Месторождение нефтяные камни. Единственный в мире

В конце 1940-х годов в 100 километрах к востоку от побережья Азербайджана началась реализация удивительного проекта. Прямо в море за несколько десятилетий вырос настоящий городок с многоэтажками, поликлиникой, столовой, пекарней и даже лимонадным цехом, окруженный сотнями километров эстакад с автомобильным движением. Это Нефтяные камни, уникальный поселок нефтяников, аналогов которому на планете нет. Onliner.by рассказывает, как человек в очередной раз победил природу, построив в открытом море город.

Добыча черной, плохо пахнущей, но при этом горючей жидкости примитивными, кустарными способами началась в Азербайджане еще в средние века. Центром промыслов стал Апшеронский полуостров, крупнейшим городом которого была и остается азербайджанская столица, Баку. Ценность ресурса, прозванного «черным золотом», человечество поняло гораздо позже - настоящий нефтяной бум в окрестностях Баку разгорелся во второй половине XIX века, украсив предместья города сотнями вышек.

В начале следующего XX века Баку уже стал нефтяной столицей всей Российской империи, здесь добывалось почти 90% нефти страны и около половины - всего мира. «Черное золото» приносило бакинским промышленникам, в числе которых были семьи Нобелей и Ротшильдов, миллионы рублей.

Советская власть, разумеется, нефть у частного бизнеса отобрала. Вместе с тем легкие в освоении месторождения на Апшероне стали постепенно истощаться, и перед государством встала задача поиска новых источников сырья, которое приобрело стратегический характер. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны было принято принципиальное решение - идти за нефтью в море.

На Каспии примерно в сотне километров от побережья Апшеронского полуострова существовало место, прозванное рыбаками Черные камни. Это была гряда еле-еле выступающих над поверхностью моря скал, имевших характерный черно-серый цвет. Это и вода с маслянистыми разводами намекали о выходе нефти где-то неподалеку. В ноябре 1948 года на Черные камни высадился геолого-разведочный десант, возглавлял который лично Николай Байбаков, министр нефтяной промышленности и будущий многолетний председатель Госплана СССР. Вывод представительной комиссии был однозначным и оптимистичным - нефть на Черных камнях есть, и ее много.

Так выглядел будущий город на заре своего существования.

Глубина моря в этом районе составляла всего 5-20 метров, поэтому руководство объединения «Азнефть» решило строить базу нефтедобычи прямо в открытом море. Имевшихся скалистых островков для этого было все же недостаточно, поэтому плацдармом послужил старый, готовившийся к списанию корабль «Чванов». Полузатопленное судно одновременно стало и первым местом жительства буровиков, разместившихся в его каютах. Спустя год после начала освоения месторождения первая скважина километровой глубины заработала, после чего Черные камни немедленно переименовали в Нефтяные.

За следующие полгода к первопроходцу «Чванову» отбуксировали и затопили еще шесть старых, отслуживших свое кораблей. Так был сформирован «остров семи кораблей», сердце будущего поселка. Судна соединили между собой и с имевшимися рядом островками металлическими эстакадами, установленными на деревянные сваи. Конструкция быстро обросла и первыми, временными пока домиками.

Вскоре буровики смогли переехать и в относительно комфортабельное жилье - для них на Нефтяных камнях соорудили 16 двухэтажных деревянных домов. Кроме этого, здесь были построены 2 электростанции, столовая, баня, медпункт, библиотека - неплохая инфраструктура для окруженного морем поселка.

Росла и площадь отвоеванной у воды суши. На специальных кораблях сюда завезли более полумиллиона кубометров песка и скальной породы. Небольшая глубина моря позволила объединить естественные и искусственные острова в единое целое.

Параллельно с увеличением количества скважин активно строились и соединявшие их эстакады. Это было поразительное зрелище - десятки, сотни капитальных зданий, буровых вышек, нефтяных скважин, соединенные многокилометровыми мостами, по которым оживленно ездили легковые и грузовые автомобили. Вокруг же только Каспийское море, до ближайшей суши сотня километров на теплоходе или вертолете.

Центр рабочего поселка с построенными для буровиков и обслуживающего персонала двухэтажными домами.

На этом цветном снимке 1960-х годов хорошо видны еще частично выступающие над поверхностью воды черные скалистые островки. Вдалеке в центре - «остров семи кораблей».

С конца 1940-х на Нефтяных камнях было пробурено около 2000 скважин, давших 60% всей советской морской нефти. Первоначально она доставлялась на сушу танкерами, но в 1981 году был сдан 78-километровый подводный трубопровод, позволивший отказаться от использования кораблей, чья эксплуатация в условиях мелководья и многочисленных в этом районе моря скал представляла определенный риск.

Еще большую опасность представляли нередкие на Каспии штормы. В первые годы освоения «нефтекаменного» месторождения все гидротехнические сооружения строились с использованием деревянных свай, поднимавших их на высоту в 6,5 метра. Как быстро доказала природа, этого оказалось недостаточно. 15 сентября 1956 года разыгрался катастрофический шторм, повлекший за собой человеческие жертвы.

«С утра подул северный ветер, скорость его быстро возрастала и через 2 часа достигла 35 м/с с порывами до 40 м/с. На суше ветер подобной силы срывает крыши домов, вырывает с корнем деревья, разрушает ЛЭП, а на море разгоняет мощную волну. Сила шторма достигла 12 баллов по шкале Бофорта. Ветер дул непрерывно более двух суток. Гигантские волны, обрушившиеся на нефтепромысел, уничтожили около 4 километров морских эстакад, восемь приэстакадных площадок, из которых шесть давали нефть уже в постоянном режиме. Пострадало и морское основание. Но самый трагический итог небывалого шторма - гибель 22 нефтяников», - писал журнал «Наука и жизнь».

Проектировщики и строители усвоили печальный урок. Высота настила на строящихся сооружениях была поднята до отметки 11,6 метра над уровнем спокойной воды, а деревянные сваи стали массово заменять металлическими.

Постоянного населения в Нефтяных камнях не было. Буровики работали вахтовым методом, и первоначально их доставляли на работу теплоходами. Сначала корабли ходили от морского терминала на острове Артем, соединенного дамбой с Апшеронским полуостровом (туда даже пустили электричку из Баку!), позже было налажено пассажирское сообщение от морского вокзала азербайджанской столицы. Тем не менее, переход по морю был неудобен, в плохую погоду растягивался на многие часы, а во время штормов и вовсе прекращался. Ситуацию исправили в 1960 году, когда Нефтяные камни посетил Никита Сергеевич Хрущев. Эмоционального советского лидера так впечатлил поселок, что он приказал организовать специальный вертолетный отряд для перевозки рабочих смен на вахту и обратно.

Вертолеты подчас использовались и для доставки нефтяников на скважины. Количество стационарных платформ так увеличилось (сейчас около 200), а километраж эстакад настолько вырос, что использование автомобильного транспорта в отдельных случаях было просто неэффективно. В настоящее время общая протяженность «улиц» этого необычного поселка достигла 350 километров.

Дороги здесь, конечно, однополосные, встречный автотранспорт разъезжается или на платформах, или благодаря регулярно организованным специальным «карманам».

В советское время на Нефтяных камнях одновременно работало около 5 тысяч человек. Несмотря на принятый здесь формат вахтового общежития, обитатели которого постоянно менялись, быт людей здесь был обустроен неплохо. Кроме бани, столовой и медпункта, со временем здесь появилась собственная пекарня, кинотеатр, даже лимонадный цех, продукция которого вывозилась на «большую землю». Буровиков регулярно развлекали и прилетавшие из Баку артисты. Все это позволяло жить и работать с определенным комфортом, хотя, конечно, и не без некоторых ограничений. Например, на Нефтяных камнях категорически запрещен алкоголь и, разумеется, сигареты.

На фотографии 1957 года видна даже импровизированная «набережная» с растущими в кадках растениями, скамейками и прогуливающимися в свободное время рабочими.

Тем не менее во время все того же визита Хрущева в 1960-м рабочие пожаловались руководителю страны на условия жизни на Нефтяных камнях. Деревянные двухэтажные дома здесь, по сути, были обычными дешевыми бараками, которые массово строились в СССР после войны. Никита Сергеевич тут же распорядился обеспечить буровиков современным жильем. Было решено заменить двухэтажки 5- и 9-этажными общежитиями. Подготовка площадки под их строительство растянулась без малого на десятилетие. В центральной части поселка, «острове семи кораблей», была сооружена огромная бетонная платформа, ставшая фундаментом для новых, уже многоэтажных зданий. Такому сооружению уже были не страшны любые штормы.

Всего в 1970-е здесь выстроили три пятиэтажных и два девятиэтажных общежития. Новые Нефтяные камни с высоты птичьего полета.

Многоэтажки, кажется, вырастают прямо из моря.

Пережив непростые 1990-е, в 2000-е Нефтяные камни вступили в новый период процветания. Разбогатевший на экспорте нефти Азербайджан реконструировал центральную часть поселка. Модернизации подверглись все общежития, появилось несколько новых современных зданий. Так поселок выглядит в настоящее время.

Комплекс общежитий сейчас скорее напоминает санатории на какой-нибудь всесоюзной здравнице.

Интернаты нефтяников и вспомогательного персонала делятся на мужские и женские. Женский, впрочем, по объективным причинам существует в единственном экземпляре и объединен с поселковой столовой. На переднем плане та самая первая буровая скважина 1949 года, законсервированная в виде монумента.

В столовой поселка.

Сохранено и реликтовое произведение монументально-декоративного искусства - красочная мозаика, изображающая радостную жизнь в советском Азербайджане.

Мужчины занимают вторую девятиэтажку и несколько протяженных, часто изогнутых пятиэтажных корпусов.

А ведь когда-то, более 60 лет назад, все начиналось с таких вот времянок.

Сейчас фрагмент этого самого первого дома в открытом море также является памятником.

В жилой зоне разбит и небольшой парк. Так он выглядел в 1980-е годы.

Во второй половине 2000-х парк вместе с остальным центром Нефтяных камней был реконструирован.

Помимо общего благоустройства его украсил целый ряд мемориалов, например в честь местных буровиков-нефтяников.

Или жертв катастрофического шторма 1956 года.

Одно из самых невероятных поселений в мире находится далеко в Каспийском море, в ста километрах от азербайджанской столицы Баку. Это полностью функциональный город, где 3000 человек живут на множестве нефтяных платформ и искусственных островов, соединенных между собой 300 километрами эстакад. Речь идёт о городе под названием Нефтяные Камни, и он целиком расположен в самом крупном озере мира, на невероятном расстоянии в 55 километров от берега.

Азербайджан ещё с древних времён славится своими богатыми нефтяными ресурсами. Здесь были найдены свидетельства бурения нефтяных скважин и настоящей торговли нефтью ещё в 3 и 4-ом веках. Исторические рассказы о просачивании нефти и природного газа в этом регионе, можно найти в старых арабских и персидских рукописях, а также в трудах известных путешественников, таких как Марко Поло. Персы называли эту область «Землёй Огня».

Современная добыча нефти началась в 1870 году после того, как Россия завоевала эту территорию. К началу Первой мировой войны нефтяные скважины Азербайджана уже поставляли 175 миллионов баррелей сырой нефти в год, или 75 процентов всей добычи нефти в стране. После войны и во время поисков нефти в Каспийском море, советские инженеры нашли высококачественную нефть на глубине 1100 метров под поверхностью морского дна. Вскоре после этого, на этом месте была построена первая в мире морская нефтяная платформа и был основан город Нефтяные Камни.

Изначальной основой Нефтяных Камней были семь затонувших кораблей, включая первый в мире нефтяной танкер. За несколько десятилетий их количество выросло до 2000 буровых платформ, растянувшихся на 30 километров. Платформы соединялись между собой сетью мостов общей протяжённостью 300 километров. На этих платформах рабочие построили восьмиэтажные многоквартирные дома, завод по производству напитков, футбольное поле, библиотеку, пекарню, прачечную, 300-местный кинотеатр, баню, огород и даже усаженный деревьями парк, земля для которого была привезена с материка. В период расцвета, здесь проживало порядка 5000 рабочих.

Упадок Нефтяных Камней начался с момента распада Советского Союза и обнаружения нефтяных залежей по всей стране. Рабочая сила на этом участке была сокращена и многие платформы были заброшены. Запустение и отсутствие техобслуживания привели к тому, что многие из них обрушились в море. Другие находятся в процессе разрушения. Более чем из 300 километров дорог, на данный момент можно использовать лишь 45 километров и даже они постепенно разрушаются. Однако для правительства это место всё ещё остаётся предметом гордости и строго охраняемым секретом, которым оно было в советское время. Туда по-прежнему очень сложно попасть иностранцам. Это место даже нельзя увеличить на Google Maps.

Нефтяные Камни (азерб. Neft daşları) — посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней — каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни.

Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.

За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

Нефтяные Камни, или, как их еще называют сами нефтяники, «Камушки» — это не просто километры эстакад в отрытом море и резкий подъем уровня добычи нефти. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем - они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение — еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни».

Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров.

Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения.

В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.

Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. .

Нефтяные Камни - посёлок городского типа в Азербайджанской части Каспийского моря, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Он расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг так называемых Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря - еще задолго до открытия этого месторождения нефти ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. РайонНефтяных Камней начали изучать уже с1859года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых.

Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана.

Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются единственным в мире городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Из истории

Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акваторииНефтяных камней была осуществлена в1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

14 ноября 1948 года, в штормовую погоду, на скалистую группу островков, полностью заливаемую волнами и пользующуюся дурной славой среди местных рыбаков, высадился первый десант, состоящий из небольшой группы отважных геологов, монтажников и нефтяников. Небольшое судно "Победа", на борту которого находились известный азербайджанский геолог А.Алиев, специалист по буровым работам Ю. Оруджев, строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях, а также руководитель созданного в 1947 г. объединения "Азнефтеразведка" С.Оруджев, осторожноприблизилось к островкам. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Десанту удалось высадиться на маленький остров, и вскоре на сваях, вбитых в дно моря, были построены первая на Нефтяных Камнях буровая установка и домик для буровой бригады площадью всего в 14 м2!

Начиная с этой даты, начались масштабные геологические исследования района Нефтяных Камней. Строительство самого поселка началось в 1958 г. Тогда были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и другие необходимые бытовые и технические объекты. К 1960 году там было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2-х газо-мазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2-х подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщение.

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Н ефтяных Камнях начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль « Чванов », отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. Для создания основания буровых платформ в районе Нефтяных Камней было затоплено 7 кораблей. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в « Нефтяные Камни ».

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы) из1 -й в мире скважины №71 , построенной в1924 году на деревянных сваях. Позже, в СССР в1932-1933 годах, были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в1932 году Биби-Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.

В настоящее времяНефтяные Камни - это более200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более160 млн тонн нефти и13 млрд м³ попутного нефтяного газа. Здесь действует более391 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до5 тонн нефти в сутки.

Подготовил Рауф Гасанлы


(азерб. Neft daslari) – посёлок городского типа (Азербайджан) в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Поселок расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней – каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря.

Окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.




Нефтяные Камни – это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела в СССР и Азербайджане в частности. в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. считаются столицей Каспийского шельфа.

Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945 – 1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966 – 1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5 – этажных общежития и один 9 – этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976 – 1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5 – этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.




Нефтяные Камни, или, как их еще называют сами нефтяники, «Камушки» – это не просто километры эстакад в отрытом море и резкий подъем уровня добычи нефти. Человек, хоть раз увидевший документальные кадры кинохроники тех лет, навсегда запомнит эту процедуру приобщения к тайнам нефтедобычи – той первой нефтью ее добытчики обмазывали свои безумно счастливые лица, приобщаясь к сонму избранных и к истории одновременно.

Это живой монумент подвигу сотен моряков – нефтяников, беззаветно отдавших себя реализации глобальной цели реализации морского чуда. Для некоторых из них «Черные скалы» стали последним пристанищем – они погибли, пытаясь покорить морскую стихию. Но как бы пафосно ни звучало, дело их живет до сих пор.

Человеческий феномен «Камушков» нашел свой след не только в документальном кино. Это и "Песня мужества" Кара Караева – гимн в честь морских нефтяников, и прекрасный образ нефтяника, созданный Рашидом Бейбутовым (помните знаменитый рашидовский кадр – улыбка во весь кадр и его незабываемый бархатный голос, сравнивающий фонтанирующую нефть с шоколадом), и монументальные полотна Таира Салахова – да разве все перечислишь... И всех нас влекла на Камни не нефть – влекли люди, дружившие с Каспием и в шторм, и в штиль, влекла та особая атмосфера морского братства, без которой работа вот так, на пределе человеческих возможностей, просто невозможна.

Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение – еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камней начали изучать уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: выдающегося исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых – геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик – Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, М. Мир – Бабаева и многих других.


Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби – Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 г. нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас – Баил лиманы) из 1 – ой в мире скважины № 71, построенной в 1924 г. на деревянных сваях. Позже, в СССР в 1932 – 1933 гг., были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби – Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м? и длину 55 м.
Первый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе руководителя десанта Николая Байбакова, автора идеи о морских залежах нефти, начальника созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и специалиста по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме того, были строители – вышкомонтажники, инженеры – буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях.

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».


Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.

В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камней. В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая должна была соединить искусственные металлические острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой уникальное явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90 – х гг. фонд скважин составил 472, из них действующих – 421. Среднесуточный уровень добычи – 1800 – 2000 т нефти, 50% скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90 – х гг. здесь работало 2000 чел.
В феврале 1951 года первый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камней встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

В настоящее время Нефтяные Камни – это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд куб.м попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.

Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.
На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно – направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.
В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 м, вес – 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 м. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С этой платформы планируется бурение 12 новых скважин при средней глубине 1800 м.
25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20 – дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег. В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60 – летний юбилей.

Хоть «Камушки» и называют городом, здесь нет присущего мегаполисам привычного городского шума. Наверное, поэтому он кажется тихим, несмотря на то, что постоянно находишься в окружении различных звуков: морской гул, работают различные агрегаты, компрессорная и дизельная станции, хлебозавод, прачечная, водоочистительная станция и т.д. И если когда – нибудь Нефтяные Камни станут местом паломничества туристов, то лучше было бы организовывать турмаршруты по вечерам – в это время суток «Камушки» преображаются. Город погружается в свет желтых фонарей, начинают работать фонтаны. Вряд ли где – нибудь еще в мире в открытом море можно будет встретить огромное сооружение на сваях, в котором по вечерам бьют фонтаны, и не только водяные.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: