Консультация для родителей детского сада «Осенние забавы. Консультация (младшая группа) на тему: Консультации для родителей на тему: "Осень"

МДОУ «Детский сад № 79»

комбинированного вида

Консультация для родителей

« Осень без простуды»

Подготовила: воспитатель

Шукшина М.А

Вот так неожиданно после неимоверной жары пришла осень с прохладной погодой и дождями. Следовательно, не за горами и первые простуды у детей всех возрастов.

Что сделать, чтобы ребенок не простудился в осенний период? Как не допустить элементарного насморка или вездесущного ОРВИ? Как с радостью прожить этот осенний период?

Да, в общем, ничего нового или сверх естественного вам и делать не надо. Просто сядьте, возьмите листок бумаги и ручку и составьте план профилактических мероприятий.

Удивлены? А зря! Только комплекс мероприятий, то есть разнообразные действия в разных областях дают гарантированный результат.

Итак, за дело. Как составить план профилактических мероприятий для вашего ребенка?
1.Побеседуйте со всеми членами семьи о необходимости проведения профилактических мероприятий дома. Лучший пример для ребенка - пример родителей! Да и коллективная деятельность сближает всех членов семьи и располагает к систематическим упражнениям в привычке «Быть здоровыми».

2.Подумайте, в какую интересную игру можно поиграть всей семьей с целью «быть здоровыми». Почему это надо сделать? Когда ребенку неинтересно, он будет или саботировать или выполнять с неохотой «полезные» процедуры. Радость и польза от «здоровых привычек» у ребенка появляется только в том случае, когда это приятно, интересно, занимательно. Так что играть, или «секретничать», или путешествовать в страну Здоровья надо.

3.От чего чаще всего появляется простуда у ребенка? Правильно - от воды: или ребенок ноги простудил, или долго находился в дождливую сырую погоду на улице. Что делать? От чего заболи, тем и лечиться надо.

    Прогулки в любую погоду . Пусть не продолжительные по времени, но обязательные и систематические. Учтите, пожалуйста, что прогулки вместе с ребенком по магазинам способствуют обратному эффекту, то есть приобретению воздушных инфекций.

Прогулки – это нахождение ребенка на улице, пешие прогулки по парку или скверу («конные»-на велосипеде, на роликах, зимой- на лыжах). Полюбовавшись красотой осенней природы, вы способствуете развитию движений ребенка и хорошему обмену веществ, а также успешной адаптации к сырому и влажному климату.

    Водные процедуры . Перечислять и рассказывать о пользе водных процедур можно долго. Все водные процедуры прекрасно закаливают и повышают иммунитет ребенка.

Для растущего организма водные процедуры является практически незаменимыми. Они закаливают организм ребенка, развивают мышцы, способствуют росту и нормализуют состояние вегето-сосудистой системы ребенка.

К водным процедурам относятся умывание, полоскание горла, обливание конечностей и всего тела, купание в ванне, плавание в бассейне, посещение бани и сауны, поездки и отдых на море. И запомните, пожалуйста, все водные процедуры являются универсальным средством расслабления всех мышц и успокоения нервов.
4.Осенняя витаминизация детей. Звучит о-о-о- как! А выбора всего два. Первый - пойти в аптеку, купить и пропить курс детских витаминов. В выборе такого комплекса индивидуально для вашего ребенка вам поможет лечащий врач.
Второй – использовать пожелания ребенка скушать что-то «вкусненькое и полезненькое». Да при этом еще добрую привычку воспитать у ребенка. Как этого достичь? Вам примерный рацион «вкусных и полезных привычек»:

    Начинайте прямо сейчас ежедневно по утрам и вечерам пить чай с лимоном и съедать его с сахаром вместе с цедрой. Я же говорила вам, что пример родителей – заразителен. Ну, заразите вашего ребенка добрыми и здоровыми привычками, пока это не сделала вирусная инфекция!

    Приучите ребенка к чесноку . Чеснок не обязательно есть в чистом виде. Свежий чеснок можно просто мелко нарезать и посыпать его в тарелку с супом.

    Детям нравится носить на шее «здоровые амулеты». Вот и положите в пластмассовый кокон от киндер сюрприза дольку свежего чеснока и меняйте каждое утро, а дома у кровати или на столе ребенка поставить раздавленный чеснок в блюдце.

    Купите в аптеке богатый витаминами (особенно витамином С) сироп шиповника. Добавляйте его в чай или давайте ребенку как самостоятельный напиток, разводя в теплой воде.

Вы практически обеспечите своему ребенку не только хороший иммунитет, но еще и бодрость, и работоспособность в детском саду. Почему? Потому что сироп шиповника способствует повышению активности и дает хороший заряд бодрости и энергии.

5. Беседуйте с ребенком о правилах сохранения здоровья :

    В детском саду, на улице, в общественных местах надо закрывать нос и рот, когда находишься рядом с людьми, которые чихают и кашляют.

    Перед едой мыть руки и высмаркивать нос.

    Пользоваться только своими личными вещами (носовой платок, вилка, ложка). Потому что через чужие вещи инфекция может попасть в организм ребенка.

6.Продумать гардероб ребенка. Знаете ли вы, что одной из возможных причин простуды в осенний период является несоответствие одежды ребенка погоде на улице. Почему-то одни родители перегревают своего ребенка, другие – одевают легкомысленно легко.
Чтобы ваш ребенок избежал простуды, исключите возможные причины.
Одевайте своего ребенка по сезону, не теплее и не легче необходимого.

Основные требования к одежде ребенка:
1.Хорошая обувь в соответствии с погодой - это залог здоровья вашего ребенка. Ноги должны быть сухие и теплые.
2. Головной убор или капюшон на куртке. Голову всегда держим в тепле.

Трудно? Нет! Лучшая защита от простуды осенью - её комплексная профилактика.
Будьте здоровы!

Прогулки в лесу (или парке) прекрасны в любое время года. И в каждом времени года есть своя прелесть. Весной — это радость от появления первой листвы и щебета птиц. Летом — прохлада, пение соловья и многообразие видов растений. Зимой прогулка в лес похожа на сказку и, попадая в лес, вы оказываетесь в гостях у Деда Мороза и Снегурочки. К тому же, это лыжные прогулки и катание на санках. Но самым красивым и красочным становится лес осенью. Многообразие цветов и ароматов делают прогулку в лесу (или парке) не только познавательной, но и полезной для здоровья.

Если вы отправились со своим малышом в лес, то основным занятием прогулки станет наблюдение. Но это не означает, что подвижные и словесные игры, сбор природного материала и другие интереснейшие занятия исключаются.

Расскажите своему малышу все, что знаете о лесе . А я, как всегда, немного вам помогу. Скажите ребенку, что вы отправляетесь не просто в лес, а в совершенно другой мир, отличный от того, в котором живем мы. Лес напоминает многоэтажный дом, где все жильцы дружат друг с другом, и каждый из них приносит огромную пользу для других. Расскажите о каждом этаже или (для старшего возраста) каждом ярусе леса.

♦ Первый (верхний) ярус похож на крышу. Он состоит из высоких, здоровых деревьев, образующих полог. Он прикрывает и защищает все живое, что находится под ним.

♦ Второй ярус находится верхним ярусом. Там растут молодые деревья. До того момента, пока не наступит их час, они прячутся под кронами своих старших братьев. Этот второй ярус, почти как у людей, называется подрост.

♦ Третий ярус — подлесок. Он состоит из кустарников. И хоть эти малыши гораздо ниже ростом, чем деревья, польза от них огромная. Подлесок не дает дождям размывать почву, и вода, скатываясь по листьям и веткам, медленно всасывается в грунт. Подлесок сохраняет влажность, без которой погибли бы все растения. А еще в подлеске живут птицы. Они уничтожают насекомых-вредителей. В этом уютном ярусе нашли свой приют мелкие и крупные животные.

♦ Четвертый ярус. Еще ниже растут полукустарники и разные травы.

♦ Пятый ярус. На самом нижнем этаже поселились мхи, лишайники, папоротники и грибы.

Вот сколько, оказывается, этажей в лесу! Независимо от того, на каком ярусе живет то или иное растение, оно непременно приносит пользу общему дому — лесу. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом? А теперь благодаря вам даже ваш малыш об этом знает.

Этот рассказ можно дополнить наблюдением за каким-нибудь объектом. Например, за муравейником. Только не переусердствуйте с объектами для наблюдения. Лучше оставьте что-нибудь для следующего похода в лес. А тем для беседы может быть великое множество. И помните, чем больше узнает ваш малыш о лесе и его жителях, тем внимательнее и заботливее он вырастет.

Уходя из леса, наберите разноцветных листьев и природного материала, которыми так щедро делится с нами красавица осень, а заодно спросите малыша, почему деревья сбрасывают листья осенью? Пусть он выскажет вам свои самые фантастические предположения. А вы после его ответа расскажите то, что известно вам: деревья сбрасывают листья, потому что готовятся заснуть на зиму. Зимой холодно, деревьям тяжело добывать из мерзлой земли питающие их соки. Листики дереву зимой не нужны: они все равно промерзнут. Вот дерево и освобождается от них, чтобы зря не тратить жизненные силы. С падением листьев дерево перестает дышать так активно, как летом, и засыпает, как спящая красавица. Но огорчаться не стоит, ведь весной придет прекрасный принц — весеннее солнышко, поцелует спящее дерево, согреет его, и оно вновь пробудится к жизни.

Гуляя с ребенком по лесу, обязательно расскажите о правилах поведения в лесу. Скажите, что в лесу можно и поиграть, и пошуметь, и поаукать, и даже покричать, но главное правило — никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Берёзка осенью

❀ Если лес или парк находится слишком далеко от дома, не огорчайтесь — понаблюдать за осенней природой можно и во дворе. Выйдя на улицу в начале осени, понаблюдайте за тем, как она раскрасила листья на кустарниках и деревьях. Спросите, какими красками любит пользоваться царица Осень. Скажите, что это красивое время года в народе называют «Золотой осенью». Спросите малыша, как он думает, почему ей дали такое красивое имя.

❀ В каждом дворе наверняка есть березка. За ней можно наблюдать в любое время года. А вы знали, что по березе можно узнать, какая будет осень — теплая и солнечная или дождливая и холодная? Все просто. Рассмотрите, как начала раскрашивать осень листочки на этом дереве. Если желтая листва березы равномерно перемешана с зеленой по всей кроне, то осень будет сухой и теплой. Если же береза начинает желтеть снизу, то, скорее всего, придется пораньше достать теплые вещи — погода будет холодной и мокрой.

❀ Предложите малышу сделать запись и зарисовку в свой блокнот. Если он может только рисовать, не беда, запишите сами. Или пусть нарисует два варианта пожелтевшей березы и под каждым из них оставит свой детский комментарий. Рядом с равномерно пожелтевшей березкой пусть нарисует веселую рожицу, а рядом с березой, которая начала желтеть снизу, — грустную.

Сказка о том, как Осень березку одарила

Прошло Лето, и Осень засобиралась в дорогу. Собиралась она и думала, как встретит ее природа? Ведь Лето так щедро одарило природу зеленью и цветами, солнышком и теплыми днями. «А мне нужно подготовить землю к суровой зиме и хочется сделать это мягко и красиво», — размышляла Осень. Решила она подарить миру вместо летнего зеленого цвета множество ярких и красивых цветов, чтобы запомнили ее не холодной и дождливой, а яркой и красивой. А еще тому, кто встретится ей на дороге первым, решила она подарить что-то особенное. Взяла она яркие краски и отправилась в путь.

Вышла Осень на пригорок и тут же повстречалась со скромницей березкой. Стояла она и протягивала свои тонкие веточки навстречу Осени, словно приглашала в гости. Понравилась Осени березка своей скромностью и приветливостью. Вот и решила она выполнить свое обещание, да к тому же сделать ее своей помощницей.

— За то, что приветливо встретила меня, подарю я тебе не один красивый наряд, а сразу два. Будешь выбирать, в какой нарядиться. Один сарафан снизу желтый, а сверху зеленый. Если его наденешь, приду я с дождями да холодом. Если же нарядишься в другой наряд, на котором желтые да зеленые листочки вперемешку, одарю землю солнышком да теплом. Как выберешь, так и будет. Люди, что смотреть на твои осенние наряды будут, не раз спасибо скажут за подсказку.

Поблагодарила ее березка, в пояс поклонилась. Улыбнулась в ответ Осень и дальше пошла, красоту миру дарить. С тех пор люди, что внимательно следили за тем, как природа меняется, стали к березке ходить погоду узнавать.

О других растениях осенью

❀ С наступлением осени наступают изменения не только в жизни деревьев и кустарников. Безусловно, многообразие красок листвы придает ей особое очарование. Ель, лиственница и сосна, которые не могут посоревноваться в красоте с лиственными деревьями, красуются своими шишками, а можжевельник, жимолость, шиповник, боярышник — вкусными и полезными плодами.

❀ Но осенью также зацветают удивительной красоты цветы. Это яркие георгины, астры, шафраны и многие другие. Осень щедро одаривает нас этим многообразием красок, словно извиняясь за то, что вскоре сама же и «смоет» всю эту красоту дождями. Попробуйте создать вместе с детьми цветочные аранжировки и композиции, пробудив их фантазию детей. Из засушенных листьев и сухих былинок можно создать красивые аппликации.

❀ Не отстают от других растений и овощи. Так, картофель, морковь, капуста, редька и лук приходят к нам на стол именно осенью. А как вкусны осенние яблоки, груши и виноград! Вот сколько полезного припасла для нас щедрая осень.

❀ С приходом поздней осени обратите внимание детей на растения, находящиеся уже в состоянии покоя, без листьев. Красоту можно увидеть даже в голых ветвях, которые контрастно выделяются на фоне неба, особенно при хорошем солнечном освещении.

Предварительный просмотр:

Осень

Консультация для родителей на тему: « Золотая осень »

Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку. Лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времен года, повторите названия времен года и их очередность.

Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью.

Листья на деревьях меняют свой цвет – летом они были зеленые, а теперь стали желтыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут – начнется листопад.

Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвали листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживет, зазеленеет.

Меньше становится насекомых – не слышно кузнечиков, не видно стрекоз, бабочек. Можно объяснить детям, что насекомые готовятся к зиме, к холодам: они прячутся в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны.

Наблюдения за улетающими птицами. Можно теперь легко ответить на вопрос детей, почему от нас улетают птицы осенью. Летом дети имели возможность наблюдать, как птицы гонялись за насекомыми – комарами, мухами, бабочками. Но сейчас насекомых стало меньше – дети это видят сами. Поэтому птицы должны улетать, чтобы не погибнуть от голода. Они улетают в теплые края, где даже в зимнее время тепло и нет недостатка в пище. Но весною вернутся снова.

Попробуйте разучить с детьми стихотворение.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца…

Предварительный просмотр:

Осень

Детство – это неповторимое и волшебное время, и в нем нет ни пасмурных дней, ни пронзительных ветров, ни холодного дождя. Для ребенка нет преград в виде осенней слякоти - его тянет на улицу, где он любит играть в любое время года и при любой погоде. Для нас же, для взрослых, осень ассоциируется с промокшими ногами, сопливым носом и горячим лбом. Но давайте радоваться жизни вместе с детьми, ведь, как пелось в известной песне: «у природы нет плохой погоды!» А чтобы вы были спокойны - мы вам расскажем, как одеть ребенка осенью, чтобы он не подхватил простуду и, не дай Бог, не заболел.

Как одеть ребенка осенью? Верхняя одежда.

Родители часто забывают золотое правило «не навредить» и, основываясь на своих ощущениях, часто слишком кутают ребенка, надевая на него кучу одежды, порой совершенно забывая, что дети, в отличие от взрослых никогда не стоят на месте, а постоянно двигаются, бегают и прыгают. Конечно, если речь идет о младенце, который всю прогулку спит, на тепло, полученное от движений, рассчитывать не приходится, но ведь он находится в закрытой коляске, куда ни ветер, ни холод, ни капли дождя не проникают. Поэтому самое главное осенью - это непромокаемая и непродуваемая верхняя одежда. Вообще, в идеале для того, чтобы постоянно не ломать голову, как одеть ребенка осенью, вы должны иметь несколько вариантов верхней осенней одежды на любую погоду. Это ветровка - для сухой и теплой погоды, плащ-дождевик - для прохладной и влажной и теплая куртка - для холодов и ветра. Все эти вещи должны быть непромокаемыми, а также иметь водоотталкивающие свойства, о наличии которых можно прочитать на ярлычке. Покупая куртку или пальто для своего малыша, учтите, что непромокаемая одежда бывает прорезиненной и мембранной. Первая – это, проще говоря, одежда, изготовленная с использованием резины. В таких вещах дети потеют, потому что прорезиненные вещи совершенно не пропускает воздух. Второй тип - это мембранная, в отличие от прорезиненной, позволяет коже дышать. Мембранные курточки бывают: водонепроницаемые - такие вещи необходимы, если ваше чадо собирается сидеть в луже и гулять под проливным дождем - чего ни один родитель сделать не позволит; и водоотталкивающие - такие вещи отлично подойдут для прогулки во время мелкого дождя и в сырую погоду.

Вывод: самым лучшим вариантом для решения проблемы, как одеть ребенка осенью, станет мембранная водоотталкивающая ветровка или, в зависимости от погоды, теплая куртка на флисе, обладающая теми же свойствами, что и ветровка.

На случай необходимости передвижения ребенка во время дождя - купите плащ - дождевик. Этот тип верхней одежды, как правило, шьется из водонепроницаемой ткани яркой окраски и надевается поверх основной куртки в виде балдахина.

Еще несколько правил: необходимо, чтобы все швы, завязки, резинки и пуговки на верхней одежде ребенка были хорошо прошиты и пришиты, замки - без проблем открывались и закрывались, а застежки - исправно выполняли свою функцию. Кроме этого у куртки непременно должен быть капюшон, а талия и манжеты рукавов должны плотно прилегать к телу ребенка и иметь резинку.

Как одеть ребенка осенью? Одежда под куртку.

В качестве идеальной одежды осенью выступает водолазка. Эта вещь плотно прилегает к телу и отлично закрывает горло. Водолазки бывают трикотажными - на случай теплой погоды, и шерстяными - на случай прохладной погоды. Единственное замечание - дабы избежать появление на теле ребенка раздражения и покраснения, обязательно надевайте под водолазку нательную майку или футболку. Хорошей альтернативой водолазке станет рубашка или джемпер с длинными рукавами и жилет.

Штанишки же должны быть средними по толщине. Не нужно надевать слишком тонкие или, наоборот, слишком толстые зимние штаны. Лучше всего подойдет плотные непроницаемые брюки, возможно и джинсы, имеющие утеплитель. На случай холодной погоды, вы должны иметь колготки или кальсоны, в зависимости от пола ребенка.

Наверное, самая большая и довольно распространенная проблема - как одеть ребенка осенью так, чтобы спина не оголялась. Подобная ситуация часто мучает родителей. Наденьте под кофту удлиненную нательную майку или длинную водолазку, а еще лучше - вместо джинс используйте комбинезон на лямках - и вы навсегда забудете о том, что когда-то ваш ребенок «светил» голой спиной.

Как одеть ребенка осенью? Обувь.

При решении проблемы, как одеть ребенка осенью, помните, что осенняя погода и слякоть неотделимы друг от друга. Поэтому вполне возможно надеть резиновые сапоги . Но имейте в виду, что ноги в такой обуви не дышат, поэтому использовать ее можно не более 2-х часов в день. Чтобы резиновые сапоги, ко всему прочему, не были еще и холодными, покупайте их с утепленным войлоком, а еще лучше - со съемными вкладышами. Самым же идеальным вариантом считаются мембранные ботинки – они прекрасно сохраняют тепло, пропускают воздух, а влагу - отталкивают.

Как одеть ребенка осенью? Аксессуары.

Не забывайте и о перчатках, легком шарфике и не слишком толстой шапочке – немного заботы и вы спокойны, потому что ваш ребенок прекрасно защищен от ветра, холода и влаги.

Главное условие для защиты ваших детей и для вашего спокойствия - все вещи, которые вы надеваете на ребенка осенью, должны быть из натуральной ткани, они должны хорошо пропускать воздух, сохранять тепло и отталкивать влагу. И еще - вспомните себя, хоть ненадолго, вернитесь в детство и дайте насладиться им своим детям в полной мере!

Осень

Консультация для родителей

«Как одеть ребенка осенью?»

Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой.

Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям, росту и размеру.

Одежда не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки). Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками.

Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк.

Одежда сверху должна быть трехслойной.

Первый слой – майка, футболка.

Второй слой - трикотажная кофточка (боди) и легкий свитер (для активного ребенка), шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний.

Брюки из непромокаемой ткани или плотные джинсы на подкладке защитят маленького путешественника от дождя и ветра. Лучше чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Легкие непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться.

Третий слой – куртка на подкладке из мягкого флиса сделает прогулку очень комфортной. Хороша осеняя куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги.

Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани дошколенку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.

Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – каппиляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.

Поэтому важная часть осенней экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Нубук не подойдет. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Подошва должна быть утолщенный, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки - травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.

Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит и сильно потеет, особенно, когда тепло. Поэтому, под резиновые сапоги нужно надевать носки с хорошей впитываемостью, например, плотные носки из хлопка плюс шерстяные – в лужах вода далеко не теплая. А также они не фиксируют ногу, что травмоопасно.

Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например, на липучке).

Если ребенок склонен к частым простудам подумайте о легком шарфике, который пригодиться в ветреную погоду.

Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в осенний морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитерок крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем.

У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло − не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготы. Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой.

Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть.

И самое главное помните, ежедневные прогулки очень важны для малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию. А от того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и самочувствие в течении дня. Сложная одежда забирает время от прогулки – умножьте 26 детей на минимум – 1 минута и получите в прогулке минус полчаса, а если два предмета одежды сложны в одевании, то это минус час свежего воздуха и игр. Также развивайте самостоятельность своих детей – никогда не делайте за них то, что они могут сделать сами.

Предварительный просмотр:

Осень

Консультации для воспитателей на тему: « Времена года.»

ВРЕМЕНА ГОДА. СЕНТЯБРЬ
Сперва незаметно, украдкой, а потом все громче о себе заявляя, подкралась осень. Зарумянились кроны осин, озолотились липы и березы, все чаще моросят затяжные дожди. Собираются в стаи перелетные птицы - пора, пора в теплые края! Спешат собрать припасы запасливые четвероногие - зима не за горами.
Деревья роняют последние листья. Небо все чаще затягивается низкими лохматыми облаками, из которых вот-вот посыплется снег, остужающий приземный воздух.

И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце
блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом
трепещет.

Сентябрь наступил. Закоротали дни, подравниваясь к ночам, загустели туманы, кутающие по вечерам низины, под косыми лучами солнца заблестели, влекомые ветерком паутинки. Погожий полдень по-летнему пылок, горяч, пленителен.
Загадывали, что чем суше и теплее сентябрь простоит, тем позднее наступит зима.
Древнерусское название сентября
"руен" связывалось с желтым цветом осени, "ревун" с дождями и непогодой, "хмурень" с угасанием солнечного света и ранними сумерками.
Бабье лето- лучшая пора осени. По давним заметам оно длится всего неделю, с 14 по 21 сентября. Кому ж не нравиться тепло, хоть и прощальное. Как великолепны эти дни! Сверху припекает солнышко, озаряя лазурный свод неба, тихий воздух прозрачен, сух, кажется ненароком лето вернулось.
Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая. Бабье лето ненастно - осень сухая.
28 сентября -"гусепролет".
Темные холодные вечера и предрассветная свежесть остужают воздух и землю. Последние дни задумчивого сентября оглашены кликами отбывающих гусей и журавлей.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Яблони дают спелые плоды. По-прежнему полна прелести пижма: желтые соцветия с виду похожи на головки безлепестных ромашек.
Полевые заботы почти завершены. Теперь есть время и потолковать, и поразмыслить.

*Много желудей на дубу в сентябре– к лютой зиме. Много тенника на бабье лето– к ясной осени и холодной зиме.
*Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
*Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее
наступит зима.
*Лист хоть и пожелтел, но опадает слабо– морозы начнутся не скоро.
*Облака редкие– будет ясно и холодно.
*Перистые облака - предвестники близких перелетов птичьих стай.
*Начали собирать шиповник - осень пришла.
*О начале грибной поры предупреждают густые теплые туманы.
*Гром в сентябре предвещает теплую осень.
*Сентябрь без плодов не бывает.
*Сентябрь - вечер года.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Осенью дети знакомятся с осенними явлениями природы. Дети наблюдают, как расцвечиваются листья у деревьев и кустарников. В солнечные теплые дни после первых заморозков литься окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые, золотистые цвета, что придает листьям нарядный и красивый вид.
Совет: расскажите детям, почему желтеют листья.
После первых заморозков при дуновения ветра листья легко отделяются от ветки. Начинается массовый листопад и земля покрывается слоем сухих шуршащих листьев.
Совет: расскажите детям, почему листья опадают, становятся сухими.
Что почитать детям?
*Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»
*В. Степанов «Воробей»
*К. Бальмонт «Осень»
*А. Майков «Осенние листья»
*А. Барто «Шуточка про Шурочку»
*О. Иваненко «Спокойной ночи»
*И. Соколов– Микитов «Лес осенью»
*В. Бианки «Лесные домишки»
*Г-Х. Андерсен «Ромашка», «Цветы маленькой Иды»

ВРЕМЕНА ГОДА ОКТЯБРЬ
Золотистою долиной
Ты уходишь, нем и дик.
Тянет в небе журавлиный
Удаляющийся крик.
Замер, кажется в зените
Грустный голос, долгий звук.
Бесконечно тянет нити
Торжествующий паук.
За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла.

Начало октября, как правило, начинается с полным запестрением деревьев и массовым листопадом.
Резкая смена погоды сопровождается усиленным листопадом. Везде наблюдается отмирание травянистой растительности. Дни стоят еще на диво погожие, сухие. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко, разливая короткое прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада. Золотые порывы осени преображают лес, чтоб холода не застигли его врасплох.
Осень. С грустью и тревогой прошуршит палым листом. Октябрь среди братьев - месяцев самый нарядный, самый живописный, особенно вначале.
Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто - жди суровой зимы.
А вот и знаменитый Покров, 14 октября. "На Покров до беда осень, а после обеда - зимушка-зима."
Если на Покров выпадает снег, то зима будет снежная.
В народе называют октябрь
– грязник, зазимник.

Холодные ветры неустанно твердят, что на подступах ненастные, рано потухающие дни. Ведь вскоре зачередят непрекращающиеся дожди.
Покатились деньки один другого короче. Октябрь еще тешет и сухими отменными деньками, и яркой зеленью трав.
По утрам остекляются ледком лужицы, с холодеющего луга подолгу не сходит тяжелая роса.
Очищаются воды прудов и речек. На лугах еще не померкли ромашки-поповники, приземистые белые звездчатки, а возле речек, вторично зацвели гравилат и ползучая живучка.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

После золотой осени, обнимающей первую половину октября, предстоит слякоть предзимья, дождь и снег. Уже и до зимы не далеко.

Народная мудрость говорит

*Если в лесу много рябины– осень дождливая, если мало–
сухая.
*В октябре гром– зима бесснежная, короткая и мягкая.
*Октябрь– месяц близкой пороши.
*С какого числа в октябре пойдет хорошая погода, с того числа и весна откроется в апреле.
*Осенний иней– к сухой, солнечной погоде.
*Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снега ни выпало, оттепель его сгонит.
*В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(октябрь)

Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь)

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Дары природы многогранны, многочисленны и прекрасны.
Дети с большим удовольствием собирают опавшие листья, так щедро раскрашенные осенью в яркие цвета; шишки и желуди, сброшенные с деревьев потоками ветра или непоседливыми обитателями лесов и парков. Дети используют яркий природный материал не только на занятиях творческой деятельностью, но и в игре.
Перебирая, обследуя каждый камешек, листочек, шишку, у детей накапливается впечатления и знания об их свойствах и качествах: гладкий- шероховатый, объемный- плоский, большой- маленький, прочный- хрупкий и т. д.
Помимо этого, у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует наилучшей постановке руки к письму, развитию правильного звукопроизношения, связной речи.
Предложите детям дома поиграть с природным материалом.
Игры:
*перебери семена клена и ясеня
*перебери природный материал по
величине, качеству
*обведи листья по контуру и раскрась их
*рисование осеннего узора оттиском листьев
*дополни картинку из пластилина
мелкими деталями
*сложи из природного материала
портрет любимого сказочного героя

Совет: родителям необходимо выделить место дома, где можно удобно и доступно разместить природный материал для работы с ним и игровой деятельности.

ВРЕМЕНА ГОДА. НОЯБРЬ
Ноябрь самый холодный месяц и характеризуется как предзимье. Выпадает временный, но довольно устойчивый покров. Ландшафт приобретает осенне-зимние черты. Водоемы затягиваются тонким молодым льдом. Завершается листопад деревьев и наступает пора замирания активной жизни растений.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты
небеса,
И редкий солнца луч, и первые
морозы,
И отдаленные седой зимы
угрозы.
Захолодало. Колючий утренник словно предупреждает, что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу. Золотая роща померкла, вся красота внизу истлевает. Облик ноября пестрый. Черная тропа, снег. Назначение ноября - соединить глубокую осень с устойчивой зимой.
Период ноября называют
предзимьем , когда живая природа окончательно подготавливается к суровым испытаниям в длительном сезоне холодов.
12 ноября– на Зиновия– синичкин праздник. Слетаются пернатые гости зимы: снегири, щеглы, свиристели…
14 ноября – встреча зимы, осенние поминки.

Неказист ноябрьский день. Проглянет на короткое время солнышко и скроется: небо в свинцовой пасмурной наволочи. Дни идут на убыль, а ночи прибавляют, и прибавляют.

В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.

Когда проглядывает солнышко мимолетом вспоминается сентябрьское тепло, но заслонится сверкающий луч тучками и все вокруг меркнет, затухает...
Сыреющий, не твердый серовато-бледный снег опятнал землю, изукрасил опустевшие ветви деревьев.
Все крепче забирает зима, насылая стужу и снег. Но холода сменяются потеплениями, снег - дождем.

*В ноябре зима с осенью борется.
*В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру снег сугробами лежать.
*Комары в ноябре– быть мягкой зиме.
*Ноябрь- бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег- ни колесу, ни полозу хода нет.
*Ноябрь– внук сентябрь, сын октября, зиме родной батюшка.

И все же зима берет верх над осенью. Светоносный солнечный луч заметно слабеет, а с северо- востока приходит зима, все более осыпая снегом уставшую природу.

Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке -
Русская румяная зима!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Скоротать скучные, дождливые ноябрьские деньки помогут небольшие опыты– развлечения, которые легко можно провести дома, в гостях. Они не потребуют серьезной подготовки, а радости принесут много.
«Угадайка»
Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. (Похожи по размеру, отличаются по весу.) Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе. Далее детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара громче.) Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета. (От тяжелого предмета всплеск сильнее.) Затем бросают предметы в таз с песком и определяют нес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке. (От тяжелого предмета углубление в песке больше.)

Читаем детям

*Н. Абрамова «Осенняя сказка»
*А. Лукьянова «Сказка про начало зимы»
*Л Соколова «Сказка про то, как лисичка про осень узнала»
*И. Соколов– Микитов «Рассказы о животных»
*А. Плещеев «Осенняя песенка»
*В. Берестов «Уроки листопада»
*А. Пушкин «Осень»
*И. Бунин “Листопад»

Предварительный просмотр:

Осень

Консультация для родителей на тему: «Осень».

Отгадать загадку: «Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает? »

Рассказать ребёнку об осени, о том, какие изменения происходят в природе;

Рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;

Вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;

Обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице? Рассказать, куда и почему улетели птицы

Выучить с ребёнком стихотворение:

Подарки осени.

Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине, фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям, фрукты осень дарит нам.

Вопрос: Кому что дарит осень?

Выучить загадку.

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)

Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их? ».

Должны знать и называть части деревьев (ствол, корни, ветки, листья) .

Учиться образовывать прилагательные: лист березы - березовый, лист дуба - дубовый, лист клена - кленовый, лист осины - осиновый.

Учиться правильно образовывать множественное число от слов: дерево, ствол, береза, дуб, рябина, тополь, осина, клен.

Нарисовать дерево ранней осенью и поздней осенью. (Чем они отличаются)

«Расскажи, что ты наденешь осенью на прогулку, что возьмешь с собой для того, чтобы не промокнуть».

Предварительный просмотр:

Осень

Консультация для родителей на тему «Что такое осень»

Цель:

- Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения;

Учить сравнивать существенные признаки явлений;

Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных;

Провести веселые прогулки малышей с родителями;

Составить чёткое представление о сезонных явлениях, с помощью совместных с родителями прогулок;

Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.

Передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени.

Что такое осень?

Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?

Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Одежда становится объемной, тяжелой и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.

«Гербарий» Одно из интереснейших занятий в это время года - сборка гербария, изготовления поделок из природного материала.

Каждый сезон для малышей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать им возможность на своем опыте усвоить понятие времени года. Это ляжет в основу стройной картины мира. К счастью, решить такую задачу совсем не сложно.

Наблюдение во дворе

Оглянемся вокруг и задумаемся – что изменилось в привычной картинке с приходом осени? Пусть во дворе растёт одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему раз в несколько дней – рассматривайте и трогайте листики. Качаясь на качелях, можно «полететь вместе с птичками» в теплые края. И полюбоваться цветом осеннего неба. В песочнице – потрогать прохладный песок и обратить внимание на теплую одежду приятелей. А потом вместе с ними отправиться на поиски тонких корочек льда. Если подержать в руке это прозрачное хрупкое чудо, кроха увидит и почувствует. Как холодное стёклышко льдинки на глазах превращается в тёплую капельку. Вот так фокус.

Прогулка в парк

Здесь можно любоваться красками осени. Вдыхать её неповторимый аромат!

Отправляйтесь на прогулку в парк или лесокпочаще – и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. «Волшебная природа». Это занятие заключается в том, чтобы просто гулять, наблюдая, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц.Вспомните во время прогулки об осенних признаках, и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.

Приметы осени

Белки делают большой запас на зиму - жди зимой сильных морозов.

Много рябины уродилось - значит, осень дождливая будет, а зима морозная.

Высоко птицы перелетные летят - холода уже близко.

Если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной.

Листва с берез опадает неравномерно - долго снега не будет.

Кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает - к похолоданию.

Где ещё встретишь столько интереснейших объектов для исследования?! Да ещё всё это можно потрогать, пощупать, понюхать. Давайте малышу полную свободу.

Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Прихватите с собой запасной попроще. И позвольте ребёнку веселиться в своё удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать охапки опавших листьев и зарываться в них с головой!

В разных уголках парка можно наблюдать многоликость пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуйтесь раскидистым клёном и соберёте под ним нарядный букет. Завтра добавите в композицию веточки рябины. Дуб по праву займёт почётное место в прогулках. Обнаружив под ним однажды гладкий жёлудь, да ещё с симпатичной шляпкой.

Беседа

Как сделать прогулку ещё полезнее для развития ребёнка?

Обращайте внимание на отдельные элементы окружающего мира. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите ручкой малыша по коре дерева.

Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот- желтый. А вот – красный».

Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность.

Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности.

Фотографируйте своё чадо на роскошном фоне, не забывайте снимать и всё вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти недавнюю прогулку и закрепить впечатления.

Заготовка природного материала

Собирать природный материал можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои прелести. Особенно богатую палитру красок дает осень, золотыми и багряными листьями осенних деревьев. Заготовленный природный материал можно использовать в творческих работах. Для сбора природного материала можно использовать любую встречу с природой. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работать. А вот листья можно использовать в аппликации, придавая ей различных оттенков или в качестве фона. Шишки еловые и сосновые можно использовать в работе с пластилином, делая разнообразных лесных зверюшек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно предложить детям ответить на вопросы:

«На что похоже? Что напоминает?» Это побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.).

Старайтесь начинать каждое утро с улыбки и хорошего настроения, тогда и Вам, и Вашим детям осенняя депрессия не страшна!

Предварительный просмотр:

Осень

Консультация для родителей: «Осенняя прогулка»


Описание материала: Материал рекомендован для родителей детей 5-7 лет и направлен на развитие познавательного интереса ребенка.
Цель: продолжать формировать умение детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; продолжать знакомить с многообразием явлений природы.
Задачи:
Образовательная: закрепить с детьми приметы осени.
Развивающая: развитие умений наблюдать осенние признаки и явления природы, видеть красоту осенней природы. Развитие психических процессов: внимание, памяти, мышления, восприятия.
Воспитательная: воспитывать любовь к растительному и животному миру, умение любоваться красотой окружающей природы. Формировать мотивацию к совместной деятельности.


На всё живое на земле, будь то растения или животные влияют сезонные изменения в природе. Это проявляется в колебаниях солнечного света, количестве осадков, а также температуры воздуха. Но так или иначе, всё живое имеет свойство приспосабливаться к таким изменениям. Как же это происходит? Почему? Зачем? На такие вопросы взрослый сможет дать ответ, если заинтересует ребенка, обратив на это его внимание во время совместной прогулки.
Проявление сезонных изменений у растений:
Все растения по-разному переносят холод. Одни накапливают питательные вещества в корнях, их верхняя часть при этом отмирает, так растение будет отдыхать до весны. Лиственные деревья сбрасывают листву, потому что в холодное время года им недостаточно солнечного света для образования в них питательных веществ. В это время они также отдыхают, а весной «просыпаются» радуя всех новыми листочками. Исключениями являются вечнозелёные растения. Они сохраняют свою листву в холод, но начинают расти с приходом весны.
Проявление сезонных изменений у животных:
Здесь также имеются различия. Одни животные, чтобы выжить в холодный сезон, уменьшают свою активность и засыпают. У других есть свои способы выживания в осенне-зимний период. Птицы делятся на перелётных (улетающих в тёплые края, там, где больше пищи) и зимующих.
Стоит отметить всю красоту природы во время осенней прогулки. Обратите внимание на красоту разноцветных осенних листьев на деревьях и кустарниках, как облетая они образуют яркий ковёр на земле. Послушайте, как шуршат опавшие листья под ногами. Также будет интересно их собирать и рассматривать, собрать гербарий, сделать букет – всё на что способна ваша фантазия будет вызывать у вас и ребёнка много положительных и памятных эмоций.
Поиграйте в игры, можно придумать их прямо на ходу. Например, показывая лист, попросить ребёнка определить с какого дерева он упал, постараться вспомнить его название. Можно сопровождать игру такими слоганами, как: «Раз, два, три, дерево с такими листьями найди!». Такая игра будет и интересна, и познавательна. Будет веселей, если пригласить к участию других детей.
Также осенью будут интересны наблюдения за насекомыми. В самом её начале они ещё ползают, летают, особенно если стоят солнечные деньки. Насекомые проявляют свою активность именно в то время, когда стоит теплая погода. Объясните, что с наступлением холодов насекомые исчезнут, поэтому и улетают в тёплые края птицы, которые ими питаются (такие как дрозды, грачи, скворцы, соловьи, журавли).
Понаблюдайте за грибами в осеннем лесу. Покажите, где они растут. Расскажите, как они называются и различаются. Полюбуйтесь растущим мухомором в траве, отметьте, что при всей своей заманчивой красоте, гриб этот очень коварен. Обратите внимание на запах и звуки осеннего леса.
Замечайте всё на своём пути, даже незаметные паутинки, которых так много в лесу в это время года, расскажут и покажут вам столько интересного! Изучите вместе плетение, объясните, что паук является хищником, так плетя паутину он ловит мух, комаров и мошек, которыми питается. Скажите, что в воздухе летает много маленьких паутинок. Это молодые паучки расселяются по округе, чтобы не мешать друг другу.
В начале, первой половине осени можно много интересного наблюдать в лесу. Птички объединяются в стайки и исследуют кору деревьев в поисках пищи. Если повезёт, можно увидеть ежа, который на своих иголочках несёт опавшие листочки, так он готовится к зимней спячке, делает себе уютную подстилку в ямке. Белка прыгает по деревьям, запасаясь едой на зиму (грибы накалывает на сучки веток, а жёлуди или орехи складывает к себе в дупло). Так ей будет чем прокормиться в холодный период до наступления весны.
Соберите различный природный материал (шишки, сухие корни, ветки, сучки), дома будет весело и познавательно сотворить из него различные поделки, добавив пластилин.

Прочтите детям стихи об осени:

Желтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
- Это осень, друг.
(Н. Антонова)

«Улетает лето»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева)
Любая ваша совместная деятельность на осенней природе будет вдвойне полезна, если добавить к ней улыбки и хорошее настроение! Тогда никакая осенняя депрессия вам не будет страшна!

Осенние прогулки позволяют наблюдать с ребёнком красивые разноцветные листья на деревьях и кустарниках, их яркий ковёр на зелёной траве, листопад во время ветра. По опавшим листьям можно ходить, слушать их шуршанье. Ещё интереснее собирать и рассматривать листья: багряные - у клёна, калины и рябины, ярко-

жёлтые - у ясеня, липы, тополя. Интересно сравнить их с листьями сирени, которые даже осенью остаются зелёными. Можно собрать букет листьев, прогладить их дома горячим утюгом и поставить в вазу. Можно положить листья между страницами книги или старого журнала и засушить, чтобы потом сделать гербарий или панно.

Во время прогулки взрослый может поиграть с ребёнком в подвижную игру на распознавание деревьев и кустарников: «Я буду тебе показывать лист, говорить слова, а ты должен быстренько найти, с какого дерева или куста упал этот лист, подбежать к нему, сказать его название. Если ты сделаешь все правильно, получишь награду (жёлудь, шишку, носик клёна, кисточку рябины)». Взрослый показывает лист и говорит: «Раз, два, три - под это дерево беги!» Или: «Раз, два, три - куст с такими листьями найди!»

Игра будет проходить веселей, если в ней примут участие 2-3 ребёнка.

Осенью интересно наблюдать за насекомыми - в сентябре они ещё летают, ползают, особенно в солнечные дни. В начале осени, если представится случай, понаблюдайте с ребёнком за порхающей бабочкой, ползающим по цветам шмелём, снующими муравьями. Можно сказать ребёнку: «Сегодня тепло и вокруг много разных насекомых. Скоро будет холоднее, интересно, что тогда с ними будет? Мы с тобой должны понаблюдать, выяснить, как долго они будут летать и ползать». Как только похолодает, и насекомые исчезнут, не забудьте предложить ребёнку поискать жуков, комаров, мух. Может ребёнок и обнаружит кого-то, но обязательно в неподвижном состоянии (оцепенении). Поясните ему, что насекомые

активны, когда очень тепло: они летают, ползают, ищут себе пищу, откладывают яички, чтобы вырастить потомство. С наступлением холода все они исчезают - прячутся в опавшие листья, под кору и в трещины деревьев. Именно поэтому улетают в тёплые края насекомоядные птицы (скворцы, грачи, соловьи, дрозды, дикие гуси, журавли и др.), на зиму остаются лишь те птицы, которые могут питаться различной пищей.

В осеннем лесу, если вы взяли ребёнка в поход за грибами, покажите ему, где и как они растут, скажите, как называются, чем различаются съедобные и несъедобные грибы. Не упустите случая полюбоваться мухомором в траве, опятами на пне, обратить внимание ребёнка на особый осенний запах в лесу, показать контраст зелёных елей и багряно-золотистого убора деревьев и кустарников.

Следует привлечь внимание ребёнка к многочисленным паутинкам, которых много в лесу в это время года. Рассмотрите вместе и красивое плетение на кустах и объясните: паук - хищник, он плетёт паутину, чтобы в ней запутались мухи, мошки, комары, которыми он питается. На брюшке у паука железа, из которой он тянет тонкую нить: совьёт паутину и спрячется в щёлке, ждёт, когда она затрясётся (паук соединён с паутиной одной нитью). Это означает, что кто-то попался, можно выходить и расправляться с жертвой. В воздухе тоже летают многочисленные паутинки - это молодые паучки расселяются по округе, чтобы не мешать друг другу.

В лесу в первой половине осени можно увидеть много интересного. Синицы собираются в стайки и в поисках насекомых тщательно обследуют кору и ветки деревьев. Можно встретить ежа,

иголки которого унизаны сухими листьями, - он готовится к зимней спячке: натаскивает в какую-нибудь ямку листьев, делает из них уютную подстилку. По деревьям может прыгать белка с жёлудем или грибом в зубах. Она тоже готовится к зиме, но иначе, чем ёж: она запасает еду - грибы накалывает на сучки или вставляет в развилки веток, а орехи и жёлуди складывает в дупло. Белка найдёт свои запасы в зимнюю стужу и полакомится ими.

Зайчик (Александр Блок)

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки...

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть...

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится -

Неба не видать...

Только б потеплее,

Только бы посуше...

Очень неприятно

По воде ступать.


Уважаемые родители, позвольте предложить вам некоторые игры, задания, вопросы, стихи для развития речи вашего ребенка. Их вы можете использовать на прогулке с ребенком, дома, если у вас появилось свободное время, а может быть в машине при поездке на дачу. Вы не только пообщаетесь со своим ребенком, но и с пользой проведете время.

На примере темы «Осень» аналогичные задания, игры вы можете использовать и по теме «Зима», «Весна».

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило, обратите внимание на изменения в природе. Во время прогулки задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например: — Какое сейчас время года? — Сейчас осень. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов - на улице. — На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает, завяли цветы. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду. Уточните у ребенка, знает ли он значение слова "листопад". От каких двух слов оно произошло?

Постарайтесь, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков осени. Если возникают затруднения, помогите наводящими вопросами.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами ранней осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы, сравнивая эти два периода. Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое. — А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. — Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые. — А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые. — Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. — Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. — Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. — Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.

3. Вспомнить названия перелетных птиц. Почему они так называются.

4. Во время прогулки обратите внимание на то, как одеты люди осенью.

5. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

Словесные игры:

  • "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое. Аналогично со словами - солнце, ветер, дождь, листья, трава…

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Аналогично со словами - солнце, ветер, дождь, листья, трава…

  • "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов: туча - тучка, солнце - солнышко, дождь - дождик, аналогично ветер, лист, лужа, трава, зонт…
  • "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

Ветер дует - ветры дуют.

Птица улетает - птицы улетают.

Лист желтеет - листья желтеют.

Дождь моросит - дожди моросят.

Цветок увядает - цветы увядают.

Холод наступает - холода наступают.

Лист падает - листья падают.

Урожай созревает - урожаи созревают.

Туча застилает - тучи застилают.

  • "Скажи наоборот" на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью...

Летом небо светлое, а осенью...

Летом день длинный, а осенью...

Летом тучи ходят высоко, а осенью...

Летом люди растят урожай, а осенью...

Летом деревья стоят одетые, а осенью...

Летом цветы расцветают, а осенью…

Летом ветер теплый, а осенью…

Весной птицы прилетают из теплых краев, а осенью…

  • "Посчитай" на согласование числительных с существительным:

1 лужа, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 птица, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 лист, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 желудь, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 туча, 2 …, 3..., 4..

1 день, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 цветок, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 ветка, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 камешек, 2 …, 3..., 4..., 5...

  • "Найди ошибки" на развитие слухового внимания (определи, чего не бывает осенью).

Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

Набухают почки, распускаются листья.

Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Дикие животные не делают запасы корма.

На улице расцветают одуванчики.

Над цветами порхают бабочки, пчелы собирают нектар.

Небо застилают серые тучи, и часто идут затяжные дожди.

  • «Вставь словечко» на согласование предлогов со словами в предложении.

Лист упал … землю.

Шишка упала … дерева.

Грибок попал … корзину.

Солнце спряталось … тучу.

Заяц выглядывает … кустов.

Боровик прячется … листом.

Белка сушит грибы … ветке.

Люди убирают яблоки … садах.

Мышка прячет зернышки … норке.

  • «Закончи предложение» (формировать умение составлять сложные предложения с союзом потому что).

Я люблю осень, потому что …

Мне не нравится осень, потому что …

На улице много луж, потому что …

Огородники собирают урожай, потому что …

Дуют сильные ветры, потому что …

  • "Правильно - неправильно" на развитие понимания причинно - следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

На улице пасмурно, потому что идет дожди. Идет дождь, потому что на улице пасмурно.

В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей, потому что наступила осень. Наступила осень, потому что в садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей.

Люди одеваются теплее, потому что наступила осень. Наступила осень, потому что люди одеваются теплее.

  • "Ответь на вопросы" (образование прилагательных от существительных).

День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? - ...

Дождик, который идет осенью, какой? - ...

Погода, когда часто идут дожди, какая? - ...

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ...

Погода, которая бывает осенью, какая? - ...

День, когда на улице пасмурно, какой? - …

Утро, когда на улице туман, какое? - …

Цветы, которые расцветают ранней осенью, какие? - …

Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

Потом поиграйте с ребенком в игру:

  • «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; он возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.
  • Выучите со своим ребенком стихотворение об осенних месяцах.

СЕНТЯБРЬ

Полетели в небе птицы.

Что им дома не сидится?

Просит их сентябрь: «На юге

Спрячьтесь вы от зимней вьюги».

ОКТЯБРЬ

Нам октябрь принёс подарки:

Расписал сады и парки,

Стали листья словно в сказке.

Где же взял он столько краски?

НОЯБРЬ

В ноябре лесные звери

Закрывают в норках двери.

Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны.

  • Известно, что на развитие речи большое влияние оказывает то, как у ребенка развита мелкая моторика рук.

Предложите ребенку во время прогулки порисовать палочкой на мокром песке, выложить узор из камешков.

Соберите желуди, шишки, листья и др. природный материал и сделайте вместе с ребенком осеннюю поделку.

Пусть дома ребенок нарисует «Осень», все то, что он увидел в парке во время прогулки (деревья с разноцветными листьями; землю, усыпанную листвой; может быть идет дождь и кругом лужи …). Попросите потом рассказать ребенка, что он изобразил в своей картине.

Используйте пальчиковые игры на осеннюю тематику, они способствуют развитию не только моторики кисти, пальцев рук, но и развитию речи (дети выполняют движения руками, пальцами, сопровождая их речью). Найти пальчиковые упражнения вы можете в книгах, которые так и называются, или в интернете.

Вот несколько примеров:

"Осенние листья"

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Шагают по столу средним и указательным пальчиками.)

"Овощи и фрукты"

У Лариски - две редиски»

У Алешки —

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки. (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

"Компот"

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)

(Загибают пальчики по одному, начи-ная с большого.)

(Опять «варят» и «мешают».)

Уважаемые родители, больше общайтесь со своим ребенком, разговаривайте, задавайте вопросы, учите наблюдать, анализировать.

Желаю удачи!

Консультация для родителей «Осень»

Консультация для родителей

Тема: «ОСЕНЬ»

Прогулки с ребенком на свежем воздухе хороши и полезны в любое время года. Просто прогуляться с ребенком – хорошо, а прогуляться, понаблюдать и поиграть - еще лучше.

Наблюдаем осенью

«За сезонными изменениями».

Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.

«За пауком, муравьем».

Цель: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, муравья его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе, вызывать интерес к окружающему миру.

«Листопад»

Цель: закрепить знания признаков поздней осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека в природе.

«За работой дворника»

Цель: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

«За березой, рябиной».

Цель: продолжать знакомство с березой, рябиной выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Игры для детей осенью позволяют сделать прогулку не только интересной, а и развивающей и познавательной.

Поиграем!

«Найди похожий лист»

Цель: Развивать наблюдательность, внимание, воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы.

«С какого дерева лист»

Цель: Пополнять словарный запас (рябиновый, кленовый, смородиновый и др., развивать внимание, мелкую моторику.

«Что услышал? »

Цель: Развивать любознательность, внимание, речь (предлагается закрыть глаза и послушать звуки, когда открыли глаза обсудите кто что слышал, кто услышал больше звуков, например: шум ветра, пение птицы, звук машины, шелест листьев и т. д.)

«Найди по описанию».

Вы описываете внешний вид любого дерева, а ребенок находит его. Если ребенок не знает название дерева, назовите его сами.

Подвижные игры и эстафеты

«Съедобное – несъедобное»

В игру включается несколько детей. По очереди каждому водящим бросается мяч и называется какой-нибудь предмет. Если это названное слово пригодно к употреблению в пищу – мяч ловится, если нет – отбрасывается. В качестве слов для игры осенью лучше использовать название овощей, фруктов, различных растений, огородных культур и т. д.

«Удочка»

Взрослый держит в руках веревку, к которой привязан мешочек с песком или скакалку, вращает веревку по кругу над самой землей, а ребенок подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел его.

«Кто быстрее добежит»

Договориться до какого места бежим вместе, по сигналу играющие бегут.

«Кто больше забьет мячей в ворота»

Играющие обозначают ворота, и начинают забивать гол по очереди в одни ворота, либо в противоположные.

Прочтите ребенку стихи об осени:

Сарафан надела осень,

Пестрый, расписной.

Листик желтый, листик алый,

Листик золотой.

То поднимет, то бросает

Ветер озорной

Листик желтый, листик алый,

Листик золотой.

Соберем букет на славу,

Пышный и большой.

Листик желтый, листик алый,

Листик золотой.

(И. Черницкая)

Загадайте детям осенние загадки. Соберите букет из листьев. Дома высушите собранные листочки и сделайте вместе с ребенком аппликацию.

Знакомьте ребенка с красотой родного края. Развивайте его фантазию, воображение, речь. Творите красоту своими руками!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: