Методика раннего музыкального развития железновых. «С

Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.

Сегодня родителям предлагается огромнейшее количество самых разных методик раннего развития детей. И автор каждой методики убеждает, что благодаря его программе обучения ребенок вырастет вундеркиндом, который будет радовать своих родителей не только высоким уровнем интеллекта, но и превосходным здоровьем. Правда для этого придется приложить определенные усилия для того, чтобы заинтересовать ребенка занятиями.

Но существуют и такие методики, основная цель которых заключается не в стимулировании интеллекта ребенка, а в его гармоничном и естественном развитии. Одной из таких систем является методика Железновых, в основе которой лежит подача учебного материала в игровой форме.

Сразу подчеркнем, что в процессе занятий по данной методике Ваш ребенок не обогатит свой ум энциклопедическими знаниями. Он не научится считать и писать. Зато он станет намного счастливее, веселее, общительнее и увереннее в себе. Согласитесь, это многого стоит.

Несколько слов о Железновых


Опытный педагог с консерваторским образованием Сергей Станиславович и молодой учитель музыки Екатерина Сергеевна Железновы (отец и дочь) – соавторы уникальной методики раннего развития "Музыка с мамой" , которая прошла экспертизу в Федеральном совете и была отмечена дипломом Госдумы РФ. На сегодняшний день это практически единственная отечественная методика, пользующаяся огромной популярностью не только в России, но и в других странах мира.

В 90-е годы прошлого столетия Сергей Железнов начал работу над созданием методики, позволяющей выявлять музыкально одаренных детей и подготавливать их к поступлению в музыкальные школы. Однако в процессе работы пришло понимание, что для большинства родителей первостепенной задачей является не воспитание нового Моцарта или Паганини, а общее развитие ребенка и его хорошее настроение. Поэтому Железнов задумался о создании принципиально новой методики, позволяющей превратить традиционные музыкальные занятия в веселые игры, насыщенные элементами обучения. В последствии к работе Сергея Железнова присоединилась его дочь Екатерина Сергеевна, которая не только активно включилась в создание новой методики, но дополнила ранние наработки своего отца.

Результатом самоотверженного труда (именно самоотверженного, поскольку весь материал пришлось писать "с нуля") двух педагогов-новаторов стала методика раннего музыкального развития , получившая название "Музыка с мамой". Почему такое название? Потому что в этой методике именно мамам отводится главная роль музыкального наставника и сотоварища по играм.

Особенности методики Железновых


В ходе многолетних исследований психологи выяснили, что музыкальные занятия оказывают положительное влияние на психомоторное, интеллектуальное и социальное развитие детей. Также было отмечено, что музыкально-ритмичные игры формируют у детей способность к концентрации внимания и восприятию информации. Именно эти наблюдения специалистов и были взяты за теоретическую основу методики Железновых .

Главное отличие данной методики от других программ развития заключается в том, что музыка является не только "целью", но и "средством". То есть, ребенок не просто слушает музыку, учится играть на музыкальных инструментах и развивает свой слух. Музыка используется как эффективный инструмент обучения, определяющим ритм и темп движений, подсказывающим образ и действия, которые нужно выполнять.

Подвижные ролевые и пальчиковые игры, гимнастика и танцы, пение и игра на детских музыкально-шумовых инструментах – эти занятия доставляют детям искреннее удовольствие, и одновременно с этим помогают:

  • улучшить общее физическое развитие;
  • развить музыкальный слух и память;
  • сформировать навыки общения;
  • научить ребенка принимать самостоятельные решения, находить компромиссы, действовать в коллективе.

Параллельно с этим у ребенка активно развивается речевой аппарат, крупная и мелкая моторика рук. И все это воспринимается ребенком как увлекательная игра, в ходе которой можно побегать, пошалить и покричать.

Как проходят занятия по методике Железновых

Занятия по системе Железновых – это целый комплекс мероприятий, который включает в себя:

  • танцы;
  • прослушивание музыки;
  • пальчиковую гимнастику;
  • пение;
  • игру на музыкальных и шумовых инструментах;
  • различны виды игр.

Как правило, занятия проводятся в группах из 5-8 детей 1-2 раза в неделю. Однако возможны и индивидуальные занятия, как в студиях раннего развития, так и в домашних условиях. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для малышей до двух лет – 30-35 минут, от 2 до 3 лет – 30-45 минут, от 3 до 5 лет – 45 минут.


Сами занятия проходят примерно следующим образом: включается аудиозапись (или видеозапись) веселой детской песенки, которую ребенок поет и, одновременно с этим, выполняет упражнения. Так проходит физкультминутка. Потом "в ход" могут пойти пальчиковые игры: мама или папа показывают ребенку, что нужно делать, а ребенок, под соответствующую песенку, должен повторить действия родителей (или педагога). Затем можно включить ребенку "азбуку-потешку", где на каждую букву авторы методики написали увлекательную потешку.

Сергей и Екатерина Железновы написали целый ряд веселых и задорных песенок, музыкальных и пальчиковых игр, которые можно использовать и как самостоятельный развивающий материал, и как дополнение к занятиям по основной методике развития (например, методика раннего музыкального развития Железновых очень хорошо дополняет занятия по методике Монтессори).

Недостатки методики Железновых

Серьезных и значимых недостатков данной методики ни родители, которые активно внедряют методику Железновых в жизнь своего ребенка, ни специалисты не выявили. Однако мониторинг специализированных форумов родителей позволил выявить некоторые замечания непосредственно к методическому материалу. Некоторые родители отметили, что:

  • некоторые стихи и песенки маленькие дети не могут запомнить и повторить, то есть, они достаточно сложны для их восприятия;
  • поскольку к каждой песенке прилагается инструкция, в которой четко написано что и как ребенку нужно делать, у детей практически не остается возможности для импровизации;
  • большинство песен слишком однотипные, поэтому некоторым детям они быстро "приедаются" и становятся скучны.

Семинар «Музыка с мамой®»

Для кого:
Семинар адресован педагогам раннего развития, педагогам дополнительного образования, педагогам-музыкантам, монтессори-педагогам, детским фитнес-инструкторам, логопедам и коррекционным педагогам, а также всем тем специалистам, которые хотели бы работать по методике «Музыка с мамой ®» или дополнить свою программу нашими материалами.

Кто проводит семинар:
Ведущая семинара - Екатерина Железнова

Продолжительность семинара:
2 дня, 12 академических часов

Дистанционный семинар:
5 академических часов видео-курса
Ответы на вопросы

Содержание семинара:
Как и большинство педагогов-музыкантов, занимающихся с дошкольниками, на занятиях «Музыка с мамой ®» мы стремимся не только раскрыть музыкальные способности детей, но и обеспечить их общее развитие средствами музыки. На семинаре «Музыка с мамой ®» мы будем говорить об особенностях организации комплексных музыкально-ритмических занятий с детьми от 9 месяцев до 5 лет.

  • Мы рассмотрим следующие виды комплексной музыкально-ритмической деятельности:
  • Игры для начала и завершения занятия: приветствия, разминки, заключительные упражнения и прощания.
  • Игры для развития моторики и активизации речи: пальчиковые игры, жестовые игры, игровой массаж.
  • Игры для физкультминуток: подвижные игры, ритмика, коммуникативные игры и танцы.
  • Песенки и игры для развития речи и вокальных навыков.
  • Сказки для элементарной театрализации: сказки-шумелки, сказки-подражалки, сказки-щекоталки, музыкальные сказки.
Документы:
Слушателям выдается авторское свидетельство о прохождении семинара «Музыка с мамой ®» (12 часов)

Тренинг «Игровое сольфеджио и Школа абсолютного слуха»

Для кого:
Это тренинг предназначен, в первую очередь, для педагогов-музыкантов, которые проводят групповые и индивидуальные музыкальные занятия с детьми от 1 до 5 лет. Но и мамы малышей на этом тренинге смогут узнать много интересного и полезного для развития музыкальных способностей своего ребенка.

Кто проводит тренинг:
Ведущая тренинга - Екатерина Железнова

Продолжительность тренинга:
1 день, 4 академических часа

Дистанционный тренинг:
2 часа видео-курса Ответы на вопросы

Содержание:
Опираясь на наш многолетний опыт групповых и индивидуальных занятий мы разработали специальный курс «Школа абсолютного слуха». На тренинге вы узнаете:

  • Как развивать музыкальные способности детей
  • Как в игровой форме познакомить малышей с нотами и развивать слух
  • Как научить детей петь по нотам и играть первые песенки
  • Как использовать компьютерный тренажер «Школа абсолютного слуха» для индивидуальной работы и работы в мини-группах
Документы: Слушателям выдается авторское свидетельство о прохождении тренинга «Музыка с мамой ®»: Игровое сольфеджио и Школа абсолютного слуха» (4 часа)

Вебинар «Музыка с мамой ®» для родителей

Мы приглашаем участвовать в вебинаре родителей и малышей от 3 месяцев. Даже если у вас нет музыкального образования, вы сможете развить музыкальные способности ребенка и обеспечить увлекательный и полезный музыкально-игровой досуг.

На вебинаре мы поговорим о том:

  • Как организовывать и проводить музыкальные занятия дома
  • Какое оборудование необходимо для занятий
  • Какой репертуар и какие пособия вам понадобятся
  • Как заниматься по комплекту «Домашняя студия Музыка с мамой ®»
  • Каких результатов вы сможете добиться

Мария Хутинаева
Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии

В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду , является «Музыка с мамой » .

Методика Железновых «Музыка с мамой » на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих , чьи программы и методические разработки стали очень популярны.

Характерной особенностью методики «Музыка с мамой » является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования , что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.

«Музыка с мамой » доступна для родителей без музыкального образования , она проста и эффективна. Также она широко используется в музыкальной деятельности многих дошкольных учреждений. Данная методика обеспечивает раннее музыкальное развитие , активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха и многих других способностей, о наличии которых вы можете даже не подозревать!

В моей работе я хочу привлечь внимание к данной методике «Музыка с мамой » , как к здоровьесберегающей технологии .

Технологии сохранения здоровья применяемые мной на практике по методике Железновых следующие :

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

В данном направлении я использую материал Железновых «Поросята» , «Мальчик с пальчик» ,"Червячки","Пальчик где твой домик?" и многие другие. Пальчиковых игр у Железновых множество . Кто заинтересован, может без проблем найти в интернете и тексты, и аудиозаписи.

Следующее, на что хочу обратить ваше внимание, это такая здоровьесберегающая технология , как логоритмика.

С каждым годом, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.

Цель логоритмики- коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Задачами логоритмики являются : развивать общую и мелкую моторику;совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;развивать артикуляционный аппарат; закреплять умение ориентироваться в пространстве;воспитание музыкального слуха , развитие внимания, памяти, речи.

Логоритмических песенок у Железновых более , чем достаточно! Они очень легко запоминаются, также легко их исполнять . Мои детки их очень, очень любят! Каждое занятие просят повторить ту,или иную еще и еще!Воспитателям тоже очень нравится данная методика . Они с большим удовольствием разучивают вместе с детьми новые песенки. Мы исполняем их не только на обычных занятиях, но и во время утренников и развлечений. Так, например,песенку "Ты похлопай вместе с нами" ,мы использовали во 2 младшей группе на новогоднем празднике как игру с Дедом Морозом. Дети с удовольствием играли.

Очень любят наши детишки и песенки "Мы в ладоши хлопать любим", "Головами покиваем","Автобус", "Вот носик, вот ушки"и все остальные.

И последнее, на что хочу обратить внимание это здоровьесберегающая технология - самомассаж .

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов , улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики . Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью , повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно.

Весёлые песенки Железновых , яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы . Особенно наши дети любят песенку "Жираф". Также для самомассажа мы берем песенку "Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы", "Мы эту ручку разотрем", "Ручка вверх и ручка и вниз" и многие другие.

Совсем недавно в нашем детском саду состоялся педсовет на тему "Здоровьесберегающие технологии ДОУ и семья ". На этом педсовете я поделилась опытом работы по использованию данной методики "Музыка с мамой ", как здоровьесберегающей . Я подготовила презентацию. Предлагаю ее Вашему вниманию.

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Сергей Станиславович - педагог с консерваторским образованием, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах города Москвы, более 20 лет вёл студию раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Екатерина Сергеевна в 2003 г. закончила музыкальный педагогический колледж №7 "Маросейка", специализация - дирижёр, музыкальный руководитель. В 2007 г. - МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, специализация - учитель музыки и методист.

С 2008 г. – учится в аспирантуре Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В данный момент Екатерина является педагогом-методистом студии раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Создание методики «Музыка с мамой»

Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы. На занятиях ребята пели и играли по нотам на клавишных инструментах.

Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Большинство родителей стремилось и стремится к общему развитию своих малышей, причем с самого раннего возраста и ратует за получение теми положительных эмоций в процессе обучения. Но на тот момент оказалось, что готовых материалов для занятий с детьми столь раннего возраста практически нет.

Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика «Музыка с мамой», доступная для понимания даже самым маленьким детям.

Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.

Занятия весёлой музыкально-ритмичной деятельностью:

Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.

Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.

Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.

Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.

Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.

Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления. В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Принципы методики

1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.

2. Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музыцирование и т.п.

3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.

4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.

5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.

6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.

Серии дисков для малышей

Диски предназначены для детей дошкольного возраста с самого их рождения.

Во многих альбомах после пропевания песенки звучат нотки. Таким образом, дети смогут быстро освоить музыкальную грамоту. После песенок идет мелодия, так называемая, караоке-версия, под которую мама и малыш смогут петь самостоятельно.

Диски с колыбельными - русские народные колыбельные в традиционном исполнении, дополненные звуками живой природы – «Баюшки-баю», «Спи, дитятко», «Приди, котик» и др.

Диски с песенками–потешками - обеспечивают весёлое общение с взрослыми, способствуют физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию самых маленьких - «Потягушки», «С гуся вода», «Коза рогатая», «Аты-баты» и др.

Диски с пальчиковыми играми - развивают речь и мелкую моторику, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться – «Тук, ток, паучок», «Обезьянки», «Пчелки», «Поросята», «Червячки», «Улитка», «Рыбки», «Краб», «Перчатки».




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: