История происхождения новогодней елки. Как новогодняя елка соединила древние ритуалы и христианское рождество

ПРАЗДНИЧНАЯ ЁЛКА - РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИЛИ НОВОГОДНЯЯ

История «русской ёлки» интересна и поучительна. Рождественская ель в современном понимании, то есть как цельное украшенное древо, фиксируется в С.-Петербурге в домах немецких протестантов в начале XIX века (указ Петра I от 20 декабря 1699 года о праздновании Нового года не имеет к ней прямого отношения). Первым православным домом, где установили ёлку, был, видимо, Зимний дворец: с 1830-х годов вечнозелёная красавица веселила семью императора Николая I и его гостей. Первое официальное о ней сообщение появилось в «Северной пчеле» накануне 1840 года: газета писала о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» ёлках. «К середине XIX века немецкий обычай прочно вошёл в жизнь российской столицы. Ёлка становится для жителя Петербурга вполне привычным явлением».

Не все одобряли нововведение! Так, известный петербургский протоиерей Иоанн Полисадов (†1886) в одной из своих проповедей, гневно обличая «обновленцев», называл обычай устраивать для детей ёлку «совершенно нелепым, чисто немецким или, точнее говоря, каким-то языческим, вовсе неприличным Христову празднику, чистою бессмыслицею». Интересно, что бы он сказал нашему патриарху Кириллу, застав его за этим «языческим» и «неприличным» делом - освящением для детей главной рождественской ёлки страны?! Хороший урок для современных «ревнителей», враждебно относящихся к любым «иноземным новшествам». При этом без малейшей ретроспективной оглядки утверждается, что все будто бы наши обряды и традиции (люди ведь быстро привыкают к новому) - «исконно православные», восходящие едва ли не ко Христу и апостолам! Но обратимся к ситуации, сформулированной подзаголовком.

Хорошо известно, что нельзя служить двум господам и сидеть на двух стульях. Если наши православные «ревнители» всерьёз отвергают астрономически и символически безусловный день Рождества - 25 декабря по григорианскому календарю, то они должны быть последовательны до конца и игнорировать так называемый «гражданский Новый год». Но ведь в наших храмах всерьёз (а не лицемерно!) служат Новогодний молебен вечером 31 декабря. И Святейший Патриарх Алексий Второй поздравил россиян с наступлением третьего тысячелетия 31 декабря 2000 года и поздравлял с каждым Новым годом также 31 декабря по григорианскому календарю (а не 13 января, в канун фольклорного «Старого Нового года»)!

Такая раздвоенность лишает изначально Рождественскую ёлку всероссийского миссионерского статуса. Хорошо известно, что, запрещённая коммунистами в двадцатые годы прошлого века, ёлка была «переосмыслена» и возвращена ими же в 1935 году в качестве секулярной и только новогодней. С неизбежностью, Новый год и церемониал этого единственного дозволенного зимнего праздника перенял всю веселую рождественскую обрядность - украшенную елочку, народные гулянья, ярмарки, колядки, обмен подарками. И сейчас многие консервативные православные, живущие по принципу «человек для субботы», не признаю т торжеств во время поста (легко представить, каково приходится их бедным детям, когда в садах и школах проходят новогодние «огоньки» и раздаются подарки со сластями!). В такой ситуации, благословляя сначала «государственную» и общероссийскую новогоднюю ёлку в Кремле и по всей стране, а затем уже православную (более частную) рождественскую елку, Церковь идёт на компромисс. Оправдан ли он?

Но представим, что всё вернулось на круги своя, и Рождество Христово, как и раньше , празднуется до , а не после Нового года. Тогда 25 декабря становится государственным праздником и выходным днем. После торжественного рождественского богослужения Святейший Патриарх освящает в Кремле уже не «коммунистическую», приходящуюся на пост, а традиционную христианскую елку. (Таким образом, вопрос о второй ёлке, «новогодней», отпадает сам собой!) Новый год вновь приобретает свой нейтральный статус важной хронологической вехи, но лишается навязанного ему сакрального ореола. У школьников начинаются рождественские каникулы, а с Нового года к ним на совершенно законных основаниях присоединяются и взрослые (согласно постановлению Государственной Думы о новогодних каникулах). Православные христиане наконец-то уравниваются в правах с другими гражданами, и могут с чистым сердцем ехать с детьми на зимние курорты или проводить святочные дни в зависимости от достатка и желания. А после праздника Святого Богоявления (Крещения Господня), 6 января, - как и в старой России! - все возвратятся к трудам.

«Суббота для человека или человек для субботы?» Авторитетный ответ на этот вопрос был дан давным-давно, но «почему-то» не все христиане с ним согласны. Элементарного здравого смысла или «человеческого понятия», как оптимистично уверяла матушка Швейгентиль у Томаса Манна, «всегда на всё достанет!» Будем надеяться, что и мы не вовсе лишены этого ценного качества. Хотя иногда, по совести сказать, вера в это почти исчезает.

Примечания

Этюд о ёлке заимствован из книги: Рубан Ю. От Рождества до Сретения. Праздники рождественского цикла / Научный ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). СПб.: Коло, 2015. - С. 96-99.

Цит по: Душечкина Е. В . Русская ёлка. История, мифология, литература. . СПб., 2012. - С. 54.

Там же. - С. 63.

Цит. по: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. . - С. 526, прим. 1.

Праздник Нового Года и Рождества неотделим от аромата и свежей зелени настоящей Рождественской елки. Но трактовка дерева как символа жизни – традиция, более древняя, чем христианство, и не принадлежащая к какой-то определенной религии.

Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество, жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью. Римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий. Жрецы-друиды вешали на дубовые ветки золотые яблоки во время празднества зимнего солнцестояния. В Средние века вечнозеленое дерево с красными яблоками было символом праздника Адама и Евы, отмечавшегося 24-го декабря.

Зарождение традиции ставить елку на Новый год и Рождество

Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе.

В Америку ее завезли немецкие поселенцы, а также наемники, принимавшие участие в войне за независимость. В 1804 году американские солдаты в форте Дирборн (теперь Чикаго) в Рождество приносили к себе в казармы деревца из соседнего леса.

Популярность Рождественской елки быстро росла. В 1842 году в Вильямсбуге, Вирджиния, Чарльз Миннегрод уже предлагал покупателям украшения для деревьев. В 1851 году Марк Карр доставил на улицы Нью-Йорка две воловьи упряжки, груженные елками и первым в Соединенных Штатах начал продавать праздничные деревья в розницу.

14-ый президент США Франклин Пирс принес традицию Рождественской елки в Белый дом. В 1923 году президент Калвин Кулидж впервые провел торжественную Церемонию зажигания елки, которая теперь проходит каждый год на лужайке перед Белым домом. И теперь, начиная с 1966 года, члены Национальной Ассоциации Рождественской елки преподносят самую красивую и пушистую ель первой семье Америки. Это дерево каждый год устанавливается в Синей комнате Белого дома.

Традиция празднования Нового года с елкой в России

Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление – от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски – 1 января. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли на трактирах круглый год – отсюда пошло их название – “елки-палки”.

Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать елки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно – примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой потом пришла красная пятиконечная.

Новогодние елки в СССР

В 20-х годах прошлого столетия большевики запретили устраивать елки и праздновать Новый год, считая это “буржуазной прихотью” и “старорежимным обычаем”. Кроме того, по их мнению, “новогодний праздник слишком близко стоит в календаре от поповского Рождества и не следует вводить народ в искушение”. С этого момента новогодняя елка “ушла в подполье”: только в некоторых семьях решались устраивать ее и делали это тайно.

В декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев “реабилитировал” праздник, и в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была устроена елка для детей и молодежи. Лесная красавица вернулась после долгих лет забвения и уже навсегда вошла в нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой. В 1954 году впервые зажглась главная елка страны – Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый год.

Ника Кравчук

А вы знаете, что символизирует рождественская елка?

В советское время рождественская елка почти незаметно стала называться новогодней. Ее украсили пятиконечной красной звездой и почти полностью лишили глубинного религиозного смысла. Но разве украшенная ель, запах хвои, огоньки гирлянд и разнообразные шары на колючих ветках — это такое себе дополнение к торжеству и ничего более? Оказывается, все не так просто. Рождественское дерево имеет христианский подтекст и символизирует… Впрочем, об этом и о многих интересных фактах читайте далее.

Рождественская елка — дерево с религиозным подтекстом

Считается, что традиция украшать ель к Рождеству возникла еще в средневековой Германии. Когда впервые произошло это событие — знает один Бог. Часто говорят, что первым в истории было деревце, которое Мартин Лютер установил в своем доме. Опять же — точная дата неизвестна.

Что же символизировало собой украшенное хвойное дерево? С одной стороны, рождественская елка напоминала о райском Древе жизни , Эдемском саде и грехопадении Адама и Евы. Как раз накануне Рождества, 24 декабря, западные христиане отмечали день памяти прародителей Адама и Евы.

Но рождественская ель — это не дерево грустных воспоминаний. Потому что, с другой стороны, оно — символ родившегося Христа . Бог стал Человеком, чтобы прийти в мир и искупить всех людей, примирить их с Творцом. Иными словами — восстановить ту связь, которую в свое время разорвали Адам и Ева.

Что символизируют елочные украшения?

После того, как вы узнали о глубокой христианской символике рождественского дерева, вы понимаете, почему его именно так наряжают.

Рождественская елка обязательно украшается фонариками, гирляндами и восьмиконечной звездой на макушке. Почему обязательно звезда? А вспомните историю о волхвах, пришедших с Востока для поклонения Христу. Путь им указывала рождественская звезда.

По одной германской легенде, Лютер, отправляясь в лес, также увидел, как ангел украсил верхушку ели звездой.

Почему на рождественское дерево цепляли различные плоды, тоже понятно: ведь оно напоминало о райском Древе жизни.

На что же указывают всевозможные другие украшения — елочные игрушки? Если елка — это Христос, то цветные шары и огоньки — все верующие, пребывающие во Христе, то есть истинная Церковь.

Вот какую глубокую христианскую символику имеет наряженная рождественская елка. Понятно, почему большевики сразу отменили этот благочестивый обычай, а потом по просьбам «советских граждан» разрешили, превратив символ Христа в обычное новогоднее дерево. Но об этом немного позже, а сначала мы расскажем, как же возникла традиция украшать рождественскую ель.

Кто впервые нарядил хвойное дерево к Рождеству?

В исторических источниках первое упоминание о рождественской елке сводится к 1510 году и уже не к Германии, а к латвийской столице — Риге. Правда, с этим категорически не согласны жители Таллинна. Эстонцы якобы доказали, что у них украшенное к Рождеству деревце появилось на четыре века раньше, чем у латвийцев.

Дошло до того, что перед Новым 2011 годом между Ригой и Таллинном разразился дипломатический скандал: в какой стране рождественская елка появилась впервые? Кому отмечать день рождения рождественского дерева?

Но как бы там ни было, мы точно знаем, когда елка впервые появилась в будущей Российской империи, — после указа Петра І от 20 декабря 1699 года.

Как елка в Российской империи прижилась

Перед выдачей указа Петр І посетил Европу, и во время поездки ему очень понравились украшенные к Рождеству деревца. После возвращения домой он провел календарную реформу: летоисчисление теперь велось от Рождества Христова, а Новый год начинался 1 января. Чтобы передать атмосферу праздника Петр І велел украшать рождественские елки и зажигать огни.

Но этот обычай прижился не сразу: сначала рождественские деревья устанавливали и украшали разве что немецкие семьи, проживавшие в Российской империи.

Зато к середине ХІХ века ситуация изменилась: в 1852 году появилась первая публичная рождественская елка в Петербурге, за ней последовал целый парад елей, устанавливаемых в местах собраний дворян, купцов, в клубах и театрах. Затем сначала в зажиточных семьях, чтобы показать свой статус, а затем и в обычных — на радость детям — взялись украшать елки.

Во всем мире появился и соответствующий рождественский бизнес: изготовляли украшения и сладости. Таковая коммерция приносила хорошие доходы и радость как взрослым, так и детям.

Новогодняя или рождественская?

С приходом советской власти все постепенно поменялось. Рождество и рождественская елка, как «поповский обычай» , были отменены, чтобы дети не впитывали религиозность с раннего возраста.

Правда, гонения на хвойную красавицу долго не продлились. Уже в 1935 году партийный деятель Постышев добился от Сталина реабилитации елки. Она вернулась, но уже не как символ Христа, а как новогоднее дерево. И украшала ее уже не восьмиконечная вифлеемская звезда, а пятиконечная красная.

Но время все возвращает на круги своя: и празднование Рождества, и колядки, и торжественные богослужения, и, конечно, украшенное деревце с гирляндами и восьмиконечной (или шестиконечной) звездой на макушке.

Предлагаем вам вместе с детьми посмотреть «Легенду о Елке»:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Как провести рождественский сочельник? Можно ли вкушать пищу до появления на небе первой звезды? Что символизирует традиция готовить 12 постных блюд и оправдывает ли она себя? Почему так важно расставлять приоритеты: сначала богослужения, а уже затем уборка-готовка? Обо всем этом читайте статье.

Во многих домах сейчас стоит украшенная под Новый Год красавица-ёлка. Мне всегда было интересно, откуда пошёл этот красивый обычай и почему именно ёлке выпала такая честь. Давайте же углубимся в историю и ответим на все вопросы. Поскольку традиция наряжать ёлку изначально была связана с Рождеством, а не с Новым Годом, поэтому и пост про праздничное дерево я пишу только сейчас.

В дополнение к посту я покажу вам парочку ёлочных украшений 1960-х годов прошлого века. Они до сих пор используются по прямому назначению жителями одной из деревень Подмосковья, куда я специально отправился полюбоваться атрибутикой, встретившей не один десяток новых годов.

В мировой праздничной традиции часто фигурирует дерево - как один из древнейших символов жизни. Зелёные пальмовые ветви считались символом победы жизни над смертью в Древнем Египте. Дубовые ветки с золотыми яблоками использовались у друидов во время празднества зимнего солнцестояния. Вечнозеленое дерево своим жизнеутверждающим видом наиболее отвечает идеологии победы жизни над смертью.

Вообще традиция украшать елку очень древняя, ей свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, например:
яблоки - символ плодородия,
орехи - непостижимость божественного промысла,
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

У Рождественской елки в Европе есть прямой предшественник. Это было деревянное сооружение в форме пирамиды, обвешанное растительностью и украшениями. Подарки или сладости ставили на полки пирамиды. До появления рождественской елки такая пирамида считалась в Германии и северной Европе главным рождественским украшением.
Сейчас традиция Рождественских пирамид вовсе не умерла. Часто пирамиды в европейских городах можно встретить наряду с ёлками

Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к XVI столетию. Так, в немецком источнике, датированном 1561 годом, говорится, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки. В XVII веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В Америку Рождественскую елку завезли немецкие поселенцы.

Чем украшали рождественскую елку& В 16-м веке в Германии елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Вообще, традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке.

Он же стал героем наиболее популярной легенды об украшении рождественского дерева: однажды в сочельник он шел домой через лес. Вечер был ясный и звездный. Когда он пришел домой, то поставил елку для своей семьи и прикрепил много свечей к ее густым веткам. Огоньки на ней были похожи на звезды на небе.

Идея же использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. К тому времени нити электрических лампочек уже использовались в телефонных распределительных щитах, Моррису лишь пришло в голову развесить их на елке. А первые уличные Рождественские елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.

Существует легенда о том, почему мы украшаем елки блестящей мишурой.
Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

Так как первые Рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а позже были добавлены сладости, орехи и рождественские свечи, то такой груз был безусловно слишком тяжел для дерева. Поэтому немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.

Сейчас новогодних и рождественских игрушек в магазинах предлагается огромное количество на любой вкус.
Мне же хочется показать вам несколько украшений 60-х - 70-х годов прошлого века, с какими встречали Новый Год и Рождество наши родители, найденных в одном из посёлков Истринского района Московской области.

Седой бумажный Дед Мороз

У меня никогда не было шаров "с вырезами", но они остаются одним из воспоминаний детства. Такие игрушки украшали ёлку в моём в детском саду

Если шишки-сосульки еще можно встретить в продаже, то бусы я не видел нигде

Весёлого Рождества!

С егодня сложно представить новогодний праздник без снега и ели. Но еще несколько столетий назад вечнозеленое дерево не было атрибутом Нового года, да и сам праздник в России отмечали в сентябре.

Традиция украшать новогоднюю ель известна с кельтских преданий. Древние славяне вместо елки наряжали дуб или березу.

В Европе традиция встречать Новый год с зеленой красавицей началась в Германии с древней немецкой легенды о деревьях, пышно расцветающих во время зимних холодов. Вскоре украшение елок стало модным и распространилось во многих странах Старого Света. Для того чтобы избежать массовой вырубки лесов, в XIX веке в Германии стали производить искусственные ели.

Старая рождественская открытка

Сергей Коровин. Рождество

В Россию новогодняя традиция пришла в канун 1700 года, во время правления Петра I, которым был отдан приказ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года и о том, чтобы Новый год встречать 1 января, а не 1 сентября. В указе говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…»

После смерти царя предписания сохранились лишь относительно убранства питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим деревьям опознавались кабаки. Деревья стояли возле заведений вплоть до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми.

Генрих Манизер. Елочный торг

Алексей Чернышев. Рождественская елка в Аничковом дворце

Первую публичную елку установили в здании Екатерининского вокзала (ныне Московского) в Санкт-Петербурге лишь в 1852 году.

В разные времена и елки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.

Во время Первой мировой войны император Николай II объявил елочную традицию «вражеской». После Октябрьской революции запрет отменили, но в 1926 году власть рабочих и крестьян вновь ликвидировала «елочную» традицию, сочтя ее буржуйской.

Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов. 1950-е. Фотохроника ТАСС

Новогодняя елка в Кремлевском Дворце съездов. Фотография: Н. Акимов, Л. Портер / Фотохроника ТАСС

Лишь в 1938 году огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек появилась в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Ее стали устанавливать ежегодно и проводить там детские новогодние праздники, получившие название «новогодние елки». С 1976 года главной новогодней елью страны стало дерево, установленное в Государственном Кремлевском дворце.Малыши в новогодних колпаках около елки. Фотография: Т. Гладских / фотобанк «Лори»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: