Нужно ли учить детей писать до школы? Надо ли учить детей играть.

Современные родители, очарованные идеей раннего развития, считают, что дети обязательно должны уметь писать задолго до того, как поступят в первый класс. Конечно, малыши чрезвычайно восприимчивы и с легкостью впитывают новые знания и умения. Их можно обучить и пению, и геометрии, и иностранным языкам. Только зачем? Сегодня мы поговорим о том, надо ли учить ребенка письму до школы.

Не стоит торопиться!

Педагоги начальных классов из года в год говорят мамам и папам, что не нужно самостоятельно учить дошкольников писать прописными буквами. Почему они столь категоричны? Знакомство с каллиграфией в этом возрасте исключено по следующим причинам:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Пятилетка еще не созрел для письма ни физически, ни психически: мелкая моторика рук не развита, не работают должным образом механизмы нервно-мышечной регулирования и зрительной координации, не завершено окостенение запястий и фаланг пальцев.
  2. Мало у кого из родителей имеется специальное образование. Ведь буквально для каждой буковки разработан определенный алгоритм ее написания, которому учитель посвящает несколько уроков. Чаще всего самостоятельное натаскивание приводит к ошибочной технике письма.
  3. У детей, научившихся писать рано, часто наблюдается плохой почерк. Чтобы овладеть навыком каллиграфии, необходимо не менее часа в день прописывать буквы, что, согласитесь, невозможно в случае с дошколятами. Помимо этого рядом с ними должны быть и мамы, приглядывая за точным отображением того или иного элемента, что тоже затруднительно. В итоге, оставшись без присмотра, чадо пишет так, как ему удобнее. И за партой его будут не обучать, а переучивать.
  4. Специалисты отмечают, что даже в подготовительных группах садика ребятишки не всегда могут сориентироваться в таких необходимых для написания характеристиках, как право-лево, верх-низ, ближе-дальше и т. д. Что уж говорить про младших деток.

Готовимся к письму

Педагоги говорят, что некоторые первоклашки сталкиваются с многочисленными трудностями при работе в прописях:

  • они не умеют правильно держать ручку;
  • не ориентируются на листе тетради;
  • периодически разворачивают ее при штриховании;
  • рисуют очень маленькие картинки на бумаге.

Эти особенности свидетельствуют о том, что взрослые попросту не уделяли достаточного внимания детям при домашних занятиях. То есть в дошкольном возрасте нужно не учить малыша красиво выводить буквы, а совершенствовать точную моторику пальчиков, память, мышление и речь. Также подготовка должна включать задания на развитие координации руки и глаз. Как помочь дошколятам?

Задания для подготовки руки к письму

  1. Очень важно научить ребенка правильной посадке за столом, положению альбомного или тетрадного листа, рук, карандаша. Будущему школьнику будет намного проще выполнять такие же требования при работе в прописях.
  2. Рисуем изображения, в которых сочетаются самые разные линии: прямые, вертикальные, наклонные, волнистые. В средних группах детского сада можно рисовать дорожки, столбики и ленточки, постепенно переходя к замыканию линий в форме кружков (колечки и клубочки). В старшем дошкольном возрасте упражнения становятся более сложными: размещение палочек, дуг, овалов и кругов в клетках.
  3. Кто говорит, что дошкольники не пишут диктанты? Графические упражнения научат правильно определять направление, писать под диктовку взрослых и даже немного считать. Например: «Одна клеточка вниз, три клетки направо» и т. д.
  4. Штриховка поможет вашему чаду сформировать полезное умение равномерного движения руки под зрительным контролем. Научите ребенка проводить горизонтальные, параллельные и наклонные черточки одним движением карандаша.
  5. Еще один эффективный способ – раскрашивание картинок в специальных книжках. Это упражнение совершенствует силу нажима, делает движения пальцев координированными (либо можно скачать и распечатать раскраски у нас на сайте ).
  6. Предложите крохе скопировать приглянувшиеся картинки на прозрачную бумагу. Отдавайте предпочтение узорам, ведь в них огромное количество завитков, узелков, крючков, которые являются элементами прописных букв.

В 3-6 лет ребенок уже формирует свою систему взаимоотношений с внешним миром. Он уже самостоятельно мыслит, анализирует полученные эмоции, становится любознательным: вопросы «как», «зачем», «почему» - его основной инструмент познания мира. В этом возрасте совершенствуется память, у ребенка не просто накапливаются впечатления и обогащается жизненный опыт, но и происходит логическое осмысление того, что было получено через органы чувств. Ребенок начинает чувствовать свое эго - осознает себя как личность, критически относится к своим поступкам и мыслям.

Хочу, чтобы ты все знал

Конечно, в таком возрасте большую роль играют еще чувства и переживания, но, тем не менее, у ребенка уже развивается самодисциплина, воля, появляется возможность контролировать себя . Он начинает усваивать правила поведения в детском саду, в обществе, в семье. Появляются такие чувства, как дружелюбие, сострадание, внимание к людям, чувство долга. В процессе обучения и воспитания надо учесть возросшие возможности психики и физиологии ребенка, но нельзя их переоценивать.

В 60-70 -е годы прошлого века общественность довольно остро поставила вопрос о методах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в связи с научно-техническим прогрессом и акселерацией. В средствах массовой информации был широко освещен опыт воспитания семерых детей семьей Никитиных . В результате применения методики Никитиных, их дети в три года умели читать, в пять - считали до миллиона, решали алгебраические задачки, знали таблицу Менделеева, иностранные языки.

Этим экспериментом было вызвано много дискуссий, одни его одобряли, другие же порицали. Такие ученые, как И.А. Аршавский, Г.Н. Сперанский, педагог Н.М. Аксарина считали, что переоценивать возможности ребенка в раннем возрасте просто недопустимо . Психолог Л.С. Выготский писал о том, что каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребенка и плохо отразится на его умственном развитии.

Многие родители, да и педагоги, торопились в 3-4 года научить детей читать и писать, ссылаясь на ускоренные темпы двадцатого века. Но так поступать не стоит. Ребенок имеет еще слишком скромный жизненный опыт, и чтение для него имеет в основном чисто механический характер. Он не может пока почувствовать и понять всю красоту и богатство печатного слова. Желание форсировать обучение ребенка педагоги Ф.А. Сохин и А.М. Фонарев называли «искусственной акселерацией»

Организм и психика ребенка развиваются поэтапно, каждый возрастной период приходит вслед за другим.

Жан-Жак Руссо писал, что, нарушая этот порядок, мы выращиваем плоды, не имеющие ни вкуса, ни зрелости, и которые незамедлительно испортятся.

Польский педагог Я. Корчак считал, что нельзя обучать детей «ненатуральности» - бессмысленно твердить зазубренные «взрослые» фразы. Дети не могут думать как взрослые , они по-детски вникают во взрослые проблемы, из-за недостатка опыта и знаний процесс их мышления происходит по-другому .

Эмоции, переживания, недоступные осмыслению, будут для ребенка таким же лишним балластом, как и знания, полное значение которых он не в состоянии понять.

Оценим возможности дошкольника

В возрасте 5-6 лет дети способны овладеть счетом , складывать и вычитать в пределах ста, решать несложные задачки, находить части от целого, производить измерение объемов сыпучих и жидких тел при помощи мерки, различать геометрические фигуры и тела. На развитии способностей ребенка благоприятно сказывается использование «наглядных пособий», тесно связанных с бытом, природой, являющихся объектами реальной действительности.

Бурно развивается речь дошколят. Они даже сами выдумывают новые слова. Они обогащают свой лексикон, формируют связную и эмоционально окрашенную речь, гамма их интонаций становится более насыщенной. Дети начинают свободно выражать свои чувства и мысли, с охотой читают стихи, с интересом относятся к поэтическим образам.

Старайтесь поощрять стремление детей высказываться, намеренно создавая ситуации, в которых будет развиваться и совершенствоваться их разговорная речь. Также происходит и формирование внутренней речи, когда дети оказываются в ситуациях, заставляющих их внутренне соглашаться, сомневаться, утверждать или отрицать.

Процесс развития речи обуславливает более активное включение ребенка в жизнь коллектива, семьи. Получая от взрослых какие-либо поручения, он уже мысленно составляет план действий и представляет, как должен выглядеть результат.

Одним из важных этапов психического развития детей является способность ориентироваться в пространстве и времени . Первоначально они осваивают понятия «быстро», «долго», «немедленно», «постепенно», потом начинают различать время суток, к 6-7 годам уже способны узнавать время по часам.

Как и когда учить писать и читать?

По поводу вопроса, когда же стоит начинать обучать детей чтению , профессор Н. М. Аксарина не рекомендовала делать этого до пяти лет, так как до этого возраста ребенок не осознает еще полностью смысл прочитанного. При изучении азбуки с самого начала надо научить ребенка правильному произношению звуков. То же самое относится и к обучению чтению: важно соблюдать определенные педагогические правила.

Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит), он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей .

В. А. Сухомлинский старался превратить обучение детей чтению в радостный процесс, который бы оставлял в их жизни глубокий яркий след. Занятия с детьми до их поступления в школу он проводил на природе, в общении с ее естественной красотой.

Если привнести в обучение детей чтению и счету элементы занимательности , оно будет приносить им удовольствие. Однако если прибегать к окрикам и наказаниям, торопить детей, проявлять раздражительность, у них может сложиться отрицательное отношение к таким занятиям.

Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера , т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок.

Нежелательна также и поспешность в желании некоторых родителей научить писать детей дошкольного возраста. В школе детей обучают по специальной методике, которая позволяет им выработать красивый почерк. Сформировавшийся до поступления ребенка в школу неправильный почерк довольно трудно исправить, иногда это чревато слезами и другими проблемами.

Достигнув возраста 3-6 лет, дети обычно проявляют творческие способности . Им интересны занятия рисованием, лепкой, музыкой, вокалом, танцами. И в детском саду, и в семье найдется много возможностей для эстетического воспитания дошколят и развития их прирожденных талантов. Этому могут способствовать экскурсии и прогулки со взрослыми, только нельзя допускать, чтобы дети перенапрягались и перевозбуждались. Самым благоприятным влиянием на их эстетическое развитие будет общение с природой.

После поступления в школу ребенку следует прививать и трудовые навыки - заниматься уборкой помещения, наведением порядка в комнатах, обращению с простейшими инструментами (ножницы, молоток). Труд ребенка по содержанию и характеру должен соответствовать его возрасту, он должен подвергаться организации и контролю. Ни в коем случае нельзя привлекать детей к тяжелым физическим работам, нельзя давать им такие поручения, в ходе выполнения которых дети могут получить травмы.

Насколько важно обучить своего ребенка письму и чтению перед поступлением в школу? Бытует мнение, что все дети должны выходить из стен детского сада уже пишущими и читающими. Психологи же считают, что родители намеренно способствуют раннему развитию ребенка, чтобы реализовать свои несбывшиеся желания, а также для того чтобы иметь предмет гордости перед окружающими людьми. Есть такие школы, которые принимают на обучение в первый класс детей, уже обученных «азам». Поэтому вопрос надобности таких умений в дошкольном возрасте — открытая и актуальная тема.

Трудности обучения письму

  1. Наверняка, мало кто из нас знает, что неправильное первичное обучение письму и чтению может стать в будущем причиной трудностей в школьном обучении. Только опытные педагоги знают все тонкости сего процесса, приводя ряд доводов для родителей.
  2. Обычно дошколята в старшем возрасте не обладают всеми нужными навыками для обучения письму в такой период. Все это обусловлено тем, что у ребенка дошкольника еще недостаточно развита мелкая моторика рук. Если быть точнее, фаланги пальцев и само запястье пока еще не приспособлены к овладению письменными принадлежностями и письму. К тому же препятствием к учебе письма может помешать не до конца развитая зрительно-моторная координация.
  3. Правила чистописания подразумевают только индивидуальное несколькочасовое обучение написанию каждой литеры. Родители, не обладая педагогическим образованием, не смогут полноценно обучить ребенка правильной технике написания.
  4. Большинство педагогов, в руки к которым попадают дети, умеющие писать, жалуются на то, что их приходится попросту переучивать. Каллиграфия диктует правила индивидуального обучения каждой букве в течение нескольких часов минимум. Вряд ли дошкольники обладают такой усидчивостью, чтобы высидеть эти занятия.
  5. Практически все дети в дошкольном возрасте не умеют правильно ориентироваться на поверхности чистого листа. Это говорит лишь о том, что пока ребенку будет достаточно обучения рисованию, но никак не письму.

Какие навыки письма нужны дошкольнику?


Узнав о вышеуказанных трудностях, не стоит делать поспешных выводов. Занятия родителей со своим дошкольником должны включать следующие упражнения:

  1. Ребенок должен занимать правильное положение тела за столом, брать карандаш, тетрадь либо альбом. Для этого следите за:
    • ровным положением спины;
    • ноги ставят на полу вместе;
    • локти рук лежать всегда на письменном столе;
    • между грудью ребенка и столом должно быть 2 см;
    • поворачивать лист для письма нужно не более чем на 30 градусов.
  2. Научите своего дошкольника рисовать разные линии, например, ровные и волнистые, вертикальные и наклонные. Также в возрасте 4-5 лет нужно учиться рисовать круги, овалы, окружности.
  3. Графические диктанты. Таким упражнениям можно научиться, если найти в интернете видео уроки.
  4. Следующее упражнение — штрихование. Для полноценного развития зрительного контроля у ребенка, научите его рисовать штрихи карандашом в разных направлениях.
  5. Раскраски. Регулярные раскраски рисунков помогают ребенку учиться правильному нажиму на карандаш, координации.

Если ваш ребенок обладает такими навыками, он считается готовым к поступлению в первый класс.

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?


Начиная с пятилетнего возраста ребенок вступает в новую фазу развития — речевая одаренность. Как говорят психологи, в таком возрасте дети гораздо легче обучаются чтению, нежели в 7-8 лет. Такие умения в раннем возрасте развивают у ребенка мышление, фантазию, логику и память. Многие педагоги и психологи также настаивают на том, что грамотные, развитые интеллектуально люди — это следствие накопления информации из книг.

Поэтому можно смело утверждать, что читающий первоклассник — находка для учителя. Не страшно, если одна часть класса будет уметь читать, а другая только учиться этому навыку. Это совсем не означает, что читающий первоклассник будет бездельничать в это время. На самом деле педагог разрабатывает дифференциальный подход к учебе неравномерно развитых детей.

Запрещено обучать чтению ребенка, который не стремится к этому и отказывается от занятий. А чтобы возродить в ребенке желание знакомства с книгой, нужно создать соответствующую книжную атмосферу вокруг. Для этого постоянно читайте своему чаду книги, а также рассуждайте с ним по поводу прочитанного. Чтобы обучение прошло успешно, и педагогу в первом классе не пришлось переучивать ребенка, родители должны быть осведомлены правилами учебы чтению.

Подытожить можно следующим образом:

  1. Чтобы успешно обучать ребенка чтению, нужно обладать знаниями о методике обучения. Лучше, конечно, доверить свое чадо специалистам.
  2. Обучать ребенка может специалист, если ребенок не противится занятиям и проявляет интерес.
  3. Ни одна школа не имеет права требовать от первоклассника умения читать. Для поступления требуется психологическая подготовка ребенка: развитое мышление, память, воображение, речь.

В силах родителей способствовать развитию ребенка, проводить с ним как можно больше времени. А обучение письму и чтению лучше предоставить профессиональным педагогам.

Видео


Вопрос, обязательно ли учить ребенка писать до поступления в школу, задают себе многие современные родители. Сейчас достаточно распространено мнение о том, что дети должны выйти из детского садика читающими и пишущими.

Более того, некоторые мамы и папы гордятся ранними умениями своих чад, а ряд учебных учреждений выдвигают это условие при приеме в первый класс.

Сегодня мы поговорим, имеет ли смысл учить ребенка письму до школы.

Чем же руководствуются родители, стремясь как можно раньше привить грамотность детям? Одни мамы и папы хотят скорее научить малыша выражать свои мысли через письмо.

Другие взрослые уверены в том, что умение держать ручку – хорошее упражнение для интеллектуального развития.

Третьи стремятся передать своим чадам максимальное количество навыков, чтобы облегчить обучение в начальной школе. Стоит ли так делать?

Учим писать до школы – возможные трудности и проблемы

Учителя начальных классов и детские физиологи в один голос убеждают родителей, что не следует самостоятельно обучать дошкольников умению писать прописными буквами. Какие же доводы они приводят?

  1. Старшие дошколята не способны в полной мере овладеть навыком письма, поскольку у них недостаточно развита мелкая моторика, не готовы запястья и фаланги пальцев, не работает зрительно-моторная координация.
  2. По правилам чистописания изучению каждой буквы педагог уделяет несколько часов. Мало кто из мам может похвастаться специальным педагогическим образованием, поэтому зачастую самостоятельные занятия приводят к неправильной технике письма.
  3. Многие педагоги жалуются, что первоклашек, рано научившихся писать, приходится не учить, а переучивать. Если вы хотите обучить свое чадо навыку каллиграфии, нужно прописывать буквы около часа в день. Дошкольникам подобная усидчивость еще не свойственна, да и мамам сложно все время сидеть рядом с малышом.
  4. Даже воспитанники подготовительных групп не всегда правильно ориентируются в пространстве листа, не все дети знают, где правая сторона, а где левая. А в более раннем возрасте малышам еще сложнее понять принцип написания букв в тетради.

Как подготовить ребенка к письму?

Однако вышеописанные сложности не означают, что родителям не нужно заниматься с детьми.

Педагоги делают важное уточнение – в дошкольном возрасте следует развивать точную моторику пальцев, а не учить кроху выводить на бумаге красивые и ровные буквы.

Какие упражнения могут вам в этом помочь?

1. В первую очередь, взрослым необходимо следить за тем, чтобы дети правильно сидели за столом, располагали альбомный или тетрадный лист, держали ручку или карандаш . В этом случае будущий первоклассник избежит проблем при работе в прописях. При письме нужно соблюдать ряд важных правил:

  • ребенок должен держать спину прямо;
  • ноги на пол нужно ставить вместе;
  • локти должны лежать на парте;
  • расстояние между грудью и краешком столешницы составляет около 2 см;
  • бумажный лист необходимо располагать под углом в 30 градусов (нижний левый угол при этом направлен на середину груди).

2. В дошкольном возрасте следует рисовать такие изображения, которые сочетают различные линии : волнистые, прямые, наклонные и вертикальные. Если в 4-5 лет дети рисуют колечки и клубочки, то в старших группах малыши выполняют более сложные упражнения – размещают круги, овалы, палочки в тетрадные клетки.

3. Графические диктанты – замечательные упражнения, которые учат ребенка ориентироваться в пространстве листа, писать под диктовку взрослых и немного считать. В Интернете можно найти множество подобных заданий, когда малыш, последовательно соединяя клеточки, получает в итоге изображение какого-либо животного.

4. Штрихование также помогает детям развивать зрительный контроль над движениями рук. Постарайтесь научить свое чадо одним движением карандаша выполнять параллельную, горизонтальную и наклонную штриховку.

5. Раскраски являются еще одним эффективным способом подготовке к письму. Подобные упражнения формируют правильный нажим, координируют движения детских пальцев.

Как правильно учить ребенка писать?

Чтобы у первоклассников не было проблем с обучением письму, нужно еще в дошкольном возрасте научить детей правильно держать ручку.

Неуклюжий захват не только негативно влияет на почерк, но и доставляет неудобство самому ребенку. Предлагаем несколько эффективных методов обучения малыша письму в игровой форме.

Как же правильно держать письменные принадлежности во время работы в тетради? Положите карандаш на верхнюю фалангу среднего пальчика, прижав его сверху большим пальцем, а сбоку – указательным. Мизинчик и безымянный палец при этом нужно загнуть вовнутрь ладони.

К сожалению, многим детям непонятно, как привести свои пальчики в нужное положение. Вот почему существует несколько способов, которые помогут без проблем научить кроху правильно держать ручку.

1. Пинцетный захват

Возьмите карандаш тремя пальчиками за самый кончик и поставьте его вертикально на стол. Теперь скользите плавно вниз, пальцы сами займут правильную позицию. Сначала продемонстрируйте этот метод крохе на своем примере, затем предложите ему повторить за вами.

2. Игра «Спокойной ночи, карандаш»

Такая методика подходит для самых маленьких детей. Предложите своему чаду «уложить» уставший карандашик спать. При этом средний палец выступает в роли «кроватки», кладем на него средство для письма. Под «головку» (конец карандаша) помещаем указательный палец – «подушку». Сверху накрываем всё «одеялом» – то есть большим пальцем.

3. Занятие с салфеткой

Пожалуй, это самый наглядный и потому эффективный способ. Для его реализации вам понадобится обычная бумажная салфетка. Сложите в несколько раз и попросите кроху прижать ее мизинцем и безымянным пальцем к ладони. Теперь ребенку будет проще взять ручку тремя свободными пальцами.

4. Применение насадки

Современные изготовители предлагают огромный выбор специальных насадок для ручек и карандашей. Большой плюс – они выполнены в форме цветных забавных зверят и очень нравятся детям. Подобные устройства существуют как для правшей, так и для левшей. Ваше чадо просто не сможет взять ручку с такой насадкой неправильно.

5. Ручки-тренажеры

Обучающая ручка имеет трехгранную форму, ее корпус изготовлен из мягких материалов и обладает специальными углублениями для детских пальчиков. Процесс письма облегчает также уменьшение веса и длины изделий. Ну а для того чтобы кроха не заскучал над тетрадкой, производители побеспокоились о веселом дизайне и яркой расцветке.

6. Игра с дротиками

Научите малыша играть в обычный дартс. Оказывается, эта игра способствует выработке правильной технике письма, поскольку положение пальцев на дротиках такое же, как и на карандашах. Объясните детям, что ручка – это своего рода дротик, а лист бумаге – это своеобразная мишень.

7. Точка на пальце

Еще одна легкая методика – поставить фломастером точку на верхнюю фалангу среднего пальчика. Крохе нужно рассказать, что так вы пометили то место, где должна располагаться ручка. Поставьте еще одну метку, только в виде линии, на нижнем конце карандаша. Объясните, что детский пальчик не должен спускаться ниже этой черточки.

Итак, многие специалисты уверены, что не следует целенаправленно учить детей письму в раннем и дошкольном возрасте. Пусть этим занимается классный руководитель, а вы потратьте освободившееся время на обучение малыша правильному захвату ручки. Игры, совершенствующие мелкую моторику, также помогут вам подготовить ребенка к школе.

Другая информация по теме


  • Как поступить, если малыш плачет при расставании с родителями? Или как правильно говорить «Пока»

  • Мой упрямый малыш или как бороться с упрямством?

  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 1)


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: