Обычай встречать гостей хлебом солью. Поздравления от родителей жениха на обряде хлеб-соль

«Горько, горько» - кричат молодым еще в ЗАГСе, а уже потом, на пороге ресторана, который заменил дом жениха, родители жениха встречают молодую семью хлебом и солью. Что это значит, откуда взялось и зачем мы, такие современные, продолжаем это делать?

«Горький» обряд многовековой и с годами сильно изменился. Если раньше невеста, обходя гостей, предлагала им выпить за здоровье нового брака (не самих молодых, а именно новой семьи!), то сейчас гости наливают сами, пьют сами и хмельными голосами требуют поцелуев от молодоженов. Символизм прост: все горести и тяготы предстоящей семейной жизни (а наши предки знали и понимали, что семья это не поваляться на диване под телевизором) невеста и жених делили со своими гостями – людьми, на глазах которых создавалась семья. Ведь семья признавалась семьей только после отгулянной на глазах всего честного народа свадьбе, если даже было так называемое «тайное» венчание, его требовалось засвидетельствовать в течение трех-четырех месяцев перед всеми людьми свадебным пиром– иначе брак считался аннулированным или, еще хуже, не состоявшимся. А молодая девушка, соответственно, обесчещенной. Но вернемся к водке. Горька вода – именно такое понятие несла водка для наших предков и, созданная для медицинский целей арабами, применилась на нашей земле уже как лекарство и от душевных недугов. Предлагая водку гостям невеста на глубоком символическом уровне просила поддержки у общины, у соседей, у друзей и несла свои предстоящие горести заранее разделить с ними. Гость, принявший водку, выпивал и подтверждал «горько» - обозначая что выпил именно водку, что она горька и что он взял на себя часть обязательств по сохранению новой семьи и помощи ей. Интересно «присоседился» этот обычай и к хлебосольной встрече молодых: сейчас на каравай ставят молодым рюмку водки, которую они должны выпить, а затем разбить через плечо. Символиз этого «новородка» также прост: на входе в семейную жизнь молодые принимают часть символичных горестей и разбивают тару, в которых они хранились, о то место, где стоит черт (обычно просят молодых разбить за левое плечо). Выпиваем, понимаем что горько, но понимаем и что глупые ссоры – и выбрасываем «тару» глупых размолвок к черту. Другая версия: соединение традиции бить тарелки на свадьбу и иную посуду. Бились тарелки для того, что бы больше они никогда не бились (битая тарелка символ и раздора и ухода благосостояния). Соответственно, разбита рюмка может символизировать и попытку разбить все горести прямо здесь и сейчас.

Хлеб да соль. Встречая молодую, свежеиспеченную семью, на пороге с хлебом и солью, родители жениха приветствуют рождение новой семьи. Хлеб – это символ тела. Семья, как нам известно на подкорковом уже уровне – ячейка общества. Новое тело. Семья отныне неразлучна и для общины выглядит как новое целостное тело. Соль – придает радость и, в определенном смысле, остроту ощущениям в семейной жизни. Каравай выпекался женской стороной общины, хорошо настроенной к невесте. Тесто замешивалось в то время, как невеста оплакивалась свою молодую жизнь на девичнике, и обязательно с любовью к невесте – замешивалось аккуратно и нежно, не «билось» как тесто для обычных караваев – делалось это для того, что бы муж не бил жену. Делалось мягким и пушистым – что бы семейная жизнь проходила легко, да и брачное ложе было «пушистым». Традиция «покормить» друг друга посоленными кусочками хлеба из большего введена от безделья теми, кто ведем свадьбы. Для смеха. Тем не менее, в обряде этом нет ничего смешного и отнестись к нему следует с уважением. Особенно невесте, если она не хочет в браке быть «битой». Доверять выпекание свадебного каравая незнакомой тетке по объявлению – странная затея. С какими мыслями она пекла этот каравай? Что она там себе думала о невесте? Неизвестно. В таком случае уж пусть лучше родная мама испечет шарлотку J Тем не менее, каравай кусали, мерялись, кто в доме будет главный. Жена в этом случае не хватала с феминистическим настроем кусок как у мужа – спокойно отдавая ему право быть главным и нести, внимание, девушки! – ответственность за семью и за, дважды внимание, девушки! – духовное состояние жены. Откусили больше – не жалуйтесь, что муж вас обижает J В последствии хлеб относился матерью жениха в церковь, где клался как пожертвование. В таком случае, считали наши предки, Господь дополнительно благословит семью на лад и покой. Да и богатство.

Чтите традиции наших предков – все они медитативны и рассчитаны на помощь вам, молодой семье, а не на то, что бы весело провести время в ожидании возможности надраться в сани.

Повсеместно по сей день почётных гостей встречают хлебом с солью. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом.

Когда и где появилась традиция

То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. В народном мировоззрении хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб.

На Успенье традиционно святили новый свежеиспеченный хлеб. До возвращения из церкви домашние ничего не ели, ожидая освещенный каравай, разговлялись кусочком такого хлеба, а остаток священного каравая заворачивали в чистую холстину и клали под образа. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку такого хлеба.

Было немало и примет, связанных с хлебом. Например, нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека.

Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил кусок хлеба на столе, похудеет – хлеб будет его есть или гоняться за ним на том свете. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар.

Хлебом с солью благословляли молодых, встречали гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания.

Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун, например, брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал их по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил.

Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение «ты забыл мой хлеб да соль» считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.

Само выражение «хлеб да соль», по народному убеждению, отгоняет злых духов. «Хлеб да соль», – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.

Время чтения: 4 мин.

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»
Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.
Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.
Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.


Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
«Божий дар»
Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.
В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.
В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
«Без соли и стол кривой»
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».
Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Встреча молодых после бракосочетания с караваем является давней традицией и обязательным ритуалом, с которого всегда начиналось праздничное свадебное застолье. Этот хлебный продукт принято выпекать накануне в четверг или пятницу из пшеничной муки украшая верхнюю часть шишками и колосками, символизирующими богатство и плодородие, а также голубями, олицетворяющими любовь.

Как же встречать молодых с караваем? По приезде свадебного кортежа к месту празднования на пороге новоиспеченных мужа и жену встречают их родители. При этом мать жениха традиционно преподносит на рушнике каравай с солью как символ благосостояния и гармонии совместной жизни. Родители высказывают пожелания, напутствия и благословение. Не стоит в этот момент произносить длинные речи, возможность красноречиво высказаться будет во время самого праздничного обеда, когда каждый из родителей наряду с общими гостями будет произносить поздравительный тост. Молодые должны отломить от каравая кусочки, и обмакнув в соль угостить один другого тем самым признавая, что готовы заботиться друг о друге во время совместной жизни. Зачастую кусочки от каравая молодожены откусывают, и при этом считается, у кого кусок оказался больше, тот и будет главенствовать в семье. Соль в этом случае означает, что они последний раз друг другу насолили. У отца жениха в руках икона Николая Угодника или Божьей Матери, символизирующая духовность и христианские традиции совместной жизни. Мать и отец невесты преподносят молодым мед и шампанское, тем самым напутствуя сладкой жизни и знаменуя начало медового месяца. Шампанское необходимо выпить до дна, а сами бокалы разбить. По осколкам бокалов принято считать, кто будет первенцем в новой молодой семье. Если крупные осколки, то мальчик, если мелкие соответственно девочка. Молодые супруги благодарят при этом родителей, низко кланяются им и трижды целуют каждого в щеки.

Сам каравай ставится на стол к молодым супругам, где он находится до конца праздничного застолья. К концу вечера принято делить каравай, центральная верхняя его часть оставляется молодоженам, дальше все раздается родителям и гостями, при этом принято взамен на кусок каравая каждому из гостей одаривать молодых. Как правило, на специально приготовленное блюдо или разнос гости кладут деньги, соблюдая традиционную старинную заповедь, «одаривай и одариваемым будешь».

Примерные слова матери жениха при встрече молодых с караваем:

    Милые дети! Поздравляем вас с бракосочетанием и рождением новой семьи! Благословляем вас на долгую счастливую жизнь и преподносим вам каравай символ любви, достатка и благополучия. Совет вам да любовь! - Дорогие дети! Примите искренние поздравления в этот знаменательный праздник, день рождения вашей семьи! Желаем вам на протяжении всей жизни пронести в своих сердцах те светлые чувства любви друг к другу, которые вас вместе свели. Живите в достатке и счастье!

    Любимые наши детки! Очень рады, что вы нашли друг друга и соединили свои искренние чувства, образовав новую семью. Любите, цените и доверяйте друг другу! Пусть всегда ваш дом будет полной чашей, а обиды и невзгоды пусть обходят вас стороной!

    Дорогие дети! Рады вашему сознательному выбору! Благословляем вас на счастливый брак с искренними взаимными чувствами любви! Проявляйте уважение и заботу друг к другу. Вместе делите все взлеты и падения, радости и печали! Совет вам да любовь!

Традиций, то обязательно используйте обычай встречать молодых с караваем.

Каравай дороже золота

Но, чтобы «вставить» этот момент в торжество, нужно знать, как встречать молодых с хлебом-солью правильно. Помните, что это не просто ритуал, это древнейший обычай, который наполнен глубоким смыслом. Если провести его по всем правилам, дом супругов будет полной чашей. Не зря же в старину без него не обходилась ни одна свадьба.

Считается, что от которого уже откусили по кусочку новоиспеченные супруги, ни в коем случае нельзя выбрасывать или забывать, например, на месте празднования. Иначе достатка в семье не будет. Желательно, чтобы доели его сами супруги или же угостили им во время проведения торжества всех гостей. Те, в свою очередь, на угощение должны отвечать подарками.

Встречаем молодых правильно

Как встречать молодых с хлебом-солью грамотно? Давайте определимся сначала с местом встречи. Так как «хлеб мира» и «соль земли» символизировали принятие в семью, откуда был родом молодой муж, невестки, раньше на Руси пару встречали с караваем именно на пороге дома, где девушке теперь предстояло жить. В паре с караваем, как правило, «работали» и иконы, которые также встречали молодых - они были нужны для родительского благословления.

Сейчас времена несколько изменились, потому допускается, что момент, как встречать молодых после ЗАГСа, и место, где это произойдет, будут определяться, исходя из особенностей торжества. То есть это может случиться в ресторане, если супруги, после того как расписались, направились туда. Конечно же, гости должны будут опередить их, чтобы все подготовить. Но если есть желание, можно проделать все, как в древности - то есть местом, где супругам предложат хлеб-соль, станет квартира жениха.

Как встречать молодых с хлебом-солью, чтобы им эта процедура запомнилась надолго? Прежде всего родителям нужно подготовить заранее красивые слова. Важным будет и внешний вид каравая. Если вам изготовят его на заказ, то он точно станет изюминкой вечера. Потому что сейчас такие караваи украшают всевозможными цветами и даже фигурками - выглядит это весьма оригинально.

Традиция: кто и как

Но назревает и другой вопрос: кто встречает молодых с караваем? Тут все просто: хлеб и соль должны обязательно находиться в руках принимающей стороны, то есть родителей жениха. Молодые должны им поклониться, поцеловать хлеб и только после этого отломить, а еще лучше откусить от каравая по кусочку - именно последний вариант считается самым правильным.

По величине куска, кстати, определяют и хозяина в доме - им становится тот, что держит в руках большую часть каравая. Кусочек, перед тем как есть, нужно как следует посолить - считается, что этот раз был первым и последним, когда супруги насолили друг другу. Мать и отец невесты после этого подают паре напитки - содержимое бокалов нужно выпить до дна, а саму посуду разбить.

Перед тем как встречать молодых с хлебом-солью, родственники обычно устраивают для них еще и прохождение по живому коридору, где каждый осыпает молодоженов лепестками, рисом и монетками. Считается, что этот ритуал притягивает в молодую семью богатство. Ведь поток «мелочей», который обрушивается на молодых, ассоциируется с дождем, дающим жизнь любому ростку.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: