Карл юнг сновидения. Юнгианское толкование сновидений

Толкование снов по Юнгу

Даже скептики замечают, что сны (даже если их не удалось запомнить) влияют на настроение. Улыбаемся мы или грустим, полны счастья или раздражены – все это отголоски сновидения, которое, хотя и неосознанно, но было воспринято. Однако в повседневной суете мы мало обращаем на это внимание. Лишь когда сновидения становятся очень яркими или повторяются, люди решают истолковать их.

Разгадать сон – дело непростое. Опасность здесь кроется в чрезмерной ограниченности нашего мировосприятия. Мы слишком полагаемся на логику, из-за этого толкования могут получиться неточными или даже ложными.

Юнг полагал, что и сонникам верить крайне неразумно: «Ни один встречающийся во сне символ нельзя отделять от личности его увидевшего, поэтому ни один сон не может быть истолкован прямо и однозначно, как это делает энциклопедический словарь, разъясняя понятие за понятием. У каждого человека столь индивидуален метод компенсирующего и дополняющего воздействия подсознания на сознание, что нельзя быть уверенным в том, что сны и их символика вообще поддаются классификации».

Любое сновидение неповторимо, и рассматривать его нужно соответствующим образом. Индивидуальный подход диктуется неординарностью и уникальностью каждой личности. На сюжет сна в немалой степени влияют возраст, образование и уровень культуры человека. Увлечения, желания, стремления, эмоциональный спад или подъем, окружающая обстановка не подходят под одно общее правило, они единичны и неповторимы. Только проанализировав конкретную ситуацию, можно понять, о чем хотело предупредить подсознание данного человека. То, что актуально для одного человека, для другого может иметь совсем иной смысл и оказаться несущественным сообщением.

Основное значение в толковании сновидений К. Г. Юнг уделял изучению и расшифровке символов: «Нет больше богов, к которым мы могли бы обратиться за помощью. Великие мировые религии охвачены усиливающейся анемией, так из лесов, гор, рек и мира зверей улетучились сверхъестественные силы (приходившие ранее так кстати), а богочеловеки исчезли в глубинах подсознания и там (как нам хочется думать) ведут бесславное существование среди других пережитков прошлого. Наши теперешние жизни подчинены богу, имя которому – интеллект. Он же величайшая и печальнейшая иллюзия…»

Чем бы ни являлось подсознание, это природное явление, генерирующее символы, наделенные, как показали исследования, определенным смыслом. И подобно тому, как мы не можем считать специалистом по микробам человека, ни разу не державшего в руках микроскоп, так и тот, кто не изучал профессионально природную символику, не может считаться компетентным в области психологии…

«Я посвятил более полувека изучению природных символов и пришел к выводу, что сновидения с их символикой вовсе не являются глупостью или бессмыслицей. Наоборот, для тех, кто потрудится над их расшифровкой, они раскрывают интереснейшую информацию».

Митрополит Рафаил

Россиянин Леонид Прокопьев родился в 1947 году в обычной семье. Судьба его складывалась, как у любого парня того времени: был пионером, потом стал комсомольцем, в Бога, как и все, особенно не веровал. Как-то ему приснился необычный сон: «…Меня настолько ошеломил один сон, приснившийся после окончания школы, что я решил немедленно покинуть дом. Подобно витязю на распутье, я раздумывал тогда о выборе жизненной дороги. И неожиданно получил подсказку. Однажды приснилось, что меня в храме рукополагают в священники. Я был необъяснимо испуган явленной мне во сне моей будущностью и решил резко избавиться от пророчества: бежать из Миасса» .

С тех пор Леонид много лет «убегал» от увиденного во сне. Он сделал карьеру военного, дослужился до подполковника, был военным советником командира сирийской пехотной бригады в Ливане. Там же в 1983 году подорвался на мине, был эвакуирован в Москву и после 19 операций стал инвалидом первой группы. Получив звание полковника, Леонид вышел в отставку и в возрасте 43 лет стал глубоко верующим человеком. Общаясь со служителями Православной церкви, он вспомнил о своем сне и понял, что от судьбы не убежишь. Вскоре Леонид стал диаконом, затем священником, епископом. Приняв монашеский постриг, он получил новое имя Рафаил. Так сбылся давний вещий сон: бывший кадровый военный стал архиепископом Московским, митрополитом Всероссийским, Председателем Священного Синода Истинно-Православной церкви.

Из книги Психоделический опыт [Руководство на основе "Тибетской книги мертвых"] автора Лири Тимоти

Дань признательности К. Г. Юнгу Психология представляет собой попытку систематического описания и объяснения человеческого поведения, как сознательного, так и бессознательного. Диапазон исследований этой науки широк - он охватывает бесконечное разнобразие видов

Из книги Ведьма и секс автора Круковер Владимир Исаевич

Сонник - толкование снов с учетом сексуальности. Сны всегда считались чем-то загадочным. Вещи и события, вполне "нейтральные" в реальной жизни, в сновидении могли насторожить, испугать, заставить учащенно биться сердце. Часто приснившиеся предметы несут отчетливо

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Толкование Растолкуем сначала имена. Машенька и её младший брат олицетворяют мужское и женское начала, причём сказка прямо указывает, что женское начало старше и призвано охранять развивающееся мужское начало. Почему? Потому что наш материальный мир - это мир женщины, а

Из книги Коды-ловушки для денег. Магия и привлечение автора Фад Роман Алексеевич

Сонник XXI века. Толкование снов Деньги: увидеть во сне мелочь - к непредвиденным денежным расходам, копейки - к слезам, медные деньги - к обману и пустым хлопотам, золотые - к прибыли, серебряные - к ссоре.Если во сне вы слышите звон монет, то вас может ждать невыгодное

Из книги Астральные путешествия автора Лобков Денис

Снотолкователь. Толкование снов Деньги: во сне считать деньги означает значительную прибыль; просто видеть деньги - знак досады; деньги серебряные мелкие означают хлопотные дела; деньги золотые знаменуют успех в предприятии; деньги медные предвещают печаль и смущение;

Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

Сонник Цветкова. Толкование снов Деньги: медные - печаль, удача не в том, чего хотелось бы; серебряные - слёзы, прибыль; бумажные - новости, обман; золотые - горе; раздавать - к неожиданному

Из книги Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий автора Эндрюс Тэд

Украинский сонник. Толкование снов Деньги: снятся деньги - слезы. Говорят, как снятся деньги бумажные, то это красивая примета, скоро что-то может быть интересное, радостное, приятное. Медные деньги - будут какие-то слезы этому человеку. Медные деньги - хлопоты,

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

Сонник Миллера. Толкование снов К чему снятся деньги: увидеть во сне, что вы нашли деньги, - означает мелкие беспокойства, но большое счастье. Последуют перемены. Выплачивать деньги - к неудаче. Получать золото - это огромные перспективы и неомраченные радости. Потерять

Из книги Самый универсальный и полный сонник. 150 000 толкований автора Богданова Жанна

Сонник Хассе. Толкование снов Добыть деньги - большие расходы; фальшивые иметь - утратить наследство; видеть много денег - неожиданное богатство; считать много денег - будешь зарабатывать; потерять - труд не удастся тебе; выдавать - иметь в виду большие расходы; давать

Из книги Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания автора Шварц Теодор

Глава 8. Астральный сонник, или Самостоятельное толкование снов Предположим, у вас так и не получилось осознанно войти в астрал. А может быть, вы сами передумали, испугавшись возможных последствий. Но сны-то вы видите, причем, довольно регулярно (ученые и вовсе заявляет, что

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

52. Толкование снов для больных и здоровых Часто бывает, что одни и те же сны для больных и здоровых людей следует толковать по-разному. Например, как отмечает Е. Цветков, «летать высоко меж звезд для больного – к смерти, а для здорового – к возвышению, славе либо самомнению.

Из книги автора

Толкование знаков Природа общается с нами постоянно. С помощью образов, цветовых оттенков, текстуры, запахов и разнообразных проявлений животной жизни она передает нам информацию о мире и нашей жизни. Символизм природы будет меняться в соответствии с его смыслом, так что

Из книги автора

129 Толкование Мышление – не более чем привычка искать толкования. Когда мышление исчезает, озеро ума безмолвно, спокойно и тихо. Тогда на поверхности больше нет волн, больше нет ряби – ничто не искажается, и отражение луны совершенно. Мышление – как рябь на поверхности

Из книги автора

Толкование снов по фазам Луны Существует мнение, что наши сны во многом подвластны характеру лунных суток. От Луны зависит, насколько они правдивы, какой ключ необходимо подбирать к их тайным шифрам. Знание характера лунных суток помогает не только понять, о чем говорят

Из книги автора

Толкование Старшие Арканы ДУРАК Прямое положение. Это карта иллюзии идеальной любви, которой в реальности не существует. Она олицетворяет мечту о прекрасном принце на белом коне или спящую красавицу в хрустальной башне.Когда данная карта часто выходит в гаданиях на

Из книги автора

Реальное толкование снов Вообще, сны условно можно разделить на пророческие, или прямые, сны, требующие толкования, и обычные – проходные. Здесь я приведу несколько наиболее запомнившихся снов из моей жизни, а потом, по ходу повествования, мы поговорим о сути

Если юнга приснился мужчине, значит, он переживает по поводу своего возраста. Беседовать во сне с юнгой – беспокойство по поводу отсутствия близости с партнершей в течение продолжительного времени. Ругаться с юнгой – Вы попытаетесь поговорить о Вашей сексуальной жизни со своей партнершей.

Приснившийся женщине юнга символизирует ее желание заняться сексом с партнером моложе ее самой. Если во сне женщина видит себя в компании молодых моряков и юнг – она склонна объяснять перемены к худшему в своей сексуальной жизни возрастом партнера.

Толкование снов из Интимного сонника

Сонник - Юнга

Сон благоприятный, но значение его зависит от того, кто видит сон. Для девушки такой сон означает, что у нее появится жених. Замужняя женщина покорит сердце человека значительно младше ее. Если юнга снится мужчине, у него появится верный друг, который станет как сын.

Представьте себе юнгу на большом корабле с мачтами и парусами. Вы пожимаете ему руку, дружески хлопаете по плечу.

Толкование снов из

По К.-Г. Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике (Фрейджер Р., Фрейдимер Д., 2001, 99). По его мнению, общая функция снов заключается в попытке восстановить наш психологический баланс, продуцируя материал сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие.

Юнг подходил к сновидениям как к живым реальностям. Он пытался раскрыть значение символов сна, и при этом отошел от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений.

По его мнению, для интерпретации снов не может быть простой механической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одного значения. Анализ сна должен предприниматься с учетом аттитюдов, опыта и биографии сновидца. Помощь аналитика важна, но в итоге только сновидец может знать, что означает сон. «Образ является сконцентрированным выражением психической ситуации, не единственным и даже не преобладающим - простым и чистым содержанием бессознательного (Юнг, 1921, р. 442).

Джереми Тейлор (Jeremy Taylor), признанный авторитет в юнгианской теории сновидений, постулирует основные предположения относительно снов (1992, р. 11):

1. Все сны служат здоровью и целостности.

2. Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.

3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.

4. Не бывает сна только с одним значением.

5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна. Сны следует рассматривать не как изолированные события, но как сообщения, идущие из бессознательного. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным, и является важным шагом их интеграции.

В неспособности интегрировать сознание и бессознательное, которые комплиментарны по своей природе, кроется причина психических заболеваний. Для достижения нормального состояния развития психотерапевт должен использовать архетипы коллективного бессознательного, которые воплощаются в некие видимые формы. Эти архетипы могут быть выявлены в процессе анализа сновидений и их интерпретации.

На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию (см. словарь понятий), «направленные ассоциации он использует для выявления символов и мотивов бессознательного, для того, чтобы раскрыть значение сновидения и понять проблему пациента» (Сахакиан, 2000, с. 106-107).

Утраченная гармония между сознанием и бессознательным восстанавливается с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайды, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях. Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

Толкование сновидений невыполнимо без знаний мифологии и фольклора, без понимания психологии древности и примитивных народов, а также религий. Это помогает выделить сущностный момент процесса индивидуации, который лежит в основе психологической компенсации.

Юнг разделяет сны на «большие», «средние» и «маленькие», или как мы можем сказать, на важные, средние и незначительные сновидения.

«Маленький» сон - это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной и личной сферы и ограничен влиянием одного дня. Такие сны легко забываются, так как отражают ежедневные флуктуации психического баланса.

В «средних» сновидениях можно выделить структуру, сходную со строением драмы: описание места, развитие интриги, кульминация или перипетии, решение или результат.

Сущность сновидческих действий заключается в некоторой компенсации односторонности, ошибок, отклонений или других недоработок сознательной позиции.

Юнг считает, что многие люди «склонны поддаваться предрассудку о том, что сновидения преследуют некие моральные цели, что они предостерегают, порицают, утешают, предсказывают будущее» (Сахакиан, 2000, с.127). В этот период своего творчества он призывает не переоценивать бессознательное, так как это может привести к ухудшению процесса принятия сознательных решений. Бессознательная функция действует успешно, когда выполняет требования сознания в ограниченном количестве. Сновидение может помочь там, где в этом есть необходимость, или подсказать решение тогда, когда наши усилия потерпели полный провал, но бессознательное не занимает доминирующей позиции по сравнению с сознанием.

«Большие» (важные) смысловые сны часто помнятся всю жизнь и отказывают большое влияние на психический опыт. Они содержат символические образы, которые мы встречаем на протяжении всей истории человечества. В этих снах, относящихся к процессу индивидуации, мы находим мифологические мотивы или мифологемы, которые Юнг обозначил как архетипы. Они могут быть поняты как особые формы и
группы образов, которые встречались не только везде и во все времена, но и в индивидуальных сновидениях, фантазиях, видениях и иллюзорных идеях. Юнг убежден, что человеческая психика уникальна и субъективна, и в тоже время личностна только частично, так как в глубине своей она коллективна и объективна (Сахакиан, 2000, с. 123).

«Большое», несущее смысл сновидение поднимается с глубинного уровня коллективного бессознательного, сохраняя свое значение, отличающееся от субъективного выражения, которое оно использует, благодаря пластичности форм. Такие сновидения чаще встречаются в критические моменты жизни. «Этот архетипический продукт не связан с личным опытом, а связан с основной идеей, чей смысл заложен внутри нее, а не в личном опыте и личных ассоциациях» (Jung C. G., On the Nature of Dreams, The Structure and Dynamics of the Psyche, pp. 288-296).

Некоторые сновидения могут быть осмыслены только с помощью мифологии, когда становится понятно, что мы столкнулись с коллективной эмоцией, типичной ситуацией, полной аффекта, которая не пришла напрямую из личного опыта. Это может быть универсальная проблема, которая, появившись в чьем-то субъективном мире, вывела себя в сознание сновидца как объективную.

Силы бессознательного могут взять верх на «маской» человека, в форме архетипического сновидения. Сновидение использует коллективные образы и фигуры, потому что выражает извечные человеческие проблемы, которые повторяются бесконечное число раз, и не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.

Универсальные законы человеческой судьбы разбивают цели, ожидания, взгляды, принадлежащие личному сознанию. Эти размышления связаны со смыслами «больших» сновидений, с процессом реализации той части личности, которая еще не воплотилась, а находится в процессе становления.

Итак, сны создают важные компенсации. Они не очевидны и не понятны. Сны - это природная случайность, а природа не склонна приспосабливаться к человеческому сознанию. Мы можем усилить эффект компенсации, поняв сновидение, и это необходимо, поскольку голос бессознательного так легко становится неслышным.

Под конец жизни, в 1957 году Юнг прочел лекцию «о синхронистичности», и в этом же году опубликовал одноименную работу. В этой работе компенсаторная функция сновидений не упоминается, но образы сновидений встраиваются в такой ряд событий, который невозможно объяснить с точки зрения причинности. Приводя пример такого ряда из шести событий, где ключевым образом является «рыба» (и сновидение с образом рыбы в том числе), Юнг все же считает эту группу событий совпадением. Приводя еще один случай совпадений, он пишет, что «иногда трудно отделаться от впечатления, что имеет место предчувствие наступления серии определенных событий» (Юнг,1997, с.182). Особо возникает вопрос: что побуждает человека запоминать то первое событие, которое создает основу серии случайных событий.

«Чем больше нагромождается «предвиденных» деталей события, тем сильнее впечатление существования предчувствия, и тем невероятнее кажется случайность» (Юнг,1997, с.182). Следующий пример особенно ценен тем, что иллюстрирует совпадение сновидения и события в бодрствующем состоянии, которое произошло с другом Юнга, когда он узнал город из своего сна. «Он нашел и площадь, и собор,
которые точно соответствовали тем, что приснились ему.… Не успел он повернуть за угол, как на самом деле увидел карету, запряженную двумя булаными лошадьми» (Юнг,1997, с.183).

Юнг обнаружил, что «ощущение уже виденного» (sentiment du deja-vu) в большом количестве случаев основывается на предчувствии во время сна (это предчувствие может посетить и во время бодрствования). «В таких случаях простая случайность становится крайне маловероятной, потому что совпадение известно заранее. Оно утрачивает свой случайный характер не только психологически и субъективно, но и объективно, поскольку накопление совпадающих деталей неизмеримо уменьшает вероятность случайности, как определяющего фактора» (Юнг,1997, с.183). Если в данных случаях неуместно говорить о «случайности» происходящего, то это уж вопрос «смыслового совпадения». «Как правило, его объясняют предчувствием - иными словами, предвидением» (Юнг,1997, с.183). Можно говорить и о ясновидении, телепатии и т. п., но это, по мнению Юнга, «не научные концепции, которые могут считаться формулировкой принципа, ибо никому еще не удалось построить причинный мост между элементами, образующими «смысловое совпадение» (Юнг,1997, с.183).

Так как причинное объяснение невозможно дать, то остается назвать эти «невероятные происшествия беспричинной природы» «смысловыми совпадениями».

Опираясь на эксперименты Д. Б. Райна («карты Зенера»), Юнг считает, что психе может преодолевать пространственный фактор, а временной фактор может стать психически относительным. Концепция энергии здесь неуместна, не годится также и закон причинности.

Пример Юнга о своей пациентке, которая накануне увидела во сне золотого скарабея, и потом скарабей влетел в окно во время сеанса психотерапии, еще раз ярко демонстрирует роль сновидений в смысловых совпадениях. Юнг считает, что эта история «не более чем парадигма бесчисленных случаев «смысловых совпадений», которые наблюдались» не только им, «но и многими другими, и обильно задокументированы».

Далее я привожу обширную цитату, где Юнг классифицирует все случаи «смыслового совпадения». «Они включают в себя все, что относится к категории ясновидения, телепатии и т. д., от подтвержденного очевидцами видения Сведеборгом большого пожара в Стокгольме до недавнего рассказа маршала авиации сэра Виктора Годара о сновидении неизвестного офицера, в котором была предсказана действительно имевшая впоследствии место авария самолета Годара.

Все упомянутые мною феномены можно разделить на три категории:

1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).

3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

События групп 2 и 3 еще не присутствуют в поле зрения наблюдателя, но уже ему известны, если, конечно, их реальность будет подтверждена. Поэтому я назвал эти события "синхронистическими", что не следует путать с "синхронными" (Юнг,1997, с.187).

Если между параллельными событиями нельзя проследить никакой причинной связи, и единственной заметной и доказуемой связью между ними является общность смысла или эквивалентность, то это также есть основа древней теории соответствия «высшей точкой, а заодно и временным концом которой стала идея Лейбница о заранее установленной гармонии» (Юнг,1997, с.192). Синхронистичность - это, по мнению Юнга современный и модернизированный вариант устаревшей концепции соответствия, взаимопонимания и гармонии, который основан на эмпирических ощущениях и экспериментах.

Интересующие нас «синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов; иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое может быть, в то же самое время, представлено каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи. Из этого следует или что психе расположена вне пространства, или что пространство родственно (связано) с психе. То же самое относится к временному (темпоральному) определению психе и к психической относительности времени» (Юнг,1997, с.192).

В дополнение к вышесказанному Юнг предполагает, «что психический фактор, который модифицирует или даже исключает принципы, лежащие в основе мировоззрения физика, связан с эмоциональным состоянием субъекта» (Юнг,1997, с.185).

Обобщая вышесказанное, мы можем констатировать следующее:

1. Юнг разграничил сны на три группы: большие смысловые (важные), средние и маленькие (незначительные). Большие смысловые сны содержат символические образы (архетипы), относящиеся к процессу индивидуации, и оказывающие большое влияние на психический опыт, так как архетипический продукт не связан с личным опытом.

2. Сны для Юнга - живая реальность и они играют дополнительную (компенсаторную) роль в психике, восстанавливая общее психическое равновесие, и открывая новые пути выхода из тупика.

3. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным, что способствует психическому здоровью и восстановлению утраченной гармонии.

4. На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию, и только сновидец может знать, что означает сон.

5. Уникальная и субъективная психика человека в глубине своей коллективна и объективна.

6. Архетипические сновидения могут выразить коллективные образы извечных человеческих проблем, и они не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.

7. «Ощущение уже виденного» часто основывается на предчувствии во время сна.

8. При «смысловом совпадении» не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

9. Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов.

10. Архетипические сновидения содержат аффективные переживания, а психический фактор, связан с эмоциональным состоянием субъекта.

Литература:

1. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./ Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 624 с.
2. Фрейджер Р., Фрейдимер Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. - 864 с.
3. Юнг К. Г. Синхронитстичность. Сборник. Пер. с англ., - М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997 - 320 с.
4. Jung, C. G. Psychological types. In Colleeted works (Vol. 6). (Originally published, 1921.)
5. Taylor, J. (1992). Where people fly and water runs uphill: Using dreams to tap the wisdom of the unconscion. New York: Warner Books.

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в
психике
(Фрейджер Р., Фрейдимер Д., 2001, 99). «Общая функция снов - попытаться
восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который
восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие».
Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить
посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя
внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение
символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия
к свободным ассоциациям в анализе сновидений.
Для интерпретации снов не может быть простой механической системы, так как сон
связан с символами, имеющими более одного значения. Анализ сна должен
предприниматься с учетом аттитюдов, опыта и биографии сновидца. Помощь аналитика
важна, но в итоге только сновидец может знать, что означает сон. «Образ является
сконцентрированным выражением психической ситуации, не единственным и даже не
преобладающим - простым и чистым содержанием бессознательного.

Экзистенциальный анализ сновидений.

О сновидениях писал Босс (1958) и Бинсвангер (1968). Они «преуспели в
сбрасывании с себя одеяний сложного аппарата фрейдовской и юнговской теории,
несмотря на то, что были квалифицированными аналитиками и много лет практиковали»
(Холл, Линдсей, 1999, с. 264).
Еще в 1938 г. Босс показал, что сновидения пациентов-шизофреников становятся
более открытыми (менее замаскированными и символизированными) по мере
ухудшения состояния и становятся более символическими по мере улучшения.
Став экзистенциалистом, Босс отвергает концепцию символизма, равно как и другие
фрейдовские механизмы и интерпретации. Сон - еще один модус бытия-в-мире.
Составляющие сна следует принимать в их собственном смысле и содержании, как
они чувствуются в проживании сновидца. Сон и бодрствование - не абсолютно
различные сферы существования. Фактически способ существования человека,
выраженный в сновидении, часто дублирует модус существования в бодрствовании.
Это проиллюстрировано драматической серией из 823 отчетов пациента о своих
сновидениях за три года терапии.



Вопрос № 39. Понятие о мышлении. Мышление и познание. Соотношение наук, изучающих мышление. Особенности мышления как психического познавательного процесса, сравнение и взаимосвязь с другими процессами. Социальная природа мышления.

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

2. Связь с практической деятельностью.

3. Неразрывная связь с речью.

4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Мышление изучает не только психология. Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию. Сам термин «мышление» используется в философской литературе в очень широком смысле, иногда как синоним созна­ния, иногда как синоним «духа», т. е. психики. Философию инте­ресуют предельно общие вопросы: что является первичным - ма­терия или мышление (ответ на этот вопрос разделяет материали­стов и идеалистов), можно ли познать мир с помощью мышления, если можно, то как совершается это познание? При разграничении сфер влияния философии и психологии главным, по-видимому, является вопрос о том, чье мышление выступает в качестве объекта исследований. Для философии мышление выступает прежде всего как общественно-исторический процесс, как истори­ческое развитие познавательных возможностей человечества, как родовое мышление человечества, а в конкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей, конечно, в их обусловленности историческим развитием. Философию (тео­рию познания) интересует прежде всего конечный продукт поз­навательной работы человека (можно ли его рассматривать как отражение внешнего мира?). Психологию же интересует сам процесс порождения этих продуктов, конечных продуктов мысли­тельной деятельности. Характеризуя предмет диалектической ло­гики, известный советский философ Э.В. Ильенков пишет: «Ло­гика обязана показать, как развивается мышление, если оно на­учно, если оно отражает, т. е. воспроизводит в понятиях вне и независимо от сознания и воли существующий предмет, иными словами создает его духовную репродукцию, реконструирует его саморазвитие, воссоздает его в логике движения понятий, чтобы воссоздать потом и на деле - в эксперименте, в практике» . В этом высказывании отчетливо выражен интерес к мыш­лению понятийному, к такому уровню его функционирования, ко­торый называется научным. Психологию же интересуют и более простые формы мышления.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление, как уже говорилось, тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает.

Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание.

Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить.

Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям.

Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру.

Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности.

Вопрос № 40. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности. Задача как объект мышления. Связь теоретического мышления и практической деятельности. Характеристики мышления. Опосредованность мышления человека. Физиологические основы мышления.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Мышление является функцией головного мозга. Существует несколько теорий физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павлова мысль - следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для его осуществления требуется работа нескольких систем мозга.

Первая из них - подкорковая область. Её активизируют безусловные стимулы внешнего или внутреннего мира. Вторая система - полушария головного мозга без лобных долей (нем.)русск. и отделов речи. Принцип её работы: стимулы временной (условной) связью «подключаются» к безусловной реакции. Это - первая сигнальная система.

Принцип 3 системы: отвлечение от конкретных качеств воспринятых объектов и обобщение сигналов из первых двух инстанций. Это - вторая сигнальная система. На её уровне воспринимаются слова и приходящие сюда сигналы заменяются речью. Поэтому в её состав входят лобные доли и 3 анализатора: речедвигательный, речеслуховой и речезрительный. Кроме того, вторая сигнальная система регулирует первую. Её условные связи могут формироваться без раздражителя и отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее.

Физиологическая основа мышления - работа коры больших полушарий. Ей характерны процессы, общие для нервной системы, в основном сочетание доминирующего возбуждения с окружающим его торможением.

Операциональная сторона

1. Снижение уровня обобщения

В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие.

2. Искажение процесса обобщения

Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается.

Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так, в задаче четвёртый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объёмами, ограниченными деревянными плоскостями.

В настоящее время нейрофизиологические основы мышления до конца не известны.

Определённые сведения были получены при помощи ЭЭГ. Так, при умственной деятельности в лобных отведениях возникает усиление пространственной синхронизации. Это в своих экспериментах впервые установил М. Н. Ливанов в 1972. Сверхмедленные потенциалы усиливаются и учащаются при некоторых видах мыслительной деятельности, а именно, при умственном напряжении становятся короче дзета-волны. По временным характеристикам они показывают готовность к мыслительной деятельности. Однако метод ЭЭГ остаётся в плане исследования мышления крайне ограниченным.

Учёные пытаются понять, может ли деятельность совокупности нейронов характеризовать конкретный мыслительный процесс. Вероятно, это возможно, если учитывать, что мозг - материальный субстрат процессов мышления. Здесь идёт речь о так называемых «констелляциях» по А. А. Ухтомскому или «паттернах». Трудность заключается в перекодировании информации нейрофизиологической в психологическую. Изучать это начала ещё в 1977 Н. П. Бехтерева.

Процесс мышления часто связан с принятием решений. Исследования поиска выбора проводились при помощи регистрации ВП с помощью ЭЭГ. Наблюдалась кросс-корреляция потенциалов ЭЭГ между передними и задними отделами головного мозга, а именно: лобных, теменных и затылочных долей, то есть охват мозга очень широкий. На параметры ВП влияло информационное содержание стимула. В принятии решений важна мотивация - взаимодействие восприятия и ассоциаций по П. С. Симонову.. Однако, из-за того, что в реальности мозг не имеет достаточной информации о всех альтернативах, используются качественные словесные понятия - лингвистические переменные.

Из более новых методов для исследования мышления используют методы нейровизуализации. Так, для распознавания мыслей можно использовать функциональную МРТ. В эксперименте с точностью 72%-90% ФМРТ смогла установить, какой набор картинок смотрит испытуемый. Скоро, по мнению авторов исследований, благодаря этой технологии можно будет установить, что именно видит перед собой испытуемый. Эту технологию можно будет использовать для визуализации снов, раннего предупреждения болезней головного мозга, создания интерфейсов для парализованных людей для общения с окружающим миром, маркетинговые рекламные программы и борьба с терроризмом и преступностью. Также в экспериментах используют ПЭТ

Экспериментальные исследования

А. Бине - французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии, создатель тестологии

В начале XX века А. Бине и Т. Симон создали шкалу умственного развития Бине-Симона на основе умственного возраста.

Сейчас тесты исследуют мышление у людей от 2 до 65 лет. Их можно классифицировать, разделив на 3 группы.

Первая группа - тесты достижения, показывающие объем знаний, необходимый в определённой научно-практической области (контрольные тесты в школе). Вторая - интеллектуальные тесты, оценивающие соответствие интеллекта биологическому возрасту. Среди них можно назвать тест Стэнфорд-Бине (англ.)русск. и тест Векслера. Третья - критериально-ориентировачные тесты, оценивающие возможность решать интеллектуальные задачи (тест МИОМ и модификация интеллектуальной батареи тестов Р. Амтхауэра Б. М. Кулагина и М. М. Решетникова (тест «КР-3-85»)).

Тесты можно рассматривать как экспериментальную модель, которая лежит в основании концептуально-экспериментальных моделей интеллекта. Одну из наиболее известных из них предложил Дж. П. Гилфорд. Согласно его концепции, интеллект можно оценивать по 3 направлениям: содержанию, продукту и характеру. Модель интеллекта Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов, сводящихся к 15 факторам: пять операций, четыре вида содержания, шесть типов продуктов мыслительной деятельности.

Человеческий мозг является уникальным органом, который до конца не изучен. Он неустанно работает с момента нашего рождения, и «выключается» только после смерти. Во время сна активируются скрытые области мозга, благодаря которым мы получаем информацию в виде образов, вот только расшифровать без необходимых знаний будет сложно. Я всегда верила, что сновидения – это не просто сюжетный ряд, который мозг проецирует на основе пережитых событий, а подсознание передаёт важные сигналы. Сонник Юнга полностью подтвердил мою теорию и научил правильно расшифровывать получаемую информацию.

История создания толкователя

Карл Густав Юнг родился в Швейцарии в 1875 год, в семье пастора реформаторской церкви. Повзрослев, он не захотел пойти по стопам отца, а решил наследовать деда и прадеда, которые были врачами. Юнг поступил в университет в Базеле и успешно окончил медицинский факультет. Затем, в 1900 году, он отправился в Цюрих, устроился в психиатрическую клинику, где проработал 6 лет на должности ассистента уважаемого психиатра Э. Блейера.

За время своей практики Густав разработал метод свободных ассоциаций, на основе которого была создана аналитическая психология. Данное направление в глубинной психологии поспособствовало её развитию, как науке. Кроме того, открытие Юнга повлияло и на ряд других научных отраслей, например, культурологию, этнологию, педагогику.

Переломным моментом в жизни Густава стало знакомство с Фрейдом, с которым он сотрудничал на протяжении 5-ти лет. Молодой психиатр в своих работах часто опирался на знания и опыт своего более компетентного коллегу, но со временем его мнение начало меняться. После многочисленных исследований Юнг обнаружил недочёты и несоответствия в утверждениях Зигмунда, поэтому начал работать совершенно в ином направлении, чтобы доказать собственные теории и предположения.

За годы своей жизни Густав написал множество книг, обзоров и диссертаций, но одним из наиболее популярных его изданий стал толкователь сновидений. В его основу легла теория о существовании в человеческой психике индивидуально и коллективное бессознательное. Причём в первое является отражением личных качеств и особенностей каждого индивида, а во втором – опыта и знаний прежних поколений. Иными словами, сны содержат важные символы, называемые архетипами, которые кроют в себе важную информацию, передаваемую подсознанием к сознанию человека.

Для обычных людей значение архетипов непонятны, т.к. они обычно связаны с мифологией и древней историей. Именно поэтому во время сна можно увидеть совершенно несуразные вещи, которые на самом деле полны смысла. Правильна расшифровка символов и сюжетов может подсказать человеку выход из текущей жизненной ситуации, а также расскажет о ближайшем будущем.

Описание сонника

По мнению Юнга сны являются важной составляющей нашей жизни, ведь они помогают восстанавливать эмоциональный баланс и развивать психические функции. Но, кроме того, они могут помочь найти ответы на важные вопросы, и даже предупредить о каком-либо событии, которое произойдёт в ближайшем будущем. Главное, научиться правильно распознавать увиденные во снах символы, которые, по мнению Густава, имеют исключительно индивидуальное значение для каждого человека.

Юнг изучал сновидения и архетипы более 50-ти лет, и пришёл к выводу, что увиденные картинки обычно являются мифическими образами, относящимися к определённому древнему народу. Естественно, если человек далёк от истории и мифологии, то ему не под силу понять информацию, которую пытается передать подсознание.

Швейцарский психолог разделяет сны на 2 типа:

  1. Объективные. Сюжет относится непосредственно к человеку и отражает реальных персонажей. К примеру, отец – это отец, сестра – это сестра.
  2. Субъективные. Олицетворяет один из аспектов самого сновидца, его черты характера, либо неведомые ранее стороны личности.

Если толкование первого типа сновидений предельно понятен, то со вторым могут возникнуть сложности. Причём Юнг утверждает, что не каждый человек готов принять то, что увидит, ведь некоторые сюжеты могут оказаться пугающими. Например, приснившийся сумасшедший убийца, нападающий на людей, указывает на садистские наклонности и убийственные импульсы сновидца. Кроме того, гештальт-терапевты считают, что о подобных скрытых аспектах личности свидетельствуют не только личности, а и неодушевлённые предметы.

Густав приводил следующие примеры архетипов субъективных снов, которые отражают определённую сторону личности:

  1. Персона – образ, который сновидец показывает окружающим, но он не является его настоящим «я».
  2. Тень – слабая часть натуры, провоцирующая негативные стороны характера, такие как злость или завистливость.
  3. Ребёнок или ангел – истинное «я» человека, уязвимое и спонтанное. Не редко указывает на высокий скрытый потенциал личности.
  4. Мудрец – это может быть священник, странник или отец. Такой архетип символизирует мудрость и силу духа.
  5. Великая мать – является во снах в виде матери, ведьмы, королевы или принцессы, и указывает на плодородие, развитие и рост, как личностный, так и карьерный.

Зная, что означает тот или иной архетип, человек научится распознавать скрытые установки своего подсознания, а также активирует ранее отключённые аспекты своей личности. Таким образом, он достигнет целостного понимания собственного «я» и обретёт полный контроль над своим подсознанием и жизнью в целом.

Несмотря на то, что Густав в своём соннике присвоил универсальное значение некоторым символам, он считал, что при толковании снов необходимо учитывать весь увиденный сюжет и личную ситуацию сновидца. В таком случае человек сможет найти ответы на тревожащие его вопросы, и понять, как улучшить своё нынешнее положение.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: