Национальная одежда венгров. Венгерский национальный мужской костюм

Строгих канонов в пошиве национальных костюмов не существует. У каждой этнической группы свои особенности: у одних акцент на широкие рукава, у других – на яркую многоцветную вышивку. Тем не менее в традиционной одежде Венгрии нечто общее имеется. Наш краткий анализ поможет составить представление о ней.

Женский национальный костюм – какой он?

Традиционные элементы женского венгерского костюма – блуза с кружевным лифом, корсет, передник, двухслойная юбка.

Юбка как произведение искусства

Юбки – настоящие произведения искусства: раньше они были двухслойными, а шили их из темно-красного или фиолетового бархата, украшенного вышивкой. Сегодня это пышные «колокольчики» различной длины, от сексуально-коротких до уходящих в пол.

Нижний слой – пендей – изготавливали из полотна. На востоке страны он был одинаковой длины, на западе и севере имел форму конуса. Поверх него женщины в XVII веке завязывали шерстяную цветную ткань и закрепляли ее поясом, при этом оставляя видимой небольшую часть белого подъюбника путем закалывания угла на талии.

Рост популярности женского венгерского костюма связывают с коронацией императора Франца-Иосифа и императрицы Елизаветы в 1867 году как короля и королевы Венгрии. Представительницы аристократии пришли на мероприятие в традиционных нарядах, а сама Елизавета красовалась в платье от Чарльза Фредерика Ворта, самого популярного кутюрье тех времен.

Безрукавки, пруслики, корсеты…

Поверх блузы надевается безрукавка – «пруслик ». Она может «продолжать» юбку, образовывая как бы монолит-сарафан, либо контрастировать с ней. К примеру, нижняя часть костюма – в красных тонах, верхняя – в зеленых. Украшена шнуровкой? Перед вами – корсет. С металлическими петлями и скромной вышивкой – аналогия строгого мужского жилета.

В рубашках наблюдается трансформация от длинного покроя к короткому. Рукава украшены вышивкой, сборками, воланами. Фартук – обязательный атрибут прошлых веков – в современных костюмах можно увидеть нечасто. Если он есть, то обильно покрыт вышивкой.

Головные уборы

В XIX веке замужние женщины носили уборы, закрывающие волосы. Красный цвет в некоторых регионах «информировал» о рождении первенца. Со временем старинные пача и парта трансформировались в чепчики. Популярны как простые полотняные модели с украшением серебряными и золотыми нитями, так и высокие и сложные, с длинными шелковыми лентами.

Семь элементов национального мужского костюма

Логичным дополнением женского наряда являются мужские национальные костюмы Венгрии – как старого образца, так и современного. Состоят они из семи основных элементов.

  1. Длинные рубахи до колен с широкими развевающимися рукавами, как правило, белого цвета. На севере и западе страны рубашки шили короткими.
  2. Штаны – широкие холщовые на западе или узкие суконные на востоке.
  3. Жилеты в современном варианте укорочены до талии, чаще всего они черные, с цветочной вышивкой, золотыми нитями. Венгры-секеи украшают жилеты кусочками зеркала. Они считаются оберегами и добавляют блеска.
  4. Губа – так называлось длинное пальто простого покроя, его набрасывали на плечи.
  5. Сюр напоминал плащ и тоже использовался как накидка с зашитыми рукавами-карманами.
  6. Высокие черные сапоги, известные как бочкоры , можно увидеть в народном костюме Венгрии чаще всего. Не обходится и без сплетенных из березовой коры лаптей, закрепленных на ноге с помощью тряпок и кусков кожи.
  7. Головной убор – соломенные или войлочные шляпы различной формы: широкополые, цилиндрические с закрученными кверху полями.

Сюр выполнял практическую функцию: защищал от непогоды, поскольку широкий воротник трансформировался в капюшон. Шили его из белого сукна, украшали вышивкой или тканевыми аппликациями.

Заключение

Красивые, модные и яркие! В наши дни народные костюмы в полной «комплектации» жители Венгрии надевают лишь на праздники, фестиваль лаванды , ярмарки. Пользуются спросом они и у коллективов художественной самодеятельности. Отдельные мотивы присутствуют в современной одежде – многие дизайнеры используют их в коллекциях в качестве козыря.

Нравятся ли вам традиционные костюмы Венгрии? Возможно, вы заметили сходство с какой-либо другой национальной одеждой? Есть мнение, что венгерские наряды близки к румынским и молдавским. Поделитесь впечатлениями и мыслями в комментариях и подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе самых главных новостей страны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра технологии и предпринимательства

Женский венгерский национальный костюм.

Выполнила: студентка гр.481-3

Мазова А.С.

Челябинск, 2014

Культура и искусство Венгрии.

Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии. Зарождение венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 в. В период правления короля Иштвана I (1000–1038 гг.) государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии. Это означало, особенно в средние века, что подавляющее большинство летописцев, ученых и педагогов были священниками. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (1458–1490 гг.), который покровительствовал деятельности гуманистов. В 15–17 вв. появилась венгерская национальная идея, согласно которой венгры являются «бастионом западной цивилизации» для защиты против антихристианского турецкого империализма. Эта идея сохранилась и в 20 столетии.

Венгерская национальная одежда.

Основные части венгерского женского народного костюма – это короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, и широкими рукавами, очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки, надеваемая обычно на несколько нижних юбок и яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии, украшенная шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой, сверху одевали фартук. Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя се концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами. Мужской народный костюм состоял из короткой холщовой рубашки, часто с очень широкими рукавами, узких черных суконных брюк (на востоке) или очень широких холщовых брюк (на западе), короткого темного жилета, отделанного шнуровкой и тесьмой. На ногах носили высокие черные сапоги, а головным убором служили различной формы соломенные и войлочные шляпы.

История национального венгерского костюма.

Костюм венгерских дворян на протяжении XVI века испытывал различные влияния – немецкое, итальянское, испанское, турецкое. Так что к началу XVII столетия он часто представлял собой сложную комбинацию различных стилевых элементов. Можно выделить два основных типа мужской и женской одежды "на венгерский" и "на немецкий манер". Причем под немецким тогда понимались заимствования покроя и деталей костюма всех западноевропейских стран.

В Венгрии XVI- XVIII веков среди особ королевского рода и придворных считалось хорошим тоном одеваться на национальный манер, особенно в дни национальных праздников. А за излишнее следование иностранной моде могли не пустить на светские приемы или даже поколотить. Анонимный автор писал: «Прежде многих дворян было не отличить от мастеровых, многих венгерских дам от их горничных, дочерей от матерей - все они носили одинаковую одежду, - теперь же тот не венгр, кто одет не по-венгерски».

Крестьянки и знатные дамы одевались одинаково: костюм состоял из корсажа на шнуровке, рубашки с пышными рукавами, широкой юбки с длинным узким передником. Корсаж мог застегиваться на ряд пуговиц, или же утягиваться при помощи шнуровки сзади или спереди. Голову девушки украшала парта, напоминавшая кокошник, а замужняя женщина носила чепец. Нет нужды говорить, что наряд дворянки шился из бархата или атласа, отделывался золотым шитьем, кружевами, жемчужными нитями. Такие платья изготовлялись долго, стоили дорого и передавались по наследству от матери к дочери.

Для богатых одеяний использовали шелк, бархат, батист, узорчатую парчу, шерстяные ткани. Венгры часто покупали турецкие, немецкие, испанские ткани. Меха ценились дорого и служили признаком благосостояния.

У многих дворянок костюмы имели национальный оттенок, выражающийся в деталях, отделке, цветовых сочетаниях.

Костюм знатных и состоятельных людей, как мужской, так и женский, мог украшаться вышивкой с ренессансными мотивами, кружевами, шнурками, галунами, позументами, нарядными ювелирными украшениями из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом и широким применением цветных эмалей.

Часто дамы носили кошель на поясе на длинных шнурках до земли. Голову украшали венки, сеточки, наколки с цветами и лентами, чепцы и другие головные уборы, в том числе праздничный высокий головной убор в форме цилиндра с длинными лентами.

Крестьянская повседневная одежда была проста и удобна и не испытывала иноземного влияния. Сельская замужняя женщина (XVII в.) носила вышитую рубашку с присборенной горловиной и рукавами. Верхняя юбка часто состояла из двух несшитых в боках половинок с нижней светлой юбкой. Она подпоясывалась кушаком, носила остроносые башмаки с завязками вокруг щиколотки и повязку на голове.

До конца XIX в. ткани и одежду для крестьян изготовляли сельские мастера, которые руководствовались издревле установившимися традициями. В Венгрии имелись большие различия между дворянской и крестьянской одеждой. Кроме того, существовали определенные различия в платье бедных и зажиточных крестьян - главным образом в украшениях, качестве ткани, а также в количестве костюмов. Имелись различия в одежде по профессиям. Особенно оригинально было платье пастухов. Так, хортобадьские чикоши (табунщики) носили широкополые шляпы, синие рубашки и широкие полотняные штаны гатьи (gatya); у кандашей (свинопасов) гор Матра брюки были черного цвета; характерной частью одежды землекопов, живущих вдоль Тисы, были бархатные брюки.

Существовали и возрастные различия в одежде, особенно в головных уборах. Возрастные различия проявлялись и в прическах.

Покрой парадного платья: 1,3-женских рубах; 2 -мужской рубахи; 4 - женской безрукавки (пруслика)

В праздники, на свадьбу, во время траура надевали особые костюмы. Праздничные платья надевали и в ярмарочные дни.

Времена года не всегда влияли на перемену платья. Так, известно, что в прошлом веке на Большом Алфельде иногда и зимой пастухи пасли скот в рубашке и гатьях. С другой стороны, пастухи даже в самые жаркие дни приходили в город в нарядном сюре - белой суконной накидке.

Венгерский национальный женский костюм.

Женские рубахи обычно короткие, но прежде венгерские женщины носили и длинные рубашки. У плечей они часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильна вышивка на рукавах у шаркезских, калотасегских и тороцкойских женских рубах.

Pendey – нижняя юбка, сшитая из полотна, - поясная одежда. В восточной Венгрии носили пендей одинаковой ширины вверху и внизу, на западе и на севере пендей внизу были более широкими. У молдавских венгров и на западе Венгрии женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстяной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом (katrinca). Один из нижних углов ткани закалывался так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей, отчасти же эта одежда попала в село из города.

Среди женщин было широко распространено ношение различных безрукавок (pruszlik), чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Пруслики украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой. В Трансильвании пруслик часто выкраивался вместе с юбкой и напоминалсарафан.

Непременной частью женской одежды был фартук. Особенно нарядны покрытые обильной вышивкой фартуки у женщин калотасегов и матьо. У последних мужчины тоже носили фартуки.

Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен (kodmon), который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку – шубу (suba) короткую, до талии, обычно коричневого цвета.

Женщины еще 30 лет тому назад носили преимущественно длинные волосы. Девушки ходили с завитыми распущенными волосами, замужние же женщины волосы закручивали и по-разному закалывали. В некоторых областях задунайской части страны и у палоцей женщины завивали волосы во множество локонов.

И сейчас еще пожилые женщины стараются не ходить с непокрытой головой. Были распространены разнообразные чепчики – от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо следует отметить головной убор женщин Задунайского края, так называемый пача (pacsa). Делают его из белого полотна. Старинный девичий головной убор – parta. С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. В Шаркезе нашивали на парту по пять, семь или девять рожков. В настоящее время парту носят очень редко.

На юге страны характерной женской обувью были особые туфли – papucs. Их шили из кожи и бархата и украшали яркой вышивкой. Один из центральных пунктов их изготовления – город Сегед. Калотасегские, палоцкие и тороцкойские женщины носили красные или желтые сапоги.

Изучение этимологии названий пищевых продуктов у венгров позволяет решить некоторые вопросы ранних стадий этногенеза этого народа. Названия некоторых молочных продуктов венгров - угорского происхождения ( vaj - масло, tej - молоко), другие заимствованы из тюркских языков (sajt - сыр, Шгб - творог, iro - пахтанье). Много слов славянского происхождения в венгерском языке дали названия зерновым культурам и блюдам из них ( hajdina - греча, pohanka - гречиха, kasa - каша и пр.). Славянского же происхождения венгерское слово « kalacs » (калач).В некоторых областях праздничные калачи, особенно свадебные, сохраняют еще и сейчас круглую форму, принятую у славянских народов. Через посредство какого-то славянского языка перешло в венгерский итальянское слово « komposta » (квашеные овощи). Вместе со способом закваски овощей венгерское слово «kdpuszta » (капуста) стало общеупотребительным столетий пять тому назад. В XVIII в., судя по источникам, капуста стала одним из привычных блюд венгерской народной кухни.

В XV-XVIII вв. венгры переняли от балканских славян и румын некоторые разновидности пищи, а также и способы ее приготовления, заимствованные из Персии, Турции и Греции. Таковы, например, paprika - красный перец, szdrma - квашеная капуста, начиненная мясом и кашей, tarhonya - высушенное на солнце мелко нарезанное тесто. Это кушанье было широко распространено среди крестьян Алфельда и Задунайского края; из тархоньи варили супы и каши. Название тархоньи происходит от персидского слова «tarxana », с некоторыми фонетическими изменениями встречающегося также у турок, болгар, греков, румын, сербов.

От турок перешла к венграм культура кукурузы (в Трансильвании ее называют torokbuza -«турецкаяпшеница»). Все более распространяясь, кукуруза постепенно вытеснила другие крупяные блюда, принимая при этом порой их название; например, лепешки, испеченные из проса, назывались еще в XVIII в. male , но во второй половине XIX в. так повсюду стали называть кукурузные лепешки.

У всех венгров издавна был известен способ заготовки впрок мяса (главным образом свинины и домашней птицы), а в деревнях, расположенных вдоль рек,- и рыбы. Сваренное в небольшом количестве воды с острыми пряностями мясо высушивали на солнце. Такое сухое мясо обычно брали с собой уходившие на заработки сельскохозяйственные рабочие, пастухи. Таким способом сушили мясо многие степные кочевые народы.

В тех областях Венгрии, где было развито плодоводство, сушили на солнце или в печи овощи и фрукты.

На зиму заквашивали репу и капусту. Приготовляемые из квашеной капусты и копченого мяса блюда были хорошо известны и в городе и в деревне.

В средние века, судя по раскопкам и по данным письменных источников, венгры мололи муку преимущественно на ручных мельницах; в некоторых областях (на северо-востоке и на западе Венгрии) их иногда употребляют и теперь - например, когда нужно перемолоть крупу на корм скоту. Из ранних венгерских грамот известно, что для помола муки сооружались на запрудах водяные мельницы. С XVI в. в Трансильвании выходцы из Голландии стали строить ветряные мельницы, в XVIII и особенно в XIX в. много их появилось и в Венгрии.

Хлеб в средние века выпекали преимущественно пресный, но уже с XV в. начинается постепенное вытеснение его дрожжевым хлебом. Пресный хлеб сейчас пекут преимущественно по праздникам. При выпечке хлеба наиболее часто употребляется закваска из отрубей.

Чрезвычайно разнообразны и многочисленны у венгров хлебо-булочные изделия. Часть их была известна еще со средних веков.

В XVIII-XIX вв. городские пекари научились выпекать по немецким кулинарным рецептам.много новых для Венгрии разнообразных булочных изделий (булки, рожки, баранки и пр.), которые позднее, уже под венгерскими названиями, перешли и к жителям деревни.

Основной пищей населения Венгрии издавна были различные супы, приготовляемые из овощей, круп и мяса. Тушеное мясо с острыми приправами - раньше перцем, а в последние 150 лет преимущественно с паприкой - характерно для кухни городских жителей и для венгерских ресторанов. Хорошо известны в Европе острое, похожее на суп, рагу перкель ( perkely ) и гуляш (gulyas ) - судя по названию, пастушеского происхождения.

Сельская беднота питалась большей частью супом из пшеничных отрубей с хлебной закваской, заправленном пряностями, овощами, иногда молоком. И сейчас еще в деревнях часто варят различные мучные супы.

Наряду с супами, с давних пор широко были распространены в народной, особенно крестьянской, кухне различные каши, сваренные на молоке или на воде. За последнее время каш стали есть меньше, до некоторой степени их заменили мучные блюда, прежде всего клецки (в Задунайском крае и Алфельде) и галушки. Способы их приготовления указывают на славянские и центральноевропейские, в первую очередь немецкие, связи.

Распространены также и различные картофельные блюда; кроме того, картофель у венгров служит основным гарниром к мясу и рыбе.

Широко практикуются в Венгрии острые приправы к пище. С распространением паприки остальные приправы все более и более отодвигаются на задний план. Одновременно совсем исчезает приготовление подслащенных мясных блюд, которые раньше составляли одну из характерных черт и народной и дворянской кухни.

Из напитков в средние века больше всего пили пиво, в последнее время его стали ппть намного меньше. Совсем исчез кумыс, который был широко распространен еще в XIII в. В настоящее время, пожалуй, больше всего пьют виноградное вино, без которого не обходится ни один праздник. Почти все венгерские вина - отличного качества, что зависит от особенностей почвы и климата, благоприятствующих созреванию винограда. В Венгрии вплоть до последнего времени как в городе, так и в деревне совсем не пили чай, да и сейчас пьют его очень редко. Зато много пьют кофе, особенно в городах.

Провизию хранили в глиняных сосудах и корзинах различной формы и величины, сплетенных из коры, лозы, соломы, лыка.

Разнообразны были и формы кухонной посуды - чугунных котлов, горшков, сковородок, колосниковых решеток.

Наиболее примитивная посуда и способы приготовления пищи дольше сохранялись у сельскохозяйственных рабочих и пастухов, которые длительное время находились далеко от дома. Например, они жарили жаркое на вертеле, птицу на углях и пр.

Изменения в типах очага, в формах и материале кухонной посуды, происходившие особенно быстро в течение последних 150 лет, привели к значительным переменам в меню, вкусе отдельных блюд.

После установления в Венгрии народно-демократической власти, с повышением материального благосостояния народа Пищевой режим широких народных масс улучшился, меню стало более разнообразным. Резко выросло потребление мяса, молока, сахара. Традиционные блюда венгерской кухни, которые раньше были мало доступны для бедноты, стали потребляться широкими слоями населения.

Одежда

До конца XIX в. ткани и одежду для крестьян изготовляли сельские мастера, которые руководствовались издревле установившимися традициями. В Венгрии имелись большие различия между дворянской и крестьянской одеждой. Кроме того, существовали определенные различия в платье бедных и зажиточных крестьян - главным образом в украшениях, качестве ткани, а также в количестве костюмов. Имелись различия в одежде по профессиям. Особенно оригинально было платье пастухов. Так, хортобадьские чикоши (табунщики) носили широкополые шляпы, синие рубашки и широкие полотняные штаны гатьи (gatya ); у кан- дашей (свинопасов) гор Матра брюки были черного цвета; характерной частью одежды землекопов, живущих вдоль Тцсы, были бархатные брюки.

Существовали и возрастные различия в одежде, особенно в головных уборах. Возрастные различия проявлялись и в прическах.

В праздники, на свадьбу, во время траура надевали особые костюмы. Праздничные платья надевали и в ярмарочные дни.

Времена года не всегда влияли на перемену платья. Так, известно, что в прошлом веке на Большом Алфельде иногда и зимой пастухи пасли скот в рубашке и гатьях. С другой стороны, пастухи даже в самые жаркие дни приходили в город в нарядном сюре - белой суконной накидке.

Женская одежда

Женские рубахи обычно короткие, но прежде венгерские женщины носили и длинные рубашки. У плечей они часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильна вышивка на рукавах у шаркезских, калотасегских и тороцкойских женских рубах.

Pendey - нижняя юбка, сшитая из полотна, - поясная одежда. В восточной Венгрии носили пендей одинаковой ширины вверху и внизу, на западе и на севере пендей внизу были более широкими. У молдавских венгров и на западе Венгрии женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстя- ной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом ( katrinca ). Один из нижних углов ткани закалывался так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей, отчасти же эта одежда попала в село из города.

Среди женщин было широко распространено ношение различных безрукавок (pruszlik ), чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Пруслики украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой. В Трансильвании пруслик часто выкраивался вместе с юбкой и напоминал сарафан.

Непременной частью женской одежды был фартук. Особенно нарядны покрытые обильной вышивкой фартуки у женщин калотасегов и матьо. У последних мужчины тоже носили фартуки.

Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен (kodmon ), который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку - шубу (suba ) короткую, до талии, обычно коричневого цвета.

Женщины еще 30 лет тому назад носили преимущественно длинные волосы. Девушки ходили с завитыми распущенными волосами, замужние же женщины волосы закручивали и по-разному закалывали. В некоторых областях задунайской части страны и у палоцей женщины завивали волосы во множество локонов.

И сейчас еще пожилые женщины стараются не ходить с непокрытой головой. Были распространены разнообразные чепчики - от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо следует отметить головной убор женщин Задунайского края, так называемый пача ( pacsa ). Делают его из белого полотна. Старинный девичйй головной убор - parta . С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. В Шаркезе нашивали на парту по пять, семь или девять рожков. В настоящее время парту носят очень редко.

На юге страны характерной женской обувью были особые туфли - p " apucs . Их шили из кожи и бархата и украшали яркой вышивкой. Один из центральных пунктов их изготовления - город Сегед. Калотасегские, палоцкие и тороцкойские женщины носили красные или желтые сапоги.

Мужская одежда

Мужские рубашки на севере и западе шили короткими, часто с широкими рукавами. Рубашки же венгров в южной и восточной части страны были очень длинными, доходящими до колен. Позднее почти повсюду мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки и поэтому покрывающая предплечъе часть была очень широка. Такие рубахи иногда носят еще и в наши дни пастухи Алфельда.

В западной части венгерской этнической территории мужчины носили узкие штаны, в восточной - очень широкие, напоминающие юбку.

Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили guba - чрезвычайно простого покроя пальто. Рукава губы были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную - мужчины.

В северной и северо-восточной части Венгрии был распространен сюр ( sziir ) - исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ. Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник обильно украшен вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна. Есть несколько местных вариантов сюра. К востоку от Тисы местами его носят еще и сейчас.

Кроме губы и сюра, у венгров известны и более легкие длинные суконные пальто, различные по покрою. Среди традиционной суконной одежды следует отметить разнообразные по цвету и покрою жилеты. Калотасеги носили поверх жилета прилегающее в талии синее суконное пальто.

У венгров было в обычае украшать суконную одежду шнурами. У секеев каждая социальная группа общества имела особый цвет отделочного шнура.

Меховую одежду, за исключением дождливого времени, носили ворсом вниз. Зимой часто одевали меховые жилеты, застегивающиеся спереди, и меховые пальто с рукавами (kodmon ), также застегивающиеся спереди. Мужчины также носили кедмен, доходящий до колен или до лодыжек, надевая его прямо на рубашку.

Самой распространенной верхней одеждой населения Большого Алфельда была меховая шуба типа плаща, без рукавов. Ее шили из нескольких овечьих шкур таким образом, что в разостланном виде она имела форму почти полного круга.

Для венгерской мужской одежды характерны также широкие кожаные пояса,20-25 см шириной, которые называются «тюсе» ( tiisze ). Такой пояс носили под одеждой на голом теле. Он защищал от холода поясницу и живот, и, кроме того, имел несколько карманов для мелких инструментов и других вещей.

Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи Большого Алфельда носили, например, широкополые шляпы. Шляпы баконь- ских канасов (свинопасов) были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями.

Народная мужская обувь называлась «bocskor ». Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне. Обычно их делали из кожи, но в венгерской народной поэзии есть упоминание о лаптях, сплетенных из березовой коры. Прежде чем надеть лапти, венгр обычно обматывал ногу тряпками или кусками кожи. В Алфельде вместо этого надевали на ноги кожаные похожие на трубы футляры (тип мокасин).

Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку.

Следует упомянуть еще о дворянском платье, которое в XVIII-XIX вв. оказало большое влияние на одежду всей Центральной Европы. Венгерская дворянская одежда была богато отделана шнуровкой и мехом; покрой дворянских плащей переняли не только венгерские крестьяне, но и крестьяне других народов Центральной Европы.

В Венгрии существует несколько характерных местных комплектов народного костюма. Таков, например, секейский костюм в Трансильвании, калотасегский и тороцкойский костюмы. Много старых элементов одежды сохраняют еще молдавские венгры. Особенно многокрасочными костюмами отличаются группы матьо, шаркезы, палоцы района Капувер и вепгры, живущие в Словакии (окрестность города Зобор).

С конца прошлого века в деревню стали проникать фабричные промШп- ленные изделия, и народный костюм сильно изменился. Эти изменения стали особенно заметны в последние два десятилетия. Меняют одежду прежде всего те сельские жители, которые начинают работать в городах. Венгерские трудящиеся стали носить рабочую одежду, изготовленную фабричным способом. Ее охотно носят и женщины. Очень популярны резиновые сапоги и боты. Конечно, традиционную одежду народ оставляет не сразу. В Мезекевешде, у матьо, пожилые женщины еще и сейчас носят старое народное платье, тогда как молодые после 1945 г. отказались от не приспособленной к работе народной одежды. В последнее время среди пастухов, работающих в государственных хозяйствах и производственных кооперативах, началось движение за возвращение к традиционным видам профессиональной одежды (например, сюр, шуба).

В Шаркез и у палоцей женщины еще часто носят старого покроя юбки, кофты, но ботинки и чулки у них уже покупные.

Во многих селах полный народный костюм жители надевают в дни больших праздников- на первомайскую демонстрацию, на свадьбу и пр. Народную одежду в праздничные дни можно увидеть, например, на женщинах деревни Эгер возле Будапешта, в деревне Буяне.

Городские и сельские коллективы художественной самодеятельности выступают в народных костюмах.

«Венгры - очень привлекательны и красивы... Их одежда сделана из парчи". Абдул Гардизи, персидский историк одиннадцатого века

Начиная со средневековья,король и его двор, естественно подавали пример народу в одежде. Повседневный мужской костюм состоял из доломана,брюк, сапог, и высокой меховой шапки. Рубашка впервые вошла в обиход в эпоху Возрождения.

Мужчины, как правило, носили две рубашки, одну на другой. Нижняя рубашка, простая, шилась из льна, а верхняя - была из тонкого материала и украшалась кружевом или вышивкой. Венгерская традиционная рубашка была свободного покроя, с широкими рукавами и стоячим воротником. Лучшие рубашки украшались вышивкой золотой и серебряной нитью. Их часто дарили девушки своим мужьям как часть приданого.

Типично венгерским элементом мужской одежды был доломан. Он заменил жилет после эпохи Возрождения. Доломан отражает смесь восточного и западного стилей, которые влияли на венгерскую моду в семнадцатом веке. У доломана был круглый, стоячий воротник рубашки в немецком стиле. Рукав был достаточно коротким и позволял демонстрировать сложную вышивку на рукавах рубашки. Чаще всего в 17-18 веках венгерский костюм украшался золотыми пуговицами, иногда инкрустированными драгоценными камнями.Приталенные брюки носили с сапогами до колена.

Мужские головные уборы шили из сукна с отделкой из стриженного меха. Эти высокие шапки украшали перьями страуса или орла.

Венгерские женщины 17 столетия одевались примерно так же, как и их современницы в Европе. Венгерский национальный женский костюм состоял из блузы с кружевным лифом, корсета, передника и двухслойной юбки. Юбки, как правило, шили из бархата темно-красного или фиолетового цвета, украшали вышивкой. Обувались женщины в коротенькие сапожки с металлическими каблуками. Из украшений дамы предпочитали бриллиантовые серьги и жемчужные ожерелья.

Если мужские доломаны прижились во многих странах еще с начала XIX века, то женский венгерский костюм приобрел всемирную популярность только к 1867 году, когда венгерские аристократки пришли на коронацию императора Франца-Иосифа и императрицы Елизаветы в традиционных венгерских нарядах. Придворное венгерское платье для императрицы создал по мотивам национального костюма самый популярный европейский кутюрье того времени - Чарльз Фредерик Ворт. В последний раз дамы венгерского двора получили возможность покрасоваться в своих прекрасных придворных нарядах во время коронации 1916 года.

Золотой век венгерского костюма давно прошел, но и сейчас его отдельные элементы время от времени входят в моду, продолжая старинные традиции.

"The Imperial style: Fashions of the Hapsburg Еra"



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: