Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников. Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с использованием кругов Луллия «Дикие животные Консультация исполь

Причины использования интегративного подхода в дошкольном образовании: мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не давали представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; интегрированная НОД развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; форма проведения интегрированной НОД нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.


Характеристика разных видов занятий (по Н.Е.Васюковой, О.И.Чехониной, С.Д.Сажиной) Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра). Может проводиться как эпизодически, так и систематически. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодически. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга и проводится систематически.


Интеграция в образовательном пространстве ДОУ: интеграция образовательных областей в образовательном и воспитательном процессе, интеграция в работе специалистов ДОУ, интеграция воспитательно- образовательного процесса детей групп компенсирующей и групп общеразвивающей направленности и др.


Основные факторы интеграции в НОД 1. Образовательные области. 2. Основные виды деятельности детей (познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, чтение, музыкально-художественная, коммуникативная, двигательная, игровая). 3. Интегративные качества личности ребёнка (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость и пр.)


ОО «Познание» интегрируется с образовательными областями: - «Коммуникация» (развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми), - «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами художественной литературы основной задачи психолого- педагогической работы - формирования целостной картины мира), - «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни),


-«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире), -«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности), -«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы), -«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).


Сочетания предметов для интеграции в НОД музыка + математика; обучение грамоте + математика; художественная литература + развитие речи + обучение грамоте; развитие речи + музыка + рисование; математика + труд; формирование целостной картины мира + музыка + рисование + труд; формирование целостной картины мира + чтение художественной литературы; математика + физическое воспитание и др.




Отличительные особенности интегрированной НОД: чёткость, компактность; большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрируемых образовательных областей; смена динамических поз и видов детской деятельности; необходимость соблюдения временных рамок НОД.


Эффективные методы и приемы, используемые в ходе интегрированной НОД: Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно- речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.


Примерная структура интегрированной НОД Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»). Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.


Методика подготовки интегрированной НОД Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.


Продумать развивающие задачи. Использовать разнообразные виды деятельности. Использовать разнообразный наглядного и игрового (демонстрационный, раздаточный). Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.). Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированной НОД.


Вопросы для анализа интегрированной НОД. 1. Наличие компонентов интеграции, их логическая взаимообусловленность. Синтез образовательных областей: 2. Наличие новых образовательных задач в структуре НОД: соотношение изученного и изучаемого. 3. Выполнение требований к структуре интегрированной НОД: (компактность, продуманность, взаимосвязь интегрируемых областей, и т.д.) 4. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)? 5. Смена динамических поз и видов детской деятельности.


6. Использованы ли методы и приемы продуктивного характера: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность, проблемные вопросы, логические задачи, моделирование, проектирование и т.д. 7. Соблюдение принципа сотрудничества с детьми в ходе НОД: позитивное отношение, проявление заинтересованности детей к действиям педагога, эмоциональность общения, оказание поддержки детям ит.п. ит.п. 8. Работа по формированию интегральных качеств личности. 9. Учет личностно-ориентированного подхода в процессе интегрированной НОД. 10. Соблюдение временных рамок НОД.




Использованная литература: Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, Детский сад: теория и практика, 2012, 5(17) –Принцип интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Конспект НОД по познавательному развитию в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет «Путешествие в страну сказок»

Выполнила: Алещенко Мария Александровна, воспитатель МБДОУ №48 «Росток», г. Сургут

Тема: «Путешествие в страну сказок»

Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература.
Цель : закрепить знания детей о сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.
Задачи:
1. Закрепить и систематизировать знания детей по содержанию сказок.
2. Развивать коммуникативные качества детей, совершенствовать связную и диалогическую форму речи.
3. Воспитывать любовь и интерес к сказкам.
Материалы и оборудование: видеопроектор, электронный носитель, ковер, емкости с горохом и фасолью, две разрезные картинки-пазлы – зеркала Снежной королевы, мяч, цветик – семицветик, книжки по кол-ву детей, сектора с временами года, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Под весёлую музыку дети входят в зал, приветствуют гостей и встают в круг взявшись за руки.
Воспитатель. Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!
Замечательно! От ваших улыбок в зале стало светлее.
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И конечно поиграть.
А вы, любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель. Замечательно!
Сказка – это счастье и тому, кто верит, сказка непременно отворит все двери.
Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.
Воспитатель. Сегодня мы отправимся с вами в сказку. А попадём мы в неё на волшебном «ковре-самолёте». (Воспитатель разворачивает «ковёр», а там дырки в виде геометрических фигур.)
Воспитатель. Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр. На подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.
Воспитатель. Назовите те фигуры, которые вам понадобились. Теперь становитесь на ковёр и повторяйте волшебные слова (звучит музыка):
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? … Вот подсказка?
Под столом собачка лает,
Судьбу дочкам предрекает:
«Старикову дочь в злате-серебре везут,
А старухину дочь замуж не берут!»
Кто ответит без подсказки,
Как название той сказки? (Сказка Морозко)
1 задание: “Добрые и вежливые слова”
Воспитатель: Ребята, скажите а как относилась мачеха к Настеньке?

Дети: Мачеха всегда ругала падчерицу, называла плохими словами, заставляла много работать и не любила ее.
Воспитатель: Давайте, покажем злой мачехе сколько на свете много добрых и вежливых слов. (Игра с мячом- перекидывая друг другу мяч называют вежливые слова)
Воспитатель:
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? … Вот подсказка?
Я с бала королевского
Однажды убегала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла.
2 задание:«Помогите Золушке»
Воспитатель: Злая мачеха поручила Золушке много работы. А ей так хочется попасть на бал. Ребята, давайте поможем ей отделить горох от фасоли.
(Дети работают в парах: перебирают горох и фасоль).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Золушка рада, что поедет на бал.
Продолжаем наше путешествие.
Музыкальная физминутка «Герои волшебных сказок»
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим наше путешествие по сказочной стране, вставайте на наш ковер, закрывайте глазки – полетели! (звучит музыка)
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? … Вот подсказка?
Среди зимних вьюг,морозов,
на окошке у друзей,
расцвели вдруг пышно розы
красотой пленя своей.
Только вот беда случилась
зеркало зимы разбилось.
И совсем не нежная (Королева Снежная)
3 задание: «Задание снежной королевы»
Воспитатель: Вы, узнали, что это за сказка?
(Проводится беседа о Снежной королеве)
Воспитатель: Какая она, Снежная королева?
Дети: Злая, с холодным сердцем, черствая, несправедливая…
Воспитатель: Какой плохой поступок она совершила? Чтобы помочь Каю мы с ваи должны постараться и собрать зеркало, которое разбила Снежная королева.
(Разделившись на две команды – мальчики и девочки – дети складывают разбитое зеркало).
Воспитатель: Девочки, какой формы у вас зеркало? А у вас, мальчики? Вы смогли собрать зеркало и растопить холодное сердце Снежной королевы.
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим наше путешествие по сказочной стране, вставайте на наш ковер, закрывайте глазки – полетели! (звучит музыка)
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? … Вот подсказка? (Все сказки смешались между собой)
4 задание: «Путаница из сказок»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все сказки смешались и перепутались между собой, давайте попробуем расставить все на свои места. Внимательно смотрите на картинку и назовите сказку. (Слайды)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по сказочной стране – полетели! (звучит музыка)
Подснежников зимой достать
Велела не родная мать
Так обижали сироту
Так, вспомнили вы,сказку ту? (Сказка 12 Месяцев)
5 задание: игра «Времена года»
Воспитатель: Ребята, а вы помните, с какими месяцами встретилась девочка у костра в лесу?
Дети: Это зимние, весенние, летние и осенние месяцы.
Воспитатель: Давайте вспомним их имена и распределим их по цвету:
Дети: Зимние: Декабрь, Январь, Февраль. (Синие)
Весенние: Март, Апрель, Май. (Зеленые)
Летние: Июнь, Июль, Август.(Красный)
Осенние: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.(Желтый)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на что это похоже?
Дети: На часы
Воспитатель: Правильно, ребята, получился циферблат с временами года, ведь каждый месяц следует друг за другом, так и получается целый год.
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим наше путешествие по сказочной стране, вставайте на наш ковер, закрывайте глазки – полетели! (звучит музыка)
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? … Вот подсказка?
6 задание: игра «Цветик - семицветик»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках красивый цветок. А как вы думаете из какой он сказки?
Дети: Из сказки «Цветик - семицветик»
Воспитатель: В сказке Женя использовала лепестки цветка только на хорошие желания?
Дети: Нет, не всегда. Сначала Женя загадывала бесполезные желания. Только последнее желание девочки было хорошим и добрым.
Воспитатель: Женя передала нам с вами цветик – семицветик, чтобы мы тоже загадали свои желания, которые обязательно сбудутся. Для этого нам нужно будет выбрать себе пару, вместе оторвать листок и вместе загадать желание, а потом подарить свой лепесток нашим гостям. Все ваши желания должны быть дбрыми и хорошими. А начать можно так: «Мы хотим, чтобы все вокруг были добрыми», «Мы желаем…», «Нам бы хотелось…»
Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А за ваши старания Сказочная Сказок дарит вам волшебный сундучок со сказками, на страницах которых вы вновь встретитесь со своими любимыми сказочными героями.
Пришло время возвращаться в наш любимый детский сад, становитесь на ковер, закрывайте глаза – полетели! (звучит музыка)
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, в какие игры вы играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что было интересно и запомнилось больше всего?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!
Под весёлую музыку дети отправляются в группу.

Презентация на тему: Путешествие в страну сказок

Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты ребенка дошкольного возраста. Внутреннее стремление к исследованию порождает любознательность и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, и очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности ребенка. Поэтому основной задачей для себя в работе с детьми, я считаю помогать развитию познавательной активности.

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Развитие познавательного интереса включает все функции процесса обучения: развивающую, обучающую и воспитательную. Для этого в своей работе я использую в комплексе элементы ранее известных и современных методик познавательно- исследовательской деятельности. Организую совместную познавательно-исследовательская деятельность со взрослым и самостоятельную детскую деятельность в разных формах:

Прикладное творчество;

Рассматривание;

Исследовательская деятельность;

Наблюдения;

Конструирование;

Сюжетно-ролевая игра;

Викторины, конкурсы;

Экспериментирование.

Основными задачами при организации деятельности детей являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете или явлении на основе интеграции разных видов деятельности. Сущность интегрированного подхода - соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом я решаю несколько задач из различных областей развития, а дети усваивают содержание разных разделов программы параллельно. Интегрированный подход соответствует одному из требований дошкольной дидактики: образование должно быть не большим по объему, но ёмким.

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность (НОД) позволяет мне использовать различные методы и приемы в работе с детьми:

Сравнительный анализ, сопоставление и поиск, эвристическую деятельность;

Проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных со взрослым «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

Разнообразные речевые игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представлений о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Интеграция охватывает все виды деятельности, различные игры, изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную. Организую НОД в соответствии с выбранной темой, которую представляю в эмоционально – образной форме. В интересной совместной деятельности выступаю в качестве партнера. Предметная среда меняется в соответствии с темой. При выборе темы учитываю следующие факторы:

Реальные события, происходящие в окружающем;

Воображаемые события или описываемые в художественной литературе;

События специально смоделированные: вношу в группу предметы, вызывающие интерес;

События, происходящие в жизни группы.

В процессе организованной таким образом деятельности у детей формируются более глубокие и разносторонние знания, целостное представление об окружающем мире, обобщенные представления, знания и умения, осмысление и нахождение причинно–следственных связей, развивается логическое мышление, коммуникативные способности, появляется возможность реализовать свои творческие способности. Форма НОД нестандартна, интересна детям, дает мне возможность поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, это говорит о достаточной эффективности деятельности.

Важным считаю позитивное отношение к ребенку, проявление искренней заинтересованности к его действиям, необходимо быть готовым к эмоциональной поддержке ребенка. Также постепенно повышаю эмоциональную насыщенность деятельности, для того чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости воспитанников. Стараюсь больше хвалить, поддерживать зрительный контакт, находиться рядом и при необходимости погладить плечо ребенка. Что дает ребенку возможность быть смелее, решительнее, привлекает его внимание. Интеграция в деятельность с детьми прикладного творчества: вырезание снежинок, изготовление игрушек из бумаги, сувениров из разнообразного материала, дает возможность развивать эстетическое восприятие и мыслительные операции такие как анализ, синтез, сравнение, уподобление, установления сходства и различия предметов и частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Развивается и мелкая моторика рук, глазомер, координация движений. Формируется умение организовывать свое рабочее место, работать аккуратно. Огромное значение имеют и положительные эмоции: дети радуются полученному результату.

Включенные в деятельность музыкальные произведения и художественное слово дает ребенку полноценно прочувствовать явления, происходящие в природе, вокруг, проявить фантазию, получить эстетическое наслаждение. Интегрированная деятельность снижает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на другой вид деятельности, ощутимо повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, мышление, речь и память.

НОД происходит в игровой форме: мы принимаем гостей, помогаем сказочным героям. Это воспитывает в ребенке чувство добра, взаимопомощи, гостеприимство. В игровой познавательной форме дети логически мыслят, находят закономерности, строят высказывания, рассуждают и узнают что-то новое. Включаемые мною в занятия элементы «ТРИЗ», способствуют снятию чувства скованности, дают возможность ребенку стать более инициативным, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, развивают нравственные качества: умение радоваться успеху товарищей, желание помочь другому, проявив себя с лучшей стороны. Также я использую технические средства: показ слайдов, презентаций, мультфильмов, небольших познавательных или обучающих фильмов, развивающие компьютерные игры. Что очень привлекает детей и еще больше повышает интерес.

Литература:

1. «От рождения до школы» Примерная основная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015.

2. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: Мозаика – синтез 2008.

3. Скоролупова О. «О комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» /Текст/ О. Скоролупова, Н.Федина //Дошкольное воспитание – 2010. №5.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Серебряное копытце»

Итоговая НОД

по познавательно-речевому развитию


Воспитатель: Шлык О.А. г. Сургут 2016г.
Итоговая непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во II младшей группе «К другу очень я спешу и помочь ему хочу!» Составила и провела: воспитатель Шлык Оксана Анатольевна Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Безопасность», «Социализация», «Труд». Цель
:
создавать положительный эмоциональный настрой детей; способствовать формированию игровой мотивации детей; стимулировать познавательную активность детей. Программные задачи: 1. Закреплять знания детей о профессиях, о диких, домашних животных, их повадках и среде обитания, о насекомых, знание овощей и фруктов; закреплять название посуды и умение правильно сервировать стол; закреплять знания и представления детей о возможных опасностях в лесу. 2. Развивать речь, память, творчество, воображение. 3. Вызвать желание помогать друзьям в трудной ситуации, желание охранять окружающую природу. Материал и оборудование: Демонстрационный: кукла Маша, большая мягкая игрушка-Медведь, игрушки животных, насекомых, цветов, сундучок с различными профессиональными принадлежностями (руль, расческа, ножницы парикмахерские, половник, кастрюля, утюг, весы, калькулятор, шприц, градусник и др.,) стол с посудой, муляжи фруктов и овощей, макеты ручейка и деревьев, фонограмма музыки из м/ф «Маша и Медведь», Е. Железновой «Автобус». Ход НОД: Дети проходят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришла еще одна очень интересная гостья. (Звучит фонограмма из м/ф «Маша и Медведь») Вы узнали, кто это? Конечно же, это Маша! Здравствуй, Маша! (Дети здороваются с куклой Машей) Маша говорит, что она пришла к нам за помощью, потому что в нашей группе очень добрые и умные дети, которые ей могут помочь. Дело в том, что ее любимый друг Мишка – заболел. Что же делать? (Лечить) Кто у нас лечит больных? (Доктор) А что нужно доктору для работы? (таблетками, градусник, шприц, капли…) Ребята, поможем Маше вылечить Мишку? (Да) Тогда нам нужно собрать сумку доктора. Справимся? Дидактическое упражнение «Кому, что надо для работы?». Что из этих предметов нужно доктору для работы? Дети разбирают различные принадлежности, определяя, кому, что надо для работы и называя профессии, отбирают, что необходимо для работы врача. Воспитатель: Молодцы, ребята, все готово! Мы теперь можем помочь Мишке! Вы соглашаетесь на небольшое путешествие в лес? (Да) Беседа о правилах безопасности в лесу и о диких/домашних животных. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила безопасного поведения в лесу (Предполагаемые ответы детей). Воспитатель подытоживает: детям в лесу нельзя отходить от взрослых, держаться всем вместе, не рвать и не есть незнакомые растения, ягоды и т. д. Воспитатель: Дети, как можно быстро добраться до леса, ведь лес обычно находится далеко от города? (На велосипеде, автомобиле, автобусе) Давайте, мы поедем на воображаемом автобусе! Предлагаю вам пройти к автобусу (из стульчиков). Физминутка Дети «едут» в лес под песню Е. Железновой «Автобус»
Воспитатель: Вот мы и приехали в лес, выходите аккуратно из автобуса. Смотрите, здесь тропинка, узенькая, извилистая. Аккуратно пойдем по тропинке. А здесь ручеек! Какой ручеек – широкий или узкий? (Узкий) Его можно перепрыгнуть? (Да) - Перепрыгиваем! Воспитатель: Ой! посмотрите, из куcтов выглядывают ушки, кто спрятался под кустом? Дети: Под кустом спрятался заяц. Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат. Он пушистый, у него длинные уши и короткий хвост и живет он под кустом. А детеныши зайца - зайчата. Воспитатель: А давайте с зайкой поиграем? Дети: Да! Подвижная игра «Мы на луг ходили, хоровод водили»

Воспитатель: А кто у нас спрятался за деревом? Дети: За деревом спряталась лиса. Лиса рыжая, у нее длинный пушистый хвост, живет в норе. Воспитатель: А какие звуки издает лиса? (Тяв, Тяв..) Воспитатель: А детеныши лисы кто? - лисята. Воспитатель: Как ходит лисичка? Вот так она заметает хвостом следы, чтобы никто не догадался, что она выслеживает добычу. (Дети изображают походку лисы). Воспитатель: Молодцы! Ой, а здесь кто сидит на ветке? Дети: На ветке сидит белка. Ребенок: В лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. Детки у нее - бельчата и живет она в дупле. Поиграем с белочкой? (Да) Пальчиковая гимнастика: Сидит белка на тележке, (хлопаем в ладошки) Продает она орешки: (cтучим кулачками) Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. (Одна рука загибает на другой пальчики, начиная с большого) Воспитатель: Ребята, а как выглядит медведь? Дети: Он большой, косолапый, неуклюжий, живет в берлоге. Ходит вот так. (Дети изображают походку медведя) Воспитатель: какие звуки издает медведь? Дети: Ур-ур! . Воспитатель: А детеныши медведя кто? - медвежата. Воспитатель: А что любит кушать Мишка? (мед) Мы тоже любим сладкое варенье. Покажем Маше, как мы любим мед? Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» (Дети облизывают языком верхнюю и нижнюю губу.) Воспитатель: Ребята, скажите, как называют животных, которые живут в лесу (Дикие) Воспитатель: А собака или лошадь, это какие животные? (Домашние) Каких еще домашних животных вы можете назвать? (Ответы детей) Воспитатель: Молодцы! Ну, что же, нам нужно идти дальше. Воспитатель: Посмотрите, какая красивая цветочная поляна! Давайте остановимся и полюбуемся. Сколько цветов? /Ответы детей/ очень много цветов. Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Давайте понюхаем цветы: (показ цветов) вдыхаем носиком, потом выдыхаем ртом - Ах! Дидактическое упражнение «Кто спрятался под ромашкой? » Воспитатель: Угадайте, кто спрятался под цветами? Дети переворачивают цветки и называют насекомое, которое спряталось. Воспитатель добивается полных ответов и самостоятельного вывода, что муравей, бабочка, муха, комар, пчела и др. – это насекомые. Воспитатель: Ребята кто это? И что она делает? Дети: Это пчела она жужжит и собирает пыльцу. ж-ж-ж-ж Воспитатель: Неожиданно откуда-то прилетел кто? Дети: комар Воспитатель: Издали он звенит тихо з - з - з - з. А чем ближе, тем громче Дети: з - з - з – з Воспитатель: Посмотрите, прилетела бабочка, она машет крыльями. Как? Дети: Фрр - Фрр - Фрр - Фрр Воспитатель: Идем дальше, нас ведь Миша ждет! А вот и его дом. Проходите! Вот, Мишка лежит в постели, болеет. Ребята, посмотрите, какой у него в доме беспорядок. Давайте поможем прибраться. Регина, Кирилл, Ралина вам надо навести порядок на столе – правильно и красиво расставить посуду. Алан с Игорем и Петей разложат отдельно по корзиночкам фрукты и овощи. (вспоминаем где растут фрукты - вверху, на деревьях, а овощи - внизу, на грядках) А Вика и Айдан – будут лечить Мишу! (ставят градусник, проверяют дыхание, делают укол, дают лекарство и т. д.) Во время детской деятельности, Маша «наблюдает», радуется, хвалит за помощь. Воспитатель: Вот какие молодцы наши ребятки! И порядок навели, и Мишку вылечили! Дети, расскажите Мишке, какой вы путь проделали, пока шли к нему, какие преграды вам встретились. Воспитатель: Ребята, а вам самим понравилась наша прогулка? Что вам запомнилось больше всего? Воспитатель: Ребята, вы были такие молодцы, помогли нашим друзьям, и в благодарность за это Мишка угощает вас медом. Воспитатель: Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Машу мы оставим с Мишкой, пусть за ним присмотрит. (Дети идут по тем же дорожкам в обратную сторону и «едут» под песню Е. Железновой «Автобус»)
Самоанализ НОД по познавательно-речевому развитию

«К другу очень я спешу и помочь ему хочу!»

Целью
НОД являлось создать положительный эмоциональный настрой детей; способствовать формированию игровой мотивации детей; стимулировать познавательную активность детей. НОД носила интегрированный характер. Основной образовательной областью является речевое развитие (это общение и обогащение активного словаря), которая реализовывалась в тесной взаимосвязи с такими областями как, физическое развитие - это двигательная активность, социально-коммуникативное развитие -это развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, познавательное развитие -это развитие любознательности и познавательной мотивации. Основными задачами данной образовательной деятельности являются: 1. Закреплять знания о профессиях, о диких, домашних животных, их повадках и среде обитания, о насекомых, закреплять знания и представления детей о возможных опасностях в лесу; знание овощей и фруктов; умение правильно сервировать стол. 2. Развивать речь, память, творчество, воображение. 3. Вызвать желание помогать друзьям в трудной ситуации, желание охранять окружающую природу. Достижению поставленных задач способствовало использование таких методов и приемов, как рассказывание события, показ, игра, упражнения - вопрос-ответ, показ и словесная инструкция. Игры и игровые упражнения подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Для мотивации детей я использовала куклу «Машу», с которой отравились на помощь к Мишке. Оборудование для непосредственной образовательной деятельности я подбирала с учетом программного содержания, принципа доступности и возраста детей. Наглядные пособия были красочными, яркими, реалистичными. Во время НОД я использовала здоровье сберегающие технологии, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Виды здоровье сберегающих технологий, которые мной использовались в непосредственной деятельности: пальчиковая игра, артикуляционное упражнение, дыхательная игра, физминутка. Дыхание является важнейшей функцией организма. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. Самое главное правило при выполнении упражнения – научить детей вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот. Ходьба по дорожке «Массажный коврик» направлена на профилактику плоскостопия и самомассажа ног. Игры малой подвижности на развитие мелкой моторики рук «Мы на луг ходили» и пальчиковая гимнастика очень важны для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий. Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика. Недостатки произношения
отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Постоянная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость детей. Использование музыки усилило эмоциональное восприятие. Групповая комната, в которой проводилась данная образовательная деятельность, была распределена на отдельные зоны, что позволило концентрировать внимание детей на выполнении определённых задач: игровых, личностно – ориентированных, творческих. В заключительной части я использовала момент подарка (угощение медом) , чтобы у детей остались яркие, положительные впечатления от проделанной работы. Продолжительность образовательной деятельности составила 15 минут, что соответствует рекомендациям СанПин. Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной, т. к. детям всегда нравится, играть, выполнять поручения, оказывать помощь. Запланированные мероприятия состоят из трех взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной. I часть - направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности – принять самим участие в ее действии (использования демонстрационного материала – кукла Маша) II часть - строила на использовании групп методов: игрового (встреча с животными и насекомыми, игра малой подвижности и пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики рук); наглядного (использования демонстрационного материала – большая мягкая игрушка-Медведь, игрушки диких животных, насекомых, цветов, сундучок с различными профессиональными принадлежностями (руль, расческа, ножницы парикмахерские, половник, кастрюля, утюг, весы, калькулятор, шприц, градусник и др.,) стол с посудой, муляжи фруктов и овощей, макеты ручейка и деревьев.) словесного (рассказывание истории и диалогов героев, педагогическая оценка) практического метода (выполнение физических упражнений, дыхательных, артикуляционное упражнение «Вкусное варенье») III часть – заключительная, где был подведен итог мероприятия с помощью рассказа детей, о том, какой они путь проделали, пока шли к Мишке, какие преграды им встретились. Понравилась ли им самим прогулка? Что запомнилось больше всего? Считаю, что данное мероприятие достигло запланированного программного содержания. Дети с самого начала деятельности были готовы к решению проблемной ситуации «помочь Мишке», так как они были уверены в направляющей помощи с моей стороны. Структура мероприятия выстроена таким образом, что все ее части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно – образовательной атмосферы. Для достижения результата я опиралась на индивидуальные, возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому. На протяжении всего времени проведения данного мероприятия прослеживалась интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» физическая культура (достаточно активно и качественно выполняли ходьбу по массажным дорожкам, играли в игры малой подвижности,) ; здоровье («особенно детям нравится дыхательная гимнастика - они выполняли её с удовольствием», игра на развитие мелкой моторики рук, артикуляционное упражнение, социально-коммуникативное развитие -это общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, проговаривали слова вместе с воспитателем, проявлялась эмоциональная отзывчивость, сопереживали героям сказки,
познавательное развитие -это развитие любознательности и познавательной мотивации, речевое развитие -это общение и обогащение активного словаря. Активизировать в речи детей прилагательные: длинный, короткий, большой, хитрая, мягкое, коммуникация (где дети вели диалог с персонажами сказки и с воспитателем), музыка (усилила эмоциональное восприятие). Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач. В заключение, надеюсь, что ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности считается процесс интеграции. Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности. Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников.
  3. Форма проведения интегративных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.

ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ:

1 ПЛАСТООБРАЗНАЯ - наслоение пластов различных видов искусства и деятельности, содержание которых пронизано одной целью - создание в сознании ребенка целостного художественного образа;

2 СПИРАЛЕВИДНАЯ - содержание и виды деятельности постепенно возрастают количественно и качественно, изменяясь на каждом витке;

3 КОНТРАСТНАЯ - принцип диалога и контраста в рассуждениях педагога и детей. В основе - сравнение, сопоставление и проблемные вопросы;

4 ВЗАИМОПРОНИКАЮЩАЯ - организация такого вида художественно - творческой деятельности, в которую вливаются другие виды (муз., изо., и др.).

5 ИНДИВИДУАЛЬНО - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ - ориентировка на создание условий для творческого развития ребенка.

Перед началом работы по осуществлению интеграции рекомендуется выполнить ряд важных действий:

Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

Продумать развивающие задачи;

Использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом;

Учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала;

Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и др.);

Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведенияинтегрированных занятий.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия - определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта.

Любая интеграция этовзаимодействие друг с другом. Взаимодействовать можно несколькими способами:

1 - фронтальный, направлено на всех детей сразу

2 - индивидуальный, направлено на каждого ребенка в отдельности и ответ от каждого не связанный с другими детьми

3 - подгрупповой (дети объединены по определенному признаку, взрослый взаимодействует на всю подгруппу в целом, получая ответ от каждой подгруппы)

4 - внутригрупповой, такой же, как подгрупповой, но добавляется взаимодействие детей внутри группы для достижения цели (коллективная работа)

5 - межгрупповой (группы для достижения цели взаимодействуют с взрослым и друг с другом);

6 - общекомандный (наивысший способ; взрослый руководит группой детей в целом, аподгруппы взаимодействуют между собой).

Моделирование интегрированного занятия

Шаг 1- определяем цель занятия.

Шаг 2 - определяем задачи, реализация которых позволит добиться планируемой цели и интеграцию образовательных областей.

Шаг 3 - Устанавливаем форму интеграции - взаимопроникающая, поскольку содержание одних областей реализуется через деятельность в других областях.

Шаг 4 - определяем деятельность детей, посредством которой можно решить поставленные задачи.

Шаг 5 - определяем форму взаимосвязи детей и педагога, которая будет оптимальна для достижения поставленных задач.

Шаг 6 - определение последовательности детской деятельности и временного ограничения.

ТЕМА НОД «Знакомая незнакомка» (средняя группа)

ЦЕЛЬ: формирование представлений детей о многообразии предметного мира.

Пользоваться простейшими способами сенсорного анализа

Устанавливать причинно-следственные зависимости

Подбирать графические знаки для обозначения результатов

Группировать предметы по двум признакам

Называть основные источники опасности.

Участвовать в партнерской деятельности

Рассказывать правила безопасного поведения

Выкладывать узор по схеме

ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ - взаимопроникающая

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Познавательно-исследовательская

Опыт с деревом и металлом

Коммуникативная

Вопросы поискового характера (почему? зачем?)

Группировка предметов по материалу

Коммуникативная

Составление рассказа по схеме

Выкладывание узора из спичек

Двигательная

разминка

ФОРМА ВЗАИМОСВЯЗИ

Подгрупповая

Индивидуальная

Внутригрупповая

У нас получился план интегрированного занятия для детей средней группы:

  1. Рассматривание коллекции спичек-2 мин.
  2. Группировка игрушек по материалу (дерево, металл) - 2 мин.
  3. Опыт с деревом и металлом - 5 мин.
  4. Разминка - 1 мин.
  5. Сравнительный рассказ о дереве и металле - 5 мин.
  6. Выкладывание картинок из спичек - 3

Итого - 18 минут (2 мин. оставляем на организационные моменты).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: