Кто занимался изучением развития внимания у дошкольников. Как происходит развитие внимания у детей дошкольного возраста

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста во многом остается таким же, как и в предыдущем возраст­ном периоде. Однако постепенно оно начинает отражать интересы ребенка по отношению к объектам окружающего мира, с которыми он взаимодействует. Вместе с тем про­должает развиваться и совершенствоваться непроизволь­ное внимание. Характерной особенностью внимания детей рассматриваемого возраста является то, что они остаются сосредоточенными до тех пор, пока их интерес не угаснет. Появление нового предмета вызывает переключение вни­мания на него. Поэтому младшие дошкольники редко мо­гут в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом.

На самых ранних стадиях развития ребенка его внима­ние привлекается новизной, силой и другими специфиче­скими раздражителями. Позднее внимание начинает при­влекаться такими раздражителями, которые имеют сиг­нальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворением потребности ребенка, а также объекта­ми, связанными с яркими и эмоциональными пережива­ниями.

Основное достижение в развитии внимания в дошколь­ном возрасте состоит в том, что начинает формироваться новый его вид - произвольное внимание. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удержи­вать его в течение некоторого времени. Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольных его видов. Вопрос о генезисе и развитии произвольного внима­ния в детском возрасте был поставлен советскими пси­хологами Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Рассмат­ривая природу произвольного внимания, они выявили роль общественно-исторических условий жизни в его происхождении. Каждый человек в процессе своего разви­тия овладевает исторически сложившимися способами организации внимания. Как же это происходит?

Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребенка к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для ор­ганизации своего внимания, в результате чего оно приоб­ретает произвольный характер.



Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других психологов, решающее значение для формирования внимания имеют условия жизни и деятель­ности ребенка. Переход в дошкольном возрасте к более сложным видам игровой деятельности, к занятиям, нося­щим учебный характер, к выполнению элементарных тру­довых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с правилами, требованиями взрослых, оказывает сущест­венное влияние на развитие сугубо человеческого вида внимания - произвольного.

Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему сред­ства, с помощью которых он впоследствии и сам начинает управлять своим вниманием. Данное положение подтверж­дается игрой-экспериментом в вопросы и ответы по типу игры «фанты с запретами»: «„Да" и„нет" не говорите, бе­лого и черного не берите!» Детям задавались вопросы: «Ходишь ли ты в школу?»; «Какого цвета стол?»; «Лю­бишь ли ты играть?» и др. Ребенок должен был ответить как можно скорее и вместе с тем выполнять инструк­цию: не называть оговоренных цветов; не называть дваж­ды один и тот же цвет и т. д.

Успешное выполнение задания, проведенного в форме экспериментальной игры, требовало от детей постоянного напряженного внимания, и поэтому большинство детей не справилось с ним. Тогда детям предложили набор цвет­ных карточек, которые являлись внешним вспомогатель­ным средством для интенсивного сосредоточения на прави­лах игры. Дети откладывали в сторону карточки, окра­шенные в запрещенные инструкцией цвета, а в процессе игры пользовались оставшимися карточками. Такой cпособ организации игровой деятельности позволил детям успешно справиться с поставленной перед ними задачей.

Кроме таких ситуативных средств, помогающих детям сосредоточить свое внимание на выполнении конкрет­ной задачи, существует универсальное средство его орга­низации - речь.

На более ранних возрастных этапах развития внима­ния взрослые при помощи словесных указаний орга­низовывают внимание ребенка на предстоящей деятель­ности, помогают сформулировать такую инструкцию для себя.

Петухов а Т.В. приводит результаты исследований, где установлены своеобразные приемы, при помощи ко­торых дети организуют свое внимание. Такими приема­ми являются предварительная группировка дидактическо­го материала и планирование своих действий вслух. Ис­следования показали, что устойчивость внимания зави­сит от характера отношения к заданию и от возраста ребенка. Дети младшего возраста (2,5-3,5 года) часто подменяют выполнение заданий игрой-манипулировани­ем с материалами и игрушками. Это первый уровень от­ношения к заданию.

На втором уровне задание принимается частично. Де­ти в возрасте 3,5-4,5 лет в общем принимают постав­ленную задачу, но условия ее частично игнорируют.

Третий уровень отношения к заданию свойствен де­тям 4,5-5,5 лет. Дети этого возраста принимают постав­ленную задачу и охотно ее выполняют. Но к концу дея­тельности они часто теряют задачу, подменяя ее другой. На этом этапе возникают попытки организовать свое вни­мание через постановку добавочных целей. «Кончу это и поиграю с машинкой»,- говорит ребенок сам себе или взрослому.

Четвертый уровень характеризуется тем, что дети (5,5-6,5 лет) полностью принимают задание и стремят­ся выполнить его быстрее и лучше, используя более рацио­нальные способы организации внимания: самоинструкцию, предварительную группировку материала и т. д.

Таким образом, отношение к заданию и сосредото­чение внимания на ходе его выполнения связано с возра­стом ребенка и условиями той деятельности, в процессе которой выполняется задание. Повторяя для себя инструк­цию, т. е. активно используя речь, дети тем самым орга­низовывают свое внимание на выполнении задания.

На протяжении всего дошкольного возраста зна­чение речи для организации внимания ребенка постоянно увеличивается. Так, выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста про­говаривают его в 10-12 раз чаще, чем младшие дошколь­ники.

Таким образом, произвольное внимание в дошкольном возрасте формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Воспитание произвольного внимания является важней­шей задачей дошкольной педагогики и психологии и важнейшим условием подготовки ребенка к обучению в школе.

Произвольное внимание при определенных условиях может перерасти в послепроизвольное. Этот вид внимания всегда возникает на основе произвольного. Главной побу­дительной силой, вызывающей послепроизвольное внима­ние, является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу ее выполнения.

Ребенку предложили собрать из конструктора машину. В начале работы ему трудно было сосредоточиться на выполнении задания. Через некоторое время он начинает замечать сходство той машинки, которую он делает из деталей конструктора, с настоящей. Это увлекает его, и для дальнейшего выполнения задания уже не требуется волевых усилий. Теперь ребенка трудно оторвать от ра­боты. Внимание его стало послепроизвольным.

Зная условия и возможности перехода произвольного внимания в послепроизвольное, воспитатель должен стремиться сделать сложное и малоинтересное задание занимательным и интересным. Однако при этом необхо­димо помнить слова К. Д. Ушинского, который писал, что, сделав урок занимательным, можно не бояться на­скучить детям, но нужно помнить, что не все может быть занимательным в учении. Непременно есть и скучные вещи. Поэтому необходимо приучать ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,- делать ради удовольствия.

Таким образом, воспитание послепроизвольного вни­мания осуществляется через развитие и воспитание произвольного. С раннего возраста необходимо выраба­тывать у ребенка привычку прилагать волевые усилия для достижения цели, вытесняя посторонние" мысли, ко­торые мешают сосредоточиться.

Как же развиваются основные свойства внимания у детей дошкольного возраста?

Общей закономерностью является то, что устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего до­школьного возраста к старшему. Так, младшие дошколь­ники тратят на рассматривание картинки 6-7 сек., а стар­шие рассматривают эти же картинки в течение 12-19 сек. Средняя продолжительность продуктивной деятельности и средняя продолжительность отвлечений от нее зависят от возраста детей. Старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений от нее (А. А. Люблинская).

Длительность сохранения устойчивого внимания у детей дошкольного возраста зависит от значимости для них того или иного материала, тех или иных объектов, той или иной деятельности. Наивысшую значимость представляет деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения известных детям объектов, за­ключающих в себе момент эмоциональной привлекатель­ности и в разных вариантах уже входивших в опыт ре­бенка.

Чувствительность внимания к эмоционально значи­мым явлениям определяется индивидуальными особен­ностями детей и условиями их воспитания. Причем индиви­дуально-типические особенности устойчивости внимания приобретают достаточно выраженный характер только к старшему дошкольному возрасту. В среднем дошколь­ном возрасте эти особенности не проявляются, посколь­ку действия, направленные на организацию внимания, еще не отработаны.

Формы индивидуального реагирования на эмоциональ­но значимые раздражители чрезвычайно многообразны. Так, устойчивость внимания у сдержанных, уравновешен­ных детей в 1,5-2 раза больше, чем у возбудимых. Исходя из этого, в целях сохранения устойчивости внима­ния детей в заданной деятельности (на занятиях или играх) целесообразно исключить влияние на них сопут­ствующих эмоциональных раздражителей.

Воспитателям хорошо известна быстрая отвлекаемость дошкольников от деятельности, трудность сосредоточения на чем-то малоинтересном, но важном. Это проявление рассеянности. Быть рассеянным - значит не уметь надол­го сосредоточиться на чем-то одном. Причин рассеян­ности несколько, и они совершенно различны.

Необходимо помнить, что отсутствие способностей к длительной и стойкой сосредоточенности даже старших дошкольников - явление естественное, обусловленное особенностями их высшей нервной деятельности. Одной из причин рассеянности является быстро проявляющееся утомление. Оно может наступать быстро при выполнении трудной и неинтересной работы, требующей длительного сосредоточения.

Причиной рассеянности может быть появление в носо­глотке ребенка аденоидов. Такие дети дышат ртом, у них снижается работоспособность, и весь облик ребенка меняется. Вмешательство врача способствует возвраще­нию ребенку его работоспособности.

Нередко причиной рассеянности дошкольников является недостаточно гибкое, недостаточно переключаемое внимание. Так, просмотрев вечером по телевизору остро­сюжетный фильм, ребенок долго остается под его впечат­лением. Возникшие в создании яркие переживаемые им образы не могут сразу исчезнуть, и ребенок не в состоя­нии полностью сосредоточиться на деятельности, предла­гаемой воспитателем.

Иногда в рассеянности детей повинен сам воспитатель. Если он ведет занятия однообразно, дает детям задания, которые слишком легки для них, не побуждают к актив­ной мыслительной деятельности, то это ведет к рассеян­ности. Если детям скучно, они будут искать увлекатель­ную работу на стороне.

Распределение, переключение и объем внимания у до­школьников (особенно у детей раннего возраста) развиты недостаточно сильно.

Распределение внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполня­ются в рамках этого свойства внимания. Чем более зна­чимо для детей выполнение какого-то действия, чем привычнее оно им стало, тем легче его совмещать с выпол­нением другого действия. Поэтому дети раннего возраста практически не обладают распределенным вниманием. Де­ти младшего, среднего и старшего возраста способны рас­пределять свое внимание в незначительной степени.

Переключение внимания, так же как и другие свойства, развивается под влиянием обучения и воспитания. В раз­личного рода играх, упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменив­шейся обстановке, формируется переключение внимания.

Объем внимания у детей дошкольного возраста зна­чительно (по сравнению с младенческим и ранним возрас­том) увеличивается. Это обусловлено развивающейся речью ребенка, увеличивающейся его самостоятельностью, разнообразием деятельности, в которую он включается.

Увеличение объема внимания не исчерпывается только увеличением количества одновременно воспринимаемых объектов с одинаковой степенью ценности. Изменения касаются и тех объектов, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте их внимание при­влекалось яркими, необычными вещами, то внимание до­школьника довольно часто привлекается внешне ничем не привлекательными объектами. Это свидетельствует о качественно новом уровне развития внимания.

Однако даже такие качественные изменения, происходящие в дошкольном возрасте, все-таки характеризуют объем внимания как очень малый.

Имеющиеся научные данные должны использоваться воспитателем при выборе путей и средств развития внима­ния дошкольников.

§ 3. Пути и средства организации и поддержания внима­ния дошкольников

Для развития внимания детей с успехом могут быть использованы различные игры.

Играя, ребенок живет, действует так, как действуют взрослые, как действуют герои его любимых сказок, рас­сказов и т. д. «Программа воспитания и обучения в детском саду» кроме игр и занятий с детьми раннего возраста пре­дусматривает чтение им небольших сказок, потешек, при­бауток, колыбельных песенок. Все это способствует не только развитию речи, умению слушать, но и стимулирует развитие внимания. Так, например, с детьми от 1 года до 1 года 3 месяцев можно использовать чтение потешки «Сорока, сорока». Занятие проводится с небольшим коли­чеством детей. Воспитательница легко водит своим паль­цем по ладони ребенка и ритмично, нараспев читает:

«Сорока, сорока,

Где была?» -

Кашку варила,

Деток кормила...»

Далее воспитательница берет пальчики ребенка по оче­реди и приговаривает: «Этому дала, этому дала...» Таким образом она проигрывает потешку с каждым ребенком, который участвует в занятии. Другие дети в это время слушают и следят за действиями воспитательницы.

Это занятие позволяет выработать у ребенка способ­ность не только сосредоточиваться на короткое время, когда воспитательница читает текст потешки непосред­ственно ему, но и на более длительное время, когда по­тешка читается другим.

Для развития слухового внимания у детей младшей группы возможно использование потешек типа «Катя, Катя», «Чики-чики-чикалочки». Развитию переключения внимания, а также объема внимания способствуют игры типа «Маленькие и большие ножки», «Заинька, выходи».

В игре «Маленькие и большие ножки» воспитатель, повторяя текст, несколько раз говорит сначала про малень­кие ножки, а затем про большие ноги. Дети повторяют за ним, чередуя быстрые и медленные движения. В этой игре детям приходится одновременно держать в соз­нании и текст игры, и способ действий, который зависит от текста.

Игра «Заинька, выходи» требует изменения направ­ления движения ребенка после каждого куплета. Меха­низм воздействия на развитие внимания ребенка тот же, что в игре «Маленькие и большие ножки».

Весьма продуктивным для развития внимания является наблюдение детей за птичкой в клетке, за цыплятами, за автомобилем и другими объектами. Это же можно ска­зать и об играх и занятиях с предметами (нани­зывание колец на стержень, построение башенки из ку­биков, собирание, складывание матрешки и т. д.).

В средней группе детского сада развитию внимания способствуют игры типа: «Сколько?». Воспитатель читает детям стихотворение. Затем задает вопросы, касающиеся его содержания: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотников, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей?

Игры на классификацию типа «Что нужно?» также способствуют развитию внимания. К этому типу можно от­нести игры «Накроем стол для гостей» (называется посу­да), «Посадим сад» (называются фруктовые деревья), «Мебель», «Одежда» и т. д.

Произвольное внимание развивают игры, в которых де­ти описывают предмет, не глядя на него, находят в нем существенные признаки, узнают предмет по описанию. Описание предмета, не глядя на него, требует высоко­организованного внимания, хорошо развитых его свойств. К числу таких дидактических игр можно отнести: «Отга­дай-ка», «Магазин», «Радио» и др.

Содержание и характер деятельности, которую орга­низовывает воспитатель дошкольного учреждения, опреде­ляют пути и средства организации внимания детей. Выбор приемов организации зависит не только от характера деятельности детей, но и от их возрастных особенностей. Воспитатель должен учитывать особенности внимания того контингента детей, с которым он работает, а при органи­зации своей работы должен опираться на следующие по­ложения. Чем младше дети, тем короче должны быть занятия, требующие сосредоточения. В младшей группе длительность занятий составляет 10-15 мин., в средней 20-25 мин., в старшей 25-30 мин.

Интеллектуальная активность детей в процессе за­нятий является фактором, обеспечивающим их внимание, поэтому построение занятий должно вестись на строго научной основе, с учетом требований педагогики, пси­хологии и гигиены.

Поскольку у детей дошкольного возраста сильнее раз­вито непроизвольное внимание, воспитатель должен опи­раться на него в своей работе. Причем в процессе рабо­ты он должен давать такие задания, которые требуют от детей и произвольного внимания.

Сохранению внимания детей способствует смена видов деятельности как внутри одного занятия, так и в течение дня. Это позволяет избежать однообразия и скуки, которые притупляют интерес детей к работе, снижают их внима­ние.

Рациональное чередование видов деятельности способ­ствует поддержанию устойчивого внимания. Так, напри­мер, после занятий физкультурой, когда дети очень воз­буждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности.

Занятия не должны быть излишне интенсивными, требующими максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкуль­туре), поскольку на последующем занятии дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление. А это, естественно, не будет спо­собствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности.

Нельзя на одном занятии вводить сразу 3-5 новых компонентов.

Рассмотренные виды (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное) и свойства (устойчивость, распреде­ление, переключение, объем) внимания дошкольника характеризуются рядом специфических особенностей:

1. Ребенок способен сосредоточиться на очень короткое время. Внимание его подвержено значительным коле­баниям.

2. Внимание дошкольника легко ослабевает. Даже незначительный посторонний раздражитель отвлекает вни­мание ребенка от деятельности.

3 Внимание привлекается ярким, сильным, неожидан­ным раздражителем. Ребенок не в состоянии правильно управлять своим вниманием.

4. Не владея вниманием (оно еще не достигло уровня произвольной психической регуляции), ребенок не в состо­янии переключать его по своему усмотрению с одного объекта на другой, т. е. переключение развито слабо.

5. Чем младше дети, тем меньше они могут сосре­доточиваться на словах, с которыми к ним обращается взрослый. Слова взрослого не привлекают их внимания или привлекают частично. Внимание дошкольников легче сосредоточивается на ярких, привлекательных предметах. Слова же взрослого лишь сопровождают наглядно воспри­нимаемые ребенком предметы. Только к среднему и стар­шему дошкольному возрасту слова взрослого приобретают настолько сильное значение, что сами по себе могут при­влечь внимание ребенка.

6. Распределение внимания детей дошкольного возрас­та развивается чрезвычайно слабо. Ребенок практически не в состоянии выполнять два или более видов деятельнос­ти одновременно.

7. Внимание детей дошкольного возраста характеризу­ется небольшим объемом.

8. Правильно выбранные формы и методы работы позволяют воспитателю активно влиять на развитие внимания дошкольников.

Литература

Выготский Л. С. Овладение вниманием. Проблемы развития психи­ки // Собр. соч. М., 1983. Гл. 9. Т. 3 С. 205-238.

Добрынин Н. Ф. Внимание // Общая психология/Под ред. А. В. Пет­ровского. М., 1977. С. 187.

Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие до­школьников. М., 1984. С. 61-70.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1985.

Ермолаев О. Ю., Марютина Т. Н. Внимание школьника. М., 1987.

Коненко Е. Л. В мире раннего детства. Киев, 1985.

Леонтьев А. Н. Развитие высших форм внимания//Развитие памяти. М.; Л., 1931. Гл. 4. С. 154-180.

Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971. С. 183-199.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. С. 147-194.

Вопросы для повторения

1. Назовите специфические особенности внимания детей раннего возраста.

2. В чем состоят различия между вниманием детей раннего и до­школьного возраста?

3. Каковы способы управления вниманием дошкольников в процес­се игровой деятельности? учебной?

Практические задания

Наблюдая за дошкольниками в группе, установите: а) индивидуальные различия в развитии основных свойств вни­мания;

б) как влияют различные приемы управления вниманием в процессе игровой деятельности на его поддержание.

Во все времена развитие внимания у детей дошкольного возраста было очень важным для последующего успешного обучения. В современном обществе, где малыш с младенчества окружен многочисленными электронными устройствами, привить ему способность концентрироваться на выполнении конкретной задачи становится все сложнее. Все большее значение приобретают упражнения и игры на развитие внимания у дошкольников.

Произвольное и непроизвольное

Что такое внимание? Это умение сконцентрироваться, контролировать нашу психику. Психологи выделяют следующие его виды:

  • сенсорно-перцептивное, реализуемое посредством органов чувств (зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое);
  • интеллектуальное, характеризуемое умением мыслить;
  • двигательное;
  • индивидуальное или коллективное.

По степени умения человека контролировать свой организм наука определяет 3 типа:

  1. Непроизвольное — присуще каждому индивидууму и является генетической реакцией на раздражающий фактор, например, громкий звук, вспышку света.
  2. Произвольное — носит характер сознательного проявления, зависящего от желания личности и требующего осознанных действий.
  3. Постпроизвольное — базируется на произвольном внимании и определяется, как результат сосредоточения на некоем действии или предмете в силу возникновения к нему осознанного интереса.

Различают также внешнее внимание, с которым связано изучение личностью окружающей среды, и внутреннее, которое неразрывно связано с процессом человеческого самопознания.

Отличие внимания ребенка и взрослого

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте неразрывно связаны с формирующейся психикой. С одной стороны малыш активно изучает окружающий мир, с другой — не слишком охотно соглашается остановиться на чем-то конкретном на продолжительное время.
Он избирательно реагирует на события, вызывающие интерес. Растущий организм придерживается ориентировочного рефлекса.
В поведении ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. Малыш легко переключается с одного действия или предмета на другой. Им движет главный мотив «хочу».

Формирование осознанного внимания ребенка происходит постепенно. Не стоит полагать, что научить его сосредоточению на некоей задаче — это дело только детского сада или школы.

Проявление произвольного внимания всегда связано с борьбой между «хочу» и «надо». Чтобы «надо» стало осознанным, а не навязанным, важно помочь ребенку в игровой форме научиться осознанно концентрироваться в общении с родителями в процессе занимательных игр, чтения, прогулок. Далее, вовлекаясь в коллективные мероприятия, ребенок закрепляет навык концентрации.

Обязательна ли диагностика?

Становясь старше, ребенок постепенно учится удерживать внимание на все большем количестве предметов. Игры у дошкольников постепенно формируют усидчивость, сосредоточенность. Но не всегда родители и педагоги могут своевременно выявить проблемы, связанные с формированием внимательности. Зачастую нежелание заниматься или отсутствие интереса к играм, не связанным с активным движением, взрослые списывают на особенности характера.
Определить проблему поможет диагностика развития внимания у дошкольников. Для ее проведения широко используется картотека игр и тренинг, позволяющие проверить такие параметры как:

  • наблюдательность;
  • развитие слухового внимания;
  • умение переключиться с одного занятия на другое.

Каждое задание выполняется на время. В раннем возрасте диагностика внимания проводится при помощи карточек, кубиков или игрушек. Задания могут быть, например, такими:

  • выбери карточки, на которых изображены домашние животные;
  • собери в корзинку то, что растет в огороде;
  • посмотри на картинку, закрой глаза, ответь, какого цвета была машинка;
  • раскрась синим цветом все круглые предметы, а зеленым — все треугольные.

Развитие через наблюдение

Особенности внимания детей дошкольного возраста связаны со спецификой раздражителя и длительностью его воздействия. В возрасте 4 лет малыш легко и надолго отвлекается на игровые моменты, сопровождаемые громкими звуками. Вернуть его внимание всегда сложно.
В 6-7 лет такие отвлекающие моменты уже не вызывают столь длительного интереса.
Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста необходимо грамотно использовать. Все малыши любознательны. Ежедневное наблюдение за жизнью домашних питомцев — грызуна, рыбки, черепахи, котенка развивает устойчивое внимание к определенному предмету. Интересно же узнать, как будет кушать хомячок или какую игрушку выберет щенок.
Приглашая в дом гостей, ребенок должен понимать, что сначала надо помочь маме накрыть на стол и только после этого присоединиться к играм с детьми.
Постепенно вовлекаясь в посильную трудовую деятельность, выполняя задания и получая удовольствие от результата (красиво слепленный пирожок, аккуратно расставленная обувь, разложенные в пенал фломастеры), ребенок развивает произвольное внимание.
Исследование процессов учит делать выводы, закрепляя полученные результаты.

Внимание — залог успешной учебы

Развитие внимания у старших дошкольников должно происходить своевременно. Иначе в школе малышу будет очень трудно вписаться в распорядок дня, требующий повышенной концентрации внимания на протяжении длительного времени.
Развитие внимания в дошкольном возрасте — это закладывание фундамента всего школьного будущего ребенка. Если в возрасте 4-5 лет он способен выполнять определенные действия под руководством взрослого человека, то к 6-7 годам он должен уметь самостоятельно осознанно концентрировать свое внимание на совершении определенных действий. У старшего дошкольника, готового сеть за парту, явно выражены навыки самоорганизации. Он должен быть способен руководствоваться самоинструкциями.
Следует помнить, что этот результат невозможен без всяческой поддержки и помощи взрослых.
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста неразрывно связано с умением выполнять домашние обязанности сначала под руководством родителей, а затем и добровольно, понимая их необходимость и свою ответственность. Для этого мама и папа должны постараться превратить любой домашний труд с участием малыша в интересное занятие.

Как помочь дошколенку?

Подготовка к школе — финишная прямая от беззаботного детства к жизни с кругом повседневных обязательств и обязанностей. От того насколько правильно происходит развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста зависит их школьное благополучие.
Поэтому в подготовительных группах детских садов на занятиях обязательно присутствуют упражнения на концентрацию. Они помогают ребенку:

  • активизировать необходимые в процессе обучения психологические и физиологические процессы;
  • самостоятельно анализировать и отбирать нужную информацию;
  • учиться избирательно и регулярно сосредотачиваться на одном и том же виде деятельности.

Диагностика внимания дошкольников просто необходима, если они не посещали детский сад. Подготовка к школе — слишком ответственный период, в котором игровой процесс уже не преобладает. Для дошкольников крайне важно уметь понимать, что от них требуется и выполнять задания. Умение понимать связи между словами и действием и есть проявление внимания.
При выявлении проблем в формировании внимания дошкольников необходимо своевременно корректировать ситуацию, начав с обследования.

Умение концентрироваться — основа успеха

Как бы это ни звучало, но формирование внимательности в детском возрасте является основой будущей личной жизни. Умение слышать окружающих людей, отсутствие страха перед ответственностью за совершаемые действия определяют способность человека создавать длительные крепкие отношения.
Какой тренировке подвергалась его психика в детстве, насколько много было в дошкольном и школьном возрасте развивающих занятий — все это непроизвольным образом накладывает отпечаток на взрослую жизнь.
Умение сконцентрироваться на поставленной задаче является важнейшей из характеристик, определяющих деловые качества. Поэтому так значимы упражнения на развитие внимания у дошкольника, особенно у старшего возраста, стоящего на пороге школы. В этом возрасте ребенок должен уметь совмещать действия с несколькими предметами. Например, слушать сказку и убирать игрушки или одеваться и рассказывать стишок.

Психическое и физическое формирование ребёнка – это два взаимосвязанных понятия. Психическое здоровье характеризуется когнитивными функциями. Дети – это очень благодарные люди, и развитие внимания у детей дошкольного возраста при регулярных занятиях даёт очень хорошие результаты.

Внимание – это не изолированная психическая функция. Работа с ребёнком наряду с тренировкой внимательности подразумевает подключение памяти, воли и остальных психических процессов в совокупности. Развивать эти функции целесообразно параллельно. Например, невозможно воспринять и воспроизвести информацию, если страдает память. А запоминать информацию человек не может, если он невнимателен. В свою очередь, внимание невозможно без адекватных мыслительных процессов.

Внимание необходимо человеку, чтобы суметь вовремя отреагировать на изменяющиеся обстоятельства внешней среды. В процессе эволюции этот феномен развивался и оттачивался. Составляющие компоненты процесса – настороженность, бдительность, готовность действовать по первому сигналу — постоянно совершенствовались и оттачивались у наших предков.

Для того чтобы внимание развивалось, оно постоянно должно подкрепляться ответными реакциями и действиями. Мышцы, которые реализуют ответную реакцию, следует постоянно тренировать.

Вся познавательная деятельность ребёнка, направленная на объект исследования, складывается из следующих факторов:

  • избирательное восприятие объекта;
  • осмысление;
  • проговаривание вслух или про себя;
  • воображение;
  • переключение с одного объекта на другой.

Для того чтобы тренировать внимание у ребёнка, надо, чтобы объект изучения был привлекательным для него, и возникало желание что-то с ним сделать.

Виды внимания

Существует деление на следующие виды внимания:

  • произвольное;
  • непроизвольное;
  • послепроизвольное;
  • чувственное;
  • интеллектуальное;
  • природное;
  • социально обусловленное.

Все эти виды взаимосвязаны, один перетекает в другой при определённых обстоятельствах. Для формирования произвольного внимания необходимо к тренировке подключать работу с волей, мышлением, речью.

Функции, свойства внимания

Внимание выполняет следующие задачи:

  • активизация или торможение физиологических, психологических функций в зависимости от конкретной потребности;
  • восприятие, дифференцировка пришедшей извне информации;
  • замещение исходных данных благодаря ассоциативному мышлению;
  • обнаружение раздражителя, оценка его опасности для организма.

Свойства внимания:

  • Концентрация – способность сосредоточиться на конкретном объекте.
  • Распределение на несколько объектов без ущерба для восприятия.
  • Интенсивность – чем больше интерес к какому-либо виду деятельности, тем выше интенсивность внимания.
  • Устойчивость — возможность сохранять внимательность длительное время, заниматься изучением какого-либо вопроса длительное время.

Объем информации, которую ребёнок может контролировать в своём окружении, демонстрирует, сколько раздражителей он удерживает в фокусе внимания. В норме — не более трёх объектов в 4-5 лет. Этот объём находится в прямой зависимости от кратковременной памяти, мышления, способности сосредоточиваться.

  • Способность переключения.
  • Возможность противостоять отвлекающим моментам.

Быть полноценным объектом могут только тот предмет или действие, которое интересно ребёнку в конкретное время или обеспечивает какие-то потребности организма.

Способы оценки внимания

Для оценки функций существуют специальные индивидуальные и групповые тесты, методики. К самым распространённым относятся:

  1. Методика поиска начала и конца линий на рисунке.
  2. Для оценки распределения, переключения, устойчивости, утомляемости используется методика, при которой детям даётся задание отметить определённым образом разные фигуры, например, треугольник – точкой, квадрат – галочкой и т. д. Время на выполнение диагностики — 2 минуты.
  3. Параллельно оценивается краткосрочная память. Для этого ребёнку дают разноцветные картинки, просят поискать предметы и разложить эти изображения в заданной последовательности. А потом спрашивают, на каком месте та или иная вещь лежала первоначально.

Очень большое значение при проведении диагностических процедур имеет желание ребёнка участвовать в них.

Нарушения внимание

В зависимости от того, какая форма невнимательности преобладает, говорят о следующих видах нарушения внимания:

  1. Снижение устойчивости, концентрации — затрудняет познавательную деятельность и ведёт к нарушению мыслительных процессов, к сложностям с обучением.
  2. Уменьшение объёма – количественный показатель, который позволяет сконцентрироваться на нескольких отличительных свойствах предмета одновременно, ориентироваться на улице.
  3. Значимым нарушением является неспособность воспринимать информацию на слух, следовать словесным инструкциям. Данное расстройство говорит о том, что человек не воспринимает речь как носитель информации.
  4. Полное отсутствие внимания.

Пограничные состояния, протекающие с нарушением внимания:

  • переутомление;
  • стрессы;
  • весенние гиповитаминозы;
  • социальная запущенность;
  • скандалы в семье;
  • астения после болезней;
  • нерегулярное пребывание на свежем воздухе, неполноценное питание.

Патологические состояния, характеризующиеся сниженным вниманием:

  1. При маниакальных состояниях наблюдается ускорение ассоциативных процессов, пациенты не отслеживают события, которые могут происходить вокруг из-за того, что не успевают на них сосредоточиться: наблюдается порхающее сознание.
  2. При эпилепсии наблюдается инертность мышления, пациенты вязнут в неважных деталях и не могут охватить все необходимые детали объекта. Основной отличительный признак эпилептического типа – витиеватые фразы, вязкость мышления, ненужные усложнения.
  3. Последствия черепно-мозговой травмы, нейроинфекции проявляются взаимосвязанными нарушениями внимания, снижением интеллекта и другими функциями.
  4. Умственная отсталость характеризуется сложностью переключения с одного задания на другое. При постановке новой задачи дети соскальзывают на старое, уже знакомое решение, не могут следовать полученным инструкциям, синтезировать информацию, сделать выводы. Наблюдается сужение круга интересов. У этих пациентов невозможно развить произвольный вид внимания.
  5. Одним из первых симптомов шизофрении является нарушение активного внимания, что ведёт к нарушению познавательной деятельности, выхватыванию второстепенных деталей из происходящих вокруг событий. Сфокусироваться на обозначенном объекте ребёнок не может. Он моментально переключается и теряет интерес к происходящему.

Вышеперечисленные патологические состояния должен диагностировать врач специалист. Когда имеется нарушение, стоит обратиться на консультацию, провести диагностический поиск и следовать полученным инструкциям. Зачастую при данном виде расстройства бывает достаточно регулярно заниматься, следуя определённым этапам, последовательным упражнениям в развитии внимания у детей.

Методики тренировки внимания

Для тренировки внимательности в детском и взрослом периодах жизни существуют свои подходы, закономерности. Настоятельно рекомендуется создать условия для комфортного обучения, предварительного объяснения предстоящих занятий, позитивной эмоциональной окраски, доверительного общения.

Этапы развития внимания у детей:

  1. На протяжении первого года жизни у детей существует только непроизвольная внимательность.
  2. К началу второго года жизни постепенно совершенствуется исследовательская деятельность – это зачатки целенаправленного внимания.
  3. Со второго по третий годы дети могут выполнять словесные инструкции, целеустремлённо ищут взглядом названный предмет.
  4. В 4-5 лет ребёнок способен выполнять запутанные инструкции. Он постепенно развивает целенаправленную фиксацию, может стойко удерживать внимание не только на предмете, но и анализировать его свойства и взаимосвязь с факторами окружающей среды.
  5. В пяти – шестилетнем возрасте совершенствуется произвольная функция по собственному желанию и под контролем самоинструкций. Это хорошо видно в играх.
  6. В семилетнем возрасте волевое внимание уже сформировано. Его объём, устойчивость будут совершенствоваться всю оставшуюся жизнь.

Хороший эффект дают развивающие игры, которых великое множество. Отличительно чертой этих манипуляций служит то, что дети легко обучаются тому, что окрашено позитивными эмоциями, подразумевает чередование умственной и физической активности.

Методики занятий

Начиная с 4-5 лет, наступает фаза мнимого психологического благополучия, или затишья. Теперь ребёнок становится послушным и покладистым, с удовольствием учится, у него повышается энтузиазм к изучению окружающего мира.

При развитии внимания у детей 4-5 лет надо основываться на стремлении ребёнка в этот период времени к самостоятельности.

Надо позволить ему сделать некоторые вещи самому и стремиться, чтобы он доводил до конца начатое занятие. Сейчас пришла пора дать возможность заявить о своих желаниях, высказать свои мысли. Попытка устанавливать удобные для него правила научит ребёнка правильно реагировать, понимать, сопереживать людям.

Помогая создавать детям свой мир из фантазий на бумаге или из конструктора, необходимо стремиться, чтобы они объясняли словами свои цели и задачи, рассказывали о героях из своего мира. Таким образом происходит формирование и развитие внимания, речи у детей 4-5 лет. Человек становится главным героем, основным действующим лицом и добивается недостающего ему внимания.

В этом возрасте появляется стремление дружить, заводить новые знакомства, общаться в коллективе с себе подобными. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнку надо давать возможность принимать участие в сюжетно-ролевых играх, например, в больничку, магазин, войну или разыгрывать эпизоды любимых сказок. Возможность спланировать последовательные действия, распределять роли в игре, научиться общаться, концентрировать внимание прекрасно тренируются в данной ситуации.

Все недостатки воспитания и дефекты общения, которые были у ребёнка в это время, трансформируются в плохие привычки, отрицательные черточки в поведении.

Математические игры должны учитывать, что дети в этом возрасте способны к следующим действиям:

  • отличить овал, квадрат, прямоугольник и т. д.;
  • расставить первые десять цифр в нужной последовательности;
  • сравнить — меньше, больше, отличать количество предметов.

Логические задания включают обычно следующие техники:

  • определить различия двух картинок;
  • построить конструктор из образца;
  • сложить пазлы из 4-5 частей;
  • 7-10 минут заниматься интересным для него делом, не отвлекая своё внимание;
  • обобщать предметы по сходным признакам, подбирать противоположные по смыслу слова, запоминать словосочетания;
  • знать названия профессий, стран;
  • пересказывать любимые сказки;
  • охарактеризовать различные фрукты, ягоды, овощи;
  • назвать насекомых, рассказать про них;
  • увидеть неправильно нарисованные фигуры.

Родители, педагоги должны понимать, что ребёнок может продолжительное время заниматься интересным для него делом. Поэтому об окончании игры человека надо предупреждать заранее. Важно интересоваться мнением детей, отвечать на вопросы «почему» и предоставить возможность самим подобрать ответы.

Старшие дошкольники

В этот период времени, развивая внимание у детей старшего дошкольного возраста, надо учитывать, что ребёнок уже полностью владеет языком, правильно произносит слова, строит предложения.

Ему подвластны мелкие и крупные движения, обобщающие слова, интонация, восприятие произведений искусства, музыки. Дети в этом возрасте любят следующее времяпрепровождение:

  • рисовать;
  • лепить из глины, пластилина;
  • вырезать;
  • клеить;
  • делать поделки, аппликации;
  • помогать дома.

Особенности развития младших школьников

При анализе развития внимания у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать, что в 7-8 лет наступает переломный момент в жизни. Это время переоценки ценностей: на смену старым мотивам приходят новые мысли и стремления. Важно основывать тренировки внимания на том, что игра постепенно прекращает быть основным занятием ребенка. Развитие личности зависит от результатов его учебы, признания среди сверстников.

Наступил момент, когда ребёнок думает, прежде чем что-то сделать, скрывает свои эмоции и переживания, наступает утрата детской непосредственности. При развитии внимания задействуют формирующееся чувство ответственности у детей младшего школьного возраста. Всё, что происходит вокруг, накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Функции высшей нервной деятельности в этом возрасте становятся произвольными и осмысленными.

Но внешние раздражители еще являются сильным отвлекающим фактором, поэтому целесообразно выполнять следующие тренировочные упражнения:

  1. Запрещенная буква или слово: заранее проговариваются правила, что нельзя произносить какую-либо букву или слово в ответ на любой вопрос.
  2. Города и страны, когда называют столицы стран или продолжают названия городов, услышав последнюю букву предыдущего слова.
  3. Тренировка памяти и внимания – на столе раскладывают в определённой последовательности предметы 10-15 штук и дают возможность ребёнку запомнить, где что лежит. После этого можно поменять местами не более 3 предметов. Дети с удовольствием находят изменения в расположении предметов.
  4. Игра с линиями, у которых надо проследить начало и конец без использования карандаша. Для усиления интереса на одном конце линии изображается животное, а на другом его — домик. Дети сосредоточенно ищут зверушке дорогу к дому.
  5. Для развития устойчивости перечисляются неодушевлённые предметы и периодически среди них — животное или цветок. В этот момент ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Это весёлая игра для нескольких деток.
  6. Найти отличие на картинках – одна из самых любимых игр у детей. Периодически изображения придётся усложнять, что повысит эффективность обучения.
  7. Задание дорисовать или раскрасить вторую половинку картинки великолепно тренирует усидчивость, внимательность, мелкую моторику кисти.

Существует большое количество упражнений. Необходимо помнить, что надо чередовать задания, чтобы процесс обучения всегда был интересным: поощрять стремление к обучению, учить последовательным целенаправленным действиям, стремиться доводить начатую работу до логического конца и всегда после себя убирать рабочее место или игровую зону.

Тренировка мышц всего организма, подвижные игры, утренняя гимнастика также являются неотъемлемой частью занятий на внимательность. Подвижные «вышибалы» с мячиком дают возможность веселиться, двигаться, концентрироваться на нескольких внешних раздражителях.

Заключение

Формирование внимания заключается в регулярной, повседневной, целенаправленной деятельности. Занятия должны проходить в комфортных условиях. Постепенно создаются тренировочные ситуации с попыткой отвлечь внимание ребёнка и приучить его не реагировать на внешние раздражители. Демонстрация важности выполняемых действий, значимости труда ребёнка позволит воспитать дисциплинированность, серьёзное отношение к занятиям, сформировать поведенческие навыки, улучшить память и внимание.

Необходимо помнить, что на фоне перенесенных инфекций, интоксикаций после инфекционных заболеваний наблюдается снижение всех функций нервной системы. Те же явления развиваются при авитаминозах. Для поддержания функций нервной системы необходимо, чтобы в питании был достаточный набор витаминов и микроэлементов. Особое значение имеют витамины группы В, аскорбиновая кислота, селен, магний.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Первые проявления внимания можно пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным.

В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости внимания является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевой и дидактических играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.

Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном - все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п., тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер - новое качество.

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста:

Сенсорное;

Интеллектуальное;

Моторное;

Основными функциями внимания являются:

Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

Целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно- исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания ребенка следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет»

Непроизвольное внимание связано с усвоением новых дифференцированных знаний о видах животных, насекомых, цветов, особенностях зданий и т.д. все это вначале объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Дети замечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей, новые словечки и фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное - то, чего не было в их опыте.

Особенно показательно для развития ребенка внимание к речи - рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. В народе говорят, если затих, - значит, что-то затевает.

Если не возникают идеи, ребенок слоняется по группе, задерживая беглый взгляд то на одном, то на другом играющем сверстнике, не пытаясь на чем-то сосредоточиться. Стимулируя замыслы, обогащая предметную среду и возможности осуществления идей, можно добиться значительного развития внимания дошкольника.

Новый источник развития произвольного внимания - инструкции взрослого в повседневном общении и на занятиях. При этом взрослый дает не только цель, но и способы ее достижения, порядок действий контролируется взрослым и под влиянием его оценок превращается в самоконтроль ребенка - акт внимания. Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля, как его характеризует П.Я. Гальперин. Эта задача посильна дошкольнику в том случае, если промежуточные действия-цели представлены образцами. Например, чтобы вырезать колпак, дети ориентируются на рисунки его деталей, расположенные в последовательности изготовления. И это помогает сохранить внимание до получения результата.

Если порядок действий задан только словесной инструкцией, удержать внимание труднее, для многих детей это непосильно. В качестве теста предложить ребенку пойти в соседнюю комнату и на столе под газетой взять карандаш. Половина детей скажут «Там нет» - они не могут ориентироваться на сложную словесную инструкцию. В школе таким детям будет трудно.

У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными, «непроизвольными» сигналами.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30?40 минут, то к 5?6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное - от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное - от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

Вывод по главе I

Внимание - это сложное многоуровневое явление, порождающее множество споров в психологии познавательных процессов. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с другими психическими процессами.

Внимание классифицируется по объекту (чувственное и интеллектуальное), по заинтересованности (непосредственное, опосредствованное, апперцептивное), по степени требуемых усилий, степени активности сознания (пассивное, непроизвольное, активное, произвольное).

Развитие ребенка в дошкольном возрасте заключается в подготовке общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в пространстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мышления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми.

В дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное - от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное - от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

внимание психика дошкольник

О правильном развитии ребенка задумывается каждый родитель. Особенно важно развивать детей детсадовского возраста, ведь их психика только начинает формироваться, а все привитые навыки и привычки закрепляются на всю жизнь. И влияют на судьбу ребенка. В этот период жизни детей нужно не только учить читать и писать, но и прививать им навыки общения, учить правильно мыслить. Не последнее место должно занимать развитие внимания у дошкольников.

Что такое внимание?

При занятиях с ребенком уделяют внимание не только физиологической области, но и формированию психики. При развитии внимания у дошкольников достойные результаты можно увидеть уже на второй-третьей неделе регулярных занятий.

Что же такое внимание? Почему так важно его развивать? Вниманием называют способность сознания сосредотачиваться на чем-то определенном, при отвлечении от всего остального.

Внимание может быть направлено на объект внешнего мира или на собственные мысли, чувства и переживания. Оно помогает освоить интеллектуальную деятельность, осваивать новые предметы. Улучшает успеваемость в школе.

Внимание включает в себя такие понятия, как:

  • Концентрация. Это способность человека сосредоточиться определенное время на каком-то объекте или задаче.
  • Объем. Способность сосредотачиваться одновременно на нескольких объектах. Обычно к трем годам дети умеют сосредотачиваться одновременно на двух или трех объектах.
  • Переключаемость. Характеризуется быстротой перемещения внимания с одного предмета на другой. Взаимосвязана с силой воли человека.
  • Распределяемость. Умение распределять внимание между несколькими объектами, сферами деятельности одновременно.

Внимание следует постоянно тренировать, только тогда ребенок сможет воспринимать объект избирательно. Выработает привычку правильно и быстро переключаться с одного предмета на другой. Во время сосредоточения малыш осмысляет предмет, его свойства, подключает воображение. Думает, что с выбранным объектом он сможет сделать.

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок с удовольствием познает все новое. Развитие слухового внимания у дошкольников, равно как зрительного, - процесс, который малышом воспринимается с радостью и легко усваивается.

Включают в себя следующие направления:

  • управление объемом памяти;
  • навыки распределения внимания;
  • умение концентрироваться;
  • развитие и совершенствование внимательности.

Зачастую развитие внимания у дошкольников происходит в игровой форме и обычно нравятся детям. Но если ребенку занятия не по душе, то заставлять его не следует. Необходимо переждать время и позаниматься через несколько часов или на следующий день.

Виды внимания

Внимание бывает двух видов - непроизвольное и произвольное.

Первый вид предполагает совершение спонтанных поступков. Здесь не прилагается и нет предварительного осознанного намерения. Подобный вид внимания возникает на фоне внутренних и внешних раздражителей. К ним можно отнести острый или неприятный запах, яркое освещение, сильный звук. Внутренними факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются чувства и потребности человека, интересы личности.

Произвольное внимание относится к социальному. Оно начинает формироваться под влиянием взрослых. Развитие произвольного внимания дошкольников связано с реализацией определенных целей, которые ставит перед ребенком родитель или воспитатель. По мере взросления дети начинают ставить перед собой цели самостоятельно, прилагая для этого волевое усилие. Поэтому важно уделять достаточно много времени развитию внимания у дошкольников. Это положительным образом скажется на их дальнейшей судьбе и поможет учиться в школе.

Нарушение внимания

Определенно развитию внимания у дошкольников должно уделяться время. Иначе может произойти его нарушение, которое ведет к снижению психологической устойчивости и концентрации.

Дети с нарушенным вниманием плохо учатся, не умеют мыслить и концентрироваться. Плохо ориентируются на улице. Не способны действовать согласно инструкции и не воспринимают речь на слух. Для такого ребенка слова не несут информативного значения. Нарушенное внимание влечет за собой синдром его полного отсутствия.

Чем ребенку грозит невнимательность? Прежде всего нарушение внимания вызывает переутомление, социальную отчужденность, стресс и депрессию. Невнимательность провоцирует скандалы в семье, тяжелое восстановление после болезней. Малыши с отсутствием внимания, больше чем остальные, подвержены весенним гиповитаминозам, простудам. Как правило, такие дети мало бывают на свежем воздухе и скудно питаются.

Еще сниженное внимание не позволяет следить за происходящими событиями. Мысли таких детей перескакивают с одного объекта на другой, пропуская чистую осознанность происходящего. Дети с таким уровнем внимания тяжело выполняют новые упражнения и постоянно возвращаются к старым, уже освоенным занятиям. Такой ребенок не способен сосредотачиваться. Он быстро теряет ко всему интерес.

Лечение детей с пониженным вниманием должен проводить специалист. Назначать лекарства. Говорить, к каким средствам развития внимания дошкольников, следует прибегнуть в этом случае. Порой даже и особых усилий прилагать не потребуется. Даже упражнения на развитие внимания у дошкольников иногда способны исправить такую ситуацию.

Симптоматика невнимательности

Когда родители начинают быть тревогу и понимают, что развитию внимания ребенка дошкольника следует уделять больше времени? Этот момент наступает тогда, когда взрослые видят, что малыш не умеет вообще сосредотачиваться на нескольких объектах. Ребенок постоянно отвлекается, ему трудно собраться и усидеть на месте. О недостатке внимательности говорит и неспособность сконцентрироваться на определенном объекте или деятельности. О невнимательности говорит и плохая переключаемость с одного рода увлечения на другой. Вопросы возникают и тогда, когда ребенок не может выполнять несколько видов деятельности одновременно, не может сосредоточиться по требованию взрослого человека и рассеян.

Есть такое понятие, как «кризис внимания». Оно подразумевает под собой способность ребенка воспринимать устную речь не полностью, а частями, через определенный период времени. Как правило, ребенок сосредоточен только первые 15 минут. Затем детский мозг отключается на 2-3 минуты. Следующая партия информации воспринимается уже на протяжении 12 минут, то есть на три минуты меньше, потом наступает очередной «кризис внимания». Далее идет третий «кризис», завершающий. Через десять минут мозг ребенка полностью перестает воспринимать устную речь. Он чувствует усталость и сонливость.

Во время занятий следует учесть данную особенность некоторых детей, и в моменты, когда мозг перестает воспринимать информацию, ребенка следует переключить на другую деятельность. Устроить физкультминутку, пошутить, помочь малышу снять напряжение и расслабиться.

Этапы развития внимания

К развитию внимания ребенка-дошкольника существует свой особый подход. Занятия должны проходить в комфортной обстановке. Ребенку лучше рассказать содержание предстоящих упражнений. Малыш должен иметь позитивный настрой и настроиться на доверительное общение.

Развитие внимания у ребенка проходит в несколько этапов:

  • В первый год жизни у малышей развито только непроизвольное внимание.
  • На втором году кроха начинает интенсивнее изучать внешний мир, исследует все вокруг. Именно в этот период жизни закладываются первые зачатки произвольного внимания.
  • С третьего года жизни дети способны следовать несложным инструкциям. Ищут глазами нужный им предмет.
  • На четвертый и пятый год жизни ребенок способен действовать по словесной инструкции. Может целенаправленно искать предмет. Умеет анализировать свойства объекта. Устанавливать его связь с окружающим миром.
  • В пять-шесть лет ребенок начинает совершенствовать свои желания. Для их исполнения он вырабатывает определенные инструкции.
  • В семилетнем возрасте волевое желание формируется полностью. Объем информации, способность концентрироваться и устойчивость внимания будут меняться, совершенствоваться по мере взросления.

При развитии внимания ребенка-дошкольника следует воспользоваться специальными играми и упражнениями, которые направлены на совершенствование данной области психики человека. Чтобы ребенку не надоедали занятия, физические и умственные упражнения должны чередоваться.

Особенности развития внимания у детей состоят в том, что ребенок в данный период жизни становится послушным. С удовольствием учится и изучает внешний мир. Стремится к самостоятельности. Таким детям нужно позволять делать что-то самим. Учить доводить дело до конца. Позволить малышу высказывать свои желания и мысли. В этот момент важно помочь малышу создать свой мир на бумаге или с помощью конструктора. Таким образом ребенок учится правильно реагировать, сопереживать и понимать людей.

Развитие произвольного внимания старших дошкольников состоит в возможности участвовать в сюжетно-ролевых играх. Это могут быть сцены из различных сказок. Игры в больницу, магазин или войну. Главное, помочь малышу составить план действий, распределить роли в игре. Научить правильно общаться. Именно в таких играх малыш учится концентрировать свое внимание.

При создании математических занятий для детей следует учесть, что дошкольник уже знаком с простыми геометрическими фигурами, способен расставить цифры до десяти в нужном порядке, умеет отличать большой предмет от маленького и сравнивать количество предметов.

Логические занятия должны учить сосредотачиваться на определенном объекте. Это может быть поиск отличий между двумя картинками, собирание несложного пазла или конструктора по образцу. Можно предложить малышу обобщить предметы по схожим характеристикам, пересказать сказку, перечислить название городов и стран, охарактеризовать определенный фрукт или овощ. Главное, чтобы занятие было интересное и смогло на 10 минут увлечь ребенка.

Развитие внимания дошкольника: игры и упражнения

Каждый возраст ребенка имеет свои нюансы. При развитии внимания у старших дошкольников следует учесть, что дети в этом возрасте хорошо разговаривают и умеют строить предложения. Чувствуют интонацию, воспринимают музыку, воспроизводят различные движения, а также с удовольствием лепят, рисуют, клеят, делают поделки, помогают в работе по дому.

При развитии внимания у дошкольников должны задействоваться и подвижные игры. Полезна утренняя гимнастика, «вышибалы» и другие игры с мячом. Они учат концентрироваться сразу на нескольких раздражителях.

Активные физические упражнения на развитие внимания у старших дошкольников могут быть следующими, это:

  • Подражание. Здесь дети располагаются по кругу. Ведущий находится в центре и говорит определенные слова. Например, при слове «зайчик» дети должны прыгать и т. д.
  • Ухо-нос. Называется определенная часть тела, и дети должны схватиться за упоминаемый орган.
  • Зеваки. Дети идут по кругу. Как только раздастся хлопок, они должны перевернуться, а тот, кто зазевался, выбывает.

Занятия должны проходить спокойно, без чрезмерной активности. Дети не должны толкать друг друга и быстро передвигаться, во избежание ушибов и повреждений.

Упражнение на развитие внимания у дошкольников может происходить и по ниже предложенным схемам:

  • «Что исчезло?» Перед ребенком ставят несколько предметов и дают время на их изучение. Затем просят малыша отвернуться и убирают одну игрушку. Дошколенок должен назвать недостающий предмет.
  • «Найти игрушку». Нужно спрятать игрушку, после чего объяснить, где она находится. И ребенок, опираясь на словесное описание, должен найти спрятанную вещь.
  • «Отличия». Малышу показывают две похожие картинки и просят найти отличия.
  • «Дни недели». В быстром темпе называются дни недели, и при упоминании выходных ребенок должен захлопать в ладоши.
  • Обвести картинку. Следует из точек нарисовать изображение. Малыш должен соединить точки непрерывной линией так, чтобы получился рисунок.

Занятия с детьми на развитие внимания

Развивать внимание дошкольников следует весело. Упражнения должны увлекать и быть приятными для малыша. Интересными для детей могут быть следующие занятия:

  • Задание нарисовать город, дорогу, дом, зайчика и т. д. Если ребенок не любит рисовать, то можно попросить слепить фигурку из пластилина. Некоторые дети с удовольствием клеят или вырезают.
  • Для выполнения этого задания подойдет любой листок из старой книги или газеты. В нем нужно попросить ребенка зачеркнуть определенную букву. Например, букву «а» или «е». Со временем задание можно усложнить, попросив одну букву зачеркнуть, а вторую подчеркнуть.
  • Можно разработать вместе с ребенком для занятия план действий и четко следовать ему. Допустим, у ребенка сначала будет рисование, затем лепка, а потом трудовые поручения по дому.
  • Внимание развивает поиск ошибки в картинках. Например, на ели можно нарисовать яблоки, а на яблоне - шишки.
  • Можно расположить перед ребенком несколько предметов. Затем накрыть их, а ребенок по памяти должен воспроизвести те вещи, что лежали перед ним. Считается, что если дошколенок назовет 6-7 предметов, то это уже хорошо.
  • Расположение предметов. Разложить на столе несколько предметов, ребенок их изучит. Потом следует попросить малыша закрыть глаза. Следует изменить порядок расположения вещей. Ребенок должен воспроизвести по памяти предыдущее расположение предметов.
  • Помогает концентрировать внимание заучивание стиха при включенном звуковом раздражителе. Например, при работающем телевизоре.
  • «Не ошибись». Взрослый произносит набор слов, а ребенок должен при озвучивании определенных предметов хлопать в ладоши. Например, при названии овощей, транспорта или одежды.
  • Хороший результат обучения дает «цифровая» таблица. На листе бумаги располагают в хаотичном порядке цифры от 1 до 10 или 20. Ребенок считает по порядку, указывая на цифры.
  • «Топ-хлоп». При произношении правильных фраз ребенок топает, если услышит неправильную, то хлопает.
  • При прослушивании сказки взрослый стучит несколько раз в молоток. Ребенок должен сосчитать, сколько раз он услышал стук молотка.
  • Ребенок вслед за взрослым повторяет движения. Заранее определяются манипуляции, которые малыш выполнять не должен. Как только малыш повторит запрещенное движение, то он проиграл.

На развитие памяти и внимания дошкольника нужно выделять время, иначе в школе ребенок столкнется с трудностями в освоении новых предметов, не будет усидчивым и с трудом будет поддаваться обучению.

Дыхательные упражнения

Упражнения с контролем за дыханием так же важны для развития внимания дошкольников, как и все остальные. Для чего проводятся подобные упражнения? Прежде всего для того, чтобы наладить ритм дыхания и улучшить функции самоконтроля. Дыхательные упражнения, помогающие развить внимательность, выглядят следующим образом:

  • «Воздушный шар». Для его выполнения нужно расслабить живот. После чего ребенку предлагается произвести вдох и надуть живот, имитируя нахождение шара в животе. Проделать упражнение следует несколько раз.
  • Поочередное вдыхание воздуха. Закрыв правую ноздрю, начинают дышать левой и, наоборот, закрыв левую ноздрю, дышат правой. Это упражнение стимулирует работу полушарий головного мозга.
  • Поочередное вдыхание и выдыхание воздуха через нос. Это упражнение похоже на предыдущее и отличается от него тем, что вдыхать воздух нужно через одну ноздрю, а выдыхать через другую.
  • Вдыхание воздуха с закрытыми и открытыми глазами. При выполнении данного упражнения при вдохе ребенок должен открыть глаза, при выдохе их закрыть. После нескольких повторений вдох производят с закрытыми глазами, выдох с открытыми.

Эти упражнения, как и предыдущие, направлены на развитие произвольного внимания у дошкольников. Главное, выполнять их регулярно, тогда результат не заставит себя ждать.

Правила развития внимательности

Методик, направленных на развитие внимания у дошкольников, множество, а при их освоении действуют несколько одинаковых принципов:

  • Постепенность. Не стоит начинать занятия сразу со сложных упражнений. Здесь хороша постепенность, и стоит придерживаться принципа «от простого к сложному».
  • Запоминание правил. Малыш должен не только следовать словесным требованиям взрослых, но и сам запоминать правила. Держать их в голове, чтобы в дальнейшем он мог самостоятельно выполнить задание, без контроля взрослых людей.
  • Контроль своих действий. Ребенок во время занятий должен следить и контролировать свои действия. Выстраивать алгоритм выполнения задания. Уметь создать последовательность своих шагов в своей голове и озвучивать их вслух. Малыш должен научиться следовать инструкции.
  • Без насилия. К занятиям принуждать ребенка не стоит. Если у малыша нет настроения, то следует позаниматься с ним в другое время. Если какое-то упражнение ребенку не по душе, то следует заменить его на другое. Главное, чтобы занятия малышу нравились.

Развитию внимания, памяти и мышления у дошкольников родители должны уделять много времени. Тогда школа будет доставлять радость ребенку, а учеба даваться легко, а преодоление трудностей при получении знаний не вызовет отрицательных эмоций.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: