Как происходит обучение детей по методике Монтессори? блок – Упражнения на развитие сенсорики. блок – Задания на развитие воображения


Ольга Николаевна Теплякова – профессиональный психолог. Она воспитала восьмерых детей, а теперь является бабушкой восьмерых внуков. Она является автором разнообразных книг по раннему развитию для родителей и пособий для малышей. Кроме этого, Ольга Николаевна является автором детских стихов и сказок. С 80-х годов она активно внедряет собственную методику раннего развития детей, основанную на использовании игр.
Методика начала зарождаться еще в детском возрасте автора, когда она самостоятельно научилась читать в раннем возрасте и стремилась всем близким детям передать свой опыт и навыки.
В старшем возрасте   Ольга Николаевна уже осознанно занималась разработкой методики и внедрением ее в жизнь. Основные учителя автора- это талантливые педагоги и авторы уникальных методик раннего развития.
Один из основных учителей – физиолог М. Кольцова. Ее авторские исследования в области речи детей легли в основу методики О.Н. Тепляковой.
Очень вдохновило Ольгу Николаевну посещение семьи Никитиных. Их опыт, основанный на том, что с малышами нужно играть, покорил Теплякову и она окончательно убедилась в правильности своей зарождавшейся методики.
Автор в своей методике активно использовала и многие приемы рисования, которые позаимствовала у художника-преподавателя Ростислава Гирвеля. Некоторые приемы работы с малышами Ольга Николаевна переняла от профессиональных педагогов детского дома для глухонемых детей.
Работы выдающихся педагогов Макаренко и Аомнашвили также пронизывают методику Тепляковой. Доверительные отношения между малышами и родителями, любовь к труду и многие другие человеческие ценности взяты именно у них.
Методика О.Н.Тепляковой очень популярна среди родителей. Она имеет множество преимуществ, которые делают ее легкой, доступной и эффективной.

Основные идеи методики:

Основа развития и обучения малышей – это игра. Только в игровой форме дети способны качественно и быстро усваивать новую информацию, а также познавать окружающий мир.
Игры, которые разработала автор, настолько просты, что их могут использовать любые родители для любых детей.
В основе обучения детей по методике Тепляковой лежат ситуационные игры, сюжеты которых взяты из реальной жизни. В них нет места непонятным образам. Все, о чем говорится в игре, малыш может увидеть, почувствовать, потрогать. Именно такой подход, как считает автор методики, является наиболее подходящим, физиологически и психологически обоснованным и эффективным для раннего развития детей.

Принципы методики:

Как упоминалось выше, основу раннего развития по Тепляковой составляет игра. При этом развиваются игровые сюжеты, вокруг которых расставляются все возможные виды деятельности ребенка:

Пение;
Наблюдение;
Лепка;
Изготовление аппликаций;
Музицирование;
Рисование;
Театральные постановки;
Чтение;
Математика;
Письмо;
Взаимодействие с предметами.

Цель каждого короткого занятия – это максимально заинтересовать малыша. Для этого берется любая интересующая его тема из жизни, которая обыгрывается всеми перечисленными способами.
К примеру, грузовик ребенку на самом деле интереснее рассматривать на улице в реальном варианте, чем просматривать картинку на мониторе или бумаге. Дома возьмите игрушечный грузовик, посадите в него зверушек, пересчитайте их. Затем нарисуйте грузовик или сделайте аппликацию. Спойте песенку или выучит стихотворение про грузовик.
Благодаря использованию такого метода обучения у малышей появляется желание узнавать новое, творить, играть с родителями и общаться. Отношения между родителями и детьми выходят на новый уровень, они наполнены вдохновением и энтузиазмом покорять все новые и новые вершины.
Важно понимать, что для каждого отдельного ребенка необходимо подбирать интересную именно для него игру. Ведь основная задача – это поддерживать интерес ребенка. А скучные и слишком длинные игры приведут только к чрезмерной усталости малыша. Следите за этим!

Когда начинать?:

На самом деле в игры Тепляковой можно играть начиная с периода ожидания ребенка и до начала посещения школы. Но все-таки большинство игр рассчитано на детей от трех месяцев до четырех лет. Естественно, что подборка игр для младенцев будет существенно отличаться от тех, которые рассчитаны на малышей постарше.

Частота игровых занятий:

В методике нет четких указаний по частоте проведения развивающих занятий для ваших малышей. Играйте, когда есть настроение, время. Можно несколько раз в день, а можно и один раз в неделю. Главное, чтобы игры приносили удовольствие и радость вам и вашим детям. тогда даже нечастые, но продуктивные игры принесут огромную пользу для развития малыша.

Где играть?:

На этот вопрос у автора методики имеется однозначный ответ: "Везде!". Действительно, чтобы игры по методике Тепляковой принесли результат, в них необходимо играть везде, где только можно. Это и стены вашего дома, и детская площадка, и усадьба у бабушки (прекрасно для изучения природы, домашних животных и растений), лес (для изучения дикой природы), магазин, улицы города, общественный транспорт. Все эти места относятся к объектам привычной жизни детей. И пускай эти объекты и будут призваны развивать ваших малышей.

Результаты применения методики Тепляковой:

Если вы будете правильно применять методику автора, то сможете добиться таких результатов (не забывайте о том, что мы не ставим никаких целей, результаты появятся сами собой):

O Малыши научатся создавать творческие произведения - рисунки, аппликации, поделки из пластилина и природных материалов;
o Методика позволяет научить малышей читать, писать, сочинять;
o Методика развивает ораторские способности, малыши учатся выступать на публике;
o Игры Тепляковой научат малышей танцевать и петь;
o Дети начинают осваивать игру на музыкальных инструментах, тем самым развивая слух;
o Малыши учатся считать, развивают логическое мышление.

Игровое занятие по Тепляковой – какое оно?:

Прежде чем приступить к использованию методики игрового развития, необходимо усвоить основные характеристики занятия по Тепляковой.

Занятие должно быть непродолжительным. Игра длится 2-5 минут. Чем меньше ребенок, тем менее продолжительным должно быть занятие. Для малыша в возрасте 3-6 месяцев выдержать без утомления занятие продолжительностью 30-60 секунд   -это большое достижение. Если занятие слишком долгое, то у ребенка пропадает интерес, а появляется только усталость, раздражительность. А для родителей самое важное – это интерес малыша;

Начинайте обязательно с активной и подвижной игры. Это поможет снять избыточное напряжение и расслабиться. Если же ребенок еще окончательно не проснулся, активная игра позволит ему встрепенуться и взбодриться. Также большое значение играет движение во время занятия. Так мы полностью ощущаем весь сюжет. Кроме этого, движения мамы и малыша помогают установить очень тесный контакт. Движения в ритм стихотворению или песенке способствуют правильному формированию речи и музыкального слуха у малыша;

Сочетайте различную деятельность в одном игровом сюжете. Каждая игра Тепляковой – один уникальный сюжет. И прорабатывается он в разных формах – в виде песенки, поделки, аппликации, рисунка, танца, а также в непосредственном контакте с изучаемым объектом;

Привлекайте к играм других людей, в первую очередь членов семьи. Также можно использовать любимые игрушки. Также играйте в игры с другими малышами, даже старшего возраста. Так вы научите своих деток общаться и взаимодействовать с различными людьми;

Обязательно хвалите малыша. Не забывайте об этом и в процессе игры. Но важно сделать это именно в конце. Гордитесь и восхищайтесь всеми поделками, которые делает ребенок в процессе игры. Делайте выставки работ малыша дома. Дарите их кому-либо;

Повторяйте игры, в которые играли ранее. Если малышу очень понравилась игра, в которую вы играли, то смело повторяйте ее. Это дарит детям уверенность и защищенность. Так они чувствуют себя увереннее в знакомой обстановке;

В случае отсутствия интереса к предлагаемой игре, откажитесь от нее. Главное правило – игра должна приносить УДОВОЛЬСТВИЕ – выполняйте в любом случае. Можете даже судить по себе. Если вам лично игра кажется скучной и неинтересной – выберите другую;

Стройте занятие и выбирайте игру по интересам малыша. Естественно, что у каждого ребенка свои интересы и способности. Обязательно учитывайте это. Те игры, которые нравятся одним детям, могут не восприниматься другими и вызывать протест.

Как сделать игру по Тепляковой эффективной?:

Основываясь на собственном многолетнем опыте, Теплякова сформировала четкие правила проведения игр, чтобы они стали действительно интересными, увлекательными и принесли массу полезного для малыша.

1. Предоставьте малышу достаточно места для игр. Освободите помещение или стол от предметов, которые будут мешать ребенку двигаться во время танцев, а также отвлекать его во время пассивных игр. Тогда вам не придется переживать, что что-то упадет, разобьется и т.д.;
2. Научитесь правильно подбирать время для проведения игровых занятий по Тепляковой. Ребенок обязательно должен быть в хорошем настроении и сытым. Взрослые должны быть доброжелательными и жизнерадостными. Повторимся снова: игра по Тепляковой призвана доставлять только огромное удовольствие!
3. Играйте вместе с малышом. Показывайте крохе, как нужно играть. Родители должны понимать, что первое время дети вовсе не знают, что делать в той или иной игре. Следуя вашим указаниям, малыши будут копировать и учиться играть. Еще один важный момент, на котором акцентирует внимание автор методики - родители, как и дети должны получать искреннее удовольствие от игры и времени, проведенного со своими малышами;
4. Малыш часто должен играть роль наблюдателя. Позвольте ему делать это. Ведь не только поведение, но и эмоции взрослых очень важны для детей и их развития. Не переживайте, если ребенок не повторяет сиюминутно за вами все действия. Не заставляйте его это делать. Вы будете приятно удивлены, когда через несколько дней он с легкостью повторит увиденное. Поверьте, дети, играя роль наблюдателей, также учатся очень многому;
5. Начинаем с простого. Для первых занятий подбирайте достаточно легкие игры. Не начинайте сразу со сложных. Но по мере усвоения материала усложняйте задания;
6. Повторяйте полюбившиеся игры;
7. Общайтесь с малышом во время игры. Никогда не молчите. Общение - это развитие и тесный контакт с ребенком, который очень важен. Общайтесь со своим крохой на равных. Тон разговора должен быть ласковым и эмоционально разнообразным;
8. Проявляйте в каждой игре фантазию. Естественно, что автор предлагает конкретные правила игры, но вы должны чувствовать особенности своего ребенка и можете смело немного менять условия занятий. Это не повредит, а наоборот, внесет в ваше совместное игровое занятие нотку индивидуальности и комфорта;
9. Игра и обучение - это не одно и то же. Очень важно учитывать это требование Тепляковой во время игр с очень маленькими детьми. Не нужно устанавливать целей, не критикуйте ребенка, даже если что-то не выходит так, как вам хочется. Игра будет эффективной, только если вы в хорошем настроении и никуда не торопитесь;
10. Не затягивайте окончание занятий. Если возраст вашего малыша до 1 года - игровое занятие должно продолжаться не более 60 секунд. С детьми постарше игра может длиться до восьми минут. Запомните, что долгая игра будет не развивать вашего ребенка, а утомлять. Пускай она длится пару минут, но плодотворно. Этого вполне достаточно для нормального развития ребенка.

Читаем по Тепляковой:

Автор методики убеждена, что в обучении чтению важную роль играют не буквы и слоги, как в других методиках. Согласно мнению Тепляковой в обучении чтению важно создать такие условия, в которых малыш сам захочет писать и читать. У него должен появиться огромный интерес к этому. А именно он и является движущей силой успешного обучения чтению.
В процессе обучения чтению по Тепляковой малыш играет в игры, являющиеся частью обыденной жизни. Она убеждена, что рассматривание слов и букв на мониторе или на карточках бессмысленно и даже вредно (особенно для еще не сформировавшихся глаз ребенка). Естественно, что намного легче показать ребенку написанное слово "собака". Но правильнее и эффективнее выйти на улицу, погладить собачку, нарисовать ее, спеть про нее песенку или выучить стихотворение, изобразить ее мимикой и жестами. Такое восприятие слов является куда более эмоциональным и богатым.
Автор убеждает родителей, что чтение и письмо неразрывно связаны между собой. На каждом рисунке дети делают надписи, их читают. На занятиях по Тепляковой дети очень много пишут. Можно сказать, что они осваивают чтение руками. Никогда не разделяйте обучение чтению и письму. Это абсолютно неправильно!
В играх автора слова просто включаются в привычную ежедневную деятельность. Малышам намного легче и понятнее взаимодействовать с реальными объектами, которые он встречает в реальной жизни, чем просто манипулировать не всегда понятными сочетаниями букв. Это скучно и неинтересно. И, тем более, не эффективно. Слова в методике Тепляковой буквально "живут" среди игрушек, животных, домашних предметов и явлений в окружающем мире.
Пение - это неотъемлемая часть процесса обучения чтению также как и театральные постановки. Не заставляйте малышей читать или писать, считать. Приглашайте их играть в кошечку, солнышко, дождик, картошку. Разнообразьте это слово разными заданиями и занятиями. И результат не заставит себя долго ждать.
Учитывайте, что для малышей до одного года слово - это целый мир. Для них одно слово способно выразить целую ситуацию. К примеру, "кошка" означает, что та самая кошка вошла в комнату или перешла дорогу.
В играх по Тепляковой дети не заучивают буквы или склады. Они общаются с реально существующими объектами, как бы "вытягивая" из них слова. Начинайте всегда с самых важных и элементарных слов - "мама", "собака", "машина", "папа" и т.д. Первые годы развития дети играют только с простыми словами и короткими словосочетаниями. Только позднее они могут перейти к изучению букв и анализу слов.

Сразу необходимо правильно ставить руку ребенка. Автор не отбрасывает возможности использования пальчиковых красок. Но все-таки в ходе первых занятий она настоятельно рекомендует давать малышу ручку.
Родители должны стараться значительно расширить словарный запас ребенка. Для этого Теплякова предлагает использовать такие простые способы:

Используйте совместное чтение. Читайте те произведения, которые вызовут огромный интерес у каждого. Автор рекомендует почитать "Приключения Тома Сойера", произведения Пушкина, Аксакова;
- Всегда выделяйте время для того, чтобы что-то прочесть. Пускай малыши почаще видят вас с книгой в руках. Подавайте детям пример. Всегда обсуждайте прочитанное;
- Заучивайте стихотворения;
- Посещайте театральные представления и устраивайте их дома;
- Пишите письма, поздравительные открытки;
- Пишите собственные художественные произведения, создавайте книги;
- Побольше сочиняйте!
- Всячески поощряйте малыша за каждый сделанный шаг.

Ошибки, которые допускают родители:

На самом деле, методик хоть и достаточно простая, но многие родители настолько увлекаются процессом, что упускают суть и основную идею. Типичные ошибки следующие:

Родители увлекаются обучением и теряют ту самую игровую форму и удовольствие от самого процесса;
- Затягивание по времени. Мамы очень часто не замечают, что малыш устал или потерял интерес. Взрослые входят в азарт, удлиняют время занятий. Тем самым снова теряется его смысл, а в некоторых случаях малыш и вовсе отказывается от подобных "игр" в дальнейшем;
- Навязывающий характер игры. Многие родители, увлекшись процессом, начинают малышей заставлять что-то делать именно так, как видят это сами. Ни в коем случае не делайте этого. Малыш может повторять за вами, скорее всего, что так и будет. Но если же он делает по-своему - только похвалите ребенка за такое проявление самостоятельности;
- Использование большого количества вспомогательных материалов и предметов, игрушек. Не злоупотребляйте количеством. Старайтесь убирать из поля зрения ребенка лишнее, не рассеивайте его внимание;
- Игра в плохом настроении мамы. Как уже было сказано выше, важно научиться правильно выбирать настрой малыша для занятий. Но также дело обстоит и с мамой. Если у вас лично нет настроения, вы очень устали или заболели - отложите игру. Ведь ваши эмоции очень сильно чувствует малыш. У него также сложится негативное представление об играх;
- Игра не соответствует возрасту малыша. Даже если вам кажется, что ваш кроха значительно опережается по развитию свой возраст, не спешите предлагать ему задания, которые предназначены для более старших малышей. Когда маленькие дети с легкостью справляются с поставленными задачами, у них прекрасно получается, тогда они чувствуют огромную уверенность в себе, получают неописуемое наслаждение от самого процесса. Но если же не "угадать" с игрой, а выбрать очень сложную, то ребенок запросто может разочароваться и отказаться от таких занятий. Поэтому никогда не спешите, лучше немного подождать и убедиться, что ребенок полностью готов выйти на следующий уровень.

Примеры игр Тепляковой:

На самом деле игр, которые разработала автор методики множество. Что их объединяет - это реалистичные сюжеты и использование элементарных подручных средств. Вот некоторые примеры:

O Игра "Картошка". На примере этой игры можно придумать множество вариаций с другими продуктами. Для этой игры необходимо отправиться с ребенком на кухню. Вы будете готовить картошку. Берете несколько картофелин и тщательно моете. Потом даете их ребенку, чтобы он потрогал, понюхал их. Затем вы их посчитаете. Заранее подготовьте какую-либо мягкую игрушку и разыграйте такой диалог:

Котик, хочешь одну картошку?
- Да, конечно, хочу. Дай мне одну картофелину, пожалуйста!
- Держи одну картофелину.

Варианты диалогов могут быть различными.

Затем возьмите карандаши и бумагу. Попробуйте нарисовать картошку. Обязательно подпишите название овоща и проговорите. Обращайте внимание на цвет и форму, также озвучивайте эти характеристики. Работу ребенка не забудьте поставить на выставку или подарить папе.
o Игра "Дождик". Подберите для этой игры дождливое время. Выйдите с малышом на улицу, пощупайте дождик. Расскажите, что это такое. Пускай ребенок поймет, что он мокрый и прохладный. Возьмите зонтик и расскажите, для чего он используется. Пускай малыш попробует пройтись без зонтика и с ним. Дайте ему возможность уловить разницу. Обсудите это явление. Дома нарисуйте или сделайте аппликацию дождливой погоды. Подпишите картинку и поставьте на выставку. Выучите короткое стихотворение про дождик. Разучите простенький детский танец (если малыш умеет ходить), имитируя дождик ручками. В зависимости от возраста малыша можете сужать или расширять круг заданий по теме;
o Игры по сказкам. Они требуют особого внимания. За один раз разучивается одна сказка. С помощью игрушек ее можно инсценировать. Затем слепите действующих героев (не берите слишком большое количество - один-два в самый раз). Далее, можно разучить песенку или фрагмент из сказки. Не забудьте поделку выставить на выставку!
Как видно, сюжеты игр настолько разнообразны, что легко потеряться. Но будьте выдержанны и последовательны. Не торопите события, пускай малыш медленно наслаждается выбранным сюжетом, повторяйте понравившийся сколько угодно раз, немного видоизменяя.

Положительные стороны методики:

Методика привлекает внимание многих родителей. Она имеет такие неоспоримые преимущества:

Легкость в использовании;
- Отсутствие значительных затрат на реализацию. Все материалы, которые пригодятся в игре, доступны и часто находятся в каждом доме;
- Способствует гармоничному и комплексному развитию ребенка;
- Дает возможность познавать мир во время непосредственного контакта с его объектами;
- Формирует творческие способности малыша, позволяет их раскрыть;
- Устанавливает тесную связь между родителями и детьми;
- Учит малышей общаться с окружающими начиная с самого раннего возраста;
- Является современной. Автор предлагает игры из реальной жизни. В них нет никаких отголоском минувших лет, которые вряд ли заинтересуют современных малышей;
- Отсутствие строгих требований и временных рамок, как во многих методиках раннего развития;
- Методика подходит даже для очень занятых родителей. Игры Тепляковой - это прекрасный способ вместе провести то небольшое количество драгоценного времени, которое выделяют взрослые на развитие малышей. К сожалению, это издержки современной жизни. Методика Тепляковой к вашим услугам. Используйте ее и развивайте своих малышей столько, сколько сможете.

Улыбайтесь и будьте открыты новым идеям. Ведь все, что вы вкладываете в своих малышей в будущем поможет им стать гармоничными, творческими и свободными личностями.


Заниматься по методике Шичиды легко и приятно. Ведь она основана на большой любви к детям и глубокой вере в их гениальность.

Занятия основаны на простых играх, поэтому вы можете сами заниматься дома. К сожалению, книги по этой методике пока недоступны на русском языке. Поэтому мы расскажем вам, какие упражнения и игры разработал профессор Шичида.

Выбирайте то, что понравится вам и вашим детям, сочетайте при желании с другими методиками и получите превосходный результат!

Подготовка

Для занятий необходимо, чтобы ребенок был спокоен и расслаблен. Выберите подходящее время в течение дня, когда он сыт и всем доволен, или помогите ему настроиться.

  • Музыка. Очень хороший результат дает специальная музыка в альфа-ритме. Она активизирует работу правого полушария и многократно усиливает эффект от занятий.
  • Дыхательные упражнения помогают успокоиться, сосредоточиться, насытить кровь кислородом. С маленькими детьми делайте то, что им интересно: дуйте на перышки, в дудочку, в воду через трубочку, задувайте свечки, пускайте мыльные пузыри. Для детей постарше есть упражнение «8 секунд»: в течение 8 с нужно делать вдох, затем на 8 с задержать дыхание и столько же времени выдыхать воздух. Необходимо сделать 3 повтора.
  • «Шар энергии» – это эзотерическая практика, направленная на получение положительной энергии извне. Не все принимают и делают её, но малышам обычно нравится. Нужно поставить ладошки друг напротив друга (самостоятельно или вместе с мамой) и представить, как между ними начинает образовываться маленький светящийся шар энергии. Постепенно он становится большим, тяжелым и его можно как бы «надеть» на себя, оказаться внутри него. Или наоборот, проглотить маленький шар.
  • Позитивные утверждения. Установите зрительный контакт с ребенком, можно взять его на руки и скажите примерно такие слова: «Ты особенный. Ты всё можешь. Я тебя очень люблю». Такой настрой помогает малышу поверить в себя и в вашу любовь и улучшает его психические функции.

1 блок – Задания на развитие воображения

Развивать воображение необходимо для того, чтобы ребенок полностью раскрыл свой потенциал, не мыслил шаблонам и его сознание не было ограничено жесткими рамками. Все гениальные ученые и самые успешные люди планеты имели незаурядное воображение, которое позволило им выйти за рамки обыденности и создать нечто, что стало ценно для всего мира и изменило жизнь миллионов.

Даже если у вас не такие наполеоновские планы насчет своих детей, развитое воображение позволит им достичь успеха в любой выбранной области, найти выход в любой сложной жизненной ситуации.

  • Предложите ребенку представить, что он стал очень маленьким, или очень легким, или твердым как камень. Пусть представит себя каким-то животным или предметом. Помогайте ему с помощью таких вопросов, которые помогут ощутить это: «Какого ты цвета? Какая у тебя шерстка? Что ты теперь можешь делать?»
  • Вспомнить события какого-то интересного дня (день рождения, поездка к бабушке, в зоопарк). Маленькому расскажите сами в подробностях, а ребенок постарше пусть сам расскажет то, как он помнит эти события.
  • Покажите ему картинку. Затем пусть закроет глаза, представит её и опишет с максимальными подробностями.
  • Подготовьте такую картинку: на оранжевом фоне круг синего цвета диаметром 2 см. Нужно смотреть на неё в течение 30 сек на расстоянии 30 см от глаз. Если теперь закрыть глаза, то картинка может предстать перед внутренним взором иначе – другие цвета или формы.

2 блок – Демонстрация карточек

Быстрый показ большого количества карточек с разными изображениями позволяет загружать большой объем информации в память с помощью правого полушария. Карточек необходимо большое количество – начиная со 100 штук в день, причем каждую карточку не рекомендуют показывать более 3 раз.

Карточки демонстрируются очень быстро, за полсекунды. Так задействуется именно правое полушарие и развивается фотографическая память. Одновременное называние изображений стимулирует и левое полушарие.

Этот блок не занимает много времени, но его требуется довольно много на подготовку и распечатку материала, но готовые карточки можно и купить. Они не должны быть подписаны с лицевой стороны. Показывать следует на расстоянии вытянутой руки от глаз ребенка и чуть выше их. Начинать рекомендуется с 3 месяцев, но и с года они пойдут хорошо.

3 блок – Игры с карточками

Эти игры увлекают малышей и способствуют развитию памяти.


  • Покажите одну карточку, затем спрячьте её. Возьмите вторую карточку, похожую на первую. Продемонстрируйте теперь эти две карточки и спросите, какая из них была первой.
  • Покажите три карточки. Затем уберите, добавьте еще одну, снова покажите – необходимо найти лишнюю.
  • Покажите три карточки. Затем одну уберите, покажите оставшиеся две и спросите, какой не хватает.
  • Покажите ребенку цветную мандалу. Затем уберите её и дайте такую же, но не цветную, и попросите раскрасить в те же цвета.

4 блок – Развитие сверхспособностей (ESP-функций мозга)

Правое полушарие мозга, которое так активно развивает методика Шичиды, отвечает за наше 6 чувство – ясновидение, телепатию, психометрию. Конечно, многие скептически относятся к таким заданиям. Но сам Шичида утверждает, что даже без выполнения этого блока упражнений, развитие правого полушария с помощью других заданий параллельно тренирует и ESP-функции мозга.

Задания на развитие психометрии (тактильной чувствительности):

  • Положить перед ребенком одну или несколько карточек лицом вниз. Предложите ему потрогать их и почувствовать, что там изображено. Вариант – найти парные карточки.
  • Давать в руки шарики разных цветов так, чтобы он их не видел. Например, сделать в коробке отверстия для рук, положить туда шарики и, просунув руки, потрогать их и попробовать определить цвет наощупь.
  • Нарисовать на листочке бумаги букву, цифру или геометрическую фигуру, сложить его, дать ребенку и попросить почувствовать, что там изображено.

Упражнения на телепатию:

  • Возьмите несколько одинаковых стаканчиков и под одним из них что-то спрячьте. Спросите малыша, где спрятана вещь, при этом мысленно посылайте ему правильный ответ.
  • Из ряда карточек загадайте одну, и пусть ребенок постарается угадать.

Развитие ясновидения:

  • Завяжите ребенку глаза и положите перед ним какой-либо предмет. Пусть он попробует увидеть, почувствовать, описать его.
  • Возьмите два одинаковых набора карточек. Разложите свои карточки лицом вниз. Пусть малыш попытается разложить свой набор в том же порядке.
  • В ящик положите несколько одинаковых предметов и спросите, сколько их там.
  • Угадать, кто звонит по телефону или в дверь.
  • Предугадать что-то в будущем: какая будет погода, какую карту вытащите из колоды.

5 блок – Математика по методике Шичиды

Здесь также всё подчинено образному мышлению и визуальному восприятию. Ребенку показывают карточки с точками (цветочками, грибочками и.т.д.) и одновременно называют число изображенных точек. Показ длится также 0,5 сек.

Дети очень быстро учатся с первого взгляда определять числа. Можно показать две карточки и спросить: «Где пять?»

Заниматься можно также с примерами: говорите «Один плюс два равно…» и демонстрируете карточку с тремя точками.

6 блок – Чтение

Методика Шичиды не преследует цели научить читать как можно раньше – буквам учат после 3 лет. Не зацикливается она и на том, нужно ли учить буквы или слова целиком – и то, и другое нужно.

Поэтому занятия проходят так:

  • Показываем картинку, называем то, что на ней изображено. Показываем карточку с этим словом и также называем. Это способствует формированию грамотности.
  • Изучаем буквы, по одной за занятие. Подход максимально творческий – рассказываем сказки о буквах, поем их, лепим из пластилина.
  • Читаем много разных книг. Дети, которым много читают, могут освоить чтение без специальных занятий. Также чтение заставляет ребенка представлять всё происходящее в книге, а значит, развивать воображение и правое полушарие в целом. В этом смысле аудиокниги тоже хороши.

7 блок – Упражнения на развитие сенсорики

Лучше всего завершать занятия упражнениями на сенсорику:

  • Тактильные игры – изучение наощупь различных фактур, определение предметов наощупь, сенсорные коробки
  • Цветовосприятие. К карточкам разных цветов подбираем предметы того же цвета (карандаши, бусинки, пуговицы)
  • Музыкальные занятия – поем, отстукиваем ритм, играем на музыкальных инструментах, слушать различную музыку
  • Игры с изучением вкусов и запахов. Закрываем глаза и пробуем или нюхаем различные продукты и специи. Угадываем их на вкус и запах.
  • Рисование, аппликации, лепка.

Как вы видите, упражнений по методике Шичиды много, но она очень гибкая. Вы можете заниматься каждый день понемногу, выбирая упражнения из разных блоков. А можете подготовиться и провести одно большое комплексное занятие раз в неделю. Как вариант – взять из этой методики наиболее понравившиеся вам обоим задания и сочетать их с другими «развивашками».

Скачайте майнд-карту, которая позволит вам ориентироваться в методе, держать перед глазами все блоки упражнений и ничего не забывать:


Запретный плод сладок, да? Наверняка вы не раз замечали, как ребенок тянется к тому, что нельзя трогать. Используйте стремление крохи правильно, позвольте ему развиваться без запретов со стороны взрослых. У вас отлично получится! Познакомьтесь с системой раннего развития Марии Монтессори!

Нет границам!

Развивать ребенка и не думать, какую тематику занятий предложить маленькому человечку, – это ли не мечта каждого родителя? Именно такой принцип обучения детей и пропагандировала итальянский педагог Мария Монтессори. Вот уже более века ее методика находит поклонников и среди профессионалов-воспитателей, и среди обычных мам.

Главной действующей фигурой в обучении становится ребенок, который, руководствуясь своими желаниями, потребностями и возможностями, выбирает для себя тот или иной вид занятий. Задача взрослого – обеспечить малышу среду развития. На первый взгляд кажется, что в последствии таких занятий наступит полный хаос, кроха станет неуправляемым и подчинит себе всех вокруг. Ошибаетесь, ведь именно самостоятельность – первый шаг к самодисциплине. О, услышали заветное слово «дисциплина»? Да, именно о ней мечтает большинство родителей: чтобы ребенок сам убирал игрушки, сам одевался, сам рассчитывал свое время. И это возможно!

Главная движущая сила – интерес. Если малышу будет интересно, то он никогда не откажется от занятий. Задача педагога – поддерживать зажегшийся огонек познания у маленького непоседы. Мария Монтессори четко разграничила возраст ребенка, в котором проявляются те или иные стремления. Например, от рождения и до 6 лет малыш тяготеет к овладению речью, до 5,5 лет у крохи формируются сенсорные навыки, с 2,5 до 6 лет малыш учится самостоятельности и поведению в социуме. Окружив кроху правильными развивающими материалами, можно много достичь!

Создаем правильную среду

Акцент в методике раннего развития Монтессори сделан на соблюдении принципа природосообразности, причем это касается не только следования внутренним часам развития ребенка, но и использования простых и понятных пособий. Преимущественно все игрушки делаются из дерева. Отлично, правда же?!

Следующим этапом успеха становится правильно распределенные зоны развития. Например, зона реальной жизни , в которой собран материал, помогающий крохе научиться быть самостоятельным. Здесь можно учиться застегивать пуговицы, пересыпать крупу, открывать и закрывать дверь.

Зона сенсорного развития - это то место, где малыш сможет на практике познать особенности окружающего мира. Вот у крохи упал кувшин с водой и из него вылилась вода. Ага, она мокрая, течет и не имеет формы. Или же ребенок выступает в роли продавца, у которого нет весов. Как определить массу продаваемых продуктов? Конечно, с помощью рук! Постепенно малыш узнает, что предметы бывают высокими и низкими, легкими и тяжелыми, разноцветными.

Зона языкового развития вобрала в себя материалы для расширения словарного запаса ребенка, формирования у малыша основ правильной речи. А вы помните, с чем тесно сотрудничает речевой мозговой центр? Конечно, с моторикой рук. Так вот, именно поэтому в этой зоне собраны игрушки, направленные на укрепление пальчиков малыша.

Математическая зона – это среда, где кроха научится считать, познакомится с цифрами, с порядком и количеством. Узнает, что такое сложение и вычитание. Играя пособиями, малыш учится мыслить логически.

Зона естественнонаучного воспитания состоит из игрушек, знакомящих ребенка с миром. Здесь можно узнать много интересных фактов из истории, культуры, получить знания по географии и многому другому.

Конечно, если чадо ходит в школу (сад), работающую по методике раннего развития Марии Монтессори, то он может полноценно развиваться, переходя от одной зоны к другой. Если же развитием крохи занимается мама, то такое организовать сложно. Не беда, просто воспользуйтесь идеей и купите малышу , подходящие для занятий по методике Монтессори в домашних условиях.

Давайте играть

Итак, следуя традициям, предложенным самим автором метода, не будем ничего предлагать ребенку сами, просто покажем ему игрушки.

Для деток старше 1,5 лет

Веселые пуговицы

Научить ребенка застегивать пуговички очень легко. Для этого существуют специальные рамки с натянутой на них тканью. С одной стороны – петельки, с другой – пуговицы. А давайте проявим фантазию и сделаем игрушку для ребенка сами. Например, можно сшить небольшую полянку с цветами. Серединками цветочков будут пуговички, а лепесточки (цельнокроенные) будут к ним пристегиваться. Можно сделать красивую божью коровку с яркими красными крылышками, которые все время улетают. Чтобы божья коровка могла отдохнуть, пристегните крылышки на маленькие пуговицы к тельцу.

Пересыпалки

По сути, это напоминает игры в . Посмотрите, сможет ли малыш аккуратно на ложке перенести, например, фасоль из одной тарелки в другую? Получилось – прекрасно! Посмотрите, какой вкусный обед получился для куклы!

Течет, течет водичка

Поставьте перед ребенком два сосуда (бутылочки, чашки, кувшины), пусть кроха попробует перелить воду из одного в другой. А еще интересно проводить такие опыты при помощи губки: берете две мисочки, в одну наливаете воду. Сухую кубку опускаете в жидкость, ждете, пока она пропитается водой. А теперь смело переносите все в другую мисочку и выжимайте.

Закрой крышку

Дайте малышу несколько баночек, бутылок с крышками. Кроха должен попробовать их закрыть, а потом открыть. Для 1,5-2-летнего карапуза это целая наука.

Для детей 3-5 лет

Шарики из бумаги

Предложите ребенку отрывать кусочки бумаги и сминать их в шарики. Каждому малышу понравится такое баловство.

Дорожки из бисера

Крохе понравится делать яркие дорожки из разноцветного бисера. Для трехлеток дорожки будут широкие, а для детей боле старшего возраста – узкие. Так же можно играть и с крупами.

Я – Золушка

От этой игры еще не отказывался никто. Для малышей 3-х лет можно насыпать в мисочку разной крупы и попросить отделить «зерна от плевел», а вот ребятам постарше понравится перебирать разноцветный бисер и делать потом из него различные украшения.

Методика М. Монтессори – полноценна и самодостаточна. Некоторые говорят, что основной акцент в ней сделан на развитие моторики рук. Отчасти это правда, но если посмотреть на игры более широко, то можно увидеть всю глубину развивающего процесса. Можно обучить малыша чтению по методике Монтессори, или же заняться с ним математикой. Поле деятельности безгранично!

Учите кроху быть самостоятельным. Позвольте ему играть в то, что нравится!

Презентация по методике Марии Монтессори.

Цель: самостоятельная свободная творческая деятельность детей 3-4 года в специально подготовленной среде Монтессори.

Задачи:

  • Развитие творческих способностей детей через материалы Монтессори;
  • Развитие познавательных интересов;
  • Развитие эстетического чувства;

Материалы:

Все материалы специально подготовленной среды Монтессори: сенсорные материалы, речевые, материалы космической зоны; дополнительные материалы: шнурки по количеству детей, пуговицы.

Звучит тихая спокойная музыка. Дети заходят друг за другом.

1 часть – Работа на линии (2 – 3 мин.)

Приветствие детей : Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, земля!

Здравствуй, наша планета Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

«Урок тишины» Ребята, давайте закроем глазки и послушаем тишину. (звучит тихая музыка). Беседа о том, что мы слышали.

Педагог показывает коробочку со шнурками.

2 часть - «Круг»

Упражнение «Узор из шнурков»

Педагог предлагает ребенку познакомиться с цифрами, которые лежат на столе. Подходят вместе к столу, правильно садятся за стол.

3 часть - «Трехступенчатый урок».

I этап (ступень) урока: кладем перед ребенком две цифры 3 и 4, по очереди беря в руку ту и другую цифру говорим: это 3, это 4. Затем двумя пальчиками ребенка, указательным и средним, обводим обе цифры держа его руку в своей. Ведем его пальцы по направлению написания буквы.

Пальцы ребенка сами собой следят за шероховатостью буквы и, когда соскальзывают на гладкую поверхность картона, он сам себя поправляет. Ребенка это забавляет, и он много раз повторяет это упражнение, - иногда даже с завязанными глазами, и таким образом, еще не обучаясь письму, уже выучивается писать.

II этап (ступень): взрослый говорит ребенку: дай мне цифру 3. Потом: дай мне 4. На этом этапе можно придумывать разные варианты игры с шершавыми цифрами. Приведем примеры.

  1. Дай мне 4, а себе возьми 3.
  2. Обведи цифру 4
  3. Какая цифра осталась на столе

Но бывает, что ребенок ошибается и не умеет зрительно дифференцировать шершавые цифры. Тогда взрослый дает ему обвести их пальцем. Если же он и осязанием не различает одной цифры от другой - урок прекращается и возобновляется в какой-нибудь другой день.

III этап (ступень): если два первые этапа удовлетворительно пройдены, - вы приступаете к третьему, который состоит в том, что вы, положив перед своим маленьким учеником две цифры, спрашиваете у него: «Какая это цифра? А это какая?»

Продолжительность урока зависит от ребенка. Если видите, что он устал, занятие прекращаете.

Ребенок ставит в конце урока материал на свое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

12 развивающих игр по методике Марии Монтессори...

Трехступенчатый урок по методу Марии Монтессори.

Трёхступенчатый урок (занятие) по методу М.Монтессори. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный з...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Развивающая среда для детей раннего возраста по методике Марии Монтессори в домашних условиях.

Программа работы кружка по дополнительному образованию "Развивай-ка" по методике Марии Монтессори

Программа направленна на развитие сенситивной сферы ребенка, мышления, самостоятельности в проявлении познавательной инициативы, на формирование системы эмоциональных представлений об окружающем мире....


Известная модифицированная методика раннего развития Сесиль Лупан до сих пор вызывает споры, а нужно ли так загружать ребенка в раннем возрасте? Родителям, которые окончательно решили, что их ребенку это нужно, важно знать, как заниматься с маленькими умниками. Эта статья посвящена авторской методике Сесиль Лупан - схеме занятий по дням на две недели.

Особенность методики С. Лупан

Плюсом и одновременно минусом методики является желание автора охватить все сферы развития ребенка. Она старалась так устраивать занятия, чтобы ее дочки имели возможность развиваться физически, творчески, логически. Не упускала возможности создать базу в 2 года для обучения письму и чтению.

Специфика занятий и их загруженность информацией зависит от возраста малыша. В этой статье мы расскажем о занятиях в возрасте от 1 до 3 лет. В этом периоде ребенок активно познает мир и развивается, отмечала Сесиль Лупан. Рассмотрим подробно, чем заниматься с малышом в течение 2-х недель.

Схема занятий по методике Сесиль Лупан по дням

Занятия должны охватывать несколько сфер развития малышей. Не следует пичкать ребенка только энциклопедическими знаниями в один день. Обучение должно идти легко и непринужденно. Для этого информация подается в сжатой форме, ее немного и она постоянно изменяется.

Понедельник

Развитие органов чувств

Ребенку предоставляются карточки с геометрическими фигурами, животными или предметами обихода. Карточки нужно показывать по 5 штук за 3 подхода. Промежуток между показом одних и тех же карточек должен составлять не менее 30 минут.

Показывая, мама проговаривает нарисованный предмет, тем самым развивая у малыша зрительное восприятие, слуховое и память.

Двигательная активность

Мама ходит с малышом по улице - привитие двигательной активности происходит непринужденно в процессе прогулки. Ребенка не нужно катать все время в коляске - он должен привыкать ходить, длительно ходить.

Музыкальное развитие

В промежутках между показами карточек маленький исследователь может отдыхать или петь с мамой любимые песенки. Лучше подбирать песни из любимых мультиков. Мама - руководитель, она учит кроху словам и мелодии. В это время ребенок усваивает ритм, темп песенки и развивает музыкальный слух.

Занятия для ребенка проводятся в игровой форме, заканчиваются немного раньше, чем ребенок устанет и сам попросит завершения. Это мотивирует его заниматься дальше.

Вторник

Следующий день начинается с повторения и изучения нового материала.

  1. Сенсорное обучение . Крохе по одному разу показывают карточки, изучаемые вчера, с четким проговариванием названий предметов. Затем по указанной выше схеме показываются еще 5 карточек по той же тематике. Для развития восприятия на слух можно поставить запись с разными звуками.
  2. Иностранный язык . Вместе с уже знакомыми карточками проговариваются и слова на иностранном языке, который изучает малыш. Кроме карточек можно называть окружающие предметы, например: «Возьми карандаш - pencil».
  3. Двигательная активность . Здесь уместна зарядка с родителями. Под музыку можно выполнять любые движения, которые заставят ребенка весело двигаться в такт мелодии. Он будет сначала повторять за взрослым, потом начнет самостоятельно выдумывать движения.

Среда

  1. Сенсорное обучение . Зрительное восприятие новых знаний. Мама продолжает показывать уже знакомые карточки, затем подключает еще 5 по заранее выбранной тематике.
  2. Подготовка к чтению. Заранее нужно подготовить карточки с названиями окружающих ребенка предметов. Это мебель, посуда, одежда, игрушки и так далее. Мама раскладывает каждую карточку (название написано красным цветом, крупными буквами) к предмету, название которого на ней написано. Так ребенок, пользуясь предметом, постепенно привыкает к его написанию и чтению.
  3. Подготовка к письму . На первоначальном этапе малыш просто рисует, учится держать карандаш.
  4. Математические навыки. Привитие привычки считать. Для начала крохе можно показывать парные части тела и одинарные. Например, один носик, ротик, два глазика, и так далее.

Четверг

  1. Сенсорное обучение . Продолжение осваивания новых карточек, новых тем. Нельзя слишком нагружать кроху. В этот день лучше уделить внимание повторению всего изученного. Карточки показываются по темам с перерывами в 30 минут.
  2. Подготовка к чтению. Продолжается изучение предметов, окружающих малыша.
  3. Подготовка к письму. Ребенок продолжает рисовать. В ходе рисования мама показывает, как пишутся 4 буквы алфавита. Лучше начинать с гласных.
  4. Логика. Взрослый знакомит ребенка с признаками и характеристиками предметов. Это тесно связано с изучением предметов обихода. Наряду с подготовкой к письму, можно показывать и изучать характеристики той же подушки, кресла или чашки, из которой пьет ребенок.

Пятница

  1. Обучение через зрение и слух . На данный момент малыш уже изучил 25 новых карточек. Мама должна следить за тем, как он узнает эти карточки. Не достаточно уже просто их показывать. Нужно спрашивать, где тот или иной предмет, кроха уже начинает показывать.
  2. Двигательная активность . После продолжительных прогулок пора учить ребенка бегать. Для этого нужно ходить все быстрее и быстрее, пока он не побежит.
  3. Развитие речи, фантазии . Мама - первый сказочник и учитель. Она должна проявить максимум умений и фантазии для сочинения сказок. Сначала рассказики должны быть короткими для лучшего усвоения крохой, затем можно поговорить, что усвоил маленький ученик.
  4. Творческое развитие. Необходимо читать с ребенком стишки, петь песенки. Так он усваивает рифму и музыкальные навыки.

Суббота

  1. Изучение математики. Считать с ребенком все до 5, затем до 10 в течение недели после ознакомления с понятием счета. Это должно сопровождать его времяпрепровождение в течение всего дня.
  2. Иностранные языки. Продолжая изучать карточки с названиями окружающих предметов, так же по 5 карточек можно добавлять, в зависимости от выбранной темы (будь то мебель или еда).
  3. Анатомия. Здесь лучшим способом обучения будет игра в доктора, который лечит разные части тела. В этой игре совместимы карточки с изображениями, названиями, названиями на иностранном языке. То есть в одной игре сразу можно развивать несколько навыков. Кстати, указывать характеристики органа или части тела также полезно - развивается логика малыша.

Воскресение

В воскресение малышу лучше устроить маленькую разгрузку - у него должно быть свободное время от обучения. И в этом свободном времени он … продолжает обучаться, только уже в своих самостоятельных играх. Понятное дело, что мама неустанно помогает ему, направляет, подсказывает.

Со следующей недели маме следует немного углубить уже приобретенные знания.

Понедельник

  1. Сенсорное развитие продолжается в том же духе, постепенно добавляются новые карточки. Карточки - это вообще неотъемлемая часть развития крохи, поэтому ежедневно проводится показ по выше описанной схеме.
  2. Физическая активность переходит в форму игры - малыш бегает, играя в «догонялки».
  3. Чтение . На этой неделе по описанному принципу ребенок изучает словосочетания. Это нужно делать только после его усвоения предыдущего этапа развития.
  4. Продолжать развивать логику необходимо, предлагая крохе изучение геометрических форм и разнообразных видов цвета. Показывать не все сразу, а дозированно.

Вторник

С этого дня помимо сенсорного развития и подготовки к чтению, письму, можно добавить знакомство крохи с энциклопедическими знаниями. Для этого также понадобятся карточки, но на них изображены страны, города, портреты известных людей и так далее.

Среда

  1. Иностранный язык . После усвоения малышом основных названий предметов на иностранном языке можно начинать игру «Покажи-ка мне…». Называть предметы на иностранном языке, а он должен указать на нужную карточку.
  2. География. Малыш исследует свой дом, квартиру. Он учится определять функциональность комнаты, в зависимости от того, что в ней расположено и находится.
  3. Музыка. Ребенок учится петь песенки самостоятельно без мамы. Лучше, если этот процесс будет сопровождаться «игрой» ребенка на музыкальном инструменте. Идеальным инструментом для малышей является ксилофон - он используется также как ударный инструмент.

Наряду с этими занятиями продолжаются занятия по математике, подготовке к письму, чтению, а также развитие органов чувств.

Четверг

В этот день кроме постоянных занятий вводится изучение зоологии и ботаники. Для изучения этих дисциплин необходимо иметь хоть малейшее представление о животных и растениях. Для этого малыша нужно сводить в зоопарк (если есть такая возможность), а также посадить с ним семена каких-либо культур. Во время прогулки можно не только развлекать ребенка , но и изучать окружающую природу.

Пятница

В конце второй недели малыш уже может узнавать карточки с буквами и цифрами, которые в течение недели показывала мама. Чтобы продолжить знакомство с письмом, ребенку нужно давать набирать буквы на клавиатуре компьютера - так ребенок привыкает к формированию групп букв, которые образуют слоги и слова.

Развитие логики продолжается изучением видов чувств. Малыш изучает чувства, которыми пользуется человек, а также основные эмоции. Их можно показывать вместе с родителями.

Обучение счету продолжается, когда малыш считает все предметы. Происходит знакомство с понятием 0.

Анатомические особенности ребенок изучает в игре с болезнью конкретного органа. В игре он узнает, кто лечит отдельные заболевшие органы, откуда появились узкие специалисты.

Суббота

В этот день происходит суммирование всех полученных знаний за две недели. Мама инициирует маленький экзамен - проверку того, что чадо запомнило за период обучения.

Мониторинг знаний проходит по темам:

  • развитие органов чувств,
  • подготовка к письму,
  • чтению,
  • иностранный язык,
  • логика,
  • счет,
  • энциклопедические данные,
  • география,
  • музыка,
  • разделы биологии,
  • двигательная активность.

В воскресение малыш заслуживает отдых.

Обучение по методике Сесиль Лупан нелегкое, прежде всего, для родителей, но результат очевиден - ребенок получает систематические знания постепенно и дозировано, не надрываясь.

Людмила Редькина, психолог, специально для сайт

Полезное видео

Занимаясь интеллектуальным и творческим развитием ребенка, нельзя забывать и о физическом развитии. Хороший способ развить опорно-двигательный аппарат как у малышей, так и у детей постарше - шведская стенка. Вариантов этого спортивного комплекса можно найти массу, но не все они соответствуют требованиям безопасности. ?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: