Когда новорожденный начинает видеть — что они видят? Когда новорожденный начинает слышать и видеть.

Зрение новорожденных разительно отличается от зрения взрослого человека. В чем эти отличия? Как учесть особенности зрительной функции младенца для более гармоничного и грамотного развития ребенка? Каких ошибок нужно избегать, чтобы не ухудшить зрение малыша?

Как видят новорожденные

Многие считают, что дети рождаются практически слепыми. На самом деле это не совсем так. Физически уже сформированы и могут видеть так же, взрослый человек. Все дело в мозге. Именно он еще не способен обрабатывать информацию, чтобы ребенок мог видеть полную картину мира.

Новорожденные младенцы способны различать свет, очертания людей и предметов, находящихся не далее 20-30 см. Все вокруг им видится размытым, нечетким, лишенным контраста. Это не удивительно, ведь острота зрения составляет всего 0,005-0,015. Цвета и узоры также не воспринимаются.

Можно заметить, что малыш нескольких дней от роду не фокусирует зрение ни на одном предмете, взор постоянно перемещается. Не стоит этого пугаться, ситуация обязательно будет меняться к лучшему.

Что видят дети? Как меняется зрение с возрастом?

1 месяц

В месяц главные объекты зрительного восприятия для младенца – это мамино лицо и источники яркого света. Малышу еще трудно фиксировать взгляд, поэтому глазки блуждают по комнате.

Не стоит бояться оставлять свет во время сна малыша. Это не потревожит и не разбудит его, а проснувшись, ребенок обязательно будет искать глазами источник света, что послужит стимуляцией и тренировкой зрительной функции.

Существует мнение, что новорожденные дети видят окружающий мир вверх ногами. Это миф!

2-3 месяцы

Во время второго и третьего месяца зрение начинает заметно совершенствоваться. Мир начинает играть яркими красками! Дети этого возраста различают такие цвета, как ярко-желтый, красный, оранжевый, ярко-зеленый. Предметы и людей кроха видит как бы в двухмерном пространстве, мозг малыша еще не в состоянии воспринимать объемное изображение. В этом возрасте пора покупать ребенку яркие игрушки-погремушки. Можно чаще выкладывать кроху на животик. Такое положение способствует правильному зрительному развитию.

4-6 месяцы

С четвертого по шестой месяцы зрительная функция становится еще более совершенной. Центральная зона сетчатки и зрительные центры в мозге начинают работать более слаженно и правильно. Грудные дети этого возраста уже активно рассматривают окружающие предметы и интересуются не только ими, но и собственным телом. Они хлопают в ладошки, играют ножками, способны взять предмет в руку.

К концу шестого месяца самое время пройти обследование у хорошего детского офтальмолога. Необходимо убедиться, что глазки малыша видят одинаково хорошо, нет косоглазия, движения глаз согласованы, нет заболеваний, которые могли бы помешать дальнейшему развитию зрения.

7-12 месяцы

В этот период жизни зрение у детей становится абсолютно таким же, как у взрослого человека. Единственное отличие – острота. Полностью 100% острота зрения формируется только ближе к школьному возрасту. Но это не значит, что ребенок видит плохо! Можно заметить, что объемное пространственное восприятие мира уже освоено. Малыш активно ползает, ходит, видит родителей и узнает их, различает предметы и интересуется всем, что находится вокруг него.

В этом возрасте пора начинать занятия с предметами, которые имеют определенную форму – кубики, мячи различного размера, пирамидка, игрушка-сортер. Не страшно, если у ребенка не будет сразу получаться башня из кубиков или правильная пирамидка, малыши этого возраста только учатся различать формы предметов.

На что нужно обратить внимание родителям новорожденного

Чтобы следить за правильным развитием зрения, необходимо своевременно проходить осмотры у профессионального врача-офтальмолога. Однако и бдительность родителей может помочь делу в случае возникновения какого-либо заболевания глаз. Обращать внимание следует на такие вещи:

  • Глазные яблоки должны быть нормального размера. Выпирающие из глазниц глазные яблоки, когда глазки ребенка как бы «на выкате» – это нехороший симптом, требующий немедленного осмотра у доктора.
  • Зрачки должны быть круглой формы и одинакового диаметра. Если на глазик малыша направить свет, то зрачки сузятся.
  • Также следует обратить внимание на цвет глаз. В норме он одинаковый. Полностью цвет глаз младенца определяется только к концу третьего месяца. В природе встречается разный цвет глаз у людей, но это редкость, поэтому, если у малыша глазки явно разного цвета, то лучше проконсультироваться с врачом.
  • Обязательно нужно следить за тем, как малыш фокусирует взгляд на предмете. Делать это можно, начиная с 2-х месячного возраста. С третьего месяца жизни можно водить погремушкой перед лицом крохи из стороны в сторону. Ребенок должен следить за предметом.
  • Постоянно слезящиеся глаза не являются признаком нормы и нуждаются в осмотре специалиста.
  • Выраженное косоглазие или движение глазных яблок в разном направлении также требует немедленного осмотра у врача.

С какого возраста нужно регулярно посещать офтальмолога?

В большинстве случаев первый визит к специалисту по зрению приходится на месячный возраст во время обязательного обследования ребенка. Если же этого не произошло, то обязательно нужно получить консультацию этого специалиста в возрасте до полугода.
В следующий раз офтальмолога посещают уже в год, также во время обязательного полного обследования малыша. После этого необходимо регулярно ходить проверять глазки каждый год.


Разумеется, если возникают какие-то проблемы с глазками или есть подозрение в неправильном развитии или ухудшении зрения, то визит к врачу откладывать нельзя!

Как способствовать развитию зрения ребенка?

Есть несколько простых способов помочь ребенку эффективно развивать зрительные функции. Для этого достаточно играть с малышом, выбирать правильные игрушки и внимательно наблюдать за ребенком.

  • С первых дней обязательно нужно давать ему рассматривать вблизи лица мамы или папы, позволять их ощупывать. Это приятное времяпрепровождение очень хорошо сказывается на развитии зрения.
  • Какие цвета игрушек предпочесть? В первые месяцы жизни надо покупать яркие игрушки в желто-красно-зеленой гамме. В дальнейшем можно расширять цветовое разнообразие, ведь зрение развивается.
  • Детскую комнату необходимо оформлять в светлых тонах и побеспокоиться о хорошем освещении. Слишком яркие, раздражающие оттенки не подойдут для детской. Яркие цвета можно использовать только в виде небольших аксессуаров и в подборе игрушек.
  • Бытует мнение, что ребенка нельзя подносить к зеркалу. Это миф! Детки очень любят, когда в зеркале видят свое отражение. Это не только развлечение для крохи, но и хорошее занятие, развивающее зрение.
  • Для маленьких деток (от 2-3 месяцев) можно использовать подвесные игрушки, мобиль, привязать к бортику кроватки разноцветные бантики, лоскутки. Важно помнить, что все игрушки для деток до года должны быть яркие и крупные, никаких мелких деталей!

Зрительное здоровье ребенка заложено природой. Задача мамы и папы – сохранить и развить его.

Одни родители уверены, что месяц - слишком короткий срок для того, чтобы их младенец освоил какую-либо иную науку, кроме как есть, какать и кричать круглые сутки. Другие, наоборот, с влажным блеском в глазах, готовы доказывать, что их месячный малыш практически уже готов к зачислению в ВУЗ - ведь он уже так «внимательно слушает», «кивает в ответ», «машет ручкой на прощание» и даже «все-все понимает». В действительности, от правды жизни далеки и те и другие. Что же на самом деле умеет ребенок в 1 месяц, и должен ли он вообще что-либо уметь?

Родиться – это тяжелая работа! Но и период новорожденности (первые 28 дней) для крохи – ничуть не легче: ведь мир вокруг такой большой и сложный... Как происходит развитие ребенка в самом начале жизни, и что уже умеет малыш на рубеже в 1 месяц?

Ребенку 1 месяц: новый мир, новое расписание

Всего за двенадцать месяцев ваш малыш изменится до неузнаваемости, и не только внешне. Он превратится в подвижного и любопытного карапуза, уже начинающего ходить, говорить и показывать первые признаки характера. Но у этого «восхождения» - 12 ступеней, 12 месяцев. Первая ступень - стартовая - заключается в основном в адаптации малыша к новым условиям «бытия». Но это отнюдь не значит, что ребенку в 1 месяц совсем нечем похвастаться!

Развитие ребенка в первый месяц жизни действительно по большей части сводится к тому, что он привыкает к новому, большому, странному миру. А вы привыкаете к тому, что с этого момента должны постоянно и неотлучно находиться рядом с ним и заботиться о нем.

Развитие ребенка в первый месяц жизни: теряем вес, набираем вес

Не стоит беспокоиться, если в первые дни жизни ваш малыш немного теряет вес. Новорождённые появляются на свет с дополнительным количеством жидкости в организме и обычно теряют до 10% своего веса за первую неделю. После этого их организм стабилизируется, и ребенок снова начинает набирать граммы. На исходе второй недели малыши, как правило, весят примерно столько, сколько они весили при рождении.

А вот уже к концу первого месяца жизни детишки, в условиях адекватного ухода и режима питания, начинают стремительно и стабильно набирать вес – в среднем от 15 до 30 грамм каждый день.

Что умеет ребенок в 1 месяц: трогательные рефлексы

Несмотря на то, что в первый месяц жизни ребенка его нервная система еще в процессе развития, он уже многое умеет. Вы увидите, что у вашего малыша есть несколько врожденных рефлексов. Один из таких, к примеру, сосание. Вскоре после появления на свет ваш ребенок способен - пусть и с вашей помощью - захватывать грудь и есть. А если вы прикоснетесь к его ладошке или положите на нее свой палец, он непроизвольно сожмет ее в кулачок.

Этот рефлекс осчастливил ни одно поколение отцов. Редкий папа упустит случай трогательно похвастаться, что у его отпрыска - крепкое мужское рукопожатие или «железная» хватка.

Если младенец вдруг чего-то испугался, например, вспышки яркого света, он разводит в стороны ручки и ножки, а затем поджимает их обратно. Это называется рефлексом Моро, он останется у ребенка до 4-5-го месяца, затем начнет постепенно угасать.

Ребенку 1 месяц: «Я бы взял бы да пошел - пусть меня отпустят!»

К концу первого месяца жизни у вашего ребенка уже формируется инстинкт к хождению. Если вы, придерживая малыша, поставите его ступню на ровную твердую поверхность, он попытается сделать первые шаги. Этот рефлекс называется «автоматическая походка новорожденного». Но не спешите! Всему свое время - не нужно стараться ставить ребенка на пол или стол, поддерживая лишь за ручки. Позвоночник малыша еще слишком слаб и однозначно не готов для такой нагрузки.

Кроме того, несмотря на то, что месячный новорожденный уже способен поворачивать голову, когда лежит на животе, его шея еще не настолько сильна, чтобы он мог держать голову самостоятельно. Поэтому всегда поддерживайте затылок ребенка, когда берете его на руки.

Спит как младенец?

Первые несколько недель вам может казаться, что единственное, в чем нуждается новорожденный помимо - это . На самом деле, новорожденные и правда очень много спят, по 15-16 часов в день. Эти часы могут быть нерегулярными, поскольку ребенок еще не привык к нормальному режиму смены дня и ночи.

Помните, в первый месяц жизни ребенка его циклы сна и бодрствования сильно отличаются от ваших. В отличие от взрослых, сон младенцев по большей части состоит из фазы быстрого сна. Это значит, что в течение первых недель ваше дитя будет просыпаться так же неожиданно, как и засыпать.

Вы можете помочь своей крохе быстрее привыкнуть к естественным биоритмам, играя и разговаривая с ним в течение дня, и сохраняя порядок вещей однообразным и скучным ночью. В конце концов, малыш «поймет», что днем играют, а ночью спят. И постепенно, как раз к концу первого месяца жизни, малыш станет все больше бодрствовать днем и все крепче спать по ночам.

Развитие ребенка в 1 месяц: что видит, как слышит?

В первый месяц жизни ребенка развитие его зрения еще только начинается, новорождённые близоруки. Малыш видит только те объекты, которые находятся от него не дальше двадцати-тридцати сантиметров. Это значит, что младенец сможет более-менее отчетливо видеть ваше лицо, когда вы его кормите или находитесь рядом. Кстати говоря, он предпочтет смотреть на ваше лицо вместо мордочки какой-нибудь плюшевой игрушки – неонатологи отмечают, что новорожденных естественным образом привлекают в большей степени именно «живые» человеческие лица. Малыш также предпочтет рассматривать высоко-контрастные объекты, ведь их лучше видно (это правда не означает, что нужно заполнить детскую спальню лишь черно-белыми игрушками, пастельные «мягкие» цвета тоже хороши и полезны).

Вполне вероятно, вы заметите, что в первый месяц жизни ребенок будет скашивать глаза, пытаясь сфокусироваться. Это нормально, ведь аппарат зрительного контроля новорождённого еще не сформировался. Однако если ребенок продолжает «косить» вплоть до трех или четырех месяцев, его нужно показать врачу, это может быть признаком косоглазия.

Слух у новорожденного тоже еще не развился, но многие звуки к концу первого месяца жизни он слышит уже отчетливо. Особенно голоса родителей, к которым он привык, пока находился в утробе. Кстати, новорожденным нравятся слушать высокие, пронзительные звуки. Так что не слишком возмущайтесь, когда ваша мама или няня специально разговаривает с ним писклявым детским голоском - до некоторого времени это даже полезно.

Если ваш ребенок в месячном возрасте совсем не реагирует ни на какие звуки, покажите его врачу. Несмотря на то, что в роддоме неонатолог проверяет слух у всех новорожденных, подстраховка не повредит.

Достижение первого месяца - любовь к сладкому

Как и дети постарше (да и многие взрослые) новорожденные любят сладковатый вкус. Все дело в том, что в первый месяц жизни ребенка развитие его вкусовых рецепторов только начинается – младенец пока еще не умеет распознавать горькое и соленое. А вот сладковатый вкус своего питания (который формируется благодаря особому ) месячный малыш распознает уже очень хорошо.

Что касается обоняния, то у месячного малыша оно уже хорошо развито – с первых дней жизни он вполне способен различить запах соска материнской груди и запах грудного молока.

Ребенку 1 месяц: общение сквозь слезы

У ребенка в 1 месяц есть пока еще только единственный способ общения с окружающим миром – плач. Ваш ребенок может плакать до трех часов в день, и это нормально. Не паникуйте – чем старше он будет, тем будет меньше слез. Плач – это способ вашего ребенка сказать «Я голоден – корми меня!», или «У меня мокрый подгузник – поменяй его!», или просто «Я устал». В конце концов, вы научитесь различать этот плач и выбирать .

Достижения не велики, но воля к победе - огромна!

Итак, месячный кроха еще не может похвастаться множеством новых умений и навыков. Пока он еще лишь привыкает к новым условиям жизни, кардинально отличающихся от тех, в которых он пребывал до рождения. Однако, кое-что он уже умеет. А именно:

  • заинтересованно следит за лицом склонившегося к нему человека
  • пытается повторить мимику своего «собеседника»
  • с любопытством случает речь
  • иногда повторяет некоторые звуки «в унисон» говорящему;
  • различает яркие однотонные цвета (красный, черный, белый, желтый);
  • узнает голос, запах и прикосновения того человека, который проводит с ним больше всего времени (чаще всего - это мама);
  • способен сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете;
  • в положении на животе активно пытается поднять и повернуть голову.

По сравнению с тем, что ваш малыш сможет продемонстрировать в год - все перечисленные навыки кажутся незначительными. Но вы оценивайте успехи своего ребенка «с другой стороны» - по сравнению с тем крошечным «вопиющим комочком», каким ваша кроха выглядела при рождении, сегодняшний месячный карапуз - уже невероятный богатырь и герой. Не так ли?

Часто говорят о том, что на протяжении нескольких дней у новорожденного ребенка отсутствует возможность видеть окружающий его мир, а также слышать различные звуки. Но это ошибочное мнение или скорее миф.

Когда, что и как видят новорожденные

Органы зрения у малыша работают как положено с самого первого момента появления на свет. Большинство только что появившихся на свет детей могут видеть окружающие их предметы через своеобразный туман и расплывчатость. Таким образом происходит постепенная адаптация органов зрения. У ребенка существует рефлекторная особенность щурить глазки, либо вовсе держать их в закрытом состоянии. Но можно встретить и таких малышей, которые на протяжении некоторого времени, после появления на свет, держат глаза в открытом состоянии, и даже можно заметить в них некую заинтересованность происходящим.

Что видит новорожденный?

  • Способность реагировать на яркое освещение, либо на его полное отсутствие.
  • Возможность различать из общей картины некоторые предметы более крупного размера.
  • Способность следить за передвижением крупных предметов, в том числе и людьми.
  • При достижении ребенком возраста трех или четырех месяцев появляется способность следить за предметами и игрушками, которые находятся в движении.
  • В полгода ребенок может пристально наблюдать за более мелкими предметами, и даже различать их, узнавая свои игрушки.

На что любит смотреть малыш?

  • Наиболее любимыми вещами, на которые любят смотреть малыши — лица их родителей. Чаще всего это лицо отца, у которого более отчетливые черты.
  • Перемена во внешности родителей может вызвать беспокойство и некоторую неудовлетворенность у ребенка. При этом часто дети начинают капризничать, отворачиваться, а то и вовсе плакать.
  • Любовь к разнообразным картинкам и фотографиям, особенно черно-белым.

Как видят новорожденные дети?

  • На протяжении первой недели жизни ребенка он может смотреть на одну и ту же вещь в течение нескольких секунд.
  • В двухмесячном возрасте у ребенка уже получается фокусировать свой взгляд на предмете на короткое время.
  • В четыре месяца малыш уже может полностью фокусироваться на интересующем его предмете.
  • Часто у маленьких детей можно заметить, как они слегка скашивают свой взгляд. Это случается из-за невозможности применения одновременно обоих глаз. Нормальным это можно считать до полугодовалого возраста. При дальнейшем обнаружении такого недостатка обязательно нужно обратиться к специалисту.

Как наладить контакт?

  • Новорожденные дети фокусируют взгляд гораздо лучше, если находятся в вертикальном положении.
  • Нужно быть терпеливым и ждать, когда малыш сфокусирует свой взгляд.
  • Новорожденный малыш видит предметы и лица, которые находятся не дальше 20-25 см.
  • Игрушки над манежем или кроваткой лучше всего вешать не перед лицом малыша, а сбоку или возле его ножек.

Зная все нюансы и тонкости того, как и когда начинает видеть ваш малыш, вы легко найдет с ним общий язык и с легкостью установите свой первый контакт. Это очень важно не только для родителей, но и для самого малыша.

Только что родившийся ребёнок полуслепой, он способен видеть очертания предметов. Для новорожденных характерна дальнозоркость. То есть они отдалённые предметы видят лучше, чем приближённые (зрение у них может быть до +7,0 диоптрий). К шести месяцем они начинают лучше видеть, но максимального значения острота зрения достигает только к 4 годам.

Для новорождённого характерна умеренная светофобия — на свету он начинает щуриться, зрачок сужается. Поэтому оценку зрительного анализатора проверяют особым способом.

На очень сильный свет новорожденный реагирует беспокойством и громким криком. У недоношенных детей при этом наблюдается смыкание век и запрокидывание головы – рефлекс Пейпера. Отсутствие адекватной реакции свидетельствует о патологии зрительного анализатора .

На что любит смотреть ребёнок

Когда малыш только появляется на свет, он ещё всё видит размыто, беспокойно реагирует на яркий свет, а глаза у него практически постоянно закрыты.

Проведя ряд экспериментов, психологи установили, на какие объекты предпочитают смотреть новорожденные:

  1. Контрастные картинки. Когда показывают малышу изображение чёрной полосы на белом фоне, он начинает фокусировать взгляд сразу на чёрном цвете, не блуждая взглядом по целой картине. Если показать малышу на одинаковом расстоянии два рисунка, один с яркими или чёрными линиями, а другой серый, то новорожденный с интересом будет рассматривать первую картину.
  2. Сложные, структурированные изображения. Например, шахматная доска, изогнутые или округлые изображения.
  3. Движущиеся предметы. Новорожденный цепляется взглядом за движущийся объект и долго с интересом рассматривает его.
  4. Новые объекты. Если ребёнку долго показывать один и то же предмет малыш перестаёт обращать на него внимание. Когда новый объект он будет пристально изучать.
  5. Яркие цвета. Первый цвет, который начинает различать новорожденный – красный. Именно к игрушкам, вещам такой окраски малыш уделяет больше внимания.
  6. Родители. Особое значение ребёнок уделяет мимике своих родных. На 3 недели жизни новорожденный отличает свою мать от других людей.

Для малыша огромное значение имеет общение с матерью, которое происходит на зрительном уровне. На третьей недели, когда младенец начинает улыбаться, его первая улыбка сопровождается взглядом, и явно адресована взрослому.

Для новорожденных, чтобы стимулировать их развитие надо выбирать красочные, яркие игрушки, такие чтобы они могли двигаться. Примером служат подвесные игрушки, выполненные в контрастном свете. Изначально новорожденный просто фиксирует на них взгляд, затем, старается сам их зацепить ручкой или ножкой, чтобы они начали двигаться. А если они ещё при этом начинают звучать, то малыш сравнительно долго играет с ними.

Интересный факт! К. Гарвей изучила стереотипные игры взрослых и новорожденных и заметила, что младенец в них выступает активным партнёром. Он управляет поведением взрослого, взглядом побуждая смотреть в нужную ему сторону.

Почему у новорожденного косят глазки

Для младенцев в первые месяцы после рождения характерны такие физиологические особенности зрительного анализатора:

  • светобоязнь (первые 3 недели);
  • косоглазие (на 1 – 2 месяце);
  • низкая острота зрения.

Для младенцев характерно не координированные, толчкообразные движения глазных яблок, но при этом кроха старается зафиксировать взгляд на определённых предметах. При этом глазные яблоки движутся в направлении к носу, что создаёт впечатление сходящегося косоглазия (оно через несколько месяцев постепенно исчезает).

Расходящееся косоглазие является симптомом поражения глазо-двигательного нерва, которое может возникнуть из-за:

  • врождённого заболевания;
  • родовой травмы;
  • поражения центральной и периферической нервной системы.

Для определения, является ли косоглазие у новорожденного физиологической нормой или патологией следует обратиться к педиатру.

Если сходящееся косоглазия не проходит длительное время или даже усиливается, это свидетельствует о наличии патологии развития зрения. В этом случае необходимо проконсультироваться у врача.

Как узнать хорошо ли видит ребёнок

Для того чтобы узнать насколько хорошо видит ребёнок, нет ли у него патологии зрительного анализатора, необходимо:

  • проводить регулярный осмотр у офтальмолога;
  • при обнаружении проблем с глазами сразу же обращаться к врачу.

Когда ребёнок только родился, в обязательном порядке врач должен осмотреть его глаза. В норме склеры у новорожденного бледно-голубого цвета. Жёлтый оттенок – симптом желтухи.

Зрачок младенца должен реагировать на свет сужением, новорожденный при этом закрывает глаза. На очень яркое освещение младенец должен реагировать криком.

Кроме того, младенцу проводят офтальмоскопию с расстояния 50 см. В норме при направлении лучика света на зрачок, он красный, при врождённой катаракте зрачок серого цвета.

Для новорожденного физиологическим является и небольшой астигматизм (кристаллик неправильной формы), но к 2 годам он должен исчезнуть. Остроту зрения можно проверять с 4 лет, так как до этого возраста для детей характерна дальнозоркость.

Осматривая ребёнка, следует обратить внимание на :

  1. Размеры глазных яблок . Увеличение может свидетельствовать о врождённой глаукоме.
  2. Зрачки . Они должны быть круглыми, одинакового размера и при воздействии света сужаться.
  3. Фиксация зрения на различных предметах . Сколько времени малыш удерживает внимание на различных объектах, новорожденный должен активно следить за движущимися объектами. В полгода ребёнок может различать несложные фигуры.
  4. Слезотечение . Если у крохи постоянно текут слёзы, или наоборот глаза сухие, это может быть симптомом болезни слёзного канала.
  5. Конъюнктивит . Если глаза младенца постоянно закисают у него есть воспалительные процессы, которые в дальнейшим приведут к серьёзным проблемам со зрением – если у грудничка гноятся глазки.

Если заметили какие-то отклонения, сразу же обратитесь к офтальмологу. Только врач сможет провести комплексную диагностику, отличить норму от патологии и при необходимости назначить лечение.

Важно знать! При осмотре новорожденный должен сам открыть глаза. Для этого младенца можно перевернуть, или привлечь внимание звуком.

Подводим итоги

Ребёнок начинает видеть в первые мгновения жизни. Острота его зрения снижена, для новорожденного характерна светобоязнь и сходящееся косоглазие. При наличии других отклонений, следует незамедлительно обратиться к специалисту, только врач отличит норму от патологии.

К тому же выбирая игрушки для малыша, следует помнить, что его внимание привлекают движущиеся предметы. Он предпочитает смотреть на яркие объекты, контрастные картинки. И самым важным для него является общение взглядом со своими родными.

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Первые 2 недели своей жизни дети практически не реагируют на зрительные раздражители. Под влиянием яркого света у них лишь сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение еще слабо связано с сознанием.

Остроту зрения определяют с помощью оптических стекол (линз), используя специальные таблицы или приборы - глазные рефрактометры. Нормой считается острота зрения, равная единице. У новорожденного она намного слабее, чем у взрослого человека, и достигает 0,015, затем, однако, постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще не сформировалась, а желтое пятно (тот участок сетчатки, благодаря которому зрение становится 100%-м) еще вообще отсутствует.

Если бы такое зрение было у взрослого, ему жилось бы нелегко, но малышу пока и смотреть-то особенно не на что и незачем. Все, что ему нужно, это мамино лицо, ее грудь да бутылочка с соской, а они всегда близко и достаточно велики для того, чтобы поймать их взглядом.

На 10-й день после рождения крошка уже следит глазами за яркой крупной игрушкой, если она больше 15 см и попадает в поле его зрения на расстоянии 20-25 см.

Через 2-5 недель младенец в состоянии фиксировать взгляд на ярком световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте).

В течение 2-го месяца жизни ребенок следит за движением яркой игрушки вверх, вниз, влево, вправо. У него складываются первые представления об объеме предмета. Специалисты считают, что ребенок даже различает простейшие цвета (например, желтый и оранжевый). Младенцы в основном смотрят в горизонтальной плоскости и только со временем - в вертикальной.

Родители часто пугаются, когда замечают, что глазки у малыша направлены в разные стороны, то есть каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Сразу после рождения это вполне нормально. Только через 4, а иногда и 8 недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более 8 недель, нужно показать ребенка врачу.

На 3-4-м месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно высок. Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее. Этому также способствуют основанные на хватательном рефлексе манипуляции с различными предметами размером с кубик.

Однако когда ребенок старается что-либо достать, он, как правило, неверно оценивает расстояние до предмета. Кроме того, малыш часто ошибается и в определении объема предметов. Он пытается схватить движущиеся тени, солнечного зайчика, цветок, вытканный на мамином платье. Восприятие объема у детей развивается только тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

Острота зрения продолжает повышаться до ОД-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.

Способность различать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 месяцев. Ученые считают, что восприятие цветов начинается, прежде всего, с желтого и красного, способность распознавать зеленый и синий цвета возникает позже, а заканчивается обычно формирование цветового зрения к 4-5 годам.

С 6-го месяца ребенок рассматривает и активно обследует свое ближайшее окружение, при этом значительно улучшаются навыки хватания, которое становится все более точным. На основе этого у младенца формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает трехмерное восприятие окружающего мира. В этот период острота зрения не увеличивается сильно, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки.

В период от 8 до 12 месяцев малыш начинает воспринимать предмет не только в целом, но и по частям. Он начинает активно искать игрушку, внезапно исчезнувшую из поля его зрения.

В домашних условиях остроту зрения ребенка можно проверить по его способности различать мелкие предметы и их детали, замечать перемещение разных фигурок, людей. От года до 2 лет острота зрения находится в пределах от 0,3 до 0,6, достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого. В этом возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто, так как большинство детей уже свободно различают значки на специальной таблице для проверки зрения. Однако поскольку кривизна роговицы у малыша меньше, чем у взрослого, ее преломляющая способность также меньше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92%).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: