Игры разума: как учить ребенка логике. Учим ребенка логическому мышлению

Мышление ребенка формируется до позднего подросткового периода и появления рефлексии – зрелых мыслей о самом себе и о своем поведении. В этом возрасте подростки начинают задумываться больше всего о смысле жизни. Пятнадцатилетние подростки могут часами размышлять, смотреть в потолок.

Маленькие же дети так не умеют делать, у них все проще. Жизнь малыша проходит в окружении сверстников и родителей и общении с ними. Впрочем, развивать мышление ребенка нужно, ведь без него во взрослой жизни – никуда. Поэтому о том, как научить ребенка логически думать мы и поговорим далее.

Лучше всего развивается логика при помощи игр. Ребенок играя, легко и с охотой будет выполнять задания. Размышление начинается с осознания проблемы. Ребенок осознает, что имеет дело с чем-то непонятным и ищет разгадку.

Чем больше трудностей встает перед ребенком, тем большее количество вопросов он сам пытается решить. Осознав проблему, необходимо найти оптимальное ее решение. Мозг производит оценку вариантов и выносит решение. С возрастом все ярче проявляется критичность мышления и ребенок меньше делает ошибок в выборе решения. У трехлетнего малыша критичность или отсутствует или слишком мала.

Чем раньше мы научим ребенка думать просто так, ради удовольствия, тем раньше у него сформируются интеллект, серьезность и ответственность. Поэтому критиком его мыслительных усилий является мама. Важная задача родителей – научить своего ребенка думать.

Мышление – процесс, состоящий из нескольких операций. Мы думаем, что нас осенило, а в действительности за какие-то доли секунды мы поочередно совершили сравнение, классификацию, обобщение, абстрагирование, понимание взаимозависимости – и проявили умение рассуждать.

Все эти этапы взаимосвязаны и проходят в границах каждого мыслительного акта. Если где-то случается сбой, мысль не родится. Поэтому нужно отрабатывать операции – каждую в отдельности или вместе. Дети же могут отрабатывать осмысленные способности только в игре.

Научите своего ребенка думать логически! Для этого вам подойдет любой стишок. Для начала хватит и четверостишия про Таню, которая уронила в речку мячик. Взрослый предлагает подумать над сюжетом этого стишка, задавая наводящие вопросы.

Также можно обсуждать мультфильмы и рассказы, или даже события из жизни самого малыша – такими способами можно научить вашего малыша думать. Вот еще один способ: возьмите карточки с разнообразными изображениями.

Несколько любых карточек выложите в ряд, а детям дайте задание связать их в логическую цепь. К примеру: дождь, грибы, белочка, кровать. Возможный вариант связки: белочка под дождем собирала грибы, устала и пошла спать в кровать.

Также можно собрать в одну кучу пуговицы, камушки, бусинки и другую мелочь, которую нужно рассортировать по группам, эта игра должна контролироваться взрослым, ведь дети обязательно захотят узнать, сколько бусинок поместится в ушах или ноздре.

Нарисуйте на листе плотной бумаги кошку, человека, рубашку, курицу, машину – все, что угодно, но обязательно забыв нарисовать руки у человека, воротник у рубашки, колеса у машины, лапки у курицы и так далее. Не нарисованные детали изобразите на другом листе бумаги и вырежьте их.

Попросите ребенка внимательно рассмотреть первый лист – трехлетний малыш уверенно скажет, чего и где не хватает, и с большим удовольствием найдет части, которых нет, приложив их к картине. Вот как научиться логически думать…


Детям часто становится скучно из-за неумения думать целенаправленно. Эта способность полностью развивается у ребенка лишь к десяти годам. Взрослые всегда могут выбирать, о чем думать, о чем – нет. И если не научите своих детей произвольному мышлению, из них вырастут рабы своих мыслей (например, будут мучить навязчивые мысли о чем-то плохом). Поэтому ребенка надо учить думать!

Диана, www.сайт
Google

- Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
- Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!

Логическое мышление - не природный дар, а развитый навык наблюдать и сопоставлять, делать выводы и принимать решения, исходя из фактов и здравой доли предположений. Конечно, многим мамочкам хочется, чтобы их малыши демонстрировали задатки гениев, и были внимательны в школе, умственно развиты и в то же время, не переставали мечтать и фантазировать. В этой статье мы попробуем разобраться, как научить ребенка логически мыслить.

Но если вы далеко не Шерлок Холмс, нелишним будет разобраться, из чего, собственно, состоит логическое мышление. Основных приемов логики несколько: это сравнение, анализ, обобщение, классификация, аналогия, систематизация и синтез. Размышление начинается с момента, когда ребенок сталкивается с проблемой и ищет ее решение. Например, годовалые малыши, увидя интересную вещицу в недоступном для них месте, скорее всего, зайдутся плачем. Дети постарше уже будут стараться придумать какой-то способ достать интересующую их вещь, и чем старше ребенок, тем выше уровень критичности принятых решений и соответственно, интересней результат.
Можно сделать вывод, что ребенок не умеет рассуждать логически, если вы замечаете следующие особенности его рассуждений.

1. Известные ему алгоритмы решений он пытается использовать во всех возникающих перед ним проблемах. Теряется, если задача требует дополнительных размышлений или поиска нового решения.
2. Ему тяжело поставить перед собой задачу и разбить ее на составляющие. Как результат - быстро отвлекается и теряет интерес к результату.
3. Легко может сравнить один предмет или явление с другим, но теряется, если вы попросите его обобщить эти явление и выделить в них общее.

Как научить ребенка логически мыслить видео

Отвечайте на все вопросы, которые задает вам сын или дочка. Трехлетки («почемучки») часто забывают то, что вы им ответили, поэтому наберитесь терпения. Не выходите из себя и не кричите - вашими глазами и умозаключениями ребенок познает мир и его сложные закономерности. Не стесняйтесь так же признать, что чего-то не знаете, и вместе поищите в энциклопедии или других источниках - так вы невзначай покажете ребенку, где еще можно найти ответы на интересующие его вопросы.

Как научить ребенка логически мыслить фото

Логическое мышление развивает счет и сравнивание. С двух с половиной лет ребенок вполне может уловить разницу между «один» и «два», так что считайте все, что вам попадется под руку: игрушки, тарелки, друзей и животных во дворе. Поиграйте в «соседей числа», например, у числа 6 соседи - 5 и 7, а у 0 - только один сосед - 1. Учитесь считать и вперед, и назад - так ребенку будет проще разобраться с запутанным миром цифр.

Игрушки разных форм и размеров - тоже отличные помощники в развитии логического мышления ребенка. Учите его сравнивать большие и маленькие предметы, прятать их в квадратные и круглые коробки или банки, учитывая, какая форма и размер им больше подходит. Например, пока готовите обед, показывайте ребенку размер и форму овощей, глубину и размер посуды, учите его сопоставлять два этих параметра.

Многие родители с детства приучают малыша к послушанию, ругают, если он сделал что-нибудь не так. Если ребенок совершил ошибку, то мама тут же его попрекает: "Вот видишь, а я говорила, что нельзя так делать!" Постепенно ребенок заучивает правила, поставленные перед ним мамой. Но многие так и не понимают, почему нужно поступать так или иначе.

Приходит переломный момент в жизни подросшего чада, когда он решает, что слушаться маму надоело, сделаю-ка я то, что нельзя. В итоге ребенок может попасть в неприятную или опасную ситуацию. Ведь он не научился самому главному - умению самостоятельно размышлять. Как научить ребенка думать? Бывает, что про эту жизненную необходимость родители задумываются поздно, когда дети уже идут в школу. Тогда приходит понимание, что логика не работает, любую задачу приходится полчаса растолковывать, на уроки затрачивается огромное количество времени и нервов.

Что же получаем: за домашние задания ребенок получает хорошие отметки благодаря помощи родителей, а на контрольных и у доски совсем не блещет. Проблема остается насущной - как научить ребенка размышлять.

Как правильно воспитывать послушание

С ранних лет родители хотят послушания с важной целью, чтобы ребенок не попал в беду. Ограждая малыша от опасности, никогда не говорите: "Не делать так, потому что надо слушаться маму (папу, бабушку и т. д.)". Ребенок должен размышлять уже с ранних лет. Ему нужно не просто сказать "нельзя", а подробно объяснить причину этого, что может произойти, к чему такой поступок может привести. Например, объясняя причину, почему нельзя брать спички, нужно вместе с ребенком провести эксперимент - поджечь бумажку или ткань, объяснив, как быстро от огня может загореться одежда или занавеска в комнате.

Никогда не угрожайте за непослушание наказанием. Если ребенок попал в неприятную ситуацию или собирается совершить нечто опасное, то скажите: "Так делать нельзя! Ты же понимаешь, к чему это может привести!" При этом учим детей делать выводы. Ребенок начинает самостоятельно размышлять, вспоминает ваши прежние объяснения и понимает, что может случиться. После этого малыш сам откажется проказничать, зная, чем обернется его проделка.

Никогда не пугайте ребенка, придумывая разные страхи, типа: "Не ходи туда, там бабайка или Баба-яга". Ребенок вырастет трусливым и неуверенным в себе.

Право на ошибку

Малыш с самого рождения начинает познавать окружающую действительность, исследуя все вокруг. Начинается все с тактильных ощущений. Ребенок понимает, что лимон кислый, если попробует его на вкус, а что утюг горячий при случайном прикосновении. Весь детский опыт полученных ощущений фиксируется памятью в мозгу. Ребенок при столкновении с похожими предметами учится анализировать, обобщать.

Только благодаря личному опыту малыш быстрее понимает суть вещей и результат своих поступков. Уже с двухлетнего возраста у ребенка возникают первые ассоциации. Постепенно развивается интеллект и происходит развитие логического мышления.

Как научить ребенка думать? Родителям не стоит постоянно одергивать ребенка, оберегая его от ошибок. Если вы видите, что опасности жизни малыша нет, то разрешите ему ошибиться, что-то недорогое сломать, увидеть, что от плохих слов на него могут обидеться и не играть с ним, если он не выучит уроки, то с опытом поймет, что за этим обязательно последует двойка в дневнике и т. д. Ведь все, даже взрослые люди, учатся только на своих ошибках, а не на чужих.

Виды мышления ребенка

В раннем возрасте у ребенка наглядно-действенное мышление, то есть он видит предмет и обследует его органами чувств - дотрагивается руками, берет в рот, смотрит глазами, слышит издаваемые предметом звуки и т. д.

С опытом приходит следующий вид мышления, психологи называют его наглядно-образным. Здесь уже ребенок, имеющий опыт освоения окружающего мира, только увидев предмет, представляет в голове его образ, понимает, что он может делать, как его использовать. Действует по аналогии исследованных ранее предметов. Например, увидев свечку, малыш не будет ее трогать руками, зная, что огонь причинит боль, вырастет на пальчике болезненный пузырь, заживающий длительное время. Если мама купила новую игрушку, ребенок уже понимает, как с ней можно играть.

Есть еще один вид мышления, который доступен детям старшего дошкольного возраста. Это логическое мышление. Ребенок понимает словесное описание предмета, может решать простые загадки на логику для детей, манипулирует предметами по их назначению, в состоянии выполнить практические задания по объяснению родителей или воспитателя в детском саду. Развивается данный тип мышления постепенно всю оставшуюся жизнь. Это самый сложный вид, дающий возможность ребенку решать житейские и учебные задачи, используя отвлеченные понятия. Именно данному типу мышления свойственны умения обобщать, анализировать, логически рассуждать, делать выводы, сравнивать и устанавливать закономерности.

Логическое мышление не приходит само собой, не стоит, сидя у телевизора, ожидать, что оно появится у ребенка с возрастом. Перед родителями и учителями стоит задача, как научить ребенка думать. Предстоит ежедневная работа, заключающаяся в познавательных беседах, чтении книг и различных упражнениях.

Важность практических упражнений

Развитие логического мышления, умения думать и размышлять приходит постепенно, с упражнениями и тренировками мозговой деятельности. Это поможет ускорить процесс и ребенку в обучении в школе будет намного легче.

В дошкольных учреждениях на занятиях используют задания на карточках или словесные, во время игровой деятельности в коллективе. Но в саду дети учатся и приспосабливаться. Например, воспитатель дает задание, наиболее развитые дети на него отвечают, а большая часть остальных ему поддакивает, при этом самостоятельно не думая. Такое явление можно встретить и в школе, когда на контрольной отстающие ученики списывают решение задачи у отличника или даже у такого же ученика, как и он сам. Главное, что дети, не привыкшие думать, вырастают несамостоятельными и безынициативными, во взрослой жизни это им откликнется обязательно.

Родители даже тех малышей, которые посещают садик, не должны думать, что он приобретет все необходимое для учебы в школе, нужно дома работать с малышом индивидуально, используя уже известные упражнения. Сейчас в продаже имеется много пособий на развитие логики, мышления, воображения. Покупайте все, что увидите, работайте с детьми, давая возможность самостоятельно найти решение данной задачи.

Сейчас предложим вашему вниманию несколько вариантов упражнений, поясним, о чем разговаривать с ребенком на прогулке и в повседневной жизни, в транспорте и просто по дороге домой из детского сада.

Упражнения на умение обобщать

  • "Назови одним словом". Ребенку называют несколько предметов из одной группы, например: картошка, свекла, морковка, огурец или трактор, автобус, троллейбус, поезд. Малыш должен понять схожесть предметов и дать ответ: овощи или транспорт.

  • "Варим компот или суп". Ребенок называет составляющие, которые имеются в первом блюде или в компоте, понимая, что фрукты в суп не бросают.
  • "Разложи по полочкам". Здесь нужно дать ребенку картинки, например птиц, животных, рыб и насекомых. Ребенок должен понять, к какому виду относится данная картинка, и сгруппировать их вместе по видам.

Задания на логику

  • "Найди, чего не хватает". Дается карточка, расчерченная на клетки. В каждом ряду предметы схожи, но имеют некоторые отличия. В последней пустой клеточке ребенок должен нарисовать недостающий предмет, имеющий отличие от других как в горизонтальном, так и в вертикальном ряду.
  • Найди правильный ответ на рисунке ниже.

  • "Экологические цепочки". Здесь учим думать детей, какая связь между названными понятиями. Например: листочек - гусеница - воробей, пшеница - хомяк - лисичка, цветок - пчела - оладьи с медом. Придумывать можно на ходу, играя на прогулке или в транспорте.
  • Подумай и составь предложение по рисунку.

Загадки на логику для детей

Самостоятельно развивать логическое мышление ребенок не может. Ему необходимо помогать. Как научить ребенка думать самостоятельно? Загадайте им логические задачи:

  • На дереве сидит птичка. Что нужно сделать, чтобы спилить дерево, при этом не побеспокоив птицу. Ответ: подождать, пока она улетит и спилить дерево.
  • У мамы сын Сережа, собака Бобик, кошка Мурка и 5 котят. Сколько детей у мамы?
  • Какое предложение верное: "Не вижу белого желтка или не вижу белый желток". Ответ: желток желтый.
  • "Меня зовут Дима. У моей мамы один сын. Как зовут сына моей мамы?"

Заключение

Теперь вы знаете, как научить ребенка думать, главное - захотеть уделить внимание своему ребенку, разговаривать с ним как с равным членом семьи, уважать его личность. Результат не заставит долго ждать, все труды будут вознаграждены отличными оценками в школе.

Мой подход в воспитании детей изменился благодаря одному откровению. Однажды мой муж вспомнил свое детство: "Каждый раз, когда мы спрашивали у отца значение какого-либо слова, он брал словарь и предлагал узнать его вместе".

Помните Библейскую притчу? «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Воспитывайте детей так, чтобы они могли справиться со своей проблемой без посторонней помощи.

1. Родители самостоятельных детей стоят позади них, чтобы решать проблему вместе, а не вместо ребенка.

2. Родители самостоятельных детей задают вопросы не реже, чем предлагают готовые ответы.

Задавая вопросы по существу проблемы, вы приучаете ребенка искать решения, вместо того, чтобы расстраиваться и ждать помощи извне. Следующие вопросы мы используем в нашей семье:

Как ты думаешь, что сейчас не так, как хотелось бы?

Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?

Можем ли мы усовершенствовать твою идею?

Как ты думаешь, почему этот человек поступил так?

Это было проявлением любви? Может, быть это было безрассудством?

Что ты чувствовал после принятого решения? Что ты можешь изменить в похожей ситуации в будущем?

Ответы, которые человек самостоятельно находит в глубине своих чувств, всегда мудрее, чем шаблонные стандарты, навязанные другими людьми.

3. Родители самостоятельных детей превращают критические замечания в развлечение.

Вместо того, чтобы читать нотации и запрещать что-либо, гораздо эффективнее поразмышлять с ребенком на тему добра и зла, читая вместе книгу или разыгрывая ситуацию с помощью любимых игрушек. Часто это выглядит так, будто вы предлагаете ребенку разработать морально-этическую стратегию, отделив конфликтную ситуацию от личности ребенка при помощи выдуманного сюжета.

4. Родители самостоятельных детей позволяют им учиться на своих ошибках , несмотря на то, что это неприятно.

Когда-то в детстве мне пришлось многое вытерпеть от учительницы английского языка. Родители с сочувствием выслушивали мои обиды, каждый раз уговаривая продолжать учебу. К концу года я не только знала английский так, как не смогла бы выучить в другом месте, но приобрела еще более важные знания в области межличностных отношений.

Несколько лет назад у нас с мужем был соблазн забрать ребенка из футбольной секции из-за неприятного тренера. Но мы решили продолжать тренировки, решив молиться за этого человека. Мы понимали, что наш ребенок встретит еще множество трудных людей на своем пути и ему нужно уметь общаться с ними. Мы хотели, чтобы ребенок развивал в себе интуицию, терпимость и рассудительность, пока у нас есть возможность пройти эти испытания вместе с ним.

5. Родители самостоятельных детей не ограждают их от наказан ия, которое естественным образом последовало за неразумными действиями. Каждый должен учиться исправлять результаты своих ошибок.

6. Родители самостоятельных детей терпеливо воспринимают их неудачи.

Для того, чтобы ребенок научился находить свои собственные, нестандартные решения, важно оградить его от оценочных суждений. Разве можно создать что-то новое, ни разу не ошибившись? Ребёнок должен понимать, что ошибаться – это нормально. Родителям для этого нужно переориентировать свое внимание с ошибок и недостатков на возможности поиска новых, более эффективных решений.

7. Родители самостоятельных детей постепенно отстраняются от участия в проблеме, позволяя ребенку брать на себя все большую ответственность .

Дети способны не только найти подходящий маршрут, выбрать себе меню или гардероб, они могут оказаться хорошими советчиками в решении наших взрослых проблем. Когда мы что-нибудь доверяем им, они учатся доверять самим себе. Чувство ответственности, умение сотрудничать и лидерские качества формируются в детстве. Несмотря на то, что нам самим их порой не хватает, мы можем помочь в этом развитии своему ребенку.

Очень важно быть ребенку другом, а не только родителем,советоваться с ним, выслушивать обязательно и ведь детям так это нравится,когда их воспринимают как взрослых

«Слушайся взрослых», «будь послушным»… Не пробовали подсчитать, как часто подобные фразы слышит ваш ребенок? При вручении подарков: «расти умницей, слушайся маму»; при каждой неудавшейся попытке что-то сделать: «Слушайся меня – я же тебя предупреждала!!!»… В общем, послушание взрослым – наверняка наиболее часто требуемое от ребенка поведение !

А что происходит во взрослой жизни? Оказывается, слушаться больше некого – потому что никто из окружающих и не собирается выступать в роли «наставника и поводыря»! Самым нужным оказывается как раз противоположное – умение мыслить самому ! Так как самостоятельно , при этом не теряя родительского контроля над ним?!

Правильна ли педагогическая стратегия «Слушай маму, она плохого не посоветует»?

Сразу скажем – добиться слепого послушания от ребенка проще, чем научить его мыслить и делать правильные выводы!

Вполне возможно старым как мир методом «кнута и пряника» с самого маленького возраста приучить ребенка к тому, что исполнять указания взрослых (и всегда действовать так, как было велено ранее в аналогичных ситуациях) – его неизбежная обязанность . Результат такого воспитания – «маменькин сынок» (во всех аспектах этого понятия)!

И тут у требующих послушания матерей обычно возникает вопрос – а почему же это так плохо?

Ведь я действительно приучаю ребенка к таким правилам поведения, которые помогут ему избежать ошибок , не попасть в сложную ситуацию и т.д.? И это чистая правда – мамы не хотят плохого своим детям и из самых добрых побуждений приучают их делать все правильно и хорошо!

В чем же ошибка – ведь послушный ребенок имеет больше шансов перенять взрослую мудрость, до которой сам додумался бы, вероятно, гораздо позже? А казус в том, что ребенок, действуя правильно, при этом может реально не понимать, зачем он это делает ! Условно говоря – не «я не стану играть со спичками, потому что устрою пожар», а «я не буду брать спички, потому что мамка узнает – убьет!».

До поры до времени система срабатывает – ребенок не совершает ничего плохого и неправильного. А потом однажды ему неизбежно приходит в голову мысль, что все запрещенное можно сделать тайно или даже явно и демонстративно – в виде протеста против немотивированного запрета, и т.д.!

Кроме того, ни одна мать не может гарантировать, что она «запрограммировала» своего ребенка на все возможные жизненные ситуации! В один прекрасный день случится что-то, на что надо будет отреагировать – а готового ответа нет, мама ни о чем подобном не говорила, надо думать самому !..

А ребенка не научили мыслить самостоятельно – и он делает глупую ошибку…

Вывод: на чужих ошибках не учатся .

Каждому ребенку надо совершать свои ошибки и нарабатывать собственный арсенал жизненного опыта! Именно так включается активное мышление, развивается логика и креативность .

Захотеть чего-то (умение прислушиваться к своим желаниям), подумать, как этого достичь (креатив, логика), попытаться сделать (активная жизненная позиция), возможно, ошибиться (опыт – понимание того, как что-либо действует), подумать и попробовать еще, добиться успеха или надолго запомнить, что вот так делать вообще не надо, последствия плохие!

Куда проще «послушному» ребенку: захотеть, получить затрещину и окрик, что этого нельзя, перехотеть пробовать что-то вообще, через какое-то время забыть родительскую нотацию и сделать глупость…

С какого возраста воспитывать самостоятельность мышления?

Необходимость научить ребенка мыслить осознают, в принципе, большинство родителей. Но насколько часто совершается совершенно нелогичная ошибка – родители до определенного возраста держат ребенка «на коротком поводке», а потом вдруг, в один прекрасный момент, решают, что он уже достаточно большой и нужно требовать от него самостоятельного мышления !

А ведь нереально хотеть от ребенка прямо противоположных вещей: выполнять приказы вопреки собственным желаниям и самостоятельно думать, зачем, как и что делать!

Учить ребенка мыслить нужно с самого малого возраста (разумеется, соизмеряя возрастные возможности).

Как научить ребенка мыслить, а не выполнять указания?

Думаю, каждый, кто хоть раз сталкивался с маленьким ребенком, уже подумал – разве возможно отказаться от требования послушания ? Дети постоянно куда-то лезут, проказничают и явно не вписываются в «правильное» (с точки зрения взрослого) поведение! И если дать ребенку возможность делать что угодно, то он наверняка быстро натворит каких-нибудь глупостей (хорошо еще, если безопасных!).

Это все так – разумеется, ребенок не может понимать всего, что знает о жизни взрослый, и информировать его надо!

Конечно, первые в жизни ребенка запреты базируются именно на ограничении его от тех опасностей , до которых он самостоятельно не додумается! Не надо хотеть от трехлетнего, чтобы он понял, к примеру, откуда в газовой плите берется огонь и почему нельзя поворачивать ручки на плите – но остановить его от игр с этим бытовым агрегатом необходимо!

Но все же, каких правил воспитания нужно придерживаться, желая научить ребенка мыслить самому?

  • По возможности, объясняйте ребенку, почему что-либо запрещаете (или наоборот, заставляете делать ), каковы отрицательные последствия неправильных действий. В примере с плитой – сначала остановите малыша, а потом хотя бы покажите ему, как сгорает в огне бумажка!
  • Дайте ребенку право на ошибку ! Во многих случаях собственный отрицательный опыт учит лучше, чем самые толковые пояснения! Так что, если непосредственной опасности это не представляет, позвольте ребенку попробовать что-то сделать неправильно и увидеть негативные последствия (сломать игрушку, обидеть приятеля, не выучить уроки и получить двойку и т.п.).
  • Если считаете, что пояснения какому-либо запрету давать рано, ребенок не поймет их в силу возраста, то хотя бы не мотивируйте запрет («увижу – дам ремня!»). Просто останавливайте ребенка каждый раз, как он будет пытаться сделать запретное – на какой-то раз он запомнит, что ему говорили «Не делай этого», и не сделает. А потом постепенно начнет задумываться – а почему именно не делать? Именно так ребенок учится мыслить – чего и стоит добиваться!
  • Не пугайте ребенка и не давайте фантастичных пояснений (типа «много знать будешь – рано состаришься!» или «Не ходи туда – там бабайка!»). Во-первых, это так же неинформативно, как запрет без пояснений, во-вторых, не дает ребенку подумать, оперируя правдивыми фактами. А рано или поздно невинная родительская фантазия вскроется, и ребенок радостно нарушит то, от чего его раньше сдерживала лишь наивность!
  • Рассуждайте вместе с ребенком, давайте ему логические задачи для обдумывания! Это можно делать просто в ходе обычного бытового общения: поднимайте всяческие темы — от «Что было бы, если бы собаки умели говорить» до «Как бы ты ответил, если бы тебя обозвали обидным словом в школе» (это уже сродни психологическому тренингу), и т.д. Чем больше малыш интересуется явлениями окружающего мира, тем легче ребенку научиться мыслить творчески и логически!

Научить ребенка мыслить самостоятельно можно лишь в том случае, если как можно чаще давать возможность ему это делать, не подменяя долгих (с точки зрения взрослого) рассуждений с самостоятельными выводами готовыми указаниями!

Копирование этой статьи запрещено!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: