Люблю мужа но появилась дикая страсть к другому. Разрушающая страсть: как с ней бороться

Для тех, кто ищет страсть, сообщаю: она – повсюду, ее – много.

Страсть к еде ….

Сколько людей, живущих на нашей планете, обожают покушать. Странно, но есть такие, которые просто живут ради того, чтобы ощущать вкус продуктов и блюд. Основной контингент таких людей – мужчины. Об этом догадаться не трудно. Они ни за что не пропустят ресторанчик, который расположен по дороге домой. Холодильник – их лучший друг. Но как же они раздражаются, если их любимая женщина «совершает налет» на еду. И не потому, что им жалко съеденное количество пищи: они боятся, что их пассия поправиться (в плане весовой категории).

Страсть к фотографии

Фотоаппарат в руки – мир «полетел». Человеку, который любит фотографировать, ничего, в общем-то, кроме снимков, и не нужно. Красивые пейзажи, необычные ракурсы, природные красоты…. Все то, что «вмещается» в фотоаппарат – неземное, бесценное сокровище для человека, увлеченного искусством фотографии. Кстати, знаю одного «фотомана». Он даже, в свои двадцать восемь, жениться не собирается, так как считает, что женщина будет сильно мешать его хобби. Недавно он открыл мастерскую и купил очень дорогой фотоаппарат. Вот так и появляются самые счастливые люди на земле.

Страсть между мужчиной и женщиной

Но есть страсть интереснее, приятнее и таинственнее: страсть мужчины и женщины…. Как, сразу же, после написания этих лов, со строк, повеяло романтикой и нежностью…. Ее столько, что даже глаза, читающие это, начинают мечтать о страсти. Подарим глазам немного страсти и романтического настроения. Только сильно не увлекайтесь: читать о страсти и испытывать ее – две разницы большие, которые не подлежат никакому сравнению.

Страсть, очень часто, путают с любовью

Но этого делать нельзя: любовь и страсть ходят рядом, а не являются синонимами. Постараюсь объяснить разницу. Любовь – это чувство, которое любит брать и отдавать. Она – бескорыстна, чиста, непорочна и легка. Когда любишь – идешь на все, ради любимого человека. Когда любишь – взаимность не является обязательным составляющим чувства. Людей, которые любят, «вырастают крылья». Эти крылья – невидимы, но они уносят влюбленного человека высоко, за облака.

Страсть – прекрасное, но эгоистичное чувство

Оно «берет», у человека, все: время, пространство, мысли, ощущения, сознание, внутренний мир….. И ее не бывает без взаимности. Именно взаимность и порождает страсть. Она похожа на огонь, на бесконечное, невероятно сильно пламя, которые сжигает все на своем пути. Очень сложно в ней не сгореть. Если вам это знакомо – вы поймете значение каждого слова и прочувствуете его.

Страсть напоминает свечу, которая быстро загорается, но так же быстро может и погаснуть от дуновения ветерка. Никогда не угадаешь тот момент, когда страсть «попрощается» и исчезнет.

Страсть женщины к мужчине

Женскую страсть легче сохранить на более долгое время. Она может жить, с помощью любви. Когда женщина влюбляется, она делает все, чтобы чувства прекрасно гармонировали между собой, и не «убили» друг друга. Когда женщина чувствует, что страсть остывает, она «наколдовывает» следующее:

  1. Уделяет больше своего внимания и времени своему избраннику. Она и так старается всегда быть рядом, но тут – особый случай, который нужно не упускать.
  2. Реже видеться с подругами и знакомыми. Кто-то понимает ее такое поведение, кто-то осуждает ее, считая, что променять подруг на мужчину нельзя. Но у нее просто нет другого выбора и выхода.
  3. Старается не задерживаться на работе, по случаю корпоративной вечеринки. Нельзя сказать, что она – любительница тихой жизни. Многие женщины просто жить не могут без праздников
  4. Пишет любимому красивые сообщения, в которых затрагивает тему любви и ее отношения к нему. Женщины, как правило, умеют писать красиво. И не только сообщения на мобильный телефон. Вспомните, как многие из вас, записывали все происходящее с вами, в ваш личный дневник, и прятали его, чтобы никто не «украл» из него секретную информацию.
  5. Часто вспоминает о первой встрече, о первом поцелуе, о романтических моментах. Вообще, печально признавать, что, о таких моментах, чаще всего, вспоминает именно женщина. Мужчина предпочитает жить исключительно настоящим и будущим.
  6. Проводит интимные эксперименты в постели. Пожалуй, этот момент - более чем приятен мужчине. Кстати, статистика утверждает, что многие представители мужского пола обожают разные товары из интим – магазина. Но тут огромный минус в том, что такое «обожание» понимают и принимают не все «прелестные создания.

Страсть мужчины к женщине

У мужчины – другая страсть. Он испытывает ее, находясь рядом с каждой женщиной, которая ему симпатична. Чего нельзя сказать о женщинах: они, влюбляясь, хранят эту страсть, пронося ее, даже, сквозь долгие годы. Не все, конечно, такие. Я говорю о тех женщинах и девушках, которые умеют любить по – настоящему.

Мужчине, в интимной жизни, не очень важна страсть. Для него главный фактор – симпатия к женщине, с которой он состоит в отношениях. Волнует ли его вопрос о взаимности? Да, но он не является доминирующим. Так уж устроены мужчины: секс, страсть, любовь – своего рода, «родственницы» инстинктов, которые частенько переплетаются между собой, составляя нечто единое целое.

И мужчина, и женщина знают, что страсть – не вечное чувство. И когда наступает момент, когда ее уже невозможно вернуть какими-либо «уловками», они компенсируют чувство страсти любовью, которая все еще, пылает (или пытается пылать) в их сердцах.

Страсть нельзя купить или искусственно создать. Она – либо есть, либо ее нет. Без любви, конечно, сложнее жить, чем без наличия страсти. Однако есть много мужчин и женщин, для которых, страсть – необычный и необходимый наркотик. Для них важна страсть в глазах, в чертах лица, в мимике и жестах. Когда ее нет, им начинает казаться, что чувства прошли, и отношения продолжать не имеет смысла.

У каждого – свои приоритеты . С ними не поспоришь, их не переделаешь. И это, собственно говоря, ни к чему: страсть – не конструктор, и не пластилин, из которого можно слепить все, что угодно и когда угодно.

Добрый день! Я полтора года в браке. Замуж вышла по любви , всё случилось быстро - пару месяцев повстречались, затем мне мой муж (сейчас уже мой муж) сделал мне предложение. Поженились. Всё у нас было... Большие проблемы, непонимания, расставания. Но мы работаем над отношениями, каждый над собой работает, пытаемся понять друг друга... У нас необычные отношения, я будто мама, а он мой сынок. Я люблю внимание мужчин, люблю, чтобы на меня заглядывались. Но никогда ничего я себе не поваляла, кроме как улыбнуться в ответ. Сейчас к нам на работу пришёл молодой человек. Я с ним изредка езжу по командировкам (однодневным). Я не понимаю свои чувства к нему - я его ревную к другим, с ним я заигрываю и т.п. Он отвечает мне взаимностью. у Нас с ним сложились доверительные отношения, мы общаемся на разные темы. У нас с ним душевная близость... Но откровенно сказать у меня друг к другу нереальное влечение. Когда мы рядом, я чувствую это магнитное поле... В общем мне его нереально хочется. Я головой понимаю, что я замужем, что нельзя, но ничего с собой поделать не могу. Как мне быть?! Как с собой бороться и стоит ли бороться?! К слову, я девушка порядочная и никогда себе не позволяла непристойных вещей, не давала никому повода для обсуждения меня в неприятном контексте. Но сейчас я чувствую, что моё поведение меняется, я задумчивая, у меня "дырка в животе..." Надеюсь на Вашу помощь. Заранее благодарю.

Здравствуйте Серофима!

Все что с вами происходит естественно. Ну вот сами смотрите: 1. У нас необычные отношения, я будто мама, а он мой сынок. и 2. Я люблю внимание мужчин, люблю, чтобы на меня заглядывались . Т.е. вы хотите пить, а вам дают очень вкусное, но мясо. Что вы будете делать? искать на столе, в комнате, в квартире и т.д. воду! Вы ее нашли в образе вашего сотрудника. Теперь осталось решить - хотите ли вы: сделать ли как то водопровод дома? попить этой воды один раз а потом подумать над водопроводом? или пить эту воду всегда, перенеся свой дом к этому водопроводу? Решать только вам! Для этого нужно нарисовать свою картинку мира и почувствовать который из мужчин больше ей соответствует, при чем не только сейчас нот и через 5 лет и через 10. Не торопитесь!

Троценко Наталья Юрьевна, психолог Владикавказ

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Серофима! Бороться с собой не нужно ни при каких обстоятельствах, то, что с вами происходит, в любом случае заслуживает внимания. Ситуация такова, что с вашим мужем у вас строятся отношения по типу Родитель (вы) и Ребенок (он), как вы сами говорите. Да, такая составляющая должна быть в отношениях, но основной тип связи должен происходить между Взрослым и Взрослым. Ведь вы выходили замуж не за сына, а за мужчину. Таким образом, изначально, уже есть причины нестабильности семьи , ваше восприятие друг друга уже несколько искаженное. Вы пишете о проблемах, которые были. О быстром замужестве (возможно, вас сейчас мучает вопрос, а правильное ли было принято тогда решение). Все эти факторы повлияли на то, что когда вы встретили интересного для вас человека, ваши чувства и эмоции проявились. Это нормальная человеческая реакция. Что теперь? Теперь (возможно, с помощью психолога) вам нужно понять, а нужен ли вам ваш нынешний муж и любите ли вы его? Счастливы ли вы именно с ним? Если да, то нужно работать над отношениями, но так, чтобы это принесло реальный результат, а не просто работа ради работы. Но может же быть и так, что вы выбрали не того человека? Постарайтесь честно ответить самой себе. Ведь самый большой ужас - это прожить не свою жизнь, не в любви и не с любимым мужчиной, а только из-за обстоятельств, что так сложились. Ваши нравственные качества никуда не денутся, вы в любом случае будете такой, какая вы есть, даже наоборот, ваша порядочность, как раз, еще более подтвердится в честной оценке этой ситуации. Важно не обмануть себя, а понять и признать то, что вы на самом деле чувствуете и хотите. Вопрос ведь стоит о вашем счастье, вашей счастливой жизни, а что может быть главнее?!

С уважением,
Крохалевская Владлена Сергеевна, психолог Краснодар

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Влюбленные личности чрезмерно уязвимы и легко поддаются сигналам подсознания. Страсть - неизменный спутник любви. Это чувство неподвластно контролю, оно влияет на поведение и поступки.

Иначе, страсть – это желание кого или чего-либо с высоко выраженным эмоциональным контекстом.

В среднем страсть к мужчине длится от нескольких недель до одного года, а потом начинается переоценка ситуации, выбора и необходимости. Обычно этого вполне достаточно, чтобы расположить к себе партнера и узнать его поближе. Иногда этот промежуток затягивается до тех пор, пока пара не начинает совместное . Ведь именно тогда замечаешь все недостатки и отрицательные качества мужчины.

Тем не менее, спустя некоторое время, страсть переходит в другой поток.

Если бы все продолжало бурлить и кипеть вечно, люди не смогли бы добиваться поставленных задач. Это страстное временное умопомрачение, прекрасное для многих пар, запоминается на всю жизнь, когда не можешь без предмета обожания ни дня, ни секунды. Этот этап сменяется другим, желанием быть вместе всю жизнь, создавать семью и рожать детей. Такие явления смены чувств связаны с различными гормонами, выделяющимися в разные промежутки отношений.

Как остановить время

Страсть начинает свою жизни в моменты влюбленности, помогая выразить все чувства которые копятся внутри, выплескивая ураган эмоций наружу. При погасании этого огня, начинает затухать любовь. Для длительной жизни этих чувств нужно постоянное поджигание очага. Без нужной искры страсть живет очень мало времени, пока весь запас эмоций не прекратится, а потом затишье…

К сожалению, нельзя остановить время или вернуть все назад, для того чтобы снова все ощутить. Есть два варианта, первый - начинать новые отношения каждый раз при окончании страсти и испытывать все заново вновь и вновь. Но, конечно, постоянно так жить не получится, поэтому второй вариант - постоянно поддерживать чувства - намного эффективнее.

Даже в зрелом возрасте некоторые люди ощущают страсть друг к другу. Такие ситуации крайне редки, но бывают. Все зависит от темперамента личности и течения отношений. Постоянная забота, безвозмездная жажда доставить удовольствии другому, жить проблемами и заботами партнера, вот что поддерживает огонь любви и зажигает искру страсти.

Все в этой жизни имеет логическое завершение, но только вы сами определяете промежуток между началом и концом данного этапа.

Не все женщины осознают, что женская и мужская психология различаются. Это становится причиной непонимания, обид и ссор. Часто женщина демонстрирует свою заботу беспокойством по каждому пустяку и тысячами заботливых вопросов и телефонных звонков. Ей кажется, что это проявление любви, и она не понимает, что мужчина воспринимает такое поведение, как желание тотального контроля над его жизнью. А это вызывает раздражение у любого. Как вести себя, чтобы стать нужной мужчине , что необходимо ему от своей любимой женщины?

Инструкция

Принимайте его таким, как есть. Не следует постоянно напоминать ему о его недостатках и пытаться переделать его форсированными методами. Мудрая женщина найдет подкорректировать поведение или внешний вид своего мягко и совсем незаметно для него - так, чтобы все положительные перемены в себе он воспринимал как результат самосовершенствования.

Восхищайтесь им. Высказывайте одобрение, радостное удивление и восторг по поводу его поступков и умений. Это прекрасный стимул стать еще лучше для него. Сознание того, что его таланты оценены по достоинству, что он для вас – самый лучший, делает сильнее и вселяет в него уверенность в своих силах.

Станьте ему надежным тылом. Во внешнем мире все мы сталкиваемся с разными неприятностями, опасностями и предательством. Тем ценнее те отношения, в которых не надо кривить душой, изворачиваться, где тебя выслушают и одобрят. При этом одобрение не всегда , что вы с ним полностью согласны. Одобряя, вы признаете его поступки и надеетесь, что они вызваны благими намерениями.

Покажите ему свою слабость. Даже если вы – сильная, уверенная в себе женщина, не стесняйтесь периодически давать понять, что нуждаетесь в его сильном и поддержке, что есть то, с чем вам без него не справиться. Настоящему необходимо заботиться о ком-то, это делает его сильнее.

Видео по теме

Ночь ниспослания ангелом Джабраилом (Гавриилом) пророку Мухаммеду первого откровения Корана стала известна в мусульманском мире как великая Ночь могущества. После этого еще двадцать три года Мухаммед записывал откровения, которые в последующем составили Коран – священное писание для всех правоверных мусульман.

Месяц обязательного для правоверного поста называют Рамаданом, или Рамазаном. Дневное воздержание от пищи и сотворение благих дел предписаны Кораном, который содержит основы ислама. Пять нерушимых столпов ислама, обязательных для исполнения каждым уверовавшим в Аллаха, были возведены благодаря откровениям пороку Маххамеду. Вот они:
- Аш-шахадат - свидетельство, что Аллах – единственный бог и Мухаммед - пророк его;
- Ас-салят – ежедневная пятикратная молитва - Намаз;
- Аз-закят – милостыня;
- Ас-саум – великий пост;
- Аль-хадж – паломничество.

Начало поста

В священном хадисе записано, как простому человеку узнать о начале великого мусульманского поста. Он начинается с появлением на небе нового месяца (в ночь новолуния) и заканчивается, когда месяц снова появится. Длительность его составляет 30 дней (один лунный месяц).

В писаниях сказано, что достаточно было одному человеку (если только это не женщина) увидеть молодой месяц и сказать об этом остальным. Желательно правителю или его заместителю на данной территории. С тех пор начало Рамадана объявляется компетентной особой на свое усмотрение, опираясь либо на наблюдение за фазами луны, либо рассчитывается астрономически, если луна на небе не видна в силу каких-либо обстоятельств. Для подтверждения окончания поста нужно было свидетельство двух человек. Благодаря принятой системе отсчета, начало Рамадана может не совпадать в разных странах.

Во время поста каждый достигший предписанного возраста должен ежедневно молиться, поститься, воздерживаясь от еды, отказаться от интимной близости, употребления интоксикантов и другого недостойного поведения от восхода и до заката, давать милостыню. В этот период предписано совершить паломничество в Мекку.

Бараат

Соблюдение поста в течение месяца Рамадана призвано усмирить желания плоти и предаться желаниям души. Это время считается наиболее благоприятным для духовных достижений и религиозных озарений. Поскольку запираются адские врата и отворяются небесные. В этот период есть одна особенная ночь, которая дает столько благ, сколько не получить и за 1000 месяцев.

Опираясь на указания священных текстов, эту ночь следует искать в последние 10 дней Рамадана среди нечетных ночей. Более точное указание отсутствует, дабы ищущие милости Аллаха не теряли бдительности. Священная ночь Бараат является кульминацией духовных подвигов человека, итогом соблюдения всех предписанных правил поведения во время поста и в течение всего года. Имамы неустанно призывают ни на минуту не забывать об Аллахе, дабы не уподобляться христианам, вспоминающим о боге лишь в дни праздников.

Многие пары ошибочно считают страсть, которая вспыхивает между мужчиной и женщиной в самом начале отношений, настоящей любовью. Однако как только романтика уходит и начинаются первые трудности в отношениях, влюбленные считают, что чувства прошли, любовь закончилась. На самом деле настоящая любовь не может просто так закончиться, это означает, что ее попросту и не было.

Страсть или конфетно-букетный период

Когда мужчина и женщина только влюбляются друг в друга, то в их организмах происходят бурные химические реакции. Окружающий мир они видят в ярких радужных цветах. Они смотрят на своего партнера и замечают в нем только то, что хотят видеть в этот волшебный период влюбленности. Люди пребывают как бы в состоянии наркотического опьянения и не могут адекватно оценивать ситуацию.

Пресыщение, отрезвление

На смену конфетно-букетному периоду в отношениях приходит момент отрезвления. Лавина эмоций начинает постепенно утихать и очки, через которые влюбленные раньше смотрели друг на друга, уже не такие розовые. Человек начинает более трезво оценивать своего партнера и наступает период переоценки ценностей. Теперь вы начинаете больше доверять друг другу и ведете себя более естественно.

Неприятие, отторжение

Этот этап характерен практически для всех продолжительных отношений. В моменты неприятия между людьми начинаются ссоры. Теперь влюбленные наоборот - начинают концентрировать свое внимание на недостатках друг друга. Взаимные придирки и обвинения часто порой приводят к расставанию, но если набраться сил и начать работать над отношениями, то тогда неминуемо наступит следующий, более спокойный этап в любви.

Терпение, понимание

Размолвки между влюбленными продолжаются, но они уже не носят фатальный характер. Ссоры заканчиваются, и отношения снова восстанавливаются. Партнеры постепенно учатся понимать и принимать друг друга со всеми недостатками. Приходит понимание и житейская мудрость.

Уважение и чувство долга

Это заключительная стадия конфетно-букетного периода и первый этап настоящей любви. Именно из взаимоуважения рождается настоящее глубокое чувство. Эгоизм. Присущий людям, уходит на второй план и влюбленные уже начинают мыслить как пара. Теперь они чаща начинают думать о своем партнере и стараются сделать его счастливее.

Близкая дружба

Влюбленные уже общаются друг с другом как настоящие близкие друзья. Они доверяют друг другу сокровенные тайны и делятся насущными проблемами, пытаясь найти их решение сообща.

Настоящая любовь

Мало кому выпадает такое счастье в жизни – испытать настоящую любовь в семейной жизни. Любовь не может возникнуть случайно и внезапно. Она постепенно взращивается годами и проходит множество сложных жизненных испытаний.

Видео по теме

1. Святоотеческое понимание блудной страсти

Говоря о блудной страсти и ее психологических аспектах, мы не можем не коснуться христианского понимания смысла отношений мужчины и женщины – той самой важной задачи, которая поставлена перед нами Богом. Для получения ответа на этот вопрос мы обратимся к святоотеческой антропологии (науке о человеке).

Отцы Церкви рассматривают возникновение страстей, как искажение человеческого естества после совершенного человеком акта грехопадения.
Согласно их учению, существует один главный источник греха – наше себялюбие, то есть неправильная любовь человека к себе. В этом и есть причина и начало всех страстей.
Блудная страсть не является исключением.
Слова блуд, заблудиться, блуждать – все одного корня. Таким образом, впадая в блуд, человек начинает блуждать вдали от Истины. Подчинение блудной страсти неизбежно приводит его к духовному блуду, к отчуждению от Бога.
Господь в Своих притчах открывает нам сокровенные тайны духовной жизни и Царствия Небесного. Все мы помним притчу о блудном сыне.
Эта притча о блуде телесном, о блуде духовном и о покаянии. В прямом и переносном смысле она раскрывает нам суть блуда (блуждание вдали от самого себя, от Бога, от истинной любви).
Человек создан Богом наделенным многими дарами. У него есть слово, у него есть разум, есть высокие чувства. Он имеет колоссальные возможности и могущество.
Но вопрос в том, на что все это он тратит, на что расходует?
Согласно святоотеческой антропологии у нас есть два пути. Один путь – путь усыновления Богу. Другой – потакание себе, своим страстям, прихотям. И это путь к смерти.
В этой хорошо известной притче рассказывается о младшем сыне, который ушел от Бога. Сказано, что он ушел на страну далече и потратил свое имение, живя блудно.
Первая заповедь, данная нам Богом – возлюби Бога твоего – нарушилась. На ее месте развилась страсть. Любовь к Богу подменилась влечением к плотскому удовольствию.
Этот выбор не прошел для нас бесследно.
Потеряно очень многое. Для нас закрывается возможность видеть духовный мир. Так человек, удаляясь от Бога, перестает быть «зрячим». Мы становимся глухими к голосу своей совести, к голосу Бога, плохо различаем добро и зло.
Почему Господь в Своей притче из множества страстей избрал блуд? Почему Он остановился именно на этой страсти?

2. Отношения мужчины и женщины.

Вернемся к вопросу назначения мужчины и женщины.
Вот что пишет Л.Ф. Шеховцова в статье «Сексуальная революция женскими глазами».
«Не будем забывать, что и культура, и цивилизация – в основном продукт мужской деятельности. Вклад женщины в историю человечества – это традиционно семья, домашний очаг».
Далее она пишет: «И.С. Кон очень точно выразил мужскую ментальность сексуального поведения: овладеть женщиной, как предметом, утвердиться через ее обладание, завоевание вне связи с эмоциональной близостью. Женщина для мужчины – объект, который не имеет своих переживаний, мыслей, внутреннего мира, т.е. в «субъектности» женщине, как правило, отказано. Мужчина не принимает во внимание чувства женщины, они для него как бы вынесены за скобку, как нечто несущественное, совсем необязательное. Для женщины же, наоборот, именно чувства являются самым важным в отношениях с мужчиной и в сексуальном контакте». (Понятно, что тут речь не о тех женщинах, которые сделали своей профессией зарабатывание на удовлетворении мужской похоти).
Далее Шеховцова сравнивает отношения культуры и цивилизации, как отношения женщины и мужчины.
«Культура – это сфера человеческого духа, человеческих отношений, где выражены ценности взаимопонимания и уважения. Это сфера познания и понимания науки и искусства. Цивилизация – это техническая сфера обеспечивания взаимодействия человека с миром, сфера технических устройств, облегчающих человеку жизнь, но и требующая за это дорогую плату (ухудшение экологии, стресс, и так далее) Культура – это сфера субъектов, цивилизация – объектная сфера.
Таким образом, женщина в отношениях с мужчиной является субъектом и вступает с мужчиной в субъектные отношения. А мужчина относится к женщине, как к объекту. Таким образом, можно сказать, что отношения женщины и мужчины символизируют отношения культуры и цивилизации: душевность, тонкость, любовь, жертвенность, с одной стороны. И обладание, техника (ловкость, хитрость – перевод техне с греч.), напор – с другой стороны».

Теперь предлагаю вернуться к тому вопросу, который мы обозначили: кем же все-таки является Ева Адаму?

Чтобы разобраться, о чем действительно идет речь, обратимся к тексту Библии. Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о помощнике. Употребленное здесь слово «эцер» куда глубже по содержанию, чем это видится на первый взгляд.
Так православный богослов и историк профессор (1878-1972) предлагает переводить семитское ЭЦЕР, как «ВОСПОЛНЯЮЩЕЕ БЫТИЕ». «Ева выступает не просто помощницей, а той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом».

Такой перевод наполняет значение союза мужчины и женщины совсем иным смыслом. Муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, проникая в глубины один другого, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть друг в друге всю красоту образа Божиего .
Перед нами открывается сама вечность, которая через любовь соединяет двух в единое целое. Именно поэтому, как писал французский философ-экзистенциалист Габриель Марсель, сказать человеку: Я тебя люблю – то же что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь». Это же выражение мы встречаем и у .
Иначе говоря, речь идет не столько о помощи в труде, в функции рождения детей, а о восполнении самого бытия.
И тогда получается, что содействие в труде, рождение и воспитание потомства мыслится, скорее, как последствие этого восполнения.
Выше мы рассматривали метафорическое назначение женщины и мужчины как социальное назначение культуры и цивилизации.
Муж обладает тем, чего не достает жене. А жена имеет то, чего не хватает природе мужчины. Она та, через которую он может стать чем-то большим. Он тот, посредством кого она вырастет в свою полную меру. Это различие – не взаимоотталкивающее, а взаимодополняющее и взаимообогощающее.
Они вместе только потому, что различны. Итак, согласно Библии, в совместной жизни Адама и Евы происходит полное изменение жизни человека, расширение его личности, Бог таким образом приводит человека к полноте бытия.

Так было задумано.
Но грехопадение все изменило. Изменились отношения между полами. В современном обществе между культурой и цивилизацией нет диалога и сотрудничества.

3. Каковы источники возникновения и развития блудной страсти?

4. Как же развивается блудная страсть?

5. Блуд как следствие гордости.

Уже говорилось о том, что возникновение страстей – это результат грехопадения. Иными словами, в момент, когда человек решает обойтись без Бога, ставит себя на Его место, переполненный гордостью, тщеславием и самообманом, искажается наша природа.
Таким образом, любая человеческая страсть является следствием гордости – высокомерным намерением человека устроиться в этой жизни самостоятельно, без Бога.
Мы знаем также, что все страсти связаны между собой и влияют одна на другую.
Блуд тоже является следствием гордости. Каким же образом это связано? Святые отцы считают, что если бы Господь дал возможность диаволу полностью нами властвовать, то бесы разодрали бы нас на части. Но, по милости Божией, Господь попускает в нас действие дьявольской силы настолько, насколько мы можем выдержать, противостоя ей. И когда человек пребывает в гордыне (а она ослепляет), не может видеть в себе гордости – тогда Господь, чтобы его смирить, попускает блудному бесу напасть на него. И, видя и терпя эту пагубную, всегда заметную для него и всегда мучающую его страсть, человек может определить, что он горд .
Святые отцы считают, что бесу блуда попущено в нас действовать именно для того, чтобы смирить гордыню , потому что эта страсть настолько омерзительна, что каждый старается ее таить, скрыть, стыдится ее, не выпячивает. Но и тут наше время отличается тем, что блудом в его самых различных проявлениях гордятся и превозносятся.
Таким образом, мы видим, что бес блуда связан с бесом гордыни. Гордому промыслительно попускается особо сильная блудная брань, чтобы меньшим грехом излечить больший, слабейшей болезнью – сильнейшую. Но если человек сам вовремя смирит себя, то ему не понадобится это жестокое врачевание .
Господь же, иногда не спешит давать человеку освободиться от блудной страсти, чтобы не развилась гордость – самая опасная страсть.
Это нам помогает понять, что появление блудной страсти часто оказывается результатом нашей гордости или осуждения другого человека.
Хороший пример приводит . Он рассказывает о том, что в какой-то момент на него напало сильное искушение блудной страсти. Он решил во чтобы то ни стало справиться с этим искушением. Стал подниматься в гору, читая молитвы. Но брань не прекращалась, а только усиливалась. В какой-то момент он вдруг вспомнил, что недавно осудил женщину за блудную страсть. И осудил сурово. В тот момент он не подозревал о возможной силе этой страсти, видимо, в глубине себя превознесся над ней. Как только он вспомнил этот эпизод, покаялся в своем осуждении, страсть оставила его.
Это как раз пример того, что страсть нам посылается для удержания нас от гордыни. Она призывает к смирению и покаянию. Призывает к тому, чтобы не осуждать ближнего своего.

6. Блудная страсть и любовь.

На наших глазах начинают исполняться предсказания Святых отцов. Кажется, в истории человечества не было такого всеобъемлющего напора сексуальности, как в наши дни. Не осталось ни одной сферы социальной жизни, которая была бы не задействована в этом процессе. В ход пущено все: литература, искусство, телевидение, кинофильмы, музыка, реклама, мода, интернет, компьютерные игры. Сексуальное воспитание в школе так, как оно проводится, тоже служит развитию этой страсти. В сознании людей внедряется мысль, что воздержание для человека вредно, а удовлетворение похоти – полезно. Необходимость удерживать плотские вожделения преподносится как «опасное дело, травмирующее психику». Целомудрие, скромность и стыдливость объявляются «комплексом неполноценности». Вокруг сексуальности выросла и богатеет огромная индустрия порнографии, растлевающая сердца молодежи и подростков.
Мы постоянно помимо своей воли подвергаемся потоку сексуальных стимулов.

В то же время нам надо помнить, что Библия нас не отворачивает от плотской любви. Священное предание своей основой всегда базировалось на Священном Писании.
Мы знаем, что в Библии нет ничего случайного. Обратимся к Песне Песней. Эта книга была включена в Священное Писание позже всех других. Среди иудейских богословов шли споры о каноническом достоинстве Песни Песней. Некоторые из них говорили, что книга, в которой даже нет упоминания имени Божьего, не может быть священной. Однако книга вошла в канон и была принята христианской Церковью.
При буквальном толковании мы видим в этой книге изображение земной любви. Главное содержание книги – это чувства влюбленных. Священник Г. Павский пишет, что два любящих лица – юноша и девица – выражают друг другу нежную и сильную любовь свою и превозносят друг друга до небес, сравнивая со всем, что могло представиться им прекраснейшего и великолепнейшего.
Между тем существует еще и мистико-аллегорическое толкование . Это не означает, что второе толкование исключает первое. Богословы считают, что нет оснований полностью отвергать буквальное толкование, поскольку Библия как книга, обращенная ко всем людям, не может обойти такую важную сторону человеческой жизни, как земная любовь. В ней раскрывается воля Божия о человеке. Ведь любовь и брак заповеданы нам свыше: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (). Любовь в Песне Песней изображена, как мощная сила, которая одолевает все преграды.
И любовь здесь моногамна по своей природе. Поскольку для Жениха Невеста«единственная». Оба они находят в другом человеке свое второе я, без которого не могут жить. В радости соединения двоих осуществляется замысел Бога, конечная цель которого – единство и гармония всех. Мы можем относиться к земной любви как к школе, подготавливающей нас к высшей форме любви – любви к Богу.
Теперь о мистическом смысле.
Глубокий мистический смысл Песни Песней заключается в том, что земная любовь здесь становится символом отношений между Богом и человеком. Слово Божие учит нас о высоком достоинстве чистой человеческой любви. И брак в Церкви – это одно из ее таинств. Православный богослов С. отмечал, что это единственное из семи таинств, основание которому было положено Богом изначала, еще в Ветхом Завете.
Не умеющий любить людей, Бога не сумеет любить. Вот почему любовь, настоящая любовь так опасна для врага. Любящие люди всегда подвергаются нападкам врага, всегда искушаются. Любовь укрепляется испытаниями. А если она разрушается, то что-то было уже не то в сердце человека. Видимо, были там и лукавые мысли, и жажда повелевать, и надмеваться над другим. Возможно, за любовь принималось что-то совсем иное.
Отличить любовь от иного чувства, сохранить ее, пронести через свою жизнь – это путь к Богу. Это подвиг духа.

7. Суть блудной страсти в контексте смысла и назначения любви, исходя из Нового Завета.

В том греховном состоянии, в каком мы существуем на земле, нам не познать Бога полностью. Он нам открывается только отчасти. Но мы можем двигаться в этом направлении, продолжать этот поиск на протяжении всей жизни.
В связи с этим получается, что оставлять свою любовь, предавать ее, уходить в блуд – это оставлять Христа. Наверное, неслучайно, что именно христианство – это полное Откровение Бога Троицы – принесло людям откровение о моногамном браке, в котором можно расти и развиваться духовно. А супружеские венцы приравнялись к венцам мученичества, потому что сохранить любовь, пронести ее через жизнь – это подвиг духа.
Человек именно через любовь может снова вернуться к своей нарушенной целостности, обрести полноту своего бытия в мире. Это возможно через общение в любви с другими людьми, миром и Богом. В такой своей полноте Бог не открывался людям ни в какой другой религии. Именно в христианстве нам явилась великая тайна и откровение Бога Троицы – Бога Любви.

А где мы можем научиться любви, как не в своей семье, как не в христианском браке? Ведь не случайно для христианина семья – это малая .
Именно любовь приближает нас к познанию Бога, обучает чему-то такому, что раньше нам было не доступно. Хотя где-то в глубине души мы всегда знали, что это такое. Ведь каждая человеческая душа, по слову (жившего на рубеже 2 и 3 веков) – христианка. Мы несем эту память, это знание Христа с рождения. Вот только в своем интеллектуальном блуде теряем это знание.
«В Новом Завете (грех любодеяния) получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они сделались членами Тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним… Любодей казнится смертью душевной, [от него] отступает Святой Дух, согрешивший признается впавшим в смертный грех… залог неминуемой гибели… если этот грех не уврачуется благовременно покаянием». Епископ .
Любые отношения человека, любая деятельность, в которой нет присутствия Духа Святого, приводят к тому, что в душе поселяются бесы. А Бог удаляется все дальше.
Апостол Павел гово­рит: ничто не должно обладать мною… тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ().
«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (), – говорит Священное Писание… Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них». Преподобный .
В Библии о любви сказано много. Вот что мы встречаем о ней в посланиях апостола Павла:
«Все у вас да будет с любовью» ()
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ()
«…постоянно любите друг друга от чистого сердца» ()
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил и предал Себя за нее» (; )
А так пишет о любви : «Любовь - удивительное чувство, но оно не только чувство, оно - состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг вижу его сущность. Конечно, когда я говорю «вижу», я не хочу сказать «постигаю умом» или «вижу глазами», но - «постигаю всем своим существом». Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: «Боже мой! До чего прекрасно!» Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась».

8. О целомудрии.

У каждой страсти есть ее противоположность. Блуду противостоит целомудрие.
Однако ошибочно думать, что целомудрие – это понятие, которое касается только телесных отношений.
Целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души, а при вступлении в брак, и души другого человека. Целомудрие превращает телесные отношение в браке в благоговейное соединение двоих. Такое соединение двух людей телесными отношениями является как бы завершением того единства, которое живет в их душах.
Воспитанием целомудрия современного ребенка не занимается, к сожалению, сейчас ни школа, ни общество. Это приводит к печальным результатам.
Десакрализация интимной сферы, снятие покрова романтической тайны (недаром – таинство брака!) с любовных отношений влечет за собой нарушения в переживаниях любовного чувства как чего-то личного и касающегося только двоих. В результате эти нарушения ведут к подавлению либидо, к оскудеванию репертуара любовных переживаний. Психотерапевты в последнее время отмечают юношескую импотенцию среди молодых здоровых юношей, так хорошо знающих сексуальную технику по эротическим фильмам. Т.о. происходящие процессы в душевном устроении молодого человека лишают его в будущем полноценных любовных переживаний, в том числе и сексуальных. Возникают препятствия для создания полноценной семьи.
Те, кто занимается воспитанием детей: родители, воспитатели, педагоги должны помнить, что целомудрие – это чувство, которое дается человеку с рождения, и в дальнейшем должно быть сохранено, взлелеяно, и бережно взращено. Трудности этого процесса заключаются в том, что на целомудрие непосредственное влияние оказывает вся среда, в которой развивается и формируется сегодняшний человек.
Как все самое ценное и чистое, целомудрие, прежде всего, формируется и развивается в семье. По крайней мере, семья может заложить тот фундамент чистоты и прочности, который всегда поможет ребенку в трудную минуту противостоять греху. И даже, если человек падает, то именно основы любви, верности, чести, привитые в детстве, дают ему силы подняться, обратиться к покаянию.
Семья начинается с верного выбора. Как хочется сделать верный выбор и не ошибиться. Сделать выбор на всю жизнь!

9. Проблема супружеской неверности.

Внебрачные отношения (прелюбодеяние) – практически мало исследованная область супружеских отношений. Научное изучение их с помощью опросов, хотя бы и анонимных, является сложным делом, поскольку получаемая информация связана с традиционно не одобряемым в обществе явлением, а, значит, может быть неполной или искаженной. При всех изменениях сексуальной морали последних десятилетий в сторону большей терпимости, например, к добрачным связям, отношение к внебрачным связям значительно менее терпимое.
Что же толкает человека к внебрачным отношениям?
Хочется отметить, что зачастую мотивом, приводящим к неверности, является эмоциональная неудовлетворенность в браке одного или обоих супругов. Что же это такое?
Эмоциональная неудовлетворенность, тоска, уныние….
«Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь», – пишет (Леств. Сл.27, 49).
Это утверждение согласуется с тем, что привыкание, ощущение потери новиз­ны от отношений – все это порождает, в частности, уны­ние. И избавиться от этого состояния люди пытаются не глубоким анализом этого состояния, не работой по поиску причины внутри себя, а решают эту проблему внешним способом, через внешние объекты или новые отношения.
Однако, как известно, внутреннюю пустоту ничем кроме Бога не заполнить. И поэтому многие супружеские пары изначально обречены проходить через кризисы. Мужчина и женщина могут состоять в брачном союзе, но испытывать и тоску, одиночество и бессмысленность бытия.
Современный человек все больше приучается бежать от внутренней боли. Ситуация в семье часто может приводить к состояниям, когда нам больно. Ведь больно бывает от самых близких людей. Внутренняя психологическая боль многими светскими психологами трактуется, как что-то инородное, что надо быстрее убрать, сделать так, чтобы стало комфортно и легко. Это противоречит православному подходу.
В новых отношениях человек пытается справиться с той внутренней пустотой, которая в нем существует, путем страстных переживаний новизны чувств и отношений. И часто не понимает, что глубинная причина этой пустоты в его оторванности от Бога. Искать Бога в себе задача не легкая. Она требует духовного мужества, терпения. Тем более, если дается такое искушение, как страсть.
Страсть привлекает, возбуждает, манит. В ней есть опьяняющая радость и ожидание, что вот теперь-то я и буду счастлив.

Однако, если мы желаем духовно возрастать, то к своим кризисам внутренним и внешним, к своей боли мы должны развернуться с уважением. И посмотреть на происходящее с нами с безусловным доверием Богу. И именно у Него черпать силы для того, чтобы справляться с ситуацией. Выдерживая ситуацию и все труднопереносимые чувства, связанные с ней, мы духовно развиваемся. Одновременно наши отношения имеют шанс на развитие. Если же мы, просто избегаем боли, заглушаем ее блудными отношениями (или любой другой формой зависимости), то тем самым мы утрачиваем возможность глубинной личностной трансформации в Боге .

10. Обычные заблуждения, характерные для нарушения супружеской верности.

Возвращаясь к пороку прелюбодеяния, можно сказать, что он, помимо самого страстного влечения, а иногда просто похотливого желания, основывается еще и на нескольких вполне на­ивных повторяющихся заблуждениях.
Позволяющий себе неверность в браке супруг убеждает себя, что «никто не узнает» его похождений. Но ведь сердце чувствует, что мистически это не только не сокрыто ни от кого, но об этом знают вообще все: и небо, и земля, и дети, и жена или муж. И это сначала на не­осознаваемом уровне, а затем откроется воочию. Из святоотеческой литературы мы знаем, что сопутствующими страстями, которые поддерживают блуд и взаимно усиливают друг друга, являются уныние, тщеславие, объедение и пьянство.
Еще одна иллюзия состоит в том, что в отношениях телесных будто бы нет духовной порочности. Это действительно иллюзия. Человек как существо целостное не может не участвовать в каждом процессе целиком. Моногамный брак подразумевает от человека (мужчины или женщины) полного,целостного участия в супружеских отношениях. Участия духа, души и тела. И именно нежелание участвовать целиком (а это происходит при супружеских изменах) приводит к усилению внутренней расщепленности, а тем самым к удалению от Бога.

11. Духовный аспект нарушения супружеской верности.

Мы помним из Евангельского сюжета, что целостная структура человека (дух-душа-тело) была нарушена грехопадением. Человек мучительно страдает из-за нарушения своей целостной структуры. Прийти же к целостности возможно только освободившись от страстей. Блудная страсть (как впрочем, и любая другая страсть), усиливает эту расщепленность.
Она разрушает структуру личности. Ведь человеку приходится скрываться, обманывать, заботиться о том, чтобы не узнали об этом муж или жена. И даже если эта страсть совершается довольно открыто, она, тем не менее, внутренне опустошает человека, духовно его обессиливает. А это приводит к тому, что происходит отчуждение души от тела. В результате частой смены партнеров человеку все труднее чувствовать любовь или даже симпатию. В какой-то момент, он с удивлением отмечает, что просто перестает испытывать какие-то чувства. А зачем? Ведь они только мешают, приводят к привязанности. Это неудобно, больно, некомфортно.
Чувства начинают отделяться от разума, от тела. Если вдруг и возникло какое-то чувство, то его надо подавить. Это лишнее, это мешает, создаст ненужные проблемы. Таким образом, человек приучается просто сексуально использовать другого человека. А к своему телу относиться как к машине. Начинается просто погоня за получением сексуального удовольствия, которое удивительным образом притупляется. Ведь все приедается. И блуднику требуется все больше новых отношений, новых связей. Но, к сожалению, все они перестают удовлетворять.
И действительно – это всегда некое душевное омертвление, пугающая пустота одиночества. Блудник – это образ духовного странничества. Недаром блудные дела называются похождениями. Блуд, блуждания, заблудший, потерянный, богооставленный – все это один смысловой синонимический ряд.

12. Психологический подход к проблеме нарушения супружеской верности.

Мы касаемся сейчас важных вопросов. Они настолько сложны, что давая какие-то схемы и жесткие правила, мы рискуем совершить непоправимую ошибку. Понятно одно, что сексуальные отношения только в браке в полной мере достойны, чисты и прекрасны. Однако, и там, если желание сексуального наслаждения ставится выше, чем добрые отношения и преданность супругов друг другу, то интимные отношения могут превращаться во зло. В этом случае утрачивается истинная духовная сущность брака как возможность совместного возрастания в полную свою меру во Христе.

При психологическом консультировании семьи сразу можно заметить, что понятия измена и верность носят субъективный характер. Каждый партнер супружеской пары и супружеская пара в целом имеют свое собственное представление о верности и измене. Понятно, что в православных семьях такое представление существует более определенно. И этот момент является положительным фактором, когда приходится консультировать православную семью.

По-разному рассматривают семейные кризисы светские и православные психологи. Соответственно, и выходы из них предлагаются тоже разные.
Тема отношений мужчины и женщины неисчерпаема. Здесь легко скатиться как в один полюс (ханжество и морализаторство), так и в другой – последовать девизу, что миром правит любовь, а, следовательно, позволено и оправдано все то, что мы именуем любовью.
И все же хочется отметить, что мы не призываем к тому, что надо сохранять любые отношения, во что бы то ни стало. Все мы совершаем ошибки. Есть браки, которые изначально деструктивны. Возможно, решение о вступлении в брак принималось без должной степени ответственности и без молитвенного предстояния перед Богом. Тогда развитие отношений в браке может идти не в сторону взаимного возрастания в Боге, а создает угрозу для физического или психологического состояния одного из супругов или детей. При таком варианте возможным положительным выходом для разрешения этой ситуации будет являться развод.
Довольно часты случаи в практике консультирования, когда люди обращаются и с тем, что они утратили способность любить и не способны на длительные отношения. У них всегда есть партнеры, но в душе одиночество и боль. Это касается и мужчин, и женщин.
К сожалению, происходящие в обществе процессы по «легализации секса» не могут не коснуться всех сфер, в том числе и принципов психологического консультирования. В этом контексте, как следствие ду­ховной и профессиональной деградации выглядят советы теперь уже многих секулярных психологов, призывающих к тому, что если, мол, у вас половая несовмести­мость с мужем (женой), или депрессия, или еще какие-то трудности, то – заведите себе любовницу (любовника). Это не выход из ситуации. А всего лишь способ загнать проблему вглубь.

Мы ошибаемся, если думаем, что Церковь запрещает прелюбодеяние про­сто из принципов христианской морали. Не в этом дело. В браке муж и жена образуют особое единство, а блуд создает трещину, раскол, черную дыру. Если в единстве брачного союза в семье ощущалось присутствие Духа Святого, и это была какая-то невыразимая словами теплая обстановка любви и доверия, совместной деятельности и радости, то после совершения прелюбодеяния постепенно эта внутренняя атмосфера семьи разрушается.
Часто дети начинают сразу реагировать на то, что происходит между родителями. Как самое слабое звено они первыми «берут на себя» ответственность за грехи родителей. Вирус греха передается им. Не всегда, но довольно часто дети начинают плохо учиться, появляются проблемы в поведении, возникают разного рода зависимости. В опыте консультирования сталкиваешься постоянно с тем, что детские проблемы – это последствия глупости и гордыни родителей.
Существуют семьи, в которых родители довольно цивилизованно расстаются, делая все возможное, чтобы развод как можно меньше отразился на детях. Такое, к счастью, тоже встречается.

Как было сказано выше, только психологически мы не в состоянии справиться ни с одной страстью. Человек своими силами не может сделать ничего. И только обратившись за помощью к Духу Святому, мы способны меняться и продвигаться на пути своего исцеления.
Но что же все-таки делать, если у людей действительно существует несовместимость? В этом случае надо разбираться в каждой конкретной ситуации , но твердо знать, что нравственное падение не дает ни ду­шевного, ни физического комфорта. Напротив, такие советы порождают еще целый ряд проблем и пережи­ваний.

13. Гомосексуализм.

На природу гомосексуальности ни в медицине, ни в психотерапии нет однозначного ответа. Видимо, как и во всех отклонениях (перверсиях) – они происходят вследствие того, что нарушена целостность человека; и в иерархии дух-душа-тело телесное удовольствие занимает первое место.
Можно посмотреть на проблему гомосексуальности и таким образом: это две личности, два человеческих существа, изначально «согласившихся» на то, чтобы остановиться на душевно-плотских отношениях. Мужчину и женщину Бог создал для того, чтобы именно в своем союзе, в своем соприкосновении на всех уровнях бытия была проделана ими в браке духовная работа, приносящая плоды.
Проживая совместно в нормальном браке свое различие, преодолевая свою ограниченность вместе, на уровнях тела, души и духа, два человека – мужчина и женщина совершают подвиг в своем духовном развитии. Однополые гомосексуальные отношения не могут иметь положительного духовного смысла, они основываются на отрицательной, демонической духовности и сурово осуждаются святыми отцами.
Как в браке есть своя тайна, тайна благочестия, Истины и Правды, так и в блуде и в гомосексуальных отношениях тоже есть тайна, но тайна беззакония и греха. Тайна благочестия не навязывает себя, а смиренно и кротко возвышается над нами. Тайна же блуда – манит, заигрывает, прельщает, обманывает, липнет.
Чтобы противостоять блуду психологически, необходимо противостоять в себе развитию «блудного сознания».
В лечении зависимостей довольно много внимания уделяется психологическому душевному аспекту. Чтобы найти правильные ориентиры, необходимо видеть, в какие ловушки ложных психологических установок мы попадаем, если невнимательны к тому, что нам преподносят в виде неких аксиом.
Религиозно-нравственное нормирование половых отношений предполагало умения человека владеть собой, своими влечениями, желаниями (владение нервно-психическими процессами, моторно-двигательным аппаратом). Это было владение духа над плотью . Владение собой начинается с овладения словом, своим сознанием. Когда человек «сползает» с духовного уровня на душевный или плотский, тогда на­чинается процесс потери власти над собой. Че­ловек, не владеющий своими собственными эмоционально-волевыми процессами, теряет себя.

14. Невротическая сексуальная зависимость как страх перед смертью.

Одержимость сексом помогает современному человеку скрывать свой страх перед смертью. Мы, люди ХХI-го века, практически не защищены от этого страха, поскольку утратили веру в бессмертие своей души, которой были вооружены поколения, опиравшиеся на христианские догматы. И в связи с утратой веры утеряна общезначимая цель в жизни. Смерть у человека неверующего вызывает страх, и соответственно, мысли о ней практически всегда подавляются.
Получается, чтобы доказать свое бытие, свою потенцию, человек стремится постоянно доказывать себе, что он жив. Психотерапевты экзистенциального направления считают, что половая активность – это самый удобный способ заглушить внутренний ужас перед смертью, поскольку смерть есть символ абсолютной импотенции, полного бессилия и конечности.
Свою внутреннюю опустошенность, состояния одиночества, связанные с отсутствием духовной жизни, человек, еще не вступивший в брак, пытается заполнить плотскими душевными переживаниями. Он даже не понимает, что проблема его состояния лежит в другой плоскости. И в этом случае блуд становится чем-то сродни наркотику. Действительно, сексуальные отношения без любви способны давать на какое-то время успокоение, а потом все возвращается с еще большей силой.
Таким образом, возникает зависимость от ощущений, связанных с блудом. Она формируется и развивается, как и прочие формы зависимостей.
И, как любая форма зависимостей, в своем глубинном варианте – это наше неосознаваемое, непереносимое переживание чувства богооставленности.
В практике семейного консультирования существует форма работы, когда к консультанту обращаются пары перед вступлением в брак. И вместе с ним будущие супруги проясняют мотивы своего решения, наличие общих ценностей и смыслов, то есть того основания, на чем будет строиться семья.
Эти консультации проводятся с целью помочь молодым людям сделать верный выбор при создании семьи, прояснить несоответствие в ценностях, в вопросах воспитания будущих детей – определить тем самым зону потенциального конфликта.
Очень часто бывает, что основой, основным мотивом при создании семьи служит сексуальное влечение. Если это является основной причиной, то несомненно, что при утихании этого влечения люди начинают испытывать неудовлетворенность в браке.

15. Психологические аспекты избавления от блудной страсти на основе аскетического учения борьбы с помыслами.

Человек, захваченный страстью, постепенно разрушает свою личность.
Первый шаг к освобождению от страсти-зависимости – это осознание, что зависимость сформировалась, и что она уже владеет тобой. До тех пор, пока человек думает, что он в любой момент сможет справиться самостоятельно, он находится в «очаровании» , т.е. не способен реально оценить действительность и погружается в зависимость все больше. Сознание при этом всегда находит оправдание любому поступку .
Если есть осознание ситуации, осознание своего бессилия и желание избавиться от страсти, то, значит, и дадутся силы и возможности с этим справиться. «Сила Моя в немощи совершается» ().
Господь начинает помогать человеку тогда, когда он, осознавая свое бессилие, тщетность всех своих усилий, взывает к Нему о помощи.
Современному человеку, ориентированному на внешнюю жизнь и деятельность, необходимо учиться проявлять внимание к «своему внутреннему человеку», то есть обучаться внимательному наблюдению за своими мыслями и чувствами. А также без лукавства осознавать, каким образом формируются наши страстные желания, как мы им потакаем, интеллектуально оправдываем. Одним словом, используя святоотеческую терминологию, нам следует обучаться трезвению и «духовной брани».
Необходимо помнить, что самому человеку без Божией помощи с искушениями не справиться. Но если просишь, даются благодатные силы противостоять им.
Работа с помыслами – это целое искусство. Начинаем с наблюдения себя.

16. Как вести работу по самонаблюдению.

Работая с клиентами, я часто рекомендую на некоторое время отложить «пленение». Сказать себе – это от меня никуда не денется. И посвятить пять-десять минут тому, чтобы описать процесс «захвата помыслом». В сознании эти стадии иногда очень трудно отследить. Когда мы записываем, то постепенно начинаем улавливать, что за чем следует. Тренируется наше внимание к внутренней жизни, «внутреннему человеку». И вот после таких тренировок человеку все лучше удается улавливать начало – прилог. Все это начинает удаваться только тогда, когда получается наблюдать за процессом внутренней брани немного со стороны.
Важно помнить и такой момент, что психика наша очень консервативна, инертна. Чтобы переучить себя мыслить и чувствовать иначе, требуется довольно много времени. Обязательно будут «падения». Однако не стоит опускать руки. Надо вновь и вновь продолжать борьбу. Любой опыт «падений» должен максимально осознаваться.
Падения должны нами проживаться с сокрушением и покаянием, но не приводить к отчаянию. Для развития процесса наблюдения за помыслами полезно вести дневник. Прописывайте в своем дневнике все моменты падений и побед. Описывать следует как бы со стороны, стараясь быть бесстрастным. И тогда навык работы с помыслами будет развиваться, что позволит вырваться из плена греха.
Опираясь на святоотеческое учение борьбы со страстями, мы рекомендуем «алгоритм» освобождения от страсти, предлагаемый святителем .
Однако надо помнить, что это всего лишь схема. Конкретный живой пример работы всегда и сложнее, и многограннее.
В данном случае приводится пример работы с блудной страстью – зависимость от просмотра порносайтов.

17. Для достижения успеха необходимо сформировать крепкое намерение.

Первое, что необходимо – это прояснить и укрепить мотивацию. А для этого надо ответить (желательно письменно) на ряд вопросов:

  1. подумать о том, как будет хорошо, когда я преодолею страсть блуда меня наладятся отношения с девушками, в дальнейшем я смогу создать хорошую семью; уйдет тревога, напряжение; я стану радостнее, внутренне свободнее…)
  2. почему мне не хочется бороться со страстью (я не верю, что у меня это получится; мне придется уделять этому время, у меня его мало, мне надо обращать внимание на свою внутреннюю жизнь, а я это не умею….)
  3. описать последствия страсти (страх, что это повлечет за собой одиночество, не будет устойчивых отношений, не будет семьи, я все больше замыкаюсь от людей, привыкаю снимать напряжение и тревогу таким способом и не знаю, как это можно делать иначе…)
  4. твердо ли я решаюсь на борьбу (см. п.1 да надо решаться, но справлюсь ли?)
  5. мобилизовать свою волю и попросить Бога о помощи (сам не справлюсь, но с Божией помощью справлюсь…)

Утвердиться в своем намерении (мотивации) – важно, поскольку именно тут мы будем черпать силы при неудачах и ошибках. Силы нам нужны для того, чтобы ни в коем случае не сдаваться, а продолжать работать над собой дальше. Успех обязательно придет, если набраться терпения и всегда помнить, что без помощи Бога в этой борьбе не устоять.
Вспомним, что страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога (приражения). По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.

18. Стадии формирования страсти.

Процесс формирования страсти условно разделяют на четыре стадии.
Первая стадия – увидеть в себе возникновение прилога.
Прилог возникает в сознании человека от впечатлений от увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия.Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его.
Вторая стадия – прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом.
Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля человек уже подчинилась влиянию греховной мысли и человек уже готов перейти к действиям. Мы помним слова Господа в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы…( ). Грех начинается «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» ().
Четвертая стадия пленения помыслом. Греховный помысел переходит в действие (поступок, слова).

Для человека неискушенного в духовной брани заражение страстными помыслами происходит намного быстрее. Начальные этапы развития помыслов (прилог-сочетание-сосложение) часто проходят вообще не замеченными, и только на уровне пленения, если начинается борьба с развивающимися страстями, выходят наружу.
Мы говорили уже, что мысли наши далеко не всегда наши, а приходят от «врага». Зная это, Святые отцы предлагают не пугаться их, и не впадать в уныние от собственной греховности. Это и есть один из моментов духовной брани. Помыслов не нужно бояться , но и не нужно беседовать с ними . А также следует себя ограждать от искушений. Ведь каждый человек сам хорошо знает, что для него является ситуацией искушения.
Вот очень важный момент, на который обычные психологи не обращают внимания и даже не рассматривают. Нам же следует пристальнее вглядеться в него. То, о чем сказано ниже, открывается нам только святоотеческим опытом.
Необходимо воспринимать помыслы как что-то внешнее, не имеющее к нам отношения. Необходимо помнить, что самому без Божией помощи с искушением не справиться. А внутренне спокойно, трезво наблюдать за развитием помысла может человек, уже имеющий некоторый духовной опыт и очищенное покаянием сознание. В этом случае ему даются благодатные силы противостоять им.
Итак, желающему освободиться от страстей, надо обучаться тому, чтобы умерщвлять дурные помыслы в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: ). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) – прилог.
Начинать борьбу с помыслами необходимо с молитв ко Господу, святым и ангелу-хранителю. Это важно для того чтобы мы удерживались приписывать успехи духовной брани нашим собственным стараниям, а только помощи Божией.

19. Пример работы по самонаблюдению с помыслом блуда.

Пример тот же. Человек испытывает сильное искушение войти в порносайт….

Прилог
Я сегодня очень устал, пойду включу компьютер и расслаблюсь…
Что необходимо сделать, чтобы страсть не развивалась дальше: я же знаю, что обязательно зайду в порносайт. Господи, помоги мне удержаться!

Сочетание
Да ничего особенного, я просто включу и посмотрю почту, это ведь ничего не значит…
Чтобы помысел не развивался дальше надо переложить мысли на благое.
Да, но ведь я себя знаю, лучше, если я попробую расслабиться иначе. Пойду – покатаюсь на велосипеде… Я знаю, что для меня лучше избегать пока искушений.

Сосложение
Да ничего страшного, все сидят в этих сайтах. Никто от этого не умер. Да и вообще, почему именно сегодня. Ведь я сейчас устал и какой… вообще мне нужен велосипед?
Тут необходимо до наступления пленения суметь посмотреть на себя со стороны. Увидеть свою духовную слабость и как, по сути во внутреннем диалоге происходит общение и разговор с бесом. И тогда реально задать себе вопрос: что я выбираю Христа или дьявола? (Господи, помоги мне не предавать Тебя!)

Пленение
Да и вообще, причем здесь Христос? Я думать об этом не хочу…

Приведенный пример не может служить идеальной схемой во всех случаях. Внутреннюю жизнь человека конечно нельзя ограничивать схемами и алгоритмами. Но для лучшего понимания сути процесса нам приходится к этому прибегнуть. По-настоящему работа с помыслами – это и есть суть православной аскетики – науки из наук.
В монастырях монашествующие исповедовали свои помыслы старцу. Нам, мирянам, многим, лишенным духовного руководства, необходимо не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – и все это осваивать личным опытом духовной брани .
В идеале эта работа является частью аскетической практики , выработанной Восточным христианством. Она приводит к чистому сознанию, внутреннему безмолвию, к постоянному молитвенному предстоянию перед Богом – тому, что именуется в православной аскетике . Но это уже совсем другая тема для разговора. И нам следует здесь остановиться….

20. Заключение.
В заключении хочется еще несколько слов сказать о том, что страсть (любая, не только страсть блуда) ведет нас к несвободе, к внутреннему рабству. В Новом Завете апостол Павел сговорит: «К свободе призваны вы, братья!» ().
Мы же не умеем ею распорядиться достойно, плохо понимая, что это за чувство (оно способно вызвать тревогу) и подменяем свободу своеволием, тем самым попадая в рабство греха. Христианство – это дарованная нам возможность обрести свободу во Христе.
«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ()
Если мы хотим получить устойчивый результат в борьбе со страстью, то необходимо работать в направлении развития своего христианского мировоззрения.
Без личной укорененности в христианском сознании человеку с этой проблемой не справиться в силу того, что общество в целом, как оно сейчас относится к греху, является мощным фактором, порождающим искушения.
Процесс выстраивания христианского мировоззрения не быстрый, а временами трудный и болезненный, каким является процесс любого рождения. А здесь происходит рождение новой личности во Христе. Православная Церковь дает нам возможность принести покаяние. И это единственная возможность пересмотреть свои поступки, мысли и чувства, чтобы уйти от соблазнов повторения, и одновременно не впасть в состояние тоски и уныния от осознанности своей греховности и нищеты духовной.
У нас всегда есть выбор – умирать от голода в чужой стране, пася свиней, как это делал блудный сын, или вернуться в дом Отца.

  • святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Лепта Книга, 2007.
  • Шеховцова Л.Ф. Сексуальная революция женскими глазами// Педагогика. 2005, №7.
  • То, что в романах писатели красиво называют роковой страстью, другие специалисты считают душевной болезнью, которая требует незамедлительной помощи.

    Страсть – чувство, не имеющее, как ни странно, ничего общего с чувством любви. Первая – способна разрушить личность человека, в то время как вторая может наполнить ее новым смыслом и содержанием. Как же отличить опасное состояние от нормальной здоровой влюбленности? И можно ли самостоятельно с ним бороться?

    Вот некоторые формы проявления этого разрушающего чувства и варианты выхода из зависимого состояния.

    Симптом первый: шоры на глазах

    Страсть подобна узкому лучу света, который выхватывает из темноты образ любимого. Человеку, одержимому страстью, кажется, что никого умнее, красивее и обаятельнее избранника не существует. Даже пороки кумира кажутся достоинствами. Рядом с возлюбленным вы ощущаете душевный подъем, а в его отсутствие – впадаете в депрессию. Чем не настоящая зависимость? Но и с ней можно справиться.

    Вам нужно «расфокусировать» взгляд, устремленный только на Него. Придется заново учиться смотреть на мир, чтобы окружающее снова начало существовать для вас. И здесь могут помочь люди, которым вы доверяете: «заброшенные» друзья, случайные знакомые во время поездки, рекомендованный кем-то психолог.

    Симптом второй: утрата себя

    Одержимой страстью женщине хорошо лишь тогда, когда избранник обращает на нее внимание. Чтобы завоевать расположение любимого, в ход идут интриги, козни, предательство. Ну а если все усилия напрасны, остается одно – мстить.

    Чтобы «выздороветь», нужно в первую очередь отдалиться от мужчины, к которому питаете страсть. Попробуйте следующее: найдите в себе пять ценных качеств, которыми не обладает объект вашей страсти, и мысленно наделите его ими. Затем проанализируйте свои ощущения. Найдите в нем пять качеств, которыми вы сами не прочь обладать, и «примерьте» их на себя. Вам удобно или дискомфортно? Повторяйте упражнение почаще, и покой восстановится.

    Симптом третий: точка отсчета

    Момент «роковой» встречи с возлюбленным становится для вас началом новой эры. Жизнь «до него» – прозябание, лишенное всякого смысла. День же сегодняшний целиком и полностью зависит от благорасположения избранника. Однако подобная ситуация очень опасна. Оценивать ситуацию через призму «здесь и сейчас» очень хорошо, но невозможно жить только настоящим моментом, без прошлого и планов на будущее. Это опять–таки чревато разрушением личности.

    Вам необходимо, как в известном фильме, «вспомнить все». Начните не спеша, с самых ярких и драгоценных переживаний, понемногу воскрешая в памяти детали. Постарайтесь запланировать что-то реальное на ближайшее будущее. Вспомните, например, о своих милых, но благополучно заброшенных увлечениях, хобби, привычках.

    Симптом четвертый: страх потери

    Вы постоянно живете с мыслью о том, что любимый может в один прекрасный момент испариться, уйти к другой, предать вас. Этот страх не дает вам спокойно спать и невероятно мешает вашим отношениям. Ведь ощущая вашу нервозность и постоянную готовность к удару, партнер тоже начинает испытывать сильнейшее беспокойство. Даже прекрасно расположенный к вам мужчина, побыв месяц – другой в подобном состоянии, задумается о поисках другой, более спокойной партнерши.

    Итак, вам надо научиться справляться со своей тревогой. Вы можете рассказать любимому о своих опасениях, вместе обсудить их и, возможно, тогда они развеются. Если вы не способны на подобную открытость, попытайтесь «разложить» свои страхи по полочкам. Грамотный самоанализ может пошатнуть силу действия многих разрушительных эмоций, а присутствие в подобном «разборе полетов» профессионального психолога, и вовсе свести их на нет.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: