О вреде оценочной системы в детском саду.

Павленко Маргарита Алексадровна, педагог-психолог, представитель Медиажурнала «Психотерапия в России» в Волгоградской области

© Павленко М.А., 2016.

© Медиажурнал «Психотерапия в России», 2016.

При копировании материалов и фрагментов статьи ссылка на источник и правообладателей обязательна.

Самовосприятие и самооценка любого человека начинают формироваться в детстве и во многом зависят от оценок окружающих: родителей, педагогов, сверстников и т. д. Получая обратную связь, сталкиваясь с границами дозволенного и недозволенного, ребенок учится жить в этом мире, усваивает понятия добра и зла, определяет собственные возможности. Оценки, данные нам в детстве значимым окружением, влияют на формирование нашей личности и всю дальнейшую жизнь. В этой связи нельзя недооценить значимость среды и людей, рядом с которыми растет ребенок и от которых он получает обратную связь. Что будет, если исключить оценивание любых поступков, устранить реакцию на те или иные действия? Отсутствие оценки может дезориентировать малыша, замедлить скорость его социализации, лишить возможности корректировки собственного поведения. Но как правильно давать оценки, чтобы они положительным образом сказывались на развитии личности? Какие особенности необходимо учитывать при оценке деятельности дошкольника? Этому и посвящена данная статья.



Во-первых, следует сказать о том, что оценка, как правило, носит субъективный характер. Объективная действительность, преломленная через призму восприятия, приобретает иные формы и во многом зависит именно от личностных характеристик оценивающего. Довольно часто мы встречаемся с неразработанностью четких критериев отметки. В отдельных случаях установить такие параметры бывает достаточно сложно. В особенности это касается творческих сфер, где понятия «правильности» или соответствия стандартам весьма условны. И даже если критерии четко установлены, фактор личного восприятия оценивающего должен учитываться. Для того чтобы свести к минимуму субъективность и минимизировать педагогические ошибки, человек, работающий с детьми, должен быть профессионально и психологически грамотным, максимально свободным от личных психологических проблем. Это позволит оценивать деятельность дошкольника наиболее объективно и исключит возможность решения собственных проблем за счет ребенка.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на тот факт, что дошкольник ещё не умеет отделять свою деятельность от своей личности. Ребенок склонен переносить на себя оценку, данную его поступку. Кроме того, взрослые сами часто подкрепляют это смешение в восприятии «Я» и «то, что я сделал» тем, что дают характеристику не поступку, а личности, например: «Ты ударил Ваню, ты – плохой, злой мальчик», вместо: «Бить других людей плохо! Все споры можно решить словами». Опасность таких высказываний кроется ещё и в том, что навешиваемые ярлыки могут прочно закрепиться в сознании формирующейся личности и стать её неотъемлемой частью. В связи с вышесказанным, хочется ещё раз подчеркнуть важность оценки непосредственно действий ребенка, а не его личности в целом.

В-третьих, хотелось бы поднять вопрос о возможности использования системы отметок в работе с дошкольниками. Официально баллы за проделанную работу воспитанникам ДОУ не выставляются, но некоторые педагоги, проводя занятия с детьми (будь то занятия по рабочим тетрадям в детском саду или кружковая деятельность), озвучивают «оценки». Ребенок 3-6 лет ещё не понимает критериев отметки, он не способен в полной мере соотнести свою работу с существующими стандартами и, в силу отсутствия в этом возрасте абстрактного мышления, не может понять истинного значения выставляемых ему баллов от «2» до «5».

Мои наблюдения показывают, что дети, получившие положительную отметку, как правило, характеризуют данный факт следующим образом: «Мне поставили «5», я молодец!»; «Я хороший, я всё сделал правильно и поэтому мне поставили «5»; «Я, наверное, тебя расстрою, мама, я совсем чуть-чуть ошибся и мне поставили «4». Дать же более подробный ответ на вопрос, за что именно они получили ту или иную оценку, дети чаще всего не могут. Это говорит о том, что ребенок в этом возрасте ещё не способен понять суть бальной системы и, как уже говорилось выше, переносит выставляемую ему отметку на свою личность в целом.

Отдельно следует обратить внимание на оценку творческой деятельности. Если в рабочих тетрадях, по которым занимаются дошкольники, задания четко прописаны и можно говорить о существовании каких-либо критериев отметки (хотя и весьма условно), то можно ли ввести такие критерии при оценке творческой деятельности ребенка, например, рисования, пения, танцев, лепки и т.д.? Я придерживаюсь мнения, что основной задачей в работе с дошкольником, является всестороннее, гармоничное развитие его личности, раскрытие и поддержание творческого потенциала ребенка. Но возможно ли это, если в творческий процесс вмешивается оценивание? Мне удалось наблюдать реакцию детей на занятия по хореографии, когда они проходили безоценочно и с использованием отметок. В первом случае, выходя с занятий, дошкольники рассказывали о том, что они делали, чему научились, говорили о том, что им понравилось или не понравилось делать, оценивали степень своей усталости. Во втором случае те же дети после занятий говорили преимущественно об отметках, которые получили они и их товарищи, сравнивали между собой свои оценки, хвастались или расстраивались по поводу выставленных баллов. Кроме того, наблюдались факты обмана: дети преувеличивали свои отметки, говорили, что получили более высокий балл, чем это было на самом деле. Иногда ученики демонстрировали нежелание заниматься хореографией именно из-за страха получить низкую оценку.

Почему среди дошкольников так часто наблюдается отрицание низких отметок, завышение собственных способностей, приписывание себе не имеющих места хороших качеств? Дело в том, что вышеперечисленные факты служат защитной реакцией для нервной системы ребенка и несут в себе функцию самосохранения, защищая восприимчивого малыша от излишнего разочарования, страха, чувства вины и, в конце концов, нервного срыва. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), переживая неуспех, как правило, теряют настойчивость. Успех же, напротив, стимулирует их деятельность. Поэтому, наблюдая неудачу ребенка или его нежелательное поведение, не следует торопиться с резко негативными оценками. Обсудив ситуацию, можно поговорить о возможных вариантах её исправления, путях, которые могут привести к успеху, дальнейшей перспективе. Как уже говорилось выше, вместо «навешивания ярлыков» лучше дать малышу возможность исправить поведение и помочь увидеть свои положительные качества.

Нельзя не согласиться с Н. В. Кузьминой в том, что «Без контроля, без обратной связи, без сведений о том, какой и почему получен результат, без последующей коррекции ошибочных действий, обучение становится «слепым», неуправляемым». И отметка как форма оценки помогает учителю в его деятельности и в деятельности ученика. Как писал Б. Г. Ананьев: «Оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности». Но в то же время, балльная система таит в себе немалую опасность – сдвиг мотива на цель. Отметка сама по себе становится желаемым результатом занятий, а сам процесс обучения, знания и навыки, приобретаемые человеком, отходят в сторону, становятся второстепенными или вовсе теряют свою ценность. Если родители и педагоги будут ориентировать ребенка только на получение положительной отметки и при этом не смогут раскрыть для него привлекательность деятельности как процесса, не покажут, как знания могут применяться, чем они полезны, то человек перестанет замечать сам процесс обучения, не сможет им наслаждаться, получать удовольствие от приобретенных знаний и навыков.

В конце концов, слепая нацеленность на результат приводит к утрате осознания смысла жизни как процесса. А это глобальная проблема современного общества, в котором многие люди, стремясь достичь своей цели, используют любые средства и методы, в том числе морально и социально неприемлемые. А достигнув желаемого, не могут испытать чувства удовлетворения, радости и счастья, оглядываются назад и с удивлением обнаруживают, что жизнь прожита, но не замечена ими, результат есть, а процесса не было, так как путь к цели был прожит «вслепую». Поэтому нельзя недооценивать роль оценок, которые мы даем детям в раннем возрасте, и того, насколько важными станут «отметки» для формирующейся личности.

Ещё Л. С. Выготский писал о том, что: «… отметка представляет из себя настолько постороннюю всему ходу работы форму оценки, что очень скоро начинает доминировать над собственными интересами обучения, и ученик начинает учиться ради того, чтобы избежать дурной или получить хорошую отметку». Кроме того, Выготский говорил об опасности сдвига мотива на цель: «Учатся для того, чтобы выдержать экзамены, а экзамены выдерживаются для того, чтобы получить диплом», что в результате для ребенка может послужить причиной многочисленных стрессов и невротизации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что оценка, безусловно, должна присутствовать при общении с ребенком, так как она оказывает направляющее воздействие и под её влиянием у детей формируются такие важные качества личности, как самооценка и уровень притязаний, что, в свою очередь, является сильным корректирующим фактором поведения и деятельности. Но оценка должна даваться действиям и поступкам человека, не затрагивая его личности. Выставление же отметок, по моему мнению, вообще не должно иметь места в работе с дошкольниками, так как первостепенными задачами являются: научить ребенка получать удовольствие от процесса учебной, трудовой и творческой деятельности; радоваться полученным знаниям и навыкам и уметь применять их; привыкать сравнивать себя с самим собой в прошлом, настоящем и будущем, а не с другими людьми. Безусловно, данная работа гораздо сложнее, чем использование балльной системы, она требует вдумчивого, внимательного отношения к своим подопечным, предполагает психологическую грамотность и постоянное самосовершенствование педагога. Кроме того, необходима разработка альтернативных методов оценки: например, таблиц достижений каждого ученика, где он сравнивается сам с собой, оцениваются его качества и полученные навыки, степень удовлетворенности от процесса и результата познания. Или совершенствование и более активное внедрение уже существующих в ДОУ оценочных карт, которые выполняют ориентирующую роль, показывая эталон поведения, действий, и помогают дошкольнику соотнести свои действия с изображением и оценить их самостоятельно. Если же для педагога отслеживание успеваемости является критичным, то он может отмечать баллы самостоятельно, не оглашая их для своей аудитории. Уверена, что потраченные усилия окупятся, ведь в результате мы получим более здоровое, грамотное, мыслящее и счастливое общество, ориентированное на сам процесс и результат деятельности, а не только на полученную оценку.


Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1980. - 172 с. С. 153.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. – М. : Педагогика, 1980. – Т.2: Психология педагогической оценки. – 288 с. С.14

Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика, 1991. – 490 с. С.268

Светлана Канищева
Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности

Известно, что планируя непосредственную образовательную деятельность воспитатели обязательно определяют : цели, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие, форму организации занятия (индивидуальную, подгрупповую, фронтальную, методы (практические, наглядные, словесные, игровые, содержание (интеграция образовательных областей, структуру, способы организации детей относительно возраста и планируют желаемые результаты.

Хочется остановиться подробней на оценке результатов деятельности детей воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности .

При планировании результативности НОД воспитатель должен предусматривать не только желаемые результаты и ориентироваться исключительно на результат, но и уделять внимание самому процессу познания или деятельности . Необходимо обратить внимание на желание, старание, активность ребенка в ходе выполнения заданий.

Нужно ли ребенку оценивание его деятельности педагогом во время занятия? Конечно, да, так как оценивание имеет воздействие на ребенка. Это воздействие определяется как ориентирующее и стимулирующее. Дать ребенку понять результативность своих знаний, умений и навыков - функция ориентирующего воздействия оценивания . Стимулирующее воздействие оценивания определяет переживание детьми своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности .

При оценивании необходимо учитывать возрастные особенности детей .

В младшем дошкольном возрасте оценка результатов деятельности детей должна идти по ходу занятия, а не в конце. Это важно. При этом и замечания, и подсказки должны исходить не от воспитателя, а от сказочного игрового персонажа (лисичка, а не воспитатель просит малыша нарисовать лучики у солнышка) . Ребёнку младшего дошкольного возраста не нужно прямо указывать на недостатки в его деятельности (работе, так как это может привести к отказу от дальнейшего выполнения задания. А лучше рассказать, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. (Например, ребёнок нарисовал солнышко без лучиков, воспитатель от имени лисички может сказать, что ей будет холодно и темно, если лучики не будут освещать и согревать Землю)

В среднем дошкольном возрасте ребенок уже спокойнее относится к оцениванию и критике если они звучат, как напоминание о выполнении определённых правил игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Но будет лучше, если ребенок выполняет задание в роли кого-либо (строителя, ученика, персонажа и. т. д.)

В среднем дошкольном возрасте ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной целью или образцом и оценивать выполненную работу самостоятельно.

В старшем дошкольном возрасте также как и в младшем, неудачно выполненное задание часто приводит ребенка к растерянности и отказу от работы, особенно, если на это указал взрослый. Поэтому в старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделить формированию самооценки и самоконтроля ребенка. (Например, вместо того, чтобы указывать на недостаток в работе, спросить у него : «А как он оценивает свою работу ? Что он хотел бы изменить или исправить?». Важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок имел возможность добиться успеха. Задача взрослого – научить детей относиться к неудаче, как к естественному процессу обучения. «Не ошибается тот, кто ничего не делает» .

Главное, что должен помнить воспитатель, что руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме , так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра . И только к семи годам (к школе) ребенку необходимо сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности .

Публикации по теме:

Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста Тема самообразования: «Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста». Счет –.

«Поисково-познавательная деятельность как средство формирования у детей дошкольного возраста театрализованной деятельности» ПРОЕКТ “ Русские.

Формирование положительной мотивации у детей «ПОХВАЛА КАК СТИМУЛ» Если вам хочется похвалить кого-то - сделайте это немедленно, а если поругать - отложите до завтра: возможно, вы.

Консультация «Формирование учебной мотивации у дошкольников» Развитие мотивации дошкольника. Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс.

В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект учебной деятельности по нравственному воспитанию для детей старшего возраста «Путешествие на острова» Занятие проводилось в старшей группе компенсирующей направленности. В группе всего 15 человек: 7 мальчиков и 8 девочек. В занятии участвовало.

Конспект занятия психолога в старшей группе детского сада по формированию положительной мотивации обучения Цели: Активизация желания учиться. Развивать тактильные восприятия. Развитие моторики и слухового внимания. Развитие воображения.

Очень мне понравилась эта статья. Иногда так глубоко не копаешься, а стоило бы...

О ВРЕДЕ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ В ДЕТСКОМ САДУ

С утра привела ребенка в садик. Заметила красивые ёлочки на каждом шкафчике, старательно раскрашенные малышами. Порадовалась, как красиво украшают к Новому году группу. А вечером я узнала, что ёлочки «с душком»…

Воспитатели придумали систему оценивания наших деток. И тут я почувствовала закипающую ярость.

Я вспомнила свою группу, своих деток-трехлеток во время обеда. И няню Олю, которая назидательно приговаривала, раскладывая по тарелкам второе:
- А Дедушка Мороз в окно за вами подглядывает, запоминает, кто как кушает. Кто хорошо кушает - тому и подарок принесет. А кто плохо кушает - без подарочка останется.
- Оля! - осаживала я няню грозным шёпотом, - Не превращай доброго волшебника в надзирателя! Дед Мороз всем дарит подарки, не зависимо от аппетита и поведения. Не надо ожидание праздника превращать в стресс сомнений «А вдруг мне ничего не подарят»

Я вспомнила очаровательного пятилетнего мальчика, которого привели ко мне на консультацию по причине формирующегося невроза из-за введенной воспитателем оценочной системы. Там были не наклеечки. Там были фишечки. На каждом шкафчике висел карманчик. За хорошее поведение и правильные ответы на занятиях воспитатель выдавала ребенку фишечку, которую нужно было положить в карманчик. За 10 фишечек на шкафчик приклеивалась медаль. Целый день, изо дня в день дети группы находились в стрессе оценивания и конкуренции. Самое ужасное было то, что заработанные фишечки воспитатель могла изъять из карманчика за «плохое поведение». Самый первый оделся на прогулку - получи фишечку. Самый последний оделся - минус фишечка. Дети наперегонки бежали к воспитателю завязывать шарфики и застегивать курточки (в 4-5 лет еще не все могут справиться с этим самостоятельно), чтобы не остаться последним и не потерять фишечку. При этом важно было еще никого не задеть, не толкнуть, потому что, если толкнешь, то минус фишечка. А если толкнули тебя - ты попадаешь в ситуацию, когда дать сдачи и отстоять свои границы равносильно потери фишечки и медали в перспективе. (Вы что для себя выбираете: отстаивание своих границ личности или продвижение по службе с повышением оклада? Согласитесь, подобный выбор может фрустировать.) Мама мальчика как-то застала в раздевалке такую сцену: малыш запутался в колготках и пока он их крутил и выворачивал, сильно отстал от остальных. Он рыдал и просил друга подождать его. Представляете дилемму пятилетнего ребенка? Поддержать друга в беде и потерять фишечку. Или сохранить девятую фишечку, за которой будет медаль, но есть риск потерять друга. Даже на уровне взрослого это непростой нравственный выбор. Не все дети могут справляться с таким нервным напряжением. Некоторые вылетают в невроз.

Я представила, что предстоит нам ближайшие две недели, пока на шкафчиках висят ёлочки. Каждый вечер ребенок будет мне перечислять, кому и за что дали наклеечку. Будет радоваться своей наклеечке и досадовать, когда наклеечка достанется другому. Может быть, до слез обидится, если решит, что наклеечки распределяют несправедливо. Или придумает всю прогулку спокойно просидеть на скамеечке, только чтобы заработать наклеечку. Дети в группе станут считать, у кого сколько наклеечек, и оценивать по ним, кто лучше, кто хуже. У детей в этом возрасте еще неустойчивая самооценка, отсутствие наклеечки может очень болезненно восприниматься. Дети могут начать смеяться над теми, у кого мало наклеечек. Активизируется чувство зависти. Ведь приз хочется каждому. Может возникнуть соблазн переклеить наклеечку с чужой ёлочки на свою. Я не хочу такого стресса ни для себя, ни для своего ребенка, ни для других детей.

Интересно, как бы в аналогичной ситуации чувствовали себя педагоги? Вот ёлочка Марьи Васильевны. Вот ёлочка Светланы Петровны. Дети голосованием каждый вечер решают, кто сегодня был лучшим воспитателем и кому дать наклеечку по итогам дня. У кого из педагогов будет больше наклеечек, тому от родительского комитета будет подарочек. Я бы не хотела оказаться в такой ситуации…

К счастью, нам очень повезло с воспитателями. Они действительно любят детей и творчески подходят к работе. Им казалось, что это будет интересная игра, которая будет стимулировать детей на хорошее поведение. Просто не знали о «побочных эффектах», о возможном негативном влиянии на детскую психику. Но на мою просьбу убрать систему оценивания отреагировали адекватно. Более того, из разговора с воспитателями я узнала, что ими подразумевалось модерирование ситуации, при которой «побеждает дружба» и приз получают все дети. Распределяя наклеечки, они собирались следить, чтобы у всех наклеечек было поровну. Казалось бы, гуманно. Но ведь это заведомая ложь. И как-то безнравственно по отношению к детям: «Старайтесь, деточки, старайтесь. А результат нам известен заранее» Ребенок, который действительно очень старался на занятии, в результате будет неприятно удивлен, что наклеечка досталась не ему, а другому ребенку, без объективных на то причин, просто потому что воспитателю нужно было как-то выровнять счет.

На следующий день «наклеечной» системы уже не было. Мама «из соседнего шкафчика» радостно выдохнула: «Хорошо. А то мне дочь с утра весь мозг вынесла, что если мы опоздаем на зарядку, она наклеечку не получит. Я уж приготовилась каждый день на полчаса раньше вставать»

Кстати, я очень лояльна к тем наклеечкам, которые клеит в тетрадку логопед при индивидуальных занятиях просто за то, что ребенок дома позанимался. Потому что в этом случае отсутствует сравнение с другими детьми.

Я считаю полезными игры-соревнования, даже если в них кто-то из детей бывает фрустрирован проигрышем - это тоже ценный для ребенка опыт. Но одно дела игра, ограниченная по времени и пространству. И совсем другое – рейтинговая оценочная система, которая охватывает всю жизнедеятельность ребенка внутри садика.

Не надо в детском саду фишечек-наклеечек. Берегите психику детей. Родители имеют полное право просить отмены подобных систем. В этом вас поддержат и методическое объединение психологов, и районо.

В 2013 году издательство «ДЕТ­СТВО-ПРЕСС» опубликовало учебно-методическое посо­бие Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» . За несколько лет в образовании произошли существенные изменения, в частности, вступил в силу новый документ - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором выделены 5 образовательных областей. В данной статье описывается содержание «Жур­нала наблюдения и оценки развития детей» для детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 8 лет в новой редакции и опыт его использования в детском саду.
Переработка содержания «Журнала наблюдения…» потребовала объеди­ненных усилий педагогов, чьи дошкольные образовательные учреждения включили в свои образовательные программы технологию «Сообщество».

В частности, большой вклад внесли педагоги ГБДОУ ЦРР № 60 Приморс­кого района Санкт-Петербурга. «Жур­нал наблюдения…», переработанный с учетом ФГОС, прошел апробацию во многих ДОУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В распечатанном виде «Журнал наблюдения…» для детей 1,5-3 лет занимает четыре страницы, для детей 3-8 лет - три страницы формата А4. С точки зрения экономии важно, что «Журнал наблюдения…» на каждого ребенка распечатывается два раза за весь период его пребывания в детском саду.

Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагоги­ческой диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования - поддержки ребен­ка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оп­тимизации работы с группой детей.

Для того чтобы добиться эффектив­ного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов, работа­ющих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня разви­тия каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития. Работа вос­питателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, опреде­ляет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осу­ществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивиду­альных интересов, возможностей и особенностей.

Современные образовательные программы ставят своей целью ин­дивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмо­циональном комфорте, стремление к созданию условий для свобод­ного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан на неформаль­ных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его. Систематическое структурирован­ное наблюдение является основным методом сбора информации для педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка.

Известно, что многие воспитатели негативно настроены к педагогической диагностике, поскольку не понимают ее цели, пользы для своей профес­сиональной деятельности. Изменение их мнения в лучшую сторону требует определенного времени и система­тической разъяснительной работы. Как и в любом непростом деле, важно двигаться «маленькими шага­ми». Так, можно сначала сократить количество документов (например, использовать только сжатый вариант «Журнала наблюдения…»), оформлять итоги педагогического наблюдения два раза в год - в сентябре и апреле - мае.

Организационная роль принадле­жит старшему воспитателю, который в начале года выдает на группы «Журналы наблюдения…» в соот­ветствии с количеством детей, таб­лицу фиксации результатов, бланки индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождает диагности­ческую деятельность на протяжении учебного года, а в конце года на педагогическом совете организует обсуждение достижений групп. Каждый из перечисленных выше документов нужно осветить в ходе индивидуальных и групповых кон­сультаций.

Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики

Наблюдение - это «процесс сбо­ра точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми» .

Наблюдение должно быть сис­тематичным и регулярным. Как пра­вило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентиро­вочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляют­ся стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагнос­тики воспитатель в сотрудничестве с педагогом-психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и др.) выделяют достижения и инди­видуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяют слабые стороны (про­блемы) освоения малышом образо­вательных областей в соответствии с критериями «Журнала наблюдения…», намечают задачи работы и проектиру­ют индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диа­гностика, по результатам которой оценивается степень решения сотруд­никами детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педа­гогического процесса с учетом но­вых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продви­нуться по-разному и решить разное количество задач развития, с учетом собственного уровня развития.

Использование «Журнала на­блюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости - промежуточной).

В «Журнале наблюдения…» пропи­саны критерии и подкритерии по всем областям. Педагог должен оценить ребенка согласно критериям развития, подкритерии служат только источником дополнительной информации, не оце­ниваются по отдельности и приведены по принципу «от простого к сложному» (например, критерий «Демонстрирует координированные движения» приме­нительно к ребенку 3-4 лет раскры­вается через возможность «ловить мяч двумя руками» (первый подкритерий), а для ребенка-выпускника важны и другие подкритерии - «Бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия» и «Прыгает через скакалку»).

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л. С. Выготского о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:
1 - начальная стадия;
2 - в развитии;
3 - при умеренной поддержке;
4 - самостоятельно;
5 - устойчиво.

Перечисленные понятия примени­тельно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

  • Начальная стадия. Данное ка­чество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по
    данному параметру отсутствуют.
  • В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взросло­го. Знания по данному параметру неустойчивые.
  • При умеренной поддержке. Дан­ное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по дан­ному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.
  • Самостоятельно. Данное ка­чество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.
  • Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в сво­их знаниях, использует их на практике.

Количественный анализ осущест­вляется согласно рекомендациям Н. В. Верещагиной . Подсчет результатов опирается на среднее значение, кото­рое в таблицах обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

Нормативными вариантами разви­тия можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (ус­ловно - высокий уровень развития) .

™Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 мож­но считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза (условно - средний уровень развития) .

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту (условно - низкий уровень развития) .

Указанные интервалы средних зна­чений носят рекомендательный ха­рактер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогичес­ких исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов диагностики детей данного возраста.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения…» в колонке по вертикали, соответству­ющей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес­тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, позна­вательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому ре­зультату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанни­ков; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагности­ки можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сен­тябрьской диагностики.

Из таблицы видно, что по гори­зонтали можно проследить за инди­видуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали - проана­лизировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и кон­кретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с пси­хологом и иными специалистами оп­ределяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и вза­имодействия с родителями.

Бланк индивидуального образо­вательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:

  • ™ Фамилия, имя ребенка.
  • Возраст ребенка.
  • Дата.
  • Основные достижения за пре­дыдущий период.
  • Задачи развития
  • Стратегии (в группе, дома).
  • Подпись родителя.

Заполнение бланка требует слажен­ной работы педагогического коллек­тива, медицинского персонала. Пер­вично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обра­щается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволя­ет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом со­вете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветить
итоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

В какой области дети продви­нулись в наибольшей степени?
- В какой области дети продви­нулись в наименьшей степени?
- Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?
- Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальней­шем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержа­ние «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые сущест­венно дополнят знания педагогов-прак­тиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблю­дения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Литература:

1. Верещагина Н. В. Результаты итогового мониторинга детского раз­вития (уровни развития интегративных качеств). Подготовительная группа. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Выготский Л. С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
3. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
4. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, М. Б. Знак. - СПб.: Свое издатель­
ство, 2013.
5. Свирская Л. В. Методика веде­ния педагогических наблюдений. - СПб. - М.: Линка-Пресс, 2010.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 1,5 до 3 лет

Ребенок __________ группа __________ пол __________
Воспитатели:
5 - устойчиво.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 3 до 8 лет

Ребенок __________________________________ группа __________________ пол __________
Воспитатели:_________________________________________________________________
Уровни показателей (баллы): 1 - начальная стадия; 2 - в развитии; 3 - при умеренной поддержке; 4 - самостоятельно;
5 - устойчиво.

Материал предоставлен за декабрь 2015 года.

В последнее время педагоги детского сада стали выставлять оценки (звездочки, цветочки и т.д.) детям дошкольного возраста. Оправданно ли это? В данной консультации я предлагаю педагогам задуматься над вопросом: Что важнее для дошкольников, похвала или оценка? А так же даю рекомендации, как правильно хвалить детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Жилко Наталия Викторовна ,

«педагог – психолог»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

г. Москвы детский сад № 915

Тема консультации: «Оценка или похвала, что важнее для дошкольника?».

Тема : Оценка или похвала, что важнее для дошкольника?

Цель консультации : Психологическое просвещение педагогов. Показать педагогам неприемлемость оценки для дошкольников. Напомнить о важности похвалы для детей. Рассказать, как дети воспринимают необдуманную похвалу. Познакомить с теми правилами, которые необходимо учитывать при похвале дошкольника.

2. http://adalin.mospsy.ru



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: