Комаровский здоровье ребенка и здравый смысл читать. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» Евгений Комаровский

Доктор Комаровский несет ответственность за наше будущее. Благодаря ему огромное количество детей смогут вырасти здоровыми и крепкими. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» — величайший труд писателя и доктора по совместительству. В нем изложены советы и пожелания в таком чувствительном для родителей вопросе, как воспитание малышей. И все они не лишены юмора, добрых наставлений.

Евгений Комаровский с самого начала своей медицинской карьеры задумывался о здоровье. Это главное составляющая жизни каждого человека. Не удивительно, что большинство застолий в кругу семьи или друзей сопровождается тостом за здравие и долголетие. А душевное и телесное состояние ребенка тем важнее, что жизнь его только начинается. Энергия наполняет организм, кости и ткани формируются и находятся в постоянном росте. На этом этапе важно соблюдать все необходимые рекомендации, чтобы человек вырос крепким, сильным и без недугов. Из-за недосмотра и несвоевременного вмешательства в судьбу ребенка, можно допустить непростительную ошибку. Она будет трагической и преследовать родителей бесконечное количество дней. Задача доктора Комаровского предотвратить такую возможность драматического исхода событий.

Таким образом пришла идея написать книгу, вобравшую в себя необходимые разъяснения по самым важным вопросам в воспитании младенца. И кто как ни практикующий врач, встречавшийся с этим на протяжении всей жизни, может справиться со столь многозначительным занятием. Добавив к важным рекомендациям изрядную долю остроумных шуток, чтобы труд не казался кислым сборником энциклопедических заметок в области медицины. Родители, бабушки и дедушки, взяв на вооружение все наставления, смогут подарить своим детям и внукам полноценную жизнь. За которую здоровое потомство будет весьма им благодарно по достижении зрелого возраста.

Издательство Фолио, 2004

Популярность харьковского доктора Евгения Комаровского очень велика. Его цитируют во всех «мамских» форумах, его рекомендуют как гуру. Комаровский неоднозначен. Ему удалось гениально расширить и углубить самые животрепещущие темы, волнующие молодых родителей, - и вывести их на современный уровень. Эти темы являются камнем преткновения между мамами и бабушками, мамами и участковыми педиатрами, мамами и папами - подгузники, прикорм, дисбактериоз, аллергия… всех не счесть. Е.Комаровский, врач-педиатр (и реаниматолог), имеющий собственную консультативную клинику, написал книгу-энциклопедию о беременности и уходе за ребенком раннего возраста. Чего тут только нет: закаливание, описание многочисленных болячек и расшифровка действия лекарств, грудное вскармливание и прикорм, детский сад, экскурс в детскую психологию, и пр. Некоторые советы доктора - спорны, но здравого смысла в книге о здравом, собственно, смысле гораздо больше. Вдобавок, индивидуальный стиль автора - легкий, ироничный - позволяет читать книгу между делом.

Сегодняшний обзор построен на цитатах из нескольких интервью доктора Комаровского, выложенных в сети. Судите сами, можно ли доверять этому доктору, нравится ли он лично вам. Между выдержками из интервью - цитаты из книги «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».

Запугивание родителей - бабушками, врачами, соседями - это национальный спорт. Чего только не доводилось слышать! Из последних "шедевров" - икота у беременной означает, что у младенца (не дай Бог женского пола) будут волосатые ноги... В подавляющем большинстве случаев в этих измышлениях нет никакой логики и никакой связи с медицинской наукой. А проблемы со зрением в гораздо большей степени определяются наследственностью, чем чтением. И если папа и мама близорукие, так можно вообще не читать, но шансов на то, что дитя проживет без очков - не так уж и много. Ну а связь спорта и травм - да есть, ну и что? Список вредностей можно до бесконечности продолжать жить, по большому счету, очень вредно: каждый прожитый день приближает нас к закономерному финалу и хорошо бы так организовать собственные мозги, чтоб начинать считать дни лет с 70-ти, а не с младенчества.

Когда Вам подробнейшим образом расскажут о том, как кормить ребенка правильно - как сидеть (лежать), как поддерживать грудь, как вложить сосок в рот малыша, как следить за его носом, то, смею заверить, хоть что-нибудь Вы обязательно сделаете не так. А Учителя будут Вас терпеливо на путь истинный наставлять, давая десятки ценных указаний. И очень вероятно, что, в конце концов, Вы убедитесь в собственной неполноценности, и кормление грудью превратится в пытку и для Вас, и для ребенка. Поэтому первое и главное правило кормления грудью, особенно актуальное в первые недели жизни малыша: во время кормления будьте вдвоем. Постарайтесь сделать так, чтобы Вам обоим было хорошо - хотите лежите, хотите сидите. Все и так получится, Вы только поменьше думайте о том, как правильно, а как - нет. Не имеют значения размеры груди и ее плотность. Грудь может быть мягкой и небольшой, но молока будет вполне достаточно. Не имеет значения форма соска, хотя и не все с этим согласятся. Каким бы плоским ни был сосок, при достаточно активном и продолжительном кормлении он приобретает нужную форму. Не имеет значения внешний вид молока - не должно оно по цвету соответствовать коровьему!

Лично я убежден, что проблема дисбактериоза — надуманная. Она удобна коммерчески: сотни фирм и клиник существуют только за счет борьбы с дисбактериозом. И морально: нерадивым родителям есть на что свалить вину за собственную нерадивость. Я не борюсь с этим социальным явлением только потому, что оно безвредно для здоровья. Скормите ребенку хоть килограмм линекса или бифидумбактерина, хуже будет только вашему кошельку. Судите сами. 90% пищи переваривается в тонком кишечнике, главным образом двенадцатиперстной кишке. Там очень активный кишечный сок, туда выходят протоки желчного пузыря и поджелудочной железы. Под их действием всасывается почти все. Но между двенадцатиперстной кишкой и выходом наружу даже у дитя первого года жизни более метра кишечника с герметичными заслонками. А мы пытаемся оценивать состояние пищеварения по какашкам. И потом, два анализа на дисбактериоз с интервалом в полчаса дадут два разных результата… И таких «болезней» куча. Вегетососудистая дистония, дискинезия желчевыводящих путей, диатез. Ни в одной цивилизованной стране подобных диагнозов не ставят.

Снижение аппетита - типичный признак почти любого заболевания. С точки зрения логики, действия родителей очевидны: ведь если ребенок от еды отказывается, то значит его организм не испытывает потребности в пище, а, следовательно, и ребенка, и организм надобно оставить в покое. Но действовать, таким образом, очень тяжело, поскольку количество здоровья принято связывать с количеством съеденной каши (помните поговорку - "мало каши ел"). Ну, а поскольку при болезнях здоровья стало меньше, то напрашивается вывод о том, что еды надо больше. На самом же деле заболевшему ребенку часто бывает не до еды. Один из важнейших органов, обеспечивающих процесс пищеварения, - печень. И она же, во-первых, синтезирует вещества, нейтрализующие вирусы и бактерии, а, во-вторых, обезвреживает яды (токсины бактерий, распавшиеся клетки), образующиеся в организме. Естественно, что нормальный организм стремится освободить печень от дел, с которыми можно подождать (процесс пищеварения), и нагрузить ее работой более неотложной (борьба с возбудителями инфекций). Отсюда важнейший вывод: чем больше еды напихают в больного ребенка любящие родственники, тем дольше и тем тяжелее он будет болеть.

Кстати, отношение родителей к тому, как надо ребенка кормить, во многом помогает ответить на вопрос, - почему любимые дети болеют чаще?

Человек — система саморегулирующаяся. Надо только не мешать ей в этом. Гулять и есть сколько надо. Заниматься физкультурой. Знаете, КАК делать детей, сделали их — будьте добры, научитесь тому, ЧТО с ними делать. Да, это сложно. Проще помечтать о враче с золотой пилюлей от всех болезней. Но ни такого врача, ни такой пилюли не существует. Всех, кто приходит ко мне на прием, я спрашиваю: «Вы готовы взять на себя хотя бы часть ответственности за собственного ребенка?» Если нет — до свидания, это не ко мне.

"СКВОЗНЯК - сквозной ветер, струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга". Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно того, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность? Люди дорогие! Это мы с Вами сквозняков боимся, потому что родители наши оберегали нас всеми возможными способами от этих самых сквозняков. Но ребеночек тут при чем? Палку, конечно, перегибать не надо, но постоянные возгласы: "Закройте скорее дверь!" - не ведут ни к чему хорошему. Ребенок боится незнакомого. И нельзя прожить жизнь, ни разу не встретившись со сквозняком. Так лучше познакомиться с ним в младенчестве, перестав бояться, чем взрослым и солидным дядей кричать на весь автобус: "Закройте окно, сквозит!" С момента возвращения из роддома не обращайте внимания на то, открыта или закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. Не имеет значения, с точки зрения его здоровья, где расположена кровать и попадает ли на нее воздух из приоткрытого окошка. Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями его уберечь, имеет. А для новорожденного - нет.

Пока у нас включено централизованное отопление, пока наши дети дышат сухим и тёплым воздухом на мой век хватит и гайморитов, астм и т. д., какие бы вы хорошие не были. Второе - вот там, на форуме, мелькнула мысль о том, что де Комаровский сетует, что к нему ходят с соплями. Я не возражаю - ходите, с чем хотите. Т.е. если Вы именно сейчас нуждается в помощи и совете - добро пожаловать. Понятно, что когда вы пришли с соплями, то мне проще. Но парадокс заключается в следующем - когда Вы пришли с воспалением лёгких, то результаты лечения на 99% зависят от меня. А когда Вы пришли с соплями, то результаты на 99% зависят от мамы, а от меня не зависят. Поэтому я пытаюсь выдать вам алгоритм, когда именно при соплях надо ко мне идти: а) отсутствие улучшения на 4 день, б) любая температура выше нормы на 7-й день, в) сопли, которые не проходят в течение 10 дней и т. д. Но еще раз повторюсь: моя задача не только в том, чтоб лечить дитя, а еще и в том, чтоб помочь его родителям.

Итак, цели и задачи родителей, способы реализации.

  • Не только касательно медицины, но и в жизни вообще, следует добиваться того, чтобы слово «надо» употреблялось редко, но при его употреблении выполнялось обязательно. Педагогика заканчивается там, где вопли и крики способны «надо» изменить на «не надо».
  • Категорически нельзя врать! Ни про то, что будет не больно, ни про то, что в больницу не положат. Нельзя давать обещаний, которые могут оказаться невыполнимыми, а потом сваливать на докторов собственные педагогические огрехи («завтра я тебя из больницы заберу»; «я не могу тебя забрать, врачиха не отпускает»).
  • Ребенка в принципе лучше не запугивать, но одно дело пугать мифическими понятиями (бабой Ягой, дедом Бабаем, сереньким волчком который кусает за бочок и т.п.) и совсем другое - реально существующими явлениями. Со всей определенностью заявляю, что запугивание врачами, больницами и уколами следует рассматривать как одну из наибольших педагогических глупостей. За примерами и цитатами далеко ходить не надо: ешь, а то положим в больницу; если не будешь спать, придется делать тебе уколы; сейчас вызовем врача, тогда узнаешь, как маму не слушаться...

Ребёнку три месяца. Все эти три месяца мама жила «по Комаровскому» - ребёнок спит ночами, купается в воде 28 градусов, никаких проблем нет, мама кормит грудью, он нормально развивается. Она - счастливая мать. И вот в три месяца она идёт в поликлинику и начинается: педиатр находит десять болезней, невропатолог - десять болезней, ортопед - ещё десять болезней, и хирург туда же. И выясняется, что у ребёнка перинатальная энцефалопатия, дисплазия, фимоз и вообще легче родить нового, чем вылечить этого. А ведь она всё делала по Комаровскому, он обещал сладкую жизнь, а, оказывается, мы инвалиды. Ко мне регулярно приходят люди с новорожденными и спрашивают, когда в следующий раз прийти. Обычно я отвечаю, что оптимально - когда появятся зубы, либо в 6 месяцев, чтобы мы определили тактику прикорма. И они честно не собираются со мной встречаться до 6 месяцев, но в три они идут в поликлинику, узнают о себе много нового и интересного, и, разумеется, тут же приходят…

Оглянувшись по сторонам, Вы легко убедитесь в том, что ни Вы сами, ни Ваши друзья не отличаются железным здоровьем. Поэтому произнесенная свекровью или тещей фраза: "Я троих вырастила" - не является сколько-нибудь весомым аргументом. Что бы ни советовали Вам друзья, родственники и знакомые, запомните главное: не спать ночей, бегать по аптекам и больницам будете Вы и только Вы! Вы ведь прекрасно знаете: переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребенка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят Вам преодолеть возникшие сложности. Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее. Если же с самого рождения не получилось - не знали или думали что знаете, не хотели, не понимали - помните: взяться за ум никогда не поздно, но чем раньше, тем проще.

Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия.

П. Я. Чаадаев


© Е. О. Комаровский, 2007

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, иллюстрации, 2007

© ООО «КЛИНИКОМ», 2007

Небольшое, но очень важное предисловие

…и вот когда попросили принести самое прекрасное из того, что есть на всем белом свете, ворона принесла свое дитя…

Притча



Научно-популярную литературу почти никто и никогда не читает от начала до конца – как роман. Применительно к книгам с информацией о детях, проблемах и болезнях это особенно актуально. Зачем читать о правилах питания беременной женщины, когда у ребенка запор? Открываем главу про запор, получаем необходимые сведения и с чувством глубокого удовлетворения пытаемся претворить в жизнь советы и рекомендации.

Автору, конечно же, очень хочется, чтобы вы прочитали все по порядку. Но, поскольку надежды на это невелики, для предотвращения последующих недоразумений позволю себе краткую инструкцию-информацию для тех, кто готов приступить к чтению (варианты – просмотру, перелистыванию, изучению).

1 Книга состоит из трех основных частей:

Часть первая – посвящена двум наиболее ответственным этапам в жизни ребенка и его родителей – беременности и первому году жизни.

Часть вторая – ребенок старше года, естественно, не сам по себе, а во взаимосвязи с папой-мамой, дедами-бабами, школами-садиками, окружающей средой и системой здравоохранения.

Часть третья – болезни, больницы, врачи, лекарства; что делать обязательно, чего не делать никогда.

2 Все, что вы прочитаете, следует рассматривать, прежде всего, как информацию к размышлению. Ни одна живая душа на всем белом свете не может любить вашего ребенка и понимать вашего ребенка так, как вы. Совсем другое дело состоит в том, что, понимая, любя и даже при этом думая, размышляя, соображая, так вот, при всех этих условиях далеко не всегда удается добиться успеха.

3 Успех применительно к процессу ухода и воспитания – понятие относительное: смотря с какой колокольни смотреть. С точки зрения педагога, не вылезающий из больниц вежливый победитель городской физико-математической олимпиады – несомненный успех. Абсолютно здоровый малолетний бандит (если его отмыть и запретить разговаривать) порадует детского врача отменной работой внутренних органов и прекрасными анализами.

4 Золотая середина – одновременный и обильный бальзам на душу родственников, врачей и педагогов – это ребенок умный, воспитанный и здоровый. Встречается сие явление крайне редко, но, реализуя некую программу ухода и воспитания, мы по крайней мере должны знать, к чему стремиться.

5 Реальный уровень здоровья или нездоровья конкретного ребенка зависит от четырех факторов:

Наследственности, т. е. того, что досталось от мамы и папы;

Окружающей среды (экология + бытовые условия);

Системы здравоохранения;

Процесса ухода и воспитания, т. е. взаимоотношений ребенка и его родственников.

6 Вышеупомянутые уход и воспитание представляют собой некие совершенно определенные действия, некий комплекс мероприятий. Но основной парадокс состоит в следующем: 100 % взрослого населения знают, как делать детей, но 99,9 % не знают при том, что потом делать с детьми .

7 Главная задача этой книги – устранить парадоксальность ситуации, в доступной форме предоставить читателю возможность самому определить, что с ребенком делать надо и чего нельзя делать никогда.

Знакомство

Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.

Гельвеций


Автор – не профессор и даже не доцент, а просто детский врач – самый обыкновенный, окончивший обыкновенный медицинский институт. И написана эта книга для людей обыкновенных, живущих обыкновенной человеческой жизнью. Что теоретически создает условия для будущего взаимопонимания.

Эту книгу автор адресует родителям – тем, которые родителями уже стали, и особенно тем, кто только собирается стать ими. Это не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопедия и, упаси боже, не руководство по диагностике и лечению!

Скорее всего, это среднего размера путеводитель, который должен помочь вам избежать многих проблем.

Главное – чуть-чуть здравого смысла, чуть-чуть логического мышления – и мы договоримся обо всем.

Произведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Неудивительно, что, потратившись на приобретение очередного «труда», будущие или уже состоявшиеся папа и мама хотят прежде всего узнать, в чем состоят особенности этого труда и есть ли они вообще .

Таких особенностей три:

Первая особенность – возможность выполнения рекомендаций. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребенком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, особо мудрая свекровь, очередная беременность, сокращение штатов, количество дней до зарплаты и т. п.

Вторая особенность состоит в том, что, имея высшее медицинское образование, автор и сам не всегда и не все понимает в умных произведениях, рассчитанных на «широкую читательскую аудиторию». Поэтому он очень и очень старался сделать так, чтобы книга была максимально доступной, но не примитивной.

Третья особенность , пожалуй, главная – я не просто говорю «делайте так» – я пытаюсь убедить вас в том, что именно так делать и надо.

Следует отметить, что современные родители довольно редко принимают на себя весь груз ответственности за здоровье ребенка. Якобы государственный подход к этому вопросу состоит в том, что за здоровье ребенка «вообще» якобы отвечает участковый врач. Но ответы на большинство «детских вопросов» даются на семейных советах, где маме и папе – как лицам наименее опытным – отводится малозначительная роль. С одной стороны, это вполне понятно. С другой – именно мама и папа всегда оказываются «крайними», если дитя болеет или плохо себя ведет. Тут уж родственники, знакомые и, разумеется, бабушки-дедушки не преминут заметить, что надо было слушаться старших.

В связи с вышеизложенным, обращаю внимание мамы и папы на следующие моменты:

оглянувшись по сторонам, вы легко убедитесь в том, что ни вы сами, ни ваши друзья не отличаются железным здоровьем. Поэтому произнесенная свекровью или тещей фраза: «Я троих вырастила» не является сколько-нибудь весомым аргументом;

что бы ни советовали вам друзья, родственники и знакомые, запомните главное: не спать ночами, бегать по аптекам и больницам будете вы и только вы!

вы ведь прекрасно знаете: переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребенка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят вам преодолеть возникшие сложности. Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее;

если же с самого рождения не получилось – не знали или думали, что знаете, не хотели, не понимали – помните: взяться за ум никогда не поздно, но чем раньше, тем проще.

* * *

Здоровье наших детей в большинстве случаев не устраивает ни родителей, ни педиатров. И это вдвойне неприятно с учетом того, что по количеству детских врачей мы оставили далеко позади не только Бангладеш, но и Соединенные Штаты Америки.

Вывод прост: ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых . Говоря другими словами, родители вполне могут сделать так, чтобы их дитя болело мало, а если уж все-таки болело, то имело возможность сопротивляться болезням и выздоравливать с минимальными потерями.

Вот тут и становится понятной роль педиатра, к которой необходимо стремиться всегда, везде и при любых обстоятельствах, – роль консультанта. И в этой роли педиатр нужен не столько ребенку, сколько родителям ребенка !

В этой книге мы постараемся помочь маме и папе усвоить главные принципы ухода и воспитания, главные правила оказания помощи при болезнях. Но реализовывать их на практике вам придется самим – тут уж помощи ждать не от кого. Правда, принципы автора и жизненная позиция родителей могут не совпадать, поэтому, чтобы быть откровенным до конца, сообщаю следующее:

автор является категорическим и последовательным противником педиатрического и педагогического экстремизма во всех его проявлениях. Поэтому заранее обречены на провал всякие попытки найти в этой книге рецепты по поводу того, как купать в проруби новорожденных или брать в горы трехмесячных детей, как закапывать в нос мочу или учить годовалого ребенка читать, двухлетнего – играть в шахматы, а трехлетнего – готовить к будущей семейной жизни;

автор убежден, что рождение и воспитание детей не является главным и единственным предназначением человека. И рождение, и воспитание представляют собой лишь одну (возможно, самую большую и важную) сторону многогранника, которая ни при каких обстоятельствах не должна перекрывать другие его стороны – любовь, дружеское общение, работу, книги, домашних животных, увлечения (вязание, рыбалку, новую прическу, автомобиль, огород);

никто, ничто и никогда не сможет поколебать уверенности автора в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребенок – это ребенок, у которого есть и мама, и папа, находящие время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

Вот, собственно говоря, и все. Ежели устраивает – читайте дальше, нет – извините…

1.1.1. КОГДА ЛУЧШЕ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ?

К огромному-преогромному сожалению, планирование беременности до настоящего времени не является всеобщим правилом. Но если Ваша семья в своей эволюции достигла того, что, во-первых, может позволить себе беременность в определенный момент, а, во-вторых, может сделать эту беременность реальным фактом, то следует знать: чем выше к моменту зачатия уровень здоровья будущих папы и мамы, тем здоровее будет ребенок .

Поэтому желательно ДО ТОГО :

  • проверить состояние своего здоровья и, если надобно, подлечиться;
  • обязательно посетить стоматолога;
  • хорошенько отдохнуть (оптимально - провести отпуск не на диване, а на природе);
  • "завязать" с разными вредностями (курением, употреблением горячительных напитков, бдениями у телевизора);
  • максимально ограничить контакты с бытовой химией и использование фармакологических средств;
  • несколько ограничить сексуальную активность.

Многих волнует время года, месяц и даже конкретный день. Насчет дня ничего сказать не могу (это лучше выяснить у астрологов), а в отношении времени года замечу следующее. Максимальный уровень здоровья конкретного человека приходится на осень (сентябрь-октябрь): достаточное количество свежих овощей и фруктов, летний отдых (солнце, воздух, вода, физические нагрузки). С другой стороны очень хорошо, когда ребенок рождается осенью - легче организовать закаливание, впереди зима (сложнее будет перегреть). Опять-таки очень хорошо, когда первое полугодие жизни ребенка приходится на зимние месяцы - еще действует доставшийся от мамы иммунитет ко многим вирусам, следовательно, заметно меньше вероятность заболеть.
Логика, скорее всего, состоит в том, что при отсутствии у будущих родителей серьезных проблем со здоровьем планировать зачатие следует на январь-февраль, дабы осенью родить. Ну а если здоровье не в порядке - "делать" ребенка осенью.

Особый вопрос - возраст будущей мамы. Понятно, что в 18 лет Вы будете поздоровее, чем в 35. Но главное все-таки в том, чтобы Вы рожали ребенка для себя, а не в качестве подарка бабушкам и дедушкам . Поэтому лучше быть мамой в 30 лет, чем кукушкой в 18.

И еще. Даже заводя щенка, люди, как правило, думают о том, где он будет спать, что он будет есть и кто с ним будет гулять. Рожденному Вами ребенку именно Вы и только Вы обязаны обеспечить существование, достойное человека...

1.1.5. ЧТО ДЕЛАТЬ С МУЖЕМ?

  • помнить, что он тоже человек;
  • относиться к нему с пониманием;
  • поощрять, не забывая говорить спасибо;
  • напоминать, что в семье, главой которой он является, скоро станет на одного человека больше, а, следовательно, он станет еще главнее;
  • при нем не скулить и очень, очень постараться, чтобы Ваша беременность не вызывала у него чувства собственной неполноценности - совсем не обязательно (если удастся, конечно), чтобы он знал, как сильно Вас тошнит - Вам ведь легче не станет, а он будет дергаться, все это, рано или поздно, выйдет боком.
  • как это ни печально, но беременность - не повод для того, что бы муж уходил на работу голодный и неглаженный (не надо нам, чтоб его где-нибудь гладили и прикармливали).

1.1.6. ЧТО ДЕЛАТЬ С СОБОЙ?

  • руководствоваться, прежде всего, своими инстинктивными желаниями. Для того, чтобы плод нормально развивался, Вы должны много двигаться - чем активнее работает сердце мамы, тем активнее кровоток через плаценту, тем больше достается ребенку всяких нужных штучек, растворенных в Вашей крови. Не теряйте чувство меры - утверждение автора о том, что двигательная активность беременной - это хорошо, вовсе не означает поощрение занятий атлетизмом, парашютным спортом и скалолазаньем;
  • не любить себя больше, чем раньше (беременность - не болезнь!!!);
  • следить и быть в форме (глазки, губки, щечки, ногти, прическа) и, упаси Боже, думать, что уж теперь-то он никуда не денется;
  • не надо долго пребывать на солнышке и обязательно в шляпке;
  • поменьше аэрозолей (дезодоранты, лаки для волос) и вообще, чем меньше химии будет Вас окружать, тем лучше (стиральные порошки, дихлофосы, минеральные удобрения, средства от комаров и т.п.);
  • работа или учеба имеют огромное положительное значение, поскольку дают возможность поменьше думать о беременности;
  • обращаю внимание: любая инфекция беременной принципиально опасна для плода. Конечно, не простудиться ни разу за 9 месяцев очень сложно, но сознательно искать приключений, шастая по магазинам, гостям и кинотеатрам, совсем не обязательно. Знайте, что наиболее опасная для беременной женщины болезнь - краснуха (краснушный вирус очень плохо влияет на плод). Избегайте посещений детских больниц и поликлиник. Все потенциально опасные в плане поноса продукты исключить категорически (опять-таки следить за тем, что Вы едите и мыть руки);
  • не надо самой лечить таблетками всякие недомогания, простуды и расстройства желудка;
  • поменьше путешествуйте в поздних сроках беременности - самолет и поезд - не самая лучшая альтернатива роддому.

Совершенно отдельный вопрос - многочисленные комплексы упражнений для беременных. Автор убежден, что женщина готовая к систематическим упражнениям найдет время для того чтобы купить (вариант - взять в библиотеке или у подруг) литературу по этому вопросу, написанную специалистами. Врачу-педиатру занимать место рисунками и претендовать на оригинальность - по-видимому не стоит.
Главное, тем не менее, понять, что любые гимнастические упражнения глубоко вторичны в сравнении с важностью именно образа жизни (свежий воздух, двигательная активность). Как это ни парадоксально, но мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда будущая мать 12 часов лежит на диване, затем 15 минут занимается гимнастикой, после чего 11 часов 45 минут опять-таки лежит на диване, утешая себя мыслью о том, что делает все возможное для подготовки к родам.

1.1.7. СЕКС?

  • с точки зрения христианской религии смысла не имеет (при беременности, разумеется);
  • опасен при угрозе срыва (сокращения матки во время оргазма);
  • если он настаивает на этом чаще, чем Вы, то чередовать разъяснительную работу с эпизодическими контактами (совсем отлучать от тела нельзя - конкурентки не дремлют);
  • если Вы настаиваете на этом чаще, чем он, - ситуация самая драматичная и на сто процентов не разрешимая, возможны действия в трех направлениях: а) Ваш внешний вид, б) его питание; в) ограничение Вашего "скуления".
  • если Вам хочется одинаково - сколько хочется;
  • разнообразие вариантов позволяет не давить будущей маме на живот (если не знаете как, посмотрите телевизор в течение недели - научитесь обязательно).

1.1.8. ЧТО ДЕЛАТЬ БУДУЩЕМУ ПАПЕ?

Прежде всего, не утверждать: "Все, что надо, я уже сделал".
Несмотря на то, что беременность - не болезнь, Вам все-таки необходимо пересмотреть свое отношение к супруге. Поскольку Вы никогда не сможете испытать то, что в процессе беременности испытывает Ваша жена, то и никогда не сможете до конца понять и объяснить себе разные ее капризы. Поймите и осознайте: количество вредных раздражителей у беременной достаточно велико (хождения по врачам, беседы с подругами, нарушения самочувствия). Поэтому увидьте свою главную задачу в том, чтобы не стать дополнительным стрессовым фактором.

Золотые правила будущего папы:

  • поменьше рассуждайте по поводу того, кого Вам больше хочется - мальчика или девочку. Пол ребенка определяется отцовским сперматозоидом, поэтому, в случае чего, нечего на зеркало пенять...;
  • не надо расстраиваться в связи с тем, что Вам стали уделять меньше внимания - то ли еще будет, когда Вы действительно станете папой;
  • поинтересуйтесь бытом - посетив магазин или выкрутив белье, Вы никак не уроните своего мужского достоинства;
  • найдите время, чтобы спокойно обсудить Ваши совместные действия - где будет стоять кроватка, что и когда надо купить, что делать, пока супруга будет находиться в роддоме;
  • не покупайте ей всякие вкусности, которые не желательны к употреблению (см. выше). Будет очень разумно и благородно, если Вы не будете при жене есть то, чего ей нельзя, но хочется;
  • не поощряйте просто ничегонеделание жены (диван, телевизор). Лучше прогуляйтесь с ней на свежем воздухе, сядьте где-нибудь в парке на лавочке и вслух почитайте эту книжку;
  • соизмеряйте свой сексуальный пыл с ответными реакциями супруги и не дуйтесь в случае чего; помните, что беременная женщина меньше склонна прощать в сравнении с просто женщиной;
  • курить в квартире совсем не обязательно;
  • если во сне Вы имеете привычку ворочаться, крутиться и при этом еще и дергать ногами, то желательно последние недели беременности поспать отдельно;
  • беременность, в конце концов, длиться всего 9 месяцев.

Очевидная суть этой главы:
в большинстве случаев беременность протекает нормально. И вести себя при беременности надо нормально. И помнить, что, хоть медицина у нас и бесплатная, за здоровье конкретного человека отвечает не врач, а сам конкретный человек. И не морочить самой себе голову, выискивая болезни. Подавляющее большинство сложностей порождаете Вы сами, нервничая и переживая понапрасну.

Не создавайте себе дополнительных проблем. Своевременно станьте в поликлинике на учет, обойдите врачей и сдайте анализы до того, как живот не позволит Вам войти в трамвай.
Успокойтесь, ради Бога! Не Вы первая, не Вы последняя, простите за банальность. Родим, никуда не денемся.
Поэтому, поехали в роддом.

Сайт автора: www.komarovskiy.net

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: