Когда должен сесть ребенок самостоятельно мальчик. Во сколько месяцев дети начинают сидеть

Первые шесть месяцев кроха видит мир только из положения лежа. За это время младенец уже научился узнавать маму, держать уверенно головку, хватать игрушку руками. Такие навыки очень важны для его дальнейшего развития. Ближе к полугоду малыш захочет изменить положение своего тела на вертикальное и научиться самостоятельно сидеть.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть

Когда дети начинают сидеть? Принято считать, что в 6 месяцев кроха должен делать это самостоятельно, а только потом начинать ползать, но любой высококвалифицированный педиатр вам скажет, что это не так, и формирование каждого малыша происходит исключительно индивидуально. Сейчас дети очень быстро развиваются и есть младенцы, которые садятся раньше полугодовалого возраста, и это считается нормой. Помогать сидеть малышу, если он самостоятельно этого не сделал, нужно, начиная с полугода, но не раньше, и не стоит слишком торопить событие, ведь этим можно навредить младенцу.

Когда ребенка можно сажать

Позвоночник и спинные мышцы должны окрепнуть к тому времени, когда ребенок начинает сидеть. Если этого не происходит, то нарушается естественное строение хребта, что приводит к печальным последствиям в дальнейшем, когда малыш вырастит. Могут появиться проблемы по здоровью не только со спиной, но и с внутренними органами, ведь всем понятно, что позвоночник – это основа нашего организма. Для малышей в первом полугодии очень полезно делать разные массажи, гимнастику для грудничков, которая помогает укрепить спину.

Девочек

Многие задают вопрос о том, во сколько месяцев можно сажать девочек? Существует мнение, что малышек нельзя присаживать очень рано и это вам подтвердит любой педиатр. А связано это с тем, что у девочек нагрузка идет не только на позвоночник, но и на органы малого таза, что, как правило, приводит к неправильному их формированию, а в дальнейшем к различным патологиям и даже к бесплодию. Когда кроха будет готова садиться, а это приблизительно будет в 6-8 месяцев, то начнет тянуться к бортикам кровати, требуя поддержки, или ложится набок, опираясь на ручку, чтобы удержать равновесие.

Мальчиков

Во сколько месяцев можно сажать мальчиков? Как и с девочками, не стоит слишком спешить это делать. Даже если вы кроху обкладываете подушками со всех сторон, нагрузка на позвоночник все равно будет большой, а неразвитая грудная клетка будет мешать ребенку правильно дышать. Стоит дождаться момента, когда младенец сам захочет сделать первые попытки и потянется за вашими пальчиками либо же, когда ребенок начинает сидеть сам. Это происходит после 6 месяцев, у некоторых это происходит ближе к 8-9 месяцу. Считается, что чем малютка крупнее, тем позже он пытается садиться.

Чем опасно преждевременное усаживание

Педиатры утверждают, что раньше, чем к 6 месяцам, детский организм не готов к тому, чтобы самостоятельно сидеть. Очень слабые мышцы спины, неокрепший позвоночник младенца могут привести к неправильному формированию не только осанки, но и внутренних органов тела. Сразу на это можно не обратить внимание, ведь малютка будет выглядеть здоровым, но проблемы могут проявиться в школьные и подростковые годы. Только тогда, когда ребенок сам начинает сидеть, врачи рекомендуют высаживание грудничков в ходунки, стульчики или коляски в сидячем положении и лишь на короткое время.

Как научить ребенка садиться самостоятельно

Хорошо, когда ребенок начинает сам сидеть, но если этого не происходит в 6 месяцев, родителям может рекомендоваться купание малыша во взрослой ванне, наполненной до краев водой, с кругом на шее или посещение бассейна. В воде младенец активно болтает ножками, ручками, тем самым тренируя мышцы всего тела, развивая физические способности. Как научить садиться ребенка? Для начала необходимо укрепить мышцы у грудничка при помощи массажей и специальной гимнастики. Стоит помнить, что всевозможные занятия и упражнения лучше проводить в игровой форме, когда малютка спокойный.

Упражнения для обучения малыша

Стоит помнить, что каждое упражнение необходимо проделывать не более 5 раз, а если вы видите, что ребенку не очень комфортно, то лучше отказаться от него или отложить занятие на другое время. Никогда не приступайте к зарядке, если малыш плохо себя чувствует, расстроен или хочет спать. Кроха не должен чувствовать, что его заставляют насильно это делать, ведь тогда это не принесет пользы. Ниже представлена гимнастика для грудничка, которая поможет укрепить мышцы, чтобы малыш смог самостоятельно сидеть:

  1. Младенец лежит на спине. Аккуратно берем его за стопы, чтобы ножки были ровные, не сгибались в коленках, дотягиваемся носочками до носика.
  2. Проделываем первое упражнение, только до носика малыша не дотягиваемся.
  3. Для следующего упражнения необходимо дать малютке ухватиться крепко за ваши указательные пальцы. Когда кроха будет хорошо удерживаться, медленно поднимите его до сидячего положения, после чего медленно опустите назад. Следите, чтобы малыш не отпускал вас, так как может сильно удариться головкой или спиной.
  4. Занятия на специальном крупном мяче для фитнеса также будут полезными. Для этого положите малютку на мяч вниз животом и, придерживая за корпус, просто покачивайте вниз, вверх и в стороны.
  5. Подобно предыдущему, упражнение можно проделать с мячом, только уже положив ребенка на спинку. В этом положении лучше не делать резкие наклоны, а плавно покачивать малютку.

Видео: во сколько месяцев ребенок начинает сидеть

Первые шесть месяцев кроха видит мир только из положения лежа. За это время младенец уже научился узнавать маму, держать уверенно головку, хватать игрушку руками. Такие навыки очень важны для его дальнейшего развития. Ближе к полугоду малыш захочет изменить положение своего тела на вертикальное и научиться самостоятельно сидеть.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть

Когда дети начинают сидеть? Принято считать, что в 6 месяцев кроха должен делать это самостоятельно, а только потом начинать ползать, но любой высококвалифицированный педиатр вам скажет, что это не так, и формирование каждого малыша происходит исключительно индивидуально. Сейчас дети очень быстро развиваются и есть младенцы, которые садятся раньше полугодовалого возраста, и это считается нормой. Помогать сидеть малышу, если он самостоятельно этого не сделал, нужно, начиная с полугода, но не раньше, и не стоит слишком торопить событие, ведь этим можно навредить младенцу.

Когда ребенка можно сажать

Позвоночник и спинные мышцы должны окрепнуть к тому времени, когда ребенок начинает сидеть. Если этого не происходит, то нарушается естественное строение хребта, что приводит к печальным последствиям в дальнейшем, когда малыш вырастит. Могут появиться проблемы по здоровью не только со спиной, но и с внутренними органами, ведь всем понятно, что позвоночник – это основа нашего организма. Для малышей в первом полугодии очень полезно делать разные массажи, гимнастику для грудничков, которая помогает укрепить спину.

Девочек


Многие задают вопрос о том, во сколько месяцев можно сажать девочек? Существует мнение, что малышек нельзя присаживать очень рано и это вам подтвердит любой педиатр. А связано это с тем, что у девочек нагрузка идет не только на позвоночник, но и на органы малого таза, что, как правило, приводит к неправильному их формированию, а в дальнейшем к различным патологиям и даже к бесплодию. Когда кроха будет готова садиться, а это приблизительно будет в 6-8 месяцев, то начнет тянуться к бортикам кровати, требуя поддержки, или ложится набок, опираясь на ручку, чтобы удержать равновесие.

Мальчиков

Во сколько месяцев можно сажать мальчиков? Как и с девочками, не стоит слишком спешить это делать. Даже если вы кроху обкладываете подушками со всех сторон, нагрузка на позвоночник все равно будет большой, а неразвитая грудная клетка будет мешать ребенку правильно дышать. Стоит дождаться момента, когда младенец сам захочет сделать первые попытки и потянется за вашими пальчиками либо же, когда ребенок начинает сидеть сам. Это происходит после 6 месяцев, у некоторых это происходит ближе к 8-9 месяцу. Считается, что чем малютка крупнее, тем позже он пытается садиться.

Чем опасно преждевременное усаживание


Педиатры утверждают, что раньше, чем к 6 месяцам, детский организм не готов к тому, чтобы самостоятельно сидеть. Очень слабые мышцы спины, неокрепший позвоночник младенца могут привести к неправильному формированию не только осанки, но и внутренних органов тела. Сразу на это можно не обратить внимание, ведь малютка будет выглядеть здоровым, но проблемы могут проявиться в школьные и подростковые годы. Только тогда, когда ребенок сам начинает сидеть, врачи рекомендуют высаживание грудничков в ходунки, стульчики или коляски в сидячем положении и лишь на короткое время.

Как научить ребенка садиться самостоятельно

Хорошо, когда ребенок начинает сам сидеть, но если этого не происходит в 6 месяцев, родителям может рекомендоваться купание малыша во взрослой ванне, наполненной до краев водой, с кругом на шее или посещение бассейна. В воде младенец активно болтает ножками, ручками, тем самым тренируя мышцы всего тела, развивая физические способности. Как научить садиться ребенка? Для начала необходимо укрепить мышцы у грудничка при помощи массажей и специальной гимнастики. Стоит помнить, что всевозможные занятия и упражнения лучше проводить в игровой форме, когда малютка спокойный.

Упражнения для обучения малыша


Стоит помнить, что каждое упражнение необходимо проделывать не более 5 раз, а если вы видите, что ребенку не очень комфортно, то лучше отказаться от него или отложить занятие на другое время. Никогда не приступайте к зарядке, если малыш плохо себя чувствует, расстроен или хочет спать. Кроха не должен чувствовать, что его заставляют насильно это делать, ведь тогда это не принесет пользы. Ниже представлена гимнастика для грудничка, которая поможет укрепить мышцы, чтобы малыш смог самостоятельно сидеть:

  1. Младенец лежит на спине. Аккуратно берем его за стопы, чтобы ножки были ровные, не сгибались в коленках, дотягиваемся носочками до носика.
  2. Проделываем первое упражнение, только до носика малыша не дотягиваемся.
  3. Для следующего упражнения необходимо дать малютке ухватиться крепко за ваши указательные пальцы. Когда кроха будет хорошо удерживаться, медленно поднимите его до сидячего положения, после чего медленно опустите назад. Следите, чтобы малыш не отпускал вас, так как может сильно удариться головкой или спиной.
  4. Занятия на специальном крупном мяче для фитнеса также будут полезными. Для этого положите малютку на мяч вниз животом и, придерживая за корпус, просто покачивайте вниз, вверх и в стороны.
  5. Подобно предыдущему, упражнение можно проделать с мячом, только уже положив ребенка на спинку. В этом положении лучше не делать резкие наклоны, а плавно покачивать малютку.

Видео: во сколько месяцев ребенок начинает сидеть


Сроки и нормы

Умение сидеть довольно сложное и требует соблюдения ряда определенных условий. Во-первых, к этому должны быть готовы мышцы спины, во-вторых, достаточно зрелыми должны быть позвоночный столб и тазобедренные суставы младенца.

По сложившейся педиатрической практике, считается, что среднестатистический ребенок должен сесть с поддержкой в 6 месяцев, а уже в 7 месяцев ребенок начинает сидеть без поддержки, сам. Садиться из положения лежа без посторонней помощи малыш, согласно нормам, принятым у докторов, должен в возрасте 8 месяцев.



Однако нормы эти потому и называются среднестатистическими, что они не учитывают индивидуальных особенностей отдельного ребенка. А потому, с точки зрения практики, разумнее считать, что сидеть малыш начинает в промежутке между полугодом и 8-9 месяцами. От того, насколько хорошо готовы мышцы его спинки, живота и ручек и зависит в конечном итоге срок освоения нового навыка. Научившись сидеть, малыш получит существенное расширение своих возможностей в познании мира. К тому же такая поза считается переходной к умению стоять, а потом и перемещаться на своих двоих.

Более активные ребята могут предпринимать попытки сесть и раньше полугода, а менее активные вполне могут медлить до последнего. В этом также нет ничего необычного или патологического. Хотя многое зависит от того, как наблюдающий ребенка педиатр относится к средним нормам. Не слишком утруждающий себя специалист может сухо констатировать отставание ребенка от физических норм развития, чем сильно расстроит родителей.

Хорошие специалисты в области детского здоровья подчеркивают индивидуальность сроков сидения. Навык развивается по определенному плану, и внимательные родители обязательно заметят признаки скорого освоения ребенком нового умения, если будут знать характеристику этапов становления.


Этапы развития навыка

Готовиться к предстоящему сидению малыши начинают заблаговременно. По мере укрепления всех групп мышц и особенно мышечных тканей спины малыш начинает переворачиваться, крутиться, пробовать принять вертикальное положение на попе, опираясь на ручки. У физически развитого здорового малыша первые такие попытки могут наблюдаться уже в 4,5 месяца. Ребенок, конечно, падает, но он упорно снова пытается приподняться на руке и сесть.

Первый этап носит название стадии краткосрочного сидения. Малыш, даже если ему удается садиться, не может долго удерживать вес своего тела в таком положении и заваливается обратно на бок. Именно на этом этапе не исключены травмы лица и головы, ведь при падении кроха вполне может удариться головой о боковые стенки детской кроватки.

Уже на подготовительном этапе важно обеспечить малышу безопасное падение - положить с четырех сторон от него небольшие мягкие подушки. Попытки сесть должны обязательно происходить в вашем присутствии, ведь вероятность травмы или механической асфиксии сохранятся и при наличии подушек.

Кратковременная стадия обычно осваивается за пару месяцев. Потом малыш начинает садиться и недолго удерживать свой вес, хотя с балансом у него пока еще все довольно проблематично. Начинается вторая стадия приобретения навыка - сидение с поддержкой.



Можно помогать ребенку сохранять баланс, придерживая его, постепенно можно сажать малыша с опорой на его собственную ручку. Так, несколько кособоко, дети обычно сидят недолго - это неудобно и непрактично, ведь обе руки ему необходимы для игр и тактильного познания мира вокруг.

Именно невозможность полноценно владеть двумя руками стимулирует ребенка перейти к новой стадии. Уже через месяц малыши могут сидеть без поддержки, вся нагрузка при этом ложится на позвоночник. К 8 месяцам многие дети уже могут довольно много времени проводить сидя, занимаясь интересной игрушкой. Именно на этом этапе можно начать переходить к ползанию, если кроха раньше не предпринимал самостоятельных попыток перемещаться на животе или четырех конечностях.

На завершающем этапе (примерно к 9-10 месяцам) ребенок может самостоятельно садиться из положения лежа. Некоторым это дается легко, другие явно страдают, пыхтят и силятся сделать это быстро, но не получается. Способ, которым садится малыш, большого значения не имеет. Одни делают это с опорой на руки, другие - через промежуточную позу на четвереньках, третьи ищут, за что ухватиться, чтобы подтянуться на руках и сесть. Главное - результат.



Почему малыш не сидит?

С таким вопросом родители нередко обращаются к педиатрам. Но ответить на него однозначно довольно сложно, ведь причин может быть достаточно много. Так, если малыш родился раньше акушерского срока, развитие его костной и мышечной систем требует большего времени: недоношенные дети начинают садиться позже по причине неготовности к освоению нового умения.

Грудничок с избыточным весом, хоть и восхищает родственников пухлыми щечками и ножками, будет присаживаться значительно позже, чем дети с нормальным весом. Если у малыша имеются проблемы с тазобедренными суставами, которые были выявлены еще тогда, когда кроха был новорожденным, присаживать его не нужно.

Медленнее осваивают новый навык дети, которым не созданы соответствующие условия - малыша туго пеленают после полугода, им мало занимаются, не делают гимнастику, массаж, не оставляют надолго с открытыми ручками и игрушками.



Немаловажное значение имеет и темперамент ребенка. Есть спокойные и размеренные флегматики и меланхолики, которые просто не видят стимула для принятия иного положения, им больше по душе плотно покушать и подольше поспать. А есть подвижные и любознательные холерики и сангвиники, которых трудно удержать от всего нового, а потому уже по умолчанию интересного.

Если отсутствие навыка - единственная жалоба родителей, волноваться не о чем, просто время для данного малыша еще не наступило. Однако если отсутствие навыка сопровождается другими симптомами - обильным частым срыгиванием, бледностью кожных покровов, отсутствием у ребенка эмоциональных реакций на маму и папу, отсутствием умения переворачиваться и уверенно удерживать головку, то обязательно нужно обратиться к врачу.

Наличие в анамнезе таких патологий, как ишемия, кровоизлияние в мозг после рождения, гипоксия головного мозга при отсутствии попыток сесть после 7-8 месяцев - также веский повод посетить невролога.


Мальчики и девочки - особенности и навыки

На форумах в интернете молодые мамы активно обсуждают способности и нюансы физического развития детей разного пола. Почему-то считается, что девочки развиваются быстрее. Это не соответствует действительности. От половой принадлежности ребенка время наступления попыток садиться не зависит ни в коей мере.

Другое распространенное заблуждение гласит, что мальчуганов можно присаживать раньше, а вот даже самостоятельные попытки девочек присаживаться до полугода следует решительно пресекать. Объясняют это тем, что половая система девочки устроена таким образом, что ранняя вертикализация может нарушить анатомическое расположение матки в малом тазу.

На самом деле, детям обоего пола не рекомендовано раннее присаживание, это касается и мальчиков тоже. И не потому, что что-то необратимое и страшное может произойти с репродуктивной системой, а потому, что необратимое или трудноизлечимое может произойти с позвоночником и тазобедренными суставами. Что касается девочек, то ранняя насильственная вертикализация может привести к травмам костей малого таза, что в будущем действительно может привести к проблемам с репродукцией.



Часто возникает вопрос, стоит ли пресекать попытки девочки сесть раньше полугода.Если малышка развита достаточно хорошо, о чем свидетельствуют ее самостоятельные и самопроизвольные попытки сесть, то мешать дочке не стоит. Точно такой же тактики следует придерживаться и с маленькими мальчиками. Но если ребенок сам еще не демонстрирует никакого желания сидеть, то будет большой ошибкой присаживать ребенка, обкладывать подушками и пуфиками.

Полагая, что так они помогают ребенку, родители вредят малышу. Избыточная нагрузка на позвоночник раньше срока, установленного самой природой для конкретного ребенка, может привести к травмам позвонков, нарушению отвердевания суставов, что в будущем может не только испортить ребенку осанку и походку, но и стать причиной установления инвалидности.


Упражнения и гимнастика

Гимнастика не должны быть только зарядкой «чтобы сел». Это комплексное воздействие на организм малыша, способствующее не развитию собственно навыка, а развитию мышц крохи. С развитыми мышцами и этот, и другие навыки ребенок легко постигнет сам. Перед гимнастикой обязательно проводите легкий общеукрепляющий массаж. Это сделает упражнения комплекса более эффективными. Всегда проводите упражнения в форме веселой игры, в противном случае ребенку быстро наскучат манипуляции мамы с его телом, и он начнет протестовать против такого досуга.

Как мы уже знаем, для сидения нужно обладать развитыми мышцами спины, рук, живота. А потому в ежедневную зарядку обязательно включите активные и пассивные упражнения на стимуляцию именно этих мышечных групп. Вот несколько интересных и полезных упражнений.


«Рыбка»

Это упражнение проводится в воде, например, в большой ванне во время вечернего купания. Для него вам понадобится специальный ортопедический надувной кружок на шею малыша. Он надежно фиксирует шейные позвонки и не дает крохе пойти на дно.

Надев круг, положите ребенка в воду на живот и за ножку покатайте по воде вперед и назад. Потом оставьте его в таком положении, немного подождите - малыш должен сам повернуться на спинку. В воде повороты исполняются куда проще и легче.

После плавания на спине возьмите малыша за одну ручку и стимулируйте его переворот обратно на живот. Чем больше он совершит поворотов за сеанс плавания, тем лучше. Упражнение можно выполнять с самого раннего возраста - с 1 месяца.



«Качели»

Исходное положение - лежа на спине. Поверхность должна быть жесткой. Это упражнение не проводят на мягкой кровати, которая не может обеспечить анатомически правильной поддержки позвоночника.

Протяните ребенку свои указательные пальчики и дайте ему ухватиться за них. Медленно поднимите корпус крохи в полусидячее положение. Не нужно сажать ребенка, достаточно приподнять верхнюю часть тела на 45 градусов. Потом также медленно опустите малыша обратно.

Секрет этого упражнения в том, что делать все нужно медленно. Пока вы его делаете, мышцы рук и спины напрягаются максимально. Упражнение рекомендовано с 4-5 месяцев.


«Летчик»

Правой рукой обхватите лежащего на животе ребенка вокруг корпуса и подведите ладонь под грудную клетку, а левой поддерживайте его под ножки.

Приподнимите ребенка над поверхностью массажного стола - при этом малыш рефлекторно напряжет спинку, ягодицы и приподнимет головку, раскинув ручки в стороны. Подержите его около 30-40 секунд в таком положении и плавно опустите на животик обратно на поверхность. Упражнение рекомендовано с 4 месяцев.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что здоровому малышу не нужна помощь родителей, он сядет сам и сделает это тогда, когда будет готов. Тем более не должно быть помощи из разряда «медвежьих услуг». К таким, бесспорно, относится такое достижение человечества, как прыгунки.

Многие родители гордятся собой, купив такой подарок ребенку. Они подвешивают малыша в прыгунки и уверены, что он висит в них и тренируется в усиленном режиме.

На самом деле, по словам Комаровского, в прыгунках ребенок испытывает стресс, но еще больший стресс испытывает позвоночник малыша. Если же крохе удается отталкиваться ножками от пола, то ситуация еще осложняется вероятностью получения компрессионного перелома и микротравм позвонков.

Самым полезным упражнением Комаровский называет выкладывание на живот. Другие мышцы целенаправленно тренировать доктор рекомендует только после внимательного наблюдения за тем, как сидит ребенок (или пытается сидеть). Если спина при этом имеет округлую форму, можно говорить о слабых длинных мышцах спинки, если заваливается на бок - нужно уделить внимание мышцам живота и боковым группам мышц.


Присаживать ребенка принудительно - родительское преступление, говорит Евгений Олегович. Ни в прогулочную коляску с ее ремнями безопасности, ни в гостеприимное пространство мягких подушек нельзя высаживать ребенка, который сам не умеет сидеть.

Когда ребенок начнет присаживаться, нужно избегать патологических поз. К ним Евгений Комаровский относит сидение с согнутыми в коленях ножками, вывернутыми назад. Если посмотреть на ребенка сверху, выглядеть его поза будет как латинская «W». В такой позе невероятные нагрузки ложатся на тазобедренные суставы и колени, что может стать причиной тяжелых патологий и деформации ног. Вот в этом случае желание и стремление мамы помочь малышу будет вполне уместным - научите ребенка сидеть правильно, и это будет лучшая помощь. Куда более полезная, чем попытки мамы научить ребенка, которому едва исполнилось полгода, просто сидеть.

О том, в каком возрасте ребенок должен сам научиться сидеть, ходить и так далее, расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Вот малыш уж переворачивается в разные стороны, пытается ползать на животике, еще немного и он научится сидеть, намного больше видеть вокруг. А мама наконец-таки сможет его усадить и заняться своими делами.

Вопрос, когда ребенок начинает сидеть, интересует всех молодых родителей. А ответ знает только сам малыш: когда захочет, вот тогда и сядет. А именно, когда его развитие это ему позволит. Ребенок вначале учится держать головку, переворачиваться на спинку и на животик, потом пытается ползать, и только после этого у него появляется уверенное желание сидеть: 4-5-месясному малышу достаточно протянуть руки, и он, держась за них, пытается сесть.

Семимесячный малыш еще сидит с трудом, у него спинка устает, а 8-9-месячный может сидеть уверенно и ровно. Это – средние цифры, на которые можно приблизительно ориентироваться. Но точного ответа, в каком возрасте малыш должен уметь сидеть, вам не даст даже многодетная мать и опытный педиатр: одинаковых детей не бывает, и у каждого ребенка все происходит по-своему.

Первые попытки

Если малыш развивается адекватно собственному возрасту, из положения полулежа ребенок может пытаться сесть уже в 4-5 месяцев. Если он будет падать при этом вперед или в стороны, бояться не надо. Не спешите поднимать его: пусть тренируется. Такие упражнения укрепляют его спину. Попытки сесть, держась за мамины руки, только на пользу пойдут, ему будет полезно посидеть хоть немного.

Случается, что малышу интереснее ползать, чем сидеть. У ползающего, но не пытающегося сесть семимесячного ребенка более сильные мышцы на руках и ногах, чем спинные мышцы, он немного позже сядет. Пусть вволю ползает пока на четвереньках – сидеть научится все равно.

Для мамы всегда облегчение, когда ее ребенок сам начинает сидеть. Как правило, мальчик может научиться сидеть раньше, чем девочка, хотя не следует считать это абсолютной нормой. Спешить не нужно, ребенок должен быть готов к тому, чтобы сидеть, физически.

Спину пятимесячный ребенок вполне удерживает, хотя не стоит такого малыша обкладывать подушками и оставлять сидеть. Он даже в шесть месяцев пока не сможет сидеть самостоятельно. Для него умение сидеть – настоящее открытие нового мира, так что он сам уверенно стремится к этому.

Как научить ребенка сидеть

Допустим, малыш к шести месяцам не сидит самостоятельно, не бойтесь – просто у него пока еще не окреп позвоночник. А вот если он и к восьми месяцам не садится, потребуется ему помочь. Вот упражнения, которые наверняка помогут вашему ребенку научиться сидеть.

  1. Положить малыша на спину, после чего потянуть его вперед за обе ручки, чтобы сел, а затем, продержав несколько секунд, отпустить. Можно поднимать по очереди за обе руки, следя, чтобы он пытался сидеть самостоятельно.
  2. Посадить малыша спиной к себе и подпереть его локотки руками, положить вокруг игрушки, чтобы у него было, к чему тянуться.
  3. Посадить ребенка перед собой и, взяв за ручки, покачивать в стороны.

Решая вопрос, как научить ребенка сидеть, попробуйте его сажать на пол, раздвинув ему ноги и опирая об пол ручками. Или высаживать на детский стульчик вашего малыша. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть – вопрос индивидуальный, и только если к 9 месяцам он все еще сидеть не научился, можно обратиться к врачу. Если малыш в этом возрасте не пытается садиться, это может быть отклонением от обычных норм.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: