Мазохизм – удовольствие от страдания и боли. Почему люди становятся мазохистами? Как помочь мазохисту

Недавно вышла новая книга Ирины Млодик , описывающая - и с художественной, и с научной точки зрения - такой психологический феномен, как мазохизм. В книгу под названием «Девочка на шаре. Когда страдание становится образом жизни» вошли роман и статья, отражающая взгляд психотерапевта и описание природы формирования мазохистической структуры психики (или отдельно маз-х черт характера, присущих в том числе людям других психических структур).
Книга может быть полезна и читателям, далеким от психологии, но вместе с тем интересующимся поведением людей и формами взаимоотношений между ними.
Я же приведу несколько абзацев и цитат из весьма полезной на мой взгляд Ириной статьи «Мазохизм как способ выжить, или обогревая вселенную. Взгляд психотерапевта» :

С точки зрения психологии мазохист - это человек, чьи желания и потребности с детства попираются, в результате чего он перестает ощущать свою человеческую ценность. Привыкший страдать ради других, но с гордостью выносящий порой невозможные для личностной природы лишения, такой человек имеет весьма сложные модели отношений к самому себе и миру, что всегда оканчивается для него различного рода последствиями, такими как психосоматические проблемы, сложности в построении здоровых социальных связей, вплоть до ранней смерти.
Мазохистические особенности характера проявляются в
1. привычке терпеть и страдать .
«Когда-то ребенок пришел в этот мир с желанием быть замеченным, признанным, принятым, с надеждой и намерением проявлять в этом мире свою волю и свои желания. Если такой ребенок появляется в семейной системе, где родители (или один из них)не готовы к тому, чтобы растить живое существо, обладающее своими предпочтениями, мотивами, чувствами, желаниями, то они могут например сделать все, чтобы ребенок перестал проявлять признаки «жизни». Не убить, конечно, но вытравить в нем желания, проявления, волеизъявления. Ребенок в таком случае становится минимально живым, максимально управляемым, функциональным, ничего не требует, не хочет, делает что говорят, не возражает, не имеет собственного мнения и ощущения самоценности».
Именно для того, чтобы получить любовь и признание, мазохист бессознательно выбирает терпеть и страдать, ведь именно это ему транслировали родители: «Ты со своими проявлениями жизни (голодом, желаниями, капризами, чувствами) нам неудобен. Вот когда ты научишься вместо того, чтобы хотеть что-то для себя, жить для других (прежде всего для нас), тогда и приходи, будем тебя любить». Поскольку без любви или хотя бы надежды на любовь ни одному ребенку не вырасти, то ничего не остается, как приспособиться сначала к родителю, а потом и ко всему остальному миру самоотверженным служением другим и отречением от себя, самолишением.
И поскольку лишения и страдания становятся важной ценностью, мазохист уверен, что и все вокруг должны жить в соответствие с этой ценностью. И только те, кто также терпит или страдает, будут ими признаны. Ко всем же остальным, «имеющим наглость» заботиться о своих потребностях и интересах, мазохист будет относиться неприязненно или агрессивно, не проявляя впрочем этих чувств явно».
2. Поскольку в детстве его агрессия была подавлена и теперь имеет особенные формы, а именно манипулятивные и пассивно-агрессивные формы агрессии
Типичный мазохист часто выглядит милейшим или тишайшим человеком. Он не злится напрямую, не просит, не требует, открыто не возмущается и не предъявляет претензий. А потому вы чаще всего и знать не будете, что не так: от чего он страдает, чем обижен, чего ему недостает. Он будет терпеть. Вы же должны были «догадаться», а раз не догадались, то это нехорошо с вашей стороны… Накопившийся дискомфорт отстаивается у мазохиста внутри, не находит выхода и все равно превращается в агрессию. Но в детстве ответная агрессия была либо строжайше запрещена, («Как, ты еще кричишь на мать?!»), либо опасна - садистически настроенный отец мог видеть в агрессии акт непослушания и нападал на ребенка до полного истребления любой реакции, кроме покорности. К тому же прямая агрессия мешает выполнению замысла - стать «выше» своих мучителей. Ужас и мучения, которые доставляли ему «внешние» садисты, мешают ему легализовать садиста в себе - слишком страшно. Поэтому «мучитель» прячется и мимикрирует.
В результате агрессия из прямых форм переходит в непрямые, манипулятивные, по сути своей садистические. И в их разнообразии мазохисту нет равных.
--- пассивное обвинение .
Поскольку он всего себя посвящает служению другим людям (например, своим детям), то ждет и обратного служения. По сути, он ждет того, что чужая жизнь пойдет в уплату за его жизнь, когда-то на других людей «потраченную».И, не обнаруживая признаков такого служения или считая их недостаточными, он обижается, страдает, явно или неявно обвиняя в своих страданиях окружающих. Поле бесконечной и часто трудно формулируемой вины - вот в чем вынуждены жить его близкие. Делать всех вокруг виноватыми за то, что они просто живут и чего-то хотят или, наоборот, активно не хотят, - это пассивно-агрессивный ответ, часто даже не на то, что происходит в семье или окружении мазохиста сейчас, а на его несчастное прошлое.
--- пассивное ожидание.
Поскольку мазохист выдрессирован на то, чтобы понимать, предугадывать и исполнять желания других, он подсознательно ждет от других людей того же … как доказательства любви и хорошего отношения к нему.
«Я что, еще просить должен?» - часто возмущается мазохист, уверенный в том, что прямая просьба - неслыханная наглость, за которую накажут или отвергнут.
Но если другие люди имеют наглость чего-то хотеть и открыто об этом заявляют, то это рождает в мазохисте целую бурю чувств: зависть, злость, желание нив коем случае не дать, осудить, наказать. Сделать по отношению к ним все то же, что когда-то делали с ним самим.
--- пассивное наказание.
Если вы недостаточно отказываетесь от своей жизни ради вашего близкого-мазохиста, если вы имеете наглость хотеть чего-то, чего он не хочет, то вас накажут… но так, что вы не сразу поймете, что происходит, но неприятных ощущений, боли и страданий при этом у вас будет вдоволь.
Способы пассивного наказания разнообразны: с вами перестанут разговаривать, станут холодны, рядом с вами неделями будут жить с видом незаслуженного страдания, вас покинут, лишат чего-то важного для вас (тепла, контакта, внимания, участия), вам всем видом будут демонстрировать, что в ухудшении их настроения или здоровья виноваты именно вы.
--- пассивное лишение.
Мазохист никогда напрямую не скажет: «Мне нужна помощь». И не спросит: «Могу ли я чем-то помочь?». Он сделает все сам, хотя часто его участие и не требовалось или даже отчаянно мешало. Он сделает все, даже то, о чем никто не просил, и обязательно скажет: «Разве вы не видите, как мне тяжело?» Или бросит «в воздух» фразы: «Еле дотащила эти тяжелые сумки!», «Конечно, разве кто-нибудь догадается помочь!», «Никому нет дела, будто мне одной это надо!»…Иными словами, он не даст вам шансов проявить заботу и любовь о нем, а потом сам же будет обижаться за недополученное. Он лишит вас возможности видеть его довольным, благополучным, здоровым, счастливым. Рядом с ним вы не сможете ощутить себя заботливым, участливым, «хорошим».
--- пассивное саморазрушение.
Если у мазохиста нет возможностей обвинять или наказывать, вся та злость, которая неизбежно возникает у любого человека в течение жизни от того, что он не жил так, как хотел, что не позволял себе того, что для него по-настоящему важно, вся эта злость заворачивается внутрь, приводя человека к саморазрушению. Способов самодеструктивного поведения множество, мазохисты «выбирают» тот, который соответствует их модели, - они будут страдать. Для этого можно «обзавестись» тяжелым, даже неизлечимым заболеванием, можно регулярно попадать в передряги и аварии, убивать себя алкоголем и другими зависимостями. Ранняя форма аутоагрессии - полное саморазрушение и самонаказание - ранняя смерть.
--- необъявленный выход из отношений.
Сочетание небесконечного - даже у мазохиста - терпения и его неспособности вносить в контакт собственные желания, говорить о том, что не нравится, конфронтировать, отстаивать свое, обсуждать, приходить к соглашению приводят к тому, что, уставая от подавления собственного недовольства и многочисленных обид, мазохист в какой-то момент внезапно выходит из отношений - без объяснений и предоставления другой стороне возможности понять, что же случилось, что было не так, что можно скорректировать в своем поведении или отношении. Часто за этим лежит злость на несбывшееся ожидание того, что другой будет возвращать «добро» посвящением себя, на которое в свое время пошел мазохист.
3. Провокация чужой агрессии.
Мазохистка (а чаще всего это именно женщина), будучи воспитана садистическим родителем, даже вырастая, бессознательно (или осознанно) стремится к тому, чтобы воссоздать подобную модель в любых близких отношениях. Поэтому она либо выбирает мужчин, склонных к проявлениям садизма, либо возбуждает в мужчине, с которым живет, садистическую часть. Ее жертвенная позиция провоцирует агрессию у рядом живущих, потому что:
-- она не проявляет свою агрессию прямо, скорее вбрасывает ее в поле семьи в виде недовольства, молчаливых обид, висящего напряжения, игнорирования, тихого страдания с укором.
-- она не принимает помощь и заботу, отвергая теплые чувства и проявления заботы окружающих;
-- она всегда якобы лучше знает, что хорошо другим;
-- ей важно воспроизводить свою детскую модель страдания и лишения, и потому предложения как-то «решить вопрос», облегчить жизнь, изменить хоть что-то наталкиваются на её «да, но…» - у нее всегда найдутся аргументы в пользу того, что продолжить страдать совершенно необходимо, ибо другого пути нет.
-- она не умеет говорить «нет», «стоп» и потому разрешает живущим рядом с ней бесконечно ходить по ее территории, нарушать ее границы, попирать ее человеческое достоинство, использовать ее желание служить…
4. Отказ от себя и упоенное служение другим.
Незаменимость, нужность, служение с полной отдачей - вот хоть какая-то гарантия того, что неявно, подпольно любовь и забота все же просочатся к нему вместе с ощущением безоговорочной «хорошести», если не «святости».
Трагедия мазохиста - потерянные желание и воля. Нерожденная собственная жизнь. Единственное разрешенное удовольствие - мера вынесенного страдания.
Основные иллюзии мазохиста - что он не агрессивен и никому зла не желает, хотя его манипулятивная злость калечит сильнее, чем явно предъявленная. Он полагает, что раз он служит другим, а не себе, то он хороший и нужный и его никогда не покинут… Что если сейчас он живет в нужде и лишениях, то потом он каким-то волшебным образом станет богатым. Что однажды кто-то все же придет и воздаст по заслугам и свершится великая справедливость, как в русских сказках: злых и жадных героев настигнет возмездие, а щедрые и неимущие будут вознаграждены.
Иллюзии в мазохисте умирают последними. Они гораздо более живучи, чем сами мазохисты, ведь в мифах и сказках иллюзии о воздаянии за страдания живут века…

О том, на чем строится помощь людям с мазохистическими защитами -

Люди мазохистического склада (мазохисты) убеждены в том, что необходимо страдать, чтобы получить что-то более ценное.

Мазохистический характер, также как и другие, имеет разную степень выраженности – от трудоголика, монашки, еврейской мамочки – человека, жертвующего личным во имя идеала, вплоть до психотического членовредительства и самоистязания. В первых случаях речь идет о нормальном типе мазохистической личности. При самоповреждениях – о психической патологии.

Иногда люди мазохистического типа производят удручающее впечатление вредящих себе. Трудно понять человека, чьи решения и поступки саморазрушительны. Они страдают, жалуются, действуют вопреки личным интересам, в тяжелых случаях наносят себе повреждения, бессознательно мучая других своей болью.

Важно понимать, что мазохист не испытывает удовольствия от страданий, как это принято считать. Материнство по существу будет мазохистичным. Риск личным благом или жизнью за идею и культуру, служение родине – имеет мазохистичные тенденции.

В религиозных практиках и народных традициях можно найти связь между страданием и вознаграждением, мазохистичные люди часто поддерживают этими идеями свое поведение.

Во время чумы в Европе ХIII века распространяется флагеллантство – религиозное движение бичующих себя людей. Они верили, что физические страдания от избиения себя плеткой искупят грехи людей перед Богом и приведут к исцелению от чумы.

Навигация по статье «Мазохист (мазохистическая личность): если я буду достаточно страдать, то получу любовь»:

Мазохист: внутренний мир и формирование

Дети мазохистического типа конституционально общительны и нуждаются в отношениях и взаимодействии с другими людьми. Они рано узнают о том, что любовь и внимание можно получить во время болезни, травмы, проблемы. Равнодушный, занятой или депрессивный родитель обратит внимание на ребенка, постарается утешить, когда ребенок попадает в беду. Так закрепляется убеждение в том, чтобы получить внимание, заботу и любовь надо попасть в беду и страдать.

Ребенок чувствует себя брошенным и никчемным, но если страдать, то родители позаботятся.

Когда я с матерью приезжала в деревню к бабушке, у мамы портилось настроение. У бабушки был тяжелый характер, маме трудно было с ней уживаться.

Мама начинала придираться ко мне – все было не так и не то. Мне казалось, что я мешаю, что ей будет легче без меня. Тогда я решила, что после трех маминых придирок повешусь. Перестала стараться вести себя правильно и быстро получила несколько нагоняев от мамы.

Смастерила из пояса платья петлю, привязала ее к крюку для колыбели на потолке и прыгнула. В последний момент просунула кисть руки в петлю, да и конструкция была ненадежной. Потом болело горло, и состояние было такое, что мама заволновалась. Почти весь день она поила меня теплым молоком с медом, ласково обходилась, хоть и не знала, отчего у меня болит горло.

Из терапевтической беседы

Дети из приемных семей иногда тяготеют к мазохистическому поведению, ведут себя неправильно, возмутительно, чтобы навлечь на себя наказание. Ребенок чувствует вину за «плохого» родного родителя, переживает о том, что он сам плохой, поэтому у него нет родных родителей. Провоцирует наказание себя со стороны приемного родителя, чтобы отвлечь внимание от постоянной внутренней вины, и доказать, что приемный родитель – тоже плохой, раз наказывает.

Иногда возникает убеждение – «все равно накажут, чтобы ни делал». Чтобы не ждать, ребенок ищет наказания, пытаясь если не избежать страдания, то самому его контролировать — выбрать время и место.

В дошкольном детстве мне не удавалось предсказать, за что накажут. Я еще не понимала правил. Старалась вести себя плохо, чтобы быстрее наказали. Тогда была фора для спокойной игры, так как подряд два раза не наказывали.

Из терапевтической беседы

Детская травма и жестокое обращение ведут к развитию мазохистического характера, причем чаще у девочек. У мальчиков те же обстоятельства провоцируют развитие агрессивных или садистических наклонностей.

Иногда родители вкладывались эмоционально только при наказании. В повседневной жизни ребенка участвовали на уровне «одеть и накормить» – не играли вместе в игры, не интересовались настроением и желаниями ребенка, равнодушно относились к переживаниям. Только во время наказания повышался градус эмоций, родитель проявлял внимание к ребенку, хоть и негативное.

Тогда у ребенка сформировалась связь между привязанностью и болью. Страдание предпочтительней пренебрежения – «мучай меня, но не бросай!» Дети отчаянно стремятся к отношениям, сильнее, чем к физической безопасности.

Дети цепляются за эмоциональную включенность, поскольку в этот момент другой человек по-настоящему с ними, не занят своими мыслями и заботами.

Эмоциональный мир мазохиста наполнен печалью, виной, они видят себя как несправедливо страдающих. Могут производить впечатление застрявших в страдании, из-за которого с пренебрежением относятся к людям, у которых все хорошо.

— Может вам уменьшить волонтерские часы в хосписе, поскольку не остается времени даже на себя?
— Хм, может у других иначе, но у меня есть принципы!

Из личной беседы

Кажется, что они наслаждаются мучением, но это психика так поддерживает самооценку мазохистичного человека. Ощущение ценности себя без страданий помогает человеку повысить качество внутренней жизни.

Мазохист похож на параноика в том, что чувствует угрозу своей безопасности, благополучию или самооценке.

Если параноидный человек решает – «я нападу первым, пока не напали на меня», то мазохистичный — «я нападу на себя первым, чтобы не пришлось никому нападать на меня».

Мазохист: отношения с другими

Мазохистических женщин легко обнаружить в деструктивных отношениях с побоями. Женщина раз за разом возвращается к разрушающему партнеру. Если разобраться в причинах такого поведения, то окажется, что женщина страдает за любовь, за сохранение семьи и боится покинутости и одиночества гораздо сильнее побоев.

Бьет, значит любит.

Поговорка

В облегченном варианте мазохистического характера наблюдаем людей, которые жалуются на несправедливость, но ничего не предпринимают. Наверняка каждому знакомы люди, которые жалобно сетуют на дурное обращение на работе, со стороны чиновников, друга или супруга. Однако, стоит им предложить решение для того, чтобы облегчить происходящее, они переводят тему, выглядят разочарованными или подробно объясняют почему это невозможно.

Потребность убедить слушателей в том, что виноват другой, перевешивает желание решить проблему. Таким людям сложно научиться отстаивать свои интересы. Однако, научиться здоровому эгоизму возможно, постепенно убеждаясь в том, что любовь можно вызвать не только беспомощностью.

Поначалу хочется помочь обиженному, через какое-то время он раздражает и приводит в бешенство, хочется оскорбить за нытье и бездействие.

Мазохистическая личность вызывает две неконструктивные реакции – жалеть или садировать. Если жалеть, то мазохист получает подкрепление жалобам – чем больше страдаю и жалуюсь, тем вернее получу сочувствие и помощь. Если садировать, то тоже подкрепляем мазохистическое поведение – раз оскорбляют, значит, не равнодушны, любят, стараются научить чему-то.

Поэтому в отношениях с мазохистическим типом важно не попадать в крайности – не становится «жилеткой» — спасателем и «монстром» — преследователем. Отношения с человеком мазохистического типа чаще других развиваются по треугольнику Карпмана

С мазохизмом связано понятие садизма, которые трактуются как две стороны одной медали. Кажется, что мазохистичные люди находят себе в партнеры садистов, от которых потом терпят унижения. В этом есть доля правды – мазохисты склонны воспроизводить детские сценарии отношений с жестоким обращением, и находят агрессивных психопатических партнеров.

Другая доля правды в том, что позиция жертвы затягивает партнера, изначально не садистичного, в состояние агрессора. Зависимое положение и удушающая услужливость вечно несчастного мазохиста провоцирует у партнера желание оттолкнуть, «пнуть» надоевшего.

Наблюдаем картину, когда материально зависимая женщина истово старается для мужа, готовит, убирает и стирает, а он становится все резче и неблагодарнее. Не вызовет, например, скорую помощь, когда у нее поднимается температура и диагностируют воспаление легких. Кажется, какое бездушное чудовище.

Однако, если разобраться глубже, оказывается, что женщина постепенно создает образ несчастной, никому не нужной обузы. Мужчина верит, что живет с обиженной жизнью женщиной-неудачницей, которую терпит только, если она будет делать хоть что-то полезное. Затем и это полезное уже не ценится, выгнал бы, да куда она пойдет, беспомощное страдающее существо? Копится раздражение, начинаются придирки или унижения, которые женщина смиренно сносит, чем бесит агрессора еще сильнее.

Итак, мы выделили следующие особенности человека с мазохистическим типом личности, и предложили способы их интеграции в жизнь:

  • Мазохист убежден в том, что необходимо страдать, чтобы получить что-то более ценное. Осознание этой установки будет первым шагом в борьбе с саморазрушительным поведением.
  • Мазохистическая личность формируется в результате раннего понимания, что любовь и внимание родителя можно получить, попав в беду. Любящее отношение к ребенку вне зависимости болеет он, в беде или, наоборот, нашкодил будет профилактикой склонности к мазохизму.
  • Мазохист не испытывает удовольствия от страданий, как это принято считать. Более точным будет сказать, что он находит компенсаторную основу в страдании для поддержания самооценки. Ощущение ценности себя без страданий помогает человеку повысить качество внутренней жизни.
  • Человек мазохистического типа вызывает две неконструктивные реакции – жалеть или садировать. Важно не попадать в эти крайности – не становится «жилеткой» — спасателем или «монстром» — преследователем. Отношения с человеком мазохистического типа чаще других развиваются по треугольнику Карпмана . Необходимо оставаться в стабильном доброжелательном состоянии.
  • У мазохистического типа потребность убедить слушателей в том, что виноват другой, перевешивает желание решить проблему. Таким людям сложно научиться отстаивать свои интересы. Однако, научиться здоровому эгоизму возможно, постепенно убеждаясь в том, что любовь можно вызвать не только беспомощностью, но состоятельностью, силой или уверенностью.

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

Вы можете задать их нашему психологу в скайпе онлайн:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на

Мазохизм – состояние человека, при котором он стремится сделать себе что-то болезненное, разрушительное, унизительное. Часто это понятие используется, когда речь идет об извращенных половых актах. У человека может возникать сексуальное удовольствие, когда ему партнер причиняет физические или моральные страдания. Наблюдается прямопропорциональная взаимосвязь между интенсивностью агрессивных действий в сторону человека и его удовлетворения от этого.

Мазохистов по жизни сопровождают садисты, для обеих сторон естественно причинять или принимать что-то болезненное и разрушительное. Мазохизм проявляется на разных уровнях, физическом, моральном, психическом, даже есть массовый мазохизм, при котором сходными симптомами обладают люди определенного сообщества.

Явление мазохизм, стремление к причинению себе вреда, названо по фамилии исследователя – Захера-Мазохи. Он описывал это понятие с точки зрения сексуального извращения. Затем описание распространилось не только на сексуальную сферу.

Мазохизм в общем его значении представляет собой явление, при котором человек по сути не стремится достичь физической боли. При мазохизме у него подсознательная цель подчиниться воле другого человека, чтобы почувствовать, что он всецело принадлежит тому, кто рядом. Мазохисту приятно ощущать свою беспомощность, покорность и беззащитность.

Человеку, страдающему мазохизмом, как ни странно, самому не нравится боль, как это принято считать. Для него главное получить удовольствие от того, что боль была и прошла. То есть осознание того, что после пережитого, он уже не будет ощущать моральное страдание или физическую боль, приносит ему гораздо больше удовлетворения, чем что-либо другое.

Человек, склонный к мазохизму, испытывает больше удовлетворения от унижения со стороны и самоунижения. Чаще всего таких людей не видно среди других, они ведут привычный образ жизни, внутренне уничижая себя. Лишь в самых сложных случаях бывают видимые признаки личностной деградации на фоне этой патологии.

Доказано, что женская сексуальность подразумевает мазохистские черты. Представительниц прекрасного пола принято считать пассивными в интимных отношениях между мужчиной и женщиной. Многим женщинам в отношениях с садистическим мужчиной приходится быть мазохистками, но это им более свойственно от природы. Иногда их мазохистские наклонности скрыты от самих женщин. Мазохизм проявляется у «слабого» пола и в моральной сфере, когда женщины на многое идут, чтобы не потерять своего партнера. Они готовы терпеть унижения, побои, доминирование, чтобы оставаться рядом с партнером.

Причины

Причин такому явлению как мазохизм достаточно много, и некоторые из них «родом из детства». Все они, так или иначе, связаны с неправильным отношением к человеку, подверженному мазохизму. Так как патология затрагивает психологическую и сексуальную сферу, многие из причин этих сфер и касаются.

Проявления мазохизма

Больные этим расстройством проявляют свои мазохистские наклонности по-разному. Одни договариваются в закрытой комнате со своим партнером о специфических сексуальных играх. Другие самостоятельно причиняют себе болевые ощущения. Если человек сам себе причиняет боль, к патологии добавляется еще и аутоагрессия.

У взрослых людей формируется несколько видов мазохизма, в зависимости от поведения взрослых в детстве. Вербальный и эмоциональный, если ребенок подвергался постоянной критике и оскорблениям. Физический возникает, если ребенка постоянно бьют. Это отклонение проявляется через слова о собственной малозначительности, больные могут наносить себе увечья или легкую физическую боль: привязывать себя к чему-либо, делать определенные телесные увечья, приносить себе физический вред. Агрессивность сопровождает все формы мазохизма.

Более социально-приемлемой формой является моральный мазохизм. Его просто не видно сразу, но человек внутри себя «съедает» чувством вины. Психология морального мазохизма проявляется через такие мазохистские наклонности:

  • постоянное чувство вины у человека, которое в подсознании воспринимается как потребность в наказании за что-либо;
  • формируется невротическая симптоматика у человека;
  • нежелание лечиться от морального мазохизма, пациент не хочет отказываться от своих страданий, он скорее постоянно будет жаловаться на свое положение жертвы и прииски недоброжелателей, чем согласится освободиться от тяжести чувства вины;
  • моральное удовольствие от демонстрации своих страданий окружающим;
  • поиск унижений и неудач.

Это явление мазохизма парадоксально, так как противоречит принципу удовольствия – основной движущей силы человека по теории психоанализа. Но при этом человек стремится быть в меру униженным или битым. Иначе у него появляется тревога, а этого мазохисты уже не переносят и к этому не стремятся. Они привыкают контролировать свои ощущения и не допускать перегибания болевых физически и морально ощущений.

Как ни странно, мазохисты – успешные люди. Как показывает статистика, часто люди, склонные к мазохизму, занимают довольно высокие посты, достигают успеха в профессиональной и сексуальной сфере.

Это явление затрагивает все характеристики человека и его Я-концепцию. Больше всего оно «бьет» по таким структурам, как Эго и Супер-Эго. При мазохизме Эго человека становится обнаженным, со всеми его амбициями, защитами и недостатками (удачами). Именно когда Эго раскрыто и доступно для окружающих, человек чувствует себя в роли жертвы, униженным и оскорбленным.

Такое состояние обязательно должно быть изменено, требуется достаточно длительная глубинная терапия, чтобы вывести человека из ситуации унижения себя или желания получить это от других. При длительном течении болезни человек может сделать себе что-то, каким-то образом навредить своему телу. Поэтому при мазохизме требуется вмешательство специалистов как можно быстрее. Они способны правильно диагностировать это состояние, приложив максимум усилий, чтобы вывести человека из негативной ситуации.

Лечение патологии

При таких проявлениях особенно родственников мазохиста интересует вопрос о том, как можно быстро вылечить это состояние, как помочь человеку, страдающему этим расстройством.

Медикаменты

Применяется лечение с помощью психотерапии, психологические консультации и в редких случаях медикаментозное лечение. Медикаменты необходимо применять при сексуальном проявлении этого расстройства. Для таких пациентов назначаются лекарства, сдерживающие сексуальное влечение. Назначаются такие средства только после консультации врача. Часто это соли лития и финлепсин.

Также при мазохизме иногда используются успокоительные лекарства. Если у человека возникла истерика, как выражение невроза по какому-либо вопросу, симптоматически применяются медикаментозные средства для помощи больному. Но медикаменты не действуют на психику человека, изменяя все детские установки и посылы, изменяя чувство вины на уверенность и гармоничность ощущений и чувств у человека. Больше, чем медикаменты, человеку нужна психотерапевтическая помощь.

Консультации психотерапевта

Психотерапия при мазохизме – основа для лечения и помощи больному освободиться от патологических чувств. Здесь речь не идет даже о сексуальных извращениях или угнетающем моральном мазохизме. В этом случае работают сексологи, психиатры и психотерапевты.

Психологи работают с таким понятием, как латентный мазохизм. Это явление, при котором человек не может себе позволить быть тем, кто он есть, заниматься тем, чем хочет, выразить свое «фи» эксплуатирующим его людям. Психологическая помощь в этом случае состоит в том, чтобы «оголить» эго человека, помочь ему выразить себя, закрепить навыки выражения своих чувств и ощущений.

При описанных ранее симптомах при этом расстройстве в большей степени используется психоанализ, рациональная психотерапия. Иногда эффективной будет системная семейная психотерапия.

Психоанализ помогает пациенту увидеть скрытые проявления Эго, свои амбиции, грубо говоря, свою личность со стороны. Он выражает все, что на момент психотерапевтического сеанса для него крайне важно.

Также используется групповая консультация или терапевтический тренинг. Во время терапии задача специалиста снизить эмоциональное напряжения, из-за которого человек готов пойти на причинение себе вреда для получения удовольствия. Во внешний мир должны выйти искренние эмоции. Тогда промежуточная цель будет достигнута.


(...)мазохистические паттерны поведения.. формируются как способы выживания в ранних детских ситуациях..

Развитию мазохистической патологии способствует рост ребенка в условиях, где родители систематически проявляют к нему жестокость, зачастую, даже садистическую. Не обязательно это должны быть физические избиения, могут быть словесные унижения - как прямые и грубые, так и косвенное обесценивание - попытки жестоко подчинить себе. При этом проявления любви и других теплых чувств обычно отсутствуют. А те садистические штучки, что вытворяют родители, зачастую ими же маскируются под любовь - "это для твоего же блага", "вырастешь - спасибо скажешь", "со мной так обращались, и я благодаря этому человеком вырос(ла)", и так далее, и тому подобное.

В этих условиях ребенок развивает защитный механизм, который психоаналитики называют кучерявым термином «либидилизация страдания». То есть, придание страданиям позитивного смысла . Фактически, ребенок начинает в этих страданиях видеть проявления любви. Тем более, что других проявлений он не видит, а допустить идею о том, что родители его не любят для малыша крайне сложно. А поскольку ничего хорошего они с ним не делают, он начинает думать, что то, что с ним делают, это и есть любовь.

Придание страданиям позитивного смысла, рассматривание их как проявление любви – пожалуй, самый важный аспект мазохизма. Фактически, это не поиск страданий, это поиск любви. В такой вот странной форме. Потому что именно это мазохист опознает как любовь, все остальное таковым не считается и избегается, потому что с этим не понятно, что делать.

В этом месте много и часто возникает вопрос - где грань между строгостью и садизмом, как определить, где заканчивается первое и начинается второе?

На мой взгляд, определить достаточно просто. Строгость, все-таки, обходится без унижения. На унижение в этом случае существует жесткий запрет. А в психологическом садизме всегда есть элемент унижения.

Развитие мазохистического поведения как способа приспособления к действительности относится к тому моменту, когда у ребенка начинает складываться такой механизм как воля. И - соответственно - своеволие, желание настаивать на своем. Развитие мазохизма связано с подавлением воли, с тем, что родители считают, что он должен быть сломлен и подчинен. И - NB! - процесс подавление воли ребенка, утверждение в собственной позиции главного, у родителей вызывает удовольствие.
При этом ситуация, по большей части. складывается так, что ребенка либо игнорируют - тогда, когда он ведет себя удобно, либо жестоко "воспитывают" - в те моменты, когда его поведение начинает вызывать у родителей дискомфорт. И получается, что ситуация, когда его мучают - лучше. Потому что в эти моменты ребенок существует, его видят и замечают.

Таким обазом, главный урок, вынесенный из этого опыта мазохистом можно сформулирвоать как "я смог выжить".

С одной стороны, правда, есть, чем гордиться. Выжить в условиях. максимально приближенных к невыносимым - не важно, физически или морально - это и со стороны взрослого-то подвиг, а для ребенка тем более.
С другой - за много лет существования в ситуации, где все подчинено только одному стремлению - выжить - "за борт выбрасывается" очень многое из того, что совершенно необходимо тогда, когда приходит время не выживать, а жить.
В своей борьбе за выжиыание мазохистический траматик оказывается вынужден отращивать "очень толстую кожу" - опять же, как в физическом плане (у них, как правило, очень высокая способность переносить боль и другой физический дискомфорт), так и в эмоциональном (за счет чего в отношениях они зачастую ведут себя "как слон в посудной лавке", искренне не понимая, что какие-то их слова или действия могут быть неприятны и/или болезненны для окружающих).

Из вышеизложенного, думаю, понятно, что если ситуация выглядит как полная жопа - то в такой ситуации мазохист обычно очень хорошо живет. Он в ней "четок, собран, напряжен и не лезет на рожон"... или, наоборот - лезет, имея при этом абсолютную уверенность в собственной правоте и давным-давно готовое объяснение для всех неприятных последствий, которые могут из этого проистечь - его не поняли, не оценили, он безвиннно и бескорыстно пострадал за правду.
В создании таких ситуаций мазохисты обычно хорошо преуспевают, их отличает способность в рекордно которткие сроки заставить кипеть от негодования даже снежную бабу. Эти люди как будто все время выпрашивают, чтобы их «отлупили» - если не физически, так словесно. А после того, как это происходит, они начинают вступать в борьбу и сражаться за справедливость. Превращая таким образом свое поражение в переживание собственного морального превосходства над тем, кто отлупил.

Что, опять же, совершенно понятно. Любому из нас жизненно необходимо ощущение себя хорошим и правильным, сильным и успешным. Если долгое время ситуация складывается так, что человека мучают, а он - в силу своей малости. слабости и зависимости - не может открыто этому противостоять, это вызывает большое количество бессильной ярость. Ярость есть, а выхода для нее нет. Расквитаться с обидчиком напрямую невозможно. И получается, что отомстить можно только за счет чувства собственного морального превосходства, сохранить некую гордость за себя – что, несмотря ни на что, я выжил и оказался выше своих мучителей-тиранов.

Часть 2
Если дальше рисовать потрет мазохиста, то получится человек, вовлеченный в круговорот нескончаемых собственных поражений. Зачастую сперва такие люди вызывают сочувствие и желание помочь - ведь они, действительно, страдают, реально и сильно, а потом - агрессию и отвержение. Потому что причины страданий они склонны упорно видеть исключительно вовне, категорически отрицая какой-либо собственный вклад в создание своих неприятностей. Они склонны втягивать окружающих в попытки решения их проблем, попытки, стопроцентно обреченные на поражение. Поскольку для мазохиста важно быть правым, а не быть счастливым. (...)

При этом существует такой важный фактор поведения как «провокация с использованием пытки капающей воды». Каждое провоцирующее действие само по себе достаточно минимально и окружающие поначалу не придают ему значения. Но эти действия продолжаются, до того момента, пока не наступает эффект переполнения чаши. Тот, на кого «капают», не выдерживает, срывается и обрушивает на мазохиста весь тот гнев, который накопился. Это позволяет мазохисту оставаться на позиции своей моральной чистоты, как будто на нем оторвались ни за что. Потому что тот повод, по которому произошел взрыв негодования, часто на самом деле, незначительный.
Получение таким образом в свой адрес большого и гневного "фэ!" запускает работу очередного круга абсурда страданий. Мазохист расценивает полученное как несправедливость и переживает свое моральное превосходство: он - весь в белом, а тот, кто сорвался на него "на пустом месте", соответственно - в светло-коричневом. Это переживание заменяет ему удовольствие.

Возникает разонный вопрос - почему удовольствие в жизни нужно находить таким вот вогнуто-выгнутым способом?

И здесь дело в том, чтто с раннего детства для таких людей в удовольствии кроется угроза, и его переживание вызывает сильнейшее чувство вины. Ведь если бы унижаемый ребенок взял верх над родителями, он бы, несомненно, испытал от этого удовольствие. Но за это свое превосходство он был бы родителями - которые, как ни крути, продолжают оставаться более сильными и могущественными - жестоко наказан. Поэтому в мазохистической модели поведения удовольствие тесно связано с наказанием. Жизнь мазохиста - это жизнь без удовольствия. Все, на что они обычно надеются – это на получение некоего вознаграждения в будущем за свои страдания, справедливый реванш над теми, кто его мучил.

Еще одна характерная особенность мазохистического поведения - откладывание дел "на потом". Это идеальная стратегия для того, чтобы быть хронически несчастным и раздраженным, постоянно жаловаться. И ничего не делать для того, чтобы изменить ситуацию - ведь нерешенных проблем и несделанных дел накопилось так много, что совершенно непонятно, с какого краю эту кучу начинать разгребать.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что основной пафос мазохистической стратегии укладывается в сообщение "все болит, ничего не помогает" "все плохо и изменить ничего невозможно". Это выстраивание жизни в таком стиле, чтобы все время оставаться несчастным, жертвовующим, склонность попадать в зависимости, работать там, где не нравится, создавать ситуации с таким ворохом проблем, когда сложно понять, за решение какой из них нужно хвататься в первую очередь.
Такое поведение является очень удобным способм для использования собственных детей, которым крайне сложно отделиться от хронически несчастных родителей и зажить своей жизнью, не ощущая себя при этом полными мерзавцами. При этом возможность найти тот вариант поведения, при котором ребенок, отделяясь. мерзавцем не окажется, практически невозможно. Потому что родитель непременно будет жертвенно и очень выразительно страдать. Причем, страдать он будет в любом случае. Если дети из чувства вины остаются рядом с такими родителями - те будут жалуются, что дети не самостоятельны, сидят у них на шее, ничего не добились, не обеспечили их внуками, далее до бесконечности... в случае, если ребенок все-таки рискнет отделиться - родители будут страдать от того, что они не нужны, позабыты-позаброшены.

Все это является следствием той самой установки, в которой быть правым важнее, чем быть счастливым. В выборе между справедливостью и счастьем для мазохиста важнее справедливость. В том виде, в каком он сам ее понимает. Этот выбор делается легко, поскольку про счастье он толком и не знает, что это такое и как оно выглядит.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: