Краткое содержание: Ребенок учится говорить. Эгоцентрическая речь. Почему дети разговаривают сами с собой? Упражнения и игры для развития речи у детей.
Нашему внуку Артему скоро четыре года. Когда он играет или рисует, все время разговаривает, обращаясь к себе. Может, ребенку грустно одному и нужно отвести его в детский сад, чтобы мог разговаривать с другими детьми?"
Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут диалог - с другим малышом, со взрослым и даже сами с собой. Разговор с другим человеком необходим для налаживания общения. Малыш, только начавший постигать искусство беседы, может дергать другого человека за одежду или спрашивать: "Ты знаешь?", "Ты слышишь?"
Со временем дети замечают, что, беседуя, люди произносят реплики по очереди, говорят на одну и ту же тему, смотрят, как слушает собеседник, а если понимают, о чем идет речь, то поддакивают или кивают головой.
Возникает вопрос: почему дети разговаривают сами с собой, ведь при этом собеседника нет рядом, так к кому обращена речь?
Собирая головоломку, четырехлетний малыш говорит, обращаясь к себе. "А здесь как? Нужно красный и круглый. Нет, не такой, этот не подходит... Желтый тоже не подходит. Ага, это большой, а надо маленький, где же он?.."
Если детям не мешать и не запрещать, то в 4-8 лет они разговаривают 20% того времени, которое они проводят в детском саду или в школе (там, где всегда рядом есть другой ребенок-собеседник). Но почему дети разговаривают сами с собой?
Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной речью . Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей - на игровой площадке, в группе детского сада.
Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке и прямо в песочник..."
Знаменитый психолог Ж. Пиаже предположил, что речь, обращенная к самому себе, является признаком незрелости, и назвал разговор с собой эгоцентрической речью .
Личная речь
Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением. Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.
1-я стадия. "Я сделал хороший гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.
На 2-й стадии речь сопровождает действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку на земле дорисую".
На 3-й стадии личная речь предшествует действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про теремок".
Исследователи считают, что эти стадии соответствуют этапам развития детского мышления . На последней стадии, когда личная речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия. Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе, вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует, что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает все свои мысли.
Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше, личная речь переходит во внутреннюю . Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.
Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль. Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя, тем содержательнее его личная речь.
Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда и в третьем классе.
Не запрещайте малышу, выполняющему какое-то интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!
|
Ваш малыш разговаривает сам с собой ? Может быть, с ребенком что-то неладное? Бить ли родителям тревогу?
Нет, с малышом все в порядке! Практически все детки в возрасте от 4 до 8 лет ведут беседу сами с собой около 20 процентов всего времени, конечно, если мы им не мешаем. Такие разговоры появляются у детей непроизвольно.
Иногда они произносят слова нараспев или проговаривают то, что они видят или делают в данный момент, а то и вообще разыгрывают целые спектакли в лицах. Почему это происходит?
Все дело в том, что думать и фантазировать ребенок учится вслух, точно так же, как и читать, ведь так удобнее.
В возрасте 5-7 лет мозг малыша развивается с невероятной скоростью! Этот процесс предполагает участие всех органов чувств. Поэтому и приходится маленькому умнику озвучивать мысли, проговаривать все, что он видит, делает, наконец – слышать собственные сообщения. И все это происходит одновременно! Психологи установили, что разговоры с самим собой эффективно помогают ребенку развивать свой внутренний план , контролировать свое поведение. Малыш дает сам себе команды, озвучивая план, в какой последовательности он будет производить действия. Например: «Сначала я нарисую кружок, теперь закрашу его желтым цветом и т. д. Ближе к 7 – 8 годам внешняя передает «бразды правления» внутренней, то есть внутреннему самоконтролю и самоанализу. Ну а пока — время гласных команд самому себе!
Если малыш играет с плюшевым зоопарком, куклами, воображаемыми друзьями, а иногда, и с неодушевленными предметами, как с живыми существами, то это совершенно не повод бить тревогу, полагая, что ребенку катастрофически не хватает общения!
Совсем наоборот, это сигнал, что эмоциональная сфера драгоценного чада развивается хорошо. Ведь разговор ребенка с собой – это своего рода игра, то есть возможность расслабиться, выразить свои чувства, впитать идеи и эмоции!
Если отношения с мамой, папой, друзьями, воспитательницей оговариваются в самостоятельной беседе, значит, происходит необходимое переваривание произошедшего, «примеривание» на себя разных личностных позиций. Побывав в роли папы или мамы, малышу чуть-чуть становится понятнее, почему же взрослые запрещают что-то, ругают, в общем – воспитывают.
А еще, озвучивание своих мыслей положительно влияет на формирование ораторских способностей ребенка. Он говорит и слышит, как это звучит. Может оценить громкость, тон, эмоциональность своих слов, а это очень пригодится ему в будущей более взрослой жизни!
Редко какой малыш в возрасте 4-8 лет молча играет. Часто бывает наоборот - сопровождает словами. Не нужно думать на издержки психики. Этот феномен вполне объясним.
Почему дети разговаривают сами с собой
Ребенок разговаривает сам с собой - причины:
- ребёнку нравится слышать свою речь, как мамину или других взрослых;
- дитя предоставлено себе, но находится в возрасте, когда слова и предложения «льются рекой», а высказаться некому;
- в семье растёт один сын, дочь, или большой разрыв в летах между ними;
- выражение мыслей вслух у ребёнка происходит во время игры, где «собеседник» - игрушка или вымышленный герой;
- чадо воспитывается дома, вне дошкольного учреждения, или со сверстниками не находит общий язык;
- не сформирована внутренняя речь - приходит ближе к 9 годам.
Родителям следует наблюдать за чадами, чтобы понять, что и когда подталкивает к беседе наедине с собой.
Что делать, если ребенок разговаривает сам с собой?
Когда у ребёнка активизируется речь, стремится к общению. Идёт с вопросами к родителям, старшим членам семьи, но те заняты другими делами. В беспомощности, малыш не знает, как быть. Мамам и папам нужно на время отойти от компьютера, стирки, и уделить чаду внимание. Дитя выговорится, выскажется, займется настольной или подвижной игрой, где можно молча совершать действия.
Совместное хобби. Семьям, у которых между детьми большой возрастной разрыв, можно посоветовать организовать старших на совместное дело с младшим ребёнком. И самим не уклонятся от общения. Родительская любовь и внимание в детстве - пример семейных отношений.
Игра. Беседа с собой в игре - нормальное явление, свойственно в младшем возрасте. Дети озвучивают рычание зверей - мягких игрушек, ответы воображаемых оппонентов. Они увлекаются сюжетом, эмоции переполняют, поэтому проговаривают мысли вслух, поют.
Внимание ребенку. Родителям следует побольше времени проводить с детьми, выслушивать весёлую болтовню, ходить вместе в гости, парк. Со взрослением придёт умение думать молча: размышлять, делать выводы. И высказывать важное конкретному человеку: близким людям, друзьям.
Помогать сыновьям и дочерям находить точки соприкосновения с друзьями, конфликтных обходить стороной. Общение с однолетками - путь к социализации. Впереди школа. Не умея общаться, дитя столкнётся с проблемами в отношении ровесников и учителей.
Ребенок 7 - 10 лет разговаривает сам с собой
Когда дети 7 лет разговаривают сами с собой, вслух выражая планирование деятельности, усиливается мозговая деятельность.
Исследования психологов показали, малыши поэтапно озвучивают действия, которые намерены совершать. Таким образом себя контролируют, видят поступки со стороны.
Но, если малыш 8 лет разговаривает сам с собой по - прежнему, и даже более активно, необходимо обратиться к психологу за консультацией. На этом возрастном этапе ребята постепенно уходят во внутреннюю речь, изредка проговаривают отдельные фразы - в разгар игры или эмоций.
Если ребёнок 9 - 10 лет разговаривает сам с собой, как шестилетки, - сигнал посещения кабинета психоневролога или психолога. Необязательно ждать диагноз заболевания, но врач подскажет, как родителям вести себя по отношению сына или дочери. А психолог подберёт тесты для обследования и выяснения причин состояния школьника.
Вести беседу наедине с собой свойственно не только ребятам до 8-8.5 лет, но и творческим, которые в порыве изысканий, находок не могут себя проконтролировать. Они мысли выражают вслух на эмоциональном подъёме. Это не считается отклонением. Но бдительность необходима. Здоровье детей в руках родителей.
Дети в раннем возрасте - сама непосредственность. У них почти нет комплексов, а их поступками руководят исключительно их желания. Дети живут в мире собственных фантазий, и чем больше развито у ребенка образное мышление, тем ярче выдуманные миры и пространства. Но вот что делать, если заигравшись, ребенок говорит сам собой? А иногда ведет подобные светские беседы и вне игры. Нормально ли это?
Причина или следствие?
Есть ситуации, когда кроха разговаривает сам с собой уже в таком раннем возрасте не от хорошей жизни. Малыш не чувствует поддержки и заботы со стороны родителей или близких, поэтому он и пытается высказаться сам себе. Так же происходит и тогда, когда мама не слушает того, что ребенок ей рассказывает, не хочет поддерживать разговор или проявляет невнимательность к ребенку. А ведь ему так нужно самовыражаться, вот он и находит себе внимательного собеседника. Еще одна причина, это плохие отношения со сверстниками в детском садике. Ведь если кроха чувствует себя «изгоем», а гулять с остальными и быть частью детской «банды» ему очень хочется, всю неудовлетворенность от желания, что не сбылось, он компенсирует играми и разговорами с воображаемыми друзьями.
Чем тогда помочь?
Позволяй крохе быть многословным
Все вышеперечисленные причины свидетельствуют лишь о том, что нужно как можно скорее принимать меры и помочь малышу обрести уверенность в окружающих его людях. Говори с ребенком, рассказывай и расспрашивай его о прошедшем дне. Позволяй крохе быть многословным и даже болтливым. Проявляй внимательность к ребенку, дай ему понять, что тебе всегда интересно то, что он говорит. Конечно, это работа не одного дня, но в конце концов так можно научит кроху доверять тебе больше, чем своему воображаемому товарищу. И да, реши проблемы в садике. Учи малыша тому, как нужно общаться со сверстниками, дай ему понять, что он тоже может быть им интересным, и далеко не все детки дерутся или обзываются.