Как выучить часы со стрелками для детей. Как научить ребенка понимать время по часам: игры и способы для детей

Окружающий мир для ребенка - это захватывающая сказка, полная приключений, волшебства, неожиданностей. Он быстро осваивается в нем, учится понимать основные законы и правила. Родители больше обращают внимание на такие интеллектуальные навыки малыша, как логическое мышление, развитие речи, обучение письму или чтению. Но очень важно также научить ребенка ориентироваться во времени, понимать, что такое минуты, сутки. Для этого отлично подойдут обучающие часы, которые вы можете купить на нашем сайте.

Когда стоит покупать обучающие часы?

Что такое время, ребенок уже уверенно знает в 1-2 года. Но пока для него это просто круглая тарелка со стрелочками на стене, которая весело тикает. Он узнает будильник на картинке в книжке, любит играть, надевая на ручку папины блестящие часики. Но ориентироваться по ним пока не умеет. Когда стоит их покупать и как правильно учить его определять время?

Нет одного универсального метода. Многие малыши уже в 1-1,5 года интуитивно понимают последовательность событий (утром мы встаем и идем в садик, а играть можно будет после обеда; папа приходит вечером, когда уже солнышко зашло). Но что такое минута или другая единица времени, они не знают. Они не ассоциируют те или иные события в своей жизни с конкретным временем. Это пособие для них может стать просто очередной красивой, но непонятной игрушкой.

Как видит время малыш? "Когда мы гуляли с мамой в парке, я видел голубя", "Я расстроился, когда Саша ушел домой раньше всех". Начинать знакомство с обучающими часами нужно тогда, когда малыш уже понимает и использует другие временные категории:

  • "до" и "после" (я встаю, мама готовит завтрак, а потом мы идем в садик, после сна меня забирает папа, после купания я смотрю мультик);
  • утро, вечер, день, ночь;
  • дни недели, времена года.
Конечно, рассказывать о времени суток нужно тогда, когда ребенок уже умеет считать до 12. Обучающие часы имеют две стрелки, но знакомство с минутами можно пока отложить.

Обучающие часы для самых маленьких: как работать с малышами

Проще всего ребенок воспринимает время, если у него есть определенный распорядок дня. Вы можете использовать обучающие часы для малышей как игру. Сначала изучите циферблат, найдите все знакомые числа. Попросите ребенка провести пальчиком от 1 до 12, называя их по порядку. Спросите, куда будет бежать стрелка. Направление движения стрелки запомнить непросто, но после этого дело пойдет на лад.

Играйте с обучающими часами, используя только одну, меньшую стрелочку. Пусть ребенок просто запоминает, где размещаются цифры, и учится их называть (стрелка на 3 - три часа, время полдника!).

Следующая задача - помочь ему понять течение времени. Поставьте стрелку на восемь. Это утро. Сейчас наш малыш проснется. Уже через 30 минут он должен быть в садике. Когда это будет? Поверните стрелку. А через три-четыре деления будет обед. Как пробежать стрелкой?

Работать с минутными стрелками можно уже в 4-5 лет, если дошкольник хорошо знает числа и понимает, как идет время, почему двенадцать - это и полночь, и полдень. Такое пособие станет для вас отличным помощником в этом непростом деле.

В нашем интернет-магазине вы можете купить обучающие часы для самых маленьких, настольные игры с ними, календари природы, материалы для изучения дней недели. Ассортимент товаров очень большой, выбрать полезные пособия для своего малыша здесь сможет каждый.

Научить ребенка понимать по часам — непростая задача, но и с ней можно справиться легко. Необходимо лишь знать верные методы и правила этого кропотливого процесса, которые изложены в этой статье.

Подрастая, ребенок начинает активно интересоваться многими вопросами. Порой родители попадают в ступор, когда необходимо объяснить ребенку что такое 5 минут, когда пройдет час и чем сегодня отличается от завтра.

Очень просто будет сказать, что минута это мера времени , но любознательный ребенок попросит уточнить и это новое для него слово. Как объяснить малышу, что такое время и как правильно его считать разбираем подробно в этой статье.

Как объяснить ребенку время как научить ребенка понимать по часам?

Маленьким детям сложно понимать абстрактные понятия , то есть они любят все пощупать, потрогать, укусить. Чтобы малышу для начала было понятно, как же измеряется время нужно познакомить его с часами.

Изучение часов должно быть постепенным и обязательно наглядным

Этот процесс ознакомления условно разделим на несколько этапов:

  • Возьмите все возможные часы, которые найдете в доме – это могут быть ручные, настольные и большие настенные часы – для начала рассмотрите разницу, найдите отличия. Хорошо будет, если у Вас найдутся электронные и песочные часы, чтобы ребенок наглядно видел их разнообразие
  • После того, как ребенок немного разобрался с внешним видом, обратите его внимание на технические нюансы – покажите, что есть большая стрелка, маленькая и секундная. Попытайтесь объяснить: какая стрелка за что отвечает и понаблюдайте как они двигаются
  • Можно рассмотреть картинки часов в журналах и книгах . Найдите веселые стишки о часиках, и, читая их, можете параллельно рассматривать имеющиеся дома часы
  • Пройдите с ребенком по магазинам, где продаются часы, покажите их разнообразие . Особенно привлечь внимание ребенка могут часы с кукушкой или старинные часы с громким звуком «бом»


Покажите ребенку какими разнообразными бывают часы и как они функционируют

Когда Вы объясните малышу о самом устройстве, можно переходить к запоминанию времени. Для этого можно использовать такие варианты:

  • Расскажите ребенку, во сколько Вы встаете , при этом говорите: «Сегодня мы встаем в семь утра» и показывайте на часах заранее переведенное время, когда большая стрелка стоит на двенадцати, а маленькая на семи
  • Покажите ребенку во сколько часов он кушает, сколько времени вы провели на прогулке, когда приходит с работы папа. Малышу будет интересно переводить стрелки самому и показывать различное время — для этого Вы можете приобрести игрушечные часы или интерактивную доску
  • Когда собираетесь на прогулку или идете пить чай, акцентируйте внимание ребенка на том, сколько времени. После того, как придете, считайте по минуткам, сколько времени прошло
  • Засекайте время на таймере и постарайтесь сделать какое-то дело – попрыгать, выпить воды или посмотреть любимый клип. После того, как таймер отсчитал время, разбирайте с ребенком, успели ли Вы сделать задуманное за определенный промежуток времени


Позвольте ребенку изучить часы и дайте ответы на все возникшие вопросы
  • Возьмите песочные, электронные и часы со стрелками – включите любимую музыку и наблюдайте за всеми изменениями в этих часах. Сравните, одинаково ли прошли на них 1, 2, 5, 10 минут
  • Первое время старайтесь все делать по часам – чистить зубы 3 минуты, одеваться 5-10 минут. Так ребенок не только научится понимать по часам, но и будет более организованным
  • Если Вы увидите, что ребенок не хочет изучать часы и не проявляет к ним никакого интереса — не стоит настаивать. Лучше подождать или избрать веселую игровую форму обучения.

Ребенок обязательно должен научиться понимать по часам и пусть в первое время обучение будет даваться тяжело — со временем малыш обязательно овладеет необходимыми навыками и будет успешно применять их на практике.

Видео: Ребенок и часы

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками?

Будьте готовы к тому, что на первых порах ребенку будет довольно тяжело постигнуть особенности отсчета времени . Чем проще и доступней Вы сумеете объяснить ребенку принципы этого абстрактного процесса, тем быстрее и эффективнее он усвоит новые знания.

Часто детям непонятно как различить такую систему нумерации, как часовое поле от 1 до 12 и минутное поле, которое разделяется на 60 минут.

Перед непосредственным изучением времени, необходимо актуализировать знания ребенка о числах:

  • Выучите числовой счет – если ребенок не умеет считать до 60, то ему очень тяжело будет понимать по часам
  • Умножение на 5 – для того чтобы ребенок разбирался в минутах, не считая их по минутным отметкам, желательно, чтобы он умел плюсовать и умножать. Эти знания помогут понимать, что прошло 5, 10, 15 минут и так далее. К тому же, в повседневной жизни мы редко используем такой счет, как 7, 13 минут и т.д., а стараемся округлять


Дети очень тяжело воспринимают абстрактные понятия — иллюстрируйте свои рассказы как можно красочнее
  • Лучше учить ребенка на больших часах, циферблат которых не имеет стеклянное покрытие – так ребенку будет более наглядно видно время поминутно, а отсутствие стекла, исключает возможность травматизма, а также позволяет ребенку пальчиками переводить время
  • Подробно объясните ребенку различие между большой и маленькой стрелкой – сначала изучайте время вместе, потом скажите, пусть малыш сам называет время, а Вы будете медленно переводить стрелки до нужных часов и минут
  • Изучите минутную стрелку – очень подробно по минутам смотрите за передвижением стрелки, также обратите внимание, что, когда минутная стрелка пройдет круг, часовая – перейдет на одну цифру вперед. Обязательно обращайте внимание малыша на эти нюансы, при необходимости повторяйте сказанное несколько раз, задавайте вопросы, которые позволят проверить понимание ребенка
  • Рисуйте часы – в альбоме или тетради нарисуйте много круглых, квадратных, треугольных часов и пусть ребенок их разрисует. После этого говорите ребенку время, а он пусть рисует стрелки на своих часах – это веселое занятие не оставить ребенка равнодушным
  • Хорошей идеей будет писать цифровое время возле нарисованных часов. Так ребенок будет изучать все и сразу – не только часы, но и повторять числа


Пусть ребенок нарисует часы, а Вы дадите задание изобразить какое-либо время

Старайтесь не нагружать ребенка слишком большим количеством информации сразу. Дозировано и в игровой форме малыш быстро запомнить, где какая стрелка, и что каждая из них значит.

Научить ребенка времени: игра

Игра – один из любимых видов деятельности детей, который выполняет важную функцию – позволяет познавать мир . В игровой форме можно интересно учить время вместе с ребенком – это поможет ему быстро и весело узнать, как работают часы.

Существует много вариантов интерактивных игр для различных гаджетов, которые помогают в изучении времени – это и программы для самых маленьких с разными заданиями, игровые тренажеры и даже познавательные мультфильмы



Учите ребенка понимать по часам в игровой форме, а если видите что пока сильного интереса к часам нет — временно отложите обучение

В качестве интересной игровой формы изучения времени можно составить с ребенком распорядок его дня по времени:

  1. Используйте большой плакат и цветные фломастеры или карандаши
  2. Нарисуйте большие часы, а Возле стрелок цифрами укажите время
  3. В промежутках между часами нарисуйте обязательные занятия ребенка
  4. Например, нужно будет нарисовать такие обязательные пункты, как утреннее пробуждение, завтрак, дневной сон, обед, ужин и ночной сон
  5. Разместите плакат в детской комнате

Между этими обязательными пунктами , которые ребенок выполняет каждый день, добавляйте произвольные варианты проведенного дня: прогулка, просмотр мультиков, поход к бабушке, в магазин и встречу с друзьями. Обязательно расскажите ребенку, что надо следить, чтобы везде успеть иначе бабушкины пироги остынуть, а друзья расстроятся, если Вы опоздаете.



Купите плакат с часами, стрелки которых можно переводить — такая игра быстро научит ребенка определять правильное время

Старайтесь планировать все дела по этому плакату – нарисуйте его красочным и веселым , чтобы при пробуждении взгляд ребенка обязательно падал на стену с шедевром вашего совместного творчества.

  • В игровой форме моно научить ребенка контролировать время: давайте ребенку задания, засекайте время и смотрите за их выполнением
  • Желательно, чтобы время на выполнение игрового задания было немного больше, чем требуется , чтобы ребенок всегда радовался, что выполняет задания раньше намеченного часа
  • Онлайн игр для изучения часов придумано масса, главное контролируйте, чтобы ребенок не проводил слишком много времени у планшета или компьютера, так как это вредит зрению


Читайте стихи и сказки о часах
  • Найдите книгу с веселыми стихами о часах и читая ребенку строки, просите, чтобы он искал время, о котором говорится в стихах. Это веселое занятие имеет, как образовательный штрих, так и хорошо скрасит проведенное время
  • Занимайтесь со своим ребенком и как можно больше времени проводите вместе – в ранние годы закладываются основы всех элементарных знаний об окружающем мире
  • И именно мама и папа, как самые родные и близкие люди для крохи, должны помочь ребенку познать неизведанные ранее вещи и процессы

Как научить ребенка времени по часам: тренажер?

В разнообразии игр для изучения часов необходимо выбрать оптимальный для своего ребенка вариант. Большую пользу несет онлайн игра на внимательность , которая помогает изучить часы — тренажер времени .

Наиболее простой тренажер поможет тренировать память и изучать часы. Принцип выполнения задания очень прост: в одном углу экрана изображены часы, на которых, с помощью мышки необходимо установить правильное время, которое указано на часах в противоположном углу. За каждый правильный ответ дается определенное количество баллов.



Тренажеры хорошо помогут обучить ребенка часам, но время перед компьютером должно быть строго дозировано
  • Чем больше выполненных заданий позади, тем более сложными становятся уровни игры. На последних уровнях часы с заданием начинают исчезать – сначала возникают часы с установленным временем, потом они пропадают и на экране высвечиваются часы, которые ребенку нужно будет «завести» самому. Таким образом, ребенок, который уже немного ориентируется во времени, научится еще и запоминать его
  • Интересным вариантом онлайн тренажеров являются игры с использованием любимых мультяшных героев . Для этого придумана игра, в которой герои спешат, по каким-то делам и сверху изображено окошко с часами. Так ребенок понимает, что его любимая кукла или человек-паук тоже все делают по часам
  • Вы и сами можете тренировать малыша, без использования компьютерных игр. Например, можно говорить, что завтра в какое-то определенное время Вы пойдете на игровую площадку, при этом покажите ему время на часах. Пусть ребенок отсчитывает в разные периоды дня сколько же часов осталось до этого ожидаемого события


Лучше приобрести для ребенка детские часы — это безопасно, а их изучение намного интереснее для малыша

Придумывайте только интересные планы – прогулка на детскую площадку или поездка в зоопарк. Так ребенок будет ждать этого события и следить за временем.

Таким образом, есть масса вариантов для того, чтобы ознакомить время с ребенком – используйте интересные игровые методы, и Ваш малыш обязательно запомнит все минуты и часы.

Как научить ребенка временам года?

  • Следующим шагом в познании ребенком мира будет изучение времен года . Когда Вы уже хорошо изучили счет и время по часам, можно переходить к этому этапу. Не торопитесь в изучении всего и сразу
  • Иначе у малыша образуется каша в голове от избытка информации , и он досконально не запомнит ни основы функционирования часов, ни времена года
  • Если ребенок уже изучил часы, то он знает, что в часе имеется 60 минут , а в сутках — 24 часа. Теперь придется ему запомнить еще одно числовое значение – в месяце 30 или 31 день , а в году 12 месяцев
  • Очень хорошо для начала выйти с ребенком на улицу и объяснить ему, какое время сейчас . Посмотрите вокруг, объясните ему, когда трава зеленая, когда идет снег, а когда желтеют листья на деревьях


Времена года

Для того, чтобы долго не затягивать с изучением времен года – ведь Вы не будет ждать три месяца, чтобы перейти к следующему времени года — воспользуйтесь альбомом с фотографиями или используйте цифровые изображения.

  • Расскажите ребенку чем примечательна каждая пора. Донесите до него мысль о том, что каждое время года по своему прекрасно и неповторимо. Пусть малыш сам попытается рассказать о том, чем занимаются люди в каждый из периодов
  • Объяснить о временах года помогут перекидные календари. Обязательно на них должно быть изображено время года, чтобы ребенок не только слушал Ваш рассказ, но и видел особенности той или иной поры визуально
  • Каждый день Вы будете отрывать с ребенком лист календаря и смотреть на картинку, где увидите природу – по ней объясняйте ребенку, какое сейчас время года и зачеркните еще один день на календаре – так малыш поймет, когда закончится месяц


Иллюстрируйте свой рассказ о временах году

Придумайте для ребенка важные даты, чтобы он учился сам ориентироваться в календаре и временах года. Говорите, что через месяц у него день рождения (Новый год, женский день, Пасха) и ему подарят много подарков или летом Вы поедете на море. Так малыш будет считать, когда же наступят обещанные дни.

Учите с ребенком не только сезоны, но и название месяцев. Расскажите ему, что в одном сезоне три месяца, а всего таких сезонов четыре . Постепенно давайте ему всю информацию, а не рассказывайте все в один день.



Вместе с ребенком нарисуйте времена года
  • При прогулке в игровой форме спрашивайте у ребенка, какой сегодня день, месяц и сезон. И если Вы видите, что новую информацию ребенок усвоил, то начинайте учить с ним следующее
  • Если Вы не будете стараться рассказать ребенку обо всем и сразу, то со временем при регулярном повторении , Ваш малыш уже вовсю будет понимать не только по часам, но и расскажет Вам название всех дней недели и месяцев
  • Главное понимать, что мозг ребенка – это не компьютер , не стоит торопиться с изучением чего-либо перегружая малыша информацией — все необходимо делать постепенно и вовремя, закрепляя и повторяя изученный материал

Видео: Учим время по часам с Лунтиком

Умение определять время – один из важных бытовых навыков, которому придется обучиться вашему малышу. Чем скорее он освоит эту, чего уж скрывать, непростую науку, тем будет лучше для всех. Но как научить ребенка определять время? Как доступно и понятно объяснить малышу, что такое времена года и зачем нужна минутная стрелка?

Начнем с начала

Для ребенка время – это нечто несуществующее, аморфное, неопределенное. Конечно, малыш понимает, что жизнь не стоит на месте, но охарактеризовать это движение ему пока не под силу.

Познакомьте его с самым базовым понятием времени, а именно – с будущим, настоящим и прошлым.

Приведите простые примеры.

  • Будущее: скоро мы поедем в гости к бабушке.
  • Настоящее: сейчас мы кушаем торт.
  • Прошлое: мы построили скворечник и повесили его на дерево.

Объясните ребенку разницу между тремя действиями, совершаемыми в разное время. Оперируйте только понятными крохе словами и интересными для него действиями.


Когда учить ребенка определять время?

Знакомить ребенка с будущим, прошлым, настоящим, а также с временами года и временем суток нужно как можно раньше. В 2,5-3 года дети уже спокойно могут ориентироваться в понятиях «день – ночь», «завтра – сегодня», «зима – лето», а также называть двенадцать месяцев и четыре сезона.

С часами малыша можно познакомить в 4-5 лет, главное, чтобы к школе он умел свободно определять время по часам.


Как научить малыша определять время?

Обучая ребенка определять время, следует соблюдать некую последовательность, а именно – двигаться от простого к более сложному.

Условно весь процесс можно разделить на три этапа.

  1. Обучения понятию «времена года».
  2. Обучение понятию «время суток».
  3. Обучение понятию «часы и минуты».

Знакомим малыша с календарем

Это первый шаг в знакомстве ребенка с понятием времени. Для начала расскажите ребенку про 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Для наглядности покажите красивые фото каждого времени года. Также в продаже есть специальные материалы, помогающие ребенку быстрее усвоить информацию: книжки, диски, мультфильмы.

Нелишним будет познакомить малыша с советским мультиком «Двенадцать месяцев».

Очень хорошо помогают ассоциации. Опишите каждый сезон и свяжите это описание с тактильными и эмоциональными ощущениями крохи.

  • Зима – снег, холод, Новый год, Дед Мороз, снеговик, теплая одежда.
  • Весна – таяние снега, ручьи, кораблики, первая листва.
  • Лето – жара, солнце, речка, море, мороженное, ягоды и фрукты, дача, деревня.
  • Осень – холод, ветер, дождь, серое небо, грибы, лужи, яркие листья.

По мере наступления того или иного сезона показывайте малышу его отличительные особенности: первая трава, липкий снег, желуди и сухие листья.

Следующий шаг – покупка календаря. Он наглядно научит ребенка ориентироваться в годовом цикле. Лучше выбирайте простой календарь с крупными цифрами и буквами. На одном листе дожжен быть представлен весь год.

А вот какие календари покупать не стоит:

  • с иностранными надписями;
  • отрывные;
  • с сокращениями (дни недели, месяцы);
  • с передвижным флажком.

Повесьте календарь на видном месте и каждый день рассказывайте малышу, какой наступил месяц, день недели, число. Прошедшую дату можно зачеркивать или закрашивать фломастером.

Сделайте своими руками игровой набор.

  1. Распечатайте или вырежете из журнала четыре яркие иллюстрации, обозначающие времена года.
  2. Возьмите 4 конверта и наклейте на них иллюстрации. Сделайте подписи – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
  3. Найдите 12 ярких картинок на каждый из 12 месяцев. Сделайте карточки с подписями (январь, февраль и т. д.)

Как вы уже догадались, игра эта простая, но очень полезная. Предложите малышу сложить в каждый конверт те месяцы, которые относятся к сезону, обозначенному на конверте. За правильно выполненное задание похвалите кроху.

Теперь познакомьте ребенка с временем суток. Сделать это несложно, так как малыши сами чувствуют и видят перемену дня на ночь, ночи на утро и т. д.

Можно предложить малышу полезные игры.

  • Нарисуйте или вырежьте из журналов разные предметы: расческа, подушка, зубная щетка, лампа и т. д. Спрашивайте у ребенка, в какое время суток он использует тот или иной предмет. Хвалите кроху за каждый правильный ответ, а за 10-20 «попаданий» присудите небольшой приз.
  • Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днем/вечером. Можете сами задать вопросы: когда ты чистишь зубы? Когда мы идем гулять? Когда папа приходит домой?

Эти игры подготовят малыша к обучению ориентированию по часам, ведь время суток напрямую связано с циферблатом часов и стрелками.

Теперь, когда малыш знает понятия «год», «месяц», «неделя», «день», можно познакомить его с понятиями «час», «минута», «секунда».

  1. Прежде всего, купите часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и толстыми большими стрелками. Все должно быть наглядно и ярко. В книжном магазине можно выбрать специальный набор для обучения ребенка определению времени по часам. В таких наборах имеются картонные часы.
  2. Познакомьте ребенка со стрелками. Секундную стрелку для простоты обучения и восприятия пока можно не учитывать.
  3. Расскажите, в какую сторону ходят стрелки на часах.
  4. Объясните ребенку, что 1 сутки = 24 часа. То есть маленькая часовая стрелка должна дважды обойти весь циферблат.
  5. Расскажите, что час – это когда минутная стрелка стоит на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».

Теперь можно объяснить, зачем нужна минутная стрелка.

Конечно, обучение будет легче, если ребенок умеет считать до 60 и знает умножение на 5. В таком случае, сначала можно рассказать малышу, что 1 час равен 60 минутам.

  • Сдвиньте минутную стрелку с 12 на 1. Скажите, что прошло 5 минут.
  • Сдвиньте стрелку дальше на 2. Прошло 10 минут. (2 умножаем на 5, получится 10)

Когда ребенок поймет, о чем идет речь, предложите ему потренироваться. Сдвиньте стрелку, например, на 8. Спросите у чада: «Который час?»

Если ребенок знает таблицу умножения на 5, он умножит 8 на 5 и получит ответ. Если же с таблицей умножения он пока не знаком, предложите ему посчитать: 5, 10, 15, 20 и т. д.

Не вводите понятия «без пяти», «без четверти», «половина» до тех пор, пока ребенок не научится быстро и легко определять время по часам.


Игры «Часы»

Чтобы закрепить успех, а заодно проверить, насколько ребенок понял преподнесенную вами информацию, предложите ему сыграть в простые игры с часами.

  1. Снимите со стены часы или возьмите картонный аналог с движущимися стрелками. Установите любое время. Например, 9:20. Пусть малыш скажет, сколько сейчас времени. Двигайте стрелки, пока кроха не станет более уверенно называть время, но не переусердствуйте и не утомите чадо.
  2. Существует обратная версия приведенной выше игры. Попросите малыша установить на часах время, которое вы назовете.
  3. Возьмите два циферблата и установите на них разное время (например, 2:30 и 20:20). Спросите у ребенка, что он делает в это время обычно (спит, умывается, завтракает и т.д.).


Дидактический материал

В Интернете есть множество картинок и заданий, которые помогут малышу научиться определять время по часам. Скачайте и распечатайте (лучше в цветном варианте) эти задания и предложите малышу.

Также существует специальная литература. К прочтению рекомендуется следующий список.

  1. «Беседы о пространстве и времени», Т. Шорыгина.
  2. «Умные часики. Учимся понимать время», Н. Найденова.
  3. «Меры времени, длины, массы, стоимости», Г. Шалаева.
  4. «Учимся определять время (книга с наклейками)», Н. Морган.
  5. «Часы и время», Г. Черненко.

Заключение

Дети любят учиться и тянутся к знаниям. Постичь загадочную «науку» определения времени хочет каждый малыш. Не отталкивайте ребенка, а доходчиво объясните ему все, что его интересует. Используйте красочные материалы – игрушки, карточки, книжки, раскраски. Покажите ребенку фильм о времени и часах. Чем больше информации вы предоставите чаду, тем лучше будет удовлетворен его исследовательский инстинкт.

Однако даже ход времени малыши воспринимают иначе, ведь они измеряют свою жизнь не часами и минутами, а происходящими событиями. Их собственное «детское» время имеет удивительные особенности: минуты могут растягиваться до невозможного в ожидании любимых мультиков, а часы – лететь стремглав в процессе интересной игры.

Время детей целиком и полностью регламентируется родителями. Но наступает пора научить ребенка самостоятельно ориентироваться во времени, не путать понятия «сначала» и «потом», различать прошлое и будущее, определять время по часам. Нередко родители начинают сразу с последнего и тщетно пытаются научить кроху пользоваться часами, не убедившись, что он «чувствует» время. Если не уделить этому должного внимания, часы еще долго останутся для малыша «кругом со стрелками» или «коробочкой с цифрами».

Начинать рассказывать детям о времени можно уже с 2-2,5 лет, так как в этом возрасте их пониманию становятся доступны временные категории – «сначала», «сейчас» и «потом». Общаясь с крохой, старайтесь чаще использовать эти слова, комментируя производимые действия. Например: «Сначала мы помоем руки, а потом сядем обедать» или «Сначала ты испачкался, а потом мы переодели кофточку».

Кроме использования слов «сначала» и «потом» в повседневной жизни, можно придумать игры, которые помогут ребенку лучше разобраться с временными понятиями. Попробуйте с малышом нарисовать серию картинок про историю подсолнуха:

  1. «Сначала была только маленькая-маленькая семечка» – рисуете подсолнечную семечку.
  2. «Потом семечка попала в почву» – дорисовываете землю.
  3. «Семечка проросла, и из земли появился росточек» – рисуете росток с проклюнувшимися листиками.
  4. «Вот росточек рос, рос. И вырос в большой подсолнух» – рисуете подсолнух.
  5. «Смотри, сколько в цветке подсолнуха семечек! Если они попадут в землю, каждая из них может стать большим подсолнухом».

Героем рисованной истории может быть кто и что угодно: птенец, который появляется из яйца или пекарь, выпекающий хлеб. В результате таких занятий ребенок сориентируется в простых временных понятиях, и будет готов воспринимать «взрослые» термины – прошедшее, настоящее и будущее.

Будущее, настоящее и прошедшее

Понятия будущего, настоящего и прошедшего – следующий шаг в ознакомлении крохи со временем. Правила те же: сопровождение повседневных занятий и игр комментариями и примерами. «Сейчас мы гуляем, на улице светло – это настоящее», «Завтра мы попробуем научить нашу собаку приносить палку – это будущее». «А вчера мы были в кино и смотрели мультики – это прошлое».

Достаньте семейный альбом и покажите ребенку фотографии: какими вы были в детстве, каким ваш кроха был еще год назад. Объясните ему, что все это относится к прошлому, ваше детство и его младенчество ушло и больше не вернется.

Планируя что-то совместно с малышом, акцентируйте внимание на том, что это предстоит в будущем. «Летом мы поедем на море», «На выходных пойдем в лес и устроим пикник» – все эти события еще не случились, они относятся к будущему времени.

Время суток

Вместе с временными категориями ребенка можно знакомить с тем, что такое «сутки». Интересно то, что понятия «день» и «ночь» малыш схватывает на лету. Он учит их одновременно с множеством других незнакомых слов, улавливая смысл из постоянно повторяемых фраз. Проблема в том, что взрослые часто заменяют словом «день» понятие «сутки», чем путают детей. «Прошло три дня», – говорим мы, не упоминая о том, что три ночи тоже прошли. Ребенку необходимо объяснить, что сутки – это не только день, но и утро, вечер и ночь.

Общаясь с крохой, обращайте внимание на то, в какое время суток он что-либо делает обычно. Рассматривайте фотографии в журналах и узнавайте, день на них изображен или ночь. Можно применить специальные обучающие рисунки: возле предмета, который используется утром, кружок заштриховываем желтым цветом, днем – красным, вечером – зеленым, ночью – синим.

Наступает момент, когда малыш четко ориентируется во времени суток: без труда определяет, что встает он утром, обедает днем, а спит ночью. На этом этапе можно переходить к пониманию временного промежутка и пытаться научить его сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Учимся определять время по часам

Ребенок осознал, что такое время. Что же понадобится для того, чтобы научить его пользоваться часами? Во-первых, он должен знать цифры. Ведь как объяснить, что час – это 60 минут, а минута – 60 секунд? Во-вторых, кроха должен уметь считать хотя бы в пределах десяти. В-третьих, ребенку нужно уметь ориентироваться в простейших пространственных отношениях – знать, что такое «половина», «до» и «после».

В качестве учебного пособия лучше использовать большие часы с открытыми стрелками или игрушечные часы, специально предназначенные для обучения времени.

Если ничего подобного под рукой нет, обучающие часы можно соорудить самостоятельно. Картон, большая тарелка или циркуль, фломастер и простой карандаш, линейка с ножницами, канцелярская кнопка и немножко фантазии – все, что понадобится для самодельных часов.

Последовательность действий

Все дети разные, поэтому способы обучения могут варьироваться. Подстройтесь под вашего кроху, пытайтесь объяснить необходимое так, чтобы ему было интересно. А вот общий алгоритм действий примерно такой:

  1. Знакомим малыша с часами. Показываем все видимые детали (стрелки и циферблат) и рассказываем о том, для чего они нужны, как часы показывают время. Например: «Смотри, на циферблате три стрелки. Самая коротенькая двигается очень медленно, она показывает сколько часов и поэтому называется часовая. Пройдет один час – и она сдвинется только на одну цифру. Стрелка подлиннее – минутная. Она показывает, сколько прошло минут. За один час минутная стрелка обойдет весь круг. А вот эта самая тонкая и быстрая стрелочка – секундная. За минуту она пробежит один круг, а за час – целых шестьдесят кругов!».
  2. Учим понимать точный час. Если длинная минутная стрелка на двенадцати, то цифра, на которую указывает часовая стрелка, означает, что сейчас ровно столько часов.
  3. Разбираемся, что такое полчаса. Минутная стрелка на цифре 6 и делит часовой круг пополам. С получасом детвора часто путается: например, если короткая часовая стрелка между цифрами 2 и 3, то это половина второго или половина третьего? Объяснить несложно: «Полчаса – это тридцать минут. Смотрим на цифру, которую короткая часовая стрелка уже перешагнула, и прибавляем к ней тридцать минут. Получается два часа и тридцать минут».
  4. Нелегкое понятие «минута». Для того, чтобы научить ребенка понимать минуты, понадобится умение считать. Ведь без этого малышу трудно будет объяснить, что если минутная стрелка показывает на цифру 4, то это не четыре минуты, а целых двадцать.

Закрепление навыков

Не страшно, если поначалу ребенок будет пересчитывать деления на циферблате, определяя, сколько минут на часах. Постепенно это войдет в привычку, дойдет до автоматизма.

Главное – малыш должен понять принцип определения времени.

Чтобы упражнения по изучению часов не наводили на ребенка скуку и не привели в итоге к отказу от занятий, связывайте их с повседневными действиями. Просите его проследить за временем, собираясь в гости. Озвучивайте, во сколько начинается мультик по телевизору, и предложите посчитать, сколько минут осталось ждать. Помогая вам на кухне, пусть кроха засекает время, за которое испечется пирог или сварится картошка. Чем чаще ребенку придется обращаться к часам, тем быстрее он научится полноценно их использовать.

В заключение

Научить малыша разбираться с часами нелегко. Но помочь осознать, что такое протяженность времени, еще сложнее. Только с возрастом ребенок по-настоящему сможет ощутить и оценить время. Задача родителей – помочь своему чаду постичь этот сложный процесс, не подгоняя и не ругая за возможные неудачи.

У вашего маленького «почемучки» миллион вопросов каждый день, и рано или поздно он начнёт интересоваться, «куда девается день» и «откуда наступает ночь». Он понимает, что такое время. Это знак того, что в скором времени можно начинать учить малыша ориентироваться по циферблату часов. Давайте разберём, как научить ребёнка определять время по часам со стрелками. Чтобы карапузу было доступно для понимания, а у мамы и папы не возникала нужда пить валерьянку.

Принцип начала обучения ориентироваться во времени по часам - умение ребёнка считать до 100. Или хотя бы до 60.

Таким образом, ответить однозначно на вопрос, когда учить карапуза обращаться с часами, нельзя. Некоторые дети хорошо считают уже в 4–5 лет, а некоторые и в 6 могут путаться в порядке цифр. Но родителям не стоит тревожиться по этому поводу - такие разные возрастные показатели считаются вариантом нормы, так что смиритесь и проявите терпение, ведь без знания правил счёта понять механизм отсчёта времени нельзя. Кроме того, для понимания часов малыш должен:

  • уметь визуально различать цифры от 1 до 12;
  • понимать принцип счёта через 5-5, 10, 15, 20 и т. д.;
  • писать цифры от 1 до 12.

Для вашего чада всё это пройденный этап? Замечательно, можно начинать освоение понятия времени.

Давайте разберёмся, что есть время, с точки зрения понимания этого понятия ребёнком. Это некая цифра, которую мама и папа, а также другие взрослые, взглянув на часы, называют.

Основная задача на этапе знакомства с нематериальным понятием времени - дать малышу почувствовать интервалы и протяжённость промежутков на конкретных жизненных примерах.

  • Объясняем понятие «секунда». Делайте хлопок в ладоши так, чтобы одно движение было равно 1 секунде. Делать это нужно в такт часам с секундной стрелкой. И обязательно делайте акцент на том, что сейчас вы совершаете движения ладошками в такт со временем.
  • Обращаем время на длительность. Проговаривайте, что одна серия мультфильма про Лунтика длится, например, 10 минут, а на одевание малыш тратит 15 минут. Обязательно проговаривайте, сколько времени карапуз потратил на ту или иную игру. Это упражнение покажет ребёнку, что значит «быстро» и «долго».
  • Объясняем понятие «сутки». На самом деле сделать это не так уж трудно, важно только суть вопроса рассматривать с позиции малыша. Можно сказать, что наш день состоит из 24 часов. Из них половину - 12 - малыш проводит в кроватке, отдыхая, а остальные 12 распределяет на еду, занятия, гуляния, игры и т. д. Все эти важные дела требуют разных временных затрат, так как что-то делается быстро, а что-то долго.

Итак, ребёнок уже знает, что время определяется по часам, но совершенно не имеет представления, как же они работают. Для этого нужно «подружить» карапуза с часами, например, сделать тренажёр. Мы рекомендуем воспользоваться картонной моделью циферблата.

Инструкция:

  1. Берём лист плотного картона, вырезаем из него круг. Удобно, если его диаметр будет 25–30 см.
  2. Ярким фломастером (можно взять фломастеры разных цветов) наносим разметку часов.
  3. Вырезаем две стрелки (минутная побольше, секундная поменьше) из кусочков картона разных цветов.
  4. Гайкой закрепляем минутную и часовую стрелки на тренажёре.

Последовательность разъяснений будет такой:


Упражнения:

  • Наблюдение. Проследите за кругом, который делает секундная стрелочка, чтобы понять движение минутной.
  • Учёт времени. Обратит внимание малыша на положение минутной и часовой стрелок. Теперь укажите период времени, который вы засекаете (не менее 2 минут, чтобы движение минутной стрелки было нагляднее). Пусть малыш позанимается это время своими делами, а по истечении отмеренного периода посмотрит на циферблат и расскажет, что он за это время успел сделать. Так вы ещё и наглядно продемонстрируете карапузу ценность каждой минуты.

Малыш уже уяснил, что такое «целый час», пора переходить к половине и 15 минутам. Для этого нужно напомнить ему, что час - это 60 минут, а значит, половинка часа - 30 минут. После этого стоит обратить внимание ребёнка на то, что минутная стрелочка может указывать и на половину этой половины - 15 минут.

Упражнения:


Более мелкие временные промежутки можно начинать объяснять малышу только после тщательного усвоения крупных значений времени.

Начинаем с 5 минут. Разъясняем ребёнку, что длинная стрелочка может шагать мельче. Вот тут-то и пригодятся умения малыша «перепрыгивать» через 5, которые можно отработать на тренажёре. Для этого есть смысл проставить на картонном циферблате значения, которые будут соответствовать минутам - напротив 1 ставим 5, напротив 2-10 и т. д.

Упражнения:


Игровая форма обучения самая эффективная при работе с малышами. Для освоения часов со стрелками есть ряд проверенных простых игр:


Можно обучать малыша, используя видео материалы, но обязательно обсудите с ним увиденное, задайте вопросы. Объясните, если ребёнок чего-то не понял.

Дети с непосредственной радостью познают всё новое и неизвестное. Задача родителей не испортить такую благодатную почву своим нетерпением или равнодушием. Так что если ваше чадо заинтересовалось тем, как ходят часы (или вы поняли, что малыш уже готов к освоению навыка обращения с измерительным прибором для времени), то вооружитесь полезными рекомендациями и приступайте к занятиям. А учитывая тот факт, что дети впитывают новую информацию с молниеносной скоростью, всего через пару-тройку уроков карапуз будет с часами «на ты».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: