1. Ребенок - кумир семьи, ему все дозволено. Родители выполняют все прихоти своего чада, «Наш ребенок всегда прав!» - лозунг таких горе-воспитателей. В итоге дети привыкают к такой вседозволенности. По этому поводу Ф.Э.Дзержинский в своем дневнике в «Письмах к родным» писал: «Любовь родителей не должна быть слепой... Удовлетворение всякого желания ребенка, постоянное «пичкание» ребят конфетами и другими лакомствами есть ни что иное, как уродование души ребенка. И здесь нужна в качестве воспитателя та же разумная любовь, которая во сто крат сильнее слепой любви...Огромная задача стоит перед вами - воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову родителей». Ведь когда наступает пора самостоятельной жизни, оказывается, что жизнь не такая сладкая, как кажется, и жизненные тяготы вынести нелегко и проще поддаться многочисленным соблазнам: пьянству, наркотикам, безумным сексуальным связям.
2. Попустительски-снисходительный стиль. Здесь родители прямо не потакают капризам и поощряют вседозволенность. В их отношениях с детьми господствует снисходительное безразличие к их поведению. Ушел подросток надолго из дома - и ладно. Привела сомнительных подружек - ее дело. Попахивает спиртным или сигаретами - ничего страшного. По существу, это полная бесконтрольность, которая приводит в конечном итоге к печальным последствиям. Так случилось с Димой Д., родители которого мало интересовались мальчиком: мама почти никогда не приводила сама и не забирала ребенка из детского сада, папа не интересовался ни успехами сына, ни его неудачами. То же было и в школе: родители никогда не реагировали на проступки сына, никогда не приходили на родительские собрания. Результат: мальчик ушел из дома, связался с плохой компанией и был задержан во время совершения кражи.
3. Педантично-подозрительный стиль. Родители постоянно одергивают подростка, не доверяют ему, ведут «сверхбдительный» контроль за его поступками, малейшая самостоятельность не дозволяется. Нахождение подозрением убивает инициативу, подталкивает подростка к лживости, скрытности, вызывает стремление поступить вопреки запретам взрослых. В итоге может быть уход к отпетым сверстникам, «вольная жизнь» на стороне, алкоголь, наркотики, сексуальная распущенность. Так, мама Светы Л. с детства контролировала девочку на каждом шагу, не давала выразиться собственной детской индивидуальности. Девочка росла неуверенной в себе, замкнутой. «Найти» себя она смогла в более старшем возрасте, когда оказалась в компании сверстников, которые вели себя свободно, раздольно, где можно было делать все, что хочешь. Так она начала курить, выпивать и вести беспорядочную половую жизнь в тайне от матери. Т.е. в результате неправильного воспитания подросток становится предрасположенным к совершению негативных поступков, а в итоге - к совершению преступления.
4, Жестко-авторитарный стиль. Подросток воспитывается в тисках запретов и наказаний, включая физическое воздействие. Так рождается ненависть к родителям и вообще к взрослым и, кроме того, насилие воспринимается как метод общения с другими людьми. Из практики известно, что многие агрессивные преступники ссылались в своих автобиографических рассказах на жестокое обращение с ними в детстве. Великий немецкий философ-идеалист И. Кант так написал о наказании: «Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так, чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. Заставлять детей после наказания благодарить, целовать руки и т. п. - глупо и делает из детей рабов. Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители стану наказывать детей за их упрямство, то они делают их еще упрямее...».
5. Непоследовательный стиль. Родители переходят о уговоров к физическим наказаниям, от оскорблений - к ласке. Резкие переходы в поведении дезориентируют лишают устойчивых навыков, вызывая у подростка презрительное отношение к родителям, ожесточение против них и приводит к отчуждению от семейного очага. Когда подросток не может опереться на семью, ему остается обратиться за сочувствием к тем, кто его, как ему кажется, понимает - к таким же ребятам, неугодным своим близким.
Основы нравственного воспитания учащихся подростков.
В настоящее время проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.
По данным российских социологов в настоящее время на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах.
Обратим внимание на развитие духовного потенциала подростков, главным образом, среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения. Молодому человеку, а именно подростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Они имеются лишь в потенциале. Психологи считают подростковый возраст особенно благоприятным для развития духовно нравственного потенциала. При этом они исходят из следующих положений:
подросток становится автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Школьником уже усвоены основные социальные нормы.
у подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает особый интимный личностный мир, который становится предметом его пристального интереса. Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой - к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира (т.е. в принятии себя как личности) другими людьми. Работа подростка по поиску самотождественности предполагает взаимодействие, общение, коммуникацию с окружающими.
С учетом того, что подростковый возраст – это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в этом периоде жизни ребенка придается процессу социализации. Но проблема заключается в том, что в настоящее время, наряду с позитивными факторами социализации личности, существует и ряд негативных факторов, которые препятствуют развитию духовного потенциала подростка, а значит и осуществлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Изучение теоретических источников в области социологии, философии, психологии и педагогики позволило установить факторы, которые оказывают воздействие на развитие нравственности подростков в условиях реформации российского социума.
Итак, к группе негативных факторов следует отнести:
Формирование во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент традиционной воспитательной системы общества;
Пагубное влияние на сознание подростков средств массовой информации;
Рост криминализации социума и распространение девиантных форм поведения;
Снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения вследствие ухудшения нравственно-психологической атмосферы в самом обществе;
Ослабление непреходящих педагогических ценностей, достижений исторического опыта воспитания;
Актуализация проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности подрастающего поколения, преодоления аморальных средств ее социализации.
К группе позитивных факторов относятся:
возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов в общероссийском масштабе;
ярко проявляющаяся тенденция к диалогу культур на принципах толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе;
возрастание влияния среды на нравственную социализацию личности;
формирование в обществе поколений людей, адаптированных к деятельности и социальным отношениям, морали транзитивного общества;
В реализации нравственного потенциала подростков психологи предлагают опираться на следующие положения.
1. Психологически обоснованной и педагогически оправданной является установка на формирование у подростков нравственных конструктов, занимающих доминирующее положение в структуре личности и определяющих их собственный моральный опыт.
2. Распространёнными способами нравственного воспитания подростков являются: организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества, активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем, умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.
3. В процессе разнообразной воспитательной деятельности с подростками формируются компоненты структуры поступка (морального выбора) и определяется стратегия и тактика нравственного поведения.
Нравственный потенциал у подрастающего поколения имеется, но его необходимо постоянно развивать. А развивать потенциал подростка можно лишь, включая его в разные виды педагогической деятельности.
1) В связи с этим
,
одним из условий развития духовного потенциала подростков является формирование коммуникативных навыков школьников
. По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки. Они помогают создать внутренний мир человека.
Психологи отмечают, что большая часть подростков в результате так называемого попутного общения (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение) не создают своего индивидуального стиля поведения как меры связи с людьми, природой, самим собой. При попутном общении человек усваивает лишь то, что связано с текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны. Необходимо специально организованное обучение детей общению.
Специальные занятия по культуре общения способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у подростков критического отношения к своей собственной речи. Развитие культуры речи школьников – есть неотъемлемая составляющая духовного воспитания.
2) Стремление подростка к самораскрытию своих возможностей, качеств укрепляется благодаря их участию в ролевых играх.
Таким образом, следующим условием, раскрывающим духовный потенциал школьников, является организация такой деятельности, в которой подросток бы себя проявил. Такой деятельностью становится игра
.
В игре подростки могут выразить свою потребность в активном, действенном самоутверждении. Замечено, что нравственное воспитание подростков осуществляется эффективней в ходе организации разнообразных социально-ориентированных игр с нравственным содержанием, которые способствуют развитию этической рефлексии подростков . Не случайно игра занимает особое место в социокультурной жизни человека и общества. Игровая деятельность образует культурное пространство, в котором её участники свободно развиваются. В игре присутствуют элементы дискурса – жесты, мимика, различные символы и предметы, что делает игру не только привлекательной, но и дедуктивной в плане полифонического развития нравственного сознания, приобретения нравственных качеств, усвоения моральных норм и поступков. В играх реализуются индивидуальные потребности и способности. Игры обостряют личностные проявления и особенности подростков. Они выступают как формы поведения, подчинённого определённым правилам.
3) В подростковом возрасте из-за небольшого жизненного опыта молодые люди еще не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную проблему, у них еще не сформировалось умение разрешать конфликтные ситуации. Как раз этому подростков и нужно учить.
Постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями, формирующих умение эффективно разрешать конфликтообразующие ситуации, способствуют социализации личности подростка, а значит, и развитию у него культуры мышления, умения сделать нравственный выбор. Эпизоды и ситуации с нравственными коллизиями предполагают разрешение моральных противоречий. Проигрывание эпизодов с нравственными коллизиями способствует развитию духовно-нравственных качеств подростков. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т.д. У человека всегда есть выбор, и задача образования, т.е. педагогов заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка. Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков школьников, вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью, постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями – все эти предпосылки в совокупности выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта.
Литература:
1. Петрова М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 675-677.
2. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95–97.
3. Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 232.
4. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - № 6. - С. 11.
Судьба человека – это его характер и нравственные ориентиры, по которым он следует. Система ценностей каждого человека во многом зависит от ого воспитания, прежде всего, воспитания в семья.
Нравственное развитие ребенка начинается с ранних лет. Достижение им подросткового возраста – не повод пустить все на самотек, оправдываясь тем, что ребенок повзрослел.
Подросток, раздираемый противоречиями, еще больше нуждается в нравственных ориентирах, его нужно продолжать воспитывать, но делать это придется более тактично, чем несколькими годами раньше.
Какие ценности надо развивать у детей?
Нравственной воспитание предполагает формирование определенной системы ценностей. Ценности эти являются непреходящими, общечеловеческими и большинству взрослых хорошо известны, даже если сами они ценным считают что-то другое. Перечислим некоторые из этих качеств:
- ответственность;
- чувство долга;
- патриотизм;
- совесть и честь;
- умение различать хорошее и плохое, добро и зло;
- готовность преодолевать жизненные невзгоды;
- милосердие и сочувствие, доброта;
- терпение и терпимость;
- способность любить.
Нравственное воспитание предполагает формирование этих качеств.
Какие лучше использовать методы воспитания?
Основные методы нравственного воспитания тоже хорошо всем известны, но перечислить их с поправкой на подростковый возраст воспитанника стоит.
- Беседа. Не стоит путать этот метод с нравоучением. Чтение нотаций у подростков вызывает отторжение и протест. Разговоры должны строиться на обсуждении, анализе жизненных или литературных примеров, фильмов. Можно вспоминать случаи из своей жизни, обмениваться мнениями о просмотренном фильме, передаче, стараясь направить мысли подростка в нужное русло. Частое общение с высоконравственными людьми принесет свои плоды, даже если их темой будут самые обычные вещи. Поэтому нужно как можно больше общаться с подростком и постараться окружить его людьми, обладающими высокими моральными качествами.
- Ситуативный метод. В младшем возрасте его проявление – игра, когда создаются игровые ситуации, в которых ребенку приходится принимать решение. Подростки тоже играют, и некоторые компьютерные игры построены так, что герою приходится делать нравственный выбор. Но все же для подростка нужно создавать ситуацию выбора в реальности. Придумать, какими они будут – задача родителей. Например, подросток может оказаться перед выбором, проведать ли ему большую бабушку или съездить с друзьями на природу, сходить ли на дискотеку или выгулять и покормить собаку. Каждое правильное решение в таких ситуациях – кирпичик, из которого строится нравственный облик человека.
- Наказание и поощрение. Наказывать подростка опасно, но иногда необходимо, но все же в обычных ситуациях наказание лучше заменять порицанием – для ребенка, у которого в душе уже заложены с детства определенные нравственные ориентиры, муки совести страшнее лишения сладкого. Не мене важно хвалить свое чадо за хорошие поступки, достижения.
- Пример. Вовсе времена пример – самый действенный метод формирования нравственных качеств. Можно сколько угодно рассказывать о том, что старших нужно уважать, но если вы при ребенке хоть раз оскорбите своих родителей, он будет относиться к ним, а после и в вам, неуважительно. Чем старше становится ребенок, тем большую роль играет пример, прежде всего, - образ жизни его родителей.
Основываясь на этих методах, и надо строить воспитательный процесс в семье, не забывая о том, что воспитание – именно непрерывный процесс, а не эпизодичное чтение лекций.
Показывайте пример
В педагогике различают три основные ступени нравственного воспитания.
- Отзывчивость. Это качество формируют у детей с раннего детства, но даже если время упущено – начинать надо именно с этого. Научите его заботиться о тех, кто рядом, кого он любит: о младшем брате или сестре, о бабушке или дедушке, о родителях, когда они больны, о домашних питомцах. Не забывайте сами поступать так, как, по вашему мнению, должен поступать подросток.
- Стремление не причинить зла , которое в перспективе должно перерасти в стремление делать добрые дела. Основные методы здесь – беседа и личный пример.
- Понимание того, что о добре не нужно рассуждать, его нужно творить . Мало понимать, что хорошо, что плохо, важно поступать нравственно. На этой ступени используете собственный пример и ситуативный метод.
Из изложенного видно, что пример – самый важный и универсальный метод воспитания.
С какими проблемами могут столкнуться родители?
В своем стремлении воспитать в подростке нравственные качества, родители неизбежно столкнуться с двумя проблемами.
Первая – это негативное влияние извне . Оградить подростка от потока негативной информации полностью у родителей не получится, но постараться это сделать они должны. Сложность в том, что при этом нельзя лишать взрослеющего человека право на выбор и принятие решений. Дополнительное средство, которое поможет нивелировать вред, - это беседа. Обсудив с ребенком сомнительную информацию, вы поможете ему адекватно ее воспринимать.
Вторая проблема заключается в том, что самый действенный метод формирования моральных качеств – пример родителей. Поэтому начинать придется с самовоспитания , а признать необходимость и начать меняться очень непросто.
Но все же если у родителей сформировалось желание воспитать свое чадо высоконравственным человеком, препятствия эти они преодолеют.
Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?
В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни. Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.
Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние. Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим». Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным. Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям. Нравственное воспитание в педагогике Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами.
Задачи нравственного воспитания подростков:
Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
Формирование позиции личности и нравственных чувств;
Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.
Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.