Казак прическа. Чуприна: история казаческой прически

22 января - День Соборности Украины. Специально к этой торжественной дате в рамках проекта « !» мы решили подготовить материал о давних украинских воинах - казаках, а именно - о их внешнем виде. Первое, что ассоциируется у нас со словом «казак» - это прическа в виде длинной пряди волос на оголенной голове - чуприна. Другие названия - «оселедец», придуманный Екатериной II в насмешку казацкой прическе, и «хохол» - сейчас считаются неуважительными.

Первым казаком был князь

Чуприну носили еще первые кочевые племена на территории современной Европы. В средневековье такая прическа была широко распространена среди тюрков и татар, а позже - среди казаков и шляхты Речи Посполитой. Но дольше всего прическа продержалась именно на территории Украины: до конца XVIII века - среди сечевого казачества, как признак принадлежности к Сечи, а до первой половины XIX века - среди мещан (в знак казаческого происхождения). Одно из первых упоминаний о чуприне находим в описании византийским историком князя Святослава Игоревича, голова которого была голая, но с одной стороны свисала длинная прядь волос.

Чуб и чуприна: в чем отличие?

Мало кто знает, что чуб и чуприна - это две разные прически. Но в основе каждой лежит круг. Для того чтобы сделать чуприну, всю голову брили, оставляя лишь круглую прядь волос шириной в три пальца надо лбом. Эти волосы отращивали и носили за левым (именно левым!) ухом. Считалось, что такая коса придает лицу воинственности. А чуб стригли так: волосы на висках, надо лбом и на затылке выбривались, а оставшееся пасмо волос по центру расчесывали на все стороны и подстригали по кругу. Создавалось впечатление, что вся голова покрыта волосами и только при порыве ветра открывалась оголенная голова грозного воина.

Сейчас мода на ношение чуприны постепенно возрождается и некоторые мужчины, не только принадлежащие к казачеству, украшают свою голову настоящей украинской чуприной. Например, такую прическу можно увидеть у известного боксера - Александра Усика, который прославляет ее на весь мир с каждой очередной победой.

Зачем казаку чуб и чуприна?

Чуприна - отличительная черта казаков, которые жили в Запорожской Сечи и некоторых чумаков или крестьян, живших недалеко от Запорожья. Также разрешалось носить чуприну казакам, которые некоторое время прожили в Сечи, но потом вернулись домой. Казацкая старшина, например, писарь, носила чуб. Второй причиной ношения чуприны, как уже упоминалось выше, было то, что она придавала лицу казака воинственности и устрашала врага. Также чуприну носили, как особую награду, ее длина показывала стойкость и мужество воина в бою.

Кроме того, наши предки верили, что волосы имеют энергетическую память, они накапливают информацию из окружающей среды. Обрезать их - значит поменять что-то в жизни, утратить часть силы. Существует также интересная легенда, согласно которой чуприна нужна казакам для того, чтобы, взявшись за нее, Бог смог вытащить их из адского пламени после смерти. А за левое ухо чуприну закладывали, потому что именно на левом плече сидела нечистая сила, которую и сгоняли длинной прядью волос.

Чуприна- причёска древнерусских князей, запорожских казаков. И не только. December 28th, 2013

Оригинал взят у в

Лет двадцать назад отдыхал я с женой на турбазе под г.Запорожье в сосновом лесу, на берегу тихого Днепра. Под конец отдыха заехали в музей "Казацкой славы" о.Хортица. Как оказалось там же и погиб от рук печенегов в марте 972 и Киевский князь Святослав. Здесь же в старом Днепре был найден предположительно его меч, франкского типа 10 века.

Длина до метра и малый вес [около 950 граммов] был смертоносным оружием ближнего боя. Отделка рукояти, переплетенной пайкой серебряных, медных и латунных пластинок, подчеркивала статус владельца. Его стоимость тогда составляла примерно стоимость сегодняшнего Мерседеса. Простые дружинники были вооружены попроще. Печенеги перекрыли путь ладьям топлёными брёвнами и обстреляв из луков убили князя с дружиной.


Фрагмент картины

Тогда меня поразила картина, с изображением князя. На ней он выглядел, как запорожский казак. Я спросил гида и она подтвердила, что так выглядели киевские князья. Я заинтересовался, но прояснил эту тему только недавно.

Вот как описывает Святослава византиец Лев Диакон
Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга: она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. (Лев Диакон. История. IX 11. М., 1988. С. 82.)
Неизвестный персидский автор 9-го века н.э. в труде «Книга границ мира» описывает русов: «народ русов воинственен. Они воюют со всеми неверными и всегда выходят победителями, среди них есть группа из моровват (рыцарей). Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязев ткани, которые надевают и вращают выше колена...они шьют шапки из шерсти с хвостом (шлыком)». Полное описание казака в шароварах и в шапке со шлыком.


Художник Целестин Медович "Путь хорватов" 1903. (Хорваты пересилились на Балканы в 7 веке)

Нужно сказать, что у древних славян не было однородной причёски, кто стриг волосы под горшок, кто чуб, кто носил подлинее.. Но очевидно что эта причёска (Чуприна) была воинской, так легче было ухаживать за волосами в походах и не быть похожим на раба, которым брили головы и усы. В Украине её могли носить только казаки побывавшие на Сечи и "понюхавшие пороху". Таких называли- чуприндёры. Молодые необстрелянные сечевики не имели право на неё. Чуприну носят на левую сторону, там где носят ордена и саблю, за левым ухом- это знак доблести, пояснял атаман Головатый, великому князю Константину.
Чуприну часто путают с причёской "Под чуб". Так попутал и художник И.Репин со своими запорожцами, и с, его лёгкой руки Целестин Медович, оставив воинам, какие-то китайские косички, почти на макушках. Да ещё и на правое ухо. Ну может, его казаки были в возрасте и лысыватые

Вся голова брилась, над самим же лбом оставлялся пучок в 3 пальца шириной и длиной от 3-4 пальцев.

Думаю история Сечи значительно древнее, чем считают историки с 14 века. В 1054г от единой христианской апостольской церкви откололась восточная. Серьёзные трения начались уже к празднованию тысячелетия Христа даже из-за слова "Миллениум"(тысячелетие), которое Патриарх Константинопольский отказался упоминать в молитвах, было много и других расхождений... А закончилось анафемой друг- друга. Одно из обвинений выдвигаемых латинянам восточной церковью было-
Брадобритие у латинян: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: „да не бреете брад ваших“ (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что (лишь) женам благопристойно этот (вид) при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным (сему виду)»;
До этого, русичи, кто хотел- брился и стригся. Набожный князь Ярослав (Мудрый), скорее под давлением церковников, как явствует из содержания издал (Церковный устав)-
Аще кто пострижеть голову или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить .
До этого, если судить по более старинному канону, заимствованному от варяжских племен, Ярослав изображался на иконах с короткой стрижкой, гладко выбритый и с и с небольшим скосом волос, очень похожим на казацкую чуприну, что было представлено как символ величия и знатности. И несмотря на такой суровый закон казаки сохранили эту причёску на столетия.

После разгрома Руси татарами, эти законы можно было не соблюдать.. Вскоре значительная часть русских княжеств вошла в состав нового независимого от монголо- татар государства- "Великое княжество Литовское, Руское, Жомойтское и иных" А потом в союзное государство- "Речь Посполита" (Республика Обьеденённая).
И никто ни там, ни там не запрещал никаких стрижек или бритья. Стрижек было много, но основными считались причёски - Под Чуб и Под Макитру.

1. "Под Чуб" стриглась так: над лбом, на висках и на затылке волосы брились, и только на макушке оставлялся с ладонь пучок круглого и длинного волоса. Эти волосы расчёсывали на все стороны и подстригали кругом- выше надо лбом и ниже на затылке. Таким образом волосом закрывалась вся бритая голова и создавалось впечатление, что она вся покрыта волосами, но когда поднимался ветер то волосы поднимались и оголялся бритый череп, от этого лицо становилось диковатым и воинственным. Причёску "Под чуб" носили в основном помещики, городские и реестровые казаки, свободные казаки и крестьяне. "Под чуб по польски" подстригался повыше. Наверное и панских домовых холопов паны подстригали так-же для красоты и чубы трещали, когда разнимали своих дерущихся панов. Отсюда и происхождение знаменитой пословицы.

Причёска "Чуб".

2. "Под макитру" (под горшок) стриглись так- на голову одевался горшок и всё вокруг выстригалось или выбривалось, это была самая простая стрижка, которая не требовала специальных навыков.

В тоже время причёска "Под чуприну" оставалась уделом избранных. Под неё стриглись и литовские и польские и руские князья. В Молдавии в 1595- 1606 годах правил господарь Иєремия Могила, дядя знаменитого Петра Могили. Так его, его сыновья Александр и Константин, которые тоже позже стали молдавскими господарями, на старинных портретах тоже изображены с чупринами. Молдавия в старину была частью Киевской Руси (Шипотская земля) и вся её правящая верхушка была руского происхождения, они даже сберегли название главы государства- Господарь (Хозяин. укр) и знаменитый казацкий гетман Иван Пидкова происходил из рода молдавских Господарей.
Так же турки стригли своих грозных янычар, воспитываемых исключительно из христианских мальчиков.


Янычары на тренировке.

Запорожская Сечь была своеобразной рыцарской республикой на окраине Европы, со своим уставом и законами. Если посмотреть списки сечевых казаков, то помимо украинцев там не только много поляков, немцев и татар, но встречаются даже французы, шотландцы испанцы и итальянцы. Занимались они не только набегами на татарские и турецкие города, но и брали деньги ото всех кто просил защиты. Платил, им деньги и московский царь за защиту южных границ и Турки и татары и поляки.. Широко они были известны и в Западной Европе...
Вместе с Дартаньяном и мушкетёрами освобождали от испанцев крепость Дюнкерк в 30 летнюю войну(1618-1648 гг.). В то время казаки считались чуть ли не самыми лучшими наемниками в Европе. В 1645 г. Б.Хмельницкий, Солтенко и Сирко через кардинала Мазарини договорились о ведении боевых действий на стороне Франции. В отряд вошло более 2 тысяч профессионалов, которым обещали заплатить по 12 талеров каждому казаку и по 120 – сотникам и полковникам...
Прибыв под крепость, казацкий флот атаковал испанские корабли, взял на абордаж а потом высадившись на берег взял и крепость, которую так долго осаждали мушкетёры.
Вместе с донскими казаками составляли костяк наёмного войска лже-Дмитрия. Честь освобождения от которого так широко празднуют в России....и.т.д

Позже различия в волосяном покрове послужили основой, для взаимных прозвищ россиян и украинцев. Пётр 1, был в ярости, топал на бояр и кричал. От бритья освобождал только очень большой выкуп. Раздражал его и внешний вид, его новых поданных. Немку Екатерину вторую тоже раздражали не только запорожские казаки, но и, их причёски, во времена париков, которые она прозвала "Селёдками", по укр. Оселедець. Военное значение запорожских казаков было утрачено после взятия Крыма. Часть казачества было уничтожено, часть разогнана.. Правда было организовано "Черноморское казачество" но после взятия ими Очакова, Хаджибея и Измаила оно также было распущено и 14 тысяч казаков переселена на хорошие, но опасные земли на Кубани. Около 5 тысяч основало Задунайскую Сечь под протекторатом турецкого султана.

Я был в Румынии в украинских сёлах на Дунае весной 1991г и приятно удивился - они ничем не отличались от типичных украинских, а местная светловолосая ребятня, в отличие от румынской, не бегала и попрошайничала вокруг автобуса с туристами. Нам с женой, ещё дома посоветовали набрать конфет леденцов- дюшес по 17 коп за кг, для раздачи детям и они подбежали к нам гурьбой только когда мы, их позвали и стали раздавать запаянные в целлофан пакетики по 10-12 конфет. В их речи не было никакого акцента.
Осенью 1991г я не мог выбраться из Омска и взял билет поближе куда были к дому- В Минеральных Водах вообще билетов не было никуда, даже на поездах в любом вагоне и направлении на неделю. Возле касс на Ж.Д. в 22.00 царило столпотворение. Вы с Украины- спросила меня старушка лет 70 на чистом украинском языке. Помогите мне выбраться отсюда. А вы с Украины?- спросил я. Да нет, я кубанская ответила она мне. Я был удивлён, тогда история была затемнена и широко не афишировались эти переселения. В 23.00 от вокзала отходил один левый автобус на Ростов, всю ночь я простоял, но старушку удалось пристроить и посадить.
Также ушли в прошлое и чуприны. Носить, их запрещали и лишь некоторые потомки казаков оставляли на голове, небольшой не стриженный клочок волос до 70х годов 20 века, как утверждают некоторые историки. Я же встретил такого дедка в 2004г. Он приехал ко мне на работу из какого- то села Черкасской области в командировку. Дедок был крепок, как дуб и мне запомнилась его необычная причёска.

P.S
Написал и подумал- Рано я наверное "Похоронил казацкую чуприну". Среди украинской молодёжи она набирает популярность.

Гладко бритая голова и длинный чуб-хохол (его еще называли оселедцем) были характерной и оригинальной приметой запорожского казака.

Зачем же запорожцы наголо брили головы, оставляя длинный чуб? Дело тут в очень давних (если не древних!) традициях, как степняков, так и вероятных предков казаков. Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» - сын неба).

В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего полководца Древней Руси Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке). Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включенное в "Историю Льва Диакона" со слов очевидца: "...Он (Святослав) приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...". Итак, либо древнерусский воин Святослав предвосхитил события и стал зачинателем моды и традиций для запорожских казаков 16 века, либо беглые крестьяне 16 века каким-то неведомым нам способом узнали и по каким-то неведомым нам причинам решили перенять и сохранить старорусские воинские традиции 600-летней (!) давности. Ведь описаны ТРИ УНИКАЛЬНЫХ черты облика запорожских казаков - висячие усы, при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе, совершенно справедливо висевшая у Святослава, т.к. он был единственным сыном Ольги и Игоря и согласно казацкой традиции должен был (или мог) носить такую серьгу.

Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Исходя из религиозных и жизненных мотивов: в военных походах да и при той жизни, в волосах очень любила заводится всякая живность типа вшей, блох и т.д. А по религии ходить лысым было нельзя...И потому они нашли вот такой вот интересный выход из этой ситуации...

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Бритая голова с реденькой челкой - в 1990-е так ходила провинциальная молодежь и почти все столичные пэтэушники. Позже фотографии подобных персонажей публиковались как курьез на «Одноклассниках», а к концу 2010-х так стали стричься модели на подиумах недель моды. разбиралась, почему это произошло.

Гопота и «волосатые»

В юности и ранней молодости нынешних сорокалетних мужчин пристальное внимание к внешности представителей их собственного пола не было признаком нетрадиционной ориентации. Скорее наоборот: некоторым это внимание сохранило здоровье, работоспособность и даже жизнь. «Волосатые» неформалы - панки с поставленными на пиве или даже манной каше гребнями волос на голове, хиппи с длинными патлами, перетянутыми на лбу «хайратниками», рокеры (они же металлисты) с длинными хвостами на затылке и серьгами в ушах должны были остерегаться попадавшихся на их пути бритоголовых гопников. Если неформал видел гопника - он сразу понимал: перед ним враг, надо бежать или готовиться к драке. Это было мгновенно считываемым культурным кодом.

От западных скинхедов, с которыми все, в общем, понятно, гопоту 1990-х отличало две вещи: объект ненависти (за почти полным неимением в те времена в российских городах чернокожих людей и необычно выглядящих мигрантов, она, в отличие от скинов, охотилась за соплеменниками из других субкультур) и, как ни странно, челочка. Если честный западный скин брил голову полностью или, в особо тяжелых случаях, выбривал на затылке свастику, то верные сыны славян и присоединившиеся к ним оставляли на лбу трогательные длинные (сравнительно с прочими, практически отсутствующими) волосики.

У челочки был долгий и интересный жизненный путь в российской истории. Начался он задолго до гопников 1990-х годов и тем более воспевающих их ныне модельеров Демны Гвасалии из Vetements и , а также постоянной стилистки обоих Лотты Волковой (дочки моряка из Владивостока и эксперта в предпочтениях гопоты, которой она поколенчески ровесница). Образы «брутальных челов», братков с бритыми головами и слипшимися от боевого пота челочками, выведенные ею на парижский подиум на показах Vetements, зародились не двадцать и не тридцать лет назад, а все сто, а то и больше: так стригли еще в царской армии, а потом и в Красной.

Рад стараться

Стиль и размер военной челки на бритой или коротко стриженной голове военнослужащего варьировались в зависимости от предписаний начальства, фантазии полкового (корабельного, дивизионного etc.) парикмахера и традиции рода войск. То, что сейчас называют челочкой, нельзя было путать с чубом: привилегию носить пышный чуб имели казаки, чей статус в армии вообще отличался от положения солдата из крестьянских рекрутов. Позже, в Красной и Советской армии, солдаты носили пилотки, из-под которых чубом не покрасуешься - не тот вид, а казаки - фуражки и папахи-кубанки: то, что нужно.

Самый, пожалуй, лиричный рассказ о челочке в рядах вооруженных сил, во все времена выступавших нравственной кузницей кадров мужской половины российского (и советского) общества, приводится в повести «Сын полка». По сюжету мальчик-сирота во время войны попадает на воспитание в артиллерийскую часть, и солдаты первым делом одевают и стригут его на военный манер. «Его острые уши, освобожденные из-под волос, казались несколько великоваты, зато лоб оказался открытый, круглый, упрямый, но только с небольшой, хорошенькой челочкой. Челочка вызвала у разведчиков особенное восхищение. Это было как раз то, что нужно. Не бесшабашный кавалерийский чубчик, а именно приличная, скромная артиллерийская челка».

Кадр: фильм «Сын полка»

Примерное представление о том, какой была челка малолетнего солдата Вани, дает одноименный фильм 1946 года. Тогда с такими прическами (наголо или очень коротко остриженная голова с челкой) ходили все послевоенные школьники, не только суворовцы: помимо традиционной маскулинно-армейской эстетики, внедряемой таким образом с головы в голову отрока, стрижка еще и защищала от педикулеза, сиречь вшей. Что характерно, в более поздней экранизации повести (1981 года) сын полка острижен по застойной моде - то есть, по солдатским меркам, на радость вшам лохмат как стиляга.

Академиев не кончали

Посыл советского кинохудожника по прическам начала 1980-х понятен: мальчик должен был вызывать симпатию, а значит - соответствовать культурному коду времени, в которое уже можно было носить и «виски», и бакенбарды, и - если волосы были достаточно кудрявы - прическу «афро», как у Анджелы Дэвис. Если в 1940-е, 1950-е и даже ранние «добитловские» 1960-е традиционный и положительный мужчина должен был стричься коротко, то позже либерализация моды позволила людям из интеллигентных слоев общества не стричься под машинку.

А вот «неинтеллигентные» слои, чей трудовой и боевой путь пролегал по короткой линии школа-ПТУ-армия-завод, «стиляжьи патлы» не носили и интеллигенцию слегка презирали. Для таких граждан срочная служба зачастую была и на всю жизнь оставалась самым ярким, формирующим личность воспоминанием - отсюда и любовь к бритой голове с челкой из-под пилотки или, позже, голубого (защитного или иного) берета. В стране, где в тюрьме сидел каждый десятый мужчина, челка поясняла: я реальный пацан, но я не зек, по крайней мере в данный момент (в местах не столь отдаленных при санобработке челочками не заморачивались). Впрочем, и сидевший мог, «откинувшись» с зоны, отрастить челку в знак свободы - зачастую временной, оставив голову удобно коротко обритой.

Фото: @lookatthisrussian / Instagram

В 1990-е, когда сдержанная интеллигенция в процессе перехода к рыночному обществу породила в лице своих отпрысков-подростков множество неформальных, но, как правило, лохматых субкультур, честная бритая башка с челкой у пацана «с раёна» демонстрировала простоту и чистоту намерений, далеких от всей этой заумной металлической музыки на нерусском языке, и неразрывные до гроба дружеские отношения с себе подобными, взращенные армейским братством. «Волосатые», как правило, в армию не ходили, этих «хлюпиков» родители «поступали» в институты или как-то иначе отмазывали.

Крах и возвращение гопников

Гопническая субкультура была зачастую околоуголовной, но только около: переварить всех носителей челочки не смогла бы и обширная российская пенитенциарная система. С открытием границ и доступа к западному кино среднего пошиба оказалось, что у отечественных гопников немало общего с фанатскими «мобами» из британской и немецкой глубинки: сходясь на «махачах», наши гопники и иностранные скины, помимо зуботычин и оплеух, обменивались и некультурными кодами. Развитие рынка товаров народного потребления, усиление деятельности органов правопорядка по пресечению мелкого хулиганства, распространение высшего образования и смена образцов для подражания привели к тому, что те, кто раньше носил челочки, стали носить стрижки а-ля высокооплачиваемые западные футболисты и американские рэперы: от хвостика на макушке до «гусеницы» из волос от лба к затылку.

Так бы и остались российские гопники 1990-х - в своих штанах с полосками, кроссовках, на кортах, с бритыми головами и челками, - только фольклорными персонажами: героями анекдотов, репортажных фото залетных западных фотографов, радующихся собственной прогрессивности, и полотен украинского художника Ивана Семесюка, - если бы не уже упомянутые Гвасалия, Рубчинский и Волкова. Сила их таланта - иронического, но многими неискушенными простецами воспринимаемого буквально, - возродила гопников из пепла, предварительно творчески переработав до степени карикатурности. Впрочем, и карикатурность считывается не всеми: не исключено, что эти саркастические образы вновь станут образцами для подражания. Правда, пока непонятно, для кого: для выпускников ПТУ, как в оригинале, или для юных постмодернистов из хороших семей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: