Как развивать логическое мышление ребёнка. Учим ребенка логическому мышлению

Кадр из мультфильма «Гадкий я»

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников - ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

1. Устные игры

Игры со словами - очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку - другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю - не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз - это ягода». Задача ребёнка - ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько - это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

2. Смотри-бери-пиши-рисуй

Дети в большинстве своём - визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками - «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

3. Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино - проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

4. Конструирование

Дети по своей натуре - строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

5. Загадки и головоломки

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок - устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).

6. Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.

7. Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач - самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток - отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя - находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logiclike.com:

А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.

ЛогикЛайк в помощь - занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!

4 5 930 0

Каждому родителю хочется гордиться успехами своего ребенка. Когда смотрим развивающие передачи для любознательных детей и подростков, мы любуемся детьми, которые чувствуют себя уверенно в мире истории, географии, биологии, складывают нужные детали головоломок, пространственных загадок, находят кратчайший путь к решению логических задач.

Это моменты демонстрации не только способностей ребенка. Эти «минуты славы» складываются из многих часов интеллектуального труда детей и родителей. Это демонстрация родительской заботы о том, чтобы вовремя раскрыть и максимально развить способности ребенка.

Развивать логическое мышление ребенка нужно, конечно, не для победы в детских конкурсах и олимпиадах. Для таких побед нужны еще и другие качества характера, которые часто не уживаются вместе в одном человечке. Вообще, особенно присущая мальчикам, может помешать вовремя разглядеть все задатки вашего ребенка.

Не ждите, когда ребенок раскроется, – действуйте как можно раньше и во всех возможных направлениях.

А когда проявятся индивидуальные способности – поддерживайте и вдохновляйте, чтобы ни робость, ни лень, ни неуверенность не стали помехой на пути развития ребенка.

Самые ближайшие примеры людей развитого логического мышления – ученые в любых научных сферах. Выстраивать логические цепочки из числовых значений, физических и химических формул, законов – это их основное занятие.

Много родителей думает, что в его ребенке такие цепочки не придется выстраивать. Но уже в жизни вашего маленького дошкольника возникает такая потребность – выстроить логическую цепочку из последовательного набора букв, и, как результат, – первое прочитанное слово.

Нам может казаться, что ребенку в жизни будет достаточно знаний, опыта и здравого смысла. Не упрощайте заранее его будущую жизнь. Потрудитесь вместе с ним над формированием его логических возможностей. Как мы развиваем гимнастическими тренировками свою физическую форму, гибкость мышц, так и регулярными упражнениями в решении логических задач мы можем развить у ребенка гибкость и быстроту ума, способность нестандартно мыслить.

Конечно, в жизни вряд ли вашему ребенку придется “перевозить капусту, козу и волка”. Но умение приспосабливать свои знания под предложенные обстоятельства ему точно придется применять. И чем выше будет его интеллектуальное развитие, а значит, чем интересней будет его жизнь, – тем больше в его жизни будет обстоятельств, требующих не только знаний, но и этого самого умения приспособить эти знания, другими словами, – умения найти логическое решение поставленной задачи, часто нестандартное или даже творческое решение.

Развитая логика – независимый ум, свободное движение мысли, не загнанное в комплексы «я с этим не справлюсь», «я не смогу», не зажатое собственными рамками неразвитого интеллекта.

Это способность принимать решения, подчас быстрые и нестандартные, браться за выполнение сложных задач, при этом иметь здравый смысл и уметь не только оценить, но и не переоценить свои возможности.

Выбирайте разное направление

Способности – фундамент любого интеллектуального развития, а труд – скрепляющий раствор, не позволяющий возведенному зданию рассыпаться на блоки. Здание должно быть многоуровневое и многоблочное.

Развитие ребенка не должно быть однонаправленным.

  • Общеобразовательные знания, математика и физика соответствующего возрастного уровня – теоретическое направление развития.
  • Навыки работы с компьютером, и простых (не автоматизированных) занятий – практическое направление.

На пересечении знаний и умений в разных областях и может развиваться логическое мышление.

Как для поддержания роста растения нужно создавать благоприятные условия, так и для развития логических способностей ребенка.

  1. Наполняйте его знаниями и умениями своими, книжными, людей, к чьему авторитету вы прислушиваетесь, просто обращайте внимание ребенка на примеры полезного опыта и анализируйте вместе с ним.
  2. Научите ребенка жить с «широко раскрытыми глазами», а для этого сами так живите.
  3. Развивайте его наблюдательность и умение анализировать.
    Учите анализировать:
    – Почему в воде можно поднять маму на руках?
    – Почему на коньках так легко скользить по льду?
    – Почему, если на костер дуть по-разному, то его можно или затушить, или раздуть?

Начинайте с возраста «почемучек» (от 3-х до 5-ти). Не отмахивайтесь от вопросов своего «почемучки», сами не уставайте задавать интересные вопросы.

И обязательно поощряйте. Лучше, чтобы поощрение было продолжением его аналитических стараний, – разрешить проделать то, в чем вы вместе разобрались, в пределах допустимого, конечно.

Это станет почвой, на которой вы сможете взращивать семена не только логики, но и, как следствие, независимого интеллекта. Такой человек будет интересен себе, друзьям, обществу.

Непосредственно, логические тренировки включают в себя решение задач по «творческой математике», аналитических загадок, ребусов и головоломок, логических, геометрических, пространственных.

  • Уже со 2-го класса их уровень сложности может отличаться от подготовительного уровня, но все же в соответствии с возрастными и личными возможностями. Берите задачи, ответы и объяснения к которым сможете найти, чтоб дело было доведено до результативного конца. Если вы правильно подготовили почву – будет не трудно, зато интересно вам обоим.
  • Кстати, в школах с математическим уклоном предметы «Логика» и «Творческая математика» включаются в программу 2-го класса (советуем обратиться к задачам из этих учебников). Особенно из этих учебников дети любят задачи со спичками.
  • Так же как физические упражнения, такие тренировки должны проводиться регулярно, как гимнастика для ума. Схема проведения должна быть удобна вам и ребенку – не менее 1 раза в неделю (в две недели) сообразно вашим возможностям.
  • Но главное условие занятий – их регулярность и последовательность. Тем более, что решение логических задач, особенно по выстраиванию логических цепочек, требует нахождения закономерности, а значит и последовательности мышления.

Используйте неожиданно возникшее свободное время для дополнительных занятий. Для этого существуют дорожные варианты логических задачек – все те же задачи со спичками или загадки, не требующие наглядности.

Чтобы ребенку не мешала лень, с которой вы обязательно столкнетесь, ваша задача – зародить в нем интерес к интеллектуальному труду, более того, довести его до уровня привычки.

Начните с себя – своим примером научите его тянуться к знаниям и опыту, будьте сами искренне увлечены интеллектуальным развитием.

Создайте в семье атмосферу, где уважают за интеллект и стремление развиваться, где прислушиваются к опыту и знаниям всех членов семьи, где делятся узнанным и разгаданным, где гордятся упорством и целеустремленностью в решении любых задач, особенно задач на развитие детской логики.

Добавьте элемент соревнования. К примеру, кто больше узнал за неделю, кто больше подготовил логических загадок для занятий. И, конечно, введите систему поощрений.

Такие сложные, требующие умственного и волевого напряжения занятия могут быть продуктивными только при наличии между вами с ребенком доверительных отношений. Вы должны проявлять терпение, не показывая своего превосходства, но и твердость, «мягкую твердость», чтобы всегда добиваться совместного результата.

Сами занятия желательно проводить в игровой форме, обязательно в доброжелательном настроении.

Татьяна Головко
Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы?

В наше время родители заняты своей работой и уделяют времени своим детям не так уж и много. Детей водят на разнообразные дополнительные кружки, секции и практически все думают, что этого вполне хватает для развития ребенка ! Сейчас не в моде читать детям сказку перед сном, проще сунуть какой -нибудь гаджет в руки ребенку и свободная минута у родителей в «руках» .

Родители не понимают, что с ребенком надо разговаривать , рассуждать , развивать речь . Одним из способов развить красноречие это чтение. Приучать ребенка читать книги , беседовать с ним, просто ежедневно, чтобы он рассказывал об увиденном , о прочитанном, о том, что он слышал, делиться впечатлениями, обучая ребенка выражать словом свои чувства и эмоции- не так уж и много усилий надо прилаживать к этому! Но это поможет ребенку справляться с разными сложностями в жизни, во взаимоотношениях с людьми. Не секрет что многие проблемы в межличностных отношениях возникают ввиду скудности речи. Эта проблема становится явной со старшей группы дошкольного образования. Перед воспитателями стоит вопрос о необходимости научить ребенка рассуждать и развернуто отвечать на вопросы ! Одевая ребенка рассказывать , на прогулке рассуждать , играя объяснять и т. д. Читать ребенку вслух почему-то считается уместным только до того возраста, когда ребенок не научился читать сам . А зря. Читать вслух ребенку можно в любом возрасте, ведь цель чтения вслух это приобщение к красоте языка, к его многогранности, что позволяет ребенку развивать собственную речь .

Дети в старшей группе должны самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывать картины, составлять сюжетные рассказы , придумывать начало и конец сюжета картины. А вот в подготовительной группе дети должны рассказывать по сериям сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.

Я хочу заострить внимание и еще раз подчеркнуть необходимые приемы обучения детей :

Совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу . Например, жила, была девочка. Однажды она. А навстречу ей.);

Образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);

План рассказа (как называется предмет, его свойства и действия. Это два-три вопроса , определяющие его содержание и последовательность. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания ) . Можно составить рассказ по подгруппам - командами);

- рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа) . Они представлены в его книге "Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов ";

Необходимо ребенка научить внимательно рассматривать картины , устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные, выделять детали (выражение лиц людей) .

В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы , обосновывать свои ответы , самому задавать вопросы .

Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ, затем рассматривает другие объекты , предметы, их количество. Вопросы должны быть направлены на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Характер ответов зависит от характера вопросов . По одной и той же картине на вопрос "Что нарисовано?" - дети перечисляют предметы; на вопрос "Что делают на этой картине?" - называют совершаемые действия, следовательно, если педагог злоупотребит вопросом "Что это?" - требующий перечисление предметов, то он невольно задержит ребенка на самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит детскую активность, если сами дети будут задавать вопросы . Можно спросить у детей, что нового они узнали из беседы. Беседа завершается обобщающим рассказыванием . В такой беседе преобладают хоровые ответы .

В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности делают процесс обучения интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов . В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы : - "Расскажи про зайчика , который хочет поиграть с ребятами", "Незнайка просит научить рассказывать сказку про . ". В старших группах это социальные мотивы ("Придумайте сказки для малышей", запишем самые интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по картине , ребенок должен уметь составлять два различных рассказа : повествовательный и описательный.

Публикации по теме:

Как научить ребенка расслабляться? КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ? Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с.

Консультация «Детские вопросы: как правильно на них отвечать?» Детские вопросы: как правильно на них отвечать? Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему,.

Как научить ребенка делиться? Советы родителям: - дети младше трех лет еще не умеют делиться, и конфликты во время игры неизбежны. Взрослые должны быть рядом, чтобы помочь.

Как научить ребенка правильно одеваться 1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей.

Консультация «Как научить ребенка здороваться» Нередко родители сталкиваются с нежеланием их ребенка здороваться и прощаться. Смущение,неловкость,стыд,вина, которые испытывают родители.


Ваш ребенок приносит из школы плохие оценки, и не может сам сделать домашнее задание?

Повысить успеваемость можно всего за две недели, потому что мозг, как и любой другой орган, можно тренировать. Раньше считалось, что уровень IQ передается генетически и изменить его невозможно. Однако ученые из центра нейровизуализации при Лондонском университетском колледже доказали, что развитие человеческого интеллекта продолжается всю жизнь, мозг способен создавать новые нейроны до глубокой старости.

Умственные способности можно значительно улучшить, если постоянно тренировать свой мозг. К таким тренировкам относятся занятия по Эйдетике и Мнемотехнике, Скорочтению и Спортивному запоминанию. На наших тренингах дети и взрослые значительно улучшают память, развивают мышление, повышают скорость чтения и концентрацию внимания!

Эти упражнения может выполнять человек в любом возрасте, но особенно это важно для детей. Наш IQ зависит от умения логически мыслить. От того, владеет ли ребенок логическим мышлением, зависит его способность быстро усваивать новый материал и повышать успеваемость в школе. Кроме того, мозг активнее всего «качается» до 15 лет.

Универсальный способ проверить уровень своего логического мышления



Каждый сейчас сможет узнать уровень своего интеллекта! Для этого понадобится только листочек и ручка. Мы пройдем небольшой тест: он состоит из 5 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответа. Вопросы покажутся вам несколько абсурдными, но их плюс в том, что они не требуют знаний или начитанности – проверяется только способность логически мыслить. Потому что если человек умеет это, все остальное – дело техники. У всех вопросов один и тот же принцип: исходя из условий задачи, надо выстроить логическую цепочку и найти правильный ответ.

Прочитайте вопросы теста и отмечайте у себя те варианты ответа, которые считаете правильными. В конце вы подсчитаете количество правильных ответов, и выясните, насколько у вас развита логика. За каждый правильный ответ дается один балл. Тест подходит как взрослым, так и детям. На прохождение теста дается не больше 5 минут.

Позже я покажу и расскажу о 3-х простых упражнениях, выполняя которые на протяжении двух недель, ваш ребенок станет самым умным в классе!

Тест на проверку уровня логического мышления

1.Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.

правильно
неправильно

2.Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом.

правильно
неправильно

3.Только плохие люди обманывают или крадут. Катя – хорошая.

Катя не крадет
Катя обманывает и крадет
ни одно из вышеперечисленных

4.Цветы – это зеленые звери. Цветы пьют водку.

все зеленые звери пьют водку
некоторые зеленые звери пьют водку
ни одно из вышеперечисленных

5. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.

хорошие начальники, которые умеют летать – могут петь
некоторые плохие начальники не могут петь
ни одно из вышеперечисленных

ОТВЕТЫ ТЕСТА:

1 – Неправильно

2 – Правильно

3 – Ни одно из вышеперечисленных

4 – Некоторые зеленые звери пьют водку

5 – Ни одно из вышеперечисленных

Отличным ваше логическое мышление можно считать, если вы набрали 5 баллов. 4 балла – это хороший результат, а 3 и ниже – означает, что вам надо подтянуть логику .

Простой тест, чтобы определить уровень детского логического мышления




Три задания, которые помогут выяснить, почему у ребёнка не получается решать задачки.


Этот тест направлен на выявление проблем с тремя основными составляющими логического мышления. С ними чаще всего возникают проблемы у детей, и это основа, на которой можно строить дальнейшее развитие методики.

Тест на определение уровня логического мышления ребёнка

Задание №1 – Простые аналогии

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии выбирает пару справа, вычленяя из предложенных нужное понятие.

Цель:
исследование логичности и гибкости мышления, умения проводить аналогии, устанавливать связи.

а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

Математика

а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

Библиотека

а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход

пристань

а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина

Кастрюля

а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь

Телевизор

а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

Лестница

а) жители, б) ступеньки, в) каменный

Результаты:
о высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном – 5, о низком – менее 5.

Задание №2 – Исключение лишнего

Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Цель:
изучение способности к обобщению, классификации.

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  3. Собака, лошадь, корова, лось.
  4. Стол, стул, пол, кровать.
  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
  6. Очки, глаза, нос, уши.
  7. Трактор, комбайн, машина, сани.
  8. Лондон, Киев, Волга, Минск.
  9. Шум, свист, гром, град.
  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
  11. Береза, сосна, дуб, роза.
  12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Результаты:

  1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
  2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя “кастрюля” – это посуда, а остальное – еда).
  3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
  4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов: высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.



Задание №3 – Изучение скорости мышления

В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Цель:
изучение умения видеть картину в целом, тренировка скорости мышления.

Слова:

п-ра   д-р-во   п-и-а   п-сь-о

г-ра   з-м-к   р-ба   о-н-

п-ле   к-м-нь   ф-н-ш   з-о-ок

к-са   п-с-к   х-кк-й   к-ш-а

т-ло   с-ни   у-и-ель ш-ш-а

р-ба   с-ол   к-р-ца   п-р-г

р-ка   ш-о-а   б-р-за   ш-п-а

п-ля   к-и-а   п-е-д   б-р-б-н

с-ло   с-л-це   с-ег   к-нь-и

м-ре   д-с-а   в-с-а   д-р-в-

Результаты: 25-30 слов – высокая скорость мышления; 20-24 слова – хорошая скорость мышления; 15-19 слов – средняя скорость мышления; 10-14 слов – ниже средней; до 10 слов – инертное мышление.

Методика правильного решения школьных задач

Проблема в решении задач, чаще всего заключается в том, что ребенок не умеет представлять себе задачу. В этом возрасте у них лучше всего развито зрительное восприятие. Поэтому все условия задачи нужно зарисовывать или чертить в виде таблицы. Сейчас я покажу вам методику, как решаются подобные задачи, которых очень много в школьных учебниках.

Задача

Три девочки – Валя, Наташа и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в сером, третья в черном. В каком платье была каждая, если известно, что Валя – не в черном и не в сером, Катя – не в черном.

Чертим таблицу:

Размеща известные данные в таблицу, сразу становится очевидно, кто был в каком платье.

Следующие упражнения

Анаграммы – слова, в котором слова переставлены в случайном порядке. Решение – определение первоначального слова. Помогают увидеть картину в целом.

ЧНЕТИЕ – чтение

АЛИГОК – логика

ШЛЫНМЕИЕ – мышление

АОГВОЛМОЛКО – головоломка


Для тренировки умения подбирать и выстраивать аналогии и уметь классифицировать информацию подойдут следующие игры:

Игра №1: Найти неизвестное число

КРОНА   КРАН

Решение:
в слове КРОНА пять различных букв. Число, записанное под ним, состоит из пяти различных цифр.

Поставим их в соответствие друг другу:

Букве К соответствует цифра 5;

Букве Р соответствует цифра 1;

Букве О соответствует цифра 3;

Букве Н соответствует цифра 7;

Букве А соответствует цифра 9.

Тогда слову КРАН соответствует число 5197.

ОТВЕТ: 5197.

Игра №2: Соедини рисунки, согласно слов

Игра №3: Интересные задачки

Задание 1: даны два слова, мало связанные между собой. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков этих предметов.

БЛЮДО, ЛОДКА.

МЕЛ, МУКА

Задание 2:
Что будет? – что будет, если мама опоздает на работу? (если не будет света, зимы)

Умение делать выводы из ситуации, развивает причинно-следственные связи.

Эти игры очень просты и в них можно играть всюду, и на ходу и в транспорте, и это не воспринимается как обучение, это просто общение с ребенком. Занимайтесь и играйте, легко и регулярно, относитесь к задачкам, как к игре – и через 2 недели, и вы увидите результат!

Решив три проблемы, вы повысите уровень интеллекта своего ребенка и его успеваемость.


Первая из них – нежелание видеть задачу в целом, находить логические связи и размышлять, исходя из условия задачи. Ребенок стремится все быстренько подставить под формулу и покончить с этим.

Для того чтобы развить у ребенка умение мыслить логически, и сделать для него интересной и «живой» любую задачу, существует простая игра, в которую многие из вас наверняка играли. Такая игра усиливает ваши способности в сообразительности, улучшает мышление, тренирует концентрацию. И со временем вы будете решать логические задачи повышенной сложности, научитесь находить связь между событиями, и понимать, как из одной ситуации следует другая.

Вам потребуются палочки, либо карандаши, либо спички:


Переложи 2 спички так, чтобы собачка посмотрела в другую сторону?



Игра №4: Данетки – игра, которая научит вас мыслить логически

Цель «данеток» – научить детей задавать логические вопросы, анализировать, научиться отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).


Суть этой замечательной игры заключается в том, что ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать его, задавая такие вопросы, на которые можно дать ответ «да» или «нет».

Примеры вопросов:

– это одушевленный предмет? – нет

– Он необходим для жизни? – нет

– Мы используем его каждый день? – нет

– Он полезен в хозяйстве? – нет

– Это развлечение? – да

– Это аттракцион? – нет

– Он есть у людей дома? – да

– В этой игре соревнуются? – да

Чем дальше идет игра, тем больше вопросов возникает у ребенка, тем больше он может проследить логические связи. В эту игру можно играть по дороге в школу, или тоже мотивировать ребенка – сказать, что хочешь ему что-то купить, только надо угадать, что.

Если вы чувствуете, что с ремеслом детектива вы уже на «ты», можно усложнить задачу. Например, можно установить определенное количество вопросов, а за самые «меткие» давать очки. Таким образом, вы сможете соревноваться друг с другом, в игре появится небывалый азарт.

Игра №5: Развиваем логику с помощью спичек

Еще один вариант игры, которая развивает логику. В этой задаче из 10 спичек сложена форма ключа. Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось три квадрата.

Сначала ребенок может переставлять спички «вручную», но потом это можно делать в уме.

Ответ.
Задача решается достаточно просто. Четыре спички, образующие ту часть ручку ключа, нужно переместить на стержень ключа, так чтобы 3 квадрата были выложены в ряд.




Проблемой многих детей является то, что они моментально «хватаются» за подсказку мамы. Например, мама хочет подсказать, и говорит «может быть, здесь надо прибавить?». Ребенок вместо того, чтобы продумать вариант,который предложила мама, и сказать, подходит он, или нет, сразу говорит «да, да!» и соглашается с предложенным вариантом.

Игра №6: Верю – не верю

Дети не хотят думать самостоятельно. Чтобы избавиться от этой привычки, я посоветовала бы игру под названием «Верю – не верю». Она развивает у ребенка критическое мышление – умение мыслить самостоятельно, не принимать любое утверждение, а поддавать его критике, самостоятельно формировать мнение, рассуждать.


Условия очень простые – вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, правда это или выдумка, и объяснить, почему он так считает.

Например, я говорю: «Сок можно есть ложкой».

ДА, если это фруктовое мороженое.


Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы.

Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения. Например: «все птицы летают» (не все, есть птицы, которые не летают: курица, индюк, страус, пингвин).

Игра№7: Найди аналогии

И еще одна игра, в которую можно играть «на ходу», и которая хорошо тренирует умение находить аналогии. Вы просто даете ребенку слово – например, «вертолет». Затем, просите найти к нему наибольшее количество аналогий по любым принципам – например, бабочка, потому что она летает, или трамвай, потому что в нем тоже можно перевозить людей.

Ну, а теперь на посошок! Задача повышенной сложности, которую все знают и помнят: как помочь крестьянину перевезти на другой берег на лодке козу, капусту и волка, если в лодке может поместиться только 2 предмета, и чтобы коза не съела капусту, а волк не съел козу… Справились?

Ваш ребёнок может обучаться эффективнее и веселее!

Тренинговый Центр «Шалений равлик» приглашает детей и взрослых на курсы по развитию памяти и мышления! Наш профессионал педагог высшей категории с шестнадцатилетним стажем Елена Калачикова знает о памяти и мышлении всё! Елена утверждает, что мозг – это мышца нашего тела, которая нуждается в регулярных тренировках. Убедитесь, что домашнее задание можно делать с удовольствием и без «зазубривания»!

Тренинг по Эйдетике и Мнемотехнике

Занятия по Эйдетике с профессиональным педагогом расширяют сознание, развивают мышление, улучшают концентрацию внимания, и главное – по максимуму прокачивают память! Ваши дети навсегда забудут, что такое «зазубривать» материал и будут обучаться с радостью. С помощью методике образного мышления – Эйдетике, ваш ребёнок сможет:

  • с лёгкостью выучить большое стихотворение или текст наизусть;
  • запоминать огромный объём различной информации, в том числе цифровой;
  • улучшить концентрацию внимания;
  • подготовиться к экзаменам и ЗНО;
  • изучить иностранные языки.

Если вас заинтересовали занятия по развитию памяти и мышления, запишитесь на курс по Эйдетике и Мнемотехнике!

Запишитесь на тренинг по эйдетике

Экспресс-тренинг по Скорочтению

Удивительный курс по Скорочтению всего из трёх занятий длительностью в 2 часа. Этот тренинг для тех, кто прошел курс Эйдетики и Мнемотехнике и хочет научиться способам скорочтения! К нам приходят детки и взрослые и повышают скорость чтения в два-три раза! На тренинге по Скорочтению вы:

  • обработаете 4 способа быстрого чтения;
  • повысите концентрацию внимания;
  • научитесь выбирать из текста главное;
  • с лёгкостью запоминать прочитанный материал.

Тренинги по Эйдетике и Скорочтению помогут вашему ребёнку улучшить успеваемость в школе! Запишитесь на экспресс-курс по скорочтению и повысьте свою скорость в три раза!

Запишитесь на тренинг по скорочтению

Продвинутый уровень: Спортивное Запоминание

Тренинг по Спортивному Запоминанию для сильнейших учеников! Сила есть в каждом! Если вы хотите стать настоящим спортсменом в запоминании или желаете принять участие в Чемпионате по Спортивном Запоминании, Тренировочный Центр «Шалений равлик» жжет вас! Подходит для тех, кто хочет:

  • выйти из зоны комфорта;
  • прокачать свой мозг по полной программе;
  • выйти из зоны комфорта;
  • расширить собственное сознание;
  • развить мышление;
  • добиться успехов в жизни.

Удивительный продвинутый курс открывает перед вами множество возможностей! Если вы готовы сделать лучшую инвестицию в своё будущее, запишитесь на тренинг на нашем сайте!

Хочу на трениниг!

Мышление является высшей формой активной деятельности человека. Это психологический процесс, который неразрывно, довольно плотно связан с речью.

В результате мыслительной деятельности у человека начинают формироваться определенные навыки логического мышления: анализирование происходящего, сравнение или обобщение явлений, синтез, конкретизация.

Многие родители хотели бы узнать информацию, как научить ребенка думать правильно, поэтому рассмотрение особенностей мышления у детей довольно актуально на сегодняшний день.

Освоение навыков и познание нового

Еще в древние времена считалось, что полноценно думать малыш начинает лишь тогда, когда у него начинается развиваться интеллект и появляется разговорная речь. Современные исследования степени активности мозга доказали, что ребёнок думает, ещё находясь в животе матери. Рождаясь, он не сразу проявляет осознанность лишь потому, что поначалу учится навыкам управления собой и своими инстинктами.

Познание малышом окружающей действительности, как правило, начинается с элементарного ощущения, осознанного восприятия различных отдельных явлений, а также предметов, их образы хорошо фиксируются памятью. При этом мышление складывается в результате знакомства ребенка с действительностью, познания окружающего мира.

Общаясь с окружающими, ребенок учится как обобщать сходные между собой явления, определяя существующее между ними сходство, так и рассуждать об их особенностях. Постепенно он учится сравнивать, обобщать, конкретизировать и анализировать. С двух лет у малыша возникают первые ассоциации, которые используются в дальнейшем развитии. С этого и начинается ранее развитие процесса детского мышления.

Виды мышления, их особенности

Выделяются следующие виды мышления:

  • наглядно-действенное мышление (вид познания, основанный на использовании предметов);
  • наглядно-образное, то есть с помощью представленных мысленно явлений;
  • словесно-логическое, то есть с помощью различных понятий и слов, используя логические рассуждения.

Этот вид мышления наблюдается периодически до 3 лет, а особо интенсивно развивается от 3 и до 4 лет. Малыш начинает понимать свойства окружающих его предметов, учится манипулировать ими по назначению, выполняет различные практические задачи.

Как научить ребёнка думать

Видеоуроки: Оскар Бренифье, Как научить ребенка мыслить?

После освоения предыдущей формы мышления в полной мере на его основе у ребенка начинает формироваться более развернутый тип мышления — наглядно-образный. С 4-5 лет малыши начинают постепенно переходить от различных прямых действий с предметами к мыслительным действиям с представлением образа этого предмета. На основе этих представлений ребенок может успешно решать задачи. При этом совсем необязательно контактировать с предметом, брать его в руки, можно просто представить его. Этот вид мышления позволяет считать цифры в уме, использовать разные схематические изображения.

У ребенка с шести лет непременно начинает развиваться следующий этап мышления, так называемый словесно-логический. Из всех видов мышления этот самый сложный, ведь в нем задействованы довольно сложные и отвлеченные понятия, которые при помощи логического мышления необходимо выразить словами.

Влияние развития мышления на обучение

В основном потребность человека в мыслительном действии начинает в полной мере проявляться в школьном возрасте, потому что на уроках ребенку приходится справляться с разными довольно сложными задачками, появляется острая необходимость логически мыслить.

Успешное обучение в начальной школе напрямую зависит как от степени развития мышления у ребенка, его умения обобщать, а также систематизировать полученные знания, так и от способности творчески решать разные проблемы. Достаточно развитое мышление однозначно помогает ему правильно ориентироваться в обществе и чувствовать себя довольно уверенно в окружающем его современном мире, к тому же способствует и общему развитию.

Роль родителей в развитии мышления

Каждый родитель обязан знать, как именно научить своего ребенка думать, и должным образом обеспечивать его полноценное развитие. В период, когда мыслительные способности малыша пассивны, он лишь получает внешнюю информацию, но сознательно не старается обрабатывать её. Маленькие дети постоянно общаются, но способности думать долго о чем-нибудь конкретно у них ещё не развиты, поэтому в основном многие малыши не могут надолго себя занять даже интересным для них занятием.

Развитие полноценного мышления у детей не происходит само собой, им должны руководить взрослые. Учитывая приобретенный ребенком опыт, родители должны объяснить ему понятия, которые он не познает самостоятельно. Перед ними и педагогами стоит очень важная и ответственная задача научить ребенка самостоятельно размышлять и сравнивать, рассуждать и анализировать, делать самостоятельные выводы и устанавливать закономерности.

Упражнения для развития мышления

Научиться всему этому ребенок способен при помощи специальных упражнений, а также разнообразных игр. При этом от педагога не требуется особой подготовки, игры используются в рамках запланированной образовательной программы или в игровой форме на прогулке.

Есть большое количество игр, которые направлены на ускорение развития мышления. Степень сложности игр, соответственно, изменяется в зависимости от степени развития и возраста ребенка. В одну и ту же развивающую игру можно играть по-разному.

Например, довольно эффективная игра «Семейка», согласно правилам которой взрослый произносит вслух определенный ряд слов, например, картофель, капуста, огурец, предлагая детям назвать эти слова одним общим словом «овощи». С более старшими детьми необходимо слегка изменить условия предыдущей игры. Назвать, наоборот, обобщающее слово, например, овощи, при этом предложить детям назвать примеры овощей, это игра «Назови одного из большой семейки». Варианты игр разнообразны и напрямую зависят целиком от фантазии родителей, а также педагогов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: