Когда можно начинать закалять новорожденного ребенка. Закаливание

Самым эффективным способом укрепления детского иммунитета является закаливание новорожденных. Не стоит опасаться, что столь радикальные действия нанесут вред ребенку – напротив, методику можно начинать с самого рождения, ведь приспособляемость к окружающей среде у грудничков находится на высоком уровне. Современные ученые доказали, что дети появляются на свет уже закаленными, но родители сбивают налаженный природой механизм защиты организма. Стерильная пища, создание тепличных условий в квартире, закрытые окна и несколько слоев одежды делают свое дело, поэтому не стоит удивляться, почему кроха подхватывает .

Чтобы закаливать новорожденного, нет необходимости отводить для этого специальное время. Лучшими помощниками в укреплении иммунитета являются природные условия, а закаливание подразумевает постепенное и контролируемое их изменение. Вполне подойдет для процедуры период выполнения зарядки, дневной сон, вечернее купание ребенка и даже переодевание на прогулку. Закаливание благотворно влияет на:

  • устойчивость к простуде;
  • механизмы адаптации к окружающему миру;
  • систему кровообращения;
  • метаболизм;
  • состояние нервной системы;
  • качество сна;
  • аппетит.

Закаленные новорожденные развиваются куда быстрее своих сверстников, которые растут в тепличных условиях.

Перед началом эксперимента над собственным ребенком нужна консультация специалиста или осмотр педиатра. Категорически запрещено применять методику при:

  • ОРЗ и ОРВИ;
  • сердечных заболеваниях;
  • сниженном гемоглобине;
  • эмоциональном и нервном напряжении у новорожденного;
  • различных стадиях истощения;
  • проблемах с ЖКТ;
  • нарушениях сна.

Наличие заболеваний должен исключить только детский врач, а не родители, поскольку вся ответственность лежит на них.

Проводить закаливание детей «наскоками» нельзя – такой подход лишь навредит здоровью и не принесет пользы. Еще до появления ребенка на свет родители должны решить, будут они его закаливать или нет, чтобы не затягивать процесс.

  1. Систематичность методики подразумевает ежедневное выполнение процедур.
  2. Температурные условия должны постепенно меняться, чтобы не вызвать стрессовое или болезненное состояние у крохи.
  3. Важно следить за реакцией ребенка на очередную процедуру. Если она неадекватна, на данном этапе закаливание прекращается. Чтобы привлечь новорожденного к процессу, его нужно завлечь яркой игрушкой, ласковыми поглаживаниями, доброжелательностью и песенкой.

Основные способы

Не зря долгое время существует поговорка, что воздух, солнце и вода являются лучшими друзьями человека. Именно эти природные факторы способствуют укреплению иммунитета у ребенка.

Экспертное мнение доктора Комаровского

В основе метода закаливания по доктору Комаровскому лежат те же принципы естественности процедуры. Известный педиатр убежден, что никаких подготовительных мер для новорожденного не требуется, поскольку сама природа позаботилась о важных функциях организма. Поэтому родителям остается просто не гасить их:

  1. Прогулки должны совершаться в любую погоду даже при минимуме временных затрат. Контрастные температуры, которые встречаются в природе, пойдут лишь на пользу малышу. Трава, земля и воздух куда лучше воздействую на ребенка, чем закрытое помещение и синтетические ковры. Проветривать дом нужно обязательно, особенно при болеющем малыше.
  2. Образ жизни должен стать активным в первую очередь у родителей, а дети сами подтянутся к установленной планке. Не стоит одевать новорожденного на улицу, как капустный кочан – нужно пользоваться здравым смыслом и уметь соответствовать погодным условиям.
  3. Кормить ребенка необходимо по требованию, а не тогда, когда маме кажется, что он голоден. С грудничками таких проблем не возникает, а подрастающие дети начинают отказываться от еды. И это вполне нормально, если ребенок не успел проголодаться.
  4. Ежевечернее купание может стать очень хорошим способом закаливания младенца, если делать все правильно.

Обеспечив малышу должную активность, можно не беспокоиться о его хорошем аппетите. Комаровский уверен, что здоровый кроха худой, подвижный и всегда немного голодный. Закаливание не означает полное исчезновение простудных заболеваний, но ребенок с крепким иммунитетом будет болеть намного реже и быстрее выздоравливать.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать », искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократноеповышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

    Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
    Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
    Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
    Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
    Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
    Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
    Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
    Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
    Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
    Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
    В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
    Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
    Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
    Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
    Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время - гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
    Перечень причин, мешающихзакаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
    Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
    Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
    Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
    Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
    При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    • систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

      постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

      учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

      Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
      Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
      Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Начинать закаливание детей раннего возраста в домашних условиях можно уже с первых недель жизни младенца. Для начала рекомендованы воздушные ванны, позже к ним присоединяются солнечные и водные процедуры. Конечно, закаливание новорожденных детей имеет особенности, обусловленные несовершенством иммунной системы грудничков. Поэтому, чтобы не навредить малышам, во всем нужна мера и строгое соблюдение правил.

Польза закаливания детей первого года жизни

Закаливание организма, в том числе детского, использовалось еще с древних времен. Сейчас закаливание - это научно обоснованное регулярное использование различных природных факторов для укрепления защитных сил организма. Существует несколько методик закаливания новорожденных, применимых как в отношении абсолютно здоровых, так и ослабленных детей. Вопрос заключается только в правильном выборе способов и доз раздражающего фактора.

Закаливание новорожденного ребенка может быть общим и специальным. К общим процедурам относят такие мероприятия, как соблюдение правильного режима дня, полноценное и сбалансированное питание и регулярные физические нагрузки. Специальные закаливающие меры включают в себя закаливание воздухом, солнцем и водой, а также контрастные и нетрадиционные методы закаливания.

Польза закаливания грудничка в домашних условиях заключается в том, что в ходе водных, воздушных и солнечных процедур тренируется система терморегуляции организма ребенка, повышается устойчивость к различным заболеваниям, устанавливается правильный обмен веществ, осуществляется гармоничное умственное и .

Закаливание детей первого года жизни – это лучший способ вырастить ребенка здоровым физически и крепким психически. Оно является лучшей профилактикой для острых респираторных заболеваний, повышает стрессоустойчивость, уменьшает риск развития хронических болезней.

Закаливание младенцев до года: как закаливать новорожденного ребенка

Существует несколько правил закаливания новорожденного, соблюдение которых обеспечит ожидаемый эффект закаливающих процедур.

1. Закаливающие процедуры должны проводиться регулярно и круглый год. Если прервать закаливание, то уже через 5-7 дней достигнутые результаты станут равны нулю и придется начинать все сначала. В зависимости от времени года, при необходимости можно заменить некоторые процедуры закаливания младенца до года на более щадящие, но не прерывать занятия. Если родители твердо решили заняться закаливанием своего ребенка, то эти процедуры должны стать частью режима дня ребенка наряду с умыванием, кормлением, прогулками.

2. Постепенное увеличение силы закаливающего фактора. В основе всего закаливания лежит последовательное, но непрерывное увеличение раздражающего воздействия. Особенно это важно при закаливании ослабленных детей. Резкий переход (например, снижение температуры воды сразу на несколько градусов) может подорвать защитные силы ребенка, но в то же время длительное применение воды одной температуры не приведет к ожидаемому эффекту.

3. Выбор способа закаливания должен проводиться с обязательным учетом возраста и состояния здоровья ребенка. Особенно это важно для ослабленных детей, закаливание которых проводить надо, но очень осторожно, при необходимости посоветовавшись с педиатром. Как закаливать грудного ребенка с ослабленным здоровьем? Если ребенок все же заболел, но есть возможность продолжать закаливание, хотя и в меньшем объеме, то ее надо использовать. Если закаливание во время болезни проводить нельзя, то после выздоровления ребенка нужно начать все сначала, с процедур минимальной силы.

4. В процессе того как закаливать новорожденного , нужно чутко реагировать на настроение ребенка. Закаливающие процедуры должны проводиться только при положительном настрое ребенка на них. Если перед выполнением закаливающих процедур ребенок в плохом настроении, плачет, то надо обязательно привести его в хорошее расположение духа. Если это не удается, то лучше перенести процедуру на более позднее время. Ребенок не должен относиться к закаливанию как к чему-то неприятному, мучительному, иначе положительного эффекта добиться не удастся.

5. Во время закаливания детей грудного возраста надо следить за температурой кожных покровов. Если ручки, ножки и носик ребенка холодные, значит, сила закаливающего фактора выбрана неправильно, процедуру лучше прекратить.

Как закаливать маленького ребенка с рождения воздухом

Наиболее простая воздушная процедура - это воздушные ванны. Как правильно начать закаливать ребенка воздухом?

Воздушные ванны начинают проводиться еще в родильном доме, когда при смене пеленок младенец на некоторое время остается голеньким. Воздушные ванны являются одной из важных закаливающих процедур и имеют большое значение для здоровья малыша.

После выписки ребенка из роддома маме рекомендуют с первых дней намеренно оставлять ребенка без одежды на определенное время при смене пеленок. Продолжительность этой процедуры закаливания грудных детей зависит от температуры воздуха в комнате и самочувствия малыша. Вначале продолжительность ее не должна быть более 1-2 минут, а к 3-м неделям жизни младенца - уже 4-5 минут. Затем до первого полугодия жизни ребенка воздушную ванну можно принимать по 10 минут 2 раза в день, а с полугода до 1 года - по 15 минут 2 раза в день.

Как закаливать ребенка с рождения правильно? При проведении воздушной ванны очень важно учитывать температуру воздуха в комнате. В первый месяц жизни ребенка температура в детской должна быть 23 °С, в возрасте 1-3-х месяцев - 21 °С, с 3-х месяцев до 1 года - 20 °С, старше 1 года - 18 °С.

Некоторые педиатры рекомендуют проводить закаливание в грудном возрасте одновременно с кормлением. В этом случае малыш остается голеньким на более продолжительное время, но согревается от тела матери. Замечено, что в этом случае ребенок сосет активнее и не засыпает во время кормления.

Во время воздушной ванны ребенок не только закаливается, но и получает через кожу кислород, которого ему нужно почти в 3 раза больше, чем взрослому.

Поэтому комнату, где находится ребенок, нужно чаще проветривать: зимой 4-5 раз по 10-15 минут, а летом можно почти постоянно держать открытыми форточки, натянув сетку от насекомых. На время сквозного проветривания ребенка следует вынести из комнаты.

Снижение температуры в комнате во время проветривания на 1-2 °С является дополнительным закаливающим фактором.

Использование для проветривания кондиционеров и систем регуляции микроклимата возможно, но не рекомендуется, так как их влияние на детский организм еще не изучено полностью, а злоупотребление ими приводит к проблемам со здоровьем даже у взрослых. Еще один способ - это прогулка и сон на свежем воздухе.

В теплое время года новорожденных можно выносить на улицу уже в первый день после выписки из роддома. Вначале прогулки длятся 20-40 минут, постепенно время пребывания на свежем воздухе увеличивается до 4-8 часов.

Такое закаливание в раннем возрасте должно быть ежедневными, 2-3 раза в день в перерывах между кормлениями. Зимой новорожденных выносят на улицу с 2-3-недельного возраста при температуре воздуха не ниже -5 °С, сначала на 10 минут, а затем по 45-60 минут 2 раза в день. Летом по возможности можно проводить на свежем воздухе гимнастику, игры.

Как правильно начать закаливать грудного ребенка: солнечные ванны

Ультрафиолетовые солнечные лучи необходимы для нормального развития ребенка, однако находиться под прямыми лучами детям до 1 года не рекомендуется. Недостаток солнечного света может привести к развитию рахита, однако и избыток его также вреден.

Как закаливать новорожденного ребенка путем принятия солнечных ванн? Детям раннего возраста начинать закаливание солнцем нужно в летнее время при рассеянном солнечном свете, при температуре воздуха 22-24 °С. На первых процедурах ребенок должен быть одет в светлую распашонку, ткань которой будет отражать избыток солнечных лучей. Через некоторое время его можно оставлять на рассеянном солнечном свете голеньким вначале на несколько минут, потом довести продолжительность процедуры до 10 минут. Голову малыша обязательно надо прикрыть панамкой.

Во время принятия солнечных ванн поведение ребенка должно быть активным, он должен двигаться, играть.

Если ребенок хорошо переносит пребывание на рассеянном солнечном свете, его можно подставить под прямые солнечные лучи. Вначале продолжительность процедуры не должна превышать 30 секунд, затем постепенно это время увеличивают до 5 минут. Закаливание ребенка под прямыми солнечными лучами проводят до 11 часов утра или после 17 часов вечера, когда солнечная активность не так высока.

Если у ребенка появилось покраснение лица, он начал капризничать, значит, процедуру следует немедленно прекратить, унести его в тень, напоить кипяченой водой, но не слишком охлажденной.

Закаливание ослабленных детей раннего возраста путем солнечных ванн можно осуществлять только по разрешению педиатра. Если температура воздуха выше 30 °С, то проведение солнечных ванн противопоказано у детей любого возраста.

После солнечных ванн хорошо проводить водные процедуры, при этом нужно обязательно досуха вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, чтобы избежать переохлаждения.

Поздней осенью, зимой и ранней весной попадание прямых солнечных лучей на лицо ребенка полезно для профилактики рахита, поэтому прятать его от солнца в это время года не надо.

Комплекс закаливания грудничка раннего возраста водой в домашних условиях

В комплекс закаливания для детей раннего возраста обязательно должны входить водные процедуры, ведь вода является одним из основных повышающих иммунитет факторов. Значение ее для организма огромно. Удивительно также то, что такие привычные для нас процедуры, как умывание и душ, при правильной их организации являются закаливающими мероприятиями.

Закаливание водой новорожденных первого года жизни возможно, но при соблюдении нескольких условий:

  • этот вид закаливания ни в коем случае нельзя начинать на первом месяце жизни ребенка, так как в этот период он еще приспосабливается к условиям внешнего мира, и действие на него таких сильных раздражителей может привести к срыву адаптационных систем организма;
  • перед тем как применять этот метод закаливания в раннем возрасте, следует обязательно посоветоваться с педиатром, потому что не у всех детей состояние здоровья позволяет применять этот вид закаливания. Врач оценит состояние здоровья ребенка и его готовность к водным закаливающим процедурам, а если посчитает, что от них лучше отказаться, может посоветовать, чем их заменить.

Вода является сильным закаливающим фактором. Действие на организм воды пониженной температуры, которое и лежит в основе закаливания, складывается из трех фаз.

В первый момент воздействия на тело холодной воды возникает рефлекторный спазм сосудов кожи и подкожной клетчатки. В этот период может отмечаться некоторое побледнение кожи, иногда даже небольшая синюшность.

Затем организм приспосабливается к холодной воде, кровеносные сосуды расширяются, кожа становится красной, теплеет. Положительный эффект этой фазы заключается в активации лейкоцитов - клеток крови, ответственных за защитные силы организма.

В этот период самочувствие улучшается, усиливается физическая и умственная активность.

Третья фаза развивается при длительном воздействии холодной воды, когда приспособительные механизмы организма истощаются. Кожа становится синюшно-бледной, холодной, появляется озноб. Закаливание водой при его регулярном проведении приводит к сокращению времени первой фазы и более быстро развивающейся и эффективной второй фазе. Наступления третьей фазы нужно тщательно избегать.

Закаливание грудных детей раннего возраста водой: процедуры для новорожденных

Перед тем как начинать закаливать ребенка водой, нужно учесть, что в зависимости от температуры воды закаливающие процедуры делят на холодные (ниже 20 °С), прохладные (21-33 °С), тепловатые (34-35 °С), теплые (36-40 °С) и горячие (выше 40 °С). А также водные процедуры делят на местные и общие, традиционные и нетрадиционные. К местным процедурам относят умывание и обтирание, к общим - гигиенические ванны, обтирание, обливание и душ. Закаливающий компонент могут иметь и такие процедуры, как обычное купание, игры с водой. В основе водного закаливания лежит постепенное понижение температуры воды и увеличение продолжительности контакта с ней.

Как закаливать грудного ребенка водой в домашних условиях? Наиболее простой процедурой, с которой следует начинать закаливание ребенка, является умывание. Начинать этот вид закаливания нужно с температуры воды 28 °С и постепенно понижать ее в течение 10-15 дней до 20 °С (по 0,5-1 °С в день).

Обтирание является следующим этапом в закаливании. Для этого небольшое махровое полотенце надо сложить в несколько раз, смочить в воде и обтереть тельце ребенка. В первую неделю обтирают только верхнюю часть тела, а со второй недели - все тело. Обтирание частей тела проводят в определенном направлении. Руки обтирают от пальцев к плечам, грудь - круговыми движениями по часовой стрелке, спину обтирают горизонтальными движениями от позвоночника к бокам, ноги - от пальцев к тазу, живот - более легкими движениями по часовой стрелке, ягодицы - круговыми движениями, не раздвигая их. Каждое движение повторяют 2 - 4 раза. Начальная температура воды должна составлять 34 °С.

Через 3 дня полного обтирания при закаливании грудничка температуру воды постепенно снижают по 0,5-1 °С в день до 25-23 °С.

После обтирания кожу промокают сухим полотенцем, но не растирают. Если во время проведения процедуры у ребенка появились признаки переохлаждения (чихание, похолодание конечностей, гусиная кожа), он заплакал и закапризничал, то процедуру нужно прекратить. Кроме обычной воды, можно использовать для обтирания раствор морской соли (1 чайная ложка на 1 стакан воды).

Как закаливать водой грудного ребенка с 6 месяцев до 1 года

А как закаливать маленького ребенка, которому уже исполнилось полгода? Когда ребенку исполнится 6 месяцев, ему дают «пошагать» по полотенцу, смоченному «морской водой». Для этого 1 столовую ложку морской соли растворяют в 1 л воды температурой 22 °С. В этой воде смачивают махровое полотенце и дают ребенку пошагать или попрыгать на нем в течение 2-3 секунд. Если ребенок хорошо переносит эту процедуру, то через 2 недели ее можно усложнить: смоченное в воде полотенце укладывают в полиэтиленовый пакет и помещают в холодильник, и в течение того же времени малыш шагает на более холодном полотенце.

Обливание ног можно начинать проводить только с 9-12 месяцев. Для начала процедур вода должна иметь температуру 28-30 °С, затем постепенно ее снижают до 20 °С примерно на 1 °С в день. Разновидностью этой закаливающей процедуры является контрастное обливание ног, особенно эффективное у часто болеющих детей. Ноги ребенка обливают попеременно сначала теплой водой (36 °С), затем холодной (20-24 °С) и потом снова теплой.

В процессе того как закаливать ребенка до года, можно использовать ножные ванны – это очень эффективная местная . Для этого в ванну наливают воду температурой 35°С чуть выше щиколоток ребенка, он «топчется» по воде или проходит по ней 5-6 раз с помощью мамы или без. Затем в ванну наливают воду на 2-3 °С холоднее.

После ванны ноги ребенка вытирают, но стопы можно оставить влажными, и малыша укладывают спать.

При проведении ножных ванн или обливании ног очень важно, чтобы ножки ребенка перед процедурой были теплыми.

Общее обливание лучше проводить после гимнастики или солнечной ванны в утреннее время. Первые несколько дней Для этого используют воду температурой около 36 °С. Постепенно температуру воды снижают по 1 °С, доведя ее до 28 °С. В летнее время температуру снижают каждые 2-3 дня, зимой - каждые 5-6 дней.

Обливание ребенка проводят, посадив или поставив его в ванну и поливая водой из ковшика в определенной последовательности. Сначала обливают ноги, потом переходят на ягодицы, грудь, живот, правое и левое плечо. Голову обливать не надо. Затем ребенка обтирают сухим полотенцем. Если на его коже имеются потертости или появились высыпания, то водные процедуры с дальнейшим растиранием кожи следует отложить.

Водные закаливающие процедуры обязательно надо сочетать с закаливанием воздухом и солнцем.

Статья прочитана 4 643 раз(a).

Здоровье – это то, чего в первую очередь желает своему малышу любая мама. Мы хотим, чтобы малыш рос здоровым и крепким и знаем о том, что основой его устойчивости к болезням является иммунитет, который формируется закаливанием. Но пока младенец такой крохотный, родителям страшно начинать его закалять: вдруг заболеет. А когда малыш подрастает, они понимают, что время упущено и этим вопросом надо было заниматься гораздо раньше, с самого рождения крохи.

Но как правильно организовать закаливание такого крохотного и хрупкого грудного ребенка, чтобы получить максимум пользы и не причинить вреда?

Закаляя своего грудного ребенка, вы повысите сопротивляемость его организма болезням: промокшие ноги, забытая дома шапочка, неожиданное отключение отопления зимой и многое другое перестанет угрожать немедленными простудами и насморком.

Конечно, закаливание не поможет избежать инфекционных болезней, особенно если ребенок ходит в детский сад, где болезни распространяются очень и очень быстро, но справится с ними ваш кроха намного быстрее и легче.

В идеале, начинать закалять ребенка можно уже с момента его рождения . Это только на первый взгляд младенец – беспомощное и слабое существо. Однако на самом деле груднички обладают огромным жизненным потенциалом и высокой приспособляемостью к условиям окружающей среды, в противном случае, у человечества не было бы шанса выжить. Но помещая новорожденного в безопасные условия с комфортной температурой воздуха, отсутствием сквозняков и холодной воды, мы способствует тому, что защитные механизмы, заложенные в ребенка природой, за ненадобностью атрофируются. В итоге, столкнувшись впервые с нормальными условиями окружающей среды (подул ветерок, промок под дождем, намочил ноги), ребенок начинает болеть.

Настя, 31 год: Я жалею, что со старшим сыном не занималась закаливанием совсем. Мне казалось, что раз он не болеет, то все нормально, а то, что я ему носочки надеваю при температуре в доме 25-26 градусов, так это нормально. А потом я оставила его в полтора года в деревне у бабушки. Была весна, не холодно, но сын простудился. Тогда я сильно обижалась на свекровь, думала, что она недосмотрела за ребенком. А сейчас понимаю, что он просто впервые попал в нормальные условия, где дует ветерок, бывают лужи и сквозняки, и чтобы заболеть, ему хватило самой малости. Сейчас ему 6 лет, он до сих пор не адаптировался к садику, постоянно болеет. Начинать закаливать боюсь – сразу же простужается. Вот такой замкнутый круг. Скоро мне рожать второго малыша, с ним я таких ошибок не допущу, закаливание станет задачей № 1.

Лучше всего это видно на примере тех детей, которые пошли в детский сад, и на протяжении уже 1-2 лет не могут к нему адаптироваться. Родители удивляются: как же так, ведь ребенок до трех лет ни разу не болел, а тут ничего поделать не можем, постоянно простужается. Однако ребенок не болел не потому, что был такой закаленный или здоровый, а потому, что его тщательно оберегали от факторов, способных эти самые простуды вызвать.

Главные принципы закаливания

Если вы твердо решили закалять своего ребенка, то знайте, что все ваши действия должны базироваться на трех основных требованиях:

  • постепенность: не стоит спешить и создавать для грудного ребенка экстремальные условия, начинайте с малого;
  • систематичность: однажды начав закаливающие мероприятия, постарайтесь продолжать их изо дня в день, не делая перерывов;
  • соразмерность: закаливающие процедуры нужно проводить с учетом возраста и состояния здоровья ребенка.

Имеет ли закаливание грудного малыша противопоказания? Да, к ним относятся:

  • наличие острых или обострение хронических заболеваний у ребенка;
  • ряд кожных заболеваний;
  • некоторые неврологические проблемы со здоровьем.

Главные закаляющие процедуры для грудничка

Никаких особенных мероприятий закаливание грудничка не требует, начать можно с малого: свежий воздух, прохладные помещения и минимум одежды.

Прогулки

Для полноценного развития ребенку необходим свежий воздух, поэтому начинать гулять на улице можно и нужно уже после выписки из роддома, и зима таким прогулкам – не препятствие.

Первые прогулки не должны быть длительными, 5-10 минут дважды в день будет достаточно. Затем их продолжительность нужно увеличивать, доведя ее до 1-2 часов.

Отдельно нужно упомянуть о том, как следует одевать кроху перед выходом на улицу в прохладное время года. Здесь вы сможете прийти к верному решению только опытным путем. Главное, на что вы должны ориентироваться – самочувствие ребенка. Если малыш вспотел и раскраснелся, то в следующий раз оденьте его полегче. И наоборот, холодные шея, ручки и ножки, бледная кожа свидетельствуют о том, что крохе было холодно и на следующую прогулку нужно добавить еще слой одежды и взять одеяло потеплее.

Условия в доме

Свежий воздух нужен ребенку не только на прогулке, но и дома. Поэтому чаще проветривайте помещение. Летом балконную дверь можно не закрывать вообще, а зимой чаще держать форточку открытой. При этом уносить ребенка из комнаты нет нужды. Наденьте на кроху дополнительную кофту и штанишки и не держите непосредственно под форточкой. Через пять минут проветривание можно закончить.

Температура воздуха в помещении, где постоянно находится ребенок, должна быть достаточно низкой для того, чтобы это позволяло вам закалять кроху. Идеально, если она не будет превышать 20 градусов. Известный педиатр Е.О. Комаровский рекомендует снизить ее еще больше, до 18 градусов. Но такая рекомендация не всегда с первого раза находит отклик в сердцах родителей, особенно тех, кто сам страдает от повышенной «мерзливости» и при температуре в 20-22 градуса утепляется свитерами и шерстяными носками.

Яна, 33 года: «Я своих двоих деток закаляла по рекомендациям Комаровского, у него там очень логично рассказывается об этом. Как-то сразу смогла их не кутать, на холодные ноги или носик внимания не обращать. Температура у нас дома – 19-20 градусов. Дети ходят босиком, в трусиках и майках. Комнатных тапочек у них, кстати, нет совсем. Наши гости этому очень удивляются. А на прогулке в межсезонье мы как белые вороны: все малыши закутаны почти как зимой, а мы гуляем налегке, без шапочек и шарфов. Кстати, старшая дочка в садик пошла без какой-то особой адаптации, болела 1-2 раза в год и все».

В отопительный сезон уделите особое внимание увлажнению воздуха, даже если температура воздуха в помещении не превышает 20 градусов. Сухой и теплый воздух не только иссушает слизистые оболочки и затрудняет дыхание, но и способствует размножению различных вирусов и бактерий. Для поддержания оптимального уровня влажности можно использовать бытовые увлажнители воздуха либо по старинке расставить по комнате емкости с водой.

Также не забывайте о влажной уборке в комнате крохи: регулярно протирайте все поверхности и постарайтесь вынести из комнаты мягкие игрушки и книги – они способны накапливать на себе огромное количество незаметной глазу пыли.

Воздушные ванны

При смене подгузника или после купания не нужно стараться одеть ребенка как можно скорее. Дайте ему 3-5 минут на то, чтобы полежать голышом, ведь воздушные ванны – это эффективный способ закаливания ребенка. Постепенно, с взрослением малыша, время приема воздушных ванн нужно увеличивать, доводя его до 20-30 минут.

Если у крохи, на ваш взгляд, холодные пяточки и ручки, не думайте, что это признак переохлаждения. Во-первых, замерзнуть в помещении с температурой 18-20 градусов просто физически невозможно. Во-вторых, холодные конечности свидетельствуют о нормальном течении процессов терморегуляции в организме.

Купание

Отличным способом укрепить организм ребенка является правильно организованное купание. Для первых ванн температура воды должна быть 36 градусов, затем ее можно понижать на полградуса каждый день, постепенно доведя ее до 33-34 градусов. Такая ванна повышает физический тонус, способствует ускорению обменных процессов и хорошему сну.

Завершать прием ванны следует обливаниями, вода для которых должна быть прохладнее на 1-2 градуса. Процедура предельно проста: после окончания гигиенического купания просто облейте тело ребенка водой из ковша, после чего вытрите кроху насухо и оденьте его, как обычно, не укутывая.

Если ваш малыш родился ослабленным, то вы можете заменить обливания на протирания прохладной водой с помощью тканевой варежки или губки.

Закаливание очень важно для грудного ребенка, оно обеспечивает ему гармоничное развитие и крепкое здоровье в будущем. При этом оно не требует ничего особенного: все, что для этого нужно, уже есть у нас — вода, воздух, улица и наш, родительский, здравый смысл.

Кому-то может показаться, что закаливание новорожденных детей – это противоестественные мероприятия, ведь грудничок ещё так слаб! Да и бабушки, активно принимающие участие в воспитании, в один голос твердят, что закаливание грудных детей обязательно приведет к простуде, и пока малыш адаптируется к обливаниям, обтираниям и пр., он не единожды раз переболеет. Так нужно ли закаливать детей, и когда это начинать делать?

Педиатры в своем мнении едины: чтобы не пришлось ходить по врачам и горстями пить лекарства, закаливанием новорожденного ребенка и укреплением его иммунитета следует заниматься с первых дней жизни, пока его организм не потерял врожденную способность адаптироваться к условиям окружающей среды. Мы часто говорим о хрупкости и незащищенности младенцев, забывая о том, что человеческий организм, в том числе и детский, наделен огромной выносливостью и высокими адаптационными возможностями.

Правильное закаливание ребенка - это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, с использованием естественных природных факторов: воды, солнца и воздуха.

Существует несовершенство терморегуляции у младенцев, в которой теплопродукция отстает от теплоотдачи, в результате чего организм ребенка склонен к понижению температуры. Но адаптационные способности новорожденного очень высоки, и он хорошо справляется с перепадами температуры. Этой особенностью организма младенца надлежит воспользоваться немедленно, пока он ее не утратил, и начинать закалять его практически с первых дней жизни. Но подавляющее большинство молодых родителей панически боится простудить кроху и создает для него тепличные условия: температуру воздуха в комнате не ниже 23-25 °С, укутывание в десяток одежек плюс укрывание теплым одеялом во время сна. Своими действиями, продиктованными неумеренной заботой о здоровье малыша, мама наносит непоправимый урон его защитным силам и способствует исчезновению врожденных механизмов адаптации за ненадобностью.

Организм любого человека, неважно - младенца или взрослого, на воздействие пониженной температуры реагирует расширением периферических кровеносных сосудов, чтобы согреться. Но эта реакция усиливает теплоотдачу, и организм охлаждается еще сильнее. Закаливание приводит к тому, что в ответ на охлаждение организм увеличивает образование тепла, а сосуды кожи после кратковременного расширения сокращаются, не позволяя теплу улетучиваться. Поэтому закаленному ребенку не страшны резкие перепады температур, сидение на сквозняке, промоченные на прогулке ноги и лишняя порция мороженого. Его механизмы терморегуляции работают в полном соответствии с температурой окружающего воздуха: в жару снижается теплопродукция и усиливается теплоотдача, в холод те же процессы идут с обратным знаком. А достигается такое совершенство путем тренировки организма с помощью физических факторов природы. Велико значение закаливания детей и для стимуляции формирования и активизации иммунной системы. Закаливание организма ребенка оказывает влияние не только на физическое, но и на психическое развитие малыша. Именно поэтому нужно заниматься им с рождения.

Как правильно начать закаливать грудного ребенка с рождения

Прежде всего, чтобы правильно начать закаливать ребенка, создайте здоровую обстановку в детской комнате: температура воздуха не выше 20 °С, доступ свежего воздуха и солнечного света. Чаще проветривайте помещение, в котором находится младенец, не бойтесь сквозняков и открытых форточек.

Как начинать закаливать ребенка с первых дней жизни? Помните, что каждая смена мокрых пеленок и подгузников - это воздушная ванна, каждое подмывание и купание - это водная процедура, а каждая прогулка - это эффективное закаливающее средство.

Зная, как закаливать ребенка с рождения, переодевая малыша, не спешите. Пусть побарахтается несколько минут голеньким, почувствует свободу движений, а его кожа подышит. Такая воздушная ванна при температуре воздуха 20 °С должна продолжаться от 4-5 минут в первые месяцы до 10-12 минут, если ребенок приближается к своему первому дню рождения. В течение дня можно провести 3-4 таких сеанса.

Чтобы закаливать новорожденного ребенка, купайте его при температуре воды 36-37 °С, а обливая после ванны, постепенно снижайте температуру до 32 °С и даже до 25 °С.

Умывая ребенка по утрам или после кормления, переходите от теплой воды (28 °С) к прохладной (20 °С), а при мытье рук используйте и более холодную воду. Доставьте малышу удовольствие, дайте поплескаться ручками в тазике с прохладной водой. Не беда, что он намочит одежду и забрызгает пол, зато его кожа и тело привыкнут переносить низкую температуру.

При домашнем закаливании ребенка воздушные ванны полезно сочетать с «сухими» обтираниями. Сшейте рукавичку из махровой ткани (подойдет старое полотенце) и растирайте тельце ребенка до легкого покраснения, начиная с конечностей, затем спинку, грудь и живот. Недели через две переходите к влажному обтиранию, смачивая рукавичку водой 35-36 °С, постепенно понижая до 20 °С. Затем разотрите тело сухим полотенцем.

Как ещё закаливать новорожденного дома? Вашему подросшему малышу понравится шлепать ножками в тазике или ванне с водой. Проводите эту процедуру ежедневно, начиная с температуры воды 35 °С и доведя ее до 23-25 °С.

Правила закаливания грудных детей водой в домашних условиях

Одной из эффективных закаливающих процедур для ребенка является обливание тела. Начинать предпочтительно с местного обливания, которому подвергаются ручки и ножки. Начальная температура воды 30 °С снижается до 18-20°С. Конечности обливать из кувшина или лейки, затем растирать до покраснения.

Общее обливание лучше всего проводить из лейки или душа. Согласно правилам закаливания организма ребенка, начальная температура воды должна составлять 36 °С. Ежедневно снижайте температуру на один градус и доведите ее до 25 °С. Длительность процедуры не должна превышать 1 минуты.

Это традиционные рекомендации, как закаливать грудного ребенка, используемые на протяжении многих лет. Но в настоящее время многие специалисты придерживаются кажущейся некоторым родителям экстремальной методики обливания холодной водой без предшествующего постепенного снижения температуры. Сторонники такого закаливания детей водой в домашних условиях объясняют свои действия так: при рождении малыш из теплой среды (37 °С) попадает в холодную (20 °С), что является сигналом к выработке стрессовых гормонов и повышению защитных сил организма. Обливание холодной водой как метод закаливания детей водой действует наподобие такого же «физиологического стресса», повышая тонус организма и усиливая иммунитет. Дети, с младых ногтей подвергаемые холодным обливаниям, спокойно бегают босиком по снегу и плавают в проруби, ввергая в шок закутанных в шубы зрителей.

На практике правила такого закаливания детей водой выглядят так. Приступая к первому купанию ребенка (обычно это происходит в возрасте 6-8 дней после полного заживления пупочной ранки), заранее приготовьте воду для обливания с температурой 26 °С (в кувшине или кастрюле).

Чтобы закаливать детей в домашних условиях, вынув младенца из теплой ванны (37 °С), облейте его водой из кувшина в направлении снизу вверх (от пяточек к шейке). Затем, не вытирая, заверните в 2 пеленки и приложите к груди. Через 15-20 минут высохшего и успокоившегося ребенка одевайте и укладывайте спать. После такой процедуры ребенок обычно хорошо сосет и спокойно спит. Каждые 3 дня температуру воды для обливания снижайте на 1 градус до тех пор, пока она не снизится до температуры текущей из-под крана воды. Температуру воды в ванне не меняйте (37 °С).

Другой вариант закаливания грудных детей водой: подмывая ребенка теплой струйкой, заканчивайте процедуру кратковременным помещением ягодиц и ножек под струю холодной воды из-под крана.

Как закаливать детей в домашних условиях (с фото и видео)

Если вы упустили самый благоприятный период для закаливания (период новорожденности), но все-таки решили приступить к водным процедурам, пока ребенку не исполнилось еще года, принцип обливания остается тот же.

Непросто решиться на такую процедуру и окатить малютку после теплой ванны холодной водой. Да и он, не привыкший к экстремизму, не сразу поймет, почему нежная и ласковая мама стала способна на такие ужасные действия. Вы должны верить в необходимость и правильность своего решения, принимая холодное обливание вместе с малышом и разделяя с ним весь спектр эмоций: от внезапного ужаса до блаженного состояния, наступающего при согревании в пушистом полотенце. Чаще всего роль напарника по закаливанию берут на себя папы, подбадривая и малыша, и себя радостными возгласами.

Если процедуры повторяются регулярно, малыш привыкает к ним и настраивается положительно. С возрастом он сам добровольно проводит холодные обливания, испытывая в них настоящую потребность.

А как правильно закаливать ребенка, уже крепко стоящего на ногах? Прекрасный способ - это контрастный душ. Ребенок стоит под теплым «дождиком», затем вода становится холодной. Потом опять теплый дождик сменяется холодным, и так 5-7 раз.

Как видно на фото, при закаливании ребенка вместо душа можно использовать контрастные ванночки для ног:

Поставьте 2 тазика: с теплой и холодной водой, и пусть малыш потопает ножками сначала в теплой водичке, затем в холодной. Начинать процедуры надо всегда с согревания, а заканчивать охлаждением.

После такого закаливания организм ребенка не будет реагировать на поток свежего воздуха из форточки и глоток молока из холодильника. А родители не узнают, что такое бесконечные ОРЗ и ангины.

Здесь вы можете посмотреть видео закаливания детей в домашних условиях:

Закаливание организма ребенка: правила купания в открытых водоемах

Самое мощное закаливающее мероприятие детей - купание в открытых водоемах. При этом на ребенка действуют все природные факторы - солнце, воздух и вода. Температура воздуха при первом купании не должна быть ниже 25 °С, воды - не ниже 22-23 °С, а длительность процедуры - не больше трех минут.

Как закаливать ребенка, приучая к купанию в открытых водоемах? Не принуждайте малыша заходить в воду. Он сам захочет поплескаться, наблюдая радость купающихся детей. А сначала пусть побегает по краю воды, присядет на корточки и пошлепает ручками по водной поверхности, постряпает куличики из мокрого прибрежного песка.

После выхода на берег оботрите малыша полотенцем и переоденьте в сухие трусики. Капельки воды на коже и кристаллики соли могут играть роль линзочек и привести к солнечному ожогу.

Не позволяйте ребенку находиться на пляже без трусиков. Достаточно нескольких песчинок, попавших на слизистую половых органов девочки или под крайнюю плоть мальчика, чтобы развился воспалительный процесс. Мальчик, бегающий без трусиков по бережку, беззащитен перед любой веткой, нацеленной на половые органы, перед камнем, на который он может упасть и повредить мошонку.

Чтобы купание в открытом водоеме не испугало ребенка, можно провести подготовку к этому событию, используя надувной бассейн или детскую ванночку, наполненные водой и установленные на дачном участке.

Какой малыш откажется поплескаться и устроить шторм в собственном «море», где плавают игрушечные рыбки, лягушки и кораблики! После этого можно отправляться в большое плавание. В воде ребенок должен активно двигаться, чтобы не переохладиться, и испытывать радость от купания.

Летнее солнышко - еще один природный фактор, обладающий оздоравливающим действием. Но и здесь надо соблюдать меру. Не оставляйте малютку загорать под прямыми солнечными лучами. Для него лучшее место - в кружевной тени деревьев и кустарников. Голову защитите панамкой или косынкой, чтобы малыш не перегрелся на солнце. Ребенка постарше невозможно удержать в тенистом укрытии. Да это и не нужно. Активно двигаясь, он постоянно перемещается из тени на солнце и наоборот, плещется в воде, прячется в густой траве или в кустах, что уберегает его от перегревания.

Проведение закаливающих процедур с детьми: босиком по снегу

Довольно действенное средство для детей, привыкших к контрастным процедурам, - хождение босиком по снегу. Выберите на улице участок с чистым снежным покровом - и вперед, за здоровьем! Когда ребенок собирается на прогулку, лучше всего надеть ему на ноги носки и валенки. После того, как он активно двигался на улице и согрелся (щечки разрумянились, ручки теплые), разуйте его, и пусть побегает босиком по чистому снежку. Потом наденьте носочки и спрячьте ножки в валенки.

Такая процедура ведет к сужению сосудов стоп, и рефлекторно суживаются сосуды носоглотки. Через короткое время сосуды расширяются, кровоток улучшается, и носоглотка освобождается от гнездящихся там микробов. Физиологическое значение таких контрастных процедур заключается именно в этом - улучшить кровоток в носоглотке, а, следовательно, оздоровить ее. Рекомендуется проведение таких закаливающих процедур даже детям с аденоидами и хроническим тонзиллитом, то есть часто болеющим простудными заболеваниями. Конечно, от родителей требуется немалое мужество и решительность, чтобы обречь свое «хлипкое» чадо на хождение босиком по снегу.

Главное условие: ножки, ступающие на снег, должны быть изначально теплыми! Только тогда закаливание будет эффективным и не обернется очередным заболеванием, после которого мама станет бояться одного только слова «закаливание».

Правильное закаливание ребенка: хождение босиком

Хождение босиком по снегу, к сожалению, имеет не так уж много последователей. Но гораздо большего сожаления заслуживает панический страх мам, а тем более бабушек, перед хождением босиком в хорошо отапливаемых квартирах. «Опять ты босиком бегаешь? Ну-ка быстро надень тапочки!» - постоянно напоминаем мы своим непослушным малышам, забывая о том, что хождение босиком не только одна из мощных закаливающих процедур, но и весьма эффективное средство профилактики и лечения многих заболеваний.

Босохождение как средство для укрепления здоровья использовалось еще в стародавние времена, например, в Древней Греции и в Древнем Риме. А известный философ Сократ утверждал, что хождение босиком улучшает мыслительную деятельность.

Уже слышу ваши возражения: «Так то в Греции, там тепло!» А как же наши предки? Они с младенчества и до старости ходили босиком, отличались отменным здоровьем и не боялись ни стужи, ни зноя.

Современные родители категорически не желают спустить на пол свое босоногое чадо: простудится, заболеет. Даже в жаркий летний день на берегу моря или озера они заставляют малыша ходить в резиновых шлепанцах-вьетнамках, «чтобы не наколол ножку».

На подошвах стоп находится множество нервных окончаний и рефлексогенных зон, связанных со всеми органами тела, массаж которых во время хождения босиком способствует укреплению иммунитета и оздоровлению организма.

Особенно полезно ходить по разным видам почвы, чередуя горячий песочный пляж с прохладной лесной тропинкой, пружинящей при ходьбе, асфальтовую дорожку и пыльную деревенскую улицу, в которой утопает стопа. Кроме того, ученые доказали, что в человеческом организме накапливается положительный электрический заряд, наносящий вред здоровью. А постоянное ношение обуви изолирует человека от отрицательно заряженной поверхности земли, способной снять излишнюю заряженность.

Ходьба босиком является прекрасным средством профилактики и лечения плоскостопия, особенно по неровной поверхности, по камешкам, по скошенной травке. Ребенок невольно усиливает нагрузку на внешний край стопы, укрепляя мышцы свода.

Ваш малыш уже уверенно стоит на ножках? Дайте ему возможность потоптаться босиком сначала по ковру, а затем и по полу.

В летнее время не лишайте ребенка удовольствия побегать босиком по травке, по песочку, по лесной тропинке, усеянной хвойными шишками и иголками. И не мешайте ему форсировать лужу, появившуюся после дождя, даже если это грозит вам дополнительной стиркой. Зато для ребенка это источник подлинного удовольствия.

Для массажа подошвенных поверхностей стоп приобретите специальный резиновый коврик с шипами. Пусть малыш после сна походит босиком по нему, разомнет ножки и получит заряд бодрости на целый день.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: