Консультация по физкультуре на тему: Консультация для педагогов ДОУ "Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей". Лекция vii

Наталья Уткина

Воспитатель муниципального

дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад №6

комбинированного вида»

Ставропольский край

Ст. Ессентукская

Уткина Наталья Сергеевна

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания. Очень важной, составной частью гармоничной личности является физическое совершенство : крепкое здоровье, ловкость, сила, выносливость.

Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. Одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование современных методов и средств , которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойкими выносливым, обладает высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Для реализации задач и целей здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы в старшей логопедической группе я использовала принципиально новый комплекс оздоровительно-профилактических программ, современные нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей . В процессе работы мною были поставлены главные цели и задачи :

Формировать подгруппы детей на основе состояния их здоровья, темпов физического развития , функционального состояния в соответствии с медицинскими показаниями;

Стремится побудить у каждого ребенка интерес к занятиям или спортивной игре;

Корректировать движения и осанку каждого ребенка, который в этом нуждается, мягко, используя поощрения;

Развивать у детей навыки личной гигиены;

Развивать у детей элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности ;

Поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости» ;

Привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.

В своей работе я широко использовала разнообразные формы работы, традиционные и нетрадиционные физические упражнения , сформировала потребность в движении, развивала двигательную способность и обогащала двигательный опыт детей на примере пеших прогулок, в спортивных играх, турпоходах. Повышала уровень самостоятельности и способности к самоконтролю и самооценке. В течении учебного года развивала нравственно-этнические качества и двигательное творчество.

Для достижения поставленных целей я использовала самые разнообразные формы и методы работы. Я строила их в соответствии с задачами на данный период, основываясь на нескольких основных принципах :

1. Принцип нанесения вреда «Не вреди» .

2. Принцип приоритета действительной заботы о здоровье воспитанников .

3. Принцип триединого представления о здоровье (физическое , психическое, социальное) .

4. Принцип непрерывности и преемственности здоровьесберегающей деятельности.

5. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям воспитанников .

6. Учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной среды обитания, влияющих на здоровье детей .

7. Принцип медико-психологической компетентности воспитателя .

8. Принцип контроля за результатами.

В своей группе я внедряла физкультурно-оздоровительные мероприятия : утреннюю гимнастику на свежем воздухе, занятия аэробикой, оздоровительный бег, дыхательную гимнастику, корригирующие упражнения, профилактику плоскостопия с использованием нестандартного оборудования, профилактику органов зрения (использовала гимнастику для глаз, таблицы, босоножье, точечный массаж, самомассаж, фито-ароматерапию. Занятия ОБЖ, психогимнастику, музыкотерапию, цветотерапию, изотерапию, логоритмику, пальчиковую гимнастику.

Свой педагогический уровень я постоянно повышаю на курсах повышения квалификации. В своей работе я применяла современные технологии : арттерапию (выражение эмоций и чувств связанных переживаниями своих проблем и самого ребенка) и сказкотерапию. Это специальные формы воздействия с миром. Результативностью терапии явилась подтверждение у детей своей индивидуальности, неповторимости и значимости.

В своей работе я использовала оборудование, сделанное своими руками, которые очень эффективно помогали нам в работе по закаливанию детского организма. Это использование таблиц для коррекции зрения; массажные коврики в виде змеек, крокодильчиков; ребристые доски для профилактики плоскостопия; классика в групповой комнате в виде волшебной гусеницы, где дети укрепляют не только двигательную активность, но и закрепляют прямой и обратный счет по математики. Проводила разнообразные конкурсы на лучшую сшитую руками родителей и детей аромоигрушку с лечебными травами, которые использовали с детьми во время дневного сна. Совместно с психологом я проводила сеансы аэрофитотерапии для расслабления организма, успокоения нервной системы, повышения работоспособности. Два раза в неделю, в тесном контакте со старшей медсестрой, я готовила детям фиточаи. Так же в течение года я использовала аромомедальоны с чесноком – особенно в период профилактики гриппа.

С детьми мы ежегодно создаем в группе огород на окне. Выращиваем зелень, лук, помидоры, огурцы, лимоны. Дети с удовольствием употребляют в пищу выращенные своим трудом витамины.

Помимо воспитательного значения , посильный труд оказывает и оздоровительное влияние : улучшает деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы, повышает обменные процессы, укрепляет костно-мышечную систему, повышается выносливость, работоспособность, совершенствуется координация движений, появляются новые условнорефлекторные связи. Трудовое обучение и общественное полезный труд предоставляют хорошую возможность привития детям гигиенических навыков.

С огромным удовольствием дети принимали участие в проведении различных видов массажа (точечный, игровой, пальчиковый) например : «Вылепи свое лицо» или «Гимнастика маленьких волшебников» . В сочетании с дыхательной гимнастикой я проводила психогимнастику «Ракушка» - где дети слушали шум моря. Релаксацию, музыкотерапию я применяю во всех видах деятельности : во время обеда, при дневном сне, на прогулках. С этой целью я использовала подбор кассет с записью морского прибоя, пения птиц, журчание ручья. Имеющиеся технические средства в группе позволяют применять этот метод систематически.

В моей группе дети любят активно, как работать, так и отдыхать. Проведение различных праздников, дней здоровья, игр и забав, закаливающих мероприятий, водных процедур, воздушных ванн – все это позволяет оценить результат работы по здоровьесбережению и физическому состоянию детей .

В своей программе «Здоровье» П. П. Болдурчиди предложил интересную систему обучения правильному дыханию с использованием дыхательных упражнений. В своей группе я внедрила и использовала все элементы этих упражнений. На сочетании элементов дыхательной гимнастики со звуковой полностью построено содержание соответствующей работы. С этой целью я использовала такие упражнения как : «Лошадка» , «Ворона» , «Зевота» , «Смех» и др.

Подобное сочетание способствует развитию осмысленной моторики при дыхании, а также развитию правильной осанки, как фактора полноценного дыхания. Поскольку прямая вертикальная поза не является у человека наследственно-фиксированной, возникает задача ее формирования, через особую систему прижизненно складывающихся движений и действий. В своей группе я старалась прослеживать и формировать естественную тенденцию развития осанки. Эта работа требовала длительного времени и постоянного контроля. В работе я старалась использовать специальные упражнения для коррекции и формирования осанки «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений, «Скульптор и глина» (ребенок создает скульптуру из глины, самостоятельное придумывание контрольных поз-перевертышей «Собака на заборе» , «Кошка в мышиной норе» , «Пассажир в чемодане» и др. Значительную часть времени дети проводят дома, поэтому я рекомендовала родителям следить за походкой детей , позой во время сна, создавать детям надлежащие условия : рабочая мебель и постель должна соответствовать гигиеническим требованиям.

Для реализации задач здорового образа жизни и всей системы учебно-воспитательной работы в нашем детском саду и в моей группе возможно только в тесном контакте и сотрудничестве родителей и педагогов.

Представление у детей и их родителей о здоровом образе жизни, должны формироваться с самого раннего детства их ребенка. Приходя в детский сад, родители сразу сталкиваются с проблемой сохранения здоровья ребенка и его полноценного развития. Большая ответственность за здоровье подрастающего поколения ложится на меня как на воспитателя . Моя задача состояла в том, чтобы как можно больше семей привлечь к созданию предметно-развивающей среды дома и в группе, целенаправленное вовлечение всех детей и родителей , демонстрировала в спортивные мероприятия «Папа, мама, я спортивная семья» , детям театр – где пропагандировала здоровый образ жизни. На родительских собраниях проводила анкетирование по ОБЖ, ПДД, ЗОЖ; беседы за круглым столом на тему : «Нетрадиционные методы по оздоровлению детей » .

Постоянно в консультациях для родителей я рекомендовала темы по здоровьесберегающим технологиям на тему :

«Что может носовой платок»

«Режим и личная гигиена детей »

«Один дома»

«Здоровье без лекарств»

«Врачебно-педагогический контроль на занятиях физической культуры »

Вместе с родителями на родительских собраниях проводили дискуссии на тему : «Один дома» , «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» . Рассматривали типичные опасные ситуации с незнакомыми людьми. Как вести себя ребенку, если он остался один дома. Полученные от меня консультации родители применяли по отношению к своим детям, успешно, результативно.

Постоянно проводила конкурсы на лучшую игрушку, сделанную совместно родителями с детьми. Вместе с родителями посещали районную библиотеку, музей, мемориал Вечной Славы.

На результат моей работы с детьми повлиял, тесны контакт с узкими специалистами нашего ДОУ : заведующей детского сада, старшим воспитателем , психологом, старшей медсестрой.

К числу задач здорового образа жизни относится и рациональное питание, которое чрезвычайно важно для растущего, постоянно меняющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности, повышению защитных сил организма, направленных против инфекции. Рацион питания детей насыщен овощами и фруктами.

Первый и самый важный навык : ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть : белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода.

У детей выработаны определенные знания и стойкие навыки по гигиене питания.

Дети владеют хорошими знаниями к школе.

Любят участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в нашей группе.

Результаты диагностики показывают высокий уровень знаний и умений полученных в течение посещения группы. Расширяя знания детей в области искусства , совместно с родителями, мы выезжали в театр и балет «Щелкунчик» , «Спящая красавица» , где дети получили массу удовольствия от красивых костюмов, изумительной музыки Чайковского.

Дети умеют играть во все виды игр : подвижные, сюжетно-ролевые и т. д. У детей сформировалось умение согласовывать свои действия с возможностями. Дети очень активны и любят все занятия в особенности по физической культуре , ОБЖ. Знают много произведений о спорте.

У детей сформировались представления о правдивости и справедливости. Воспитаны в детях такие качества, как выражение своего отношения к своим поступкам и поступкам сверстников.

Результатами моей работы является :

1. У детей развиты навыки личной гигиены;

2. Дошкольники имеют элементарные представления о полезности и целесообразности физической активности ;

3. У дошкольников развит интерес к занятиям, спортивным играм, согласно их индивидуальной склонностей способностей;

4. На высоком уровне ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости ребенка через различные формы работы;

5. Создана предметно-развивающая среда способствующая воспитанию ценностей здорового образа жизни;

6. 100% посещение группы.

Делаем зарядку

Каждый день по утрам

Делаем зарядку,

Очень нравится нам

Делать по порядку.

Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкой всегда

Будем заниматься.

Пусть не всё хорошо

Может получиться,

Не печалься, дружок,

Надо научиться.


  • Яркина Татьяна Николаевна

Ключевые слова

ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS / ПОДХОД / APPROACH / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / STANDARDIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Яркина Татьяна Николаевна

Обосновываются актуальные подходы к физическому развитию и воспитанию детей в связи с происходящими в дошкольном образовании изменениями, обусловленными введением Федерального государственного образовательного стандарта. Кратко представлена характеристика выделенных подходов , раскрыта их значимость применительно к физическому развитию дошкольников. Правильно организованное физическое воспитание чрезвычайно важно для полноценного развития растущего детского организма, следовательно, необходимы определенные подходы к осуществлению данного процесса. Такими подходами , по мнению автора, являются деятельностный, интегративный, индивидуальный, личностный, компетентностный, аксиологический и оптимизационный. Комплексное применение этих подходов позволит эффективно решать задачи физического развития дошкольников, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, например охрана и укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни, развитие физических качеств и основных видов движений детей.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Яркина Татьяна Николаевна,

  • Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта в области физического развития детей дошкольного возраста

    2016 / Щербак Александр Павлович, Смирнов Евгений Анатольевич
  • Системные основания физкультурного образования дошкольников

    2017 / Коровин Сергей Семенович, Макаренко Виктор Григорьевич
  • 2016 / Рябова Екатерина Ивановна
  • Реализация принципа интеграции образовательных областей в дошкольных образовательных учреждениях, в рамках выполнения федерального государственного образовательного стандарта, на примере физической культуры

    2015 / Гамирова Эльза Ильхамовна, Коновалов Игорь Евгеньевич
  • Взаимосвязь физического развития и физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

    2018 / Шарикало Н.А.

APPROACHES TO PHYSICAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION

The article gives proof of the actual approaches to the physical development and education of children connected with the changes taking place in the preschool education. These changes are caused by the introduction of the federal state educational standard. Presents the brief characteristic of the selected approaches, reveals their importance in regard to the physical development of preschoolers. Properly organized physical education is extremely important for the full development of a growing child"s body; therefore, specific approaches to the implementation of the process are required. These approaches, according to the author, are the activity, integrative, individual, personal, competence-based, axiological and optimization approaches. Integrated application of these approaches will effectively solve the problems of the physical development of preschool children determined by the federal state educational standard of preschool education , for example, health protection and promotion, formation of the bases of a healthy lifestyle, development of physical qualities and main types of movements of children.

Текст научной работы на тему «Подходы к физическому развитию и воспитанию дошкольников в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Т. Н. Яркина

ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновываются актуальные подходы к физическому развитию и воспитанию детей в связи с происходящими в дошкольном образовании изменениями, обусловленными введением Федерального государственного образовательного стандарта. Кратко представлена характеристика выделенных подходов, раскрыта их значимость приме -нительно к физическому развитию дошкольников.

Правильно организованное физическое воспитание чрезвычайно важно для полноценного развития растущего детского организма, следовательно, необходимы определенные подходы к осуществлению данного процесса. Такими подходами, по мнению автора, являются деятельностный, интегративный, индивидуальный, личностный, компетентностный, аксиологический и оптимизационный. Комплексное применение этих подходов позволит эффективно решать задачи физического развития дошкольников, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, например охрана и укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни, развитие физических качеств и основных видов движений детей.

Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, физическое развитие, физическое воспитание дошкольников, подход, стандартизация образования.

В настоящее время в дошкольном образовании происходят серьезные изменения, связанные с обеспечением его соответствия требованиям XXI в., экономическим и социальным запросам развития страны, потребностям государства, общества и личности.

Актуализируются задачи обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования, достижения нового современного качества дошкольного образования, повышения престижа педагогической профессии и профессиональной компетентности педагогов дошкольного профиля, усиления их государственной и общественной поддержки.

Введение в действие федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации обусловило значимые изменения в системе дошкольного образования:

Признание дошкольного образования первым (но не обязательным) уровнем системы общего образования;

Утверждение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования с одновременной отменой федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы (ООП) дошкольного образования;

Введение обязательной экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования;

Принятие профессионального стандарта педагога и др.

Все это подчеркивает серьезность всех тех изменений в сфере дошкольного образования, которые осуществляются сегодня.

Безусловно, прежде всего ФГОС задает новые векторы развития дошкольного образования и определяет критерии его эффективности.

ФГОС дошкольного образования утверждает основные, специфические для дошкольного детства принципы :

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

Амплификация детского развития;

Индивидуализация дошкольного образования;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом (полноценным участником) образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Партнерство с семьей;

Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Формирование познавательных интересов и действий ребенка в разных видах деятельности и др.

Стандартизация дошкольного образования позволяет обеспечить каждому ребенку тот равный старт, который позволит ему успешно обучаться в школе.

Из обозначенных стандартом образовательных областей особое внимание хотелось бы обратить на «Физическое развитие». Значимость физического развития для периода дошкольного детства раскрывается в работах многих ученых (П. Ф. Лесгафт, В. Г. Алямов-ская, С. О. Филиппова, Э. Я. Степаненкова, Т. И. Осокина и др.). Полноценное физическое развитие, разнообразная двигательная деятельность способствуют не только укреплению и сохранению здоровья детей, но и создают благоприятные условия для развития всех познавательных процессов и субъектной позиции ребенка, открывают возможности для позитивной социализации, личностного становления, формирования инициативы и творческих способностей, в том числе и в двигательной сфере. В настоящее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости повышения значимости и массовости физической культуры как составляющей здорового образа жизни .

Если рассматривать стандарт через призму физического развития, то можно отметить следующие задачи:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира;

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек);

Приобретение опыта в двигательной деятельности (основных движениях, спортивных упражнениях, подвижных играх).

В данной статье предпринята попытка теоретического обоснования и рассмотрения научно-методологических подходов к физическому развитию и воспитанию детей в дошкольной организации.

Изменения, происходящие в дошкольном образовании, как отмечает А. Ю. Тихонова, инициируют поиск новых педагогических подходов, которые были бы ориентированы на

применение новых форм организации образовательного процесса и новых технологий обучения, воспитания .

Мы полагаем, что решение обозначенных ранее задач физического развития и воспитания дошкольников актуализирует следующие подходы, определяющие методологические основания построения образовательного процесса.

Деятельностный подход. Работа по оздоровлению и физическому воспитанию должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой. Двига-тельно-игровая деятельность - это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения дошкольников (Л. В. Трубайчук). Основная идея деятельностного подхода связана с деятельностью ребенка как средством становления и развития его субъектности.

Дошкольный возраст - фундамент двигательного развития человека, так как идет активное становление жизненно важных систем и функций организма, овладение основными движениями, развитие психофизических качеств. Данный процесс будет эффективным при условии личной включенности ребенка, проявления у него позиции субъекта своей двигательной деятельности.

Деятельностный подход предполагает активное включение ребенка в различные виды двигательной деятельности, воспитание самостоятельности и инициативы, формирование рефлексии собственного двигательного поведения. Роль взрослого прежде всего заключается в создании условий для свободного выбора детьми видов двигательной деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Деятельностный подход направлен на создание экспериментальной модели жизненных ситуаций личностного выбора в совместной деятельности детей. Смена позиции в процессе совместной деятельности предоставляет ребенку возможность освоения различных моделей поведения в зависимости от ситуации и «упражняет» его в таком поведении по отношению к значимому другому, как будто этим другим является он сам (А. Ю. Тихонова).

Реализация деятельностного подхода, как одного из ведущих в контексте рассматриваемого вопроса, основывается на следующих принципах:

Учет ведущих видов деятельности;

Учет сензитивных периодов развития ребенка;

Обогащение, углубление (амплификация) детского развития;

Результативность каждого вида двигательной деятельности;

Высокая мотивированность любых видов двигательной деятельности;

Сотрудничество со взрослыми при организации разных видов двигательной деятельности и управлении ими;

Обязательная рефлексия двигательной деятельности.

Относительно последнего принципа стоит отметить, что развитие телесной рефлексии ребенка является одной из важнейших образовательных задач физического воспитания. К старшему дошкольному возрасту необходимо научить ребенка осознавать мотивы своих действий: чего хочу, почему хочу, зачем хочу совершить то или иное действие, в чем его ценность для меня и окружающего мира. Это помогает ребенку перейти к мотиву - цели, на основе чего и разворачивается его двигательная деятельность, которая обеспечивает ему жизненное пространство, где он приобретает двигательный опыт и основы физической культуры, сохраняющие его целостность и самобытность. Ребенок становится в активную позицию выбора двигательной деятельности, необходимой для своего физического совершенствования. В ходе выполнения двигательной деятельности ребенок учится контролировать себя, свои действия; к старшему дошкольному возрасту к него формируется произвольность движений и саморегуляция деятельности. Для эффективного осуществления

двигательной деятельности ребенку необходимо умение оценивать свои движения, достигнутые результаты. В старшем дошкольном возрасте ребенок может оценить процесс организации и реализации своей двигательной активности, также свои движения с позиции качества - точности, ритмичности, красоты, выразительности, целесообразности. Именно двигательная деятельность является выражением индивидуальной, жизненно необходимой, двигательной потребности ребенка, состояния его здоровья, сущностных отношений с окружающей действительностью, миром природы и людей.

Интегративный подход - один из ключевых в современном дошкольном образовании. Согласно ему важно не просто проводить занятия физическими упражнениями, а создавать единый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. Благодаря этому каждый ребенок получит представление о здоровье человека как главной ценности, необходимой ему для полноценной жизни .

Интегративный подход отвечает одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть не большим, но емким. Специфика детской психики - глобальность, недифференцированность, неопределенность, неустойчивость (Н. Н. Поддъяков) - определяет основной закон развития в дошкольном возрасте - доминирование процессов интеграции. Интегративное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, интегрированное занятие представляет собой объединение нескольких видов деятельности.

Современное интегрированное занятие, по утверждению Н. Г. Лаврентьевой, направлено на создание педагогом условий для проявления каждым ребенком активности, инициативы и творчества, самостоятельности, обеспечение свободы выбора . Содержание такого занятия проектируется совместно с детьми в соответствии с накопленным опытом, в том числе и двигательным.

В ходе интегрированных физкультурных занятий выполнение детьми движений гармонично сочетается с заданиями познавательного, коммуникативного, речевого характера. Интегрированные физкультурные занятия отличают следующие особенности:

Специфика дидактического материала, содержание занятий - развитие основных видов движений, физических качеств и познавательных действий (мыслительных, перцептивных, мнемических);

Гармоничное сочетание развивающих и образовательных задач;

Нетрадиционная форма проведения (экскурсия, путешествие, например «Путешествие на необитаемый остров», «Путешествие в страну Спортландию», олимпиада, например «Олимпийцы среди нас» и др.);

Четкость, комплексность заданий и видов деятельности;

Использование разнообразного дидактического и методического материала, атрибутов, а также нестандартного оборудования.

Собственно, реализация интегративного подхода в физическом воспитании позволяет повысить мотивацию детей к разным видам деятельности, совершенствует их двигательные умения и навыки, координацию, препятствует перенапряжению и оптимизирует процессы познания дошкольников.

Индивидуальный подход. Важнейшая задача стандарта - поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. Стандарт определяет основные критерии развития ребенка - его социализацию и индивидуализацию. Во ФГОС особый акцент сделан на создание системы условий для индивидуализации и социализации детей как «программы минимум» и их развития как «программы максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие создания развивающей образовательной среды .

В физическом развитии и воспитании дошкольников индивидуализация определяется следующими факторами:

Состоянием здоровья детей (на основе группы здоровья определяется физическая нагрузка, характер закаливающих процедур, оптимальные виды двигательной деятельности);

Характером двигательной активности (объем, интенсивность и содержание двигательной деятельности у детей различна, в связи с этим выделяются дети с высоким уровнем двигательной активности, средним, малоподвижные);

Уровнем физического развития и физической подготовленности (антропометрические показатели, уровень развития физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и т. д.);

Уровнем двигательного развития (степень овладения детьми основными видами движений: ходьбой, бегом, прыжками и др.);

Половой принадлежностью ребенка (тип полового поведения) ;

Типом конституции ребенка: астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный .

Учет вышеназванных особенностей в организации физкультурно-оздоровительной деятельности необходим, поскольку определяет выбор оптимальных форм и методов оздоровления детей, обеспечивает адекватную оценку их физического и двигательного развития, что в свою очередь способствует поддержанию и развитию детской индивидуальности.

Тесно связан с вышеназванным подходом личностный (личностно ориентированный), поддерживающий одну из ключевых позиций стандарта - поощрение инициативы ребенка. А. Ю. Тихонова применительно к современному дошкольному образованию выделяет индивидуально-личностный подход, который характеризуется ориентированностью личности на самопознание и самоопределение, реализацию индивидуальных потребностей в соответствии с социальными и общекультурными нормами .

Личностный подход изменяет позицию взрослого, который выступает посредником, помощником в воплощении детской инициативы и проявлении самостоятельности в разных видах деятельности. Двигательная деятельность предоставляет широкие возможности для проявления личностных особенностей детей, раскрытия творческого потенциала в двигательной сфере благодаря разнообразию видов двигательной активности, непринужденности и раскрепощенности детей в движениях, мышечному удовольствию и радости. Ребенок получает возможность проверить свои физические силы, быть успешным и признанным (в подвижных играх, эстафетах и др.), преодолеть имеющиеся страхи и неуверенность при выполнении движений.

Безусловно, все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой не только для формирования последующих двигательных навыков, но и для личностного развития - когнитивного, социального, эмоционального.

Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетенции являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую, школьную жизнь.

Следует отметить, что компетентностный подход прежде всего рассматривается применительно к взрослым участникам образовательного процесса (педагогам, родителям), так как ориентирован на развитие и проявление компетентности. В отношении дошкольников, мы полагаем, целесообразнее говорить о становлении начальных ключевых компетенций, которые рассматриваются как некоторые внутренние потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, система ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как активных, деятельностных проявлениях .

В дошкольном возрасте идет процесс становления здоровьесберегающих компетенций, которые к завершению периода дошкольного детства проявляются в виде интегративных качеств дошкольника. Характеристику интегративных качеств дошкольников в области физического развития, опираясь на стандарт дошкольного образования, мы видим в следующем:

Физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры;

Владеет необходимыми умениями и навыками основных видов движений, способен контролировать свои движения и управлять ими, демонстрирует освоенную культуру движений в разных видах детской деятельности;

Проявляет инициативу и самостоятельность в организации собственной двигательной деятельности и двигательной деятельности сверстников, в том числе подвижных игр, анализирует их результаты;

Обладает воображением и проявляет творчество в двигательной деятельности (при выполнении упражнений и в играх), активно использует двигательный опыт в новых обстоятельствах;

Эмоционально отзывчив: испытывает положительные эмоции, чувство мышечной радости и состояние эмоционального комфорта от двигательной деятельности (собственной, сверстников, взрослых), ее успешных результатов, радуется спортивным победам, переживает спортивные поражения;

Активен, проявляет любознательность в двигательной сфере, свободно и вариативно использует основные движения в самостоятельной деятельности, интегрирует движения с разными видами детской деятельности;

Стремится проявлять максимальные физические возможности при выполнении упражнений, в подвижных играх, оценивает их выполнение, общий результат, владеет элементарной рефлексией двигательной деятельности.

Формирование начальных ключевых здоровьесберегающих компетенций дошкольников - одна из перспективных задач дошкольного образования, которую, по нашему убеждению, эффективно могут решать только высокопрофессиональные педагоги в сотрудничестве с родителями. В связи с этим возникает вопрос о развитии и совершенствовании профессиональной компетентности педагогов дошкольного профиля. Профессиональная компетентность в сфере здоровьесбережения рассматривается нами как система компетенций, интегральная характеристика личности педагога, проявляемая в способности профессионально решать проблемы и задачи, связанные с организацией и осуществлением физкультурно-оздоровительной деятельности, антиципации результатов и последствий своей деятельности и ответственность за них . В данном контексте к профессиональной компетентности педагога предъявляются особые требования, так как он несет ответственность за жизнь и здоровье детей, имеет дело с неокрепшим растущим детским организмом, неверное и неадекватное воздействие на который может привести к травмам и нанести ущерб здоровью. В профессиональном стандарте актуализируется необходимость знания педагогом теоретических основ физического развития, умений применять методы физического развития детей в соответствии с образовательной программой дошкольной организации, способностей формировать культуру здорового и безопасного образа жизни .

Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения, образования в целом.

В основу современной государственной политики РФ в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической цен-

ностью выступает ребенок, его жизнь и здоровье. Признание самоценности личности ребенка, его права на развитие и проявление индивидуальных способностей, создание условий для его творческой самореализации, в том числе и через движения, диктуется основными положениями ФГОС дошкольного образования.

В контексте данного подхода здоровье рассматривается как профессиональная ценность, а это определяет необходимость формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей). Ценностное отношение подразумевает осознание важности здоровья для всей жизнедеятельности человека и восприятие его как исключительной ценности, отказ от вредных привычек, внутренняя мотивация к ведению здорового образа жизни, активность в способах сохранения и укрепления здоровья.

Оптимизационный подход. Оптимизация предполагает выбор наилучшего варианта из возможных, наиболее соответствующего определенным условиям и задачам. Оптимизировать физическое развитие и воспитание дошкольников - значит определить, выбрать или сконструировать такую систему мер, условий и воздействий, которые, будучи примененными в конкретной дошкольной организации, так преобразовали бы всю систему физкультурно-оздоровительной деятельности, чтобы достигались не любые, а лучшие, чем прежде, максимально возможные конечные результаты. Стандарт дошкольного образования в этом смысле открывает для педагогов такие возможности.

В таблице представлена характеристика описанных выше подходов применительно к физическому развитию и воспитанию дошкольников.

Характеристика подходов к физическому развитию и воспитанию детей

Подход Целевая ориентация Содержание Характер взаимодействия субъектов Результаты

« Формирование знаний Освоение основных Ребенок - субъект Сформированные

в области физической видов движений, двигательной деятель- навыки основных

и н о культуры, умений обогащение и накопле- ности, педагог - орга- видов движений,

о К и навыков, обеспечи- ние двигательного низатор, помощник произвольность

Л ч <и вающих успешность опыта с опорой на в решении ребенком двигательной деятель-

практической двига- ведущие виды дея- двигательных задач ности

£ тельной деятельности тельности (предметную, игровую)

Формирование Интеграция различных Объединение усилий Интегративные

целостного представ- видов деятельности: всех специалистов качества личности

ления детей о двига- речевой, познаватель- дошкольной организа- дошкольника: произ-

« тельной деятельности ной, художественно- ции в сотрудничестве вольность движений,

и во взаимосвязи эстетической, кон- с родителями, призна- самостоятельность,

« « с другими видами структивной ние права ребенка на инициативность

деятельности, повы- с движениями самостоятельность в двигательной

<и н шение интереса и выбор деятельности, твор-

£ К и мотивации детей к двигательной деятельности, совершенствование двигательных действий чество

О к о н ч а н и е т а б л и ц ы

Содействие проявлению и развитию индивидуальности ребенка в физическом аспекте и двигательной сфере

Индивидуализация задач, средств, форм и методов физического развития и воспитания детей, индивидуализация двигательных заданий в групповых, фронтальных формах

Индивидуальное взаимодействие педагога с ребенком, родителями, признание и уважение индивидуальности каждого ребенка и его родителей_

Индивидуальный характер двигательной деятельности, проявление ребенком индивидуальных достижений, свойственных его природе

Создание условий для реализации личностного потенциала (возможностей и интересов) каждого ребенка в двигательной сфере

Обеспечение возможности каждому ребенку реализовать себя (свои способности, склонности, двигательные предпочтения), реализация права выбора вида, партнера, оборудования в двигательной деятельности

Адресное, личностно направленное общение взрослого с ребенком, субъект-субъектное взаимодействие, основанное на равноправном сотрудничестве, взаимопонимании и уважении

Личностные достижения детей: личностный смысл двигательной деятельности, лич-ностно значимый двигательный опыт, рефлексия, ориентация на саморазвитие

и н о о и н и

Содействие становлению начальных ключевых здоровье-сберегающих компетенций

Становление начальных компетенций здоровьесбережения, выступающих в дальнейшем основой здорового образа жизни, личностная направленность физкультурного образования, обеспечение активности детей

Личностное субъект-субъектное взаимодействие взрослых и детей, создание педагогом проблемных ситуаций и ситуаций выбора оптимального двигательного поведения, включение детей и родителей в проектную деятельность

Сформированные интегративные качества дошкольника - физически развитый: гармоничный, инициативный, готовый самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием здоровья; профессиональная компетентность педагогов и родителей в сфере здоровьесбере-жения детей

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Присвоение общечеловеческих ценностей -ценности жизни, здоровья; мотивирование детей на овладение основами здорового образа жизни (ЗОЖ)

Признание безусловной ценности личности каждого ребенка, его жизни и здоровья, позитивное взаимодействие с ребенком, основанное на уважении

Положительное отношение к двигательной деятельности, ценностное отношение к здоровью, мотивация всех участников образовательного процесса на ЗОЖ

Преобразование системы физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО)

Определение, выбор или конструирование наиболее оптимальной системы мер, условий и воздействий исходя из возможностей конкретной дошкольной организации

Интеграция усилий всех специалистов дошкольной организации в сотрудничестве с родителями

Достижение максимально возможных результатов (оптимальных для детей конкретной ДОО): снижение заболеваемости, улучшение показателей физической подготовленности и двигательного развития

Итак, введение ФГОС дошкольного образования изменяет отношение к дошкольному детству, определяя его как самоценный и очень значимый период жизнедеятельности человека, в котором заложены значительные образовательные возможности. Принятый ФГОС ориентирован на достижение нового качества дошкольного образования, в том числе и в области физической культуры дошкольников.

На наш взгляд, комплексное применение охарактеризованных подходов обеспечит возможность профессионального и оперативного решения задач, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, всеми участниками образовательного процесса в части задач физического развития и воспитания дошкольников.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Проект // Дошкольное воспитание. 2013. № 9. С. 8-22.

2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155. URL: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

3. Ревякина В. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 127-130.

4. Тихонова А. Ю. Научно-методологические основы современного дошкольного образования // Актуальные вопросы дошкольного образования: материалы науч. конф. (г. Ульяновск, май 2011 г.). Ульяновск: УИПКиПРО, 2011. С. 5-9.

5. Лебедева С. А. Интегрированный подход в физическом воспитании дошкольников // Дошкольное физическое воспитание: материалы II Всерос. науч. конф. (г. Липецк, 2009 г.). Липецк: ЛГПУ, 2009. С. 65-69.

6. Лаврентьева Н. Г. Интеграция в педагогическом процессе дошкольного учреждения: традиции и современность // Интеграция образования. 2013. № 3. С. 61-64.

7. Бережнова О. В. ФГОС дошкольного образования: основные положения // Управление ДОУ. 2014. № 5. С. 32-40.

8. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 96 с.

9. Филиппова С. О., Петренкина Н. А. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7361 (дата обращения: 16.01.2015).

10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 12-24.

11. Яркина Т. Н. Развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере здоровьесбережения дошкольников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2. С. 51-57.

12. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129

Яркина Т. Н., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 30.12.2014. T. N. Yarkina

APPROACHES TO PHYSICAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION

The article gives proof of the actual approaches to the physical development and education of children connected with the changes taking place in the preschool education. These

changes are caused by the introduction of the federal state educational standard. Presents the brief characteristic of the selected approaches, reveals their importance in regard to the physical development of preschoolers.

Properly organized physical education is extremely important for the full development of a growing child"s body; therefore, specific approaches to the implementation of the process are required. These approaches, according to the author, are the activity, integrative, individual, personal, competence-based, axiological and optimization approaches. Integrated application of these approaches will effectively solve the problems of the physical development of preschool children determined by the federal state educational standard of preschool education, for example, health protection and promotion, formation of the bases of a healthy lifestyle, development of physical qualities and main types of movements of children.

Key words: federal state educational standard of preschool education, physical development, physical education ofpreschoolers, approach, standardization of education.

1. Federal"nyy gosudarstvennyy obrazovatel"nyy standart. Proekt . Doshkol"noe vospitanie - Preschool education, 2013, no. 9, pp. 8-22 (in Russian).

2. Ob utverzhdenii federal"nogo gosudarstvennogo obrazovatel"nogo standarta doshkol"nogo obrazovaniya: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155 . URL: http:// www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (in Russian).

3. Revyakina V. I. Ozdorovitel"nyy podkhod k organizatsii fizicheskoy kul"tury v shkole . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 127-130 (in Russian).

4. Tihonova A. Yu. Nauchno-metodologicheskie osnovy sovremennogo doshkol"nogo obrazovaniya . Materialy nauchnoy konferentsii "Aktual"nye voprosy doshkol"nogo obrazovaniya" (g. Ul"yanovsk, may 2011 g.). Ulyanovsk, UIPKiPRO Publ., 2011. Pp. 5-9 (in Russian).

5. Lebedeva S. A. Integrirovannyy podkhod v fizicheskom vospitanii doshkol"nikov . Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Doshkol"noe fizicheskoe vospitanie" (g. Lipetsk, 2009 g.). Lipetsk, LGPU Publ., 2009. Pp. 65-69 (in Russian).

6. Lavrent"eva N. G. Integratsiya v pedagogicheskom protsesse doshkol"nogo uchrezhdeniya: traditsii i sovremennost" . Integratsiya obrazovaniya - Integration of education, 2013, no. 3, pp. 61-64 (in Russian).

7. Berezhnova O. V. FGOS doshkol"nogo obrazovaniya: osnovnye polozheniya . Upravlenie DOU - Preschool management, 2014, no. 5, pp. 32-40 (in Russian).

8. Filippova S. O. Mir dvizheniy mal"chikov i devochek . St. Petersburg, DETSTVO-PRESS Publ., 2001. 96 p. (in Russian).

9. Filippova S. O., Petrenkina N. A. Sovremennye podkhody k otsenke fizicheskogo sostoyaniya doshkol"nikov . Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2012, no. 6. URL: http://www.science-education.ru/106-7361/ (accessed 16 January 2015) (in Russian).

10. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul"tata obrazovaniya . Vysshee obrazovanie segodnya - Higher education today, 2003, no. 5, pp. 12-24 (in Russian).

11. Yarkina T. N. Razvitie professional"noy kompetentnosti budushchikh pedagogov v sfere zdorov"esberezheniya doshkol"nikov . Nauchno-peda-gogicheskoe obozrenie - Pedagogical Review, 2014, no. 2 (4), pp. 51-57 (in Russian).

12. Ob utverzhdenii professional"nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel"nost" v sfere doshkol"nogo, nachal"nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel", uchitel")": Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544 n . URL: http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

Штанова Елена Викторовна

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА.

Государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области «Муромский дом ребенка специализированный» (ГКУЗ ВО «Муромский дом ребенка»)

Одной из главных задач в педагогической работе с детьми, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия .

На современном этапе требования к физическому воспитанию детей предусматривают решение следующих задач:

Приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны и т.д. ;

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в доме ребенка имеет большое значение, как для сохранения и укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.

Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в работе с детьми являются:

Систематизация медицинских оздоровительных технологий, применяемых в учреждении;

Обоснование дифференцированных двигательных режимов с разными функциональными возможностями, состоянием здоровья и ограниченными возможностями;

Создание физкультурно - игровой среды в группах как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.

В соответствии с современными требованиями развиваются и инновационные процессы и технологии по данному направлению:

1.Технологии формирования стремления к здоровому образу жизни:

- Здоровьесберегающие - направлены на сохранение здоровья: технологии диагностики и контроля за состоянием здоровья и физическим развитием; технологии оптимизации педагогического процесса; организация сбалансированного питания; профилактические мероприятия по снятию эмоционального напряжения, уменьшению заболеваемости; организация здоровьесберегающей среды в учреждении;

- Здоровьеукрепляющие - направлены на укрепление и стимулирование здоровья: оптимальный режим двигательной активности: подвижные и спортивные игры в помещении и на улице, физкультминутки и динамические паузы, игры в сухом бассейне, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, оздоровительный бег, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурные праздники и досуги;

- Лечебно-оздоровительные технологии , направленные на компенсацию здоровья детей (массаж, корригирующая упражнения по профилактике плоскостопия, ароматерапия, закаливание, оздоровительное купание в летний период, витаминные и гомеопатические комплексы, физиотерапевтические и лечебные процедуры по назначении врача, психогимнастика и коррекционно-развивающие занятия у психолога, музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия.)

- Здоровьеформирующиетехнологии - направлены на приумножение здоровья детей: физкультурные и оздоровительно-развивающие занятия в традиционной и нетрадиционной форме.

2.Технологии воспитания культуры здоровья воспитанников:

Лексические темы, рассказывающие детям в элементарной форме о строении и функционировании организма человека и различных двигательных возможностях мальчиков и девочек: «Человек: части тела и лица»» ,«Предметы туалета», «Физические упражнения» - значение и предназначение конкретных упражнений и т.д. ;

3. Спортивные игровые технологии: внедрение в работу с детьми элементов спортивных игр - волейбол, футбол, баскетбол, хоккей;

4. Технология проектной деятельности: информационно-познавательные проекты по приобщению к ЗОЖ (лексическая тема «Предметы личной гигиены» и др.) ;

5.Комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в рамках области «Физическая культура» ;

6. Детский фитнес можно рассматривать как инновационную систему физических упражнений, связанную с совершенствованием физического развития и физической подготовленности детей, согласованную с индивидуальным состоянием психофизической сферы: упражнения на фитболе, батуте, занятия на детских тренажерах.

В доме ребенка создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, совершенствованию их физического развития, приобщению к здоровому образу жизни. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Педагоги детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Использование разнообразных форм двигательной деятельно-сти создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ре-бенка.

К формам организации двигательной деятельности ребенка от-носятся:

Физкультурные занятия;

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утрен-няя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, за-каливающие мероприятия;

Самостоятельная двигательная деятельность детей;

Активный отдых: прогулки за пределы учреждения, физкультурный до-суг, физкультурные праздники, дни здоровья.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ. Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя: 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности, либо берется игровой сюжет. Большой интерес у детей вызывает утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий. Она позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений, чередовать физкультурные пособия. На большом эмоциональном подъеме пройдет утренняя гимнастика с элементами спортивных игр (ведение мяча, подбрасывание мяча, ловля, броски в баскетбольное кольцо). В летнее время на прогулке полезно включать оздоровительные пробежки с элементами дыхательной гимнастики, но начинать ее надо с короткой разминки, состоящей из 3-4 упражнений.

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания образовательной деятельности, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.

Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей.

Подвижные и спортивные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры - сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Содержанием подвижных игр, как правило, является познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка.

Физкультурное занятие это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам, а также развития физических качеств. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план- конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно- гигиенических условий, за одеждой детей.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего имитационного характера («Мы в цирке», «Зоопарк». « Мы маленькие спортсмены»). Очень интересны игры-имитации. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Игровые занятия построены на основе разнообразных подвижных игр и игр-эстафет. Занятия тренировочного типа - направлены на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Они включают в себя большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, различных элементов спортивных игр, дифференцированных двигательных заданий, направленных на развитие быстроты, ловкости, силы и выносливости. В нашей группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности: массажные дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики и др. Физкультурные занятия проводятся спортивном зале, оснащенном спортивными комплексами и инвентарем.

В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия обязательно включаются корригирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики последневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (гимнастика игрового характера состоит из 2-3 упражнений; разминка в постели - дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений; дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку.

В нашем учреждении большое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, которые особенно влияют на укрепление здоровья и снижение заболеваемости. Закаливание - это комплекс мероприятий с использованием естественных факторов природы, которые формируют и совершенствуют функциональные системы организма, направляют их на повышение иммунитета: солнечные ванны, контрастные воздушные и водные ванны в летний период на воздухе, купания в летний период, корригирующая гимнастика, ходьба босиком, облегченная одежда детей, мытье рук, лица, шеи прохладной водой, полоскание рта, сон без маек, «дорожки здоровья» , обтирание тела и др.

Помимо организованной деятельности по физической культуре в режиме дня детей значительное место занимает активный отдых. В системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, Дни здоровья, прогулки - экскурсии. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха учитываются климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Профилактическая работа включает в себя:

Облегченную одежду для детей;

Соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;

Соблюдение температурного режима в течение дня;

Соблюдение режима проветривания;

Мытье прохладной водой рук, чистка зубов и полоскание рта;

Правильную организацию прогулки и ее длительность;

Неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (витаминизация блюд, ароматерапия - лук, чеснок) и т.д.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, мы меняем последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Во время прогулки с дошкольниками необходимо проводить игры и физические упражнения. Чтобы время пребывания на свежем воздухе было интересным и максимально полезным для воспитанников, важно рационально использовать прогулочную территорию детского сада. Так, в холодное время года и после совместной деятельности, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных НОД - с наблюдения, спокойных игр и т.д. Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный вид деятельности. Наличие физкультурной площадки в детском саду, эффективное использование оборудования прогулочных участков также способствует оздоровлению детей и развитию их физических качеств.

Во время НОД также проводятся двигательно-оздоровительные моменты: на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических, в имитационных играх, играх с воображаемыми объектами, при выполнении музыкально-ритмических движений, в играх и упражнениях, направленных на сенсомоторное развитие, в специальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся основные движения, жесты, мимика, артикуляция, на занятиях, где требуется правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характера персонажей, эмоциональных состояний, в трудовых и изобразительных видах деятельности, в индивидуальной коррекционной работе.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать педагогическая работа с детьми. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. В процессе ознакомления с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни. При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании. Расширяем представления о ЗОЖ через: сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы «Мойдодыр», «Доктор Айболит» и т.д.

Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива: педагогического и медицинского персонала, специалистов. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

В доме ребенка систематически и планомерно ведется работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском саду проводится отслеживание состояния здоровья детей. Контроль физического развития детей проводится на основе мониторинга физического развития детей, который позволяет не только проанализировать динамику индивидуального развития ребенка, но и проследить обусловленность физического развития и динамику общего процента заболеваемости. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять детей во всех видах основных движений. Медперсонал определяют группу физического развития каждого воспитанника на основе антропометрических данных и группу здоровья на основе анамнеза, и обследования детей врачами-специалистами.

Перспективы работы по данной проблеме заключаются в следующем:

1.Снижение количества заболеваний за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоровительных мероприятий.

2.Отслеживание и выявление детей с частыми простудными заболеваниями, выявление причинызаболеваний.

3.Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых

методик и технологий.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»

(МБДОУ д/с № 13)

Консультация для педагогов ДОУ

«Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей»

Составила:

инструктор

по физической культуре

А.А. Соболева

2018 г.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании.

Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема ХХI века. Одним из примеров важности этой проблемы являются данные о влиянии ухудшения экологической ситуации в мире, что привело к тому, что 25% заболеваний и 23% смертей в мире вызваны воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, что явилось причиной каждого третьего заболевания детей младше 5 лет. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. Испокон веков наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда является приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Важность этого направления обусловлена тем, что до сих пор ещё не преодолены неблагоприятные тенденции к снижению уровня здоровья среди детей. Медиками и педагогами продолжаются поиски путей повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ.

Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:

  1. Систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ДОУ. В настоящее время в ДОУ используются оздоровительные технологии, одни из которых являются традиционными, другие – инновационными.
  2. Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.
  3. Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
  4. Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов

Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети.

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий. В качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в систему традиционного образования. Особого внимания заслуживают инновации в области физического воспитания дошкольников, которые при множестве положительных сторон, в частности повышения творческой роли педагога в образовательном процессе, нередко имеют определенные издержки. Так, существенная доля инновационных разработок последних лет основывается на идее интеграции физического и умственного воспитания дошкольников. В практике традиционного образования это направление реализовывалось в различных формах физкультурной деятельности с целью поддержания умственной работоспособности детей в процессе занятий (физкультминутки, динамические паузы).

В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны, в первую очередь, способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих технологий, обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить

использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в

различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и

стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ, коррекционные

технологии. Необходимо создавать педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских работников. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

В нашем ДОУ уделяется особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма – релаксацию.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно -

оздоровительной работы с использованием звукопроизношения на выдохе. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Корригирующая ортопедическая гимнастика используется для профилактики плоскостопия с использованием массажных дорожек, прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог « взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Также большую пользу приносит Самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком в игровой форме. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.

Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время.

Также используются и другие здоровьесберегающие технологии которые принося огромную пользу для здоровья ребенка: ритмопластика, различные корригирующие гимнастики, гимнастика для глаз и т.д.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к

здоровому образу жизни.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать психолого- педагогическую компетентность родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого

здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи. В нашем саду используются разнообразные формы работы. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей, проводятся индивидуальные консультации, спортивные праздники совместно с родителями. Проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Таким образом, инновационные здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.


Методологической основой проблемы является аксеологический (ценностный) и практико-ориентированный подходы.

В проекте Государственного стандарта по дошкольному воспитанию раскрывается содержание работы по физическому развитию:

Взрослые создают условия для психофизического развития детей;

Способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни;

Создают широкие возможности для двигательной активности детей;

Развивают у ребенка интерес к различным видам спорта;

Способствуют становлению и развитию физической компетентности детей
(валеологические знания, умения, навыки),

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.). В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). Физическое развитие это не только биологический процесс, характеризующий становление, изменение форм и функций организма, но социальный процесс. Активность самой личности, ее отношение к своему здоровью, овладение опытом в процессе социализации развивают природные анатомо-физиологические предпосылки организма.

Овладение движениями, техникой их выполнения, развитие физических качеств происходит при активном участии взрослого. Тем самым, физическое воспитание является ведущим в развитии личности ребенка. Благодаря педагогической работе у ребенка появляется потребность в здоровом образе жизни.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на создание условий. способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на данные обследования детей уровня физического развития, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям.

Термин «физическое образование» ввел П.Ф. Лесгафт, который создал оригинальную систему физического образования в России (См. Лесгафт П.Ф. Руководство физическим образованием детей школьного возраста. Пед. сочинения в 2-х томах - М.. 1993).

Физическое образование - комплексный процесс, организованный взрослым и направленный на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками, физическими качествами, привычки к здоровому образу жизни.

Физическая подготовленность является результатом физического образования и воспитания. Под физической подготовленностью подразумевается наличие у ребенка определенного уровня компетентности в плане физического развития, уровня развития двигательных умений и навыков, физических качеств. Исследователями разработаны нормативные показатели физического развития и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений (Т.П. Осокина, Г.П. Лескова, В.А. Тимофеева, Л.Г. Голубева, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Н.А. Ноткина, Т.Л. Богина и др.).

Понятие «физическая подготовленность» тесно связано с понятием «физическое совершенство», которое отражает идеальную цель физического развития. Как правило, физическое совершенство понимается по-разному на каждом историческом этапе развития общества. Но его составляющие - гармоническое сочетание всех сторон физического развития, здоровья, физической подготовленности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: