Игры с родителями в детсаду на выпускном. Конкурсы на выпускной в детском саду

Для проведения этой игровой программы требуется некоторый реквизит, элементы костюмов, которые наденут участники игры — проказники и шалунишки: бантики, кепочки, фартучки, панамки, шортики и т. д.

Проводит программу известный шалун и проказник Карлсон.

Игровая программа проводится в середине праздничного вечера, чтобы разнообразить танцевально-развлекательную программу. С поздравительной речью выступает директор или завуч. В конце его выступления неожиданно звучат голос и фонограмма работающего мотора.

Карлсон:

Давай посадку! Посадку, говорю, давай! Видишь — мотор барахлит! Посадку давай!

Под фонограмму «Смешной человек на крыше живет» в зал вбегает-влетает Карлсон. Он всячески хулиганит, проказничает: дергает девочек за косички, складывает в карман конфеты и сладости, дразнит мальчишек. Подкладывает на стулья бутафорские кнопки, раздает будущим участникам воздушные шары. Один из шаров громко лопает над ухом директора, который пытается продолжить неоконченную речь.

Карлсон (радостно):

Так! Продолжаем разговор!

Директор (удивленно):

Простите, а вы что тут делаете, вы, вообще, кто?

(Смотрит бумаги.)

Карлсон:

Как кто? Я — Карлсон, самый лучший в мире Карлсон, мужчина в полном расцвете сил.

Директор:

Да, но в списках выпускников, приглашенных вы не значитесь!

Карлсон:

Как?! Да вы что! Как это — не значусь?! Это я — в меру упитанный, в меру воспитанный, и не значусь? Ведь я же обаятельный, очаровательный — да я просто красивый!

Директор:

Да, но этого добра у нас в школе и так хватает. Карлсон (на минуту задумавшись):

Да, но я же еще и лучший в мире выдумщик, фантазер, проказник и шалунишка, а еще (пугая директора) укротитель домомучительнид и директоров. А вас есть за что укротить — вон, смотрите, какие у вас малыши запуганные — не побегают, не попрыгают, а уж чтобы там взорвать паровую машину или стащить с помощью пылесоса ватрушки — об этом даже нет и разговора! Ох и скукотища!

Директор:

Ну, знаете, это уже выше моих сил! (Уходит.)

Карлсон:

Вот так-то лучше! Ну, повеселимся теперь, пошало- пайничаем! Согласны? Ну, кто хочет ненадолго на чуть-чуть снова стать маленьким?

Выходят ребята, которые получили шарики. Из них Карлсон формирует две команды. В шарик заранее вложены записки двух цветов. Задания игрокам — лопнуть свой шар, и, определив, какая буква там написана, составить из букв названия двух будущих команд: «Проказники» и «Шалунишки». Между ними Карлсон и проводит конкурсы, чередуя их с танцевальными композициями.

Участники команд сначала «возвращаются в детство» — надевают детали костюмов, превращаясь в Машенек, Петечек, Сашечек и Вовочек (в бантиках и шортиках). Конкурсы сопровождаются фонограммами веселых детских песенок («Антошка», «Голубой вагон», «Чебурашка», «Пусть бегут неуклюже», «Улыбка»), Можно использовать песенки на школьную тему.

Предложенные ниже конкурсы — варианты шалостей и забав, но можно провести просто ряд подвижных игр: «Цепи кованые», «Штандер», «Испорченный телефон», «Чепуха», «Садовник», «Фанта» или веселые эстафеты, не требующие от участников физического напряжения.

Карлсон принимает живейшее участие во всех играх, забавах и конкурсах, то мешая игрокам, то помогая отступающим. За участие в конкурсах положены сладкие призы, но каждый раз Карлсон «входит в долю», уговаривая победителя отдать ему большую часть приза.

Карлсон (победившему в очередном конкурсе):

Вот, смотри, у меня здесь две шоколадки: большая и маленькая. Выбери себе любую, но помни, что тот, кто берет первый, должен взять меньшую часть.

Выпускник:

Тогда я тебя угощаю — выбери сам, любую.

Карлсон хватает шоколадку и запихивает ее в рот.

Выпускник:

Ой, ну ты же взял большую!

Карлсон:

Конечно! Ведь если бы ты выбирал первый, ты бы взял маленькую часть. Выпускник:

Карлсон:

Так что же ты расстраиваешься — она тебе и досталась!

ПРИМЕРНЫЕ КОНКУРСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА

1. «Тихая эстафета» — передать погремушку так, чтобы ее не было слышно.

2. Надуть самый большой шарик.

3. Как можно быстрее выпить сок из бутылки с соской, съесть как можно больше конфет и варенья.

4. Затолкать газету в бутылку с узким горлышком, а потом достать ее, не разбивая бутылки.

5. Эстафета «Переправа». С помощью обруча переправить всех участников команды с одной стороны зала на другую, причем в конце в обруч должны поместиться все члены команды.

6. «Неуловимый шарик». Игроки по команде расходятся в рамках некоторого ограниченного пространства.

По сигналу они замирают и остаются на тех местах, где их застала команда. Задача — передать друг другу, не сдвигаясь с места, шарик, так чтобы он побывал у всех участников игры. Шарик можно перекидывать.

7. «Лишний». Во время быстрой композиции игроки идут, танцуя, по кругу. Как только в музыке возникает пауза — игроки должны схватить одну из конфет, лежащих на полу (их на одну меньше, чем игроков). Игрок, которому конфета не досталась, выбывает из игры. (Ему или Карлсону дают одну конфету.)

8. «Позывной». Каждая команда придумывает себе смешной позывной: «Угу», «Ха-ха-ха» или «Бе-бе-бе». Одному из игроков завязывают глаза, а потом во время композиции игроки громко будут кричать свой позывной, танцуя в общем кругу. А капитаны команд должны собрать членов своей команды в одно место.

9. «Пирамида». Команды должны за несколько минут, данных на подготовку, построить самую большую пирамиду из конфет и печенья, назвать ее и дать рекламу.

10. «Кенгуру» — задание для мальчиков. Игроки, взяв-шиеся за носки своих ног, пытаются прыгнуть как можно дальше.

11. «Веселый телеграф». Все игроки получают по одной букве алфавита. Водящий сначала называет простые слова, а потом фразы все сложнее, а игроки, стоящие в общем круге, во время быстрой композиции делают согласно буквам слова шаг вперед, хлопают в ладоши. С каждым разом ско-рость телеграфа увеличивается. Задания можно усложнять, если допустившие ошибку игроки будут выбывать, отдавая свои буквы соседям (в конце концов у некоторых игроков может оказаться несколько букв, и им нужно будет быть предельно внимательными).

12. «Лавата» — веселая игра для всех участников. В общем кругу (под фонограмму) все поют:

Дружно танцуем мы

Тра-та-та-тра-та-та.

Танец веселый наш —

Эта лавата.

Водящий говорит: «Мои руки (ноги, уши, нос и т. д.) хороши».

Все: «У соседа лучше».

Играющие берутся за названные части тела соседа, и игра повторяется.

13. «Сладкая эстафета» — передавать яблоко или апельсин друг другу, не прикасаясь к нему руками, зажимая предмет между грудью и подбородком или между коленями.

14. «Кот и мышка» — игра для всех участников. Проводится во время танцевальной композиции.

Все встают в круг, взявшись за руки. Водят два человека. Один — кот — ловит второго — мышку. Мышка имеет пра-во вбегать в круг, прячась от кота.

15. «Песня в кругу». Члены команд поют по куплету детских песенок по очереди (вариант: в одной и той же песне слова заменяются различными звуками, которые издают животные). Еще можно дать задание угадать мелодию, которую команды исполняют без слов, мычанием, мяуканьем или кряканьем и т. д.

16. Слепить из пластилина самую длинную колбаску (вся команда).

17. Воткнуть в карандаш как можно больше кнопок.

18. Кто быстрее съест кусочек хлеба, а потом свистнет.

19. Как можно дольше просидеть на табуретке, подняв ноги (в одиночку, по двое, по трое и т. д.).

20. Придумать и совершить свою «проказу».

После проведения этих (и других) конкурсов:

Карлсон (директору):

Ну что, убедились? Кто самый лучший в мире фантазер и выдумщик? Конечно, Карлсон — Карлсон, который живет на крыше. А впрочем, каждый из вас, пока не стали важными тетеньками и дяденьками, пока не захлестнули вас взрослые заботы, пока в жизни для вас важнее денег, карьеры, машины, квартиры глаза и губы любимых, веселый смех, снег на елках, ромашки в поле — все вы лучшие в мире шалуны и проказники.

Но, увы, бывает это только в детстве. Но за умными книжками, за проблемами, пожалуйста, ну пожалуйста, не забывайте о том, что вы были маленькими, помните о своем детстве.

Одно из главных событий в жизни каждого ребенка - выпускной вечер. В этот период дети прощаются с детским садом и планируют свое поступление в школу. В празднике можно и нужно участвовать всей семье. Мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры помогут сделать выпускной по-настоящему теплым и радостным, а веселые конкурсы надолго запомнятся детям.

Существует большое количество разнообразных игр на мероприятия в детском саду. В подборке, представленной в статье, вы можете отыскать подходящие вам, что поможет составить оригинальный сценарий, который понравится и детям, и родителям.

Тематика праздника

Культурным организаторам и воспитателям на заметку: выбор конкурсов для выпускного во многом зависит от тематики вашего праздника. Можно не придерживаться четкого сценария или, наоборот, привязать игры, конкурсы и выступления к определенной теме. Примеры тем:


Помните о том, что настроение юных выпускников и выпускниц должно оставаться праздничным, а красивые платья и костюмы не должны пострадать во время подвижных игр и соревнований. Выбрали тематику? Пора приступать к подбору игр и конкурсов.

Игра «Наши ребята»

Вам понадобится: листы А4, ручки.

Эта игра - одна из самых популярных в детском саду.

На сцену приглашаются все желающие - выпускники, родители и воспитатели. Каждому выдаются заранее приготовленные реквизиты - листок и ручка.

Каждый из участвующих пишет на листе какую-либо фразу. Это может быть девиз, цитата из мультфильма, фраза из сказки или строчка из любимой песни. После того как фраза придумана и записана, участники отдают свой листок соседу справа.

Ведущий говорит вступительную речь: «А теперь, ребята, мы узнаем все про наших выпускников. Какими они были в детском саду? А знаем ли мы, что их ждет в школе? Итак, начнем. Вы мне поможете? Я начну говорить предложение, а вы по очереди читайте то, что написано на вашем листке!».


По желанию можно добавить разные фразы по количеству участников. Эта веселая и легкая игра обязательно понравится не только будущим школьникам, но и их родителям.

Игра «Я хочу пожелать…»

Количество участников: 5-6 родителей.

Вам понадобится: яркий мешочек с собранными в нем предметами.

Ведущий предлагает родителям придумать оригинальное поздравление детям. Для этого им нужно достать первый попавшийся предмет из мешочка, подарить его ребенку и сказать несколько добрых слов в напутствие будущему школьнику (слова должны быть связаны с предметом).

Для «мешочка пожеланий» можно использовать маленьких куколок, конфеты, шоколад, фрукты и различные школьные предметы, которые могут пригодиться на уроках.

Игра «Искусный портретист»

Количество участников: один ребенок.

Вам понадобится: большой ватман.

Ведущий вызывает из зала одного человека и тихо, чтобы никто не слышал, сообщает ему имя другого ребенка. Задача рисующего проста: нужно его нарисовать. А задача остальных - отгадать нарисованного. Отгадавший получает приз и право рисовать следующим.

Игра «Веселые фанты»

Количество участников: не ограничено.

Вам понадобится: вещи участников, листы А4, ручки.

Ведущий забирает у каждого ребенка какую-либо личную вещь и кладет ее в коробку. Также каждый должен написать на листе бумаги смешное и веселое задание: спеть песню, рассказать стишок, попрыгать на одной ноге и т. д. Из коробки ведущий вытягивает предмет, а потом читает написанное на листах. Тот, чей предмет вытянул ведущий, должен выполнить задание.

Игра «Облако добрых мыслей»

Количество участников: все ребята.

Вам понадобится: вырезанные из цветного картона модельки облаков по количеству выпускников.

Детям раздаются заранее заготовленные модельки, каждая из них подписывается именем и фамилией выпускника. Все модельки клеятся на большой ватман или доску. Ребята в течение вечера подходят к этой доске и пишут пожелания своим друзьям и товарищам. Помните, что писать можно только хорошее! После вечера каждый из детей забирает домой свое «облако добрых мыслей»

Игра «Собираемся в школу»

Количество участников: трое родителей.

Вам понадобится: три рюкзака и школьные принадлежности.




  1. А теперь представим, что наши родители - это школьники, которые проспали свой первый день. Родителям завязывают глаза, на стол перед ними кладут различные предметы: учебники, канцелярские принадлежности, краски, фломастеры, пенал и тетради. Эти предметы перемешиваются с игрушками, зубными щетками, пультами от телевизора и другими вещами, которыми нужно пользоваться в быту, а не в школе.
  2. По команде ведущего родители начинают собираться. На сборы дается совсем мало времени: одна минута.
  3. После глаза развязываются, а содержимое школьных портфелей показывается остальным.

При желании игру можно повторить еще раз, но уже с другими участниками.

Конкурс «Выростайки»

Количество участников: не ограничено.

Вам понадобится: два листа ватмана с наклеенными фотографиями выпускников в возрасте младшей группы детского сада.

Количество участников: не ограничено.

Вам понадобится: заранее подготовленный список литературных героев.

Ведущий зачитывает имя героя литературного произведения, а участники игры называют второго героя, о котором также говорится в этом произведении. Можно провести игру в форме конкурса и разделиться на команды. Примеры персонажей:


Конкурс «Вдвоем веселей»

Количество участников: 2.

Вам понадобится: игрушки-бомбы.

На полу раскладываются игрушки, которые будут играть роль маленьких бомб. Можно усложнить участникам задачу и разложить мобильные телефоны. Ведущий выбирает двоих участников, завязывает им глаза и дает задание идти вперед. Все остальные подсказывают конкурсантам, куда идти, словами «прямо», «назад», «вперед», «налево», «направо» и всячески подбадривают ребят. Такой же конкурс можно провести с натянутыми веревками.

К слову, «бомбочки» и веревки можно убрать сразу после того, как глаза участников будут завязаны - тогда еще забавнее наблюдать за ними.

Конкурс «Юные художники»

Количество участников: все желающие.

Вам понадобится: два листа ватмана, два мольберта, фломастеры, маркеры и карандаши.

Ведущий делит всех участников на две команды и расставляет их в цепочку напротив каждого мольберта. По сигналу ведущего первый ребенка начинает рисовать картину. Кисть передается по очереди с каждым новым сигналом. Можно усложнить задание и ввести ограничение по времени. Побеждает дружба, а всем участникам раздаются сладкие призы.

Конкурс «Веревка»

Количество участников: не ограничено.

Вам понадобится: небольшие сладкие подарки, веревка, ножницы, повязка.

Маленькие подарки упаковывают в пакеты и привязывают к натянутой веревке. Каждому участнику по очереди плотным шарфом или платком завязывают глаза, дают в руки маленькие ножницы, поворачивают несколько раз и отправляют в путь - за подарками! Первый же подарок, который удалось срезать, ребенок забирает себе.

Любой выпускной подводит итоги определенного периода жизни, и выпуск из садика - не исключение. В этот день дети делятся своими успехами и переживаниями насчет своего поступления в начальную школу. Если вы хотите, чтобы этот день запомнился им, устройте веселые конкурсы и игры, предложенные в статье, - масса приятных воспоминаний и положительных эмоций обеспечена.

Анна Пенькова

Во многих детских садах уже началась подготовка к выпускному празднику , самому прекрасному, трогательному, торжественному, грустному и веселому одновременно. Я хочу предложить описание и фото нескольких игр, которые можно включить в сценарий праздника .

Гадание на ромашке

На полу выкладывается ромашка : желтый круг- сердцевинка и лепестки. На каждом лепестке с обратной стороны написано название профессий, отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Сначала девочки под музыку идет вокруг ромашки, с окончанием музыки берут ближайший лепесток. Ведущий предлагает показать мамам, какие профессии они выбрали. То же самое предлагается для мальчиков.


Косичка.

Ведущий предлагает проверить, насколько быстро мамы умеют заплетать косички. Выходят три мамы, им в руки дается по ленте длиной 4-5 метров, противоположные стороны лент пришиты на кольцо. Мамам предлагается «заплести косичку» , не выпуская ленту из рук , то есть перешагивая через ленты и подлезая под ленты друг друга. Когда принцип становится понятен, устраиваются соревнования между двумя командами. Побеждает команда, которая первой смогла «заплести косичку» до конца.



Умные рукавички

Приглашаются 4 папы, им раздаются рукавицы (голицы, на каждой из которых наклеены буквы, для первой четверки Р,О,П,Т,Ь,Е,Ф,Л, для второй четверки К,О,Ь,Ш,Л,И,К,Н. Папы надевают рукавицы на обе руки. Ведущий предлагает, не снимая рукавичек,сложить из букв слово на школьную тему.

Действительно, одно из важнейших событий 5-6 летнего ребенка, выпускной в детском саду. Конкурсы и игры на праздник нужно подобрать самые лучшие, ведь выпускной ознаменовывает для малыша начало нового этапа - взросления.

После торжественной части можно провести веселые командные конкурсы. Но поделить детей просто так, было бы банально и не интересно. Гораздо веселее, если дети соберутся в команды игровым способом. В этом деле поможет конкурс «Собери себе команду».

Для проведения определяют 3 участника (капитана) , возле которых кладут большие обручи, и завязывают им глаза. В то время, когда капитаны уже ничего не видят, вблизи от них становятся другие дети, которых они должны найти и привести в свой обруч. Таким образом, каждый капитан должен собрать себе команду из 5 человек. В зависимости от числа детей, команд может быть только две, или, если малышей много, команды могут состоять из 6-7 человек.

«Сложи слово»

Когда дети уже разделились на команды, им можно предложить следующий веселый и развивающий конкурс. Участникам обоих команд (каждому индивидуально) раздают листы с большими буквами. Все эти буквы вместе составляют какое-то слово, которое выбирают в зависимости от того, сколько участников. Примером, для команд по 6 человек, подойдут такие простые слова, как молоко, корова, если малышей по 5, можно взять слова цветок, месяц или любые другие.

По команде «старт», союзники разбираются с выданными буквами и составляют из них слово. В конкурсе побеждает команда, которая составила правильно свое слово первой. Участвовать могут как 2, так и 3-4 команды.

Конкурсы на выпускном в детском саду может подготовить ведущий (аниматоры) или сами родители. Первый вариант гораздо удобнее, ведь присутствие аниматоров позволит родителям спокойно наслаждаться праздником вместе с детьми.

«Сладкоежки»

Для участия приглашают по одному из членов команд. Детей усаживают за столик, на котором для каждого предусмотрена тарелочка с небольшими кусочками желе или торта. Индивидуально участникам раздают по 2 зубочистки, с помощью которых они должны сладкое блюдо скушать. Прикасаться к сладостям руками строго запрещается. По команде «старт» дети берут зубочистки и начинают кушать. Победил тот, кто первым съел желе или тортик с помощью нетрадиционного прибора.

«Держи горошину»

Веселый конкурс, который нравится не только малышам из детского садика, но и школьникам. Для проведения нужен горох и соломинки (по количеству детей) . Конкурс, как и предыдущие два, также является командным. Команды становятся напротив друг друга, а участники располагаются рядом. Каждому ребенку вручается соломинка, а первым стоящим из обеих команд, еще выдается по горошине.

Задание участника, втянуть в себя воздух через соломинку, чтобы с другой ее стороны задержать горошину. В таком виде ребенок поворачивается к другому участнику и передает со своей трубочки в его трубочку горох, далее все продолжается, пока горошина не окажется у последнего игрока. Победа за командой, которая осуществила передачу быстрее.

«Разложи по местам»

Для участия приглашают 3-4 малышей. Каждый из них становится перед партой с различными школьными принадлежностями (тетрадь, карандаш, линейка и т. д.) .

Выпускной в детском саду должен включать в себя разные виды деятельности. Основные элементы мероприятия - торжественная часть, сладкий стол и сопровождающие веселые игры и конкурсы.

В начале конкурса все предметы располагаются по центру. Но, в ходе соревнования, по команде ведущего, дети должны разложить все вещи по своим местам. Так, примером, ведущий говорит, тетрадку положите в верхнем правом углу, ручку положите слева от тетрадки, а карандаш – справа и т. д. Дети запоминают то, что сказал ведущий (воспитатель) , и быстренько повторяют. Победитель тот, кто сделал все быстрее и правильно.

«Ответь первым»

В основе конкурса простые вопросы об окружающем мире и уже знакомых детям предметах. Примером, Как называется наша Планета? Какого цвета небо? Как выглядит град? Сколько цветов у радуги и т. д. Но чтобы ответить, не нужно поднимать руки или кричать, нужно все лишь позвонить в колокольчик. В начале игры все малыши становятся в один ряд, а ведущий (воспитатель) вручает им колокольчики. Когда взрослый задал вопрос, каждый из детей пытается позвонить быстрее, чтобы дать ответ. Если ответ правильный, малыш делает шаг вперед, а если ошибочный – шаг назад. Победа за тем участником, который дал больше правильных ответов, и дошел к воспитателю первым.

Подобных веселых конкурсов существует очень много, с наименьшими затратами времени, их можно найти в интернете, а включая фантазию, можно и самим осуществить массу увлекательных импровизаций.

Обязательно нужно предусмотреть для детей интересные призы за участие в конкурсах, а также подарить им памятные подарки, которые будут напоминать им о времени, проведенном в детском саду.

Правильная организация праздника, включающая лучшие детские конкурсы, поможет сделать выпускной ярким и памятным событием для детей и родителей. Поэтому к подготовке мероприятия нужно относится со всей ответственностью.

Хотите, чтобы ваш выпускной в детском саду был веселым и запомнился всем и навсегда. Тогда обязательно устройте для детей конкурсы прямо на выпускной в своем детском саду. Это поможет провести время, дети вдоволь наиграются, а родители смогут поболеть за своих детей. Так что все проведут время с пользой и самое главное с интересом.


Конкурс 1 – сложи слово.
Дети делятся на команды по шесть человек. И каждому участнику команд даются листы с буквами. Но так чтобы у команды смогло получиться одно слово. Например, первой команде дали буквы: О, О, М, О, К, Л – и они должны угадать, что это за слово и встать так, чтобы слово могли прочитать все. А слово будет – МОЛОКО. Второй команде можно дать буквы: О, О, Р, А, В, К – здесь будет слово – КОРОВА. И так далее. Какая команда справится с заданием быстрей, та и побеждает.

Конкурс 2 – собери себе команду.
Выбираются три участника, которым завязываются глаза. И около них ложатся обручи, а остальные дети встают, где попало. По команде ведущего дети, у которых завязаны глаза, должны найти других детей и привести их в свой обруч. Кто сможет собрать больше в свой обруч – тот и победил. Также конкурс можно остановить, когда кто-то наберет в свой обруч пять человек.

Конкурс 3 – угадай предмет.
После детского сада дети пойдут учиться в школу. А это знакомство с новыми предметами, но не с учебниками, а реально с предметами, такими как: линейка, карандаш, циркуль и много другие. Поэтому вам надо в большой мешок сложить разные предметы, относящиеся к школе. И подходить к каждому ребенку с этим мешком. Ребенок засовывает руку в мешок, выбирает понравившийся ему предмет и говорит что у него в руке, а после вынимает его и показывает всем. Кто сможет угадать больше предметов, тот и побеждает. Естественно вытащенный предмет не надо снова класть в мешок.

Конкурс 4 – разложи предметы.
Перед каждым участником на столе лежат одинаковые предметы: ручка, карандаш, учебник и линейка, можно положить еще, если хотите. Ведущий говорит: положите предметы так – учебник, справа от учебника ручка, слева от учебника карандаша, а линейка на учебнике. И кто это сделает быстрее и правильно, тот и победил. Варианты размещения предметов могут быть любыми, все зависит от вас.

Конкурс 5 – ответь первым.
Участникам даются колокольчики, и они встают в один ряд. Ведущий встает от них на пять шагов и задает вопросы, а дети должны ответить на вопрос правильно. Но не просто ответить, а сперва позвонить в свой колокольчик. Кто первый позвонил, тот и первый и отвечает. И если ответ правильный, то он делает шаг вперед, если ошибается, то шаг назад. И так кто первым подойдет к воспитателю, тот и победил. А вопросы могут быть самыми разными, например: какого цвета небо, когда идет дождь, мы живем на планете, которая называется как, что дома дает холод, и так далее.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: