Игры экспериментирования в группе раннего возраста. Конспект открытого занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Путешествие с капелькой

Проект в группе раннего возраста детского сада «Мыло пенится, смотрите!»

Выполнили: Гараева Е. Н., Гудырева А.В. воспитатели.

декабрь, 2016 год.

Актуальность:

Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся.

Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых.
Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.

Цель: Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты.

Задачи: Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.

  • Побуждать к речевому общению.
  • Формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая».

При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры с пеной.

Вид проекта: Краткосрочный, групповой — 1 неделя.

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.

Оборудование: Тазы с водой, трубочки, мыло, мыльные пузыри, зеркало, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие).

Продукт проекта:

  • Фото отчёт проведения проекта.
  • Картотека игр-экспериментов с детьми раннего возраста.
  • Коллективная работа с детьми. Работа с родителями:
  • Разучивание с детьми стихотворений, потешек дома. Чтение сказок.
  • Консультация: «Развитие культурно-гигиенических навыков».
  • Помощь родителей при подборе материалов и оборудования для реализации некоторых мероприятий.
  • Поддержка культурно-гигиенических навыков, полученных в ДОУ, в домашней обстановке.
  • Предварительная работа: Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций; игровые ситуации, выполнение режимных моментов.Этапы реализации проекта.

I . Подготовительный этап:
Наблюдение за детьми.
Обсуждение темы, определение целей, задач проекта.
Организация предметно-развивающей среды.
Подборка литературы, игр, иллюстрации.
Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.

II .Основной этап реализации проекта:


1 день:
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Цель: Развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).А над ручками, как тучки (руки вверх).Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе).

Игра «Сделаем пену»


Цель: Уточнить знания о свойствах воды(вода пенится).
В таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).
Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.
Вывод – мыло в воде – появляется пена.

2 день:

«Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!»


Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек»
Активизация словаря: (мыльница, мыло, мыльная)
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

3 день:

Игра- эксперимент «Поймай пузыри!»


Цель: Развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены(лёгкая, воздушная).Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –

На ладошке подержать!Игра- эксперимент «Дорожки по зеркалу»

Цель: Развивать творческое мышление, мелкой моторики.
Дети совместно с воспитателем намыливают руки и проводят прямые линии.
Вывод – пеной можно рисовать.

4 день:

Игра – эксперимент «Найди игрушки»


Цель: Развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.
В таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут отодвигая пену.
Вывод- пена прячет игрушки (она на прозрачная)

5 день:

Игра «Помощники Мойдодыра»


Цель: Обогащение игрового опыта,выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.
Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.
Вывод- мыльная вода отмывает «грязь».

Нетрадиционное рисование с использованием пены и поролона «Мыльные пузыри»

Вывод:

У детей сформировались элементарные навыки поисковой деятельности, знания о свойствах пены.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.
Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.

Занятие по экспериментированию

«Что такое чистым быть?»

(первая младшая группа, 2-3 года)

Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цели: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования, познакомить детей со свойствами воды, расширять представления об окружающем мире, развивать любознательность, мышление и речь ребенка.

Задачи: Привлекать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов, Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

Материалы и оборудование : стаканчики с водой, тазик с водой, краски (гуашь, разведенная водой и налитая в красивую бутылочку), мелкие игрушки (например киндер сюрприз), салфетки, грузовик.

Организационный момент:

В группу заезжает грузовик с мелкими игрушками.

Воспитатель: ребята посмотрите какие гости к вам сегодня приехали.

Раздает каждому ребенку по игрушке. Дети их рассматривают и называют.

Воспитатель: На улице сегодня грязно и пока игрушки к вам ехали они испачкались. Давайте их помоем.

Что такое чистым быть?

Ручки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да подстричь их поскорей.

Нужно умываться по утрам

Да еще по вечерам.

Основная часть:

Дети подходят к столам, на которых стоят стаканчики с водой.

Воспитатель: давайте опустим игрушки в воду и помоем их. Посмотрите, вы видите в воде свой игрушки? Водичка какая? (прозрачная, чистая).

А давайте капнем в воду краску. Какая стала водичка? (грязная, Непрозрачная)

Что с ней случилось? (испачкалась).

Ребята, водичка стала грязная и игрушки наши опять испачкались. Что же нам теперь делать? Как же их опять отмыть? (Помыть в чистой, прозрачной водичке).

Давайте их помоем в тазике с чистой, прозрачной водой.

Дети моют игрушки в тазике с чистой водой и вытирают их салфеткой.

Ах, водичка-вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги - вправо, брызги - влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытремся мы очень быстро!!!

Воспитатель: Ну вот, теперь ваши игрушки опять чистые и могут с вами поиграть.


Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.


Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным»вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.







Работа педагога направлена на создание условий для сенсорного развития детей в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей мы решаем следующие задачи: Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.


1. Бусинки, пуговицы. 2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 3. Пластиковые бутылочки разного размера. 4. Разноцветные прищепки и резинки. 5. Камешки разных размеров. 6. Винтики, гайки, шурупы. 7. Пробки. 8. Пух и перья. 10. Фотопленки. 11. Полиэтиленовые пакетики. 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 13. Спилы дерева. 14. Вата, синтепон. 15. Деревянные катушки. 16. Киндер-сюрпризы 17. Глина, песок. 18. Вода и пищевые красители. 19. Бумага разных сортов.




Игры с песком и водой показали, что они не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и т. д.





(младшая группа)

Воспитатель МБДОУ «Ягодка» . г.Ноябрьск Ерошко Э.М.

Воспитателем в детском саду я работаю 32 года. За время работы мне довелось работать с детьми разного возраста. Самый ответственный период – адаптация ребенка в ясельной группе, это сложный этап и одновременно интересный. Когда плачущий малыш не хочет отпускать маму, нужно собрать все свои умения, навыки, приемы, набраться терпения, чтобы сделать так, чтоб малыш забыл о маме, отвлекся и не плакал.

Работа с детьми старшего возраста имеет свою особенность. Здесь необходимо быть старшим другом. Другом знающим, умеющим, способным помочь и научить. Стараюсь для детей быть другом, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни. Но и воспитать положительное отношение к окружающему миру, к самому себе.

В моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.

Главная задача для меня – идти вперед, осваивая инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забывая доброе старое. Мне необходимо наполняться знаниями, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка. Стараюсь развивать в себе такие качества современного воспитателя, как терпеливость, доброжелательность. Ведь мне приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Родители детей для меня единомышленники, помощники, друзья. Вместе делаем одно дело – воспитываем детей..

В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» (К. Е. Тимирязев) .

Ребенок-дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.. понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, стремясь создать условия для их экспериментальной деятельности я начала работу с построения предметно-развивающей среды: обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовление игр-экспериментов, разработала перспективный план по экспериментальной деятельности, оформила картотеку игр экспериментов по экспериментальной деятельности.

Основными вопросами, намеченные для проработки, это подбор литературы по проведению и организации исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте в игровой форме и с использованием игровых персонажей, организация и наблюдение за деятельностью детей в ходе занятий по экспериментированию, согласно тематическому плану был разработан цикл занятий и картотека опытов.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях. На родительских собраниях убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.

Для родителей постоянно проводятся консультации о роли экспериментирования в жизни детей, разработаны советы для родителей «Какие опыты можно провести дома» . Была создана фотовыставка детской экспериментальной деятельности. Тема оказалась для родителей достаточно интересной, и они с удовольствием откликнулись на все предложения. В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях. Таким образом, для выполнения поставленных задач объединены усилия дошкольного учреждения и семьи.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1) .

Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2) .

Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий (Приложение 3) и картотека опытов (Приложение 4) .

Педагогам ДОУ была показана презентация «Игры-эксперименты в младшей группе» (Приложение 6)

Приложение 1.

ПЛАН ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО

САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

(младшая группа)

Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:

  • формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
  • углублять представления о живой и неживой природе;
  • способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Приложение 2

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

  1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
  2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.) ;
  3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.) ;
  4. Разные виды бумаги, пластилин;
  5. Красители пищевые и не пищевые;
  6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.) ;
  7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.) ;
  8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито) .
  9. Детские фартуки;
  10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
  11. Схемы проведения опытов.
  12. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:
  13. Свойства воды;
  14. Воздух и его свойства;
  15. Твердое тело: камень; песок
  16. Свойства бумаги

Приложение 3

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим

Занятие 1

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.

Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные

Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют» ; д/игры: «Больше-меньше» , «Собери в корзинку» ; наблюдения в природе

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей.

Ход занятия

Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас в гости, в свою лабораторию. Пойдём? Давайте все наденем халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного. Дети одеваются и проходят.

1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины) . Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка сколько нужно песчинок? Много. (ответы детей) . А в песочнице сколько песчинок? Много. Песок состоит из множества песчинок.

Вывод: Песок состоится из множества песчинок.

2. Ребята, давайте потрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые.

А теперь давайте проведём эксперимент с песком. Дети поливают песок водой. Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? Ответы детей – Потому что мы полили песок водой.

Песок бывает сухой, но если песок полить водой он становится мокрым. Наше путешествие по лаборатории профессора Знайкина продолжается. Перед вами стоят два тазика, один с сухим песком, другой с мокрым песком. Сейчас мы будем делать пирожки с помощью формочек.

Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, с него не получается лепить. (Ответы детей) . А теперь пробуем лепить с мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый. (Ответы детей) .

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого нельзя.

Ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте прощаться с профессором Знайкиным.

Занятие 2

Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.

Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.

Воспитывать желание помогать близким.

Вызвать положительные эмоции.

Оборудование: Спецодежда; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.

Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый

Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку» , «Чудесный мешочек» ; «Какого цвета?»

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей

Ход занятия

Ребята, к нам в гости пришёл профессор Знайкин. Знайкин приглашает нас снова провести опыты, одевайте халаты. Дети одевают халаты и проходят к столу. На столе лежат камни разного размера (большие и меленькие) .

Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни тяжёлые или лёгкие? Ответы детей. А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие Ответы детей. Ребята камни бывают тяжёлые и легкие.

А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на подоконник, а другой мешочек положим на батарею.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Ребята, а теперь давайте потрогаем камни из мешочков. Какие камни в этом мешочке, холодные или теплые. Ответы детей. Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя. Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и сини. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями. Что сегодня узнали? Давайте прощаться с профессором.

Занятие 3

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.

Дать представление о том, что воздух невидим.

Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.

Обогащать словарь.

Вызвать положительные эмоции настроя.

Оборудование: телефон, халаты, очки, колпак, бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.

Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая

Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку» ; дыхательное упражнение «Бабочки»

Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей

Ход занятия

Позвонил телефон, звонит профессор Знайкин. Он снова приглашает нас к себе в гости, в лабораторию. Давайте снова оденем халаты. Дети одевают халаты. Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята, посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один в прозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.

Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Анечка, что в пакете? Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.

Молодцы ребята, теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.

Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй» . Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.

Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайте бумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.

А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся.

Тоже самое проделать с толстой бумагой.

Вывод: Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.

Ребята, вам понравились опыты с профессором Знайкиным. Дети повторяют чем они сегодня занимались. Прощаются, снимают халаты.

Приложение 4

Картотека опытов

Эксперименты с водой

Тема: «Что получиться?»

Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком

Тема: «Следы»

Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет) . Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да) . Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (По тому что песок намочили) .

Вывод: На мок ром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухом

Тема: «Утопим игрушки»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух) . Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает) . Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Эксперименты с камнями

Тема: «Легкий – тяжелый»

Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие) . Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый) .

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой

Тема: «Бумажные листочки»

Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони) . Почему? (Потому что он легкий) . Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает) . Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая) .

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

Приложение 5

Сценарий родительского собрания

Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста

Форма проведения собрания: семинар-практикум

Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.

Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания

  1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи» .
  2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания

«Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. 2 часть.

Элементарные опыты:

Разноцветная водичка»; «Песочек» ; «Выпустим воздух из стакана» ; «Помоем камешки» ; «Тонкая – толстая» , «Раскрашивание водички»

Приложение 6

Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Работает экспериментальная лаборатория, в которой собрано всё необходимое оборудование для проведения опытов.

  • Приложение 7. Презентация «Экспериментирование в младшей группе»

Опыты и эксперименты с водой

Игра «Бульбочки» . Дети опускают в воду резиновые игрушки и наблюдают, как выходят пузырьки воздуха из воды.

«Воздушные пузыри» - при помощи соломинки можно сделать пузыри в стакане

«Окрашивание воды» - интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду.

«Из пустого в порожнее» - Дети любят переливать воду из одного сосуда в другой. Для этой игры используются бутылочки из под шампуней, баночки разных форм и размеров

«Шарики в воде» - Тренировать мелкую моторику

Опыты и эксперименты с песком

Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Песок бывает сухой и мокрый. Сухой песок может сыпаться, мокрый песок

принимает любую нужную форму.

«Игры с вертушками» «Сделаем ветерок»

«Надуйте шарики»

«Мой веселый звонкий мяч»

«Надуйте шарики» «Мой веселый звонкий мяч»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.

«Лодочка, плыви»

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха

  • Совершенство самообразования:
  • Знакомлюсь с современными методиками по теме детского экспериментирования

Принимаю участие в конкурсах педагогического мастерства, в конкурсах инновационных проектов.

  • Сотрудничество с педагогами и родителями детского сада.

Провожу ежегодно консультации по теме детского экспериментирования, деловые игры-опыты, семинары по проблемным ситуациям, открытые просмотры опытов и занятий, индивидуальные беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач. Также ежегодно занимаюсь организацией различных конкурсов: конкурсы поделок из природного материала, конкурс поделок из «бросового материала

Для родителей постоянно обновляется наглядная информация.

Работая с детьми, я всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый маленький ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Моя задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.

Изучаемая литература:

  • «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. составитель Н.В. Нищева 2013г.
  • «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
  • «Песочные игры» , Игорь Пелинский
  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» . Конспекты занятий в разных возрастных группах,. Н.В. Нищева
  • «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду» . Н.В. Нищева;
  • Мартынова Е.А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий
  • Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова, издательство «Учитель»
  • «Элементы песочной терапии» - развитие детей раннего возраста Н.В. Зеленцова-Пешкова
  1. 1. Актуальность  Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.  Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.  Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
  2. 2.  Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
  3. 3. Задачи:         укреплять физическое и психическое здоровье малышей; обеспечивать эмоциональное благополучие; расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив; развивать психические процессы детей, познавательные способности; развивать мелкую моторику;; расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
  4. 4. Игры с водой.  Открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый- холодный, тонет- плавает и др.)
  5. 5. «Переливалочки».
  6. 6. Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды и покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти. «Водяная мельница».
  7. 7. Наливаем в большую посуду воду и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем (то же самое может сделать и ребенок), по воде пойдут круги. Наблюдаем как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя. «круги на воде».
  8. 8. «ТОНЕТ- НЕ ТОНЕТ»
  9. 9. Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы. В местах экспериментирования "поселила" персонажи помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата
  10. 10. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
  11. 11. Коля сравнивает форму предметов.
  12. 12. Игра «Питон», «Лягушка».
  13. 13. И у нас это неплохо получается…. Мы ловим бабочек на магнитные удочки… Игры с магнитными игрушками
  14. 14. А это поезд тоже магнитный… Чтобы его собрать надо постараться…
  15. 15. Интерактивные игры как развитие тактильных и кинестетических ощущений. Игры способствуют обострению памяти, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи.
  16. 16. Игра «Чудесные варежки»
  17. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов нам обеспечивает игровой набор «Пертра», который вызывает интерес и повышает познавательную активность.
  18. 18. Игры с магнитами
  19. 19. Различные шнуровки:
  20. 20. Соберём для мамы бусы:
  21. 21. Сенсорная комната.
  22. Игра для ребенка - это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Современных родителей обычно интересуют два вопроса: как играть и во что? Уважаемые родители у вас под рукой столько игрового материала, который поможет вашему ребёнку познать мир, не ограничивайте ребёнка а познавайте вместе с ним!!


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: