Николин день: Как Святой Николай стал прототипом Деда Мороза, Санта Клауса и других сказочных Рождественских героев. “Товарищи, скажем твердое «нет» канонизации Деда Мороза!”

19.12. - День Святого Николая - прообраза Деда Мороза.

Самое популярное "дедморозовское" имя - Николай . Прообразом Деда Мороза считается Святой Николай, епископ Мирликийский. Он был добрым чудотворцем и гонителем зла, покровителем похищенных и потерянных детей.

Когда семнадцать веков назад в далёкой малоазиатской провинции Римской империи Ликия, в приморском городке Патара, родился мальчик Николай, никто не догадывался, что однажды его превратят в Деда Мороза . Средиземноморский климат сильными морозами не отличается, а в холодных странах за всю свою долгую жизнь святой Николай - он же - святитель Божий епископ Мирликийский, он же - Николай Чудотворец, он же - Санта Клаус - никогда не бывал.

И всё-таки святой Николай жил так, что человечество помнит его уже больше тысячи семисот лет.

С детства он был немного не похож на других детей. Горожане знали - этот мальчик поможет любому, кто попал в трудное положение: донесёт тяжелую поклажу пожилому человеку, исполнит просьбу старой одинокой женщины, подтолкнёт застрявшую повозку. Николай постоянно совершал добрые дела. И от этого другие люди тоже становились добрее, старались помочь знакомым и незнакомым.

О взрослом святом Николае рассказывают множество историй.

В одной бедной семье отец собирался отправить своих дочерей "учиться" древнейшей профессии. И Николай ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом. Угодили они в девичьи башмаки , которые сушились у камина. Счастливый отец накупил дочерям приданого и выдал их замуж. А миллионы детей с тех пор оставляют у камина свои башмаки в надежде получить подарки . Во время плавания он спас от шторма погибающий корабль, обратившись с молитвой к Господу, и тем успокоив море.

В городе Мира (теперь Демре), центре провинции Ликия, его выбрали Архиепископом - там и сейчас стоит храм, в котором сохранились элементы архитектуры III века.. Турки назвали этот древнейший памятник Баба Ноэль Килизе - Церковь Деда Мороза.

Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их всю жизнь. Среди спасенных им были несправедливо осуждённые на казнь простые люди, а также несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники Святой Николай покинул земной мир в глубокой старости, после короткой болезни. Его похоронили в соборном храме города Миры, а когда в 1087 году христианской провинции стало угрожать нашествие мусульман, мощи святого перевезли в город Бар - на Апулийский полуостров Италии, где они покоятся и по сей день.

Постепенно святого Николаса стали называть по-английски - Санта Клаус .

Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах святой Николай был заменён в качестве персонажа, вручающего подарки, младенцем Христом, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, т.е. на 24 декабря . В период контрреформации образ святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. Оторванный от дня своего праздника по церковному календарю (6 декабря), святой Николай постепенно перестал ассоциироваться напрямую со святым, превратившись в мифический и коммерционализированный образ Санта-Клауса.

В России Николай Угодник стал одним из самых любимых народом святых. Простые крестьяне молили его о помощи, если заболевала корова, долго не было дождя или происходило ещё какое-нибудь несчастье. Память о нём Православная Церковь чтит два раза в году: 19(6) декабря - Николай "зимний" и 22(9) мая - Николай "вешний".

Наверное, ни один персонаж в мире не имеет столько имен, как Дед Мороз! В США он - Санта-Клаус, в Швеции - Юльтумте, в Монголии - Увлин Унгун, во Франции - Перь Ноэль, в Италии - Баббо-Натале, на Кипре - свя­той Василий.

Дед Мороз - святой?

Историки отмечают, что несмотря на то, что многие из этих образов восходят к христианским святым: св. Николаю, св. Василию, от них «попахивает» язычеством и даже чертовщиной. Не случайно 23 декабря 1951 года во Франции по велению католи­ческой церкви на главной пло­щади г. Дижона сжигали чучело Пер-Ноэля. Однако возмущение французов было столь велико, что уже 27 декабря Пер-Ноэля реабилитировали. Итак, персонажей много… Однако всех этих героев объединяет ряд особенностей, в том числе, и внешних - боль­шая седая борода, шуба, посох и много подарков - в руках, в корзине или в мешке за спиной. Подарки он дарит детям 6 декабря - в день памяти св. Нико­лая - или на Рождество и Новый год.

Откуда же пошел этот образ?
По мнению историков, наибольшее влияние на фор­мирование этого персонажа оказали легенды, сложившиеся вокруг великого христианского святого Николая Мирликийского. Прототип Деда Мороза - св. Нико­лай, родился в III веке в семье состоятельных родителей, проживавших в портовом го роде Потара в Аикии. Еще молодым чело­веком он поселился в г. Миры (ныне г. Демре, неподалеку от Финикии в Турции), где через некоторое время был избран епис­копом. Скончался св. Николай 6 декабря 310 или 312 года, став жертвой преследо­вания императора Диоклетиана. Соглас­но преданию, св. Николай похоронен в г. Демре, однако в 1087 году итальянские купцы из г. Бари попытались захватить его мощи. Видимо, их попытка, хотя бы час­тично, удалась, так как в XII веке жители Бари препод­несли в дар лотарингскому правителю Оберу де Варан-жевилю одну фалангу пальца святого. Он, в свою оче­редь, передал реликвию в церковь Девы Марии в Поре, которая вскоре так прославилась, что была переимено­вана в церковь Сен-Никола-де-Пор, а за нею так же называться и город. К моменту появления мощей св. Николая в Италии и Фран­ции он был уже почитаем в этих странах, а вскоре превратился в очень во всеми при­знанного святого. Легенды о нем способствовали превращению св. Николая в персонажа рождественских праздников. Например, одним из распространенных является предание о трех бесприданницах, которых отец готов был сделать блудницами. Епископ Николай, узнавший об их бед­ственном положении, подбро­сил через окно (по другой вер­сии - через дымовой ход) три мешочка с золотом (по другой версии - три золотых яблока). В результате девушки вышли замуж.

Происхождение чулков для подарков

Историки отмечают еще одно предание, по которому подброшенные мешочки (яб­локи) попали в девичьи чулки, вывешенные сушиться. Отсюда, якобы, пошла традиция чулочков для подарков, которые дети вывешивают в Рождественский вечер с тем, чтобы наутро получить подарок. Есть и еще одна легенда, связанная с чудесами, творимыми св. Николаем. Владелец одной из гостиниц убивает трех школяров, раз­резает их тела на части и засаливает в бочке вместе со свини­ной. Спустя семь лет св. Николай складывает и оживля­ет школяров, а хозяина наставляет на путь истины. Это послужило основанием считать св. Нико­лая покровителем школяров, а день его смерти - школьным праздником. Однако св. Николай появляется не один, а в сопровождении спутников, в чьи обязанности входило наказывать провинившихся. Ими были - Черный Петер, Мохнатый Козел, Вель­зевул, Черный Проказник, Ганс Муфф, Кнехт Рупрехт. Последний, например, изоб­ражал черта, носил белый плащ (позднее красный) с капюшоном, звенел цепями, порол розгами провинившихся и непо­слушных детей, а совсем уж скверных за­пихивал в мешок и уносил с собой. Традиция доброго и злого персонажа существовала во многих странах. Например, Кристиндель - добрый ангел, принося­щий подарки, а Ганс Трапп - его злой товарищ, нака­зывающий ленивых и непослушных. Отметим, что помимо св. Николая, в качестве дарите­ля подарков выступали и другие персо­нажи. Известна английская гравюра 1590 года с изображением «сказочного гос­подина Никто», некоторые черты кото­рого вобрал в себя таинственный и доб­рый Дед Мороз. «Господин Никто» - человек без лица, но с бородой, одет в шубу, рукавицы и шапку, за спиной не­сет мешок с подарками и пробирается ночью (в руке фонарь) по чердаку к ка­минной трубе. Изначально св. Николай дарил подарки, но никакой связи с Рождеством не имел. Эту связь установил Мартин Лютер. С тех пор это стал Рождественский персонаж. На настоящий момент самым знаменитым Дедом Морозом считается Санта-Клаус, американский персонаж.

История российского Деда Мороза

Что же касается российского Деда Мороза - со св. Николаем он связан только через своего «зарубежного аналога», так как в православной традиции Николай Чудотворец (Нико­лай Угодник) не соотносится ни с подарками, ни с Рождеством, ни с Новым годом. Популярность св. Николая в России была необычайной, его почитали как заступника и помощника в несчастьях. Филологи доказывают, что в словосочетании «Дед Мороз» объединены два образа: Дед и Мороз, каждый из которых имеет свое значение и свое происхождение. Деды в славянской традиции – это прародители, духи предков. Для ряда славянских племен, считавших своим прародителем Перуна, Дед - это Перун. Дед захочет – наступает день, захочет – ночь… На Украине еще в XIX веке расска­зывали о добром седовласом старце - Деде, который странствует по земле и наделяет бедных богатством. В сла­вянской мифологии существовал и другой герой - Мо­роз (Морозка; Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) - персонаж сказок и об­рядового фольклора. Он, как правило, предстает как заботливый хо­зяин снежного царства. В его образе при­сутствуют многие черты будущего Деда Мороза - ха­рактерная внешность и одежда. Мороз может как наградить, так и казать: собьет с дороги, запорошит снегом, заберет­ся под одежду, а то и заморозит. У восточных славян нака­нуне Рождества и на Пасху существовал обычай «кормления» Моро­за. Глава семьи должен был выйти на порог или высу­нуться в окно, предложить Морозу ложку киселя или кутьи и попросить его: «Мо­роз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес». Далее следовало перечисление злаков и растений, которые Мороз не должен был «побить». Это был, своего рода, откуп. Откупались от Мороза и весной. Для этого пекли сорок ко­лобков, и каждое утро выбрасывали за окно по одно­му из них. В соответствии со сказочной мифоло­гией у Мороза есть дочка (по иным пре­даниям - внучка) - Снегурочка. Она добрая, любит людей и помогает им. В России их превращение из персо­нажей фольклора в персонажи рождествен­ских и новогодних праздников происхо­дило с конца XIX до середины XX века. Мороз «видоизменился» в Деда Мороза в пер­вую очередь под влиянием «рождествен­ского деда», пришедшего к нам вместе с западноевропейскими традициями празд­нования Рождества.
В советский период борьбы с праздниками Рождества и Нового года Дед Мороз в основном был персонажем политических карикатур и сатирических стихотворений: при­носил на Рождество зарубежным пролетариям одни неприятности. Как мы знаем, сейчас Дед Мороз реабилитирован и пользуется в России популярностью и почетом.

Из истории о Святом Николае (и Новогоднем Дед Морозе)

В день святого Николая

Свечи радостно сияют,

В небеса хвала летит;

И увенчанный цветами,

Озаренный весь огнями,

Лик Святителя глядит.

Нынче мир весь торжествует,

И вселенная ликует

С нами в светлый праздник Твой....

В III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов родился мальчик Николай. Еще в детстве он помогал всякому, кто попал в трудное положение; потом его выбрали архиепископом в городе Мира, центре провинции Ликия. Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их всю жизнь. Среди спасённых им были и несправедливо осуждённые на казнь простые люди, и несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники.

Святитель Божий епископ Мирликийский, он же - Николай Чудотворец, стал известен своей исключительной доброжелательностью, особенно к детям.

Средиземноморский климат сильными морозами не отличается, а в холодных странах за всю свою долгую жизнь святой Николай, он же - Санта Клаус, никогда не бывал. Никто не догадывался, что однажды его превратят в Деда Мороза... Как же это получилось? Почему Дедом Морозом стал именно Святой Николай? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого – 19 декабря – перед самым Рождеством...

Существует такое предание. Услышав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей "на блудодеяние", св. Николай спас всю семью от позора.

Святитель ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от духовной гибели. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.)

Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохнущие носки.

Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

В канун праздника в детские башмачки, выставленные у порога, или носочки, повешенные у камина, с незапамятных времен кладут подарки. Считается, что подарки получают только послушные дети, а непослушным полагаются розги или камни. Но малыши, как правило, в ожидании праздника и, конечно, подарков, не бузят, стараясь дать понять Святому Николаю, что они всегда готовы быть хорошими.

С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В западной Европе легенда о спасении св. Николаем трех дев трансформировалась в притчу о том, как cвятитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. И упали они в чулки, которые сушились у камина. Отсюда пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары.

Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Затем этот обычай «сместился» во времени, и подарки стали делать на Рождество, а св. Николай в воображении детей превратился из строгого священнослужителя в веселого сказочного старика. Взрослые стали одеваться в манере Св. Николаса - одеяние епископа и посох, чтобы сыграть роль доброго святого. Они ходили из дома в дом, спрашивая, хорошо ли там вели себя дети. Дети оставляли свои ботинки за дверью, чтобы на следующее утро они могли найти их со сладостями и безделушками.

Святой Николай раньше всего стал ассоциироваться с Дедом Морозом в Голландии, где пышно отмечали 9 декабря праздник любимого святого – покровителя мореплавателей. В этот день св. Николай приплывал в Амстердам из теплых стран в праздничном облачении и раздавал подарки. Позднее Санта-Клаус стал приезжать не только 9 декабря, но и на Рождество, поэтому получил кое-где другое имя – "рождественский дед": пер Ноэль – во Франции, бабо Натале – в Италии.

Он умер в глубокой старости, после короткой болезни. Его похоронили в том же соборном храме города Миры. В 1087 году мощи святого Николая перевезли в город Бар (Италия), они покоятся в мраморной раке в глубоком подземелье под храмом.

В России Николай Угодник стал одним из самых любимых народных святых. Простые крестьяне молили его о помощи, если заболевала корова, долго не было дождя или происходило ещё какое-нибудь несчастье. Память о нём Православная Церковь чтит два раза в году: 19(6) декабря - Николай "зимний" и 22(9) мая - Николай "вешний".

В городе Мира (ныне город Демре) и сейчас стоит храм, основой которого была церковь, в которой служил Николай Угодник (до 1087 года в ней покоились мощи святителя). Турки назвали ее Баба Ноэль Килизе - Церковь Деда Мороза.

Санта Клаус - Святой Николай.

Санта Клаус переводится с голландского как Святой Николай (Sinterklaas). Святой Николай - Николай чудотворец - святитель Николай Мирликийский Чудотворец - Николай Угодник - реальная историческая личность. Прославился он как великий угодник - помощник божий. Он помогает всем, кто просит у него помощи и заступничества.

Чтобы понять, почему именно Св. Николай стал прообразом Санты, давайте отправимся в прошлое...
Святой Николай родился еще в IV веке, в Ликии (Lycia), расположенной в юго-западной Азии (территория современной Турции) и являвшейся провинцией Великой Римской Империи, в морском порту г.Патара (Patara) у богатых родителей. В молодости он путешествовал в качестве паломника в Египет и Палестину, а по возвращении в Ликию стал епископом в городе Мира (Myra). Раздав бедным свое наследство, посетил Палестину, поклонился святым местам и вернулся в Патар, где его дядя был епископом. По совету своего дяди Св. Николай и стал священником. Позже он стал епископом города Мир в Ликии, откуда его название Николай Мирликийский.

Николай находился в заточении во время гонений на Христиан при римском императоре Диоклетиане, но был освобожден во время правления Константина Великого.

Николая Угодника считают своим покровителем рыбаки и моряки, возжигают перед плаванием свечку, молятся ему в бурю и шторм. Существуют предания, где Николай чудотворец молитвой к богу утихомирил бурю и спас тонущий корабль, вернул моряка, упавшего с мачты корабля и разбившегося на смерть, к жизни.

Николаю Угоднику молятся также об исцелении от разных недугов, о покровительстве семейного очага, о помощи в разных бедах, от грусти и уныния, за детей, чтобы пристроить в замужество дочерей, о помощи в бедности и нужде, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к беззащитным, в плену у врагов.

На Руси слава о чудотворениях святого Николая шла издавна, начиная с принятия христианства. В его честь воздвигались многочисленные храмы и монастыри. В крестьянской среде Николай Чудотворец пользовался большим уважением и считался самым старшим и самым близким к Богу святым угодником. День памяти святителя Николая отмечается два раза в году: весной 22 мая и зимой 19 декабря.

Русские воины издревле считали Святителя Николая своим особенным небесным заступником вместе с другими святыми поборниками Русской земли. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сего времени кресты-тельники, носившиеся нашими воинами-предками под панцирем, на которых имелось изображение свт. Николая. Стрелецкая стража в древней Москве при перекличке провозглашала в третьем гласе: "Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас!"

Николай Чудотворец прославился тем, что творил настоящие чудеса еще при жизни.
В родном городе Николая Угодника жил некий богач, имевший трех дочерей-красавиц. Это богач разорился и впал в такую нищету, что решил, предложить своим дочерям, чтобы семья не умерла с голода, заработать на пропитание своей красотой. Чтобы спасти красавиц от бесчестья, Николай подкрался ночью к дому несчастного отца и незаметно подбросил в окно мешочки с золотом. Отец трех девушек воспринял это как чудо и на ниспосланные деньги удачно выдал дочерей замуж. Так святитель Николай в народном представлении стал устроителем всякого счастья. Благодеяние Святителя трем бедным девушкам стало основанием обращения к Чудотворцу с молитвой перед заключением брачного союза. Благодаря этой истории возник также обычай незаметно делать рождественские подарки. Святой Николай должен, пока его никто не видит, проникнуть в дом и оставить под елкой мешочек с подарками.

С давнего времени Николай Угодник считается покровителем детей. В Нидерландах существует поверье, что в ночь на Рождество святитель Николай разъезжает на белом коне и раздает подарки хорошим детям.


Подобное поверье существует и в других европейских странах. Все ребятишки в рождественский вечер полны нетерпеливого ожидания, что-то им подарит "добрый дедушка святитель Николай"?

Как Николай Чудотворец стал Санта Клаусом?


Культ Святого Николая был очень распространен в Голландии. Еще с семнадцатого века голландцы праздновали шестого декабря день Святого Николая (в православной церкви - 19 декабря) известного покровителя моряков и детей.

Так как Святой Николай - покровитель детей, вечером детям раздавали подарки: деревянный башмак наполняли фруктами и сладостями (сейчас башмак заменен подвешенным над камином носочком).

Во времена Реформации церкви культ Святого Николая ослабевает и почти исчезает из Европы. Только в Голландии все еще празднуют день Святого Николая или Sinterklaas, как его там называют. Этот обычай с традиционными подарками для детей, голландские поселенцы привозят в Нью-Амстердам - так когда-то назывался Нью-Йорк. В Америке голландский Sinterklaas становится Санта Клаусом (Santa Claus). Под этим именем ставший американцем святой и известен теперь всему миру.

В 1823 году преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур придумал образ Санта Клауса. Под рождество Кларк прочёл жене и детям сочиненное им стихотворение "Рождество на пороге, или Визит Санта-Клауса". Он изобразил Санта-Клауса добрым эльфом, который приезжает на восьми оленях и проникает в дом через дымоход. Мур не собирался публиковать свое сочинение, однако один из друзей без ведома автора отнес опус Мура в газету "Sentinel".

Первый образ Санта-Клауса нарисовал в 1862 году карикатурист Томас Наст. В течение 24 лет он рисовал его для обложки популярного журнала "Harper"s Weekly". Художник поселил Клауса на Северном полюсе (а не в Лапландию). Обложки пользовались невероятной популярностью.

Во время Гражданской войны Линкольн попросил Наста нарисовать Санту вместе с северянами. Историки утверждают, что армию конфедератов деморализовало появление Клауса на стороне противника.

У Санты Томаса Наста оказался один недостаток - он был черно-белым. Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г. издатель Луис Пранг. Он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта-Клаус сменил меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд.

Наконец, в 1930 г. компания «Кока-Кола» придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой – художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.


Так родился современный образ Санта-Клауса, где он изображался уже не эльфом Клемента Мура, а великаном. Сандблом ввел в его упряжку девятого оленя по имени Рудольф. Прототипом Санты для Сандблома послужил его друг и сосед Лу Прентис.

Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой или в специальном носочке, но только послушным детям.


Америка - огромная страна с различными климатическими поясами, поэтому не везде Санта Клаус может появиться на санях. На Гавайи он прибывает на рождественском корабле, а в Калифорнию - на доске для серфинга.

А где живет Санта Клаус?


Санта живет далеко на севере, но и в Америке у него есть аж 2 дома.
В Торрингтоне (Torrington), штат Коннектикут есть рождественская деревушка, где Санта со своими эльфами раздает подарки. В Вильмингтоне (Wilmington), штат Нью-Йорк, у Белолицей горы (Whiteface Mountain) построен дом, в котором Санта Клаус живет постоянно. У него есть кузнец, чтобы подковывать оленя, часовня и почта. Более 100.000 человек посещают ежегодно домик Санты. В Америке есть и город Санта Клаус. Более трех миллионов писем адресованных Санте приходят ежегодно в этот город. Там Вы найдете и разноцветную статую американского Деда Мороза высотой почти в восемь метров.


Ну и, конечно, если Вы хотите, чтобы Санта Клаус заглянул в Ваш дом и оставил вам подарки, не забудьте оставить для него молоко и печенье - миллионы детей делают это перед тем, как отправиться в кровать в ночь на Рождество.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: