры поведения.

    Все указанные группы задач решаются в каждой возрастной группе , но их конкретное содержание меняется в зависимости от психологических возможностей детей.

    Физическое воспитание в условиях детского сада строится с учётом 4-х основных принципов:

    1. принцип разностороннего развития личности ребёнка
    2. принцип оздоровительной направленности
    3. принцип связи физического воспитания с практической деятельностью
    4. принцип коррекционной и развивающей направленности

    В развитом обществе физическое воспитание основывается на заботе государства о матери и ребёнке, улучшении жилищных условий, росте благосостояния людей и т. д.

    Необходимыми условиями полноценного физического и психического ребёнка являются:

    · создание гигиенической обстановки;

    · обязательное выполнение режима, включая рациональное питание, полноценный отдых;

    · охрана нервной системы;

    · развитие движений и обеспечение разнообразной двигательной активности детей;

    · мероприятия по закаливанию;

    · контроль со стороны медицинского персонала, проведение необходимой профилактической и лечебной работы;

    · тесный контакт дошкольного учреждения и семьи.

    Детский сад должен уметь хорошую материальную базу для реализации всех условий физического развития (площадки, специальные тренажёры, стенки, скамейки, маты, мячи, обручи и т. д.).

    Основным документом , определяющим содержание работы по физическому воспитанию, является «Программа воспитания и обучения в детском саду ». В ней отражается, как последовательно обучать детей двигательным умениям, развивать пространственную ориентировку, воспитывать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.

    Естественнонаучные основы физического воспитания составляет учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова и их последователей о единстве организма и среды, целостности организма и регулирующей роли ЦНС в его жизнедеятельности.

    · Знание норм и правил санитарно-гигиенической культуры и умение их выполнять

    · Овладение культурно-гигиеническими навыками (особенно актуально для детей с ДЦП. Это навыки еды, ухода за своим телом, соблюдение порядка в помещении, пользование одеждой и уход за ней);

    · Овладение двигательными умениями и навыками: основные общеразвивающие движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); спортивные упражнения (плаванье); подвижные игры.

    Рассмотрим, как реализуются задачи каждой группы практически.

    Задачи 1-ой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл: от их успешного решения зависит здоровье, а часто и жизнь человека.

    Забота о здоровье детей – актуальная проблема современного общества. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников тревожные: практически здоровыми признано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья .

    Средствами реализации задач этой группы являются: рациональный режим жизни, полноценное питание, гигиеническая обстановка, оздоровительные силы природы, физические упражнения. Рассмотрим эти факторы в отдельности.

    1) Режим – это рациональное чёткое чередование сна, бодрствования, приёма пищи, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определённой последовательности. Ритмичность и постоянство основных элементов режима позволяет сформировать у детей прочные стереотипы жизнедеятельности.

    Общие требования к режиму:

    * учёт возрастных особенностей детей, состояния их здоровья и уровня психического развития;

    * постоянство режима (выработка динамического стереотипа);

    * учёт времени года (в летний период увеличивается время пребывания на улице);

    * учёт времени работы родителей (ведомственные детские сады).

    Режим детского сада предусматривает различные виды детской деятельности: бытовую, игровую, учебную и трудовую. Место и время каждого вида деятельности определяется возрастом детей. Организатор режима в группе – воспитатель, дома – родители. В работе должна быть преемственность.

    Нарушение режима дня влечёт к усталости, сонливости, рассеянности. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребёнка (заикание).

    Особую значимость организация правильного режима дня имеет для детей с речевой патологией . Так как правильный режим создаёт благоприятные условия для работы высшей нервной деятельности (особенно важно для заикающихся, для детей гиперактивных, возбудимых, расторможенных, что наблюдается при различных речевых патологиях).

    Требования к режиму дня детей с речевой патологией :

    1.Основой режима дня является правильная организация сна и бодрствования . Сон охраняет нервные клетки от истощения, во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений, особенно от отрицательных эмоций. Необходимо создать все условия, чтобы сон ребёнка был глубоким:

    · Приучать ребёнка ложиться спать в одно и то же время (в 20-21 ч.)

    · Исключить перед сном чтение и рассказывание страшных историй и сказок, просмотр телевизора, шумные подвижные игры. Хорошо действует прогулка перед сном на свежем воздухе. Поглаживание «воротниковой» зоны действует успокаивающе.

    · Устранить яркий свет, шум телевизора, радио, громкий разговор;

    · Обязательно предусматривать дневной отдых (желательно сон) в течение 1,5-2 ч;

    · Предусмотреть в течение дня разумное чередование разнообразных занятий с обязательным пребыванием на свежем воздухе.

    Режим дня детей 3-6 лет должен включать: сон 11-13 часов; игры – около 4 часов; двигательная деятельность – 5 часов; дневной сон – 1 час 30 мин – 2 часа (или отдых); занятия – 30-40 мин. – 1 час 5 мин.

    2. Питание – важный фактор здоровья. Питание обеспечивает рост и развитие организма. Оно должно быть сбалансированным, витаминизированным . Необходимо предусматривать потребление достаточного количества витаминов и минеральных веществ. Это особенно важно для детей с речевой патологией (алалия, заикание, дизартрия) с ослабленной нервной системой (витамины группы В особенно полезны для активизации деятельности нервной системы). Контроль за питанием в детском саду осуществляет врач и заведующая.

    Воспитатель должен знать, что любит ребёнок, а что не любит и надо ли его заставлять или лучше не настаивать.

    * Пища должна доставлять ребёнку удовольствие, надо, чтобы он ел с аппетитом.

    * Вредны и недоедания, и переедания (полнота ещё не означает здоровья). Врачи советуют помнить, что существует 2 основных регулятора аппетита – физическая активность и окончание приёма пищи раньше, чем наступит ощущение полной сытости.

    * «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым» - это во многом зависит от воспитателя

    Необходимо создавать во время кормления такую обстановку, чтобы ребёнку хотелось есть без принуждения (внешний вид столов, их сервировка, то, как сидят дети – «спина к спине» или могут видеть друг друга, улыбаться друг другу и воспитателю).

    * Процесс приёма пищи «оречевляется» воспитателем (названия блюд, их последовательность приёма. После еды – нужно уточнить названия блюд и т.д.). Не стоит запрещать детям разговаривать во время еды, это противоестественно. Нужно учить их разговаривать спокойно и не забывать о еде (а то ведь и среди взрослых можно встретить людей, которые или говорят, или едят, а совмещать эти два дела не могут).

    Можно разработать своеобразный ритуал перед едой – «Слово» как своеобразная молитва, которую дети прочитывают перед едой: прочитав Слово, нужно взять на себя обязательство, а после еды будет Отчёт, все детки, отвечая на вопросы, будут поднимать руки (Чем лучше ты себя вёл, тем выше твоя рука).

    Я люблю свою семью

    И её не подведу.

    Я поем и суп, и кашу,

    Всё, что даст нам мама наша.

    Если мама даст нам рис-

    Съем я руссу без каприз,

    Потому что привереда

    Остаётся без обеда.

    Я смогу не баловаться,

    Не болтать и не смеяться,

    Пока ем, молчу как рыба,

    А поел – скажу спасибо.

    Чтоб себя мне уважать-

    Буду слово я держать:

    Только тот, кто держит слово,

    Уважения достоин.

    3. Оздоровительные силы природы – это закаливание и укрепление организма.

    Закаливание – воспитание наибольшей устойчивости и приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, поступающим из окружающей среды. Закаливающие процедуры повышают сопротивляемость организма, воспитывают выносливость, смелость, решительность. Необходимо с раннего детства приучать детей к обтиранию; обливанию холодной водой . Закаливание должно быть систематичным, в течение всего года, с учётом сезонных явлений, постепенным увеличением силы раздражителей. Важен положительный фон закаливающих процедур. Особенно важно для детей с ринолалией, у которых есть анатомическая и физиологическая предрасположенность к простудным и вирусным заболеваниям, также для заикающихся.

    4. Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания. Они стимулируют рост и развитие костно-мышечной системы, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшают кровоснабжение головного мозга, повышают общий тонус коры, усиливают деятельность всех анализаторов, улучшают основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).

    Физические упражнения можно проводить в виде: утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений и развлечений, простейший туризм.

    Хорошо, если есть бассейн, организуется обучение езде на велосипеде, катание на лыжах, коньках и т.д. В детском саду для детей с ТНР организуется лечебная физкультура (ЛФК). Например, для детей с ДЦП, заикающихся, с ринолалией. Проводится пассивная гимнастика. Один из видов пассивной гимнастики – массаж. Он улучшает питание кожи и мышц, восполняет недостаток двигательной функции, улучшает функции нервной системы.

    Массаж может быть: а). расслабляющий (гипертонус мышц)

    б) тонизирующий (парезы, параличи)

    с) точечный (воздействует на определённые точки)

    Широко используется в работе с детьми с ринолалией, дизартрией, заиканием.

    Задачи второй группы (образовательно-коррекционные) связаны с формированием у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства: формирование культурно-гигиенических навыков, образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

    Формы работы, в процессе которой решаются эти задачи: учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

    Основные методы: упражнения, беседа, экспериментирование, рассматривание картин и иллюстраций.

    В работе детского сада большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков . Дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании в раннем и младшем дошкольном возрасте, поэтому их легко можно научить всей последовательности операций (1,5-1,6 г.- возраст «Я САМ!»). Однако у детей с ТНР становление навыков самообслуживания часто задерживается, с ними нужна специальная работа.

    Примерная последовательность формирования навыков самообслуживания:

    4 года – дети должны уметь мыть руки, чистить зубы, полоскать рот (после еды), пользоваться носовым платком, соблюдать элементарную культуру поведения за столом.

    5 лет – моют лицо с мылом, уши, шею, одеваются, замечают неполадки во внешнем виде других.

    6-7 лет – действия самостоятельные, быстрые и точные, умываются быстро, не намочив пол, умеют самостоятельно следить за своим внешним видом, правильно пользуются вилкой и ножом, убирают игрушки, вводят дежурство.

    Условия формирования культурно-гигиенических навыков:

    · организация привлекательной обстановки (игровые приёмы, наличие определённого места для вещей: мыла, расчёски; использование потешек

    · разделение действий на последовательность операций

    · показ, объяснение, управление и контроль за выполнением действий, поощрение за малейшие успехи;

    · пример взрослых и детей;

    · индивидуальная работа.

    Одна из задач данной группы – обучение детей основным движениям и их коррекция . При этом в традиционной системе физического воспитания акцент делался на воздействие со стороны воспитателя, а ребёнку отводилась роль послушного исполнителя, которому не нужно задумываться над механизмом влияния на его здоровье. Но в настоящее время ведущим является новый принцип (подход): ребёнка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем.

    В настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, с тала развиваться валеология – наука о здоровом человеке.

    Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к своему здоровью; должен понимать, что среди потребностей материальных и социальных потребность в здоровье, а => в здоровом образе жизни должна быть первичной. К сожалению, сейчас человек не ощущает своего здоровья (он ощущает нездоровье), не знает, как отзовётся его организм на то или другое воздействие,- в этом часто кроется причина безразличия и пренебрежения к своему здоровью.

    Основной принцип валеологии – человек должен познать и сотворить себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью. Правда здесь может возникнуть противоречие: при чрезмерно усиленном внимании к своему здоровью у человека, даже маленького, может развиться равнодушие к другим людям, повышается эгоцентрическая фиксация на себе. Поэтому важно вдумчиво проводить работу по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и сочетать её с решением задач нравственного воспитания.

    Среди методов , с помощью которых реализуется такой подход в физическом воспитании, важное место занимает экспериментирование . Его цель – предоставить ребёнку возможность на практике познать, как функционирует его организм. Это возможно, когда мы формируем у детей представление об отдыхе, о его необходимости для организма (попрыгай, побегай до тех пор, пока уже не захочешь этого делать. Почему не хочешь? Устал? Нужно отдохнуть. Что так бьётся у тебя в груди? Сердце. Как ты дышишь после того, как побегаешь? И т.д.). После подобных наблюдений воспитатель проводит беседу, вызывая у детей желание больше узнавать о самих себе.

    Исследователи (психологи и др.) отмечают большой интерес детей к себе, к познанию своего организма. Воспитатель должен организовать специальные занятия и в повседневной жизни с помощью наглядных пособий и книг удовлетворять потребность детей в познании своего организма (Г. Юдин «Главное чудо света»).

    Нужно научить ребёнка любить себя . В этом тоже кроется противоречие. Э.Фромм писал: «Хотя никто не возражает против применения любви к различным объектам, но широко распространено мнение, что в то время, как любить других – добродетель, любить

    себя – грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе – то же самое, что эгоизм». Э.фромм опровергает эту точку зрения, утверждая, что любовь к себе рождает самоуважение, самолюбие.

    Известный психолог С.Л. Рубинштейн также считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами, стимулирующими развитие. Но противоречие остаётся. Оно разрешается благополучно в том случае, если воспитатель, помогая личности складываться, разумно уравновешивает любовь ребёнка к себе с любовью и уважением к другим (тесная связь физического воспитания с нравственным).

    Третья группа задач (коррекционно-воспитательные) – направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Эти задачи тесно связаны с оздоровительными.

    Средства реализации этих задач : деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, кинофильмы, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.).

    Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (спортивные праздники, дни здоровья, физкультурные досуги).

    Методы – упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

    Детям с ТНР требуется воспитание таких качеств, как смелость, ловкость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство ответственности, товарищества. Это эффективно осуществляется в подвижных играх и упражнениях, при специальном обучении на занятиях физической культурой.

    Воспитательные задачи решаются и при ознакомлении детей со спортсменами. Можно рассказать детям о ком-то из известных спортсменов, чемпионов, показать фотографии, рассмотреть картины. Хорошо, если есть возможность понаблюдать с детьми за тренировкой спортсменов, поговорить с ними. Если кто-то из детей занимается в спортивной секции, хорошо предложить ребёнку, чтобы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил они требуют.

    Важно, чтобы ребёнку хотелось быть красивым, стройным, здоровым, чтобы это его желание поощрялось и поддерживалось (дух самосовершенствования).


    Похожая информация.




    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: