Конспект открытого занятия в старшей группе «Дорогою добра. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Дорогою добра

Татьяна Щербакова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Дорогою добра»

Путешествие в сказочную страну "Дорогою добра "

Цель :

Воспитывать у детей любовь к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ, понимать образный язык сказок, рассказов.

Формировать осознанное понимание нравственного смысла художественного смысла художественного произведения.

Задачи :

Учить детей понимать чувства переживаемые другими.

Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим.

Учить детей оценивать поступки героев произведений, различать добрые и злые поступки .

С помощью художественных произведений побуждать детей оказывать помощь друг другу и другим людям.

Материалы и оборудование : ворота, макет "Чудо-дерево", голубая ткань, пластины из крупного строителя, наборы иллюстраций к сказкам, мешок, предметы из сказок, кукла Буратино с двумя лицами (веселым и грустным)

Ход занятия

Вступление

Сегодня у нас необычное занятие . Путешествие в страну сказок. Вы покажите и расскажите как хорошо знаете сказки.

(воспитатель находит письмо и зачитывает его детям)

Что это? Письмо от кого-то. От Дяди Степы! Вот послушайте его :

Дорогие ребята !

Меня зовут Дядя Степа. Вы наверное знаете кто я такой? Я узнал что вы отправитесь в путешествие в сказочную страну. И у меня к вам большая просьба! Сказочные жители просили меня присмотреть за порядков в сказочной стране, но я сильно заболел и не могу помочь им ничем. Выручите меня ребята пожалуйста! Во время путешествия посмотрите все ли в порядке у сказочных жителей, может им нужна помощь? Я очень за них переживаю.

Дядя Степа.

Ребята поможем Дяде Степе? Он же всегда приходит на помощь всем! (ответы детей) А что вы знаете о Дяде Степе (ответы детей)

Основная часть

Что ж нам предстоит нелегкое путешествие по сказочной стране. А чтобы туда попасть надо перейти через речку, а для этого необходимо правильно ответить на мои вопросы и получить дощечки для строительства мостика. (Дети отвечают на вопросы)

О какой маленькой девочке на цветочке рассказывается в сказке Г. Х. Андерсена? (Дюймовочка)

Кто мальчишку с длинным носом из полена смастерил? (Папа Карло)

У кого спрашивала о своей красоте королева в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях (зеркальце)

Что потеряла Золушка на балу? (туфельку)

Героям какой сказки лиса помогала делить сыр? (Два жадных медвежонка)

Что снесла курочка Ряба? (яичко)

Что в сказках обычно надевают, чтобы стать невидимым? (шапка невидимка)

Куда не смогла улететь Серая шейка? (на юг)

Молодцы ребята! А теперь построим мост, перейдем через речку и вперед! (дети строят мостик)

(Звучит песня "Дорогою добра ")

Игра "Добро и зло "

Перед детьми разбросанные иллюстрации со сказочными героями и две пустые энциклопедии (энциклопедия добрых сказочных героев , энциклопедия злых сказочных героев) .

Ребята надо разобраться и правильно разложить иллюстрации по местам.

Дети характеризуют сказочных героев и раскладывают иллюстрации в нужные энциклопедии.

Игра "Мешок с потерянными вещами".

В этом мешке потерянные вещи, их много. Давайте попробуем отгадать из какой они сказки, и вернуть все на свои места. (дети разглядывают вещи и определяют из какой они сказки и кем утеряны)

Рыба, оторванный волчий хвост ("Лисичка-сестричка и серый волк")

Головка сыра ("Два жадных медвежонка")

Корзина и красная шапочка ("Красная шапочка")

Сколько тут орешков! Ух, как много! Да не простые. Все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд. ("Сказка о царе Салтане")

Ой, а это только осколок зеркала. Нехорошее это зеркало - злое, а еще шапочка, рукавички : ("Снежная королева")

А еще здесь какое-то полено, шапочка-колпачок, книга- Азбука ("Приключения Буратино")

Горшочек глиняный из-под меда. (Вини-Пух)

Сапоги и шляпа (Кот в сапогах.)

Игра "Назови друзей"

Вини-Пуха :

Малыша :

Незнайки :

Герды :

Крокодила Гены :

Маугли :

Мухи-Цокотухи :

Буратино :

(Дети называют друзей сказочных героев, а воспитатель выставляет их правильные ответы)

Отлично! Вы все правильно ответили. Отправляемся дальше!

Слышите ребята? Кто-то нас зовет (звучит аудиозапись-фрагмент из м/ф "Приключение Буратино")

Да это же Буратино (Воспитатель показывает куклу Буратино, лицо Буратино грустное, видны слезы)

Что случилось с тобой?

Ребята. он говорит что ручки и ножки еле двигаются, скрипят.

Что же делать? А давайте сделаем зарядку все вместе, для Буратино, что бы он разработал свои ножки и ручки.

Физминутка

(Дети проговаривая слова стихотворения выполняют движения физминутки)

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Ключик, видно, не нашел

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

(Буратино становится веселым- воспитатель переворачивает куклу где лицо у Буратино веселое)

Добрые сказки !

загадку :

1. "Лети, лети лепесток, через запад на восток.

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг

Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели :".

Из какого художественного произведения эти стихи?

Правильно, "Цветик-семицветик".

На какое желание девочка Женя потратила последний лепесток?

Правильно, она пожелала Вите быть здоровым .

Каким можно назвать поступок Жени?

Правильно, добрым .

Воспитатель читает стихотворение-загадку :

2. "Всех на свете он добрей ,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит -

Это доктор : ".

Правильно, "Доктор Айболит".

За какие добрые поступки звери были благодарны Айболиту?

Правильно, он лечил животных.

Каким был доктор Айболит?

Правильно, добрым , делал добрые дела .

Воспитатель читает стихотворение-загадку :

3. "Что за странный человечек деревянный?

На земле и под водой ищёт ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный

Кто же это?: ".

Как называется произведение с этим сказочным героем?

Правильно, "Приключения Буратино".

Кому помог Буратино?

Правильно, куклам из театра Карабаса Барабаса.

Каким был Буратино?

Правильно, смелым, храбрым, добрым .

Воспитатель читает стихотворение-загадку :

4. "А теперь про чей-то дом

Разговор мы поведём.

В нём богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но пришла беда нежданно,

Этот дом сгорел дотла".

Как называется это художественное произведение?

Правильно, "Кошкин дом".

Кто приютил Кошку?

Правильно, Котята.

Как можно назвать их поступок?

Правильно, они были добрыми , отзывчивыми, пожалели кошку

Аппликация : Помощь Федоре.

Есть посуда, но она бесцветная, давайте порадуем Федору и украсим посуду.

Дети украшают белые шаблоны посуды аппликацией.

Молодцы, хорошо потрудились! Посуда получилась яркой и красивой. Как вы думаете Федоре понравится? И такая посуда от Федоры не сбежит!

Наше путешествие подходит к концу.

Рефлексия

Посмотрите, ребята, что это. Да, это "Чудо-дерево":

А у дворцовых у ворот

Дерево добра растет

Налетел вдруг ветерок

И листочки уволок

Стало дерево скучать

Людей добрых поджидать

Вы ребята приходите

И листочки приносите.

Ну ребята соберем листочки, но каждый листочек прикрепляем не просто так, а говоря о своих добрых делах и вежливые слова.

Листочки собираем, свои добрые дела называем !

Цветочки собираем вежливые слова называем.

(Дети прикрепляя цветы и листья называют вежливые слова и добрые дела )

Вот и закончилось наше путешествие.

Вам понравилось? (ответы детей)

А какие добрые дела мы сегодня сделали? (ответы детей)

Помогли мы Дяде Степе? Я думаю он очень будет рад.

Об этом мы и напишем Дяде Степе ответное письмо, да (ответы детей)

елена толстых
Конспект занятия в средней группе «Дорогою добра»

Конспект образовательной

деятельности для детей

средней группы «Дорогою добра »

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно- эстетическое» .

Цель : Уточнить представления детей о понятиях «добро » , «зло» , их важности в жизни людей

Задачи :

Образовательные :

1. Формировать умение оценивать свои поступки, поступки окружающих, сравнивать их с общепринятыми.

3. Обогащать словарь детей

Развивающие :

1. Продолжать развивать познавательный интерес, любознательность, сообразительность.

2. Развивать наглядно – образное мышление, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие,

3. Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

4. Развивать умение в своих поступках следовать положительному примеру.

Воспитательные :

1. Воспитывать доброжелательность , чуткость и отзывчивость.

2. Воспитывать вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми.

Методические приёмы :

Словесный – беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.

Наглядный – показ иллюстраций

Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.

Вступление

Воспитатель : Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверное,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет .

Основная часть

Воспитатель : какому человеку жить легче доброму или злому ?

(ответы детей)

Воспитатель : Конечно, доброму человеку жить намного легче. Но и к добрым людям иногда тоже приходит беда, и даже если эти люди волшебники. И справиться сами они с ней не могут. Сегодня утром мне пришло послание от Феи Добра . Она просит вас о помощи. Послушайте.

Видеозапись

«Дорогие ребята ! Меня захватила в плен Королева Зла. Помогите мне, пожалуйста, выручите меня из беды». Ваша Фея Добра .

Воспитатель : Что же будем делать?

Освободим Фею Добра ? (Ответы детей)

А трудностей вы не боитесь? (Ответы детей)

Воспитатель : Давайте договоримся, что мы пойдём освобождать фею по Дороге Добра . И тогда мы справимся с любыми трудностями.

Ребята, а как же мы попадём к Королеве Зла?

(Дать право выбора, когда дети выберут, обыграть)

Воспитатель : Вот мы и в королевстве зла.

Видеозапись - «Я, Королева Зла, и вы попали в мое царство. Я захватила в плен Фею Добра . Теперь все люди будут грубыми, злыми, невежливыми. Но вы сможете ее освободить, если выполните мои задания. Если задание будет выполнено правильно, то вы услышите волшебную музыку. Но вряд ли вам это удастся. Ха-ха-ха!

1 «Печальное деревце»

Воспитатель : Ребята, посмотрите какое деревце. Мне, кажется, его заколдовала Королева Зла. Оно погибает, сохнет. Как вы думаете, какое у него настроение?

(ответы детей)

Воспитатель : Ребята, давайте мы ему поможем

На подносе лежат зеленые листочки, они волшебные, листик наклеит на дерево тот, кто правильно заменит плохое слово добрым .

Грустный – весёлый

Злой – добрый

Порвать – заклеить

Сломать – починить

Обидеть – защитить

Грубый – ласковый

Огорчить – обрадовать

Невежливый – вежливый

Трусливый - храбрый

Поругать – похвалить

Крикливый – молчаливый

Неряшливый – аккуратный

Плохой – хороший

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что же произошло с деревом? (на нём появились листочки)

Почему оно улыбается? (мы заменили плохие слова добрыми )

Какое сейчас настроение у деревца? (радостное, весёлое)

Звучит волшебная музыка

Воспитатель : Мы справились с первым заданием. Ну, что ж дорога добра ждёт нас , пора отправляться дальше.

На экран выведены иллюстрации к сказкам

2. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок »

Воспитатель : Узнали сказку?

«Волк и семеро козлят»

Скажите, а чему учит эта сказка? (если взрослые ушли из дома, посторонним дверь открывать нельзя) .

«Колобок»

А у этой сказки чему мы учимся?

(нельзя уходить от взрослых одному из дома)

«Кот, петух и лиса»

Как называется эта сказка?

У этой сказки чему мы учимся?

(не надо общаться с посторонними людьми)

Помните, мы живем с вами в современном мире, где может случиться всё что угодно. Поэтому, если с вами произойдет что – то подобное, не бойтесь, зовите на помощь и вам обязательно помогут.

«Красная Шапочка»

Чему учит эта сказка?

На примере этой сказки я хочу вас убедить, что нельзя доверять незнакомым людям, с незнакомыми людьми надо быть осторожными!

Воспитатель : Что вы узнали из этих сказок? (сказки учат справляться с опасными ситуациями, учат правильным поступкам)

Звучит волшебная музыка

Воспитатель : Ну, вот ещё одно задание мы выполнили.

Совсем скоро освободим нашу добрую Фею .

Королева зла наблюдает за нами. Ей совсем не хочется выпускать добрую фею . Я скажу вам по секрету, она очень не любит шума. А мы сейчас как раз немного пошумим, чтобы она ушла подальше и не мешала нам.

3. «Да-нет»

Вы, ребята, помогайте

на вопросы отвечайте

Только ДА иль только НЕТ,

Дайте мне друзья ответ.

Если ДА вы говорите,

То в ладоши хлопайте,

Если НЕТ вы говорите,

То ногами топайте.

– Будем крепко мы дружить? Д (да –да-да)

– Мы научимся играть? Д (да –да- да)

– Друг другу будем помогать? Д (да –да- да)

– Друга нужно разозлить? Д (нет-нет-нет)

– А улыбку подарить? Д (да да да)

– Друга стоит обижать? Д (нет-нет-нет)

– Будем громко мы кричать (нет-нет-нет)

–Оторвём мы мишке лапу (нет-нет-нет)

–Будем все мы книжки рвать? (нет-нет-нет)

–А товарищей толкать? (нет-нет-нет)

– Чай с друзьями будем пить? Д (да –да- да)

–Руки перед едой будем мыть? (да –да- да)

– Будем мы всегда дружны? Д (да –да- да)

–И товарищам верны? (да-да-да)

Звучит волшебная музыка

Воспитатель : Вот ещё одно задание мы выполнили.

4. Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок» (на экране картинка, где мальчик стреляет из рогатки, воспитатель предлагает подумать какой это поступок. А какой поступок может совершить мальчик, чтобы было всем хорошо, и герою и птице. На экране появляется правильный ответ).

Воспитатель предлагает разобрать каждый из предложенных поступков

Воспитатель : Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. Дети, я рада, что во всех случаях вы поступили бы правильно. Вы очень добрые , вежливые и воспитанные.

Звучит волшебная музыка

Не удалось Королеве зла запутать вас. Справились и с этим заданием

5. «Наполни сердце добротой »

Воспитатель : Ой, ребята, что это?

Дети : Сердце

Воспитатель : А как вы думаете, чье это сердце? (ответы детей)

В зависимости от того какой будет ответ ребёнка, продолжается рассуждение

Воспитатель : А почему сердце королевы зла так выглядит? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, а давайте наполним это сердце добротой ? А как это можно сделать? (ответы детей)

Воспитатель : Я возьму частичку своего тепла и отдам этому пустому сердцу. Поможете мне?

Перед детьми лежат пальчиковые краски, губки

Дети рисуют.

Воспитатель : - Каким стало сердце?

Звучит волшебная музыка

Ребята, вот какие чудеса творят добрые дела . Даже холодное сердце можно сделать добрым . !

Видеозапись. Да, вы выполнили все мои задания. Вот она - Фея Добра .

Видеозапись. Фея : Ребята, я благодарю вас за то, что вы меня выручили. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями. Только воспитанные и смелые дети смогли победить зло.

Я приготовила для вас сюрприз. Я дарю вам сердечки - это благодарность вам от меня за ваши добрые поступки !

Воспитатель открывает коробочку, но она не открывается

Воспитатель : Ребята, давайте скажем, друг другу добрые , приятные слова, может быть, тогда коробочка откроется.

Ребята, посмотрите, а вот и сердечки, которые нам подарила фея добра (амулеты в виде сердец на тесьме)

Воспитатель Ну, а сейчас нам пора скорее возвращаться в детский сад. Помните, как мы сюда попали?

Вспоминаем, как мы попали к королеве зла (Музыка)

Заключительная часть

Воспитатель - Ребята, где мы сегодня были? (Сегодня мы все вместе побывали в королевстве зла, выполнили все задания.)

Скажите, что вам понравилось сегодня больше всего?

Спасибо, ребята, я очень рада нашей встрече, желаю вам успехов во всех начинаниях, быть любознательными, добрыми и отзывчивыми . Давайте, подарим друг другу аплодисменты.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Дорога добра».

Интеграция областей: социально-коммуникативная, речевое развитие.

Цель: побудить детей к созданию вокруг себя благоприятной обстановки, нести ответственность за то, чтобы другим людям рядом было радостно и счастливо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия в старшей группе

«Дорога добра».

Интеграция областей: социально-коммуникативная, речевое развитие.

Цель: побудить детей к созданию вокруг себя благоприятной обстановки, нести ответственность за то, чтобы другим людям рядом было радостно и счастливо.

Задачи:

Образовательные:

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников

Развивающие:

Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки).

Продолжать развивать речь как средство общения.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение поддерживать беседу.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Стремление радовать старших хорошими поступками

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Предварительная работа:

Цикл бесед «Кого мы называем добрыми?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Добрые дела и поступки».

Слушание песен В.Шаинского «От улыбки», «Дружба», «Вместе весело шагать», В.Иванова «Ты да я, да мы с тобой».

Сюжетно-ролевые игры на темы: «семья», «больница».

Дидактические игры: «Хорошо или плохо?», «Объясни, почему нельзя», «Что я чувствую».

Чтение сказок, рассказов, стихов в которых говориться о добрых людях: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Кот, петух и лиса», А.Барто «Вовка – добрая душа», В.Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Знакомство с пословицами, поговорками о добре:

Мир не без добрых людей.

Доброе слово доходит до сердца.

Делать добро спеши.

Где тепло, тут и добро.

Ласковое слово, что весенний день.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Добро помни, а зло забывай.

Материалы и оборудование: слайды-картинки с изображением разных ситуаций; панно «Солнце добрых дел», разноцветные лучики (желтые, зелёные, красные) по количеству детей; магнитофон.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под музыку В.Шаинского «Вместе весело шагать» и встают в круг.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте поздороваемся с гостями и пожелаем им доброго утра.

Стук в дверь. В группу заходит Карлсон, он невесёлый. Воспитатель и дети здороваются с ним. Карлсон тихо здоровается.

Воспитатель: Карлсон милый, что случилось, почему ты грустишь?

Карлсон: Да, мотор что-то барахлит, а я его только вчера с ремонта забрал.

Воспитатель: Не грусти Карлсон, вставай к нам в круг мы с ребятками быстро тебе настроение подымем. Возьмитесь за руки и, улыбнитесь друг другу.

Воспитатель: А теперь каждый из вас скажет своему соседу слева, что вам в нём нравиться.

Игра «Комплимент».

Карлсон: Ой, спасибо вам ребятки! Мне стало так хорошо. А с мотором я сам разберусь, починю.

Воспитатель: Вот и замечательно. Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было всё по-доброму, замечательно приглашаю вас сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.

Дети и Карлсон садятся на стульчики, стоящие полукругом.

Воспитатель: А сейчас, Катя прочитает нам стихотворение.

Катя читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро...».

Воспитатель: А как вы думаете, что такое добро, доброта!

Дети: Помощь старым людям, маленьким детям, слабым людям. Не жадничать, делиться с другом. Добрые слова и добрые дела. Пожалеть, если плохо.

Воспитатель: Правильно, ребята. Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтобы помогать, жалеть тех, кому плохо, и всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они?

Дети: О них говорят - добрые люди.

Воспитатель: Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». И дела их называют… (добрые дела ). А как по другому называют добрые дела добрых людей?

Дети: Добрые дела называют добрыми поступками.

Карлсон: Ребята, а вы знаете, какие они добрые дела?

Дети: Да, знаем.

Карлсон: А это мы сейчас проверим. Я буду читать вам стих, если он учит вас вежливости и добру, то вы хором говорите и показываете: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе – промолчите.

Игра-разминка «Это я, это я, это все мои друзья». Дети встают у стульчиков.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром!» скажет твёрдо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает улыбаться?

У кого из вас в порядке

Все игрушки и тетрадки?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

Кто быть вежливым желает

Малышей не обижает?

Карлсон: Молодцы. Я рад, что вы не разу не ошиблись. Вы добрые дети.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о добре. А теперь, мы с вами заглянем в нашу волшебную шкатулочку и расскажем, какие они добрые дела.

Игра «Что я вижу » (с использованием ЭОР). Дети рассматривают картинки рассказывают, что на них изображено и объясняют поступки.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы хорошо усвоили, что такое добрые поступки.

Физминутка «Если добрый ты». Фонограмма В.Шаинского «Если добрый ты».

Карлсон: Ребята, я хочу подарить вам «Солнце добрых дел». Здесь разноцветными лучиками вы будете отмечать свои добрые дела, которые сделаете. Желтый лучик – помощь младшим, друзьям, другим детям. Зелёный – помощь животным и растениям. Красный – помощь взрослым: родителям, старым людям, знакомым, воспитателям. У каждого из вас свой лучик.

Итог занятия.

Воспитатель: Я предлагаю вам ребята сейчас вспомнить и рассказать о добром деле, которое вы совершили недавно.

Дети рассказывают о своих добрых поступках и отмечают их на «Солнце добрых дел». Карлсон и воспитатель хвалят детей и отмечают на солнышке добрые дела.

Используемая литература:

1. Бочкарёва Л.П., Коршикова Т.В. Методическое пособие «Сердце на

ладошке». – Ульяновск: ИПК ПРО, 1990г.

2. Даль В.И. «Пословицы русского народа». – Йоршкар-Ола: Марийский ПИК, 1996г.

Дорогою добра.

Цель:

· воспитывать у младших школьников потребность творить добро; содействовать воспитанию доброты;

· формировать ценностные гуманистические ориентиры;

· вызывать у учащихся желание совершать добрые поступки.

Ход мероприятия

- Ребята, начинаем наше занятие! А называется оно «Дорогою добра». (слайд 1)

- Как вы думаете, о чем у нас пойдет разговор? (О доброте, о красоте человеческих отношений, о доверии, о том, как мы должны жить, чтобы людям рядом с нами было хорошо и приятно).

- А что такое доброта?

Доброта – это отзывчивость, доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим. (слайд 2)

Ребята, а где же живет доброта?

Учитель. Доброта. Какое странное слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни так не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными порой бывают люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

Люди издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Может быть, поэтому в старой азбуке буквы обозначали целые слова. Аз, буки, веди, глаголь, добро.

Азбука как бы призывала «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Недаром мудрая пословица гласит: «ДОБРОЕ СЛОВО - что ясный день»

Работа с пословицами (слайд 3)

Условия игры : на слайде записаны пословицы: сверху начало, а внизу продолжение. Ваша задача правильно соединить пословицы.

Не одежда красит человека, а добрый от радости.

Злой плачет от зависти, а хвались добром.

Добрые слова а его добрые дела.

Не хвались серебром дороже богатства.

- Откуда берет начало доброта?

Ну, конечно, доброта берёт начало в семье.

Ученики.

В доме добрыми делами занята

Тихо ходит по квартире Доброта

Утро доброе у нас,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты.

Что от этой доброты приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама.

- Мама! Это доброта.

А в чём у вас проявляется любовь и забота о самом дорогом человеке. (Дети рассказывают, как они помогают родителям. В кармашек «Доброта» кладутся слова: « помощь», «забота», «благодарность », «нежность», «любовь», «ласка»)

- А какие пословицы о маме вы знаете? (слайд 4)

« Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

« При солнышке тепло, при матери добро».

Учитель. Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек любит людей и помогает им, добрый человек бережёт природу и любит её. А любовь и желание помочь другим согревает нас самих, как солнце.

- А легко ли быть добрым?

На самом деле, ребята, путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Быть по-настоящему добрым - порой трудно. Человек должен учиться анализировать свои поступки.

Некоторые дети стесняются быть добрыми! Послушайте стихотворение А. Барто

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то

Вовка - добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

А теперь он взрослый малый,

Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

Он решил - ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,

Злее волка! Злее кобры!

Берегись, не то убью! -

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал ее украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

"Вовка - добрая душа!"

- Можно ли бояться быть добрым? Чтобы вы посоветовали мальчику?

В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

– Это не человек, – ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

– Что это за человек? – спросил внук деда.

– И это еще не человек, – ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

– А это что за человек? – спросил внук.

– Обыкновенный человек, – ответил дед.

- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?

Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?

Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? - - Каким еще человеком его можно назвать?

Учитель : Добрые дела всегда живут с нами рядом! И не надо ничего выдумывать. И не надо думать обо всём человечестве, если доброты ждут близкие люди! - Спешите делать добро. Это здорово!

Звучит песня «Дорогою добра»

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

(слайд 5)

К сожалению, в нашей жизни ещё много встречается плохих, злых, жестоких, бессовестных, безответственных людей. Но давайте верить, что хороших людей на свете больше.

Доброта побеждает не только в сказках. Она побеждает и в настоящей жизни. Для этого надо, чтобы наши сердца и мысли были добрыми, наши руки творили добро.

Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

Можно ли стать добрым на время?

Давайте запомним замечательные слова:

«Без добрых дел нет доброго имени». (слайд 6)

Какое доброе дело ты сегодня сделаешь?

Какое доброе дело тебе поможет сделать папа? Мама? Бабушка? Дедушка?

Добрые дела ждут нас. Они на каждом шагу.

Желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами-

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы –

Люди будут к вам добры.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни!

Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке тепло, при матери добро. Сердце матери греет лучше солнца. Мать кормит детей, как земля людей. Птица радуется весне, а младенец матери. Материнская молитва со дна моря достанет. Мать кормит детей, как земля людей.

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

«Без добрых дел нет доброго имени».

Я желаю вам добра, любви, взаимопонимания!


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: Дорогою добра. Помощь птицам.
Цель: создать социальные плакаты «Помоги пернатым!»
Задачи:
Обучающие:
­закрепить знания о том, кто такие перелетные и оседлые птицы
­закрепить и повторить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни
зимующих птиц
Развивающие:
­ умение работать в паре
­ умение оформлять свои мысли в устной речи
­ развить коммуникативные способности
Воспитывающие:
­воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время
­воспитывать познавательный интерес к природе
­воспитать уважение к птицам, к окружающему миру
­ воспитать ответственность за результаты учебной деятельности
­ воспитать уважение к чужому/противоположному мнению
Оборудование:
у учителя: компьютер, проектор, экран
у учащихся: ватман А3, карандаши, фломастеры, краски, цветная бумага, ножницы, клей
карандаш/ПВА
Библиографический список:
1. https://givotniymir.ru/zimuyushhie­pticy­nazvaniya­opisaniya­i­osobennosti­
zimuyushhix­ptic/ (зимующие птицы)
2. http://heaclub.ru/osyodlye­zimuyushhie­i­perelyotnye­pticy­spisok­foto­s­nazvaniyami­
chem­otlichayutsya­perelyotnye­pticy­ot­zimuyushhih­prezentaciya­dlya­doshkolnikov­
vyut­li­gnezda­pereletnye­pticy­na­yuge­kak (зимующие птицы)
3. http://hipermir.ru/topic/pticy/soroka/ (сорока)
4. http://klyv.ru/golubi/pitanie­ot­a­do­ya­2768/ (голуби)
5. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA
%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D0%BE
%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B
%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%8C
%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86&lr=19 (примеры других работ)
1

Ход занятия
Организационный
этап:
Приветствие,
сообщение задач урока
Основной этап:
актуализация знаний
перелетные птицы
усвоение новых знаний
почему птицы улетают
Кто такие оседлые
птицы
Оседлые птицы: сорока
Сыктывкар, 2018
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами
поговорим об очень серьезной проблеме,
подумаем, как мы можем повлиять на нее и на
окружающих, а так же создадим социальные
плакаты.
Давайте, для начала все посмотрим в окно.
Какое сейчас у нас время года? Правильно
весна, но начало весны какое, посмотрите еще
раз за окно?
Действительно, хоть и по календарю уже весна,
но погода далеко не весенняя, до сих пор лежат
сугробы, идут снегопады.
(СЛАЙД 2) Ребята, многие птицы осенью
улетают, а весной, когда уже тепло, прилетают,
кто знает, как называют таких птиц?
Вы все правы, а почему они улетают и не
остаются там, где живут?
А как вы думаете, почему птицы улетают?
(ЩЕЛЧОК) Совершенно верно, а как называют
птиц, которые живут у нас в любое время года и
не улетают с наступлением холодов?
Да, действительно, это оседлые птицы. Если в
тёплое время они больше живут в лесу, то с
наступлением холодов прилетают поближе к
людям, надеясь на их помощь.
Действительно, эти птицы никуда не улетают
зимой, а остаются там, где жили до этого. А кто­
то может привести примеры оседлых птиц?
Да, ребята, вы верно определили, каких птиц
называют оседлыми. Давайте, немного
познакомимся с ними. (СЛАЙД 3) Посмотрите
на слайд, что это за птица?
Весна. Холодная, еще
лежит снег, он пока
что не тает.
Перелетные
им холодно и голодно, в
зимнюю стужу они не
способны добывать себе
корм
им холодно и голодно, в
зимнюю стужу они не
способны добывать себе
корм
Оседлые
Это вороны, сороки,
голуби, дятлы, воробьи
и т.д.
сорока
2

(ЩЕЛЧОК) Да, правильно, это сорока. Сороки
обычно не образуют стай и групп, а
предпочитают держаться парами. Сорока ведёт
оседлый образ жизни: ни осенью, ни зимой она не
удаляется далеко от гнезда. К зиме большинство
сорок разлетаются по деревням и ищут себе
еду. Корм сорок разнообразен, она охотно
употребляет в пищу различные ягоды, фрукты,
злаки.
(СЛАЙД 4) Кто скажет, а это что за птица?
(ЩЕЛЧОК) Конечно, это ворона. Ворона – это
птица, которая не особо переборчивая в еде, она
всеядна. Часто ворона выступает в роли
санитара, так как большая доля её рациона не
что иное, как падаль. Поэтому не редко их
ворон можно увидеть на свалках, вблизи
скотобоен, на мусорниках. Растительная пища
также присутствует в питании, птицы с
удовольствием поедают различные плоды и
ягоды, орехи.
(СЛАЙД 5) Давайте посмотрим дальше, что это
за птица?
(ЩЕЛЧОК) Правильно, это голубь. Очень
многие люди уверены, что уличные голуби
питаются хлебом и это для них лучшая еда.
Однако, стоит отметить, что хлеб не должен
использоваться как корм для голубей. Эти
птицы, как и все остальные пернатые, нуждаются
в сбалансированном и разнообразном рационе.
Дополнением к рациону голубей служит трава,
семена и зернышки разнообразных растений,
которыми пернатые питаются в осенний и
летний период.
Ребята, кроме этих птиц есть и многие другие,
которые и вы сами уже называли, это и воробьи,
и дятлы, и синицы, и многие другие. И все они
нуждаются в том, чтобы их подкармливали. Ведь
зимой им сложно добывать себе питание.
(СЛАЙД 6) Как вы думаете, что страшнее для
птиц – голод или холод? (ЩЕЛЧОК)
ворона
голубь
Что страшнее для
птиц­ голод или холод?
Как мы помогаем
пережить птицам зиму?

ворона
голубь
голод, так как сытая
птица никогда не
замёрзнет и не
погибнет
Совершенно верно, а как же мы помогаем
птицам пережить холодную зиму?
сыплем зерно, крошки
хлеба в кормушки
Социальные плакаты,
призывающие помогать
птицам
Правильно, но только нашей помощи им мало.
Нужно привлекать к этому и остальных: ваших
родных, друзей и даже совсем незнакомым
людям, как вы думаете, как можно это сделать?
нарисовать плакаты,
снять видео­ролики
3

Создание своего
социального плаката
Да, правильно, такие плакаты/ролики называют
социальными. Их цель­это повлиять на
окружающих, призвать к действиям. И сегодня
мы с вами сделаем настоящие социальные
плакаты, тема которых – Помоги пернатым!
Плакат ­ это наглядное представление
информации. Плакат создается по определенной
теме. Содержит минимум текста. Продуманный
дизайн, оформление, читаемый шрифт.
Давайте сейчас посмотрим работы других
ребят, проанализируем их, посмотрим из каких
материалов выполнены плакаты, что изображено
на них.
Посмотрев работы других ребят мы с вами
увидели, что плакат­это необязательно, чтобы
было все нарисованно, плакат может быть
объемным, применить можно различные
материалы: семена, нитки, цветную бумагу и
многое другое. Работу можно выполнять в
двойках или индивидуально.
Давайте посмотрим на слайд и узнаем, на
какую тему можно сделать плакат: «Покорми
птиц» (отразить чем кормить и каких птиц),
«Сделай домик для птиц» (показать, что
кормушку можно сделать из подручных
материалов), «Не оставляй птиц без места их
обитания» (показать то, что нельзя
ломать/срубать деревья). Так же на своих
плакатах вы можете разместить кричащие
лозунги, которые как раз и будут призывать к
действию, давайте посмотрим, какие они могут
быть: «Человек, не трогай птицу: ни ворону, ни
синицу. Будь для них не враг, а друг, пусть
живут они вокруг!» , «Хулиган, бросай рогатку и
по птицам не стреляй! Лучше ты возьми лопатку
и деревьев насажай!» , «Птицы скажут вам
спасибо!», «Берегите птиц! Они санитары
леса!», «Птицы наши братья! Позаботся о них!» ,
«Ребята, помогите птицам пережить холодное
время года!» , «Защитим птиц!» и многие
другие.
Ваша задача сейчас: определить тему вашего
плаката, составить эскиз, т.е. нарисовать
простым карандашом что и где у вас будет
располагаться, подумать, что будет отличать
ваш плакат от остальных, какие материалы вам
понадобятся.
смотрят и
анализируют
Выбирают как будут
работать,
определяются с темой
работы, делают
наброски,
определяются с
материалами



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: