Полочка красоты: «Грозди рябины»
(беседа в 1 младшей группе)
Воспитатель : дети послушайте, что я вам расскажу: наступила осень, часто осенью - погода бывает грустная и хмурая, небо серое, идут дожди, солнце светит не так ярко как летом. Облетают с деревьев листья, перелетные птицы улетают на юг.
Дети давайте посмотрим, что стоит в вазе на полочке красоты.
Воспитатель: а вы случайно не знаете что это такое? (ответы детей).
Да, вы правы, это грозди рябины. Интересно, кто его нам принес? – (ответы детей). Смотрите, какие красивые ягодки у рябины. Такой рябина остаётся до самой зимы. Рябина не только украшение осеннего пейзажа, без неё никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но после первых морозов, они становятся приятными на вкус. Воспитатель : давайте рассмотрим внимательно рябину, какие у нее ягодки дружные, одна рядом с другой растет, ягодок много, они собраны в гроздь. Посмотрите, грозди направлены вниз. Давайте все вместе повторим слова
« рябина», «гроздь».
Воспитатель: скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы (круглой). Какого цвета листья? (жёлтого). Дети как вы думаете, кому нужны ягоды рябины? (ответы детей). Если затрудняются, говорит воспитатель, зимующим птицам, им зимой нечего будет есть и они прилетят на рябинку, где много ярких, сочных ягод собранных в гроздья и полакомятся ими. (ответы детей)
Воспитатель : показывает дерево рябины с яркими гроздями, дети рассматривают его.
Дети, сейчас мы с вами пойдем на улицу, и возьмем гроздья рябины с собой мы их положим в кормушку для птиц.
Полочка красоты: «Золотая осень» (беседа в 1 младшей группе)
Воспитатель
на прогулке обращает внимание детей, на красоту вокруг. Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
Какие вы у меня молодцы!
Лист осенний, лист осенний на дорожку упадет,
Это значит, это значит, значит, осень к нам идет!
Воспитатель: закончилось лето, наступила осень в природе такая красота, все в золоте, все так ярко и нарядно! Я очень люблю эту пору – начало осени!
Дети - какое время года сейчас? (ответы детей).
У осени бывает разное настроение: то она солнышком смеется, а то бывает хмурой и дождями нас заливает. Ранняя осень – это такая пора, когда листья на деревьях уже пожелтели, но еще не опали. И когда в такой осенний день выглядывает солнце, все вокруг как будто горит золотом – такие огненные и золотые цвета у листьев. Как красиво осенью? Осень радует нас своим яркими красками, белоствольные березки, одеты в золото, кленовые листья покраснели, листья рябины стали оранжевыми, желтыми.
Я хочу прочить вам стихотворение
«Лес – точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной».
Дети, вам понравилось стихотворение? (да)
Воспитатель: в стихотворении золотой лес стоит над светлою поляной, с удовольствием зашла бы в этот золотой «терем» - лес, пошуршала бы опавшими сухими листочками под ногами. Как радуются «глаза» этой великолепной красоте природы! Дети, скажите какие цвета у ранней осени?
Дети: желтый, красный, оранжевый.
Воспитатель: багровый, красный, оранжевый, желтый цвета перемешались в кронах деревьев. На что они стали похожи?
Дети: на золото.
Воспитатель: можно сказать на огненное золото, значит осень, какая?
Дети: золотая.
Воспитатель: подводит детей к называнию – «Золотая осень».
Дети, давайте, мы сейчас пройдем по дорожкам нашего участка, пошуршим яркими осенними листочками, устроим «салют» из разноцветных листьев в честь золотой осени, соберем букет осенних листьев, который поставим в группе на полочку красоты.
Полочка красоты: « Букет осенних листьев»
(беседа в 1 младшей группе)
Воспитатель: дети мы ходили с вами на участок, что мы там видели? (ответы детей)
Какими, стали деревья и листья на них? (ответы детей)
Посмотрите на полочку, красоты на ней стоит красивая ваза.
Скажите, что стоит в вазе? (листочки)
Какие они, эти листочки? (ответы детей – желтый, красный, зеленый).
Осень на опушке краски разводила
И по листьям тихо кистью проводила.
Где росли листочки? (ответы детей – на дереве)
Почему, они стали такие красивые, разноцветные и облетели?
(ответы детей)
Правильно, потому что наступила осень.
Воспитатель: давайте с ними поиграем. Листочки разлетаются по группе.
Листопад, листопад листья кружатся, летят.
Листья легкие они летят и кружатся в воздухе. Подул, легкий ветерок листики закружились и зашелестели. Закружился красный листок, закружился желтый листок от легкого дуновения ветра и опустился под ноги.
Дети выберите себе листочек, который вам понравится, кто желтый, кто красный, зеленый, кто большой, кто маленький.
И снова закружились листочки в воздухе (дети подбрасывают снова и собирают)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Лист березы,
Лист рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
В вазу мы листики все отнесем.
Воспитатель: предлагает, поиграть в игру «С какого дерева лист?»
Воспитатель: дети вам понравилось играть с листочками? (да).
А сейчас поставим снова их в вазу и отнесем на полочку красоты.
Сентябрь подходит к концу и мы продолжаем знакомить младших дошкольников с признаками осени. Героем недели может стать Белочка, которая научит детей наблюдать за состоянием погоды и выделять признаки осени в окружающем мире. Содержание наблюдений, стихи и загадки об осени, речевые игры и упражнения по теме, тексты для чтения и театрализованные игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Осень золотая в гости к нам пришла».
Социально-коммуникативное развитие
На 4 неделе сентября дети знакомятся с этюдом «Поздороваемся щёчками», оказывают посильную помощь взрослым в уборке территории, рассказывают белочке о том, как вести себя в группе, чего нельзя делать в лесу. Для социально-коммуникативного развития так же запланированы беседы и настольные игры о .
Познавательное развитие
Воспитатель вносит осенние пейзажи для рассматривания с детьми, учит отгадывать загадки об осени. Тема осени отражена в настольных и дидактических играх «Найди пару», «Разрезные картинки». На этой неделе воспитатель вносит в группу развивающее пособие «Блоки Дьенеша» и предлагает детям игры типа «Найди все фигуры такого же цвета (формы)», что способствует познавательному развитию детей.
Речевое развитие
В плане отражены упражнения «Какой, какая, какое», «Скажи наоборот» и другие, направленные на речевое развитие. Беседы, пальчиковые гимнастики и дыхательные упражнения способствуют развитию речи и умению детей вести диалог.
Художественно-эстетическое развитие
Закрепление представлений об осени проходит и в изобразительной деятельности детей. Малыши активно участвуют в изготовлении украшений группы, рассматривают на прогулке осенние листья и учатся видеть красоту осенней природы. Воспитатель планирует песенку- инсценировку «Дождик» по методике Железновой, самостоятельную творческую деятельность для художественно-эстетического развития детей. Итогом недели становится оформление альбома «Осень» и украшение группы к празднику с участием детей.
Физическое развитие
В конце сентября продолжается работа по физическому развитию детей. Воспитатель на прогулке планирует подвижные игры «Прокати мяч», «Раз, два, три, беги» и т.д., беседует с детьми о том, что нужно делать, чтобы не заболеть, предлагает упражнения, направленные на укрепление систем организма, начинает знакомить детей с техникой самомассажа.
Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Беседа «Как правильно вести себя в группе». Цель: формировать умения не толкаться, не кричать, делиться игрушками при общении с другими детьми. | Разгадывание загадок про осень. Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать мышление. | Рассматривание картины «Осень». Цель: формировать умение отвечать на вопросы по содержанию картины, уточнить осенние признаки. | Рассказ «Кисточки» о красках осени (презентация). Цель: знакомить детей со средствами выразительности. Песенка-инсценировка «Дождик» (Музыка с мамой, Железнова). Цель: формировать умение подыгрывать на музыкальных инструментах. | Физминутка «Дождик». Цель: формировать умение сочетать движения с текстом. |
Про- гулка | Подметание дорожек, ведущих к участку. Цель: учить правильно пользоваться веничком. | Наблюдение за состоянием погоды. Цель: учить определять время года по характерным признакам. | Разучивание стихотворения «Кричит ворона» Е. Интулов. Цель: знакомить с образом осени в литературе. | Самостоятельное рисование. Цель: учить подбирать необходимые цвета для рисования. | П.и. «Лошадки». Цель: приучать детей двигаться один за другим, не толкаться. П.и. «Осенние листья». Цель: формировать умение двигаться с предметами. |
ОД | |||||
2 п.д. | Этюд «Поздороваемся щёчками». Цель: сплотить детский коллектив. Рассматривание картины «Маша кормит куклу». Цель: подготовить детей к освоению игровых действий в с.р. игре. | Рассматривание осенних листочков. Цель: продолжить знакомство с признаками осени, ввести понятие «листопад». | Знакомство с потешкой «Дождик, дождик». Цель: подготовиться к заучиванию. | Конструктивно-модельная деятельность «Дорожка». Цель: формировать умение плотно прикладывать кирпичики друг к другу. | Рассматривание картины «Зайка под дождём». Цель: рассказать детям о том, что осенью можно заболеть. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Беседа: «Ребёнок и его старшие приятели». Цель: научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. | Внесение игрового пособия «Блоки Дьенеша». Цель: познакомить детей с новым игровым материалом. | Упражнение «Ветерок». Цель: формирование правильного звукопроизношения. | Театрализованная игра «Травка-муравка». Цель: развивать интонационную выразительность речи. | Упражнение «Осенние листочки». Цель: развивать навыки правильного дыхания. |
Про- гулка | Сбор осенних листьев на участке. Цель: формировать умение трудиться и замечать результаты своего труда. | Наблюдения за птицами. Цель: формировать знания о повадках птиц. | Беседа «Что я вижу». Цель: способствовать развитию связной речи. | Этюд «Осенние листья». Цель: развивать воображение детей. | П.и. «Раз, два, три — беги». Цель: приучать детей действовать по сигналу. П.и. «Осенние листья». Цель: формировать умение двигаться с предметами. |
ОД |
Цель занятия:
Формирование целостной картины миры у детей;
Обобщить и закрепить у детей представления о характерных признаках осени.
Задачи занятия:
Образовательные:
Учить определять признаки осени: листья на ветках деревьев желтеют и опадают, закрепление основных цветов осени-желтый, красный, «золотой», погода становится пасмурной-дожди льют, небо серого цвета, солнышко светит мало и греет - становится холодно-одеваться надо тепло, по погоде, листопад начинается).
Развивающие:
Развивать любознательность, наблюдательность, зрительное восприятие у детей, а так же умение связывать увиденное со словом.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к природе, умение радоваться ее красоте и выражать желание бережно относиться к ней.
Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Осень», наблюдение во время прогулок за сезонными изменениями в природе, любование листопадом, рассматривание иллюстраций с изображение осени, чтение стихотворений об осени.
Материалы и оборудование: рисунки и макеты деревьев с «осенними» листьями, рисунки кустов с ягодами, полянка с грибами, картина на тему «Осень», листья красного и желтых цветов, рисунок ежика, белки.
Ход занятия.
Восп.: Сегодня, ребята, мы пришли не в группу….. Мы очутились с вами в волшебном «осеннем» лесу!!!...Давайте поздороваемся с лесом, чтобы он принял нас весело, с радостью, как своих друзей!!!...
«Здравствуй, лес!!!» - давайте скажем хором.
Дети: Здравствуй, лес!!!
Восп.: А вот ответьте мне….как вы думаете, какое сейчас время года в нашем лесу?
Дети: Осень!
Восп.: Молодцы, ребятки, правильно!
Сама красавица осень в гости к нам пришла…
Смотрите, какую красоту в лесу навела!!!
И правда …как же с приходом осени все кругом становится красочно: все такое яркое-яркое … солнечное!!!…Деревья наряжаются в свои «осенние» пестрые наряды …. а листья на ветках … словно яркие фонарики светятся своим «золотым» цветом!!!... А вам, мальчишки и девчонки, нравится в «осеннем» лесу?
Дети: Да, нравится!!!
Восп.: (Лиза Яна, Саша) … а чем тебе нравится лес?
Дети: (дети отвечают по очереди) …В лесу хорошо гулять…машины не ездят…можно шишек набрать…грибы и ягоды насобирать…белочку можно увидеть.
Восп.: Молодцы, ребятки…все правильно сказали…Гулять в лесу - это очень полезно для нашего здоровья…Здесь чистый и свежий воздух…В лесу ни кто не шумит…не кричит…и машины здесь не ездят…ТИШИНА!!!...И как сказал (Вова, Макар, Илья) … можно насобирать ягоды и грибы в «осеннем» лесу…. И ежика в кустах можно увидеть, и белочку на дереве…если хорошо присмотреться….
… Ребята, смотрите ка, осень то подарок для приготовила…картину нам подарила …. Давай подойдем к ней поближе и рассмотрим ее.
Дети с воспитателем подходят к доске с картиной «Осень».
Восп.: Ребятки, обратите внимание,какая перед нами красивая картина…Какая она красочная…яркая…солнечная…
(Воспитатель читает стихотворение…показывая на картине ход стихотворения.)
Смотрите: все во всей красе
Несется гостья на «лисе»,
И где «лиса» махнет хвостом,
Рыжеет все на месте том:
Окрасит рыжей кистью
Она траву и листья,
И станут рыжими кусты,
Смотри…не порыжей и ты!!!
Ребята… какое время года изображено на этой картине?
Дети: Осень!!!
Восп. : Молодцы,ребята! Правильно ответили! ... А как вы определили (узнали), что на картине показана (нарисована) осень?
- (Лиза, Яна, Саша) … что ты увидела на картине, что мы относим с вами к осени? ... Мы с вами много об этом времени года говори, рассказы читали … вели наблюдения на прогулке…
Дети : … Листьев на деревьях стало мало …они опадают и ложатся на землю…
Восп.: Молодец,(Лизонька, Сашенька, Яночка) … правильно определила…первый признак осени, который мы с вами можем увидеть –это листьев на деревьях становится мало… Ребятки, а листья на веточках одинакового цвета …желтого или разноцветного?
Дети: Разноцветного!
Восп.: Правильно … листья осенью «переодеваются» в разные цвета…и становятся разноцветные…Давай те хором скажем РАЗНОЦВЕТНЫЕ (дети повторяют хором).
А какого они цвета? ... (воспитатель помогает детям…показывает на лист одного цвета-дети отвечают … на лист другого цвета-дети отвечают).
Дети: Желтого, красного, оранжевого (ответы хором).
Восп.: Листик желтый, листик красный
А зеленых не видать …
Поменяли цвет листочки
Стали дружно опадать!!!
Ребята … а как вы думаете, почему осенью листья с веток деревьев опадают?
Дети: Листья начинают желтеть …. становятся слабыми…ветер дует и срывает их- они опадают!!!
Восп.: (Воспитатель показывает на картине.) … Ребятки, видите, то один листик медленно ложится на землю … то другой в воздухе кружится … танцует … А когда ветер сильный налетит …подует на деревья… и листьев желтых...красных много-много с шуршанием полетит … всю землю накроет … как это явление называется…мы с вами это часто наблюдали, когда были на прогулке …кто мне ответит?
(Если дети затрудняются ответить … воспитатель помогает и читает стихотворение.)
Листья желтые танцуют
С веток падают, летят
Эту сказку «золотую»
Называют ЛИСТОПАД!
Когда ветер ни один, а много-много листочков с деревьев срывает...в воздухе играет с ними … это явление осенью называется листопад…
Давайте все дружно повторим ЛИСТОПАД! (дети повторяют).
Молодцы, ребятки!
А травка и кустики осенью какого цвета на картине?
Дети: Желтого!
Восп.: А они такого же цвета как и листья на ветках деревьев – желтого цвета?
Дети: Да, желтого.
Восп.: Вот видите, ребята …осенью все кругом становится желтым…солнечным,как солнышко…И деревья желтого цвета..и кусты и трава желтого цвета…Поэтому осень часто называют «золотой» ..«желтой»…..Давайте все вместе скажем «золотая» осень.. (дети повторяют).
Ребята, а погода в это время года…осенью... какая стоит? ... Теплая, жаркая, как летом … или холодно становится?
Дети: Холодно осенью! Ветер сильный и холодный дует …
Восп.: И правда … осенью погода становится холодной…пасмурной, потому что дожди льют…А небо осенью какое… синее-синее, как летом …или хмурое…серого цвета?
Дети: Серого цвета небо … грустное
Восп.: А солнышко осенью нам так же ярко светит и греет нас..как летом…или все время прячется?
Дети: Мало солнышко светит и уже не греет.
Восп.: И солнышко осенью нам уже не так часто и весело улыбается,как летом… все больше прячется за хмурыми серыми облаками …
Ребятки, а дети на нашей картине правильно одеты … по погоде?
Дети: Да…они тепло оделись … В шапках, куртках и штанах теплых, сапогах
Восп.: Ребята, а вы сами тепло одеваетесь осенью, когда идете на улицу?
Дети: Тепло одеваемся.
Восп.: Молодцы … Осенью надо тепло одеваться … шапку, рукавички, теплую куртку и штаны … а еще осенью, когда лужи на дорогах, надо одевать на ноги резиновые сапоги … чтобы наши ножки не промокли... чтобы мы не простывали и не болели …
Ну вот и рассмотрели мы с вами картину, которую нам подарила осень…Всем понравился подарок?
Дети: Понравился.
Восп.: Давайте поблагодарим осень за ее подарок и скажем ей «Спасибо, осень!».
Дети: Спасибо, осень! (говорим все вместе).
Восп.: Ребятки … а осень нам не только красивую картину подарила..но и смотрите сколько разноцветных листьев нам приготовила? ... (воспитатель обращает внимание детей на листья в лесу).
Мы по листикам шагаем,
А они шуршат в ответ
Наберем красивых листьев,
Будет мамочке букет!!!
(Воспитатель с детьми собирают букеты из листьев.)
Ребятки … посмотрите какие у нас получились красивые букеты … А из чего мы их собрали?
Дети: Из листьев.
Восп.: Правильно … из листьев … А в руках у меня лист какого цвета?
Дети: Желтого.
Восп.: А этот лист какого цвета?
Дети: Красного.
Восп.: А они одинаковые по цвету или одинаковые?
Дети: Разные.
Восп. : А лист желтого цвета у меня большой или маленький?
Дети: Маленький.
Восп. : А лист красного цвета – большой или маленький?
Дети: Большой.
Восп. : А сейчас посмотрите на свои букеты … и скажите … листья в ваших букетиках одинаковые по цвету или разноцветные.
Дети: Разноцветные.
Восп. : Ну и молодцы ребятки…все правильно отвечаете. Умнички мои.
А сейчас давайте из этих разноцветных …осенних листьев устроим настоящий листопад?
Берите листочки…и подкидывайте их вверх…и увидите…какой он прекрасный и сказочный – этот листопад!
(Воспитатель читает стихотворение.)
Листопад, листопад,
Дождик золотистый.
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные -
Выбирай любые.
Ну что ребятки…понравилось вам самим устраивать листопад?
Дети: Понравилось.
Восп.: Листопад и правда..очень красивый и сказочный….Ребятки…а давайте с листочками..еще немного поиграем - превратимся с вами в «осенние» легкие листочки… А игра наша так и будет называться называть « мы листики-листочки».
Подвижная игра «Листики-листочки».
Мы листочки, мы листочки (Дети стоят в кругу, держат листья в руках и махают.)
Мы осенние листочки
Мы на веточках сидели
Ветер дунул-полетели (Дети разбегаются в разные стороны.)
Мы летали, мы летали (дети кружатся, махают листочками.)
Все листочки так устали. (Дети начинают бегать медленно.)
Перестал дуть ветерок
И уселись мы в кружок, (Дети садятся в круг.)
Ветер снова вдруг подул (Дети опять разбегаются по дорожкам.)
И листочки с веток сдул (Кружатся, махают листочками.)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. (Дети опять садятся в кружок.)
Восп.: Ну вот,ребятки, и закончилось наше путешествие в сказочный «осенний» лес … и нам уже пора возвращаться обратно … Но мы с вами обязательно пообещаем... что будем приходить в гости в лес! ... Обещаем, ребятки?
Дети: Обещаем.
Восп.: Ребята … а во время нашей прогулки по лесу..мы сегодня какое время года встретили?
Дети: Осень.
Восп.: А что нам осень в группу подарила?
Дети: Картину.
Восп.: А с чем мы с вами играли в лесу.
Дети: С листочками.
Восп.: А что мы с вами делали из листочком … К верху подбрасывали … и устроили...
Дети: Листопад.
Восп.: Молодцы, ребятки. Все правильно ответили … сразу видно, внимательно в лесу гуляли … все заметили и все помните.
А сейчас давайте попрощаемся с лесом и отправимся в путь…в свою любимую … уютную группу
«До свидания, лес! До свидания!» (Дети говорят хором…машут рукой и уходят.)
Проект «Осень в гостях у деток»
Информационная карта проектаТип проекта - краткосрочный (1 неделя, групповой.Участники проекта - воспитатель, лети 2-3 лет.Вид проекта – информационно-творческий.
Актуальность:Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Красота золотой осени доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса к явлениям природы, воображение, умение вызвать эстетический отклик на красоту осени. И конечно, желание любить и беречь природу.
Цель проекта:Ознакомление детей с природой, формирование осознанно бережного отношения к ней
Задачи проекта:1. Формировать у детей элементарные представления об осенних изменениях в природе.2. Развивать понимание речи и активизировать словарь по теме.3. Воспитывать любознательность, эстетическое восприятие.4. Познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени, вызвать у детей интерес к иллюстрациям в книгах.5. Учить передавать образ осени доступными способами художественного творчества.
Ожидаемый результат:1. У детей будут заложены первые представления и ориентиры в мире природы.2. Дети научатся наблюдать, воспринимать происходящие вокруг них сезонные явления (листопад, дождь, ветер и т. д.).3. Активизируется словарь, разовьется зрительное и слуховое внимание.
Этапы работы:1. Организационный этап - разработка структуры проекта, подбор игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Осень», составление перспективного планирования проекта.2. Практический этап – реализация поставленных задач.3. Подведение итогов реализации проекта, демонстрация творческих работ.
План реализации.1. Беседы «Осень в гости к нам пришла», «Осенняя кладовая».Цель: формировать у детей представление о времени года – осень, познакомить с ее характерными признаками (желтые листья, пасмурно, сыро, идет дождь и др., закреплять знания об овощах и фруктах, умение различать и называть их.
2. Рассматривание иллюстраций «Времена года», «Осень», «Фрукты и овощи».Цель: развивать умение замечать красоту осенней природы, речь, обогащать активный словарь детей.
3. Дидактические игры «Достань листочки», «Найди все листочки», «Разложи листочки по цвету», «Оденем куклу на прогулку».Цель: развивать у детей сенсорные чувства, мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание, уточнять название осенней одежды.
4. Наблюдения на прогулке «Листопад», «Ветер», «Рябина».Цель: уточнять характерные признаки осени, воспитывать интерес к наблюдению.
5. Художественное творчество.Рисование пальчиками «Дождь», лепка «Осенние листочки», аппликация (коллективная работа) «Осеннее дерево».Цель: продолжать учить детей работе с красками, пластилином, формировать умение выполнять инструкцию взрослого, закреплять основные цвета, воспитывать аккуратность в работе.
6. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет», «Дождик», «Паучок».Цель: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы рук детей.7. Подвижные игры «Собери осенний букет», «Солнышко и дождик», «Листочки».Цель: развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять детей в беге стайкой и врассыпную.
8. Чтение художественной литературы об осени:Н. Нищеева «Ветер», В. Волина «Осень», У. Рашид «Наш сад», В. Митрович «Листопад, листопад».Цель: развивать умение слушать художественные произведения, понимать смысл с помощью объяснения воспитателя.9. Дыхательная гимнастика «Чей листок улетит дальше».Цель: развивать речевое дыхание, учить делать правильный вдох через нос и выдох через рот
Итоговое мероприятие – развлечение «Осень в гости к нам пришла».Цель: вызвать у детей радостное настроение, развивать музыкальные способности, воспитывать чувство ритма и любовь к музыке, учить выполнять игровые движения в музыкально-дидактических играх.
Матей Елена Васильевна воспитатель МБДОУ «ЦРР - д/с «Светлячок» г. Абакан Республики Хакасии
Цель: создание условий для ознакомления детей с осенними явлениями в природе, развитие эмоциональной отзывчивости детей.
Задачи:
- создать условия для ознакомления детей со временем года «Осень»
- способствовать развитию интереса и бережного отношения детей к природе (социально-коммуникативное развитие)
- способствовать развитию речи, памяти (речевое развитие)
- Вводная часть, организационный момент
- Диалоговая беседа
- Сюрпризный момент
- Прием демонстраций знаний (рассказ ребенка)
- Дидактическая игра
- Рефлексивно-оценочный этап
Оборудование: осенние листочки, кукла одетая в платье украшенное осенними листочками, муляжи грибов, звукозапись.
Ход совместной деятельности
Чтобы задать детям позитивное настроение, заучиваем несложное, короткое стихотворение!
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
А сейчас давайте присядем на ковер
И я загадаю вам загадку! Слушайте внимательно!
«Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
Какие вы у меня молодцы! Очень внимательные!
Ребята к нам в гости сегодня пришла необычная девочка. Как ее зовут? Правильно, ее зовут Осень
Давайте с ней поздороваемся.
Посмотрите на нее внимательно, что необычного в ее наряде? А какого цвета листочки? Правильно листочков много и все они желтые.
Наша гостья очень любит стихи, и рассказы об осень давайте ей расскажем.
Г. Шмонов
Осень яркими цветами,
Всё раскрасило в саду,
Очень скоро за грибами,
Я с сестрёнкою пойду!
Е. Пименова
Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся.
В. Зубкова
Снова осень золотая
К нам пришла издалека.
Птицы к югу улетают,
Обгоняя облака.
Знаете, ребята, а Маша приготовила рассказ об Осени и сейчас она нам его расскажет.
«Осенью птицы улетают на юг. Деревья готовятся спать. Листья становятся желтыми и падают. На улице становится холодно, надо надеть кофту, куртку, штаны. Скоро зима» .
А что еще нам осень принесла?
Осень принесла корзинку с грибами.
А где растут грибы? Конечно, грибы растут в лесу
Ребята, а давайте посчитаем грибочки?
Дидактическая игра: «Сосчитай грибочки»
Ребята, девочка «Осень» хотела бы каждому из вас подарить свой подарок-осенний листочек. Давайте с ними поиграем и будем выполнять движения под музыку.
«Мы листочки осенние
На веточках сидели
Дунул ветер - полетели
И на землю сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Повертел их, покружил
И на землю опустил»
Смотрите, какие они красивые. Мы соберем все листочки, вместе сделаем осенний букет и поставим его в вазу, пусть радует нас.
Дидактическое упражнение «Собери букет»
Молодцы, но нашей гостье пора уходить.
Скажите, вам понравилось сегодня наша гостья?
А что мы сегодня делали вместе с «Осенью» ?
(Дети рассказывают что делали.)
Что она нам принесла?
Давайте, скажем, нашей гостье спасибо за листочки и попрощаемся с Осенью. А мы с вами пойдем сейчас на прогулку и посмотрим на деревья, которые растут на нашем участке.
Какими они стали осенью?
Какого цвета листочки на деревьях?