Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, тема: Транспорт. Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: Транспорт

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

« Транспорт »

Подготовила логопед: Кривогузова О.П.

Задачи :

Коррекционно - образовательные :

    Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.

    Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.

    Продолжать учить:

Правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

Образовывать прилагательные от существительных,

– употреблять глагол «ехать» с разными приставками,

Составлять деформированные слова,

Точному употреблению предлогов,

Составлять описательный рассказ

Коррекционно - развивающие :

    Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)

    Логического мышления.

    Развитие конструктивного праксиса.

    Развитие темпо-ритмических компонентов.

    Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.

Коррекционно - воспитательные :

    Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

    Формировать умение детей работать самостоятельно, договариваясь для достижения результата.

Ход занятия:

    Орг момент

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

    Основная часть

Я сегодня получила письмо. Вы хотите узнать от кого оно?

Письмо

Здравствуйте ребята ! Пишут вам Винтик и Шпунтик гениальные изобретатели из Цветочного города . У нас случилась беда , мы конструировали новый транспорт для путешествий , но налетел сильный ветер и все наши чертежи перепутал . Мы просим вас помочь нам в создании нашего транспорта .

Дети, вы готовы помочь Винтику и Шпунтику? Отлично, тогда вы все зачислены в команду конструкторов – изобретателей.

Скажите, а зачем нужен транспорт?

На чем удобно путешествовать?

А как вы думаете, удобно ли отправляться в далекое путешествие на троллейбусе или трамвае?

На какие 3 вида можно разделить весь транспорт?

Посмотрите на экран, что вы видите? Это части, какого транспорта?

Игра « Из чего какой

Если колесо сделано из резины, оно какое?

Дверца из металла (какая?) - …

Руля из пластмассы (какой?) - …

Сидение из кожи (какое?) - …

Окно из стекла (какое?) - …

Молодцы, а теперь давайте вспомним историю про машинку, которая, как и жители Цветочного города, очень любила путешествовать.

Будьте внимательны, смотрите на экран.

Сказка « Путешествие маленькой машинки

Скажите, кто управляет автомобилем? А сейчас выходите в круг, мы будем водителями.

Физминутка

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорость мы переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда!

Дети, что вы сейчас слышите? Это звук чего?

Самолет передвигается по..

Значит это какой транспорт? Какой еще воздушный транспорт вы знаете? Кто управляет самолетом? А ракетой?

Давайте сравним самолет и ракету.

Игра с мячом «Закончи предложения»

Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)

Дыхательная гимнастика

Каждый возьмите самолет, мы сейчас будем отправлять их в полет.

Посмотрите на доску, случилась неприятность – слова рассыпались на части. Подумайте, как соединить эти части, чтобы получились слова.

Прочитайте слова, сколько слогов в каждом слове?

Как вы думаете, можно ли путешествовать на корабле?

Да ребята, это очень увлекательно и интересно, можно побывать в разных странах, городах, увидеть много нового.

Так давайте же для Винтика и Шпунтика сконструируем корабль, на котором они отправятся в путешествие со своими друзьями.

    Самостоятельная работа (конструирование)

Я приглашаю вас в мастерскую. Садитесь поудобнее, перед вами лежат части корабля. Я предлагаю мальчикам взять на себя самую ответственную работу – собирать детали, а девочки будут вам помогать и делать корабль красивым.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети, а как вы думаете, чего не хватает нашему кораблю? Верно, у каждого корабля есть свое название.

Составление названия корабля

Д – какой первый звук в слове дом?

Р – какой последний звук в слове шар?

У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.

Ж – с какого звука начинается слова жираф?

Б – назовите первый звук в слове буква

А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.

Прочитайте слово, которое у нас получилось.

А что такое дружба?

    Итог занятия

Молодцы мне очень понравилось, как вы сегодня работали, какими мастерами вы были. Мы работали дружно, слаженно и были командой.

Награждение медалями.

Организация: МБДОУ «Детский сад №260»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Расширять и закреплять представления о транспорте.

2. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

3. Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, частей транспорта, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

4. Продолжать учить детей составлять предложения разных конструкций.

Развивающие задачи:

1. Развивать зрительное внимание, восприятие, мышление, координацию речи с движением, умение выслушивать ответы друг друга до конца.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, чувство единства.

Оборудование и материалы:

Мольберт, плакаты с разным видом транспорта, игровое поле, картинки с изображением транспорта, магниты, картинки с изображением транспорта разрезанные на четыре части, кубики зеленого, белого и синего цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент

Дети заходят, здороваются с гостями.

Психогимнастика «Ладошки».

2. Создание мотивации к занятию

Когда у людей хорошее настроение, то хочется отправиться в путешествие.

Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? (Да). Для чего люди путешествуют? (Чтобы побывать в далеких краях, навестить своих друзей и родственников, узнать что-то новое). На чем можно отправиться в путешествие? (перечисляют).

Ребята, а самолет, машина, теплоход одним словом как называются? (транспорт). Как думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о транспорте). Мы будем учиться составлять предложения о транспорте.

3. Постановка проблемной ситуации

Для чего нужен транспорт? (транспорт нужен, чтобы перевозить грузы и людей из одного места в другое)

Как вы думайте, что было бы, если бы не было транспорта? (Люди бы опаздывали на работу, сами бы носили тяжелые грузы).

Значит, транспорт нужен? (транспорт облегчает жизнь людей)

Какой транспорт летает? Как он называется? Какой транспорт ездит? Как он называется? Какой транспорт плывет? Как он называется? Транспорт, который перевозит людей как называется? А транспорт, который перевозит груз как называется?

4. Открытие нового. Составление предложений. Игры и задания.

Игра «Виды транспорта» (на игровое поле с помощью магнитов прикрепляются изображения транспорта)

Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт (самолет летит в небе; корабль плывет в море; поезд несется по рельсам; машина едет по шоссе)

Хорошо. Вы правильно разместили транспорт, и составили красивые предложения.

Игра «Так бывает или нет». В Детский сад пришло письмо от Незнайки. Незнайка просит помощи: «Помогите разобраться, так бывает или нет! »

Самолетом управляет машинист

Пароходом управляет капитан

Автобусом управляет пилот

Машиной управляет водитель

Вертолетом управляет шофер

Упражнение «Насос».

Я вам предлагаю прокатиться на машине (встаем в круг). Ребята, посмотрите, у наших машин спущены колеса, а давайте, мы их накачаем. Возьмите в руки воображаемые насосы. Будем накачивать колеса, и произносить звук (с) : с-с-с-с-с-с-с.

Физминутка.

«Мы – шоферы»

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли,

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы-шоферы хоть куда!

Игра «Собери целое». Мы с вами оказались в ремонтной мастерской. Сколько здесь поломанного транспорта! Хотите отремонтировать? (Дети собирают разрезанные картинки из 4 частей, затем составляют предложение о том, что они делали: «Я отремонтировал автобус» Автобус нужен людям? Для чего? «Автобус перевозит людей»).

Транспорт мы починили, давайте встанем в круг и порисуем. Но рисовать будем на спине и пальчиками.

Массаж спины :

Нарисуйте колеса, кабину, крылья, весло, шасси, иллюминатор, сиденье

Что мы сейчас рисовали? (Части транспорта)

*колеса, кабина, сиденье. Части чего? (Автобуса)

*крылья, шасси, иллюминатор. Части чего? (Самолета)

*весло? (Лодка)

Игра «Белый, зеленый, синий» .

А теперь давайте поиграем, но сначала вспомним правила: белый цвет кубика на полу – это воздушный транспорт, зеленый цвет – наземный транспорт, синий цвет – это водный транспорт. Какой вид транспорта я показываю на картинке, к кубику такого цвета вы и должны встать.

(Играет музыка, дети передвигаются по группе, музыка выключается, воспитатель показывает картинку с транспортом, дети выбирают кубик с нужным цветом и встают около него).

Почему вы встали рядом с зеленым кубиком? (Потому что машина – это наземный транспорт)

5. Рефлексия

  • О чём мы сегодня говорили?
  • Вам понравилось играть со мной?
  • Какое задание показалось вам самым интересным?
  • Какое задание вызвало у вас затруднение?

Ребята, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы вернулись из путешествия? Если настроение сохранилось радостное возьмите красную ладошку, а если грустное – синею.

Я очень рада, что у нас бодрое, радостное настроение.

Вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. Я хочу подарить вам раскраски с транспортом.

Конспект ОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: "Воздушный транспорт"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»

Воспитатель первой квалификационной категории Андреева Е.И.

Тип занятия: интегрированное, игровое.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» .

Тема: «Воздушный транспорт» .

Цель: Развитие познавательного интереса к воздушному транспорту.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей возникновения воздушного транспорта, обогатив представления детей о нем.
  2. Продолжать учить отвечать полными ответами.
  3. Закрепить знания детей о частях самолета и вертолета.
  4. Развивать связную речь, обогащая словарь детей словами - названиями транспортных средств, профессий людей.
  5. Развивать воображение, память и мышление детей. 6. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Предварительная работа: Беседы с детьми по темам: «Что такое транспорт и зачем он нам нужен» , «Как вести себя в транспорте» . Сравнительно-описательные рассказы (троллейбус – автобус; троллейбус-трамвай) . Разучивание загадок и скороговорок о транспорте.

Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций транспортных средств.

Развивающие игры: «Шофёры» , «Какой бывает транспорт?» , «Разрезные картинки» , «Путаница» (все виды транспорта: разложить по видам) .

Дидактические игры: «Найди, чем отличаются» , «Почини машину» , «Узнай по части» , «Что перепутал художник?» , «Кому что нужно?»

Сюжетно-ролевые игры: «Полет на самолете» . Методы и приемы:

  • наглядный,
  • информационно-рецептивный,
  • словесный,
  • игровой,
  • использование технических средств,
  • метод здоровьезберегающих технологий.

Материал:

  • игрушки Ёжик и Лисенок;
  • картинки с изображением разных видов транспорта к игре «Земля-воздух-вода» , обручи;
  • мультимедийная презентация «История возникновения воздушного транспорта» ;
  • картинки к игре «Четвёртый лишний» ;
  • рабочая тетрадь, карандаш.

ХОД НОД:

I. Коммуникативная игра «Здравствуй» . Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, настройка на работу.

«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю я вам «Привет!»
Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

2. В: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад меня встретили наши знакомые – друзья Ёжик и Лисенок и стали рассказывать, как они побывали на аэровоздушном параде, им там очень понравилось. И они хотят вам показать свой фотоотчет. А что это, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

II. 1. Отгадайте загадки (стоят в кругу)

1) Крыльев нет у этой птицы, 2) Кто мне скажет, что за птица

Но нельзя не удивиться: В небесах, как ветер мчится,

Лишь распустит птица хвост Белый чертит за собой И поднимется до звезд. (Ракета) След в лазури голубой?

А ведет его пилот!

3)Это что за вентилятор, Что же это? (Самолет)

Над землей завис, ребята!

И ревет и тарахтит, Хоть без крыльев, но летит. (Вертолёт)

Молодцы! О чем были загадки? (про воздушный транспорт)

Так, значит о чем мы сегодня с вами поведем нашу беседу? (о воздушном транспорте)

А вот и фотоотчет Ежика и Лисенка, давайте посмотрим как человек покорил небо.

2. История транспорта (сидят на лавочках полукругом)

Человек смотрел на птиц и хотел научится так же как они летать. Он много думал и решил сделать себе крылья. (Слайд № 2) Но так как птицы летают у него не получалось. И тогда он изобрел воздушный шар, который нагревался теплым воздухом. (Слайд № 3) Только такой шар не мог далеко летать. Сейчас такой воздушный шар называется АЭРОСТАТ. (Слайд № 4) Затем человек на аэростат прикрепил двигатель – получился дирижабль. (Слайд № 5) А еще придумал планёр, правда он был без двигателя и парил в воздушном потоке, но с крыльями. (Слайд № 6) И вот когда человек соединил дирижабль и планёр – получился самолет с двигателем и крыльями, который смог перевозить пассажиров и грузы. (Слайд № 7,8) Там где нельзя сесть и взлететь самолету выручает вертолет. (Слайд № 9,10) Неизведанные дали манили человека в космос и он создал аппарат для полета в космос –ракету. (Слайд №11, 12) Вот такую интересную историю Ежик и Лисенок узнали и увидели разные машины на аэровоздушном параде.

1. Беседа по теме. (дети отвечают полным ответом)

В: -Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолёт, ракета, планёр, воздушный шар, дирижабль) .

  1. Почему этот транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .
  2. Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .
  3. Кто управляет самолётом? (Самолетом управляет пилот) .
  4. Кто еще работает, летает на самолетах? (летчики, стюардессы, механики)
  5. Как называется команда летчиков? (Экипаж)
  6. Для чего нужны парашюты? (Чтобы не разбиться, прыгая с самолета)
  7. Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром)
  8. Игра "Летает - не летает". (на ковре) (Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - топают ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, воздушный шар, лодка.

3. Работа с рисунком (картинка самолета и вертолета на экране) (Слайд13)

А) –Посмотрите внимательно на рисунки, что вы видите? (самолет и вертолет)

  1. Из каких частей состоит самолет? (кабина, дверь, крылья, хвост, корпус, иллюминаторы, шасси)
  2. Из каких частей состоит вертолет? (кабина, винт, хвост, колеса, корпус, иллюминаторы, дверь)

А знаешь ли ты, что колеса самолета называются шасси, а окна- иллюминаторы.

Б) Сравните самолет и вертолет.

  1. Что есть у самолета и нет у вертолета? (крылья)
  2. Что есть у вертолета и нет у самолета? (винт)
  3. Что есть и у самолета и у вертолета? (кабина, хвост, иллюминаторы)

Вы, наверное, устали стоять? Давайте продолжим наш разговор о воздушном транспорте за столами.

Обращаю внимание на осанку.

Ноги стоят,
Руки лежат.
Локти у края,
А спина прямая.

4. Игра «Четвёртый лишний» (на магнитной доске картинки)

Сели ровно нашли подобное задание как на доске.

Какой транспорт ходит по воде (водный) , по земле (наземный) , по железным дорогам (железнодорожный) , по воздуху (воздушный) ?

Перечислите, что нарисовано в первом ряду.

Какая картинка не подходит? (воздушный змей)

Почему? (потому что змей- это не транспорт) . Обведите его.

Молодцы все справились с заданием. А теперь отдохнем.

II. Динамическая пауза.

«Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре.
Полетел наш самолет».

VI. Закрепление изученного (за столами)

Ребята предлагаю вам игру «Доскажи словечко»

1. Игра «Доскажи словечко»

1. Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную... (ракету) (Слайд 14

2. В небесах грохочет гром
И ни облачка кругом.
Песнь раскатисто поёт
Винтокрылый (Вертолёт.) (Слайд 15

3. В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.

Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет) (Слайд 16)

4. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился... (парашют) (Слайд17)

5. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? - (... самолет) (Слайд 18)

6. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? (вертолет) (Слайд19)

7. Это что там под луной?
Дыня с дом величиной?
В небесах парит корабль
Под названием.... (Дирижабль) (Слайд 20)

Друзья Ёжик и Лисенок хотят поиграть с вами в игру и проверить помните ли вы, о каком транспорте вы говорили и на предыдущих занятиях. Она называется «Земля – воздух – вода» и приглашают вас выйти на ковер.

7. Игра «Земля – воздух – вода»

Посмотрите здесь три обруча, в каждом картинка соответствующая определенному виду транспорта. Что означает облачко? (волны, дорога) . Необходимо найти на столе картинки со своим видом транспорта и разместить их в своём обруче. Приготовились?

Дети выполняют задание в группах.

В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.

V. Итог занятия

  • О чём мы сегодня говорили? Что узнали нового?
  • Какое задание показалось вам самым интересным?
  • Какое задание вызвало у вас затруднение?
  • А кто на ваш взгляд был самым активным на занятии, себя не называть!

Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. На этом наше занятие закончено. Что вы хотите сказать нашим гостям? (До свидания)

учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 16»,

г. Новокузнецк

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»

ЗАДАЧА: формирование лексико-граматических средств языкапо теме «Транспорт».

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
  • Закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт;
  • Упражнять детей в практическом употреблении существительных в Родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;
  • Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи;

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • Развивать общую и мелкую моторику;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
  • Развивать чувство эмпатии; снять мышечные и эмоциональные зажимы.

ОБОРУДОВАНИЕ : игрушка Незнайка, домик, мост, гараж, синяя лента (река), легковая машина и автобус (которые смогут заехать на мост), предметные картинки пассажирского транспорта (автобус – автобусы, троллейбус – троллейбусы, трамвай – трамваи, автомобиль – автомобили, мотоцикл – мотоциклы, поезд, самолет – самолеты, теплоход – теплоходы); предметные картинки грузового транспорта (грузовик, молоковоз, хлебовоз, самосвал); предметные картинки специального транспорта (скорая помощь, пожарная машина, поливальная машина); зеленые флажки на каждого ребенка и для Незнайки; игрушки (самолет, самосвал); сюжетные картинки с транспортом различного цвета (зеленый грузовик, синий грузовик, красный автомобиль); наложенные друг на друга контуры 10 автомашин; нагрудные символы пассажирского транспорта и рули на каждого ребенка и Незнайку; магнитофонная запись сигналов городского транспорта; 2 демонстрационных карточки «4-лишний» для дифференциации пассажирского и грузового транспорта; наборное полотно.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:

1) – Я сейчас назову несколько слов, а вы догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии: трамвай, автобус, самолет, грузовик. Догадались?

– Мы будем говорить о транспорте.

2) Из-за дверей слышен шум, плач.

– Что это за шум, сейчас посмотрю. Незнайка, что случилось?

-«Да я из школы иду, там про машины, корабли, самолеты говорили и каким-то странным словом называли, я и не запомнил даже, а вы знаете, дети?»

– Кто из вас подскажет Незнайке это слово? – Это транспорт.

– Знаешь, что, Незнайка, ты посиди на нашем занятии, дети у нас в садике много знают, и ты узнаешь. Только сиди тихо и слушай внимательно. Дети, повторите для Незнайки правило о том, как надо сидеть на занятии:

Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят – тогда отвечай.

П. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. «Отгадайте загадки»:

– У каждого из вас по две картинки, на которых нарисован различный транспорт. Я загадаю загадку. Тот, у кого картинка с отгадкой – поднимет ее и назовет ответ.

По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи, он ходить без них не может (троллейбус)

Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

(трамвай)

Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.

Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,

Не птица, а всех обгоняет (самолет)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой

Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)

Логопед забирает у детей отгадки и выставляет их на наборное полотно.

– Скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы? – Это транспорт перевозит людей.

– Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры.

Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? – Пассажирский транспорт.

2. Игра «Чего не стало?»: – Давайте поиграем с этими картинками. Незнайка, ты будешь убирать по одной картинке, а дети догадаются, чего не стало.

3. Игра «Угадай по действию»: – У вас остались еще картинки. Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:

– Эта машина помогает людям тушить пожары. – Это пожарная машина.

– Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина.

– Какая машина помогает врачу оказывать помощь? – Это скорая помощь.

(логопед выставляет скорую помощь, пожарную машину, поливальную машину на вторую строчку наборного полотна). Это тоже транспорт, специальный.

– Все остальные машины возят грузы. Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт (логопед выставляет на наборное полотно самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз)

4. «4-лишний»: Детям предлагаются две демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта, дети называют «лишний» транспорт и объясняют, почему:лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой).

5. «Подбери предмет к действию»:

– Посмотрите на наборное полотно и подумайте, про какой транспорт можно сказать: летит? Плывет? Едет? Останавливается? Отплывает? Взлетает? Тормозит? Летит?

6. «Подбери действие к предмету»: – Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Я показываю вам игрушку и называю действие. Если я правильно называю действие, вы поднимаете зеленый флажок, разрешите движение.

Самолет – летит, плывет, гудит, стоит, взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.

Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается, плывет, проезжает.

7. Игра «У меня есть» – «Один – много»: Логопед раздает детям предметные картинки с пассажирским транспортом, у логопеда картинки с такими же видами транспорта, но во множественном числе. Далее игра проводится в форме диалога.

– У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.

– У меня есть трамваи. – Ау меня есть трамвай.

– У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.

– У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус.

– У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.

– У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль.

Затем дети и логопед меняются карточками, игра повторяется снова. Теперь дети употребляют множественное число существительных.

8. Игра «У меня нет…»: логопед показывает на каждую из оставшихся на наборном полотне картинок и говорит: «У меня есть скорая помощь. А у тебя?» (смотрит на одного из детей и показывает жестом, кому адресован вопрос)

– А у меня нет скорой помощи (поливальной машины, пожарной машины, самосвала, хлебовоза, грузовика, молоковоза)

9. Игра «Слова поссорились»: – Незнайка, а ты умеешь составлять предложения по картинкам? Попробуй, а мы послушаем:

Зеленый машина едет между домами. Синяя грузовик едет по мосту.

– Что-то у тебя, Незнайка, слова поссорились, не хотят дружить. Помогите, пожалуйста, правильно составить предложения по этим картинкам: Зеленая машина едет между домами. Синий грузовик едет по мосту.

10. Игра «Кто внимательный?»: Детям предлагаются наложенные друг на друга контуры автомашин?

– Посчитайте, сколько здесь нарисовано легковых автомашин? Сколько ты насчитал? Сколько ты? Давайте вместе посчитаем: Одна легковая автомашина, две легковые автомашины, три легковые автомашины …, 10 легковых автомашин.

11. ФИЗМИНУТКА:

На улице нашей машины, машины, машины малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые.

– Сейчас вы все станете водителями пассажирского транспорта. Возьмите руль и нагрудный символ. Выберете себе в группе гараж – любое место, какое захотите. Я включу магнитофон, вы услышите шум транспорта и начнете движение по группе. Движение должно быть безаварийным, поэтому ваши автобусы будут ездить медленно, не сталкиваясь друг с другом. Когда вы услышите сирену милицейской машины, вы вернетесь в свои гаражи.

12. Понимание, употребление приставочных глаголов и предлогов: – Давайте подъедем к этой полянке, сядем, отдохнем. Что находится на поляне? Это дом, это мост, это река, это гараж. Как вы думаете, где может стоять машина? – Машина стоит в гараже. Давайте посмотрим. А теперь покажите действие, которое я назову (каждому ребенку):

Машина выезжает из гаража.

Машина объехала вокруг дома.

Машина подъехала к мосту.

Машина заехала на мост.

Машина едет по мосту.

Машина съехала с моста.

Машина отъехала от моста.

Машина подъехала к гаражу.

Машина заехала в гараж.

– А теперь я буду показывать, а вы говорите, что делает автобус (дети составляют такие же предложения)

III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ: – Ну что, Незнайка, ты запомнил, как по-другому назвать машины, корабли, самолеты?

Запомнил, а вы, дети, запомнили? А как называется транспорт, который перевозит грузы? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?

– Незнайка, тебе понравилось на нашем занятии?

– Да, понравилось. Дети такие молодцы, я сейчас каждому пожму руку. Вы тут еще поиграйте, а я пошел, до свидания.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Дунаева Лилия Григорьевна, учитель-логопед ДОУ № 287 г. Донецка
Описание: Данный конспект может быть полезен для воспитателей старших дошкольных групп, воспитателей коррекционных старших дошкольных групп. Занятие направлено на развитие познавательных, речевых способностей у детей. Данное занятие можно использовать как итоговое по теме «Транспорт»
Цель: Закрепление представлений о транспорте специального назначения.
Задачи:
1.Расширять знания о транспорте специального назначения, характерных признаках машин, профессиях людей, работающих в сфере транспорта, телефонах экстренных служб, уточнять и расширять словарь по теме.
2.Развивать зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, логическое мышление, общую моторику, внимание, память.
3.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
Материал: демонстрационный материал «Машины специального назначения», серия сюжетных картин, атрибуты для игры «Срочный вызов», компьютер, запись звуков сирен специального транспорта.
Предварительная работа: беседы о транспорте, рассматривание картин всех видов транспорта, чтение стихов, загадок, наблюдение за транспортом во время прогулок.

Ход занятия

Логопед: Ребята, сегодня я шла на работу и услышала очень громкий звук на дороге (звучит звук сирены машины скорой помощи). Вам знаком этот сигнал? Какая машина мчалась, обгоняя другие машины?
Дети: Это машина скорой помощи.
Логопед: Почему у машины скорой помощи такой громкий и необычный сигнал?
Дети: Потому что скорая помощь спешит к больному человеку.
Логопед: Правильно, поэтому её пропускают другие машины. Предлагаю вам поговорить о машинах специального назначения. Рассмотрим такие машины на картинках. Какой транспорт специального назначения вам знаком? (ответы детей) Специальные машины нужны для ответственной работы. Каждая машина выполняет свою работу: роет котлован, поднимает грузы на высоту, перевозит продукты, ремонтирует оборванные провода, тушит пожар…

Логопед: Зимой на наших улицах появились необычные машины:
Чудо-дворник перед нами,
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб.
Дети: Машина для уборки снега.
Логопед: Правильно, это снегоуборочная машина. Когда эти машины появляются на улицах города?
Дети: Зимой, когда выпадает много снега. После снегопада на дорогах появляются снежные заносы. Эти машины чистят дороги от снега.
Логопед: Чей труд заменяют снегоуборочные машины?
Дети: Труд дворников.
Логопед:
Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
Дети: Это поливальная машина.
Логопед: Зачем поливальные машины поливают улицы?
Дети: Чтобы улицы были чистыми, а в жару после полива становится свежее.
Логопед: Какую работу ещё может выполнять поливальная машина?
Дети: Может поливать цветы, деревья, газоны.
Логопед:
Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар!
Дети: Это пожарная машина. Она едет, обгоняя всех и никто её не задерживает. Пожарным надо быстро добраться до места пожара и скорее потушить огонь.
Логопед: Правильно. Как вы думаете, почему пожарные машины красного цвета?
Дети: Чтобы все видели эти машины издалека.
Логопед: Как пожарная машина может сообщить всем, что спешит на пожар и ей нужно освободить дорогу?
Дети: Пожарная машина включает сирену, она очень громко воет, а вверху, на крыше кабины, горит мигалка.

Логопед: Верно. И пешеходы, и машины, услышав сигнал, должны освободить проезжую часть и пропустить машину, спешащую на пожар. Чем оборудована пожарная машина для тушения пожара?
Дети: У машины есть длинные шланги, раздвижная лестница, чтобы можно было добраться до верхних этажей, большой бак с водой.
Логопед: Как называется профессия людей, работающих на пожарных машинах?
Дети: Пожарные.
Логопед: В какую специальную одежду одеты пожарные?
Дети: На голове – каски, костюмы специальные, которые защищают от огня.
Логопед: Как вы думаете, какими качествами должны обладать пожарные?
Дети: Они должны быть смелыми, сильными.
Логопед: В случае пожара срочно вызывают пожарную машину по специальному номеру телефона. Запомните его и вы – 101.
Логопед:
Эта машина поможет всегда
Сменить обгоревшие провода,
Развесить на праздник фонарики,
Достать улетевшие шарики.
Дети: Это аварийная машина, она ремонтирует порванные провода.
Логопед: Правильно. Эта машина называется электротехническая. Вы наблюдали на улице за работой этой машины? Как она работает?
Дети: Вверх поднимается вышка, в ней находится мастер, который чинит провода.
Логопед: Как вы думаете, в каких случаях на машине включают проблесковый маячок?
Дети: Если случилась авария, остановились троллейбусы и надо быстро добраться до места аварии.
Логопед: Как вы думаете, в каких ещё случаях может помочь электротехническая машина?
Дети: Может помочь повесить украшения к празднику, заменить сгоревшие лампы в фонарях, украсить высокую новогоднюю ёлочку.

Игра «Мы шофёры»

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Мы шофёры». Вы будете шофёрами, думаю, что вы хорошо знаете свои машины и сможете назвать части машины.
(дети называют части машины и повторяют за логопедом движения, изображая детали)
Капот (руки вытянуты вперёд), двери (руки согнуть в локтях, ладони «смотрят» друг на друга; развести ладони в стороны - двери открываются), багажник (руки отвести назад), мотор (ладони сжать в кулак, вращать по кругу, длительно произносить звук Р), кабина («крыша» из ладоней над головой), фары (сжимать и разжимать кулаки), руль (крутить воображаемый руль перед собой), кресло (присесть, руки на колени), педаль (поднимать и опускать правую стопу, пятка на полу), колёса («рисовать» указательными пальцами круги, длительно произносить звук Ш).

Игра « Вызываем специальный транспорт»

Логопед: Ребята, поиграем в игру «Вызываем специальный транспорт». Посмотрите на картинки, на них изображены разные ситуации. Какой специальный транспорт нужно вызвать в каждом случае? Покажите эту машину на картинке.
Демонстрируется первая картинка.
Дети: Эта машина сломалась, она не может ехать сама. Надо вызывать эвакуатор. Эвакуатор отвезёт машину на станцию техобслуживания.
Демонстрируется вторая картинка.
Логопед: Посмотрите на эту картинку. Скажите, какая машина нам поможет?
Дети: Нам нужен мусоровоз. Эта машина собирает мусор, вывозит его из города. Город становится чистым.
Демонстрируется третья картинка.
Логопед: Как вы думаете, какая машина должна приехать в этом случае?
Дети: Если случилась драка, кто-то нарушает порядок, нужно вызывать полицейскую машину. Полицейские заберут хулиганов в полицию.
Логопед: В чём заключается работа полицейских?
Дети: Полицейские следят за порядком, за соблюдением закона.
Логопед: Чем похожи профессии пожарных и полицейских?
Дети: Пожарные и полицейские спасают жизни людей, иногда рискуют своими жизнями.
Логопед: Нам надо запомнить телефонный номер, по которому вызывают полицию – 102.
Демонстрируется четвёртая картинка.
Логопед: Какая машина поможет людям на хлебном поле собрать пшеницу?
Дети: Пшеницу косит комбайн.
Логопед: Как вы думаете, зачем комбайну нужен проблесковый маячок, ведь эта машина не спешит на срочный вызов.
Дети: Комбайн – очень большая машина, когда комбайн едет по дороге, он занимает очень много места на дороге. Поэтому водители других машин должны быть очень внимательными.
Демонстрируется пятая картинка.
Логопед: Какую машину нужно срочно вызывать в этом случае?
Дети: Если кто-то заболел, надо срочно вызывать скорую помощь. Приедет доктор и назначит лечение. А если человеку очень плохо, скорая помощь отвезёт больного в больницу.
Логопед: Правильно, иногда для спасения чьей-то жизни может срочно потребоваться помощь. Тогда вызывают специальную машину скорой помощи. Врачи оказывают человеку первую помощь и, если это нужно, могут быстро отвезти тяжелобольного в больницу. Как мы узнаём машину скорой помощи?
Дети: Машина скорой помощи белого цвета с красным крестом.
Логопед: Чем оборудована машина скорой помощи?
Дети: Специальным оборудованием для лечения и спасения жизни людей.
Логопед: Запомним телефонный номер, по которому вызывают машину скорой помощи – 103

Игра «Срочный вызов»

Предлагаю организовать игру, в которой машины специальных служб будут спешить на помощь людям, попавшим в беду. Разделимся на три бригады: бригада скорой помощи, пожарная бригада, полицейский наряд. Тревожные вызовы будет принимать диспетчер Полина. Алёна будет вызывать аварийные службы.
Алёна: Алло! Здравствуйте! Я звоню по номеру 102. На улице Зимней, дом 1 дерутся хулиганы. Пришлите полицию.


Полина: Здравствуйте. Вы позвонили в полицию. Ваш адрес улица Зимняя, дом 1? Высылаем наряд полиции.
Дети из «полицейского наряда»:
Если к дому вор крадётся,
Заприметите едва,
Вам 102 набрать придётся!
Номер помните? 102!
Завязалась если драка,-
Не помогут тут слова!
Знает каждый человек -
Вызывать пора 102!
(под звук полицейской сирены «выезжает» наряд полиции)


Алёна : Алло! Здравствуйте! Я звоню по номеру 103. У ребёнка высокая температура. Пришлите срочно скорую помощь по адресу улица Летняя, дом 2.
Полина: Здравствуйте. Вы позвонили диспетчеру скорой помощи. У вас заболел ребёнок? Ваш адрес улица Летняя дом 2? Высылаем бригаду скорой помощи.
Дети из «бригады скорой помощи»:
Поднялась температура?
В горле боль? Болит живот?
Может быть нужна микстура,
Но какая подойдёт?
Погоди, малыш, не плачь!
Если болен, нужен врач!
Номер «скорой» набери,
Поскорей звони 103!
(под звук сирены «выезжает» бригада скорой помощи)


Алёна: Алло! Здравствуйте! Я звоню по номеру 101. У соседей пожар! Адрес улица Весенняя, дом 3. Срочно пришлите пожарную машину!
Полина: Здравствуйте. Пожарная приняла вызов. Ваш адрес улица Весенняя дом, 3? Пожарная машина уже выехала.
Дети из «пожарной бригады»:
В переулке за прудом
Загорелся чей-то дом!
Медлить некогда! Беда!
Эй, пожарные, сюда!
«101», скорей, спешите,
Дом горящий потушите!
При пожаре, всем известно,
101 набрать уместно.
(под звук сирены «выезжает» пожарная бригада)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: