“Любовь к родным” сочинение. Вечный вопрос: что такое любовь

… Если бы меня спросили, много ли я знаю о своей Родине, о России, я с уверенностью ответила бы, что, конечно, да. Мне сразу бы вспомнились интересные и увлекательные рассказы далекой старины, которые с большим удовольствием мы слушаем на уроках истории, на экскурсии в школьном музее, где есть уникальная возможность прикоснуться к «кусочку» истории, посмотреть и потрогать предметы русского быта, которые были у наших предков, рассказы об истории Древней Руси, России, СССР, в...

17.12.2016 08:12 85

С чего начинается Родина? Наверное, все знают слова этой известной песни. Она звучала с экранов телевизоров, радио в разных исполнениях. А с чего для каждого из нас начинается малая Родина? Может быть, с того места, где ты родился? Где берет она свое начало, у какого у причала? А, я думаю, что моя родина начинается с той маленькой деревенской речки, где прошло мое босоногое детство Да, возможно, она для кого-то и не так хороша и красива, но в ней здесь все: и земля, и травинка, и луга, и лист...

16.12.2016 22:56 74

Продолжаем нашу экскурсию.Свою лепту в формирование ныне старого города внесли такие известные зодчие, как Шехтель, Мейер. Достаточно посмотреть на такие здания, как храм Святой Троицы. Особняк усадьбы купца Паисия Мальцева (сейчас - дом-музей), бывшее коммерческое училище, ныне ГПТУ-6, чтобы понять: балаковские купцы и промышленники того времени не страдали отсутствием архитектурного вкуса. Тем не менее, Балаково так и оставался тихим провинциальным городком вплоть до середины ХХ века, когда н...

06.09.2015 08:19 154

Очень интересна и необычна судьба этого волжского города. Одна из исторических версий связывает название «Балаково» со словом «балык» - рыба. Потому что первое упоминание о Балакове как месте поселения людей относится к о второй половине ХVII века. На месте Балакова тогда располагались рыбные станы. А через неполных сто лет – в 1738 году в двух верстах от Волги было образовано казачье луговое владение Балаков Юрт. С этих исторических упоминаний и начинается Балаково. Дальнейшему его развитию пос...

06.09.2015 08:10 300

Люблю тебя мой край родной! Твою березку возле речки Хочу я быть всегда с тобой Болит о том мое сердечко. Хотелось чаще быть с тобой И радоваться солнцу вместе, Но так мне суждено судьбой Жить вдалеке за км двести. И каждый выдавшийся миг Спешу к тебе, родимый В душе волнующийся крик Люблю тебя, мой милый! ...

19.08.2015 11:47 107

Скажите, а вы объяснялись в любви своей Родине? На земле много красивых, удивительных мест и "семь чудес света" есть. Но для меня лично, нет места прекрасней, лучше, чем моя малая Родина. Может быть,для кого-то она и не столь красива, не столь хороша, но у меня на Родине поет душа. Ничто не может заменить того места, где человек родился, вырос и сгодился. Родной, отчий уголок вызывает у каждого чувства, ни чем незаменимые и ни с чем несравнимые. Та одинокая березка, к которой бегали, играя, сель...

19.08.2015 11:33 142

Академик Д. С. Лихачев говорил: "К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать - воспитывать любовь к родным местам.".Любовь к Родине начинается с любви к родным местам, родному краю, селу, лужайке, полянке, на которой гоняли с ребятишками в футбол, тихой речке, у берегов которой прошло твое босоногое детство, с любви ко всему тому, что тебе стало таким дорогим и близким, ведь это все родные места, истоки. Всё, что есть на родной земле- бесценно, Ни на что не меняю св...

29.03.2015 09:13 175

В родных местах ромашкой пахнет ветер, И до травинки вся земля своя, В родных местах и солнце ярче светит, И серебристей голос у ручья. Пусть мне твердят, что есть края иные, Что в мире есть иная красота, А я люблю свои места родные, Свои родные, милые места. В родных местах у неба цвет синее, В родных местах просторнее луга, Стволы берёз прямее и стройнее, И разноцветней радуги дуга. М. Пляцковский. ...

В результате изучения взрослых здоровых людей выявлено, что все они, за редким исключением, любили и были любимы .

И на момент исследования их всё ещё можно было охарактеризовать как любимых и любящих людей.

Надёжность выводов из этих наблюдений и исследований настолько очевидна, что любовь можно рассматривать как один из важнейших критериев здоровья человека.

Особенно это важно для детей.

Для ребёнка любовь родителей - не просто благоприятный фактор, она жизненно необходима .

Окружая ребёнка атмосферой любви, доброты, ласки и свободы выбора, мы даём ему возможность удовлетворить свои потребности в любви, безопасности и уважении.

При этом, конечно, ребёнок должен иметь возможность освоить допустимые пределы свободы в общении с другими людьми.

Без любви ребёнок не может стать полноценной, гармоничной личностью.

Вот почему родительская любовь ценна как для детей, так и для их родителей.

Ведь опыт ребёнка, полученный им в общении со своими родителями, послужит фундаментом всей его последующей жизни.

Поэтому самое важное и чудесное , что могут сделать родители - создать и поддерживать в семье климат, в котором ребёнок мог бы явственно почувствовать себя любимым самыми близкими в его жизни людьми, дать ребёнку такое количество любви и эмоциональной поддержки, которого впоследствии должно хватить на то, чтобы расти и развиваться самостоятельно.

И детские врачи (педиатры), и специалисты-психологи в один голос говорят о том, что наибольшая часть болезней детей и подростков, а затем и взрослых возникает по причине неудовлетворённых душевных потребностей.

Вся вселенная для маленького ребёнка - это его семья.

И жизнь он постигает первоначально на примере собственной семьи.

Задача родителей - сделать так, чтобы восприятие ребёнком мира, по мере его взросления, было по возможности полным, богатым, неискажённым и разнообразным.

Чтобы ребёнок вырос здоровым как физически, так и психически, а, став взрослым, мог самостоятельно вести здоровый и успешный образ жизни, его родителям и близким людям необходимо запомнить и твёрдо выполнять несколько правил.

Воспринимать ребёнка надо таким, каков он есть, а не таким, каким хочется его видеть.

Уважать желание ребёнка самостоятельно изучать окружающий мир и помогать ему в этом.

Выражать понимание и поддержку, когда ребёнок нуждается в них.

Быть примером для ребёнка во всём, открыто выражать ему собственные положительные чувства.

Четко определить и прямо сказать ребёнку, чего ему делать нельзя , не прибегая к насилию.

Поощрять открытое выражение ребёнком своих чувств и переживаний, признавать и поощрять его чувства и потребность в их раскрытии.

Помогать ребёнку и всячески поощрять здоровое исследование окружающего его мира, пользуясь словом "да" в 2-3 раза чаще, чем словом "нет".

Не огорчаться, если ребёнок не хочет воспользоваться вашей помощью, а желает сделать что-то самостоятельно.

Признавать за ребёнком самостоятельную личность, имеющую свои взгляды, желания и стремления, и не пытаться прожить жизнь за своего ребёнка.

Желанные и любимые дети рождаются крепкими и здоровыми, и в жизни им везёт больше, чем другим.

Любимые дети умеют дружить как со своими сверстниками, так и с взрослыми людьми.

Особенно это пригодится им в школе.

Шведские учёные обнаружили, что чем больше школьник нравится своим сверстникам, тем крепче у него здоровье в будущем.

Наблюдения велись за 14 тыс. человек в течение 30 лет (1973-2003 гг.).

По популярности в школе дети были разделены на 5 групп.

Наблюдения проводились методом опроса.

И оказалось, что дети с самым низким уровнем популярности в 9 раз больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чаще болеют диабетом, более склонны к алкогольной и наркотической зависимости, нарушениям умственной деятельности.

Они в 4 раза чаще обращались к медикам с жалобами на нарушения пищеварения, обмена веществ и гормональные проблемы, в 2 раза чаще страдали умственными расстройствами.

Отсутствие популярности в школе порождает низкую самооценку, снижение жизненных амбиций и уменьшение ожиданий от жизни, а также нездоровый образ жизни - пристрастие к сигаретам и алкоголю, у некоторых - к наркотическим средствам, что автоматически переводит таких людей в группу риска.

К сожалению, в школах России некоторое время назад задача воспитания была исключена.

В последнее время функция воспитания вроде бы возвращена в школы, созданы соответствующие программы, но как преодолеть очевидные провалы в воспитании, социальную апатию и негативное поведение подростков?

Столкнулась с тем, что некоторые христиане (и не христиане, конечно тоже) плохо себе представляют, что такое заповеданная Христом и чем она отличается от любви к нашим близким, т.е. родственникам, друзьям, любимым. Хочу сейчас попытаться разделить эти понятия, основываясь на православном понимании этого вопроса.

Любовь к близким (родным, любимым, друзьям, родственникам) - это естественная человеческая любовь, чувство. Она нам свойственна по природе. И не только нам, но и животным тоже. Потому что эта любовь основана на инстинктах. Естественная, инстинктивная любовь - это корыстная любовь , потому что мы любим либо за то, что любят нас, либо тех, кто нам приятен, либо тех, к кому нас влекут инстинкты.

Христианская любовь к ближнему , , заповеданная Христом - это не столько чувство, сколько духовное поведение: внимание, терпимость, прощение, уступчивость, чуткость, сострадание, забота, милосердие, деятельная помощь окружающим нас людям. Но это также и стремление не причинить никому зла, не обидеть, не задеть чувств, не ущемить самолюбие, и т.д.

Наши ближние (в евангельском значении) - это не только родственники и близкие, а вообще все люди, которые нас окружают, с кем нам так или иначе приходится ежедневно сталкиваться и общаться в жизни. Это - наши соседи, сослуживцы, соученики, случайные прохожие, пассажиры, которые едут с нами в одном транспорте, продавцы, у которых мы покупаем товары, и т.п. Но это также - больные, немощные, несчастные, замерзающие, сироты, бездомные и все, кто нуждаются в помощи. Только, это не те несчастные, которые живут в дальних странах, а те, что живут рядом с нами. В число наших ближних входят также и наши недоброжелатели, и даже враги... И к ним мы должны уметь проявить терпимость, сострадание, милосердие.

Христос не требует от нас чувств любви к врагам, но ждет от нас милосердия по отношению к ним.

Евангельская любовь к ближнему, в отличие от естественной к родным и близким - бескорыстна . Потому что она ничего не требует взамен. Мы должны помогать, заботиться, оказывать внимание, участие, помощь, прощать и терпеть... Даже тогда, когда нам трудно самим; часто жертвуя собственным временем и собственными силами. И не ждать взамен ничего . Так нам заповедано.

Но есть еще и третий вид любви. Это - святая, божественная Любовь , высшее ЧУВСТВО которое подается Духом Святым сердцу, очищенному от грехов и страстей. Это - любовь, которой любят святые, и которая является нашей главной целью . Но об этом в следующий раз.

Огромная любовь к Родине у каждого человека, как мне кажется, вырастает из детства. Именно в детстве у человека формируется понятие “Родина” и все, что с ним связано. Родные места, где родился и вырос, обычаи, книги и культура родной страны становятся доступными для человека с самых ранних лет. И потом, спустя много лет, ты вспоминаешь все это и думаешь: “Да, это все мое, родное, близкое сердцу”.

Толстой сказал: “Родина – это прошлое народа, настоящее и будущее”. По моему мнению, это высказывание можно связать с рассказом Петра Дмитриевича Барановского о храме Василия Блаженного, который, безусловно, является памятником нашей старины и отображает мастерство древних зодчих. По сей день этот храм считается святым местом.

С самых первых дней у человека появляется свой маленький мир, своя маленькая Родина. Это его кроватка, голос матери, колыбельная, первая погремушка, окружающее его пространство и люди. Когда человек растет, вместе с ним растет и понятие его “Родины”. Здесь присутствуют его близкие дом, улица, друзья, детский сад, школа, парк, в котором он гуляет, речка за городом, окрестные леса и поля. Он начинает осознавать, что такое чувство долга, привязанность, воспоминания, которые могут проявляться в тоске или в радости. Читая книгу, занимаясь в школе, человек узнает, что мир не ограничивается его городом или республикой, а он гораздо шире, и в нем существуют разные страны, материки, другие реки, озера и океаны. Но в его сознании уже существует понятие “родная страна”, в которой он живет, и которая ему очень дорога, без которой он не мыслит себе жизни. Именно ее он называет своей “Родиной”.

Когда я была еще маленькой, мама с папой возили меня в деревню к бабушке. И не смотря на то, что там дивные луга, чистые озера и воздух, мне уже через неделю хотелось домой. Ведь именно там я родилась и увидела в первый раз солнце. Там все свое, родное.

И я так люблю нашу речку на окраине города, хоть и не совсем чистую, наш двор, пусть и с загазованным воздухом, что не променяю их ни на что. Ведь самым дорогим для каждого человека всегда будет Родина.

Сочинение Что такое любовь к Родине?

Родина – важнейшее понятие в жизни каждого человека. Она всегда одна. Ласковая, милая, нежная родина. Ее часто сравнивают с матерью. Чем старше человек, тем острее чувствуется сопричастность всего, что происходит с твоей страной. С возрастом острее чувствуется разлука с Родиной, радостнее происходит встреча с ней. Почему так происходит?

В народе говорят: Родина – это место, где капнула кровь твоей пуповины. Это – малая родина. Иногда это маленькое село, иногда – большой город. Под словом Родина мы понимаем нашу страну, село, дом, улицу, по которой мы можем пройти с закрытыми глазами, потому, что там все родное и знакомое. Мы любим природу своей Родины, ее людей, историю своего края, гордимся своей Родиной. Не существует понятия бедная или богатая Родина.

Что я вкладываю в понятие “Родина”? Это мой дом, где я родился, где меня научили говорить, уважать старших. Это моя школа, где мне дают образование, выводят на чистую светлую дорогу дальнейшей жизни. Это скамейка в школьном саду, куда я пригласил свою одноклассницу, и впервые взял ее за руку. У нашего класса есть заветное место на реке. Каждый год, летом, мы ходим туда в поход с ночевкой. Вечером у костра мы делимся своими мечтами на будущее. Мне кажется у нас все сбудется. Скоро у нас выпускной бал, мы расстанемся надолго, а может быть навсегда. Я гляжу на речку, на своих одноклассников, у меня щемит сердце. Я думал так бывает только с пожилыми людьми. Это я готовлюсь проститься со своей любимой малой Родиной. Я буду приезжать, и встреча будет такой же трогательной, как и прощание.

Недавно прочитал стихотворение казахстанского поэта. Там есть такие строки: “Здесь родился и рос, мир пытаясь объять. “. Очень образно. Действительно, в детстве мы все пытаемся объять, не замечая плохого и безобразного рядом с нами. Сейчас я многое вижу по-другому. Я вижу, как много надо сделать, чтобы мой любимый город стал красивее, а его жители счастливее. Я замечаю несправедливость и знаю, что с ней надо бороться. Я не перестаю любить свою Родину. Я хочу изменить мир к лучшему, хочу, чтобы моя Родина была счастливой, светлой и радостной.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Родина – это очень емкое по своему содержанию понятие. В него вкладывается очень глубокий и многогранный смысл. И первое, с...

Когда-то, еще в самом начале воцерковления, мне попались слова кого-то из святых отцов о том, что, по большому счету, человеком можно назвать только лишь того человека, который обрел Бога и в Боге живет. Впоследствии я встречал эту мысль в различных святоотеческих книгах, она немного по-разному сформулирована, но по сути своей, безусловно, верна. У каждого тварного существа - от бесплотных Небесных сил до простейших микроорганизмов - есть свое предназначение, и оно ему следует. И только лишь одно существо - человек - свое предназначение, которое заключается в том, чтобы быть в общении с Творцом, пребывать в Боге, игнорирует и из-за этого находится в совершенно потерянном состоянии. Потерянном в прямом смысле слова - как заблудшая овца или как та утраченная хозяйкой драхма, которую она ищет (см.: Лк. 15:8–10).

Но при всей верности этого утверждения у него есть и оборотная сторона, о которой также пишут святые отцы: безусловная ценность каждого человека. И как раз-таки об этом мы очень часто забываем. Пытаясь принять для себя ценность людей чужих, незнакомых, посторонних, мы зачастую упираемся как бы в некий тупик, потому что нам на самом деле очень трудно дается любовь даже к самым близким. Сколько раз приходилось сталкиваться с тем, что самый обычный человек, не какой-то особенно жестокий, не какой-то бесчеловечный, который к тому же ходит в храм, исповедуется и причащается, говорит о ком-то из ближайших родственников: «Мы устали, измучились, он лежит парализованный, больной, и всё никак Господь не приберет». И это такой ужас, что даже вместить его в сердце невозможно, - человек даже сам до конца не понимает, что говорит, хотя говорит то, что действительно чувствует.

А как тогда можно любить тех, кто далек? Как можно любить тех, кто вызывает неприятные эмоции? Тем более как любить тех, кто нам причиняет какое-то зло? На самом деле сознание человека даже самой этой мысли противится, и стоит труда хотя бы сосредоточиться на ней умом. Это сопротивление возникает тогда, когда мы опираемся на свои ощущения: воображение рисует нам некую панораму людей, среди которых и те, с кем приятно находиться рядом, и те, рядом с кем трудно даже остановиться, настолько они ужасно выглядят и плохо пахнут, и те, о ком может прийти мысль, что лучше бы их просто что-то стерло с лица земли, настолько страшные злодеяния они совершили. Но ответ на вопрос о любви к человеку находится глубже, не в области ощущений,- так же, как и ценность человека заключается не в том, каков он, не в том, что он делает, не в том, каковы плоды его жизни. И за этим ответом нужно погружаться в себя и искать его там, потому что если мы его для себя не обретем, то не сможем исполнить евангельскую заповедь о любви к ближнему. Ведь ближний - это не близкий, это в принципе любой человек.

Думаю, что ответ на этот вопрос можно начать искать с понимания того, что человек в течение своей жизни может сделать с самим собой. Один человек разрушает себя и свою жизнь, пренебрегает своим достоинством, уничижает его. Другой - напротив, старается раскрыть в себе то, что было ему дано первоначально, развить все свои таланты. Но главное в этих людях будет оставаться общим: каждого из них бесконечно премудро сотворил Господь. И то, что вложил в человека Господь, гораздо больше, чем то, что человек может сделать с самим собой, потому что эта основа неуничтожима.

Если мы прочтем в Книге Бытия историю творения человека, то увидим момент, когда Господь не просто творит Адама из ничего - Он вдыхает в его лицо дыхание жизни (см. Быт. 2:7). И этот момент очень важен в осознании того, кем является человек для Бога. Мы можем изготавливать какие-то вещи, предметы, но они не будут нам дороги. Однако бывает, что вещь нам действительно внутренне дорога, и тогда мы можем сказать о ней: «Да я же в нее душу свою вложил!»

Вот человек - это тот, в кого Бог вложил душу. И человек для Бога не просто ценен - человек Богу бесконечно дорог.

Он не может перестать быть дорог - так же, как нам не перестанет быть дорога какая-то очень памятная сердцу вещь просто оттого, что она сломалась или запачкалась. И потому мы ни в коем случае, будучи людьми верующими и составляя то малое стадо, о котором говорит Господь (см. Лк. 12:32), не должны думать, что чем-то принципиально отличаемся от других.

Мы не должны полагать, что составляем некую касту избранных, а остальные люди проживают свою жизнь совершенно напрасно. На самом деле в любом человеке есть то, что достойно внимания, участия и любви других людей. И нам это воспоминание нужно постоянно в себе возгревать: если мы стремимся быть ближе к Богу, то, что дорого Ему, не может не быть столь же дорого и нам.

Конечно, кто-то может спросить: «Вот вы говорите, что нужно любить злодеев. А сами-то пробовали? Вы хоть понимаете, что за этим стоит?» Мне в жизни - так сложилось - приходилось неоднократно сталкиваться с людьми, совершившими такие преступления, которые я даже не буду здесь описывать. Могу сказать, что я представлял себе в этот момент тех, кого они лишили жизни. Могу сказать, что и во мне рождалась эта реакция ветхого человека: что сделать так, чтобы этого человека не было,- это самое естественное, что можно сделать сейчас. И я с этой мыслью боролся, говоря себе о том, что она не достойна ни христианина, ни тем более священника. А еще я думаю, что трезво мыслящий священник не будет обращаться к родственникам над гробом жертвы с проповедью о том, что в убийце тоже есть что-то хорошее. Но при всем этом меня каждый раз удивляло нечто иное, что появлялось в этот момент у меня в сердце. Я понимал, что вижу в этом человеке то, что в нем есть помимо того страшного, тяжелого, испорченного, что вышло в его жизни на первый план.

Когда-то, в советские времена, я посмотрел фильм «Иди и смотри» и на всю жизнь запомнил из него такой эпизод. Герой этого фильма, мальчик лет четырнадцати, увидев буквально за несколько дней все те ужасы, которые несет в себе война, поседевший от переживаний, замечает упавший в грязь портрет Гитлера. Он подбегает к нему и начинает, не помня себя от ярости, в него стрелять. И в то время, как он стреляет, в его сознании возникает такая панорама: вот Гитлер - глава Третьего рейха, вот он еще до политических событий в Германии, вот он просто юноша, подросток. Словно пленка отматывается назад, и в конце концов герой видит младенца, лежащего в колыбели,- тогда он приходит в себя и перестает стрелять. Возврат к тому, что это всего лишь навсего человек, который также был когда-то беззащитным ребенком, дает ему силы жить дальше и в своей ярости не погибнуть. И именно с таким пониманием мы можем научиться прощать, а простив, перерастать даже самые страшные испытания, которые могут для нас люди уготовать посредством того, какими они становятся.

Портрет Адольфа Гитлера в детстве и кадр из финальной сцены фильма “Иди и смотри”

Лететь выше встречного ветра

В своей повседневной жизни, фильмах, книгах мы можем почерпнуть примеры, являющие такую любовь к человеку, которая основывается на его безусловной ценности. Лично для меня особенно важны два таких примера, причем оба они явлены людьми, даже не просвещенными светом Святого Крещения.

Еще в детстве я узнал историю выдающегося педагога Януша Корчака, который, будучи директором еврейского детского дома в Варшаве, отказался покинуть своих воспитанников и погиб вместе с ними в концлагере Треблинка. Его книги, особенно «Король Матиуш Первый» и «Когда я снова стану маленьким», я считаю лучшими книгами, которые можно порекомендовать родителям, пытающимся понять своих детей. В суровую эпоху начала ХХ века, между двух мировых войн, этот человек писал об уникальности каждой человеческой жизни, о хрупком и бесценном даре, который заключен в каждом ребенке, родившемся в мир. «Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод из плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня».

А другой пример - это замечательный психолог, создатель так называемой логотерапии Виктор Франкл. Главным постулатом его учения является непоколебимое убеждение в том, что главной, базовой жизненной потребностью для человека является смысл. Жизнь Франкла также навсегда изменил концлагерь: там погибла вся его семья - родители, жена и брат. Это был человек, признававший бытие Бога и на протяжении всей своей жизни к Богу обращавшийся, хотя и, безусловно, не принадлежавший к христианской религиозной традиции. Несмотря на это, я убежден, что его книги для людей, ищущих Бога и пытающихся понять, что такое есть человек, могут стать своего рода детоводителем к христианству.

В работе современных психологов есть одна черта, которая очень меня смущает: многие из них видят своей задачей постараться примирить человека с тем, каков он есть в его наличном состоянии: «Прими себя таким, каков ты есть» - так, пожалуй, можно было бы сформулировать этот принцип. И другой принцип: «Тебя что-то беспокоит? Исключи это из своей жизни, забудь о нем». И самое неутешительное здесь то, что кто-то этот принцип начинает применять и по отношению к людям. Бывает, что человек приходит в храм, побывав до этого у психолога, и выясняется, что он практически ни с кем из близких не общается, потому что ему объяснили: мама-пенсионерка вас подавляет - не ездите к ней, с выросшим сыном у вас конфликт интересов - разменивайте квартиру и сводите общение к минимуму, муж (жена) не хочет вас принимать со всеми недостатками - наверное, вам лучше расстаться.

Слушая что-то подобное, я вспоминаю пример из жизни опять же Виктора Франкла: лет в семьдесят он решил научиться водить самолет. И из этой науки он вынес для себя такой образ: если ты куда-то летишь и появляется сильный встречный ветер, который тебя сносит, - нужно лететь не в ту точку, в которую тебе нужно попасть - нужно лететь выше этой точки, и тогда ты попадешь туда, куда тебе надо. То же самое, утверждал он, можно сказать и о человеке: если принять, что человек таков, каков он есть, в итоге он окажется гораздо хуже, чем он есть, и не исполнит того, что должен исполнить,- «встречный ветер» прибьет его к земле. Но если принять, что человек может и должен «лететь выше» своего нынешнего курса, в результате ему все же удастся попасть туда, где должен человек в итоге своей жизни оказаться, он сможет соответствовать своему предназначению. И это «лететь выше» предполагает не уход от проблем, не задвигание этих проблем в какой-то дальний угол ради создания себе «зоны комфорта», а перерастание их, с Божией помощью, и перерастание себя ради более высокого смысла. Кто-то увидит в этом некий идеализм, однако сказанное на самом деле является предельным реализмом.

Ценность абсолютно каждого человека обуславливается, в том числе, тем, что в любой человеческой жизни присутствует смысл. И этот смысл нельзя придумать - его можно в своей жизни только найти.

Он неповторим, однако в нем есть составляющая, актуальная для каждого человека,- это ответственность за ту жизнь, которая тебе дана. И если человек эту ответственность принимает, более христианского отношения к жизни не найти.

Любовь как состояние

Удивительные встречи людей со Христом, о которых нам повествует Евангелие, потому каждый раз и были удивительными, что в человеке при встрече с Господом вдруг оживало то, что было вложено в него при сотворении. И в человеке падшем, в человеке с точки зрения общества никуда не годном, вдруг открывалась необыкновенная красота, которая была первоначально дана ему Богом. Как писал святитель Николай Сербский, смотря на Христа, мы можем увидеть во Христе то лучшее, что есть в нас самих. И если мы научимся узнавать в людях то, что есть во Христе, а во Христе - то, что есть в людях, нам будет гораздо проще понять, как любить людей.

Безусловно, любовь должна быть не чувством, которое у нас возникает в какой-то определенной жизненной ситуации - она должна быть нашим состоянием. В христианстве любовь рассматривается именно как состояние: нам, христианам, должно быть свойственно любить других людей. Этой любви очень многое может препятствовать в нас самих, этой любви очень многое может сопротивляться в окружающей нас жизни, в какие-то моменты она может нами если не утрачиваться, то ослабевать,- но все это должно рассматриваться нами как нечто неестественное, неправильное, как то, что обязательно нужно преодолевать. Любовь не отменяет необходимости в какой-то конкретной ситуации и противостоять человеку, и ограничивать его свободу совершать зло, но это противостояние не должно приводить к обесцениванию человека.

Преподобный Силуан Афонский говорит о том, что когда ты по-настоящему строг к самому себе, ты начинаешь иначе относиться к людям. Ты понимаешь, какого колоссального труда тебе стоит быть хорошим или хотя бы стремиться к тому, чтобы быть хорошим, или хотя бы не быть совсем плохим. И тогда, глядя на других людей, ты осознаёшь, что и им требуются столь же колоссальные усилия, и у них на эти усилия не хватает сил и решимости. И ты уже не судишь их, потому что тебе абсолютно не до этого. Тебе достаточно того, что Господь в этого человека вдохнул дыхание жизни, и оно в нем пребывает. Это и есть самое главное в любом человеке, который когда бы то ни было жил на земле и будет жить.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: