МБДОУ Детский сад комбинированного вида №4 Подготовила и провела: воспитатель Кутумова Н.А. г.о. Химки, микр. Сходня март 2016 г.
Цель:
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
- Закреплять у детей представления о взаимосвязи здоровья и двигательной активности, о распорядке дня, о его значимости, о полезной еде.
- Уточнить знания о свойствах воздуха путём исследовательской деятельности.
- Развивать познавательный интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать.
- Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, прививать навыки ЗОЖ.
- Совершенствовать навыки работать в команде, уметь выслушать друг друга.
Оборудование: проектор, модель солнца, фонограммы, атрибуты для игр, макет дерева и мусорки, конструктор для постройки дома.
Оборудование для опыта: стаканчики с водой, трубочки по количеству детей.
Ход занятия:
(Дети старшей группы под музыку входят в спортивный зал)
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали «Здравствуйте» . Это значит, здоровье желаю.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое здоровье?
Дети: (Это сила, красота, ловкость, чистота, хорошее настроение)
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам легенду. (звучит спокойная лирическая музыка и идет презентация согласно словам)
«Давным–давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек, один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным» . Другой сказал: «Человек должен быть умным» . Третий сказал: «Человек должен быть здоровым» . Но один Бог сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам» . И решили они спрятать главное, что есть у человека - здоровье. Стали думать- решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - на высокие горы. А один из Богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека» .
Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь!
(заканчивает звучать музыка)
Воспитатель: Значит, здоровье спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Ребята, а вы хотите сберечь свое здоровье? Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много, много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. И не зря наша с вами сегодняшняя встреча называется (выводится на проекторе) «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!»
(На мольберте расположен макет солнышка с множеством лучиков) .
Воспитатель: Друзья, предлагаю отгадать загадку.
Идём мы день. Идём мы ночь
И убегают сутки прочь!
Дети: (часы)
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нам нужны часы?
Дети: (Часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени. Знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад, когда наступит обед, время прогулки и сна, ужин)
Воспитатель: Я с вами полностью согласна. Как можно назвать все эти действия одним словом?
Дети: (Режим) .
Воспитатель: Режим - это когда все дела распределены чётко по времени в течение дня. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку» , но будьте внимательными здесь есть лишняя картинка. (Подводится итог игры)
Так как же называется первый лучик здоровья?
Дети: Режим дня.
(открываю первый лучик «Режим дня» )
Воспитатель: Чтобы узнать, как называется второй лучик нашего здоровья, я предлагаю вам сесть за столы и проделать опыт. Возьмите трубочку и посмотреть в нее. (трубочки, стакан с водой по кол-ву детей) Что вы там видите?
Дети: (Ничего нет) .
Воспитатель: Сейчас мы убедимся, действительно ли там ничего нет. Давайте опустим трубочку в стакан с водой и подуем. Один, два, три, невидимка из трубочки беги. (Опускаю в воду трубочку и дуют, из бутылочки бегут пузырьки) . Что за невидимка сидел в бутылке?
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Да, верно-это воздух! И второй лучик нашего здоровья так и называется «Свежий воздух» . (открываю второй лучик)
Для чего нам нужен воздух?
Дети: чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте убедимся в этом. Сейчас вы постараетесь глубоко вдохнуть воздух и закрыть рот и нос ладошками, как только вам станет некомфортно - начинаете дышать. Какой вывод можно сделать?
Дети: Без воздуха нет жизни.
Воспитатель: Когда мы дышим – наш организм обогащается кислородом. Кровь разносит кислород во все органы. Благодаря чему мы чувствуем себя хорошо. Я приглашаю вас на дыхательную гимнастику.
Упражнение «Маятник головой»
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.
Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.
Воспитатель: Ребята, а кто мне подскажет, какой воздух полезнее для организма?
Дети: Свежий воздух.
Воспитатель: Поэтому, чтобы здоровье было крепким, проводите больше времени на свежем воздухе, вдали от города.
Воспитатель: Третий лучик нашего здоровья называется «Физические упражнения» (Ребенок открывает 3 лучик)
Друзья, чтобы быть здоровым нужно много двигаться и заниматься спортом. Давайте подумаем, какую пользу приносят физические упражнения и спорт?
Дети: (Физические упражнения и спорт делают наши мышцы крепкими и здоровыми, дают заряд энергии)
Воспитатель: Я предлагаю немного размяться.
(Под песню «Вместе весело шагать дети выполняют разминку.)
Воспитатель: Дети, какие мышцы стали у вас?
Дети: Крепкие и сильные.
Воспитатель: А я предлагаю узнать, какой же четвёртый лучик в нашем солнышке.
И по этому поводу мы поиграем в игру «Полезная еда» , я зачитываю четверостишье о продуктах. Если они полезные, то вы вместе говорите: «Правильно, правильно совершенно верно» . Если о том, что для здоровья вредно, вы хлопаете в ладоши.
(четверостишье выводится на проектор)
* Ешь побольше апельсинов,
пей морковный, вкусный сок.
И тогда ты точно будешь
очень строен и высок.
* Если хочешь стройным быть,
надо сладкое любить,
ешь конфеты, жуй ирис,
строен стань, как кипарис.
* Чтобы правильно питаться,
вы запомните совет,
ешьте фрукты, кашу с маслом,
рыбу, мёд и виноград.
- Пейте дети молоко, будете здоровы.
Воспитатель: Ребят, я точно знаю, что все продукты можно разделить на 2 группы. А кто знает, какие это группы? (полезные и вредные продукты)
Воспитатель: Друзья, а давайте сейчас мы поиграем еще в одну интересную игру.
Мы посадим дерево, на котором будут расти только полезные продукты. Ну а вредные продукты мы отправим в мусорку. (На макет дерева дети вешают полезные продукты, а на мусорку вредные)
Воспитатель: Ребята, как же называется 4 лучик здоровья?
Дети: Правильное питание
(Открываю 4 лучик здоровья «Правильное питание» )
Воспитатель: Ребята, если мы с вами будем соблюдать режим дня, будем много находиться на свежем воздухе, правильно питаться- какое настроение у нас будет?
Дети: (хорошее)
Воспитатель: (открываю 5 лучик «Хорошее настроение» )
Пятый лучик здоровья- это хорошее настроение. А если у человека хорошее настроение ему хочется заниматься любимым делом. А какое у нас любимое дело?
Дети: (Игра)
Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Стром дом»
Строим дом, строим дом,
Строим дом, высокий дом.
(дети стоят в парах и хлопают в ладоши друг другу)
- Строим дом, стоя лицом в круг, взявшись за руки.
(Дети образуют круг и выполняют указания ведущего)
(первое двустишье всегда повторяется)
- Строим дом спиной друг к другу, руки за голову.
- Строим дом стоя на коленях, лицом в круг руки вверх.
Воспитатель:1, 2, 1, 2 так закончилась игра.
Ребята, глядя на вас, я понимаю, что ваше настроение на твердую оценку «5» . Осталось открыть последний лучик здоровья. (открываю 6 луч. «Отдых» )
Воспитатель: Ребята, я открою вам секрет, что отдых это не только когда мы с вами днем и ночью спим. Это то, когда человек во время работы уделяет несколько минут на отдых. Он просто расслабляется и смотрит вдаль. Давайте с вами ляжем на палас и немного отдохнем. (играет медленная музыка дети отдыхают)
Воспитатель: Посмотрите, как засияло и засверкало наше солнышко.
Также будет сверкать и ваше здоровье, только умейте им управлять!
А хотите узнать какое настроение мы подарили нашим гостям?
Дети (да)
Воспитатель: Уважаемые гости, перед вами лежат лица людей. С помощью губ, которые вам предстоит наклеить, покажите пожалуйста настроение, которое мы вам подарили.
Ребята, вам понравилось наша встреча? А что именно понравилось? Что вы узнали нового? Какие 6 главных правил нужно соблюдать чтобы быть здоровым? Всем огромное спасибо! Желаю вам ребята и нашим гостям крепкого здоровья.
(Дети под музыку выходят из зала.)
Цель : Формировать навыки заботливого отношения к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные
Закреплять понятие, что основой крепкого здоровья является забота о себе и отсутствие вредных привычек.
Дать понятие о правильном питании.
Развивающие
Продолжать развивать умение делать выводы на основе наблюдений и личного опыта.
Развивать память, внимание, речь, воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
Прививать привычку заботиться о своем здоровье.
Показать взаимосвязь и взаимозависимость здоровья и образа жизни, питания, занятий спортом.
Оборудование:
Продукты питания: торт, шоколад, «Сникерс», виноград, лимон, апельсин, помидор, огурец, молоко, булка, сосиска, кетчуп, лимонад, напитки «Фанта», «Кола», чипсы, каша «Быстров», ягоды шиповника, варенье. Чайный сервиз, карта путешествия. Таблички «Станция «Мечта», «Витаминка», «Движение - жизнь», «Хорошее настроение».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня у на гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель : А знаете, мы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали «Здравствуйте! Здоровья желаю, всего доброго, всех благ.
Расскажу я вам старую легенду.
«Давным–давно, на горе Олимп жили-были Боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: Человек должен быть здоровым!» Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, то он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали они решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: здоровье надо спрятать в самого человека. Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов!»
Воспитатель: Значит, здоровье спрятано и во мне, и в тебе, в каждом из нас. И сегодня я предлагаю вам оправиться в город «Здоровье» и узнать, что же надо сделать для того, чтобы быть здоровым.
Воспитатель обращает внимание на карту путешествия. Кружками обозначены станции. Дети читают название «Мечта», «Витаминка», «Движение - жизнь», «Хорошее настроение».
Звучит веселая музыка.
Воспитатель : Итак, наша первая станция «Витаминка».
Вопросы:
1.Дети, а вы знаете, что такое витамины? (Это полезные вещества, которых очень много в овощах, фруктах)
2. Какие витамины вы знаете? (А, В. С. Д.)
Воспитатель: А для чего нужен А? (Витамин роста, он помогает расти, а также сохранить зрение. Богаты витамином морковь, помидор, перец, тыква, абрикос, жир, зеленый горошек, рыбий жир.
Ребенок:
Витамин А нужен для зрения
Помни истину простую,
Лучше видит тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.
Воспитатель: Для чего нужен витамин В. (Витамин регулирует обмен веществ. Содержится в овсе, ржаном хлебе.)
Ребенок :
Витамин В помогает работе сердца.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Воспитатель: А для чего нужен витамин С? (Общеукрепляющий витамин, повышает иммунитет. Богаты витамином цитрусовые, особенно лимон.)
Ребенок:
Витамин С укрепляет весь организм.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и кислый очень он.
Воспитатель : А для чего нужен витамин Д. (Для роста, укрепления костей, если его не хватает, ребенок может заболеть рахитом. Содержится в рыбе, яйцах.)
Ребенок:
Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный, надо пить!
Он спасет от всех болезней,
Без болезней лучше жить.
Воспитатель обращает внимание на таблицу «Где спрятались витамины» Дети называют продукты, в которых они содержатся.
Воспитатель: Итак, мы с вами вспомнили продукты богатые витаминами.
А вот все ли продукты полезны? (Нет.)
Чтобы быть здоровыми, необходимо сбалансированное питание, т.е. надо знать, какие продукты можно есть и в каком количестве. И я предлагаю вам пройти в наш «Магазин» и рассказать о полезных и вредных продуктах, положить их в корзину.
Дети читают четверостишия о продуктах:
1. Фанта супер, фанта – класс!
Фанта сделана для нас
Будешь фанту пить – смотри,
Растворишься изнутри.
2. В мире лучшая награда -
Это плитка шоколада.
В мире лучшая награда –
Это гроздья винограда.
3. Знайте, дамы, господа,
«Сникерс» - лучшая еда.
Будешь кушать «Сникерс» сладкий,
Будут зубы не в порядке.
4. Я сегодня очень горд,
Я купил сегодня торт.
Фрукты, овощи полезней, защищают от болезней.
5. Стать здоровым мне помог
С красным кетчупом «хот-дог»
Будешь часто есть «хот-доги»,
Через год протянешь ноги.
6. Любят «спрайт» на все планете,
Все – и взрослые, и дети!
Вместо «Спрайта» у ребят
Популярен лимонад.
7. «Прингл» - чипсы хоть-куда!
Ешьте чипсы, господа!
Лучше кашу ешь «Быстров»,
Ешь ее – будь готов!
8. Дает силы мне всегда,
Очень жирная еда.
Дает силы мне всегда
Витаминная еда.
9. Я сегодня очень горд
Я купил сегодня торт.
Фрукты, овощи полезней,
Защищают от болезней
10. В благодарность пепи-коле,
Будешь самым умным в школе.
Вкус обманчивый порой,
Молоко, пей дорогой.
Воспитатель: Молодцы, выбрали полезные продукты. Давайте покажем их нашим гостям, а гости оценят, как вы справились с этим заданием.
Воспитатель: Теперь вас можно смело отпускать в магазин за продуктами, и быть уверенными, что вы выберите не только вкусные, но и главное, полезные продукты.
Всем известно, всем понятно
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.
Чтоб здоровым стать,
Чтоб здоровым быть,
Учтите вы заранее,
Что необходимо
Полезное питание.
И помните об этом,
Идя по магазинам,
Не сладости ищите –
Ищите витамины!
Воспитатель: А сейчас, на м пора дальше в путь. И наша следующая станция «Мечта» (Под музыку дети «подъезжают к следующей станции».) Воспитатель: Дети, а вы знаете, какого человека можно назвать «здоровым» (Кто себя чувствует хорошо, не болеет, заботиться о себе.)
Сейчас я предлагаю вам выбрать карточки и объяснить, что же нужно сделать для того, чтобы позаботься о своем слухе, коже, зрении, что сделать, чтобы был крепким и здоровым сон.
Дети раскладывают карточки, объясняют свой выбор. (Самостоятельная работа детей.)
Воспитатель: Можно сделать вывод, Если мы будем соблюдать правила гигиены, то непременно будем здоровы.
Воспитатель: А какие пословицы, поговорки вы знаете о здоровье?
Дети:
1.Здоровье дороже богатства.
2. Труд – здоровье, лень – болезнь.
3. Крепится человек – крепче камня, ослабеет – слабее воды.
4. Болезнь человека на красит.
5. Болен – лечись, здоров – крепись.
6. Здоровым быть – без грусти жить.
7. Береги платье снову, а здоровье - смолоду.
Воспитатель: А вот и следующая станция «Хорошее настроение»
Воспитатель: Дети, какое у вас настроение? А у наших гостей?
Я вижу, что вас всех здоровый вид, радостные, улыбающиеся лица. А залог здоровья – это улыбка и хорошее настроение. Улыбаясь. Мы дарим друг другу здоровье и радость.
Также сохранить здоровье помогает витаминный чай. Даже пословица есть такая «Чай здоровье прибавляет и людей сближает». А из чего можно приготовить чай? (из лимона, малины, вишни…). Как называют такой чай (Лимонный, малиновый, вишневый…)
Воспитатель: А следующая станция «Движение- жизнь».
А кто знает пословицы о спорте?
1. Кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается.
2. Если хочешь быть сильным- бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай.
4 – Что означают эти пословицы? В чем их смысл?
А каких людей вы считаете сильными?
А твой папа сильный?
А где находится сила?
Давайте проверим, много ли силы в ваших руках7
А у какого сказочного героя были самые сильные мышцы? (У богатырей, у Геракла)
А мы тоже можем тренировать свои мышцы, если будем заниматься спортом. (Зарядкой, физкультурой, кататься на коньках, лыжах.)
Дети выполняют элементы физ упражнений (прыжки, приседания, наклоны).
Воспитатель: Итак, что же нужно для того, чтобы быть здоровыми?
Правильное питание.
Забота о здоровье.
Чорошее настроение.
Занятия спортом.
А на прощание давайте пожелаем друг другу и гостям хорошего настроения, крепкого здоровья.
А наш девиз пусть станет нашим правилом:
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.
Чтобы сильным стать и смелым,
Я со спортом подружусь».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что вы нашли, куда Боги спрятали наше здоровье. Где же оно? Оно в нас самих!
Конспект НОД
по здоровьесбережению
в средней группе.
На тему: Секреты здорового питания
Цель: Способствовать у детей необходимость заботы о своем здоровье в первую очередь о правильном питании.
Задачи:
Уточнить знания детей о периоде времени принятия пищи.
Упражнять в умении разделять продукты на полезные и не полезные для здоровья.
Закрепить знания о наличии витаминов и пользе овощей, фруктов и продуктов питания.
Воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу.
Оборудование: Презентация «Хлеб всему голова», кроссворд, картинки с продуктами, овощами, фруктами
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я вновь рада видеть вас сегодня красивыми, умными, а главное - здоровыми! А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю!
Воспитатель: А еще к нам в гости сегодня прилетел лунный гость, как вы думаете кто это?
Дети: Лунтик
Лунтик: Привет, ребята, Я родился!
И сразу же с луны свалился…
У вас в гостях я оказался,
И вот уже проголодался…
Чем же можно подкрепиться,
Да так, чтобы не отравиться???
Подскажите мне, друзья,
Ведь ничего не знаю я…
Воспитатель: Давайте Лунтику поможем - Дадим полезные советы,
Откроем пищи здоровой секреты!!!
Основная часть:
Воспитатель : Давайте расскажем и покажем Лунтику как нужно правильно питаться, и с какой еды начинать день. Скажите как называется время еды утром.
Дети: Завтрак
Воспитатель: Правильно, Завтрак должен дать нам силы, до обеда, чтоб хватило! Все ребята знают наши, Что с утра полезны...
Дети: Каши
Воспитатель: Давай Лунтик ты попробуешь что наши дети едят на завтрак.
Лунтик: Какая была кашка- вкусняшка!
Воспитатель: Ребята! Лунтик съел кашу, которая названа именем древнего героя, обладающего особой силой. И зовут его Геркулес, поэтому и каша называется геркулесовая она очень полезная и вкусная. А какие вы еще знаете и любите каши?
Дети: Манная, рисовая, пшенная, гречневая, пшеничная.
Воспитатель: Любой завтрак не может обойтись без хлеба. Хлеб и выпечка важны, питательны и так вкусны! Скажите, а откуда берется хлеб?
(ответы детей)
Воспитатель: давайте пройдем небольшую экскурсию и узнаем откуда берется хлеб. (показ презентации хлеб всему голова) Прежде чем попасть на прилавки магазина, хлеб проходит большой тяжелый труд. Сначала в поле сеют рожь или пшено потом когда зерна выросли их собирают, сушат. После этого зерно перемалывают в муку, потом эту муку везут на хлебозавод где и пекут хлеб, и хлебобулочные изделия которые мы так любим.
Лунтик:
Кушай почаще хлеб
серый, ржаной
И здоровье всегда
будет с тобой!!!
Воспитатель: Правильно Лунтик ты совершенно прав.
Лунтик: А баба Капа говорит, что полезно пить молоко это правда?
Воспитатель: дети скажите молоко полезное?
Дети: Да
Воспитатель: скажите откуда берется молоко?
Дети: его дает нам корова.
Воспитатель: Правильно, скажите, а какие еще молочные продукты вы знаете?
Дети: сыр, творог, мороженое, кефир, масло.
Лунтик: Молоко нельзя не любить! Его нужно кушать, его нужно пить! Но, что то я устал может отдохнем?
Дети: Да
Воспитатель: я предлагаю вам игру которая называется «Съедобный не съедобный» Сейчас мы с вами пройдем на ковер и сделаем большой круг, я буду кидать мяч и называть разные предметы, если этот предмет съедобный то мяч нужно поймать, а если это не съедобное то мяч нужно от бросить.
Лунтик: Что то я опять проголодался.
Воспитатель: скажите какое время еды происходит днем?
Дети: Обед
Воспитатель: Правильно!
Лунтик: У меня есть меню:
Что будем кушать на обед?
Так: чипсы, килограмм конфет…
Воспитатель: В меню какая-то ошибка! Ребята скажите что мы кушаем на обед
Дети: Суп
Воспитатель: А какие супы вы знаете?
Дети: Свекольник, борщ, щи, рассольник, уха.
Лунтик: Какой же суп вкуснее других??? Ни разу в жизни не пробовал их…
Воспитатель: ребята помогите лунтику выбрать продукты подходящие для приготовления супов.
Лунтик: После вкусного обеда
Даже детки-непоседы
Знают, что всем делать нужно -
Отдыхать ложатся дружно!
Воспитатель: Правильно Лунтик после обеда все детки ложатся спать
Лунтик: после сна, что бывает после сна.
Воспитатель: Дети скажите какое время еды бывает после сна?
Дети: Полдник
Воспитатель: Полдник - чудесное время, попить чай, компот иль сок и скушать свеженький пирог! А также ягоды и фрукты - волшебные продукты. Они содержат витамины - для всех детей необходимы!!! Отгадайте-ка ребятки витаминные загадки!
Загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки (яблоко)
Словно месяц под звездой
Фрукт волшебно-золотой-
Леденец для обезьян
В желтой курточке… (банан)
Часто в чай его кладут-
Всем известен этот фрукт!
Он не сладкий и не горький,
Если съесть захочешь дольку,
Знай: на вкус кислейший он!
Как зовут его? (лимон)
На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа!
Ну, конечно, это... (груша)
Темно - красного он цвета,
А по форме - будто шар,
В нем жильцов -
Что звезд на небе,
Тоже красных как пожар!
Сочный он и сладкий - сладкий,
Купишь - будешь очень рад,
Разве сложная загадка?
Что это, скажи? (гранат)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин - Это спелый... (апельсин)
Лунтик: Молодцы, ребята! Так быстро справились с заданием!
Воспитатель: теперь можно и: какое время еды бывает вечером?
Дети: Ужин
Воспитатель: На ужин лучше блюда нет-чем всем знакомый -Винегрет
Лунтик: Салатик такой аппетит улучшает, Как его приготовить, кто из вас знает?
Воспитатель: Дети давайте с вами разгадаем небольшой кроссворд и узнаем из чего приготовить винегрет
Вопрос 1 .
Рыжий спрятан корешок
Сверху виден
лишь вершок
А подцепишь ловко-
И в руках -….
Вопрос 2.
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождей
я не размокла,
Крупна, кругла,
сладка на вкус
Узнали вы меня? Я …
Вопрос 3.
Летом в огороде -
свежий, зеленый,
А зимой в бочке-
желтый, соленый.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут их …
Вопрос 4 .
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она
с полей пришла.
Ты посоли ее немножко..,
Правда, вкусная …
Вопрос 5.
Я - приправа
в каждом блюде,
И всегда полезен
людям,
Угадали, я ваш друг,
Я простой, зеленый …
Вопрос 6.
Что за скрип,
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…
Воспитатель: молодцы мы разгадали с вами кроссворд и узнали что винегрет сделан из чего?
Дети: из овощей.
Лунтик: Как много интересного сегодня я узнал!!! Спасибо вам, друзья мои, Без вас бы я пропал! До новых встреч, ребята!
Дети: До новых встреч.
Заключительная часть:
Воспитатель:
Ребята скажите кто сегодня к нам приходил в гости?
Ребята скажите чем сегодня мы с вами занимались?
Что больше всего вам понравилось?
Тема «Главные помощники человека»
Программное содержание : Продолжать формировать у детей представление о том , как части тела, и органы чувств помогают знакомиться с окружающим миром; обобщать имеющиеся знания у детей о функциях частей тела и органов чувств. Воспитывать привычку беречь свое здоровье, ухаживать за своим телом, бережно относится к своему зрению.
Оборудование: Плакаты людей разного возраста; декорации для оформления леса; набор овощей, повязки для глаз на каждого ребенка; коробка с фруктами, бируши на каждого ребенка.
Предварительная работа : Дидактические игры: «Угадай, чей голосок?»; «Чудесный мешочек», «Палка, палка, огуречик – получился человечек», «Мой портрет», «Узнай на вкус»; беседы «Чтобы зубы были крепкими», «Правила чистоты», «Что умеют руки , ноги»; сюжетно – ролевые игры «Больница», «Семья»; практическая деятельность; чтение произведений: А.Барто «Девочка чумазая», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; экскурсия в медицинский кабинет; досуг «Советы Доктора Айболита».
(Воспитатель показывает детям рисунки людей разного возраста: от младенца до пожилого человека)
Воспитатель: Ребята, перед вами люди. Посмотрите внимательно и скажите, что общего у них?
Дети: Люди похожи строением тела.
Воспитатель: Чем отличаются люди на рисунках?
Дети: Люди на рисунках разного возраста.
Воспитатель: Когда человек рождается, его тело очень маленькое. Постепенно человек растет, растет и его тело. Но какими бы разными не были люди по цвету глаз, волос, кожи, возрасту, все люди похожи своим телосложением. Каждый человек имеет помощников, без которых в жизни было бы трудно обойтись. Это части тела и органы чувств. А вспомнить помощников поможет стихотворение. Я читаю, а вы договариваете последнее слово.
Оля весело бежит к речке по дорожке,
А для этого нужны нашей Оле…(ножки)
Оля ягодки берет по 2, по 3 штучки,
А для этого нужны нашей Оле…(ручки)
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – улетела.
Идем по дороге , поднимаем выше ноги
А теперь остановились, все на месте, убедились?
Мы попали на опушку « Ловкие ручки». Посмотрите, сколько грибов и ягод вокруг. Давайте уберем руки за спину и попробуем собрать грибы в корзину, но руки за спиной.
(Дети пытаются, пробуют)
Воспитатель: Можно без рук собрать грибы? А теперь соберите грибы с помощью ваших помощников – рук.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: А если мы оденем повязку на глаза, сможем собирать грибы и ягоды? Какие части тела и органы чувств вам помогали?
(Дети называют: ноги, руки, глаза)
Воспитатель: Таким образом , без помощи рук, ног, глаз нам не выполнить даже такого простого задания, как сбор грибов и ягод. Чтобы руки и ноги были всегда человеку помощниками , как мы о них должны заботиться?
Дети: Мы должны заниматься спортом, тренировать мышцы, есть полезную пищу, содержать тело в чистоте.
Воспитатель: Все правильно, а сейчас идем по дороге , поднимаем выше ноги, а теперь остановились, все на месте? Убедились? Мы пришли в «Долину слуха». Давайте послушаем и скажем, какие звуки вы услышали?
(Звучит пение птиц, журчание воды , голос кукушки, шелест листвы)
Воспитатель: Какой орган чувств нам помогает слышать звуки?
Дети: Уши.
Воспитатель: Да, нам помогли уши. А уши – это орган слуха. А теперь закройте уши.
(Дети закрывают уши, звучит в записи пение птиц).
Воспитатель: Что произошло, когда вы закрыли уши?
Дети: Мы не слышали звуков.
Воспитатель: Скажите, для чего даны человеку уши?
Дети: Чтобы слышать людей, звуки леса.
Воспитатель: Как можно сберечь слух?
Дети: Не толкать в уши острые предметы, бусинки, не кричать громко, не простужать уши, мыть их.
Воспитатель: Покидаем «Долину слуха» и отправляемся дальше.
Идем по дороге, поднимаем выше ноги,
А теперь остановитесь , все на месте, убедитесь?
Мы пришли на «Поляну ароматов». Посмотрите, сколько вокруг красивых цветов. Какой орган чувств помог вам увидеть красивые цветы?
Дети: Помогли увидеть глаза.
Воспитатель: Да, глаза – это орган зрения. Оденьте повязку на глаза и скажите, что вы почувствовали?
(Воспитатель подносит по очереди цветок, пропитанный ароматом)
Дети: Мы почувствовали приятный запах.
Воспитатель: Какой орган чувств помог вам почувствовать запах? Правильно. Почувствовать аромат помогает нос. Нос – это орган обоняния. Теперь снова оденьте повязку и зажмите нос. Попробуйте, не разжимая нос, сказать, чем пахнет сейчас?
(Воспитатель брызгает в воздух освежителем)
Дети: Ничего не чувствуем.
Воспитатель: Разжимайте нос, что чувствуете? Трудно различать запахи, когда человек болеет и нос заложен. Что еще мы делаем с помощью носа?
Дети: С помощью носа мы дышим.
Воспитатель: Правильно.
Какой орган чувств помогает дышать и чувствовать запахи?
Дети: Нос.
Воспитатель: Да, нам помог нос – орган обоняния.
Ребята, как уберечь нос, чтобы он нам помогал всю жизнь?
Дети: Не толкать в нос разные предметы, не простужаться, а если болеешь, то нужно иметь платок.
Идем по дороге, поднимаем ноги
А теперь остановитесь , все на месте? Убедитесь?
Мы подошли к « Красной пещере». Послушайте загадку:
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей,
И мясо, и хлеб – всю добычу мою,
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Дети отгадывают загадку)
Воспитатель: Правильно. Это рот, зубы. Сейчас оденьте повязку на глаза и попробуйте на вкус узнать, что вы съели. Скушайте и пока держите в секрете.
(Воспитатель мальчикам дает кусочек огурца, девочкам – моркови)
Итак, что пробовали мальчики, а что девочки? Как вы это узнали, у вас ведь были завязаны глаза? Какой орган чувств вам помог узнать пищу на вкус, разжевать ее? Какие правила нужно знать , чтобы зубы были здоровыми и помогали нам в жизни?
Дети: Зубы нужно чистить зубной пастой, не грызть орехи, не есть сильно холодную или горячую пищу, лечить, если болят.
Воспитатель: Ну вот, всю страну «Здоровейку» мы прошли. Сегодня вы много узнали нового о своем здоровье. Вспомните, какие части тела и органы чувств нам помогают узнавать окружающий мир? Чтобы наши помощники всегда помогали нам в жизни, что мы для этого должны делать?
Дети: Заботится о своем здоровье.
Воспитатель: А чтобы вы никогда не забывали о своих помощниках, берегите свое здоровье и я вам дарю « Витаминный» подарок.
(Воспитатель вносит красивую коробку с яблоками)
Светлана Алтухова
Конспект НОД по здоровьесбережению в старшей группе
НОД по здоровьесбережению в старшей группе .
Цель : Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни .
Задачи : Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Закрепить представление детей о распорядке дня, значимости режима дня.
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье .
Оборудование : Опорные картинки, «дерево здоровья » , ёмкость с водой, трубочки и баночки по количеству детей.
Ход НОД
Воспитатель : Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье . На какое слово похоже слово «здоровье » ?
Правильно, слово здоровье похоже на слово «здравствуй» .
Когда мы здороваемся мы желаем друг другу здоровья .
Давайте и мы поздороваемся друг с другом ещё раз и сделаем это в игре.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое
Здравствуй матушка земля
Здравствуйте мои друзья.
Подумайте и скажите, что вам больше нравится болеть или быть здоровыми ?
Да я с вами соглашусь, что приятнее чувствовать себя здоровыми , бодрым и весёлым!
А как вы понимаете быть здоровым ? Что надо человеку чтобы быть здоровым ? Что такое здоровье ? (ответы детей)
(Здоровье – это сила , красота, когда настроение хорошее и все получается).
Воспитатель : Вы хотите быть здоровыми ? (ответы детей)
Воспитатель : Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну здоровья . Чтобы добраться туда, нам придётся вспомнить всё то, что мы узнали и чему научились.
Готовы ребята отправиться в путешествие?
А на чем можно отправиться в путешествие?
«Машине, поезде, автобусе…»
А мы отправимся на облаках. Готовы.
Ну, тогда, в путь – дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь ? (клип. Мультфильма : «Облака» ).
(педагог превращается в королеву страны здоровья ) .
Воспитатель : Ребята, вот мы и прибыли в страну где все жители никогда не болеют.
(в группе появляются опорные картинки о здоровом образе жизни ).
Воспитатель : а как вы думаете, кто живет в стране здоровья ?
(Здесь живут люди, которые не болеют) .
Воспитатель : а что нужно делать, чтобы не болеть и быть здоровыми ?
(нужно заниматься физкультурой, делать зарядку, гулять, правильно питаться, следить за чистотой).
Воспитатель : Правильно это значит быть чистым, чистить зубы, гулять, быть опрятным, соблюдать правила гигиены, делать зарядку, соблюдать режим дня, правильно питаться.
Ведь недаром говорится :
«Я здоровье берегу , сам себе я помогу» .
Воспитатель : «Ой посмотрите какой чудесный сундучок, давайте посмотрим, что там лежит».
Волшебный сундучок» предлагает нам разгадать загадки.
Слушаем внимательно : (можно с чудесным мешочком соединить) .
1. Лёг в карман и караулю :
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос.
(носовой платок)
Для чего нужен носовой платок? (Закрывать рот при чихании и кашле, вытирать нос.) А у вас есть носовой платок? Носовой платок должен быть у каждого. Пользуйтесь им всегда, следите, чтобы он был чистым. А можно давать свой платок детям, друзьям? (Нет) . Почему? Правильно, носовой платок должен быть индивидуальным, только вашим.
Слушайте следующую загадку.
2. Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было - Что, ребята?
(мыло)
3. На себя я труд беру :
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю.
(мочалка)
4. Вытираю я, ребят после душа, бани
(полотенце)
Для чего нужно мыло, мочалка, а полотенце? (Чтобы мыться, а полотенце, чтобы вытираться) . Когда мы умываемся? (Когда испачкались, после прогулки, перед едой, после сна) . Можно давать свою мочалку, своё полотенце друзьям? (Нет) . Мочалка и полотенце должны быть только вашим.
5. Очень много в ней зубов,
Но характер не суров.
Зубы, чтобы не кусать,
А красиво расчесать.
Эта с зубьями полоска,
Называется.
(расческа)
А для чего нужна расчёска? (Расчёсывать волосы.) Ежедневно расчёсывайте волосы. А свою расчёску можно дать подружке? (Нет) . Расчёска тоже должна быть у каждого своя.
6. По утрам и вечерам
Чистит зубы пастой нам.
(зубная щетка)
Назовите предметы личной гигиены.
Молодцы, ребята, вы не только назвали предметы личной гигиены, но и вспомнили правила гигиены, выполнение которых очень важно для сохранения и укрепления здоровья .
Воспитатель : Итак, первое сердечко здоровья – это чистота своего тела-гигиена.
А теперь послушайте ещё одну загадку :
«Зимой в воде холодной, купаться не боюсь,
Я только здоровее , ребята, становлюсь» (ребёнок загадывает) .
Дети : - Закаливание.
Воспитатель : - «Смолоду закалишься – на весь век сгодишься» Как вы понимаете эту пословицу?
«Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно» .
Есть много видов закаливания, помогите мне их вспомнить.
Дети :
Обливание под душем
Умывание прохладной водой
Полоскание горла
Бег в прохладном помещении.
Воздушные ванны.
Солнечные ванны.
Массажным дорожкам.
Очень полезно ходить по этим дорожкам, так. Как они прибавляют здоровья , если по ним ходить босиком. У нас на подошве много активных точек, отвечающих за здоровье внутренних органов , когда мы их задеваем, массируем, они способствуют правильной работе всего организма.
Воспитатель : - Как вы думаете, для чего люди закаляются?
(ответы детей - закалённый человек мало или совсем не болеет. Легче переносит заболевания. У него всегда бодрое настроение.)
Воспитатель : - Какие вы молодцы, все знаете. Люди закаляются для того, чтобы научить свой организм сопротивляться вредным условиям, научить его быть сильным, а значит выносливым и здоровым .
Теперь вы знаете название второе сердечко здоровья-закаливание .
Воспитатель : Чтобы узнать, как называется четвёртое сердечко нашего здоровья , мы проведем опыт.
Загляните внутрь этой трубочки. Что вы там видите?
Дети : Ничего нет.
Воспитатель : Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из трубочки беги. (Опускаем трубочку в воду и подуем в нее, из трубочки бегут пузырьки) .
Воспитатель : Что за невидимка сидел в трубочке?
Дети : Это воздух.
Воспитатель : Правильно дети, а для чего нужен воздух?
«Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты». (ребёнок рассказывает) .
Воспитатель : Давайте, дети, проверим, так ли это. Сейчас вы постараетесь глубоко вдохнуть воздух и закрыть рот и нос ладошками (дети выполняют задание воспитателя) .
Воспитатель : Что вы почувствовали? Почему не смогли долго быть без воздуха?
(Суждение детей) .
Воспитатель : Правильно, дети. Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и говорит : «Пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем» .
Воспитатель : Воздух богатый кислородом – это чистый, свежий воздух.
Так как же называется третье сердечко здоровья , которое необходимо человеку, и всему живому на земле?
Дети : Воздух.
Воспитатель :
«Мама сказки мне читает
Крепкий сон мой охраняет!
Следует ребята знать
Нужно всем подольше спать!» (ребёнок загадывает) .
Четвёртое сердечко-это дневной сон».
Воспитатель : Пятое сердечко нашего здоровья – это физические упражнения.
Воспитатель : Давайте, дети, подумаем, какую пользу приносят физические упражнения?
(суждение детей)
Воспитатель : а вы сами выполняете физические упражнения?
Где и когда?
(суждение детей)
Воспитатель : Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой?
Дети : Чтобы не болеть, быть здоровым .
«Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт – помощник,
Спорт – здоровье ,
Спорт – игра,
Спорту скажем дружно : «Да!»
Физкультминутка
Рано утром на зарядку
Друг за другом мы идем.
И все дружно по порядку
Упражнения начнем.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на месте тихо сесть.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Антошка, но он очень расстроен, потому, что мама не разрешает ему весь день кушать мороженое, конфеты и пить лимонад, а просит его поесть суп и гречневую кашу с котлетой.
Как вы думаете, прав ли Антошка, что сердится на маму или не прав?
(ответы детей : нет, не прав)
Воспитатель : а для того, чтобы Антошка понял, почему он не прав, давайте расскажем ему, для чего мы питаемся? (ответы детей : мы питаемся для того, чтобы расти; чтобы расти здоровыми ; чтобы расти крепкими и сильными.) А все ли еда помогает нам расти сильными и здоровыми ? (нет, только полезные.)
Воспитатель : Антошка, а ты знаешь, какие продукты полезные для нашего организма? (Нет, не знаю.)
Дидактическая игра «Полезно – вредно»
Я предлагаю вам вырастить чудо-деревья, на которых будут расти полезные и вредные продукты. Вот здесь картинки с изображением различных продуктов питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т. п.). Каждый из вас подойдет, возьмет одну карточку с изображением полезного продукта и повесит ее на дерево. (Воспитатель объясняет почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно).
Воспитатель : Наш организм должен получать с пищей все, что ему необходимо для жизни, поэтому, нам надо регулярно кушать разнообразную пищу и пить воду, и вот ещё одно сердечко это-правильное питание.
Дидактическая игра с Антошкой. «Отгадай загадку про витамины и найди их» .
Там на грядке вырос куст,
Слышно только хруст, да хруст.
В щах, в солянке густо -
Это я. (капуста) .
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (ягоды)
Витамин С - укрепляет иммунитет. В каких продуктах он содержится : (дети отгадывают загадки и подбирают карточки отгадки, а ещё, витамина "С" много в : чёрной смородине, красном перце и шиповнике, цитрусовых.
Красный спрятан корешок
Сверху виден лишь вершок,
А подцепишь ловко
И в руках. (морковка) .
Витамин А - помогает сохранить хорошее зрение, красивые волосы и здоровые зубы . В каких продуктах он содержится? (дети отгадывают загадки и подбирают карточки отгадки, а ещё, витамина "А" много (дети рассматривают карточки и называют) в : в абрикосе и шиповнике.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу.
Рот есть, да не говорю. (рыба)
Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег. (молоко)
Витамин D - появляется в коже человека под действием солнечных лучей, влияет на развитие костной системы, делает наши кости крепкими. В каких продуктах он содержится? (дети отгадывают загадки и подбирают карточки отгадки, а ещё, витамина "D" много (дети рассматривают карточки и называют) в : рыбьем жире и сливочном масле.
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает пригорелый. (хлеб)
Витамин В – снимает усталость и помогает работе сердца и сосудов. В каких продуктах он содержится? (дети отгадывают загадки и подбирают карточки отгадки, а ещё, витамина "В" много (дети рассматривают карточки и называют) в кашах и семечках.
Итак, седьмое сердечко здоровья - это правильная и здоровая пища с витаминами .
Воспитатель : Ребята, Антошка вам очень благодарен за то, что вы так много рассказали ему о полезных продуктах, ему понравилось, как вы играли, отгадывали загадки и разукрашивали. Он даже пообещал слушаться маму и каждый день кушать суп, кашу и пить молоко, чтобы расти сильным и здоровым .
А вам понравилось наше занятие? (ответы детей)
А что понравилось и запомнилось больше всего? (ответы детей)
Давайте вспомним все сердечки здоровья ?