Общий уход за больным ребенком. Как правильно ухаживать за больным ребенком

Одним из важнейших вопросов в лечебном процессе является организация ухода за больным ребенком. Уход включает в себя выполнение врачебных назначений, гигиенический режим, соблюдение диетического питания, помощь при отправлении физиологических потребностей, подготовку больного к выполнению лечебных и диагностических процедур, создания благоприятных психологических условий пребывания в стационаре и т.д.. Большая ча стина заболеваний сопровождается ограничением физической активности, поэтому нуждается в посторонней помощи. Как правило, уход за больным ребенком осуществляет средний и младший медицинский персонал под контролем л. Икар. Уход обеспечивает более быстрое выздоровление больного младенцевтини.

Особенности ухода за младенцем

У новорожденных детей все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные колебания условий окружающей среды могут привести к нарушению важнейших процессов жизнедеятельности. Основой ухода за младенцем является строгое соблюдение чистоты. Комната, в которой находится ребенок, должна быть в особой чистоте и порядке, хорошо проветриваться. Кроватка должно в должно в ояты ближе к окну. Под голову кладут плоскую маленькую подушку (не пуховую). Постельные принадлежности ежедневно проветривают, а клеенку моют с мыломилом.

Детскую белье после стирки обязательно гладят горячим утюгом с обеих сторон младенцев ежедневно купают в кипяченой воде (температура 37 °. С), затем обливают водой, температура которой на 1 °. С меньше. Темпер ратура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22-23 °. С. Лучше купать ребенка вечером за 1 час до кормления, пользуясь 1 раз в неделю детским мылом. Подмывать ребенка нужно каждый раз после акта опорожнения кишечника, лучше под проточной водой подмывает спереди назад (от половых органов до заднего прохода), чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы. После туалета кожные ст адкы смазывают стерильным растительным маслом. Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами 1 раз в 7-10 дней10 днів.

Дети 1-го месяца жизни очень восприимчивы к инфекции, поэтому нужно оберегать их от контакта с посторонними людьми. Тому, кто ухаживает за ребенком, следует придерживаться строгой гигиены. Соски и пустышки н необходимо часто кипятить. В связи с неустойчивостью терморегуляции новорожденные дети легко охлаждаются или перегреваются, поэтому температура в комнате должна быть в пределах 20-22 °. С пеленают ребенка перед каждым кормлениянням.

Особенности ухода за ребенком грудного возраста

нормального развития ребенка грудного возраста можно достичь при создании оптимальных условий окружающей среды и правильно организованной воспитательной работе. С первых недель жизни ребенка нужно соблю формироваться строгого режима, то есть чередование сна, активности, кормления. Для ребенка организуют детский уголок - это самая, хорошо проветриваемая часть квартиры с яркими рисунками на стенах, ул юбленимы игрушками, специальными детскими мебелью, манежем этот же принципа придерживаются в яслях, детских садах, при организации детской палаты в больницах. Ласковое обращение матери, отца, обслуживаю чего персонала способствует развитию положительных эмоций, хорошему настроению. У ребенка раньше развиваются навыки опрятности, скорее закрепляются условные рефлексы и формируется вторая сигнальная системстема.

Закаливание ребенка начинают с первых месяцев жизни. Оно включает систематическая тренировка организма ребенка различными температурными воздействиями свежего воздуха, воды, солнечных лучей. Чтобы приучить младенцев ну до прохладного воздуха зимой, сначала организуют прогулки в комнате при открытой форточке, потом ребенка выносят на улицу: на 1-м месяце жизни при температуре воздуха не ниже -5 °. С н а 5-10 мин, в возрасте 2-б мес - не ниже за -10 °. С по 20-30 мин 1-2 раза в день концу года дети могут гулять при температуре -15 °. С до 2-3 ч в жизни должны проводить на свежем воздухе большую часть дня. Начиная с 2-3 мес жизни, рекомендуют воздушные ванны, которые сначала проводят под контролем врача. Полезно сочетать их с массажем, ги мнастикою, а во втором полугодии - с игрой. Температура воздуха при этом сначала должна быть не ниже 22 °. С, а к концу года - 20 °. С. Продолжительность процедуры составляет вначале 2-3 мин, под конец г глазу она увеличивается до 30 хдо 30 хв.

Дети не должны находиться под прямыми солнечными лучами. Летом лучше быть в тени деревьев

Водные процедуры для детей 1-го года жизни - это гигиенические ванны, умывание, обтирание. В первом полугодии температура воды равна температуре тела (36-37 °. С), во втором - 36 °. С. Обтирание рекомендуют по очинаты с 6-месячного возраста сначала теплой водой (35-36 °. С), через неделю и далее температура воды может постепенно снижаться до 28-30 °. С. Продолжительность процедуры - 3-5 мин. Обливание и душ, конечно, назначь ають детям после рокроку.

Особого внимания заслуживает одежда ребенка 1-го года жизни. Нельзя туго пеленать малыша, уже с первых дней жизни можно оставлять на время свободными руки, рекомендуют пользоваться специальными кофты инками с зашитыми (нижними) концами рукавов, а позже ползунками, обеспечивающих возможность активных движение ив.

Выполнение основных положений по уходу несомненно обеспечит правильное, гармоничное развитие ребенка

1) Поместите, если возможно, больного в отдельную комнату, а если нельзя, то выделите ему место у окна.

2) Кровать, по возможности, поставьте так, чтобы к ней был открыт доступ со всех сторон. Это поможет вам переворачивать больного, мыть его, менять постельное бельё.

3) Постель, не должна быть мягкой. Если это необходимо, застелите клеенкой матрац под поясницей. Простыня должна быть без складок; складки провоцируют пролежни.

4) Одеяло лучше использовать не тяжелое ватное, а шерстяное, легкое.

5) Рядом с постелью поставьте тумбочку (табуретку, стул) для лекарств, питья, книг и др.

6) В изголовье постели разместите бра, настольную лампу, торшер.

7) Чтобы больной мог в любую минуту вызвать Вас, приобретите колокольчик или мягкую со звуком резиновую игрушку (или поставьте рядом с больным пустой стеклянный стакан с чайной ложкой внутри).

8) Если больному трудно пить из чашки, то приобретите поильник или используйте соломку для коктейлей.

9) Если больной не удерживает мочу и кал, а у Вас есть средства, чтобы купить памперсы для взрослых или взрослые пеленки, то приобретите их. А если нет, то сделайте много тряпочек из старого белья для смены.

10) Используйте только тонкое (пусть старенькое) хлопчатобумажное белье для больного: застежки и завязки должны быть спереди. Приготовьте несколько таких рубашек для смены.

11) Проветривайте комнату больного 5-6 раз в день в любую погоду на 15-20 минут, укрыв больного потеплей, если на улице холодно. Протирайте пыль и делайте влажную уборку каждый день.

12) Если больной любит смотреть телевизор, слушать приемник, читать - обеспечьте ему это.

13) Всегда спрашивайте, что хочет больной и делайте то, о чем он просит. Он знает лучше Вас, что ему удобно и что ему нужно. Не навязывайте свою волю, всегда уважайте желание больного.

14) Если больному становится хуже, не оставляйте его одного, особенно ночью. Соорудите себе постель рядом с ним. Включите ночник, чтобы в комнате не было темно.

15) Спрашивайте больного, кого бы он хотел видеть и зовите к нему именно этих людей, но не утомляйте его визитами друзей и знакомых.

16) Питание должно быть легко усваиваемым, полноценным. Желательно кормить больного небольшими порциями 5-6 раз в день. Пищу готовьте так, чтобы она была удобна для жевания и глотания: мясо в виде котлет или суфле, овощи в виде салатов или пюре. Конечно, необходимы супы, бульоны, каши, творог, яйца. Важно ежедневное употребление овощей и фруктов, а также ржаного хлеба и кисломолочных продуктов. Не старайтесь давать всю пищу только в протертом виде, иначе кишечник будет работать хуже. Во время кормления желательно, чтобы больной находился в полусидящем положении (чтобы не поперхнуться). Не укладывайте его сразу после еды. Не забывайте поить пациента соками, минеральной водой.

КОЖА требует самого пристального внимания, так как больше, чем у здорового человека нуждается в чистоте. Лежачего пациента необходимо обтирать влажным теплым полотенцем с последующим вытиранием насухо. Лучше смочить полотенце лосьоном для тела, разбавленным водой. Одной из самых частых проблем у лежачих больных являются пролежни. Они возникают в результате нарушения кровообращения. Обычно это область крестца, копчика, позвоночных отростков, лопаток, пяток и ягодиц. Лечить пролежни тяжело и долго, поэтому надо приложить все силы, чтобы не допустить их появления: меняйте положение больного в постели до 10 раз в сутки, поворачивайте его. Простыня должна быть натянута, без складок. Швы нижнего белья не должны приходиться на участки, наиболее плотно соприкасающиеся с кроватью. Под крестец и копчик подкладывают резиновый круг, слегка надутый и покрытый мягкой пеленкой или скатанное в жгут полотенце. Мокрое, грязное белье немедленно меняйте (если его не копить, а замачивать и стирать сразу же, то можно избежать характерного запаха тяжелобольного в квартире). Места наибольшего давления на кожу необходимо протирать камфорным, нашатырным или салициловым спиртом, а также разведенным столовым уксусом не менее 3-4 раз в день. Каждый день смазывайте всю поверхность тела любыми питательными кремами, особенно ноги. При появлении покрасневших участков, после легкого массажа, прижигайте их крепким темно-фиолетовым раствором марганца. Используйте тальк, окись цинка и стрептоцид в виде присыпок, подойдут и детские присыпки. Если пролежень стал мокрым, самостоятельно не наносите никаких мазей, не наклеивайте пластырей и не забинтовывайте: сделаете только хуже. Пролежень должен "дышать". Пригласите соответствующих медицинских специалистов.

ВОЛОСЫ моют не реже 1 раза в неделю, расчесывать их нужно ежедневно. Ногти на руках и ногах подстригайте по мере их отрастания. Не забывайте мужчин брить. Делайте это аккуратно, избегая порезов.

ГЛАЗА И ПОЛОСТЬ РТА тоже нуждаются в уходе. Ежедневно промывайте глаза настоями ромашки, шалфея или чайной заваркой, используя пипетку и ватный шарик. Протирайте язык, десны и зубы слабым раствором марганцовки или фурацилина, ромашки, шалфея, тоже ежедневно. Для профилактики стоматита смазывайте полость рта раствором буры в глицерине, медом или растительным маслом. Если больной может, то пусть чистит зубы зубной щеткой.

СТУЛ необходимо регулировать. Если у больного запоры, используйте слабительные и клизмы. Если запор длительный (больше 5-6 дней) и не помогает даже клизма, обращайтесь к врачу, равно как и в ситуации, если больной не мочится больше суток.

При правильном уходе, соблюдении правил кормления и закаливания ребенок растет здоровым и почти не болеет. Однако иногда болезнь возникает. Ухудшение самочувствия ребенка можно заподозрить по изменению его поведения: вялости, капризам, отказу от еды, плачу и др. Прежде всего надо постараться успокоить его, приласкать, измерить ему температуру, уложить в постель. Необходимо вызвать врача на дом.

Заболевшего следует изолировать от других детей в семье. До прихода врача не следует кормить ребенка (особенно если у него рвота или понос); можно поить его кипяченой водой, чаем или клюквенным морсом.

Рвотные массы, пеленки или горшок с испражнениями необходимо оставить до прихода врача и показать ему.

Уход за больным ребенком требует определенного минимума знаний и навыков, но в большей степени внимания и заботливого отношения. Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасны при болях в животе согревающие компрессы, грелки на живот, слабительные.

После осмотра ребенка и установления диагноза врач решает, где лечить больного - на дому или в больнице. Если больной остается дома, то ему должны быть созданы все условия для успешного лечения и надлежащего ухода. Основным помощником родителям при уходе за больным ребенком является участковая медицинская сестра, которая покажет родителям, как нужно выполнять те или иные процедуры, медицинские назначения.

Помещение, где находится заболевший, должно быть чистым, хорошо освещенным и проветриваемым, кровать - удобной. Нельзя укладывать больного ребенка в одну постель со взрослым. Кровать ставят в таком месте, чтобы из форточки или окна воздух не попадал непосредственно на ребенка; прямые солнечные лучи не слепили глаза; нельзя размещать ее также у батарей или других отопительных приборов. Заболевшему выделяют отдельную посуду, горшок с крышкой, тазик для мытья. Для удобства ухода за больным ребенком около кровати необходимо поставить маленький столик или тумбочку, на которую ставят питье, еду. Должно быть приготовлено необходимое количество постельного и нательного белья, а также полотенца, носовые платки и др.

Уборку помещения проводят ежедневно. Во время уборки на 20-30 мин открывают форточку или окно. Вначале удаляют пыль тряпкой, смоченной в воде или дезинфицирующем растворе, протирают батареи отопления, кровать, двери. Предметы ухода за больным и игрушки моют отдельно. Пол протирают влажной тряпкой. Чтобы легче было проводить уборку, все лишние вещи во время болезни ребенка нужно убрать.

Проветривать комнату надо несколько раз в день. Во время проветривания ребенка лучше выносить в другую комнату; если это невозможно, то в холодные зимние дни его можно накрыть дополнительным одеялом, а голову повязать платком. Когда комната хорошо проветрится, окно закрывают, дают воздуху согреться и только после этого снимают с ребенка платок и одеяло.

При сильном порывистом ветре, который нередко наблюдается в осенне-зимний период, особенно в северных районах нашей страны, форточки в окнах затягивают марлей, чтобы холодный воздух не попадал в комнату резкой струей, а распределялся равномерно.

Постель, в которой лежит ребенок, должна быть чистой. Необходимо ежедневно ее перестилать. Если заболевший ребенок - новорожденный, грудного или ясельного возраста, то постельное белье малышу меняют ежедневно. Детям более старшего возраста (если белье не испачкано рвотными массами, мокротой, испражнениями и др.) постельное белье можно менять через 2-3 дня. Застилать кровать надо с особой тщательностью, разглаживая все складки и неровности, поскольку они могут вызвать у больного ребенка раздражение кожи и даже пролежни. Под простыню кладут клеенку (которую ежедневно при перестилании постели протирают влажной тряпочкой). Ребенка накрывают теплым мягким одеялом или простыней в зависимости от температуры воздуха. Пока перестилают постель, ребенка, завернутого в одеяло, держат на руках или укладывают на другую постель, предварительно застелив ее чистой простыней ходить по квартире, лучше всего надевать теплую пижаму из байки или фланели.

Чистое белье хранят в специально предназначенном для этого шкафу. Грязное или испачканное выделениями больного белье сразу же меняют. Белье, загрязненное рвотными массами или испражнениями, складывают в специальный бачок (ведро с крышкой или другую емкость) с дезинфицирующим раствором (0,25 % раствор хлорамина, другой дезинфицирующий раствор, рекомендованный врачом). Перед стиркой белья дезинфицирующий раствор сливают, белье кипятят, затем отстирывают и после тщательного прополаскивания сушат. Белье следует гладить горячим утюгом, разглаживая складки.

При смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом постельном режиме, следует соблюдать некоторые правила: при смене рубашки захватывают ее края, осторожно снимают через голову и затем освобождают руки. Чистое белье надевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, рукав снимают сперва со здоровой руки, затем с больной; надевают рубашку сначала на больную, а потом на здоровую руку.

Больного ребенка умывают каждый день кипяченой водой. Чтобы не намочить постель и нательное белье, вокруг его лица и шеи накладывают полотенце. Влажной ватой протирают лицо, шею, за ушами, складки кожи. Руки ребенка моют несколько раз в день, опуская их в тазик с водой. Сначала руки моют с мылом, затем споласкивают чистой водой и вытирают. Утром и вечером больной должен чистить зубы.

После каждого приема пищи предложите ребенку прополоскать рот теплой водой. Для этой цели лучше использовать воду подсоленную ("/ чайной ложки поваренной соли на стакан воды) или содовую (3-5 г пищевой соды на стакан воды).

Специального ухода за глазами, если нет сопутствующего воспалительного процесса, не требуется. Ребенку промывают глаза во время утреннего и вечернего туалета. Если имеются выделения, склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем. По рекомендации врача глаза промывают 1 % или 2 % раствором борной кислоты или слабым раствором марганца. Для этого заранее приготавливают шарики из ваты (лучше хлопковой); каждый глаз промывают отдельно ватным шариком, смоченным в растворе, в направлении от виска к носу. При сильном выделении гноя из глаз, ребенка укладывают на бок (со стороны больного глаза), при этом под голову на подушку подкладывают сложенное в несколько слоев полотенце.

Перед процедурой следует тщательно вымыть руки с мылом и щеткой, протереть их спиртом. Пипетку для закапывания капель или лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят. При закапывании в глаза лекарственного средства указательным пальцем оттягивают нижнее веко, другой рукой из пипетки медленно выпускают одну каплю ближе к носу (при этом попросите ребенка отвести взгляд в противоположную сторону), затем капают вторую каплю и предлагают ребенку закрыть глаза. После использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в специальный футляр. Глазную мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают нижнее веко, на конъюнктиву помещают мазь, просят ребенка закрыть глаза и осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Во время ежедневного утреннего туалета ребенку надо обязательно мыть уши или протирать их влажной ватой, а затем вытирать насухо.

Ухаживающие за больным ребенком должны следить за тем, хорошо ли он слышит. При некоторых заболеваниях (особенно инфекционных) при применении ряда лекарственных средств (например, антибиотиков) из-за образования серной пробки может произойти ухудшение слуха. Чтобы удалить серную пробку, в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора пероксида (перекись) водорода или стерильного вазелинового масла, затем при помощи ватной турунды вращательными движениями удаляют пробку. При закапывании капель в левое ухо голову ребенка наклоняют к правому плечу. Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову косынкой. Однако прежде чем проводить эту процедуру, необходимо посоветоваться с лечащим врачом.

Во время утреннего туалета необходимо освободить носовые ходы от слизи и корочек. Если ребенок сам не может высморкаться, ему необходимо помочь. Для очистки носовых ходов в них попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным раствором. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют корочки. Очистку носовых ходов необходимо проводить регулярно.

Очень важен уход за кожей ребенка, не только длительное время находящегося на строгом постельном режиме, но и всех остальных.

При ежедневном утреннем туалете кожу протирают влажным полотенцем, после чего лицо, туловище и конечности вытирают насухо. Следите за любыми изменениями на поверхности кожи (опрелостями, трещинами, шелушением). Особое место среди поражений кожи у детей, находящихся длительное время на постельном режиме, занимают пролежни, т. е. некроз мягких тканей (кожи и подкожной клетчатки). Пролежни чаще всего возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток, большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между поверхностью постели и подлежащим костным выступом.

Образование пролежней может быть обусловлено плохим гигиеническим уходом за кожными покровами, неудобной постелью, смятым бельем. Все это ведет к нарушению кровообращения в коже и подлежащих тканях. Сначала участки кожи бледнеют, затем краснеют, появляются отечность, а затем и мацерация (отслаивание) эпидермиса. Если процесс не остановить, то возникают пузыри и некроз кожи. В тяжелых случаях омертвлению подвергаются не только мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани. Это очень опасно, поскольку присоединение инфекции приводит к сепсису.

При уходе с любовью и выздоровление пойдет быстрее; это относится и к вашему больному ребенку. Теперь ему нужны в первую очередь ваша внимательность, ваша близость и ваше тепло. Однако для ухода за больным ребенком требуются и некоторые специальные знания.

Чтобы ухаживать за больным ребенком не нужно учить слишком много нового; ведь ребенок не может жить без вашего ухода даже тогда, когда он вполне здоров. Вы привыкли заботиться о его чистоте, его питании и его здоровье. То же самое, только в гораздо большем объеме, требуется ему и при плохом самочувствии.

Уход за больным ребенком до года

Если ребенок до года лечится дома, то как правило возникает необходимость измерять температуру, давать различные лекарства (причем в разных формах – как твердые таблетки,так и капли).

Как измерить температуру ребенку до года?

Крайне важный этап в уходе за больным ребенком – измерение температуры тела. До пятилетнего возраста измерять температуру тела во рту неэффективно. Помните, что ртутный термометр небезопасен, поэтому самым оптимальным вариантом является использование электронного термометра, место измерения температуры – под мышкой. Возьмите ребенка на руки, успокойте – для более точного значения ребенок должен быть спокоен не менее получаса. Даже если термометр пропищал, не спешите доставать его из-под мышки ребенка, подержите еще 4-5 минут.

Что делать при рвоте у ребенка?

Крайне неприятным проявлением болезни является рвота. Осуществлять уход за больным ребенком нужно так: посадите его на одно колено, и, положив одну руку ребенку на лоб, а вторую на живот помогите ребенку, проследив, чтобы рвотная масса не попала в дыхательные пути. Когда рвота прекратится, умойте ребенка, прополощите ему рот – чтобы убрать неприятный привкус. Ни в коем случае не оставляйте его одного, и в случае повторяющейся рвоты обязательно вызовите Скорую помощь.

Как правильно осуществлять уход за больным ребенком?

Уход за больным ребенком до года включает в себя умение правильно давать лекарства малышу. Если лекарство имеет неприятный привкус, либо растворите его в любимом напитке малыша, либо приготовьте напиток для того, чтобы запить невкусный раствор. Также старайтесь влить лекарство поглубже – на кончике языка самая большая концентрация вкусовых рецепторов, и чем дальше в рот, тем их меньше и вкус чувствуется не так остро.

Как правильно закапать капли ребенку?

Закапать капли в глаз может быть достаточно сложно. Положите ребенка так, чтобы его голова оказалась у вас на коленях, одной рукой раздвиньте веки, а другой закапайте необходимое количество лекарства. Если ребенок уворачивается, попросите кого-нибудь помочь вам.

Ухо – орган, очень чувствительный к разнице температур, и поэтому закапывание холодных капелек может стать очень неприятной процедурой для малыша. Подогрейте флакончик на водяной бане или под струей теплой воды – но не перегрейте, чтобы не вызвать ожог.

Если возникла необходимость закапать ребенку капли в нос, для начала очистите его по-максимуму – ребенок постарше может высморкаться самостоятельно, с малышами придется воспользоваться аспиратором. Запрокиньте ребенку голову, закапайте капли и попросите ребенка вдохнуть.

Как ухаживать за больным ребенком

Как правильно ухаживать за больным грудным ребенком?

Ваш малыш не знает, что с ним случилось. Часто у него нет даже сил, чтобы сообщить о том, что ему нужно.

Из-за болезни он стал еще более пассивным, чем даже был прежде. Поэтому ваша близость и ваша внимательность теперь ему особенно нужны. Хорошо, если вы в это время сможете целиком сосредоточиться на своем ребенке и не отвлекаться. Тогда вы не упустите важнейших вещей, а именно, чтобы было достаточное количество жидкости для питья и чтобы регулярно собирались выделения - полные или по крайней мере мокрые пеленки.

Имейте в виду, что ребенок в это время особенно нуждается в вашей близости (и не забудьте все же несколько уменьшить степень этой внимательности после выздоровления). Обеспечьте ему атмосферу нежности и тепла, потому что каждое ласковое слово, даже просто поглаживание укрепляет волю к жизни и защитные силы организма маленького пациента.

Как правило, болезни маленьких детей безвредны, поэтому не проявляйте излишней боязни и озабоченности. Но когда заболевание принимает серьезный характер, для ребенка оно особенно опасно. Искусство ухаживать за больным ребенком заключается в том, чтобы отличить одно состояние от другого и даже в крайних обстоятельствах сохранять спокойные нервы и поступать правильно. С помощью вашего врача это должно вам удастся.

Уход за бальным ребенком - это дело не только вашей жены. Особенно, если вы оба работаете, вам тоже нужно обязательно подключиться к этому. Если ваша жена уже израсходовала свои выходные дни, то теперь очередь за вами. Вы будете нужны и в том случае, если жена больна сама. Принимайте теперь участие в уходе за ребенком в свое свободное время независимо от того, здоров малыш или болен. Тогда в экстремальном случае вы не будете выбиты из колеи. Уже одна уверенность в этом снимет часть груза с вашей жены.

Уход за больным ребенком в домашних условиях

Лучше всего и для вас, и для вашего больного ребенка, если ухаживать за ним будут возможно дома. Потому что в знакомой обстановке он очень хорошо отдохнет, да и вам будет легче работать в собственных четырех стенах. Впрочем, здесь необходима предпосылка - наблюдение за ребенком должно быть круглосуточным. Потому что теперь малыша ни на минуту нельзя оставлять одного.

Разумеется, вас могут подменить муж, ваша мать или подруга, но ребенок будет искать в первую очередь именно вашей близости. Он чувствует себя плохо - и ищет у вас утешения и поддержки. Это не значит, что вы должны неотлучно сидеть около его кроватки, но вы должны держаться поблизости и брать его в комнатную или детскую коляску, передвигаясь по квартире. Включите внутренний телефон, если ребенок находится в другой комнате. И оставляйте малыша на это время спать на ночь в своей комнате около своей постели.

Комната больного ребенка

Малыш лучше всего спит при температуре в комнате 18-20 °С. Ночью температура может быть на 2 градуса ниже.

Свежий, не слишком сухой воздух особенно приятен. Если на улице тепло, можно открыть окно. В холодное время нужно проветривать помещение, когда в нем нет ребенка.

Увлажнитель воздуха распространяет пыль и бактерии по помещению. Чтобы ухаживать за больным ребенком лучше развесить влажные тряпки на батареях и на сушилках.

Если ребенок страдает заболеванием дыхательных путей, вы можете довести до кипения в кастрюле отвар ромашки (экстракт ромашки из аптеки), перемешать его по указаниям на упаковке и продолжать его кипятить в комнате при помощи кипятильника. Такой пар увлажнит воздух и окажет успокаивающее действие на слизистую оболочку ребенка. Поставьте кастрюлю в безопасное место и в это время оставайтесь в комнате.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А. БОГОМОЛЬЦА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ

1. Актуальность темы:

Особенности гигиены детей и уход за ними в стационаре детской больницы являются актуальной проблемой педиатрии. От правильно организованной работы, тщательного выполнения практических навыков по уходу за больным ребенком, соблюдения личной гигиены зависит ход заболевания, сроки выздоровления и последующей реабилитации ребенка.

2. Конкретные цели:

  • демонстрировать владение конкретными навыками ухода за ребенком в стационаре;
  • знать особенности гигиены детей в зависимости от пола и возраста;
  • знать технику проведения и использования лечебных и гигиенических ванн;
  • уметь ухаживать за больными с лихорадкой;
  • владеть техникой измерения температуры тела;
  • уметь провести смену нательного и постельного белья, особенно у тяжелобольных;
  • знать основные виды клизм, владеть методикой и правилами постановки клизм детям разного возраста;
  • уметь обрабатывать пуповинным остаток;
  • знать правила профилактики молочницы и уметь обрабатывать ротовую полость при молочнице;
  • уметь пользоваться ушными и глазными каплями.

3. Базовый уровень подготовки.

4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.

4.1. Перечень основных терминов, параметров которые необходимо усвоить при подготовке к занятию.

Термин Определение
1.Общий уход за больным Комплекс мероприятий, направленных на поддержку физического и психо-эмоционального статуса пациента, а также санитарно-гигиенического состояния больного и помещения, где он находится, направленный на быстрое выздоровление или улучшение качества жизни больного.
2. Молочница Разновидность грибковой инфекции, которая у детей чаще всего локализуется в ротовой полости, вызывается грибами-сапрофитами, которые вегетируют на коже и слизистых и активизируются на фоне разных неблагоприятных факторов.
3. Лихорадка (гипертермический синдром) Повышение температуры тела выше 37,0 0 С, один из основных признаков инфекционного заболевания. По характеру температурной кривой при некоторых заболеваниях можно поставить диагноз (например, малярия, сальмонеллез, брюшной тиф и др.)

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

1.Личная гигиена детей, в зависимости от пола и возраста. Пеленание ребенка грудного возраста.

2.Уход за кожей, глазами, носом, ушами детей 1-го года жизни.

3. Обработка пупочной ранки. Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

4.Гигиенические и лечебные ванны.

5.Уход за детьми с лихорадкой, особенности измерения температуры тела у детей разного возраста.

6.Смена нательного и постельного белья. Особенности ее проведения у тяжелобольных детей.

7.Основные виды клизм. Методика и правила их постановки детям разного возраста.

4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии

Практические навыки Средства учебы
Измерить температуру тела и сделать вывод о соответствии норме и о типе температурной кривой Термометр, температурный лист
Провести смену нательного и постельного белья больному, который находится на постельном режиме Пеленки, распашонки, памперс
Подготовить необходимые средства и продемонстрировать на муляже технику ухода за глазами, ушами, ротовой полостью Муляж, ватные тампоны, турунды, растворы
Приготовить необходимый инструментарий для очистительной клизмы, продемонстрировать методику ее использования Муляж, набор резиновых груш, кружка Есмарха
Подготовить гигиеническую ванну для санитарной обработки больного Ванна, губка, мыло, полотенце

Личная гигиена детей в зависимости от пола и возраста в стационаре детской больницы. Особенности гигиены девочек.

Дети должны находиться в чистоте, иметь опрятный вид. Персонал обязан причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться. Дети дошкольного возраста, которые находятся на общем режиме, должны самостоятельно ежедневно утром и вечером умываться, чистить зубы, мыть уши. После умывания необходимо вытирать руки и лица сухим полотенцем. У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от частой мойки и плохого вытирания алеет, становится сухой. Во избежание этого, нужно учить детей правилам гигиены; с целью профилактики кожу на ночь необходимо смазывать детским кремом.

При необходимости нужно помогать ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, придерживаясь определенной последовательности действий (чистка зубов 2 раза в сутки, щетку направлять по зубам сверху вниз и снизу кверху, спереди и назад).

Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, расчесывать девочкам длинные волосы индивидуальным гребнем, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз на неделю проверяют состояние ногтей, 1 раз в 7-10 дней организуют гигиеническую ванну. В этот же день меняют постельное белье. Одежду и нательное белье меняют по необходимости.

Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

Больной ребенок должен полоскать ротовую полость после каждого приема еды, особенно при заболеваниях ротовой полости (стоматит, ангина, фарингит). Целесообразно использовать 1,5% — 2,5% раствор соды или 1% солевой раствор. С целью профилактики молочницы все предметы ухода за ребенком следует кипятить.

Для лечения молочницы применяют многоразовое (5-6 раз в сутки) орошение полости рта 2-5 % раствором натрия гидрокарбоната, 10-20% раствором буры с глицерином. У детей грудного возраста, если молочница плохо поддается лечению, целесообразно применять 2-3 разы в сутки суспензию нистатина с глицерином. Соску смачивают в суспензии и дают ребенку.

Уход за глазами . Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета. Однако, если есть выделения, которые склеивают ресницы, глаза промывают с помощью стерильного ватного тампона, смоченного теплым крепким чаем или раствором фурацилина (1:5000) от внешнего угла глаза к переносице. Берут 2 ватных тампона – отдельно для каждого глаза. Новорожденным и детям грудного возраста туалет глаз проводят 2 раза на сутки.

Уход за ушами. Туалет наружного слухового прохода у детей раннего возраста проводится 1 раз в неделю. Наружные слуховые проходы очищают ватными жгутиками. Нельзя использовать твердые предметы, потому что ими можно легко ранить кожу наружного слухового хода и барабанную перепонку. Манипуляции нуждаются в большом внимании, осторожности и применении правил асептики. Оттянув ушную раковину левой рукой назад и вверх, врач или сестра вводят в слуховой проход жгутик, делают несколько вращательных движений, вынимают жгутик.

Во время ежедневного утреннего туалета ребенок старшего возраста должен мыть уши.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может очистить нос, то ему помогает медицинская сестра – удаляет корочки. Для этого в носовые ходы вводят ватные турунды, смоченные вазелиновым маслом (или другим масляным раствором), глицерином. При этом голову ребенок отклоняет назад и через 2-3 минуты вращательными движениями удаляют корочку. Уход за носом требует определенных навыков и терпения. Туалет носа детям раннего возраста проводят 2 раза в сутки.

Стрижка ногтей. Ногти подрезают своевременно, не реже раза в неделю так, чтобы длина свободного края не превышала 1-1,5 мм Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не ранить кожу. По окончании стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5% раствором хлорамина. Ногти на руках обрезают полукругом, на ногах – ровно, чтобы они не врастали в кожу.

Уход за волосами заключается в мойке головы, расчесывании волос, плетении кос и так далее. Для расчесывания волос используют лишь индивидуальные гребни. Причесать короткие волосы у мальчиков не сложно. Длинные волосы у девочек необходимо разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косы. При наличии значительного количества перхоти или загрязненных волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют шампунем.

Пеленание новорожденных детей . После рождения: сначала одевается тоненькая распашонка (закладывается позади на спине), потом теплая распашонка (закладывается на груди), на промежность одевается подгузник. Ребенок заворачивается в тонкую пеленку, главным образом ручки и ножки. Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку. На первом месяце жизни ребенка пеленают с ручками.

Платочек одевается на голову только после ванны, на свежем воздухе и по медицинским показаниям. С 2-го месяца жизни пеленание аналогично описанному, но ручки не прячутся и находятся поверх пеленки. На 3-м месяце жизни, когда ребенок в дневное время не спит, на ноги одевают ползуны; в возрасте 4-5 месяцев на шею одевают нагрудничек; до конца первого года вместо распашонки одевается рубашка, вместо ползунов – колготки.

Гигиенические и лечебные ванны . Одним из важнейших гигиенических мероприятий есть гигиеническая ванна. Детям старше 1 года в стационаре их проводят один раз в 7-10 дней, детей первых 6 месяцев жизни купают ежедневно (при отсутствии противопоказаний), от 6 мес. до 1 года – через день.

Ванное помещение должно быть светлым, чистым и теплым (25 0 С). Во время проведения ванны запрещается открывать форточки. В каждой ванне должен быть деревянный настил, поверх которого кладут пеленку; пеленку меняют после каждого больного.

Перед началом купания ванну тщательным образом моют щеткой с мылом и обрабатывают 1% раствором хлорамина или другим соответствующим дезинфецирующим средством, потом ополаскивают водой. Ванну наполняют водой непосредственно перед купанием. Заполняют ванну водой на 1/2 или 2/3 — при погружении ребенка вода должна достигать средней трети грудной клетки и не закрывать область сердца. Температуру воды измеряют специальным термометром.

Моют ребенка фланелевой перчаткой или индивидуальной губкой. Сначала моют голову, потом туловище и ноги, особенно тщательным образом протирают складки на шее, в подмышечных и паховых областях.

Длительность проведения ванны для детей второго года жизни 8-10 минут, старше 2 лет – 10-20 мин. Используют специальные детские моющие средства. После купания ребенка обливают теплой водой из душа (температура воды 36,5 0 С), заворачивают в простыню. Кожу детей первого года жизни после купания промокают, детей старше года — вытирают. При необходимости кожные складки смазывают детским кремом. Волосы вытирают и на голову одевают платочек. При проведении гигиенической ванны больным, которые находятся в тяжелом состоянии, их моют в ванне, окуная и вынимая их из ванны на простыне.

После купания ребенка переодевают в чистую одежду, одновременно, как правило, проводится смена постельного белья.

В медицинской карте стационарного больного делается отметка о проведении гигиенической ванны.

Противопоказаниями к проведению медицинских ванн является гипертермия|, некоторые кожные заболевания, тяжелое общее состояние, явления декомпенсации со стороны отдельных органов и систем организма.

Первую гигиеническую ванну дома проводят новорожденному после того, как отпадет пуповина и эпителизируется пупочна ранка (7-10 день жизнь). Для купания ребенка необходимо приобрести отдельную ванночку. Перед каждым купанием ванночку моют щеткой с мылом и ополаскивают холодной водой, а затем – обдают кипятком. Заранее подготавливают пеленки и белье, чтобы сразу после купания ребенка завернуть, не охлаждая его. На дно ванночки опускают пеленки, наливают сначала горячую, а затем холодную воду, доводя ее до 37 0 С. Для измерения температуры воды пользуются водяным термометром. Если пупочна ранка не зажила, или есть изменения на коже, в воду для купания добавляют несколько капель заранее подготовленного крепкого раствора перманганата калия, потому что кристаллы могут вызвать ожог нежной кожи ребенка.

Вода должна быть бледно-розового цвета. Кроме того, купание может проводиться в отварах трав (чистотел, табун, ромашка и тому подобное). В течение первого месяца жизни ребенка для купания желательно брать кипяченую воду. Купают ребенка вечером перед кормлением.. Длительность ванны на первом году жизни – 5-10 минут. Малыша раздевают и опускают в ванночку так, чтобы верхняя часть груди была над водой. Головка ребенка лежит на левом предплечье, а пальцами нужно поддерживать ребенка за левое бедро. Правой рукой поливают водой тело ребенка. Для намыливания употребляют перчатку из мягкого мохнатого полотенца или фланели. После купания ребенка обливают чистой водой, температура которой на 1 0 Сниже, чем в ванночке, закутывают в простыню или махровое полотенце и обсушивают. С профилактической целью смазывают естественные складки пастеризованным растительным или вазелиновым маслом.

Лечебная (общая) ванна . Лечебную ванну назначает врач. В зависимости от температуры различают следующие ванны:

  • горячие – температура воды 40 0 С, но не больше 42 0 С;
  • теплые — температура воды 38 0 С (на 1 0 С выше температуры тела);
  • индифферентные – температура воды 37 0 С (равна температуре тела);
  • прохладные — температура воды 30-33 0 С;
  • холодные – температура воды ниже 20 0 С.

Лечебные ванны могут быть с лекарственными веществами и травами. Детям назначают следующие ванны:

1) при заболеваниях органов дыхания:

– горячие горчичные: 100 граммов горчицы на 10 л воды. Длительность 3-7 мин. Начинают с температуры 36 0 С, потом температуру воды повышают. На голову кладут холодный компресс;

2) при экземе

– крахмальные: 100 граммов крахмала на 10 л воды, температура 37 0 С. Имеет подсушивающее действие и уменьшает зуд;

– с перманганатом калия, температура 37 0 С (добавляют 5% раствор перманганата калия до бледно-розовой окраски воды). Имеет дезинфицирующее и подсушивающее действие;

3) при рахите, гипотрофии:

– морские: 50 – 200 граммов морской соли на 10 л воды. Назначают 2-3 раза в неделю. Курс 15-20 ванн, температура первой ванны 36-36,5 0 С. Длительность 3-10 мин. После каждых 2-3 ванн длительность процедур увеличивают на 1 мин. После морской ванны детей обмывают теплой водой, температура которой на 1 0 С ниже начальной;

4) при функциональных расстройствах нервной системы – хвойные ванны: 2-3 мл| хвойного экстракта на 10 л воды; температура воды 36-37 0 С. Длительность 7-10 мин.

Во время проведения ванны медицинская сестра следит за общим состоянием ребенка, дыханием, цветом кожных покровов.

Если ребенок побледнел, жалуется на головокружение, его срочно вынимают из ванны, кладут на кушетку, подняв кверху ноги, дают понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом, растирают виски. В таких случаях необходимо срочно вызывать врача.

Ручная ванна. Для процедуры подходит детская ванна или таз. Одну или две руки ребенка окунают в воду по локти. Для усиления раздражительного действия в воду можно добавить немного сухой горчицы. Температуру постепенно увеличивают с 37 0 С до 40 0 С; длительность ванны 10-15 мин. Ручные ванны применяют при заболеваниях органов дыхания.

Ножная ванна. В эмалированное ведро или таз наливают воду не ниже 36-37 0 С. Опускают ноги ребенка и последовательно доливают горячую воду, доводя температуру воды до 40 0 С. Длительность процедуры 10-15 мин. после чего ноги досуха вытирают, одевают хлопковые, а также шерстяные носки. Больного укладывают в кровать, придав ему полусидячее положение, тепло укрывают. Для горчичных ножных ванн применяют профильтрированный раствор горчицы из расчета 100 граммов на 10 л воды. Ножные ванны показаны при простудах, гипо – и гипертонических состояниях, локальном поражении суставов.

Смену постельного белья проводят в отделении 1 раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, которые находятся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

При смене нательного белья больному, который находится на строгом постельном режиме, медицинская сестра поднимает края рубашки, снимает ее через голову, а затем освобождает руки. Чистое белье одевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашку сначала на больную, потом на здоровую руку.

Как правило, одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает кровать. Смену белья у лежащих больных проводят двумя способами: 1) грязная простыня свертывается валиком со стороны головы и ног, а затем забирается. Чистая простыня, которая скатана с двух сторон как бинт, подводится под крестец больного и распрямляется по длине кровати; 2) больного ребенка передвигают на край кровати, потом сворачивают грязную простыню по длине, на свободном месте распрямляют чистую, на которую переворачивают больного, а на другой стороне снимают грязное и расправляют чистую.

Грязное белье (отдельно нательное и постельное) собирают в пластмассовые баки с крышками или клееночные мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый передник, сортирует белье и сдает в прачечную. После смены белья пол и расположенные рядом предметы обрабатывают 1% раствором гипохлорида кальция.

В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Ребенку, который находится на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмалированный или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер отвечает номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался лишь своим горшком. Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и потом обрабатывают дез.раствором. Для устранения запахов посуда для испражнений обрабатывается слабым раствором перманганата калия.

Уход за детьми с лихорадкой, обеспечение физиологических отправлений у детей .

При уходе за пациентом следят, не повышается ли у него температура тела. Максимальная температура тела, которую переносит человек, равняется 42-43 0 С, минимальная — 28 0 С, при температуре тела более низкой чем 28 0 С человек не может жить.

Температуру тела больным в больнице измеряют 2 раза в сутки: утром натощак, в 7.00 – 7.30 и в 16.30 – 17.00, перед ужином. Проводить термометрию после принятия еды нежелательно, поскольку ее показатели будут несколько выше. Иногда, по назначению врача, отдельным больным температуру тела измеряют чаще – 3-4 раза в день, или каждые 2 часа. Это позволяет обнаружить кратковременные колебания температуры тела.

В физиологических условиях температура тела здорового человека колеблется на протяжении дня в пределах 36,4 – 36,9 0 С, утром она на 0,3 – 0,5 градуса ниже, чем вечером. После принятия еды и усиленной физической работы она также незначительно повышается. Следует иметь ввиду, что у грудных детей температура тела несколько выше, у людей преклонных лет – более низкая. Разные участки тела имеют разную температуру: в полости рта, прямой кишке, влагалище температура на 0,5-1 0 Свыше, чем в аксиллярной ямке или паховой складке.

Температуру тела чаще всего измеряют в глубине аксилярной ямки. Если термометр сохранялся в дез.растворе, то перед использованием его ополаскивают под проточной водой и вытирают салфеткой насухо, чтобы не вызвать аллергического раздражения кожи у больного. Каждый раз перед измерением температуры тела ртуть в термометре нужно опустить в резервуар. Для этого берут термометр в кулак так, чтобы кончик термометра с резервуаром был свободен и повернут книзу. Потом несколько раз стряхивают термометр, после чего проверяют, опустилась ли вся ртуть в резервуар.

Потом больной в положении сидя или лежа поднимает руку. Если кожа под мышками влажная, ее вытирают насухо, поскольку влажность охлаждает ртуть и показатели термометра будут более низкими. В глубину ямки помещают конец термометра с резервуаром ртути. После этого больной прислоняет согнутую в локтевом суставе руку к телу. Ослабленным больным нужно помогать поднять руку и потом поддерживать ее в нужном положении. Во время измерения температуры больной должен находиться в полном покое, лучше в лежащем положении. Термометр держат под мышкой 10 мин. Показатели термометра заносят в температурный лист, а термометр дезинфицируют.

У детей температуру тела измеряют в паховой складке. Для этого термометр помещают в паховую складку, а ногу ребенка сгибают в тазобедренном суставе так, чтобы термометр спрятался в образованной складке кожи.

Чтобы измерять температуру в ротовой полости, резервуар термомтера размещают под языком, а больной губами придерживает корпус термометра.

При измерении температуры тела в прямой кишке больного выкладывают на бок. Вытертый термометр вводят за внутренний сфинктер на глубину 2-3 см. Для облегчения введения нижний конец термометра смазывают вазелином. После введения термометра ягодицы больного сближают между собой. Термометр держат 5 мин. Противопоказано измерение температуры в прямой кишке при задержке опорожнения, поносе и заболеваниях прямой кишки. После каждого измерения температуры в прямой кишке термометр промывают теплой водой и дезинфицируют.

У детей повышение температуры тела (гипертермия|) наблюдается чаще, чем у взрослых, что связано с особенностями терморегуляции. Гипертермия 38 0 С и выше сопровождается ухудшением состояния ребенка, появлением сонливости, отказом от еды, иногда рвотой и так далее.

Нормальная температура тела, измеренная в подмышечной области, или в бедренной складке составляет 36-37 0 С. Температура в полости рта или в прямой кишке на 1 0 С выше.

Температура тела, измеренная в подмышечной области, которая составляет 37-38 0 С, называется субфебрильной|; 38-38,9 0 С – фебрильной|, 39-40,5 0 С- пиретической|, выше 40,5 0 С – гиперпиретической.

Лихорадка имеет три периода:

Первый характеризуется постепенным повышением температуры тела, лихорадкой, цианозом| губ и конечностей, головной болью и ухудшением общего самочувствия. В этой стадии медицинская сестра должна обеспечить достаточное количество жидкости, хорошо укутать и следить за физиологическими отправлениями.

Второй период – это период максимального повышения температуры, который характеризуется нарастанием интоксикации, усилением головной боли, слабости. Иногда могут наблюдаться галлюцинации, бред, судороги. Такого больного не разрешается оставлять без присмотра, поскольку он может упасть с кровати и травмироваться. Необходимо обеспечить индивидуальный пост медицинской сестры.

Третий период – период снижения температуры тела. Он может проходить по разному: критически, то есть температура быстро снижается, или литически, то есть снижается постепенно. При критическом снижении температуры у ребенка наблюдается слабость, появляется обильный пот, конечности становятся холодными, пульс нитевидным. Больного ребенка нужно обложить теплыми грелками, обеспечить достаточное количество жидкости, одеть в сухое чистое белье. Постепенное снижение температуры сопровождается умеренной слабостью и влажностью кожи.

По типу различают следующие температурные кривые:

— постоянную (febris continua), когда суточные колебания температуры не превышают 1­ 0 С (характерна для брюшного тифа);

— послабляющую (febris remittens) – суточные колебания температуры больше 1­ 0 С (вирусные и бактериальные инфекции);

— интермиттирующую (febris intermittens) – кратковременные периоды подъема температуры на протяжении суток сменяются периодами нормальной или сниженной температуры (гнойно-септические заболевания ревматизм, туберкулез);

— атипичную или неправильную (febris atypica, febris irregularis) – колебание высокой или умеренно высокой температуры не имеет никаких закономерностей (любые инфекции).

В период лихорадки необходимо чаще поить ребенка для пополнения потери жидкости. Используют кипяченую воду, 5% раствор глюкозы или сладкий чай, фруктовые соки. Пить дают небольшими порциями, но часто.

Повышение температуры выше 37 0 С требует дополнительного введения жидкости из расчета 10 мл на каждый килограмм массы тела ребенка. Питание детей с гипертермией должно отвечать возрастным потребностям.

При сухости губ их смачивают водой и смазывают любым жиром (сливочным или растительным маслом). При вынужденном положении в постели, ребенка необходимо чаще переворачивать на протяжении суток, распрямлять складки на белье, при необходимости проводить надлежащий гигиенический туалет.

Для помощи при гипертермическом синдроме необходимо подготовить следующие материалы:

  • смесь из уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1;
  • пузырь с кусочками льда или бутылки, заполненные холодной водой;
  • марлевые стерильные салфетки;
  • клизму;
  • газоотводную трубку.

При гипертермии применяются физические методы охлаждения, для чего ребенка раздевают и растирают тело (конечности, живот, переднюю поверхность грудной клетки), смесью уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1. На голову, на область крупных сосудов (на запясный или голеностопный суставы) на короткое время прикладывают пузырь с кусочками льда, или бутылки, заполненные холодной водой. Можно использовать влажный холодный компресс на голову. По назначению врача медсестра может сделать ванну с температурой воды 37 0 С, или охлаждающую клизму (температура воды на 6-8 0 С ниже температуры тела).

Клизма с прохладной водой (температура воды на 6-8 0 С ниже температуры тела). Ее вводят через газоотводную трубку по 20-150 мл за 2-5 мин. в зависимости от возраста. Конец трубки зажимают. Процедуру выполняют до тех пор, пока температура тела не снизится к 37 0 С.

Основные виды клизм, которые применяют в педиатрической практике, методика и правила их использования у детей разного возраста.

Клизмы применяют с целью очистки кишечника (очистительные клизмы) или введение питательных или врачебных веществ (питательные, лечебные клизмы). Клизма усиливает перистальтику толстого (рефлекторно) и тонкого кишечника, имеет слабительное действие, в некоторых случаях устраняет непроходимость кишечника.

Показание и противопоказание к проведению клизм:

очистительная клизма назначается при запорах, с целью очистки кишечника от кала и газов, при отравлениях, во время подготовки к операции, рентгеновского обследования и перед применением глистогонной терапии. Нельзя ставить очистительные клизмы детям, у которых обнаружены воспалительные, язвенные, гнойные процессы в области ануса и толстого кишечника. Клизмы противопоказаны также при желудочно-кишечных кровотечениях, аппендиците, перитоните, после операций на органах брюшной полости, при коллапсе и некоторых других состояниях.

В зависимости от возраста ребенка для очистительных клизм используют резиновые, грушевидные баллоны разной вместимости 30-100 мл| и больше. Детям старше 5 лет для очистительных клизм необходимо большее количество воды и ее вводят с помощью кружки Есмарха.

Все предметы, которыми пользуются для очистительной клизмы, кипятят. В кишечник детей раннего возраста вводят кипяченую воду температуры 28-30 0 С. При спастических запорах, чтобы уменьшить спазмы гладкой мускулатуры, берут теплую воду (37-38 0 С). При анатомических запорах применяют прохладную воду (22-24 0 С и даже 20°С), которая усиливает тонус и перистальтику толстого кишечника.

На одну очистительную клизму, в зависимости от возраста, нужны разные количества воды:

новорожденным – 30 мл|;

1-3 мес. – 60 мл|;

3-6 мес. – 90 мл|;

6-9 мес. – 120 -150 мл|;

9-12 мес. – 180 мл|;

в 1-2 года – 200 мл|;

2-5 лет 300 мл|;

6-9 лет – 400 мл|;

10-14 лет 500 мл.

Наполняют баллон водой, наконечник смазывают вазелином или вазелиновым маслом, потом повернув баллон наконечником вверх, осторожным нажатием на его дно выпускают воздух к появлению воды из наконечника.

Ребенка кладут на левый бок с согнутыми в коленях и прижатыми к туловищу ногами.

Наконечник резинового баллона вводят в анус на 3-5 см, потом плавно выпускают жидкость в полость прямой кишки. В течение 8-10 минут сжимают ягодицы, чтобы жидкость не вылилась наружу. Потом закладывают между ногами пеленку и отпускают ягодицы, чтобы ребенок опорожнялся. Детей возрастом старше 9-10 месяцев можно посадить на горшок, чтобы прямая кишка полностью освободилась от воды и каловых масс.

Гипертоническая клизма больше активирует перистальтику кишечника, потому ее назначают для устранения пареза кишечника. В зависимости от возраста, вводят 25-100 мл| 10 % раствора кухонной соли.

При длительных запорах можно применять масляные клизмы. Их ставят с помощью небольшого баллончика, наконечник которого вводят на глубину 10-12 см (чтобы ребенок удерживал масло как можно дольше) и вводят в прямую кишку 30-100 мл| масла (прованского, льняного, конопляного, подсолнечного), подогретого до 37-38 0 С.

Если масляная и очистительная клизма не эффективны, ставят сифонную клизму. Сифонную клизму применяют как лечебное мероприятие при спастических коликах для промывания кишечника, с диагностической целью при кишечной непроходимости. Перед сифонной нужно поставить очистительную клизму.

Для сифонной клизмы нужно: воронку объемом 500 мл|, резиновую трубку 1-1.5 м с наконечником, кувшин на 3- 5 литров с теплой кипяченой водой (35-36 0 С), клеенку, таз или ведро для промывных вод.

Методика проведения сифонной клизмы: больного кладут на левый бок с согнутыми ногами, под ягодицы кладут клеенку так, чтобы другой конец ее доходил до сосуда, куда будут выливаться промывные воды. Смазан вазелином гибкий наконечник осторожными вращательными движениями вводят на 20-40 см в толстую кишку. Заполненную водой воронку поднимают на высоту 60-80 см над больным, потом опускают ее вниз и выливают промывные воды в ведро или таз. Манипуляцию повторяют 8-10 раз пока из кишечника не будет выливаться чистая вода. На клизму нужно 3-5 л воды, иногда и больше. После проведения процедуры резиновый наконечник оставляют в толстой кишке на 15-30 мин. вместо газоотводной трубки. Через наконечник из кишечника выливаются остатки воды и отходят газы.

Следует следить за состоянием ребенка. При сильной боли в животе, ухудшении состояния ребенка, появлении в промывных водах крови процедуру немедленно прекращают.

Лечебные клизмы – применяются при необходимости ввести в прямую кишку лекарственное вещество. Проводят сразу же после опорожнения кишечника, или через 10-15мин. после очистительной клизмы. С помощью лечебных клизм вводят: 0,5% раствор танина; отвар ромашки (15 граммов цветов кипятят 2 мин в 250 мл| воды и охлаждают к 40-42 0 С), масло шиповника, облепихи. Для уменьшения перистальтики кишечника можно делать крахмальные клизмы (5 граммов крахмала растворяют в 100 мл| теплой воды, потом добавляют 100 мл| кипятка и охлаждают до 40-42 0 С)

Объем лечебных клизм зависит от возраста ребенка:

до 5 лет – 20-25мл;

5-10 лет – до 50 мл|;

старше 10 лет – 50-75мл.

Наконечник клизмы вводят на глубину 10-12 см.

Газоотводнуютрубку у детей используют при скоплении газов в толстом и тонком кишечнике. Метеоризм вызывает резкую боль в животе, усиливает секреторную и двигательную функции желудочно-кишечного тракта, ограничивает экскурсию диафрагмы и тем самым осложняет дыхание.

Для отведения газов пользуются газоотводной трубкой разной длины: для школьников 30-50см, дошкольники и дети раннего возраста – 15-30см. Конец трубки может быть закругленным. Его смазывают вазелином и осторожно вращательными движениями вводят в прямую кишку по возможности как можно глубже, к сигмовидной кишке: грудным детям на глубину 7-8 см; от 1 до 3 лет 8-10 см; от 3 до 7 – на 10-15 см; школьникам на 20-30 см и больше. Перед процедурой желательно поставить очистительную клизму.

Уход за пупочним остатком

Согласно приказа МОЗ Украины №152 от 04.04.2005 г. уход за пупочным остатком выполняют таким образом:

Перерезка и клемирование пуповины в родильном зале (операционной)

Сменить использованные перчатки на стерильные прежде чем наложить стерильные зажимы на пуповину приблизительно через 1 минуту после рождения ребенка. Перерезать пуповину стерильными ножницами. Через 2 часа после рождения ребенка на пеленальном столе наложить стерильную одноразовую клемму на 0,3 – 0,5 см от пупочного кольца. Обработка культи пуповины антисептическими, антибиотиками нецелесообразна.

Уход за пупочним остатком.

Обязательно тщательное мытье рук медперсоналом и матерями. Пупочний остаток не нужно накрывать повязками или подгузниками. Нет необходимости обрабатывать пупочний остаток антисептиками и антибактериальными средствами при условии обеспечения раннего контакта матери и ребенка “кожа к коже” с последующим совместимым пребыванием.При условии отсутствия раннего контакта “кожа к коже” матери и ребенка и последующей изоляции от матери с целью профилактики колонизации госпитальной флорой рекомендуется обработка пупочного остатка и пупочной ранки раствором бриллиантового зеленого. Одежда ребенка должна быть чистой.

При загрязнении пупочного остатка (остатками мочи, испражнениями и тому подобное) необходимо сразу промыть его теплой кипяченой водой с мылом и тщательным образом просушить его чистой пеленкой или салфеткой. Необходимо содержать пупочный остаток всегда сухим и чистым. Следить за возможными признаками инфекции.

Уход за пупочн ы м остатком (пупочною ранкой) после выписки из родильного стационара

Ребенка можно выписывать домой с пупочным остатком, который не имеет признаков инфекции, при условии проведения медицинским персоналом родильного стационара обучения и усвоения матерью навыков ухода за пупочним остатком. Необходимо поддерживать пупочний остаток (пупочную ранку) всегда сухой и чистой. Не накрывать пупочний остаток (пупочную ранку) подгузниками. До заживления пупочной ранки купать ребенка в кипяченой воде. Тщательным образом следить за достоверными признаками инфекции.

Материалы для самоконтроля:

А. Задание для самоконтроля:

1. Вопросы для самоконтроля:

1. Как ухаживать за кожей грудного ребенка?

2. Как ухаживать за ротовой полостью, ушами, глазами, носовыми ходами у детей разного возраста?

3. Укажите особенности гигиены девочек.

4. Опишите технику проведения лечебных ванн.

5. Опишите технику проведения гигиенических ванн.

6. Какие особенности проведения первой гигиенической ванны новорожденного?

7. Какие особенности гигиены пациента детской больницы?

8. Как пеленать детей грудного возраста?

9. Перечислите особенности измерения температуры тела у детей.

10. Как ухаживать за больными детьми с лихорадкой?

11. Перечислите основные виды клизм и технику их выполнения.

12. Какие методы профилактики и лечения молочнцы Вы знаете?

13. Какие особенности смены постельного белья у тяжелобольных пациентов?

14. Назовите особенности ухода за пупочним остатком согласно приказа МОЗ Украины №152 от 04.04.2005 г.

2. Тесты для самоконтроля

1. Уход за пупочным остатком включает:

а) Тщательное мытье рук

б) Пупочный остаток не нужно накрывать повязками

в) Нет необходимости обрабатывать пупочный остаток антисептиком

г) Все перечисленое

2. Подмывание наружных половых органов девочкам проводят:

а) спереди назад;

б) сзади наперед;

в) не имеет значения.

3. По степени погружения туловища в воду ванны бывают

б) местные;

в) полуванны;

г) сидячие;

д) все перечисленое.

4. Как часто проводят смену постельного белья в стационаре:

а) ежедневно;

б) через 2-3 дня;

в) 1 раз в 7-10 дней и по необходимости;

г) не меняют.

5. Для гипертонической клизмы используют:

а) 10% раствор кухонной соли;

в) кипяченую воду.

6. Лечебные клизмы проводят:

а) после опорожнения кишечника;

б) до опорожнения кишечника;

в) не имеет значения.

7. Для лечения молочницы используют:

а) 1 % раствор перманганата калия;

б) 2 % раствор бриллиантовый зеленый;

г) 2-5 % раствор натрия гидрокарбоната.

8. В зависимости от температуры воды ванны подразделяют на:

а) горячие;

б) теплые;

в) индифферентные;

г) холодные;

д) все перечисленое.

9. Нормальная температура тела измеренная в прямой кишке составляет

в) на 1 0 С выше чем в подмышечной области;

г) на 1 0 С ниже чем в подмышечной области.

10. Какое количество воды нужно на одну очистительную клизму для новорожденного:

а)30 мл|; б) 50 мл; в)75 мл; г) 90 мл

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
г б д в а а г д в а

Задачи для самоконтроля:

У ребенка 20 суток участковым педиатром диагностировано потницу. Какие рекомендации должен дать врач?

а) госпитализировать в детское отделение;

в) обработать кожу дезинфицирующими средствами;

с) назначить лечебные ванны с лекарственными травами;

д) назначить антибиотик.

У ребенка 3 лет, который находится в стационаре по поводу острой бронхопневмонии отмечается запор в течении 3 дней, тянущие боли внизу живота. Что необходимо назначить ребенку?

а) очистительную клизму;

в) сифоновую клизму;

с) слабительные средства;

д) продлить наблюдение.

У ребенка 3 месяцев обнаружен рахит, острое течение, период разгара. Какие лечебные ванны можно рекомендовать?

а) с морской солью или хвоей;

в) крахмальные;

с) горячие горчичные;

д) с чистой кипяченой водой.

Эталон ответов к задачам

Основная литература:

  1. В.Г. Майданник, В.Г. Бурлай. Ваш ребенок(Уход и воспитание). — Киев 2004.-298 с.
  2. Практикум по педиатрии пропедевтики с уходом за детьми. – Киев 2002. Знание Украины. Майданник в.Г., Дука к.Д., Бурлай в.Г.

3. Т.В. Капитан Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – Винница. – 2006.

4А.Н.Бурая, И.А.Головко, В.С.Тихомирова / Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребенком. – Москва. – 1982.

5.Мазурин А.В., Запруднов а.М., Григорьев к.И. / Общий уход за детьми. – «Медицина» Москва – 1998

6.А.В. Токарь, В.И. Джемайло но др. /Справочник для медицинских сестер – Киев 2002

7.С.П. Винникова, И.Н. Дыгало и др. / Практические навыки и умения медсестры педиатрического профиля – Ростов-на-дону «Феникс» 2002.

Дополнительная литература:

  1. Р.В.Тонкова-Ямпольская. Т.Я.Черток, И.Н.Алферова / Основы медицинских знаний.- Москва.- 1981
  2. Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. — М: Медицина, 1999.
  3. П.Г.Жученко, Н.С.Пушкарь, И.А.Сытник / Антенатальная охрана плода и уход за новорожденным. – Киев. 1983
    1. Основы медицинских знаний и методы лечения по Девидсону / пер. с англ. В 2 Т. -Киев:»Кобза»,


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: