Классный час на тему «23 февраля. Классный час на тему «23 февраля Как назвать классный час к 23 февраля

Дата публикации: 21.07.2015

Краткое описание: Представлен сценарий проведения классного часа,посвященного 23 февраля.Цель: ознакомить детей с историей праздника.Задачи: 1. формирование нравственной позиции ребёнка.2. развивать память, мышление, воображение.3. воспитывать патриотические чувства.Материал содержит ист

предварительный просмотр материала

Цель: ознакомить детей с историей праздника.

Задачи: 1. формирование нравственной позиции ребёнка.

2. развивать память, мышление, воображение.

3. воспитывать патриотические чувства.

Ход мероприятия:

    Чтение стихов.

Праздник открывают учащиеся «Парадный марш».

Ведущий: Ежегодно 23 февраля мы отмечаем важный государственный праздник - День Защитника Отечества. И в этот день принято поздравлять мужчин - пап, дедушек, братьев. Мужчины по праву считаются защитниками нашей родины, нашего Отечества. Недаром даже слова «отец и Отечество» начинаются одинаково: они близки друг другу по смыслу. Отечество - это наша страна, родина. Это так же день памяти всех тех, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу. (СЛАЙД 1)

День нашей армии сегодня

Сильней её на свете нет.

Привет защитникам народа,

Российской армии привет!

Слава армии нашей -

На знаменах побед

Нету воинства краше,

И сильней его нет.

Нам не страшны любые непогоды!

Есть у страны труда надёжный щит-

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Российской Армии стоит.

Об армии любимой

Мы нынче говорим

И ей, непобедимой,

«Спасибо» говорим.

Песня «Непобедимая и легендарная».

Ведущий: 23 февраля 1918 года первые полки нашей армии вступили в сражение с врагами и одержали победу, поэтому этот день считается днем рождения армии и военно-морского флота. (СЛАЙД 2)

В лютые дни февраля

Армия билась не зря

Под Нарвой врагов сокрушила

Победу в боях заслужила.

Тогда этот праздник родился

Мы славим героев сейчас

Чтоб силой своею гордился

Российский бесстрашный солдат

Трубы громкие поют,

Нашей армии - салют

В космос корабли плывут

Нашей армии - салют

На планете мир и труд

Нашей армии - салют

Ведущий. Велика и необъятна наша родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славится Русь не только своими просторами, но и людьми отважными, умными, сильными духом. Много раз нападали враги на нашу землю. Но доныне жива Русь - матушка. Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли её в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках, но среди них выделялись сильные и мужественные войны, которых мы называем богатырями. Кто же это? (СЛАЙД 3)

Долго могучая сила в нём зрела,

А пробудилась от горя она.

Встал богатырь за Отчизну

И смело бился - себя не щадя и врага. (Илья Муромец)

Доброе имя носил богатырь -

Врагов не жалел, Отчизну любил.

Вместе с Муромцем служил,

Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)

Храбрый и смелый - отважный смельчак.

Рода поповского наш весельчак.

Самый младой из троих богатырь,

Русь защищал, врагов он разил. (Алёша Попович)

Но больше всего служили мы народу русскому.

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

Викторина. (СЛАЙД 4)

Кто самый старший и самый младший из богатырей?

Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)

Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий, Никитич - победитель, блестящий)

Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)

6 Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)

Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)

С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)

Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушкой)

Ведущий. Долгие века наша родина отражала бесконечные нападения врагов со всего света. Сначала на Русь рвались половцы, затем неисчислимая татаро-монгольская орда, потом с запада тяжелой стеной шли рыцари - крестоносцы. Мчались на Москву поляки и литовцы, и всегда шел защищать свою землю простой солдат. В Отечественной войне 1812 года проявилось геройство русского солдата. Именно благодаря ему «застрял» под Москвой непобедимый Наполеон, а в 1941 году началась Великая Отечественная война. И опять весь народ от мала до велика встал на защиту родины. (СЛАЙДЫ 5-7)

Вспомним тех, кто стал героем, защищая нашу Родину. Это Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков. (СЛАЙДЫ 8-11)

Россия, дом, отчизна

С любовью говорю

За Родину, за маму

Коль надо в бой пойду

Я не люблю сражений

И мир мне по душе

Но если враг захочет

С войною к нам прийти

Отпор получит крепкий

Мы встанем на пути

Как прадеды и деды

В суровый грозный час

Вставали на защиту

Отечества и нас

Ведущий: На территории наших сёл проживают ветераны Великой Отечественной войны, о которых мы не должны забывать.

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями.

(СЛАЙД 12) И даже в самые трудные минуты не теряли чувства юмора, помогавшее им выжить на войне, пели песни, которые мы сейчас знаем и поём. (СЛАЙД 13)катюша

Сколько песен об армии сложено,

Сколько сложено песен о флоте!

Нам припомнить их в праздник положено,

Да и спеть их мы тоже не против!

Ведущий: Какой же дорогой ценой достается нам этот мир. Уходят солдаты, юные 18 - летние служить в армию. Был Афганистан, Чечня. Сколько их погибших, убитых на этих войнах. (СЛАЙД 14, 15)

Ребята из средней России

Впервые встающие в строй

Надолго родные осины

Оставили вы за спиной

Гражданская юность отстала

Пропала в дорожной пыли

В железное русло уставов

Вы входите как корабли

И надобно сделать немало

Чтоб ветрами бьющими вкось

Вас в бурю на борт не бросало

И мачты рубить не пришлось.

Слава нашим генералам

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым

Пешим, плавающим, конным

Утомленным, закалённым

Слава павшим и живым

От души спасибо им!

Ведущий. Стать военным - мечта многих ребят. Ведь военные - особенные люди. Это закалённые, волевые, отважные мужчины. Кому не хочется стать таким? (СЛАЙД 16)

С детства стать военным я хотел всегда

Трусить я не буду больше никогда

Буду я военным как мой старший брат

Он уже десантник, он уже солдат

Армии родимой отдаем мы честь

В мире лишь одна такая доблестная есть

Ведущий. Ребята, а какие военные профессии вы знаете? Вот об этом сейчас и расскажите.

На мачте наш трехцветный флаг

На палубе стоит моряк,

И знает что моря страны

Границы океанов

И днем и ночью быть должны

Под бдительной охраной (моряк)

Сквозь волны грозные плывёт,

Идёт в наряд секретный

Родной страны военный флот,

Стремительный, ракетный.

Выходит в синие моря

Надёжная застава.

И говорит народ не зря:

«Морскому флоту - слава!»

Мы, ребята, любим море.

По морям да по волнам

В боевом идём дозоре -

«Нынче здесь, а завтра там!»

Бескозырка и тельняшка

И на лентах якоря,

На ремне большая пряжка

Моряку даны не зря.

Везде как будто вездеход

На гусеницах танк пройдет

Ствол орудийный впереди

Опасно, враг не подходи

Танк прочно защищен броней

И сможет встретить бой. (танкист)

Десантники в минуты спускаются с небес

Распутав парашюты прочешут темный лес

Овраги, горы и луга найдут опасного врага. (десантник)

Солдат у вражеских высот был ранен утром рано

Отважный военврач спасет, он перевяжет раны

Он извлечет из ран солдат два небольших осколка

И скажет унывать не надо, живи братишка долго. (военный врач)

Наши лётчики - герои

Небо зорко стерегут,

Наши лётчики - герои

Охраняют мирный труд.

Колокольчик золотистый

Развернулся надо мной,

Мы летим парашютисты,

Над родимою страной

На ветвях заснули птицы,

Звёзды в небе не горят.

Притаился у границы

Пограничников отряд.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа.

Наше море, нашу землю,

Наше небо стерегут.

Кто нужен в армии?

Ракетчик или танкист?

Танкист или летчик?

Летчик или моряк?

Моряк или воздушный десантник?

На эти вопросы ответить не возможно. Какой палец важнее - все нужны. Одним пальцем не ударишь - нужно все пальцы сжать в кулак. И враг получит крепкий удар, когда вместе по нему ударят ракетчики, танкисты, летчики, моряки и воздушные десантники.

Ведущий: (СЛАЙД 24)

Мы поздравленья шлем сердечно

Здоровья крепкого желаем

Своим защитникам родным

Ведущий: Вся Россия сегодня радуется и поздравляет наших пап и дедушек с праздником. А ещё мальчиков - наших будущих защитников Отечества.

Ведущий: Армия России до той поры будет сильна, пока вырастают в наших городах и селах юные мальчишки, готовые в случае опасности встать на защиту земли русской. Мы верим в то, что наши мальчики будут умелыми, смелыми, сильными, отважными защитниками Отечества, будут знать историю России, её славных героев. (СЛАЙД 25)

День этот славный каждый свято чтит

В нем на лицо все мужества черты.

Любой мужчина хрупкий мир хранит.

Служа Отчизне с доблестью «на ты»

Не всякий подвиг может совершить

Тем более в потоке мирных дней

Но всякий должен родине служить

Болеть душой и сердцем лишь о ней

Великий праздник нам февраль принес.

Защитникам Отечества - виват!

Убережем от бури и от гроз

Россию воин - доблестный солдат.

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города.

Мир нужен на земле всегда.

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию - нет России другой!

Так вот, послушайте меня, я вам расскажу об истории этого праздника.

23. 02. 1918 г. - день рождения армии, ставшей преемницей старой русской армии, взявшей на себя защиту и оборону рубежей отечества.

В феврале 1918 г. Австро-германские войска нарушив договор о перемирии перешли в наступлении, нацелив свои главные силы на Петроград.

23.02. 1918 г.- советы и большевистские организации Петрограда и Москвы и многих других городов и промышленных районов страны объявили днём защиты отечества. В этот день в ряды Красной армии вступили тысячи добровольцев.

23 февраля с 1919 года стал праздноваться ежегодно как всенародный праздник День Красной Армии и военно-морского флота. В 1946 году Красная Армия была переименована в Советскую Армию После распада СССР и образования РФ день 23 февраля стал отмечаться как день Защитников Отечества. В народе этот праздник считается мужским днём.

    Конкурсная программа.

Ну, а теперь давайте немного поиграем. Для начала давайте поотгадываем загадки.

1. Ползет черепаха,

Стальная рубаха.

Враг в овраг,

И она там, где враг. (Танк)

2. Белой чайкой паря,

Полетел за моря,

Без разговору

Облетаю гору. (Самолет)

3. На ремне сверкает пряжка

И блестит издалека.

Полосатая рубашка

Называется... (Тельняшка)

4. A матросская фуражка

Не имеет козырька,

Называется фуражка... (Бескозырка моряка)

5. Он гудит и чертит мелом

Он рисyет белым, белым

На бумаге голубой.

Сам рисует, сaм поет.

Что же это? (Самолет)

6. По волнам плывет отважно

Не сбавляя ход.

Лишь гудит машина важно.

Что такое? (Пароход)

Выбирается 6 человек.

Так теперь мы посмотрим, как вы умеете рисовать. Но рисовать вы будете левой рукой.

Итоги конкурса.

Теперь вам необходимо сочинить стихотворение. Я дам вам рифмы, а вы должны используя эти рифмы составить стих.

Солдат - автомат

Каша - наша

Отбой - покой

Враг - овраг

Сейчас я вам раздам вам по конверту. В каждом из них пословицы об армии и военной службе, но они разделены на 2 части, и вы должны их соединить

Кто смерти не боится, того пуля сторонится.

Нашей армии сыны - родине верны.

Кто родине верен, тот в бою примерен.

Русскую заповедь знай: в бою не зевай.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Методическая разработка ко 23 февраля для учащихся 11 класса

Конспект классного часа к 23 февраля на тему «Честь имею!»

Честь - это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, совершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого вознаграждения, кроме одобрения своей совести.

П.А. Румянцев

Час общения, посвященный морально-этическим традициям российской армии.

Цели: расширить представление выпускников о службе в армии, об этических традициях русского воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества.

Подготовительная работа: распределить тексты информационного блока между ведущими (4 ученика).

Оформление : написать на доске тему классного часа, задания для работы с понятиями: «честь мундира»; «поле чести»; «суд чести»; «кодекс чести»; «жизнь - Отечеству, честь - никому».

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России?».

III. Работа с понятиями.

IV. Информационный блок «Кодекс чести».

1 «Да, были люди в наше время...»

2. Честь имею.

V. Дискуссия по теме «"Честь имею!"- уже неактуально?».

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Вся тысячелетняя история России - это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой части, доблести, мужества. Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами? Какие события истории России вызывают такие ассоциации? Знаете ли вы о Днях воинской славы России?

(Дети отвечают.)

II. Интерактивная беседа по теме «Что ты знаешь о службе в ВС России?»

Классный руководитель. Что же изменилось в наше время? Почему большинство ребят не хотят служить в армии? (Изменение ценностей современной молодежи, негативные стереотипы, отсутствие патриотизма...)

Какими способами пытаются получить отсрочку от армии?

(Высказывания детей.)

Хотите ли вы стать офицерами? Знаете ли, где в России можно получить профессию офицера? (В России 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов.)

Знаете ли вы, каков срок службы по призыву? (12 месяцев.)

Можно ли еще сократить этот срок? (Специалисты в области современных вооружений полагают, что на меньший срок призывать молодых людей невозможно, имея в виду, что сложность военной техники возрастает, и за меньший промежуток времени просто невозможно ничему научить.)

Какая часть Вооруженных сил России комплектуется на профессиональной основе и добровольно, а какая - за счет призывников? С2/3 по контракту, 1/3 призывники.)

Принимают ли участие в боях в горячих точках военнослужащие, взятые по призыву? (Нет.)

Почему современному призывнику необходимы высокий интеллект, психическая устойчивость, физическая выносливость? (На вооружении российской Армии сейчас самая современная техника, которая требует высокого уровня интеллекта, психической устойчивости, физического здоровья.)

III. Работа с понятиями

Классный руководитель. Служба в армии всегда была почетной в России. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто. В словаре С. Ожегова «честь» - это «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы».

По В. Далю, «честь» - это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Предлагаю уточнить смысл понятия «честь».

Первая группа, поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира? (Означало это понятие прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)

Вторая группа, поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.)

Третья группа, что такое суд «офицерской чести»? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.)

Четвертая группа, вам достался кадетский девиз: «Жизнь Отечеству. Честь - никому!». Как понимать это выражение?

(Ответ группы.)

Классный руководитель. Пятая группа, поясните, что стоит за понятием «кодекс чести». (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.)

(В течение 5 мин. дети обсуждают ответы.)

IV. Информационный блок «Кодекс чести»

Классный руководитель. Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они стушевывались, исчезали (хотя бы временно), все рушилось. Хорошо сказал об этом русский философ Иван Ильин: «...Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности».

«Дух чести, служения и верности» - что входит в это понятие? Небольшая историческая справка, которую подготовили (имена, фамилии).

1. «Да, были люди в наше время...»

Примерный текст для ведущих (1,2):

«Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри, не вы...»Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина... О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди.

Прусский король Фридрих II: «Русского солдата мало убить, его надо повалить».

Наполеон: «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир».

Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного».

Но лучше всех высказался о русском солдате А.В. Суворов - всего два слова: «Чудо-богатыри!»

Верность присяге, верность долгу, патриотизм - вот что всегда отличало русского воина.

Несколько примеров из истории.

1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы.

1812 г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16-ти и 11-ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага.

1854 г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество».

1904 г. Капитан первого ранга В.Ф. Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.

1904 г. Малый миноносец «Стерегущий» против 2 крейсеров и 4 больших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в т. ч. все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два Матроса: Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков

бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны.

1941 г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т. ч. один офицер. Вооружение - бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева - никого. Могли разбежаться - и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа - и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли!

Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Классный руководитель. Пробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к подобным подвигам?

(Дети высказываются.)

Не секрет, что сегодня в России отношение к армии неоднозначное, у многих даже негативное. И это неудивительно. Армия болеет теми же болезнями, что и все наше общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной в офицерской среде. Не случайно многие офицеры выступают сейчас за создание офицерского «Кодекса чести». И в качестве образца предлагается именно опыт и традиции царской армии России.

2. Честь имею

Классный руководитель. Где же записаны эти правила чести? Как они передавались из поколения в поколение? Об этом рассказывают (имена, фамилии).

Примерный текст для ведущих (3,4):

«Правила чести» русского офицера отражались в наставлениях воспитанникам кадетских корпусов, в полковых инструкциях, в «дуэльном кодексе», в «памятках» командиров для подчиненных. Кодекс чести не был записан в какой-то одной книге. Это был свод неписанных правил, которые вырабатывались веками, передавались от отца к сыну в дворянских военных династиях. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. В 1911 г. в Петербурге существовал четкий перечень заведений, которые офицер имел право посещать и где он не должен был появляться. К первым относились: Императорский аэроклуб, Императорское автомобильное общество, яхт-клуб, дворянское благородное собрание, литературно-художественное общество. В числе запрещенных для посещения офицерами заведений были частные клубы и собрания, где имелись азартные игры, варьете, ресторан «Яр», мелкий кинематограф, рестораны и гостиницы низших разрядов, все трактиры, чайные, пивные, а также буфеты 3-го класса на станциях железных дорог. В театре, в гостях, в поезде, ресторане или на улице - всюду офицер должен был помнить, что он носит мундир русской армии. На семейных вечерах все держали себя просто, как в единой культурной семье. Обычно офицеры и члены их семей здоровались за руку. Законом было уважение к женщине. Ни один офицер не садился, если стояли женщины.

Мундир испокон веков на Руси олицетворял идею государственности, само Отечество. Потому и по сию пору особый смысл заложен в понятии «честь мундира».

Известен исторический факт, который гласит, что в 1821 г. во время ужина на одном из балов полковник лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римский-Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустякового нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (т. е. права его ношения) Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не прихоть самодержца, а знак уважения к мундиру, в армии, к государству.

Мужество, храбрость, честность, самоуважение, благородство высоко ценились в офицерской среде. Унизить офицера, посягнуть на его честь было опасно. Он должен был защитить свою честь с оружием в руках.

В этой связи интересен и «Дуэльный кодекс». Дуэль давала негласное право на защиту своей чести. Основными поводами для поединков служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в т. ч. и отказ во взаимном приветствии.

Сама возможность поплатиться жизнью за оскорбление офицера играла большую роль в поддержании чувства собственного Достоинства и уважения его в других.

Право на поединок способствовало очищению офицерского сознания от элементов плебейства и подхалимства. За оскорбительные слова «я вас в бараний рог согну», произнесенные публично на смотре полка, капитан Василий Норов - боевой офицер, кавалер многих наград - потребовал сатисфакции у самого великого князя Николая Павловича, будущего императора. А остальные офицеры лейб-гвардии Егерского полка в знак протеста решили выйти в отставку.

Еще пример: в 1823 г. бригадный командир Мордвинов бросил вызов своему командиру, начальнику штаба Киселеву, причем настоял на заведомо смертельных условиях поединка (расстояние 8 шагов, число выстрелов неограниченное). И генерал принял вызов своего подчиненного, чтобы никто не смог усомниться в его чести. На этой дуэли Мордвинов был убит. Царь простил генерала Киселева. А тот в силу благородства до конца жизни выплачивал вдове убитого содержание из собственных средств.

Высокие представления о чести проявлялись и в отношении к ветеранам.

Для примера можно привести воспоминания одного из ветеранов лейб-гвардии Кексгольмского полка.

Двигаясь в походной колонне по улицам местечка... батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

Ты что, дед? - спросил батальонный командир. - Почему стоишь смирно?

А как же, - ответил старик, - ведь это же мой родной полк. В таком вот мундире я, батюшка мой, еще на туретчину ходил.

Батальонный повернул коня и помчался к полковому командиру. Генерал приказал развернуть все 16 знамен, и мы торжественным маршем, под музыку, с развернутыми знаменами прошли перед ветераном...

Трудно рассказать о чувствах, которые охватили в этот торжественный момент всех нас. Глаза молодых и старых воинов блестели, сердца охватил священный трепет. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась в нашем полку новая традиция.

Рыцарская честь требовала благородного отношения офицеров не только друг к другу, но и к солдатам. Все честные русские офицеры и генералы славились своим гуманным отношением к солдатам.

Русская офицерская этика требовала и на главном «поле чести» (на войне) придерживаться гуманных методов, соблюдать «законы войны», избегать ее бесчеловечных форм, проявлять милосердие, не проливать лишней крови.

Следует отметить также и присущее русскому офицерскому корпусу здоровое стремление отличиться в боевой обстановке, получить заслуженные награды, знаки поощрения и внимания. Такое «доблестное и благородное честолюбие», дополненное полезным для Отчества славолюбием, являлось одной из движущих (воодушевляющих на геройские дела) сил развития армии, ее стойкости, непобедимости в боях.

По мнению Ивана Ильина, рыцарственное служение Родине, характерное для русского офицерства и делающее его представителей «подлинными дворянами», необходимо культивировать во всем обществе. В статье «О рыцарском духе» (1928) философ, в частности, отмечал: «Во всей великой смуте наших дней, среди крушений, бед и утрат, в раздорах и соблазнах мы должны помнить одно и жить одним: поддержанием и насаждением духа рыцарственного служения... Ибо этот дух есть как бы воздух и кислород русского национального спасения... Вне рыцарственного духа национального служения - все бесцельно, все тщетно, все вредно; вне его никто ничего не освободит и не возродит, а создаст только новый раздор, новую смуту и новую гражданскую войну на погибель России и на радость ее исконным и всемирным врагам».

V. Дискуссия по теме «"Честь имею!" - уже неактуально?»

Классный руководитель. Давайте обсудим, актуально ли сейчас для нашей армии понятие «честь имею»?

Сначала попробуйте объяснить такой парадокс: с одной стороны молодежь уклоняется от службы, а с другой - огромный конкурс в кадетские корпуса, суворовские училища. О чем это говорит?

Славные традиции нашей армии - они сохраняются сегодня?

Знаете ли вы героев, защитников современной России?

Изменилось ли в современной российской армии представление о чести, долге?

Считаете ли вы, что в нашей армии нужно принять офицерский «Кодекс чести»?

В горячих точках сейчас служат только контрактники. Что заставляет современных ребят идти на войну, подвергать свою жизнь опасности?

Как бы отреагировал офицер царской армии на оскорбление ветерана?

Как мы сегодня относимся к ветеранам?

Как мы относимся к тем, кто уклоняется от службы в армии?

Как мы относимся к своей истории? Почему не даем отпор тем, кто поливает грязью нашу историю, оскорбляет наши святыни?

Как вы можете охарактеризовать нравственное состояние современного российского общества?

Есть такая поговорка: «Каждый народ получает то правительство, которое он заслуживает». Можно ли сказать, что каждый народ получает ту армию, которую он заслуживает?

За какие поступки вы бы не подали руки, перестали здороваться?

Дуэли улучшают нравы? Если бы сейчас разрешили дуэли, что бЬ1 изменилось в нашем обществе?

Может ли в безнравственном обществе быть нравственная армия?

Актуально ли сегодня выражение «честь имею!»?

(Высказывания детей.)

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. «Кто пойдет воевать за Россию?» - так назвали свой репортаж из горячей точки на Кавказе два корреспондента журнала «Русский репортер». Послушайте отрывок из этого репортажа.

Сегодня армия в России если и срез, то только небольшой части общества - не самой социально успешной. Это парни, которые в Москве бывали максимум по разу. Им непонятны термины «гламур» и «готично». Они не умеют складно говорить и вряд ли отличат Маркеса от Борхеса. В уличном конфликте они всегда ударят первыми, а после третьей рюмки будут делить мир на понюхавших пороха и «шпаков»... У них своя, понятная система ценностей: человек, который ворует, - «крыса», товарищ, отлынивающий от работы, - «шланг», девчонка, что не дождалась, - сука, а та, что ждет и пишет, - святая и «за нее порву любого». Вряд ли они будут долго обдумывать приказ.

Именно эти пахнущие потом и гуталином люди вытащили на своих плечах две чеченские кампании и вытащат - не дай бог, конечно, - новую войну.

А вот и их наставник. Молодой ветеран Анатолий Лебедь. Кадровый офицер, окончил вертолетное училище, служил в Афганистане. В Чечню пошел добровольцем. В 2003 г. в горах под Улус-Кертом он подорвался на мине. В госпитале отрезали ногу. Потом обратно - в Чечню.

Мы говорим с ним на аэродроме в Киржаче, где Анатолий прыгает с парашютом вместе со своими солдатами. Трижды кавалер ордена Красной Звезды, дважды кавалер ордена Мужества, Герой России, он невысок ростом и мускулист. Совсем не похож на доброго дядю-офицера - скорее, на черта. У него обритый наголо череп, франтоватая стриженая бородка и черная «Мазда-6». Есть в этом одноногом человеке что-то пугающее и притягательное одновременно. Такие люди - вне привычных социальных отношений. С ними бесполезно говорить про мораль и про деньги. Их трудно представить в мирной жизни. И трудно представить мирную жизнь без них, воюющих где-то на окраинах страны.

Тебе, видно, все это нравится?

Не знаю, - смеется он.

Квартира, семья есть?

Семья есть, квартиру пока не дают.

Нет обиды на государство?

Да ладно, - отмахивается он, - чего там государство! Государство вон - парни стоят. Вот за них и воюю. Надо успеть их научить, чтобы не мычали, когда им глотки режут. Ну и за народ - за бабулек, за бомжей, чтобы не издевались над ними. Надо думать о тех, кто рядом, тогда и получается нормальная работа. Это наверху пускай предают - хоть нас, хоть себя, хоть

родных своих, нам главное - задачу свою выполнять. У каждого свой бой в жизни, у кого-то он уже был, у кого-то еще впереди...

В названии этого репортажа поставлен вопрос: «Кто пойдет воевать за Россию?» Вы можете на него ответить?

Классный час к 23 февраля Конспект классного часа ко Дню защитника Отечества для 8 класса Конспект классного часа к 23 февраля на тему «Честь имею!» Честь ­ это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, совершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого вознаграждения, кроме одобрения своей совести. П.А. Румянцев Час общения, посвященный морально­этическим традициям военной армии. Цели: расширить представление учащихся о службе в армии, об этических традициях воинства; формировать позитивную оценку таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам страны, к военнослужащим; пробуждать у будущих призывников стремление к воинской службе, готовность стать защитником Отечества. Оформление: написать на доске тему классного часа, задания для работы с понятиями: «честь мундира»; «поле чести»; «суд чести»; «кодекс чести»; «жизнь ­ Отечеству, честь ­ никому». План классного часа I. Вступительное слово. II. История празднования 23 Февраля III. Работа с понятиями. IV. Информационный блок «Кодекс чести». 1 «Да, были люди в наше время...» 2. Честь имею. V. Дискуссия по теме «"Честь имею!"­ уже неактуально?». VI. Заключительное слово. VII. Подведение итогов. Ход классного часа I. Вступительное слово Классный руководитель. Вся тысячелетняя история ­ это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой части, доблести, мужества. Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами? – 23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово “Отечество” того же корня, что и слово “отец”, “Отчизна”, “отчий дом”. Отечество – это наша страна, Родина. – А что можно назвать Родиной? Дети: Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живём, Мы Родиной светлой, Мы Родиной светлой, Мы Родиной нашей зовём! 3. История праздника 23 февраля Учащийся: В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую и праздник получил название День Советской Армии. А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон “ О днях воинской славы России”, в котором этот день назван “День защитника Отечества”. Учитель: – Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести. – Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по­разному одевались, разным оружием владели. – Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими защитниками нашей Родины. – Вспомните имена былинных богатырей? Учащийся: – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Учитель: – А из истории Древней Руси? Учащийся: 1. Великий полководец­Александр Невский, который в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке. 2. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. 3. Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин в 1612 году создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей­ горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства. 4. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: “Побеждают не умом, а уменьем”. Его солдаты, которых называли чудо­богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор Это было в 18 в. 5. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века. 6. Георгий Константинович Жуков. В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны – Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых они проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага. III. Работа с понятиями Классный руководитель. Служба в армии всегда была почетной. Она всегда была связана с понятием чести. К сожалению, в наше время это понятие обесценено или вовсе забыто. В словаре С. Ожегова «честь» ­ это «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы». По В. Далю, «честь» ­ это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Предлагаю уточнить смысл понятия «честь». Первая группа, поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира? (Означало это понятие прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим, в частности, объясняется столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.) Вторая группа, поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.) Третья группа, что такое суд «офицерской чести»? Каким мог быть его приговор? (Неофициальный нравственный суд сослуживцев, может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.) Четвертая группа, вам достался кадетский девиз: «Жизнь Отечеству. Честь ­ никому!». Как понимать это выражение? (Ответ группы.) Классный руководитель. Пятая группа, поясните, что стоит за понятием «кодекс чести». (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества, порядочность, уважение, нравственность.) (В течение 5 мин. дети обсуждают ответы.) IV. Информационный блок «Кодекс чести» Классный руководитель. Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они стушевывались, исчезали (хотя бы временно), все рушилось. Хорошо сказал об этом русский философ Иван Ильин: «...Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности». 1. «Да, были люди в наше время...» «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя, богатыри, не вы...»Так говорил о русском воинстве ветеран Бородина... О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди. Прусский король Фридрих II: «Русского солдата мало убить, его надо повалить». Наполеон: «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир». Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции советовал шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного». Но лучше всех высказался о русском солдате А.В. Суворов ­ всего два слова: «Чудо­богатыри!» Верность присяге, верность долгу, патриотизм ­ вот что всегда отличало русского воина. Несколько примеров из истории. 1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе со своим войском 3 часа держал страшный удар татарской конницы. 1812 г. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей 16­ти и 11­ ти лет. Пораженные решимостью генерала не щадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жестоком бою опрокинули врага. 1854 г. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: «Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество». 1904 г. Капитан первого ранга В.Ф. Руднев, командир крейсера «Варяг», оказавшись один на один с японской эскадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одержав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер. 1904 г. Малый миноносец «Стерегущий» против 2 крейсеров и 4 больших миноносцев Японии. Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдаться. На это предложение русские моряки даже не ответили, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоздями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в т. ч. все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два Матроса: Иван Михайлович Бухарев и Василий Сергеевич Новиков бросились в машинное отделение, задраили помещение и, жертвуя жизнью, открыли кингстоны. 1941 г. Великая Отечественная. Битва за Москву. 28 героев панфиловцев. Всего 28 человек, в т. ч. один офицер. Вооружение ­ бутылки с «горючкой», гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева ­ никого. Могли разбежаться ­ и ищи ветра в поле. Могли сдаться, и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа ­ и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну ­ 20 танков, другую ­ 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по 2 танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему? Классный руководитель. Пробуйте ответить на этот вопрос. Почему наши воины жертвовали жизнью, не сдавались, не отсиживались в окопах? Откуда такое самопожертвование? Готовы ли сегодняшние воины к подобным подвигам? (Дети высказываются.) Не секрет, что сегодня отношение к армии неоднозначное, у многих даже негативное. И это неудивительно. Армия болеет теми же болезнями, что и все наше общество. Отсюда и дедовщина, и отсутствие патриотизма, и безнравственность, которая стала привычной в офицерской среде. Не случайно многие офицеры выступают сейчас за создание офицерского «Кодекса чести». И в качестве образца предлагается именно опыт и традиции царской армии России. Потому и по сию пору особый смысл заложен в понятии «честь мундира». Известен исторический факт, который гласит, что в 1821 г. во время ужина на одном из балов полковник лейб­гвардии Московского полка Г.А. Римский­Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустякового нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (т. е. права его ношения) Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не прихоть самодержца, а знак уважения к мундиру, в армии, к государству. Мужество, храбрость, честность, самоуважение, благородство высоко ценились в офицерской среде. Унизить офицера, посягнуть на его честь было опасно. Он должен был защитить свою честь с оружием в руках. В этой связи интересен и «Дуэльный кодекс». Дуэль давала негласное право на защиту своей чести. Основными поводами для поединков служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в т. ч. и отказ во взаимном приветствии. Сама возможность поплатиться жизнью за оскорбление офицера играла большую роль в поддержании чувства собственного Достоинства и уважения его в других. Право на поединок способствовало очищению офицерского сознания от элементов плебейства и подхалимства. За оскорбительные слова «я вас в бараний рог согну», произнесенные публично на смотре полка, капитан Василий Норов ­ боевой офицер, кавалер многих наград ­ потребовал сатисфакции у самого великого князя Николая Павловича, будущего императора. А остальные офицеры лейб­ гвардии Егерского полка в знак протеста решили выйти в отставку. Еще пример: в 1823 г. бригадный командир Мордвинов бросил вызов своему командиру, начальнику штаба Киселеву, причем настоял на заведомо смертельных условиях поединка (расстояние 8 шагов, число выстрелов неограниченное). И генерал принял вызов своего подчиненного, чтобы никто не смог усомниться в его чести. На этой дуэли Мордвинов был убит. Царь простил генерала Киселева. А тот в силу благородства до конца жизни выплачивал вдове убитого содержание из собственных средств. Рыцарская честь требовала благородного отношения офицеров не только друг к другу, но и к солдатам. Все честные русские офицеры и генералы славились своим гуманным отношением к солдатам. Русская офицерская этика требовала и на главном «поле чести» (на войне) придерживаться гуманных методов, соблюдать «законы войны», избегать ее бесчеловечных форм, проявлять милосердие, не проливать лишней крови. Следует отметить также и присущее русскому офицерскому корпусу здоровое стремление отличиться в боевой обстановке, получить заслуженные награды, знаки поощрения и внимания. Такое «доблестное и благородное честолюбие», дополненное полезным для Отчества славолюбием, являлось одной из движущих (воодушевляющих на геройские дела) сил развития армии, ее стойкости, непобедимости в боях. V. Дискуссия по теме «"Честь имею!" ­ уже неактуально?» Классный руководитель. Давайте обсудим, актуально ли сейчас для нашей армии понятие «честь имею»? Сначала попробуйте объяснить такой парадокс: с одной стороны молодежь уклоняется от службы, а с другой ­ огромный конкурс в кадетские корпуса, суворовские училища. О чем это говорит? Славные традиции нашей армии ­ они сохраняются сегодня? Изменилось ли в современной армии представление о чести, долге? Считаете ли вы, что в нашей армии нужно принять офицерский «Кодекс чести»? В горячих точках сейчас служат только контрактники. Что заставляет современных ребят идти на войну, подвергать свою жизнь опасности? Актуально ли сегодня выражение «честь имею!»? (Высказывания детей.) VI. Заключительное слово VII. Подведение итогов Классный руководитель. Какие факты вас поразили? О чем вы уже знали? Что заставит задуматься?

Подготовила и провела: Амагзаева Тамара Ивановна

Тема: «Кто они-наши защитники Отечества?»

Эпиграф (На доске) На ваших плечах – счастье, радость и мир,

Огромной страны оборона.

Слагаются песни и пишут стихи

О людях в военных погонах.

Спасибо за солнце, за радужность снов,

За чистое, ясное небо,

За запах мороза, весенних цветов

И вкус испечённого хлеба.

Цели:

Развивать интерес к истории Отечества, наблюдательность, любознательность;

Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.

Ход классного часа.

1.Организационный момент

Учитель:

Мы славим всех тех, кто не плакал от боли своей,

Но слез не скрывал на могилах погибших друзей,

Тех, кто мужчиной был не на словах,

Кто труса не праздновал, сидя в кустах,

Всех лучших сынов человечества,

Тех, кто на страже Отечества!

2. Рассказ учителя о зарождении праздника .

Ребята! Сегодня мы отмечаем праздник, который называется День Защитника Отечества. Этот праздник посвящается всем солдатам, мужчинам и мальчикам.

Празднику уже более 90 лет, в течение которых сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра.

Если Вы считаете, что 23 февраля – это праздник только тех военнослужащих, которые в данный момент находятся на страже Родины, то Вы глубоко ошибаетесь. Каждый мужчина, будь он офицером или программистом, бизнесменом или полицейским, ученым или фермером - Защитник. Мужчина всегда должен быть сильным, мужественным, способным защитить свою семью и Родину вне зависимости от того, военный он или нет. А при чём тут совсем маленькие мальчишки? Так уж сложилось, что с самого момента рождения мальчика ему уготована судьба защитника, воина, опоры слабой половины человечества – девочек, женщин. Поэтому в этот день в нашей стране мы поздравляем и наших мальчишек.

Когда же зародилась традиция чествовать защитников Отечества в нашей стране?

В начале 1918 года , воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Рабоче -крестьянская Красная Армия (РККА). Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии.

В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии и Военно – морского флота
А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором этот день назван “День защитника Отечества”. (слайд № 1)

Слово «армия» происходит от латинского слова «armo» - «вооружаю». Вооружённые Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью, храбростью и духом своих солдат.

Нашу Родину в разное время защищали разные люди: они по-разному одевались, разным оружием владели.
Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с защитниками нашей Родины.
Былинные богатыри. (слайд №2)
– Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

История Древней Руси. (слайд №3)
Великий полководец Александр Невский .

В далёком 1240-м году шведский военачальник Биргер привёл своё войско в устье реки Невы и послал своих послов в единственный не разрушенный монголами город Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу. « Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле!» - передали послы слова Биргера. Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силён! Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!»- и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. В один из ключевых моментов сражения дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатёр упал. Шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых спешно удрали. Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невского.

5 апреля 1242 года на Чудском озере разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища, в котором Александр Невский также одержал блестящую победу над врагом. Вскоре после сражения крестоносцы (так называли воинов- захватчиков) отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр на мир согласился, но предупредил : «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет !» Эти слова до сих под очень актуальны.

А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет! (слайд №4)

История образования Московского государства : (слайд № 5)
Великий полководец Дмитрий Донской

В 14 веке Русь стонала от нашествия монголо – татар. В это время некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя её слабость, московский князь Дмитрий Иванович, находящийся в то время у руля княжества, перестал считаться с с волей хана и посылал ему всё меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него огромное войско. В 1380 году князь Дмитрий со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов- богатырей.)Из вражеских рядов, стоящих один против другого, выехал на могучем коне телохранитель Мамая -Челубей. Потрясая копьём, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга. И тотчас русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.

В итоге кровопролитного сражения русские полки одержали безоговорочную победу. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. Народ в память победы на Дону стал называть князя Дмитрием Донским. А было князю всего 30 лет!

Патриоты России.
Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин (слайд №6) в 1612 году создали народное ополчение , т.е. войско из простых людей-горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков из занятого ими Кремля. Вскоре вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так русский народ спас страну от врага. «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»- эти слова начертаны на постаменте памятника, стоящего на Красной площади в Москве.

Именно с этой победой в сражении связан праздник 4 ноября – День народного единства.

Александр Васильевич Суворов (слайд №7) – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: “Побеждают не умом, а уменьем”. Суворов воспитывал войска в духе наступательной тактики, большое внимание уделял обучению солдат профессиональным навыкам и постоянно заботился о моральном духе войск. Суворов, по словам Дениса Давыдова, “положил руку на сердце солдата и изучил его биение”, недаром солдаты платили ему любовью, называя его “солдат-фельдмаршал”. Всю свою жизнь Суворов отдал служению России. Он говорил: “Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным Отечеству”

Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор.

Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов (слайд №8) прославился в Великой Отечественной войне 1812 года.

В те времена Наполеон Бонапарт, французский император, собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их к России.(слайд № 9)

«Я иду в Москву, - говорил он, - и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость.

Но главного не учли ни Наполеон, ни его несметные войска – русского духа полководцев и простого народа, который повторял: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу. Русские войска возглавил М.И.Кутузов. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. 26 августа Кутузов решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч. Битва длилась 15 часов, обе стороны потеряли в ней до 50 тысяч человек каждая. А Кутузов заявил Наполеону, что по его мнению, войны настоящей ещё не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять.
Великая Отечественная война.(1941 – 1945 гг) (слайд №10)
Особое место в истории нашего государства занимает Великая Отечественная война 1941-1945 годов. На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

Основными полководцами (слайд № 11), которые обеспечили победу советского народа в Великой Отечественной войне были:

Иосиф Виссарионович Сталин;

Георгий Жуков;

Константин Рокоссовский;

Иван Конев;

Родион Малиновский;

Семен Буденный;

Климент Ворошилов;

Александр Василевский.

Идёт время. Давно минули лихие годы ВОВ. Над головами россиян давно сияет мирное небо. Но не дремлет враг. Завидно ему, что Россия расцветает с каждым годом всё краше и краше, в достатке и покое живут её граждане. То там, то тут развязывает он локальные войны (Афганистан, Чечня, северная Осетия) (слайд №34), задача которых ослабить великую державу, посеять страх и ужас в сердца людей. Но государство крепко защищено. На страже покоя России стоят солдаты Российской Армии (слайд №35). А с такими защитниками нам, простым людям, бояться нечего!

Россия - великая военная держава. Российская армия - это вооруженные силы нашей Родины, которые защищают ее независимость и свободу.

Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент российской Федерации Владимир Владимирович Путин. (слайд №12)

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Шойгу, Сергей Кужугетович (слайд №13)

В настоящее время Вооруженные Силы России состоят из трех видов войск:

Сухопутные войска

Военно-воздушные силы

Военно-Морской Флот

Вот и подошел к концу наш классный час.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что быть защитником Отечества - это значит быть смелым, сильным, ловким и честным. И хочется еще раз пожелать, чтобы вы, мальчишки, готовили себя к службе в армии. Занимайтесь спортом, вырабатывайте в себе мужество, стойкость, конечно же, хорошо учитесь. Как сказал Александр Суворов «Тяжело в ученье, легко в бою». С праздником!



Классный час — это своего рода дополнительный урок, который направлен на расширение знаний детей, их воспитание. Чтобы такое мероприятие прошло успешно и имело положительный результат, его необходимо правильно организовать.

При подготовке классного часа к 23 февраля необходимо предусмотреть все мелочи: оформить класс портретами, рисунками, позаботиться о музыкальном сопровождении, присутствии государственной символики на видном месте. Дети очень хорошо воспринимают зрительную информацию, поэтому уместно для классного часа приготовить презентацию.

К проведению классного часа уместно привлекать самих учеников. Неплохо будет, если некоторые из них выучат стихотворения или загадки, а может быть, даже подготовят рассказ о каком-либо герое России.

23 февраля — праздник, который отмечает вся страна. Однако историю этого праздника знают немногие. Именно поэтому каждый учитель на классном часе должен рассказать историю возникновения праздника.

При проведении классного часа не стоит строго рассаживать учеников. Урок должен проходить в непринужденной обстановке, пусть дети сядут сами кому где удобно. Важно заинтересовать детей, чтобы они внимательно слушали учителя. Для этого при проведении урока необходимо периодически включать учеников в деятельность: вовлекать в беседу, предложить отгадать загадки или кроссворд, провести подвижную игру. В результате такой деятельности возникнут доверительные отношения, и дети лучше проникнутся духом патриотизма и не заскучают.

Можно пригласить на классный час военнослужащего. Пусть он расскажет об истории праздника или о каком-то случае из жизни, связанным с его службой. Возможно, он развеет мифы, которые сложены об армии. В любом случае после такой встречи, у ребят возрастет уважение к защитникам Родины.

Работая над подготовкой к проведению классного часа, педагог должен учитывать психологические особенности восприятия материала учениками.

  • Так, классный час к в 1-2 классе лучше всего организовать в виде игры или путешествия, во время которых в непринужденной форме показать детям значимость праздника, его особенности.
  • С ребятами 5-6 классов при проведении классного часа можно посетить выставку, посвященную 23 февраля. Дети очень любят такие походы, долго помнят их, а это значит, что учителем не зря потрачено время.
  • С ребятами 7-9 классов можно организовать проект «Живущие рядом герои». В рамках данной работы, организовать с детьми поисковую деятельность информации о людях — военных, участниках боевых действий, живущих рядом с нами. Организовать встречу с такими людьми, составить небольшой рассказ о них, сделать фотографии или копии. Всю полученную информацию можно оформить в виде презентации и в дальнейшем представить ее не только в своем, но в других классах школы.

Такие проекты можно выполнить с любыми классами. Главное здесь подобрать правильно тему, чтобы она была интересной детям и соответствовала их возрастной категории.

Для ребят постарше можно устроить просмотр кинофильма более узкой тематики, например, о войне в Чечне или в Афганистане.

23 февраля — не просто обычный выходной день. Это великий праздник со своей историей и особенностями, с которыми нужно познакомить подрастающее поколение в надежде привить ему гордость за свою Родину и чувство патриотизма.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: