Нравятся ли цыганам русские девушки. Под волчьим солнышком

В конце 1970-ых годов в Слуцке, как и на большей территории Союза, началась эпоха индийского кино, когда наши слуцкие девчонки, рыдая в кинотеатрах, представляли себя в объятиях Митхуна Чакроборти или Амитабха Баччана. Далёкие корни и внешнее сходство звёзд Боливуда с простыми цыганами делали связи с последними привлекательными. В числе таких почитательниц индийского кино была и моя собеседница Светлана.

Мы познакомились с ней недавно. Голубые глаза, курносый нос, светлое лицо. Но я сразу обратила внимание на её акцент и стиль одежды. Что-то не белорусское было в манерах общения этой уроженки Случчины. Через некоторое время я узнала, что Светлана много лет была женой цыгана и жила в его семье. После долгих уговоров она согласилась дать интервью газете «Кур"ер» и рассказать о жизни слуцких цыган.

Любовь с первого взгляда
— Света, как случилось, что ты вышла замуж за цыгана? В Слуцке не нашлось белорусских парней?
— Да нет, парней хватало. Но однажды пошли мы с подружкой в Дом офицеров (в 11 в/г) на танцы. Там я увидела его и сразу влюбилась. Было мне тогда 18 лет. Он тоже обратил на меня внимание и пригласил на танец. Познакомились, начали встречаться.
Мы тогда с матерью жили в 12-м военном городке. В один из дней, когда её не было дома, мой цыган пришёл ко мне. Всё случилось само собой. Как только он понял, что был у меня первым, предложил выйти за него замуж.
Моя мать была не против нашего брака. Его родители тоже отнеслись спокойно к выбору сына. Свадьбу сыграли по-русски.

— Как это — «по-русски»?
— Это значит, без цыганских свадебных традиций.
По цыганской традиции после свадьбы надо было его тёткам простыню показывать, на которой молодые провели первую брачную ночь. А этого, естественно, нельзя было делать, так как мы с ним её до свадьбы провели.

— И что бы это изменило?
— По их законам, если простыня окажется чистой, то родители невесты должны будут выплатить родителям жениха сумму денег, о размере которой сами договорятся. Иногда родители невесты, уверенные в непорочности своей дочки, могут обратиться к врачу, слово которого и будет последним в этом споре. Цыганских девушек рано отдают замуж, тогда и проблем с этим меньше.

Моя семейная жизнь в «таборе»
— Какой была твоя семейная жизнь? Какие обязанности у цыганской жены?
— В круг моих обязанностей входили обычные женские дела: стирка, уборка, приготовление еды и т. д. Но, кроме этого, что меня особенно вывело из равновесия, я должна была ходить вместе с другими цыганками по деревням и просить милостыню. Как оказалось, женщины — это основные добытчицы в семье. Если принесёт жена мужу что-нибудь вкусное поесть, она хорошая жена, если мало принесёт — плохая. За это муж может и побить.
В то время, когда я была женой цыгана, многие цыганские семьи жили куплей-продажей. Некоторые женщины зарабатывали, гадая на картах или предсказывая судьбу, находились и такие, кто был не прочь что-нибудь стащить.
Что касается гадания, то я не знала цыганок, которые гадают правдиво, и порчу тоже их никто снимать не учил. Такой вот вид заработка на наивных людях.
О наркотиках я не слышала, и, по-моему, тогда цыгане ими не промышляли.
…Через год у меня родилась дочь. И хотя свекровь нормально относилась ко мне и любила внучку, я всё равно должна была наравне со всеми добывать деньги и пропитание.
В один прекрасный день я отказалась идти с цыганками, а пошла и устроилась на завод. Родители мужа спокойно отнеслись к моему поступку. А вот супруг пилил меня, мол, почему работаю, а не хожу, как хорошая жена по деревням. После того, как он избил меня за отказ уволиться, я забрала дочь и ушла к своей матери.

— На этом и закончилась твоя цыганская жизнь?
— Если бы… Поселилась я у своей мамы. От мужа ни слуху, ни духу. И вот через какое-то время ко мне пришла свекровь. Мы с ней поговорили, она пообещала, что муж меня больше никогда не ударит и что всё будет хорошо. Я вернулась назад.
Но жизни уже не было. Муж стал изменять. Не мало цыганских мужчин, кстати, этим грешат, пока женщины добывают семье хлеб. Прожили мы так ещё несколько лет, и я снова ушла от него и подала на развод.
Всё было спокойно до знакомства с моим вторым мужем-белорусом. Как только мы с ним расписались, бывший стал преследовать меня. Сначала уговаривал вернуться к нему, потом угрожал. Было дело, даже подрался с моим супругом.
Хорошо, что я второму мужу всё рассказала про свою цыганскую жизнь, и он принял меня такой, какая есть. Вскоре я родила ему дочь.
Однажды, когда я была дома одна, бывший муж ворвался в комнату с ножницами и, схватив мои волосы, собранные в хвост, обрезал их. Этот акт по цыганским понятиям означает, что я теперь падшая непотребная женщина.

— Как дальше сложилась твоя жизнь и жизнь твоих дочерей?
— После этого случая я испугалась не на шутку. Я бежала из Слуцка, бросив всё. Забрала младшую дочь и уехала в Москву. Старшая же выбрала жизнь с отцом-цыганом. О ней знаю только понаслышке. Младшую я воспитываю как положено, в наших традициях.

Их нравы и традиции
— Правда, что среднее образование у цыган — это 4 класса?
— В большинстве своём это так. Но сейчас, насколько я знаю, есть семьи, где дети учатся, оканчивают школу и идут дальше. Здесь многое зависит от матери. Если цыганка захочет, чтобы её дети учились, они будут учиться. Ведь в цыганских семьях дети подчиняются только матери, отец очень редко принимает участие в воспитании детей. Мать для них и кормилица, и воспитательница, и хозяйка. Как она поведёт по жизни, так и будет. Некоторые семьи живут за счёт детей: милостыню малышам скорее дадут, да и в других делах они очень смышленые и юркие.

— Какие праздники принимают цыгане? Как отмечают?
— Из праздников, по-моему, отмечают только Новый год. Ходят друг к другу в гости, поздравляют. Но вот украшенных ёлок я ни у кого не видела. Нет у цыган и таких праздников как 8 Марта, 23 февраля и т. д. День рождения ещё могут отметить.
На праздниках цыгане отдают предпочтение водке. Еду готовят с большим количеством мяса. Они его очень любят. Если варят борщ, к примеру, то в нём мяса больше, чем остальных продуктов.

— Как относятся цыгане к семьям, которые отказываются от цыганской жизни, устраиваются на работу?
— Раньше такие семьи презирали. Хотя их и принимали, как должное, но потом тихо ненавидели за то, что те предали цыганские традиции. Встречала я цыганских детей, которые не хотели жить по-цыгански, думали о работе, но потом всё равно шли дорогой своих родителей. Уж больно сильны традиции в крови цыган.

— Цыганские песни и танцы — это только по телевизору или слуцкие цыгане тоже кое-что умеют?
— Ещё как умеют! Примечательно, что цыгане нигде не учатся, не берут уроки пения, но им с рождения присущи грация, хорошо поставленные голоса. Как они танцуют! Танцы мужчин особенно красивы. Всё это я видела на развесёлых цыганских свадьбах. Кстати, живя с ними, выучила много цыганских песен и тоже неплохо их пела на свадьбах.

— С цыганским языком были проблемы?
— Язык я выучила примерно за полгода и могла свободно общаться. И сейчас знание цыганского языка помогает мне. Дело было на рынке. Стою я у прилавка зимней одежды, прицениваюсь, с продавцом торгуюсь. И тут краем глаза вижу: мимо проходят две цыганки, и одна другой говорит, естественно, на цыганском языке, мол, ты меня прикрой, а я шапку сниму. Я разворачиваюсь и на цыганском языке: «Я вам сейчас такую шапку сниму!» В общем, без цыганского мата не обошлось. Они на меня глаза вытаращили и ходу от прилавка. А продавец мне очень благодарен был и хорошую скидку сделал. Так что пригодился язык.

Краткий русско-цыганский словарь
Цыгане — ромэлы
Муж — ром
Жена — ромны
Возлюбленный — лубано
Замуж — палором
Дом — кхэр
Деньги — лавэ
Жизнь — джеибэ
Несчастье — бибахт
Счастье — бахт
Свадьба — бияв
Гадание — драбакирибэ
Дурак — дылэно
Воровать - чорэс
Обманывать — хохавэс
Продать — бикнэс
Кушать — хава
Просить — мангэла
Карты — патря
Песня — гилы
Правда — чячо
Непотребная женщна — лубны
Да — исы
Нет — нанэ

Записала Жанна Авдеева

2. Своим национальным безалкогольным напитком цыгане считают чай. В чёрный чай добавляются различные травы и ягоды

3. Из алкогольных напитков цыгане больше предпочитают крепкие. Для мужчин предпочтительнее водка, для женщин – коньяк. Виноградные вина, как правило, не употребляются. Почётным считается много пить, но при этом не пьянеть

4. Молодым ромалам обычно запрещается употреблять алкогольные напитки при представителях старших возрастов или же предписывается спрашивать их разрешения

5. Культ возраста у цыган выражается уважением не просто к пожилым людям, а уважением к тому, кто старше, вообще. Мнение старших по возрасту воспринимается как авторитетное. Страшным преступлением считается поднять руку на старого человека, даже если он физически крепок

6. У многих цыган отношение к молодой женщине непочтительное до тех пор, пока она не родит ребенка. Зато статус матери окружён почётом

7. Традиционно цыгане много курят. Первая причина - мистическая. По древним поверьям, огонь и дым отпугивают бесов и неупокоенных мертвецов. Чтобы они точно не добрались до человека, курить надо непрерывно. Вторая причина - эстетическая. Считается, что от курева голос становится правильным для пения

8. Самый популярный вид цыганских сказок - страшилки. Обычными персонажами таких страшилок являются ожившие мертвецы и упыри, что, похоже, является отзвуком фольклора индийских предков, а также мелкие духи вроде леших и домовых

9. У некоторых цыган считается, что человеку на том свете нужно все тоже самое, что и в обычной жизни. Если умирает человек, то, в зависимости от его пола, родственникам или друзьям передают через гроб 3 предмета: икону (умер мужчина - мужскую, женщина - женскую), постель и ковёр, символизирующий дорогу

10. Из украшений, у цыган популярны сделанные из золота перстни. У восточноевропейских представителей этой народности в большой моде наборы из восьми перстней примерно одной толщины, по перстню на каждый палец руки, кроме больших, обязательно различающихся узором

11. Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье

12. Со стороны женщины считается невежливым проходить перед мужчиной, если можно обойти его сзади, и стоять спиной к мужчине, если он сидит

13. Короткие волосы у цыган – это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек

14. У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из своего общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика

15. Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому они так любят некоторые индийские фильмы

16. У цыган не принято говорить вслух о любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже в танце

17. Чаще всего, это очень талантливые, веселые и доброжелательные люди, богатые на песенные традиции, которые оказали большое влияние на культуру России

(На примере кочевых русских цыган и котляров XIX — XX веков).

Для начала - два факта, которые известны тем, кто читает жёлтую прессу, и действительно являются фактами.

1) За ежедневный прокорм в традиционной цыганской семье отвечает женщина.

2) Муж в традиционной цыганской семье имеет право ничего не делать.

«Баба целый день крутится, а мужик лежит, курит и чешет пузо и иногда даёт звезды обидчикам жены, и это есть древний кочевой обычай».

Как и в любом патриархальном обществе, у цыган было чёткое деление обязанностей, зависящих от возрастной категории, семейного статуса и пола. Никаких обязанностей не было у малышей; после них по разгруженности шли дети 7-12 лет и старики, которые вроде и совсем не бездельничали, и не работали особо. Уже больше работы давали подросткам. Больше всего домашней работы приходилось на молодую женщину (статус женщины, как и мужчины, зависел не от возраста, а от семейного положения), как правило, младшую невестку, а больше требований по «добыче» возлагалось на зрелых женщин, уже хорошо обучившихся ремеслу гадания (читай - умения быстро определить проблему клиента и дать меткий, хороший совет или позитивную «установку»). Прежде, чем мы перейдём к мужчине, небольшое лирическое отступление про женщин.

Котлярка с детьми в городе. 1940-е годы.

Что у котляров , что у русских цыган основным женским заработком были гадание и выпрашивание. Таким образом добывались «куски», т.е. простая пища, вроде ломтей хлеба, овощей, крупы, яиц, молочных продуктов, а также поношенная одежда, которая перешивалась, пускалась на тряпки и лоскуты (лоскуты отличались от тряпок тем, что использовались при изготовлении и починке одежды, постельного белья (!), полотенец и тканевой части шатра). В городе за гадание давали в основном деньги, как правило, «медь», т.е. мелочь - копейки, на которые на обратном пути в табор и закупалась ежедневная провизия. Но в города заходили чаще котлярки , нежели русские цыганки. Иногда женщин также просили сплясать, но в отличие от городских хоровых цыганок, для простых кочевых такой заработок был случайным, редким, и считался скорее детским. За серьёзную постоянную работу кочевыми цыганами это не считалось; хотя умение танцевать и было обязательным - но не по причине профессиональной, так сказать, ориентации. Полунасмешливое отношение к артистам, как к людям, занимающимся на постоянной основе чем-то «детским», осталось до сих пор. Кроме того, как и у русских, у цыган считается, что «творческая интеллигенция», или попросту «богема», ведёт более распутный образ жизни, чем другие цыгане. За обоснованность мнения ничего не скажу.

Перед уходом и по возвращении женщина хлопотала по хозяйству: носила воду, делала непременный чай (у русских цыган - в самоваре), кормила детей, готовила ужин (взрослые цыгане и подростки ели фактически раз в день, вечером), стирала-шила-подметала. Короче, как пишут в советских справочниках, положение приниженное, весь день по уши в хлопотах, и лично мне простую таборную женщину жалко. Впрочем, не могу сказать, что русские крестьянки не были так же по уши в хлопотах.

Ещё лирическое отступление: каждый вечер после ужина женщина отдыхала. Это был обычай - всем вместе готовить ужин (если табор не слишком большой), всем вместе его кушать, а потом всем вместе сидеть и лежать возле костра, ведя беседы, петь, играть и танцевать. Всеобщий релакс, выход напряжения, позволяющий тем же женщинам не сойти с ума от постоянных забот. Может, оттого и были молодые замужние цыганки веселей своих деревенских русских товарок. А может, это цыганский и русский стереотип - не поручусь.

Русские цыгане за чаепитием. Документальный кинокадр 1931 года.

Теперь вернёмся к простой и суровой таборной жизни.

Чай и сахар (а чай любили с сахаром вприкуску кушать) в деревнях цыганкам не подавали, он стоил денег. После удачной «работы» в городе их, конечно, могла купить и простая цыганка, но всё же обычно на бабьи заработки тут надеяться было нечего. А чай пили как минимум два раза в день: утром и вечером. Кроме того, вечером мужики любили пропустить рюмочку водочки. Причём деревенский самогон не сильно котировался, отношение к нему было настороженное. То есть, покупали водку в трактире - опять деньги. Мужик ходил в сапогах, при том, что сами цыгане их тачать не умели, а у крестьян - для людей с особо буйной фантазией - хороших сапог своего размера не наворуешься. На зиму русские цыгане вставали на постой в деревнях, ибо холодно, и тут гаданием не расплатишься. На крестины и свадьбу принято приносить подарки - «куски» и «медь» не сойдут! Потом, если ты отец жениха, то ты вообще всю свадьбу оплачиваешь, а там яства, вино, мясо - баба на столько не нагадает. Сундуки-ковры-перины, без которых кочевая жизнь тяжка, тоже тебе в окошко не подадут. И, наконец, дело чести семьи - чтобы бабы в семье ходили с серьгами и кольцами, которые заодно же приносят семье удачу. Вот тут и выступает на сцену цыганский мужик.

Краткая справка: мужик - это уже женатый цыган мужского полу. Стариков (имеющих внука от сына) тоже можно к ним отнести, но это более высокий социальный уровень. Почётный, так сказать, «мужчино».

Котляры решали эту проблему просто. Новички, не падайте в обморок - они, вообще-то, имели постоянное ремесло. Ходили по городам и весям с воплем «лудить-паять», а также изготавливали тазы-кастрюли-чайники-корыта и продавали сию полезную в хозяйстве хрень, самолично расхаживая с ней по дворам и улицам. Летом они добирались и до относительно северных городов, зимой кочевали всё больше по югам Российской Империи, поскольку снимать помещение в Румынии, откуда у них корни растут, были не привыкши, не было в Румынии обычая постоя. Надо сказать, котлярский бизнес отлично процветал и при СССР, с учётом постоянного дефицита разного рода предметов необщественного хозяйства. Более того, цыганские артели освоили и работу с колхозами и заводами, производя для них по договору мусорные и кухонные баки, подносы для столовых, баллоны и прочую несложную, но нужную фигню. Отдельные умельцы, если верить рассказам, даже умудрялись делать крышки для закатывания банок (в отличие от влахов , которые эти крышки сначала где-нибудь оптом скупали, а потом уже перепродавали втридорога) на радость хозяйкам.

Котляр за работой. Конец 1980-х. Фото из книги Е.Друца и А. Гесслера.

Русские же цыгане, как известно, постоянного всеобщего ремесла не имели (разного рода хоровых, военнослужащих и рабочих в расчёт не берём, с ними, кажется, всё ясно без специальных объяснений, и к тому же, это были тогда ещё не особо распространённые профессии).

Русский цыган-коновал. Этнографическая зарисовка XIX века.

Чем же, спросите вы, зарабатывали цыганские мужики? А вы напрягитесь и вспомните русский фольклор. Нет, я не про киднэппинг. Так, а весёлые вдовушки, это уже скабрёзность и вообще «гусары денег не берут!». Ну? Ну-ну-ну?!?! Правильно! Цыгане продавали лошадей!!! Даже дворянам и государству (для армии). И были это именно русские цыгане.

А чтобы торговать лошадьми, их нужно держать и разводить. Красть тоже, конечно, забавно, я это отдельным постом раскрою, но русские люди, в общем и целом добрый народ, за украденную лошадь вообще-то убивали, потому как нет лошади - помрёшь с голоду. Так что если бы цыгане, постоянно живущие бок о бок с русскими, занимались бы в основном конокрадством, да ещё притом преимущественно у крестьян, то их бы сейчас уже не осталось . Так что как-то больше разводили... Даже если семья была слишком бедная, или мужик ленивый, и лошадей на развод не было, то для кочевья всё равно нужны были кони - возок с пожитками тащить, так что они в любом случае в семье были. Ч истили-мыли-выпасали их (причём хорошие хозяева вскакивали посмотреть, как там кони пасутся, даже ночью, несколько раз), соответственно, мужчины. И лечили - мужчины. Если вы думаете, что лечить лошадей приходится редко, то вы просто не знаете, что летом их любят кусать огромные мухи, отчего на шкуре появляются болячки. Вот эти болячки надо было обрабатывать каждый день (или так считалось, что надо), чистить - тоже каждый день. А ещё надо было чинить конскую упряжь и время от времени - возок, без которого ни с места ни сдвинуться, ни шатра не поставить. Хворост приносили подростки, а вот «брёвнышки» покрупнее, для костра или шестов, рубили мужики, они же обрабатывали шесты, полируя их. Мужики ставили шатёр и складывали шатёр (а у русских цыган это не две палки воткнуть, а хитрое и сложное сооружение на основе телеги), причём, если в таборе были вдовы или сироты-подростки, не только себе, но и им. А ещё, кстати, в таборах частенько держали свиней, их содержание тоже было на подростках - а вот когда уже свинью пора было забивать, звали мужчину. Б ольшим грехом считалось при убийстве животного на мясо его мучить, так что старались всё сделать быстро и аккуратно, и купленных на праздник коров - не знаю, как свиней - перед убийством оглоушивали.

Русский цыган с хомутом. Документальный кинокадр 1931 года.

Кадр из фильма «Последний табор». 1935 год.

Время от времени цыганским мужикам приходилось также подрабатывать возкой дров и пахотой. Что вы тут в обморок падаете? Пахотой, говорю. Это и была настоящая причина, почему цыгане становились на постой в основном у вдов - чтобы расплачиваться не деньгами. Вдовам мужской руки-то не хватает - я уж молчу про сарай подправить и посеять хлебушка, а пахать-то надо, на земледелии жизнь в деревнях держалась. Вот и заключался бартер: цыганская семья ко вдове на постой, а взамен по весне крестьянка получала конский навоз (не морщитесь, это вообще-то удобрение, оно при земледелии имеет ценность) и вспаханные поле-огород. Именно от традиции постоев русские цыгане переняли привычку к полотенцам, постельному белью, самоварам и бане, а также в отдельных случаях навыки типа вязания-вышивания. А они-там-в-Европе спрашивали - как научить, как приучить?! Личным примером, ребята, личным примером, педагогика более эффективного способа не знает.

И - да не закидают меня тапками котляры - но их предки из-за отсутствия традиции постоев переняли все те же привычки значительно позже. Что не отменяет их общей уважаемости с моей стороны.

Цыгане на рынке в Волгограде. 1967 год.

Кстати, одежда женщин и детей особо на имидж семьи не влияла. Лохмотья на детях считались нормой жизни, потому что «на них всё горит» (кто знает цыганят, подтвердит, что на них и сейчас всё горит), а у женщин одежда очень быстро снашивалась от частой (ведь целый день в пыли по дорогам и улицам) грубой стирки золой, залатать всё часто не было никакой возможности. При этом всё равно женщины старались держать марку, и одежду при изготовлении обязательно старались украсить: пуговками, оборками, бантиками, тесёмками. Шатёр также украшался, и даже круче, чем в сериалах и фильмах, потому что истинный облик киношники стремаются повторять - слишком уж театрально, зритель скажет: «слащаво!». Русские цыганки украшали шатры не только яркой каймой и сборками навеса, но и теми же бантами-лентами-фестонами-кисточками, вот так. А вы говорите - «Табор уходит в небо» слишком красочный, ага!

Кадр из ленты «Последний табор» (1935 год).
Фильм игровой, но палатка, украшенная фестонами - настоящая.

Далее, в обязанности цыганского мужчины входила подготовка к зиме. Сюда входил не только поиск места для постоя, но и добыча сена (обычно выпрашивали, так или в обмен на что-то), срочная продажа «лишних» коней (в крестьянскую конюшню больше трёх-четырёх не поставишь, а могло быть их и семь, и у восемь у одного хозяина) и покупка шуб-полушубков-тулупов на всю семью (для лёгкости передвижения по весне эти лишние в походе вещи продавались).

Кроме шестов, сами цыгане делали только кнуты, зато как делали: узорчато, сложно, от кнутовища и до ремня. Кнут был священным мужским предметом, женщина его даже коснуться не могла. Он был гордостью и украшением мужчины, он был дорогим подарком от старшего цыгана - младшему, его могли отдавать в придачу к коню - и такая «придача» здорово поднимала коню цену. Более того, кнут был вместилищем торговой удачи, своего рода талисманом!

А всё оставшееся от вышеперечисленного время, напомню, цыган действительно пользовался своим правом отдыхать и ничего не делать.

Как же изменилась жизнь мужчины в цыганском обществе после оседания?

А очень по-разному.

У котляров она изменилась несильно. Многие из них продолжают работать с «жестью», другие расширили традиционные профессии до возни с автомобилями и ресайклинга металлолома (сбора по улицам или списанного с заводов и дальнейшей продажи-починки-сдачи). В связи с этим припомню очень понравившуюся фразу от котляров :

Зря руска рома рожу-то кривят, металлолом - дело хорошее, им вон и пионеры занимались .

Стало считаться особым шиком, чтобы семья жила полностью за счёт мужчины, теперь это считается признаком особой крутости и профессиональной успешности. Жена-гадалка - отныне признак бедствующей семьи, с необоротистыми мужчинами. При этом на сторонний взгляд кажется, что мужики - трутни трутнями, ведь они нигде не работают, а за металлоломом или с баками-корытами не каждый день ездят.

У русских цыган изменение роли мужчины пошло по двум разным сценариям. Когда стало незачем делать шесты и некому чистить шкуру, в одних семьях мужики нашли аналоги этим занятиям и стали «мужской рукой в доме», а также продолжали зарабатывать деньги в семью, только уже новыми способами (сейчас круг профессий русских цыган очень широк, как правило, это работы, требующие не более чем среднего образования, но поскольку в XX веке появились и цыгане с высшим образованием, то можно встретить инженеров, скульпторов, врачей и теде и тепе). В таких семьях мужчина на данный момент является основным добытчиком, хотя и женщины часто работают. Не работают, как правило, у бизнесменов (имеющих в анамнезе предков - крупных барышников... семейная жилка).

Цыгане. 1984 год. Фото: Борис Мужамедзянов.

В других семьях мужики спокойно сказали:

— Шатров нет, коней нет, так что делать мне нечего, могу весь день лежать кверху пузом!

И лежат, а вы что думаете. И сыновей так воспитывают. Что характерно, именно в этих семьях крайне остро стоят вопросы домашнего насилия (не имея другого способа реализоваться, проявить своё превосходство над женщиной, жён бьют смертным боем и держат в ежовых рукавицах гораздо круче, чем в семьях первого типа, женские нужды и желания ни во что не ставят), а также именно такие семьи поголовно криминализовались либо маргинизировались в дикие 90-ые,

По счастью, в наше время молодки стали соображать, что такой образ семейной жизни - не единственно возможный, и массово покидают граждан хулиганов, алкоголиков и тунеядцев в пользу мужчин первого типа или даже простой женской свободы.

На том позвольте откланяться. Надеюсь, вам понравилось!

п.с. Если кто начнёт спрашивать «А кузнецы-то, кузнецы-то где?» - а кузнечеством занимались в России сэрвы и влахи , но о них я не стала, потому что их бабушки мне пока не попадались. Зато русских цыган в России больше всего.

Цыгане в прессе и литературе часто представлены бесстыжими или распутными, а то и сочетающими эти два качества. Мне доводилось читать и про промискуитет в цыганской среде, и про право первой ночи со стороны барона, и про ветреность, неверность и своенравие цыганских жён, и про процветающую среди цыганок проституцию, и про многоопытность цыганских незамужних девочек, и что эти девочки специально беременеют, чтобы больше подавали. Всем знаком анекдот «мужик, дай рупь, я тебе пипиську покажу?», и бродят по интернету фотки с гадящими на оживлённых тротуарах смуглыми мужиками, и приходилось видеть некоторым цыганок, откровенно кормящих грудью на улицах и в других общественных местах, да и источники ещё 19 века упоминали о бесстыже открывающих грудь цыганах и цыганках (мужчинам тогда это тоже вменялось в бесстыдство).

В чём же тут фишка? Где правда, где вымысел, и как видят цыгане целомудрие и стыдливость?

Правда в том, что у разных цыган эти понятия довольно сильно разнятся, а цыганский закон тут очень краток.

Он требует скрытия бёдер и коленей у взрослых от посторонних глаз, порицает супружескую неверность, женскую проституцию и гомосексуализм, и не оставляет никакой возможности у цыган меняться жёнами на ночь или отдавать невесту на первую ночь кому бы то ни было.

У всех цыган, кроме мадъярских, очень строгое отношение к поведению незамужних девушек. Девушка должна или выйти замуж невинной, или за того парня, что лишил её девственности. С этим связаны два свадебных обычая. Первый - вынос простыни. Во время свадьбы жених должен удалиться в специальное помещение и лишить невесту девственности (если семья богатая, то свадьба играется подольше, и первый, простите, половый акт происходит ночью; впрочем, не везде); затем свекровь берёт эту простынь и демонстрирует её присутствующим, может станцевать с ней. В общем, так же, как в лучших домах Европы… в Средние Века ^_^. Второй обычай: если парень лишил девственности девушку до свадьбы (смиловались они или украл он её), то свадьба играется не такая роскошная, и вместо ритуала с простынёй парень кланяется в ноги гостям и просит прощения за свой грех. Обычно гости прощают. Это не принято говорить, но бывает, что парень покрывает совсем чужой грех из любви или жалости к невесте. А жалеть есть за что: в былые времена «нечестную» невесту могли побить камнями, или обрезать волосы и признать осквернённой (а значит, выгнать из табора), да и её родителям доставалось так или этак; например, могли отца за недогляд впрячь в телегу и катать на ней по очереди всех гостей, по нескольку за раз. Сейчас всё не так экстремально, но худая слава одна уже может испугать, ведь положение цыгана в цыганском обществе держится фактически на личном рейтинге, а простое родство с «нечестной» девушкой может его сильно подмочить. Особо сказывается «нечестность» невесты на самых близких родственниках: родителей стремают за недогляд и плохое воспитание, сестёр подозревают, что их родители тоже не ссумели воспитать.

Отсюда и сохранившаяся традиция подростковых браков: либо боятся не уберечь, либо уже не уберегли ^_^ за подростками, да ещё так рано созревающими, бывает трудно уследить, знаете ли! Являясь принципиальной противницей подростковых браков (чёрт, стрёмно-то как - я вышла замуж в 17! на третьем курсе института...) , я не могу не отметить две особенности цыганских подростковых браков, которые меня радуют: девушку никогда не отдадут замуж до появления первых менструаций, юношу - до появления поллюций (ну то бишь если он осеменить не в состоянии, о какой роли мужа может идти речь; цыганский закон очень строг в отношении половой зрелости вступающих в брак), и на разницу в возрасте между мужем и женой более трёх лет смотрят очень-преочень косо (правда, с определённого возраста максимально приемлемая цыганским обществом разница уменьшается, т.е. если 12 и 18 - это экстремальная разница, то 22 и 28 - туда-сюда). Эти особенности так радуют потому, что традиция ранних браков не превращается в педофилическую.
Мне в разговоре об этом как-то привели два случая, почёрпнутые из газет, по мнению оппонентов, явно опровергающих правило разницы. Однако я утверждаю и буду утверждать, что это исключения, подчёркивающие правило. В цыганской среде есть традиция подростковых браков, но нет традиции педофилических связей.
Надо сказать, по счастью, подростковые браки становятся всё менее распространёнными в странах, где цыгане более или менее интегрированны в общество. Я слышала, что если раньше у русских цыган девочка невестилась в 12-14 лет, то в наши времена этот период чаще приходится на 15-19. Тут вообще надо серьёзно исследовать, чтобы что-то точно утверждать, тем более по всем цыганам мира.


Однако вернёмся к бёдрам и коленкам. Как мы помним, бёдра взрослого человека особенно нечисты - особенно женские бёдра. Ноги тоже нечисты, но как-то не сами по себе, а потому, что находятся под бёдрами - отслеживаете логику, да? Бёдра же нечисты настолько, что их неприлично даже показывать, и говорить о них или чём-то, связанном с ними (о дефекации, например, или там о менструациях). Так что никакого не может быть «дай рупь, покажу пипиську» или прилюдного облегчения для цыгана, соблюдающего цыганский закон . Гамно, кстати, также является нечистой вещью, ну очень нечистой, так что никакой речи о том, чтобы оставлять его на виду во дворе, тоже не может быть. Про гамно мы ещё поговорим подробней в одном из следующих постов.


По цыганскому закону, грудь не является стыдной частью тела. Материнская грудь вообще вещь святая! Так что её открытие для цыган и цыганок вовсе не признак бесстыдства. Однако стоит вспомнить, что помимо цыганского закона цыгане ещё соблюдают нормы своей религии, ибо весьма и весьма набожны. Поэтому, например - русские и испанские цыганки будут осуждать показ груди и юбку, не закрывающую всю ногу до щиколотки. Причём религиозные законы настолько глубоко вросли в общество, что исполняющие их смешивают их с цыганским законом, не отличая одно от другого. Мне доводилось слышать от цыганских девушек, что крещение и закрытие груди предписывается именно цыганским законом, при том, что анализ цыганских правил разных этногрупп, позволивший выделить ядро закона, показывает, что изначально в законе ничего такого не было.
Есть версия, что использование платков замужними женщинами также связано с религиозными мотивами.

Супружеская верность у разных цыган трактуется по-разному. Совершенно одинаково трактуется верность жён: за измену могут признать осквернённой и выгнать из, кхм, табора (в диких местах может и муженёк до смерти забить), и вапще. А вот по отношению к мужьям супружеская верность спрашивается по другому. У одних цыган это реально верность, на том же уровне, что у жён. У других могут признать нечистым, если ну слишком активно гуляет, или принёс заразную болезнь. У третьих может гулять, но не имеет права бросать без обеспечения семью, т.е. верность выражена финансово. У ловарей понятие супружеской верности считается относящимся только к женщине, и фсё. Слышала, что не только у них, но точней не скажу.

Проституция запрещена цыганским законом только для женщин, а однополая любовь - только для мужчин. Это теоретически. А практически, опять же, есть вариации: у русских цыган мужская проституция запрещена, и на лесбиянку/ бисексуалку смотреть будут косо, если вообще не вычеркнут из списка цыган. В то время как от чешских и румынских цыганок я слышала рассказы, что мужчины из среды французских и испанских цыган безо всякой опаски остракизма могут продаваться богатеньким гаджичкам. Тут за что купила, за то продаю, но такой вариант не исключаю.

Иногда бывает жаль, что у нас нет большой многочисленной семьи, где все друг другу помогают, всегда поддерживают и стоят горой друг за друга. Однако приятно собираться большой семьей за столом на праздники, видеть родные и близкие лица и знать, что в любое время к тебе придут на помощь.

Цыгане по своей сущности являются кочевниками, но в современном мире очень редко можно встретить такие кочующие с одного места на другое, таборы. У них не принято жить отдельно и часто в одном месте проживают все члены огромной цыганской семьи: бабушки, дедушки, сестры, братья, тети и дяди.

В прошлые времена, когда цыгане собирались в таборы, свадьбы оговаривались уже тогда, когда дети еще только начинали ходить. Родители полностью решали судьбы своих детей, и свадьба тогда уже была простой формальностью, общим пышным торжеством.

У цыган существовал обычай похищение невесты, но это было очень опасное занятие, потому что в том случае, если жених сможет увезти свою любимую так далеко, чтобы их не поймали, тогда через какое-то время их признают мужем и женой. Если же вора цыгана поймают тогда уже не избежать жестокой расправы над смельчаком.

В настоящее время этот обычай сохранен, но он осуществляется только с согласия родственников и считается лишь дополнительной игрой, хотя выглядит все довольно серьезно. Невесту сажают на резвого скакуна и увозят ее в неизвестном направлении.

В некоторых цыганских семьях до сих родители решают судьбу своих детей, и часто происходит, что жених и невеста видят друг друга только в день собственной свадьбы. Выбор цыганской невесты определяется положением ее семьи, богатством, а также красотой самой невесты и ее способностью вести хозяйство.

Однако любовь у цыган тоже имеет место быть, а любить цыгане могут жарко и долго. Современные цыгане естественно знакомятся, как и все обычные люди, могут быть и смешанные браки, но семейные традиции и традиции цыганского народа сохранились и в настоящее время.

В обязательном порядке проводится сватовство, когда родителям невесты выплачивают солидный выкуп. Однако часть этого выкупа потом все равно возвращается молодоженам в качестве свадебных подарков.

Подарков цыгане привыкли дарить очень много и если еще учесть безумное огромное количество различных родственников, то можно сказать молодожены будут практически обеспечены полностью всем необходимым для семейной жизни. Во время сватовства от невесты требуется всего лишь ее согласие, больше от нее на тот момент ничего не нужно, все остальное решают уже родители.

Самое грандиозное событие – это цыганская свадьба. На свадьбу съезжаются все родственники, поздравляют молодоженов и дарят подарки. Застолье является заключительной частью свадьбы, после чего молодые становятся официально мужем и женой.

Для цыганской девушки главное выйти замуж девственницей. Этот факт устанавливается после брачной ночи, когда мать невесты демонстративно выносит простыни, испачканные кровью, на обозрение всей семьи. До сих пор ни одна цыганская девушка не опозорила свою семью близкими отношениями с другим мужчиной.

В цыганской семье оба супруги равны, все обязанности распределяются всегда поровну и обычно семьи цыган очень крепкие. Между супругами возникает взаимное уважение, они живут, душа в душу и воспитывают своих многочисленных детей в любви и уважении к родителям и старшему поколению.

Если же цыганская жена не справляется со своими обязанностями хозяйки и матери, муж в праве выгнать из дома такую женщину, раз она не способна держать на себе дом. В свою очередь, жена может пожаловаться на мужа главе семьи, если муж поднимает на нее руку или ведет себя недостойно.

В любом случае, свадьба для цыган является очень важным моментом в жизни. После свадьбы молодожены какое-то время могут жить со своими родителями, но со временем обзаводятся собственным жильем. Однако все расходы, связанные с оплатой с покупкой жилья для молодых берут на себя родители, а также полное обустройство дома.

Цыгане всегда рады появлению ребенка в семье, даже, несмотря на то, что с появлением каждого очередного младенца расходы семьи увеличиваются. Это никогда не останавливало цыган, потому к детям они относятся с любовью и очень редко наказывают своих детей. С самого раннего детства детей начинают приучать к труду и к суровой правде жизни. В них воспитывают любовь и уважение к традициям семьи и традициям народа.

Финансовыми вопросами у цыган обычно занимается мужчина, любыми способами стараясь заработать достаточно денег для того, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Однако и женщины тоже стараются быть полезными и зарабатывают на жизнь тем, чем могут, а именно своими способностями, которые передаются из поколения в поколение – тайна гадания.

Цыганки помогли многим людям найти свой путь в жизни или исправить свою жизнь и те, кто столкнулся с настоящей цыганкой, никогда не забудут ту помощь, которую она оказала.

Кроме свадьбы семьи цыган всегда собираются по праздникам вместе, и за столом всегда собираются все родственники, считая даже самых маленьких детей. Отмечаются все семейные торжества, юбилеи, дни рождения, а также все традиционные праздники. Они празднуются в том месте, где проживают цыгане. Несмотря на то, что застолья собираются довольно часто, цыгане пьют очень мало, увидеть пьяного цыгана большая редкость.

Кроме праздников случаются и неприятности, и несчастные случаи. В такие моменты вся семья приходит на помощь пострадавшему, и каждый вкладывает свой посильный вклад при болезни ребенка, одного из родственников и также в случае смерти.

Похороны для цыган это тоже своеобразный ритуал, когда можно наблюдать очень интересные традиции. На похоронах за столом мужчины и женщины всегда сидят отдельно, а в похоронной процессии нельзя идти парами, потому что считалось, что одна смерть может привести ко второй. На обратном пути нельзя оглядываться назад, чтобы душа покойника не могла взять за собой оглянувшегося.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: