Игры для малышей на развитие речи. Дидактические игры по развитию речи для детей и родителей

Развитие речи у детей предшкольного возраста имеет огромное значение. Правильно сформированная и развитая речь – основа дальнейших успехов в обучении ребенка в школе. Если ребенок меняет в своей речи местами слоги или звуки, так же он будет и писать, и читать. Скудный словарный запас помешает ребенку пересказывать тексты, писать изложения, сочинения, объяснять решение задач. Пытаться исправить такие упущения за пару месяцев до школы – бессмысленное занятие, которое не принесет ребенку ничего, кроме стресса. А вот за пару лет это сделать реально даже дома. Помочь в этом могут игры на развитие речи, правильно подобранные для детей 5 – 6 лет.

Речь на пороге школы: характерные черты

По достижении возраста 5 – 6 лет ребенок уже в достаточной степени владеет своим родным языком: его грамматикой, фонетикой, лексикой. Он умеет выражать свои мысли эмоционально, связно и логично, но при этом последовательно и выразительно.

Если говорить о развитии речи в 5 – 6 лет, то его особенности состоят в следующем.

  • Словарный запас.

В активном словаре дошкольника в этом возрасте может быть до 3 тысяч слов. Он понимает многие обобщающие термины (животные, птицы – дикие или домашние, ягоды, деревья, транспорт, профессии). Понятийный аппарат включает самые разнообразные темы: ребенок в состоянии размышлять, например, не только о смене времен года и поведении животных, но и о таких сложных вещах, как мечты, космос, любовь, семья. В речи практически отсутствуют ошибки произношения в виде добавленных, переставленных или замененных слогов или звуков. Это возможно только с многосложными словами, которые употребляются редко (экскаватор, парикмахерская, бронетранспортер). Но, как правило, если взрослые обратили внимание ребенка на эту ошибку, больше он ее не повторяет.

  • Грамматика.

Малыши этого возраста способны ответить на вопрос по знакомой теме, строя полное развернутое предложение. К 6 годам фразы ребенка становятся все более длинными, распространенными, большая часть слов употребляется в правильной форме. Иногда встречаются речевые ошибки («ихние», «медвежонков»).

  • Произношение.

Обычно к шестилетнему возрасту речевой аппарат дошкольника – при отсутствии анатомических отклонений (высокое нёбо, короткая подъязычная уздечка) – сформирован полностью, и трудностей с произношением звуков практически нет. Возможные проблемы с артикуляцией – неправильная постановка языка при произношении звуков [р] и [л] (их замена на другие звуки или пропуск в речи). Иногда страдают шипящие. Дети в этом возрасте уже способны замечать неправильное произношение у себя и окружающих. Если к 5–6 годам у дошкольника существуют проблемы с произношением тех или иных звуков, скорее всего, самостоятельно с ними он уже не справится – потребуется помощь специалиста.

  • Связная речь.

Старшие дошкольники способны пересказывать прочитанное произведение, составлять связный рассказ по картинке или группе связанных картинок, придумывать начало или конец предложенной истории, делиться впечатлениями об интересных событиях, просмотренном мультфильме, играх с друзьями. Они уже умеют осознанно подбирать наиболее подходящие слова для выражения своих чувств и мыслей. Дети точно описывают предметы, а также находят нужный предмет по описанию.

  • Выразительность.

Ребенок в возрасте 5–6 лет умеет говорить тише или громче, медленнее или быстрее. Умеет говорить шепотом, читать наизусть стихи с выражением, подбирая нужные интонации, делая логические паузы.

В чем помогут игры?

Игровая форма наиболее благоприятна для освоения различных навыков, в том числе и речевых. Правильно подобранные игры способствуют совершенствованию самых разных сторон речи, культуры общения.

Основные направления развития речи старших дошкольников в форме игры:

  • интонационная и динамическая выразительность речи;
  • правильный темп, ритм;
  • четкость произношения;
  • постановка правильного ударения;
  • умение ставить слова в правильные грамматические формы;
  • умение четко и полно формулировать свою мысль;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • формирование предпосылок к освоению письменной речи.

При этом важно, чтобы все задания ребенок воспринимал как призыв к участию в игре, а не занудное занятие (повтори, приведи пример, найди). Соответственно, мотивация к игровым занятиям и интерес к ним у ребенка намного выше, чем к урокам по развитию речи. А значит, и эффект будет ощутимее.

В процессе игрового общения с дошкольником не «глушите» его эмоции, чувства, давайте возможность их выразить. В противном случае у ребенка постепенно снизится потребность в общении как таковом, а значит, снизится и речевая активность. Если ребенок в какой-то момент не может найти подходящее слово – позвольте ему выразить мысль, подключив мимику, жесты, пластику.

У каждой игры – своя цель

Найти или придумать игру по развитию речи не так сложно. Главное – понимать, что у каждого вида игр есть своя цель, достигая которую, ребенок развивает тот или иной навык.

Все упражнения и игры для детей 5 – 6 лет можно разделить на 4 группы.

  1. Игры, развивающие звуковую культуру речи. В них ребенок совершенствует фонематический слух, учится определять расположение звука в отдельном слове или предложении, количество слогов в слове; подбирать слова с нужным звуком или с указанным количеством слогов.
  2. Игры на понимание грамматического строя родной речи. Такие игровые упражнения учат детей усваивать правильное, нормативное употребление слов в предложении, согласуя существительные и прилагательные по роду, числу, падежу, глаголы – по времени, виду и наклонению.
  3. Игры, способствующие пополнению лексического запаса. Играя, ребенок узнает о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках, учится согласовывать их между собой, выбирать из своего активного словарного запаса самое подходящее в данном случае слово, работать с синонимами и антонимами в речи.
  4. Игры, способствующие развитию связной речи. Другими словами – обучение рассказыванию. Оно тесно связано со всеми предыдущими видами игр (лексический запас, звуковая культура, грамматика). Ребенок учится составлять не просто связный текст, но текст логичный, обдуманный, наполненный смыслом.

Далее приведены примеры игр каждой группы. Не обязательно «переиграть» их все в один день и утомить ребенка. Можно какое-то время проводить по 1–2 игры, которые по мере утраты интереса к ним заменяются новыми. Изучив смысл каждой игры, родители смогут и сами придумать множество аналогичных заданий для своих детей.

Развитие звуковой культуры

Приведенные ниже игры способствуют освоению навыков распознавания звуков в словах, деления слов на слоги. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок в произношении.

  • «Дорожка».

Играть веселее с несколькими детьми (или другими членами семьи). Мяч передается по кругу. Каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

  • «Найди слово».

Ребенку предлагают подобрать слово с определенным звуком в начале (середине, конце), с обозначенным количеством слогов или букв. Если «с наскоку» не получилось – даются подсказки-характеристики, ребенок может задавать наводящие вопросы. Такое слово можно, например, поставить на пароль компьютера. Если малыш разгадает его – получит несколько минут компьютерной игры. Или, скажем, оно обозначает того, кому сегодня нужна помощь (хомячок, которому надо почистить клетку). Разумеется, придется помочь.

  • «Топорики».

Топориками на время становятся руки малыша. Когда взрослый называет ему слово по слогам, ребенок должен «отрубить» хлопком каждый слог. В конце можно посчитать, сколько слогов «нарубили».

  • «Верни слово».

Ребенку бросают мяч, называя первый слог слова. Его задача – быстро придумать окончание и «вернуть» взрослому готовое слово вместе с мячом. (ку – лак, ли – сток, кра – ски).

  • «Ловушка».

Роль ловушки играют ладошки ребенка. «Ловить» ими нужно определенный звук в словах. Как только услышал – «ловушка» «захлопывается» (хлопок в ладошки).

Формирование грамматической согласованности

Согласованное употребление частей речи в предложениях – залог правильной и красивой речи ребенка. Помогут в этом следующие игровые упражнения.

  • «Мешок».

Взрослый говорит: «Я даю тебе мешок, ты клади в него на -ок». Малыш должен называть слова, оканчивающиеся на -ок (листок, колобок, чулок, гребешок). Можно играть до первой промашки (например, «пирог»). Или предложить малышу назвать определенное количество слов, а затем посчитать допущенные ошибки. За каждую ошибку придумывается «штраф» — выполнение какого-либо шуточного задания (рассказать скороговорку, стихотворение, отгадать загадку).

  • «Поэт».

Взрослый читает детское стихотворение, не договаривая последнее слово рифмующихся строк (чтобы ребенок мог подобрать рифмованное окончание строки):

«Мы видали двух сорок

Без ботинок и… чулок».

  • «Расселение».

Взрослый показывает картинки с изображением предметов разного рода и числа. Малыш должен «расселить» их по домикам: в первом будут жить слова, определяемые фразой «она моя», во втором домике – «он мой», в третьем – «оно мое», в четвертом домике – «они мои».

  • «Это чьё?»

Ребенку показывают картинки с изображением частей тела разных птиц или животных. Он должен правильно отвечать на вопросы: «Это чей хвост?» «Это чья лапа?», «Это чье ухо?» (Волчий, заячья, овечье и т. д.)

Пополнение лексического запаса

Богатый словарный запас облегчает выражение мнения, чувств, отношения к происходящему, упрощает коммуникацию с другими людьми. А в дальнейшем это поможет с написанием сочинений, докладов, рефератов.

  • «Наоборот».

Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово. Задача малыша – подобрать противоположное по значению слово и вернуть мяч (день – ночь, холодный — горячий, далеко – близко).

  • «Он какой?»

Играть интересно с несколькими детьми или всей семьей. Взрослый показывает игрокам какую-либо картинку или предмет и просит их ответить на вопрос: какой он? Победит тот, кто даст больше правильных ответов. Например: хлеб какой? Белый, мягкий, вкусный, полезный, ценный, румяный, хрустящий.

  • «Что бывает таким?»

Игра, обратная предыдущей. Игрокам называют признак предмета, к которому нужно подобрать как можно больше предметов.

  • «Скажи иначе».

Взрослый произносит фразу и просит ребенка сказать то же самое, но используя другое слово: дождь идет – моросит, льет; чистая вода – прозрачная; чистые руки – вымытые.

  • «Договори».

Родители называют начало фразы, а малышу нужно ее закончить. Например: «лед холодный, а огонь…», «солнце видим днем, а луну…».

Развитие связной речи

Умение выражать свои мысли последовательно и логично необходимо не только для успешного дальнейшего обучения (особенно точным наукам), но и для продуктивного общения со сверстниками и окружающими людьми.

  • «История из детства».

Когда ребенок просит взрослых рассказать ему интересные, памятные истории из их детства, можно договориться, что это будет взаимный обмен историями: мама – ребенку, а он – ей. Пусть вспомнит что-то памятное для него и поделится своими переживаниями по этому поводу взамен на рассказ родителей.

  • «Пойми меня».

Ребенку необходимо описать предмет на картинке, не называя его, так, чтобы остальные участники игры догадались, о чем идет речь.

  • «Интервью».

Ребенку предлагают примерить на себя роль журналиста и взять интервью у каждого члена семьи или других родственников, особенно если есть повод (юбилей, недавняя поездка куда-то). Можно вместе с малышом продумать вопросы для каждого интервьюируемого. Роль микрофона может сыграть, к примеру, расческа или отвертка от игрового набора инструментов. Не нужно забывать и в подобном общении (спасибо, извините, простите за нескромный вопрос).

  • «Если бы да кабы».

Ребенок должен пофантазировать на тему, что было бы, если бы: «я стал волшебником», «я всегда оставался маленьким», «я стал невидимым», «зимы не было» и т. д.

  • «Репортаж».

Родители изготавливают стенд, повествующий о недавнем приключении малыша (поход в цирк, поездка на море). Можно расклеить снимки с места событий, красочно подписать их яркими фломастерами, нарисовать смайлики, иллюстрирующие настроение. Важно собрать побольше слушателей. Ребенку дают указку (карандаш), и он в подробностях и красках повествует собравшимся о своих приключениях.

Если ребенок во время рассказа запинается, ища нужное слово, или строит предложения слишком примитивно, помогайте ему наводящими вопросами. Это тоже весьма полезно для развития речи.

Можно найти или придумать множество подобных игр. Главная задача взрослых – заинтересовать ребенка процессом игры и помогать наводящими вопросами при затруднениях. «Антураж» для каждого упражнения может быть любым, но лучше – сказочным. Пусть его просят составить предложения или найти нужные слова сказочные герои, которым нужна помощь. Тогда ребенок будет развивать свою речь, играя и получая огромное удовольствие – что и требовалось получить для хорошего эффекта.

Секрет развития речи прост: нужно побольше играть и разговаривать с маленьким молчуном. Ведь он хочет общаться: издает какие-то звуки, жестикулирует, показывает на предметы. Не упускайте эти ценные . Если после всех усилий ребенка его все-таки не понимают, он может начать сердиться, плакать, замыкаться в себе.

С другой стороны, не следует предугадывать любое желание карапуза. Это тоже тормозит речевое развитие. Кроха показывает на полку с игрушками? Спросите, во что он хочет поиграть, дайте ему мишку или машинку.

Правила игры

До трех лет ребенок познает мир, подражая взрослым. Дети - ученые-исследователи. Они ко всему относятся с интересом. Но только взрослый может показать, что ложкой едят суп, а карандашом рисуют. И сделать это играючи.

Включайте в игры знакомые предметы и ситуации. Вы гуляли и малыш заинтересовался машинами? Поиграйте дома с игрушечными машинками, а заодно и поболтайте о грузовиках, автобусах, о том, какие звуки они издают.

Не давайте слишком сложные задания. Поступая так, вы заведомо ставите кроху в ситуацию неуспеха. Если у ребенка что-то не получается, он быстро теряет интерес к игре или занятию, и в следующий раз может отказаться выполнять задание.

Не играйте в одну игру слишком долго. Каждое игровое занятие должно длиться от 5 до 20 минут. Сверните игру, если видите, что карапуз устал, либо расширьте ее, если есть настроение. Лучше поиграть в несколько разных игр.

Структурируйте занятия. Каждая игра внутри занятия имеет начало, продолжение и конец. К примеру, «Больница». Мишка простудился. Что у него болит? Горло? Измеряем температуру, даем микстуру, ставим горчичники. Ура, наш больной выздоровел!

Используйте новые знания на практике. Дети порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились. по‑новому. Играли в чаепитие? Игрушечную посуду (и свою тоже) надо помыть!

Чтобы малыш развивался быстрее, хвалите его. Старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «В следующий раз обязательно получится».

Контакт во время игры

Играть с малышом, который еще не говорит, непросто. Придется иногда озвучивать и реплики ребенка - простыми фразами и четко. Начните с эмоциональных игр. Они помогут достичь близости и понимания, без которых любое обучение будет скучным и неэффективным.

■ Хлопаем в ладоши
Похлопайте в ладоши со словами: «Хлопну я в ладоши, буду я хороший, хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!» И предложите малышу . Если он не повторяет действия, а только смотрит, можно взять его ладошки в свои и похлопать ими.

■ Задаем наводящие вопросы
Как понять, чего хочет ребенок? Вначале можно задавать вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет». Крохе достаточно кивнуть или покачать головой в ответ. В дальнейшем стремитесь к тому, чтобы маленький партизан был вынужден отвечать на вопрос словами или фразами. «Давай нарисуем полянку с цветами. Вот травка. Теперь ты нарисуй травку. У тебя травка будет какого цвета? А что еще растет на полянке? Да, цветочки. Давай цветочки нарисуем. Они будут большие или маленькие? А солнышко нарисуем? Покажи, где? Тут, наверху. Какое солнышко? Правильно, круглое, желтое».

■ Слушаем и повторяем
Чтобы ребенок научился правильно говорить, он должен хорошо различать на слух звуки, а затем стараться их повторить. Для начала это будут короткие слова, а потом - короткие и длинные фразы.

В «Угадайку». Вам понадобятся пластмассовые или плюшевые игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и другие фигурки животных. За дверью (или за ширмой, в коробке) раздается: «МЯУ», «ГАВ-ГАВ», «МУ-У-У» или «КВА-КВА». Пусть малыш отгадает, кто из животных пришел к нему в гости, и попробует назвать его. Кроха угадал? Достаньте и покажите игрушку. Если она похвалит ребенка за сообразительность, ему будет вдвойне приятно.

Для развития моторики и речи очень полезно завязывать шнурки и застегивать пуговицы

Дыхательные упражнения для развития речи

Правильное дыхание поможет быстрее научиться говорить. Пусть кроха вдыхает через нос, «набирая полную грудь воздуха», а выдыхает плавно, складывая губы трубочкой. Но дыхательные упражнения быстро утомляют, поэтому они должны быть короткими. И нескучными!

■ Сдуваем пылинки
Прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую бумагу или елочное украшение «дождик». Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите сделать это ребенку. Скажите: «Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок, зашелестели на дереве листочки! Вот так!» Тренировать дыхание можно также, сдувая пушинки с одуванчиков или перышки со стола, задувая свечки, выдувая мыльные пузыри.

■ Поем песенки
. Сначала просто пропевайте с малышом гласные звуки. Предложите спеть песенку. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха. Песня должна получиться длинная. Следите за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Сначала пропевайте звуки «А», «У», постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

Как вздыхает зайчонок, когда у него лапка болит? «О-О-О!» Самолет в небе выводит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы!» Пусть малыш повторяет.

■ Сдуваем шарики
Изобразите большие надувные шары - разведите руки в стороны. Вдруг в шариках образовались маленькие дырочки, и они стали сдуваться… Воздух выходит из шарика: «Ф-Ф-Ф!» Сводим руки перед собой. Сдулся шарик! Обнимаем себя за плечи.

■ Шипим как змейки
Представьте себя змейками, которые греются на солнышке и шипят: «Ш-Ш-Ш!» Во время произнесения звука добирать воздух нельзя. Надоело играть в змеек? Поиграйте в насос (звук «С-С-С»), машину («БИ-БИ«) или поезд («ТУ-ТУ»).

Общаемся с ребенком в игровой форме

Но самое лучшее правило для развития речи - с малышом необходимо постоянно говорить. Это формирует его пассивный словарный запас и, конечно, развивает. Ведь перед ним целый мир загадок и непознанных вещей. Давайте приоткроем завесу тайны нашему исследователю. Расскажем, что такое кран или мыло, зачем нам нужна одежда, почему мы берем на прогулку зонтик. Неважно, что мы делаем, главное - постоянно комментировать свои действия.

■ Моем чашку
- Идем мыть чашку. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где губка? Вот она. Бери губку. Давай я тебе помогу. Помоем чашку хорошенько. Подставляй ее под водичку - вот так. Закрывай кран. Смотри, какая чистая чашка у нас! Теперь давай стряхнем воду с рук. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай ручки. Молодец! Смотри, руки теперь сухие.

■ Гуляем вместе
- Посмотри, какая сегодня отличная погода! Небо ясное, солнышко светит. А что это на дорожке? Это камушки. Посмотри, какие они. Круглые? Да. Пойдем дальше. Какой большой сугроб! Какого он цвета? Белого. Совсем как сахар, соль или мука.

■ Возвращаемся с прогулки домой
- Сейчас нам нужно раздеться. Давай снимем курточку. Найди, где у нее молния. Вот она. Давай ее расстегнем. Теперь снимем ботиночки. Вытаскиваем сначала одну ногу, потом другую.

■ Рассматриваем фотографии
- Хочешь, достанем семейный альбом и посмотрим фотографии? Видишь, здесь вся наша семья. Покажи маму, папу, бабушку, дедушку. А это мы на даче. Помнишь, какие там были красивые цветы? А как к нам приезжали друзья и мы вместе ходили на речку?

■ Укладываемся спать
- Давай переоденемся и умоемся. Моем щечки, носик. Где у тебя щечки? А где мамин нос? Правильно!

Занимаясь с крохой рисованием или английским, родители порой забывают просто разговаривать. Обо всем на свете

Развиваем моторику рук

Ускоряют процесс речевого и умственного развития детей и пальчиковые игры. Исследования физиологов доказали, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга. Тренируем пальчики!

■ Массируем руки
Поглаживайте внутреннюю и наружную поверхности рук до локтя по направлению «от периферии к центру». Повторите движение 6–8 раз.
Сгибайте и разгибайте все пальцы на руке ребенка одновременно (за исключением большого пальца).

«Мотайте клубочек» пальцем по раскрытой ладони ребенка. Несколько раз по каждой ладони.

Нажимайте большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка (от его кончика к основанию). Все пальцы массируйте по очереди. Приговаривайте: «Раз шажок, два шажок, вот мы и пришли, дружок».

Отводите большой палец ребенка вперед-назад, в сторону, по кругу.

■ Играем в снежки
Для развития силы рук и ловкости в снежки. Снег растаял или не лепится? Сомните в комки ненужные листы бумаги!

■ Прячем предметы в ладошке
Покажите, как можно спрятать маленький шарик в ладони. В этом упражнении работает вся кисть. Дайте крохе такой же шарик - теперь его очередь фокусничать. А как спрятать предмет побольше, который не помещается в одной руке? Проявите смекалку! Да, можно накрыть предмет другой ладонью.

■ Лепим картины из пластилина
Вдавливайте различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, фасоль, горох, семечки. Так отлично развивается навык хватания двумя пальцами.

У ребенка появились первые попытки высказаться? Прекрасно! Поощряйте его, хвалите за «разговорчивость», но не форсируйте события. Для начала достаточно каких-то слогов. Потом вводите в речь короткие простые слова и короткие фразы. Малыш уже может сказать: «Дай ложку», «Хочу к маме»? Только после этого можно переходить к самым простым детским стишкам. Учить первые стихотворные строки нужно путем договаривания слов и фраз. Это - самый эффективный прием.

■ Дом большой и дом маленький
в мишку и зайку. Взрослый говорит стишок и показывает движения, а малыш повторяет.

У медведя дом большой! ОЙ-ОЙ-ОЙ! (Говорите низким голосом, поднимайте руки вверх.)

А у зайки маленький. АЙ-АЙ-АЙ! (Говорите тонким голосом, приседая на корточки.)

Мишка наш пошел домой. ОЙ-ОЙ-ОЙ! (Говорите низким голосом, идите вразвалку.)

Да и крошка заинька. АЙ-АЙ-АЙ! (Говорите тоненько, прижав ладошки к груди, прыгайте.)

Чуть позже усложните игру, задавайте малышу разные вопросы, например:

«Какой у мишки дом?»

■ Наши ноги идут по дороге
Рассказывайте простой стишок, а малыш пусть повторяет за вами движения и слова.

Большие ноги идут по дороге. ТОП-ТОП-ТОП!
(Говорите низким голосом, высоко поднимайте ноги, делайте широкие шаги.)

Маленькие ножки бегут по дорожке. ТОП-ТОП-ТОП!
(Говорите тонким голосом, бегите мелкими шажками.)

Старайтесь, чтобы ребенок выполнял движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения повторяя и слова. Это точно ему по силам!

■ Кошка Мурочка
Предложите поиграть в кошечек.

Кошечка Мурка, серенькая шкурка, мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. МЯУ-МЯУ-МЯУ.

Очень мягкие, пушистые (положите руки на стол, сожмите в кулачки). А в лапках… острые коготки. Пусть кроха выпрямит напряженные полусогнутые пальцы, в шутку поцарапает стол или диван.

А как кошка просит молочка? Конечно, жалобно мяукает! Подзовем нашу Мурочку и накормим. А когда она поест, что будет делать? Петь песенки и мурлыкать.
Серенькая кошечка села на окошечко, хвостиком виляет, деток собирает. МУР-МУР-МУР.

Помяукайте и помурлыкайте вместе с малышом.

Для наглядности все достижения малыша записывайте в дневник. К 2,5 годам даже самые упорные молчуны начинают говорить. В норме в активном словаре к этому возрасту более 20 слов. Кроха должен знать названия окружающих предметов, частей тела. Он может показать, где лежит его любимая книжка, попросить пить. Если этого не происходит, проверьте слух малыша, обратитесь к неврологу и логопеду.

Фото: Picture Press/East News; Legion-Media; vetkit/Fotolia.com

Развитие речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры для развития речи. Развивающие речь игры.

1. Игра для развития речи "Интервью".

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

2. Развивающая речь игра "Картинки-загадки".

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru :

3. Игра "Определи игрушку". Развитие речи.

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

4. Игра "Сочини предложение".

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.

5. Игра "Противоположность".

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

6. Игра "Мостик".

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п. Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

7. "Что означает выражение?" или "Пословицы".

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений.

Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент.

Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.

Например:

Ребенок сказал: - Взрослые говорят:

пойти на исправку - пойти на поправку
куда глаза видят - куда глаза глядят
душа в подметки ушла - душа в пятки ушла
свободная птица - вольная птица
открыть Африку - открыть Америку
посчитать в голове - посчитать в уме
глаз упал на книжку - взгляд упал на что-нибудь
на свежий ум - на свежую голову
нервы скандалят - нервы шалят
в пятки не годится - в подметки не годится

К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: "Она в нем утонет".

Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

Пословицы:

1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
16. "Без работы пряников не купишь".
17. "Глаза боятся - руки делают".
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
19. "Без труда нет добра".
20. "Труд - лучшее лекарство".
21. "Терпение и труд все перетрут".
22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
23. "Дом без книги, что без окон".
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
25. "Где ученье - там уменье".
26. "Ученье и труд вместе живут".
27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
28. "Почитай учителя, как родителя".

8. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

9. Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

10. Игра "Два круга".

Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое".

Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

11. Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

"На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

12. Распространение предложений.

Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

13. Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

14. "Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут.

Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова. Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

15. Предлоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.

Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

16. Самодельная азбука.

Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.

Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.

17. Цепочка.

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

18. Добавь букву.

Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово.

Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.

Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

19. Путешествие. Семейная игра.

Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".

Другой вариант "Путешествия".

Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).

Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.

Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".

20. Кто с какими буквами дружит.

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

21. Давай придумывать (с 3лет).

Развиваем абстрактное мышление, речь.

Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.

ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

Например:

карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку;
ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.

Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

22. Продолжи ряд.

Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, - он усваивает их в процессе общения.

Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

Еще выдающийся немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт - основатель языкознания - писал: "Осваивая язык, каждый ребенок смутно опирается на аналогии, что заметнее у творчески развитых детей. Важно только найти дух этих аналогий, а это при любом обучении языку есть критический пункт, с которого начинается настоящее владение языком и настоящее наслаждение им".

Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при изучении иностранных языков.

Задания для упражнения "продолжи ряд" родители и воспитатели без труда могут придумать сами. Приведем примеры заданий:

Люди - человек, дети - …
Сын - дочь, внук - …, племянник - …
Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - …
Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - …
Шпалы - деревянные, рельсы - …
Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …
Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - …
Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - …
Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в …
Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … -
много …

23. Снежный ком.

Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.

Варианты игры:

1. "Собираемся в дорогу"

Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".

По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"

Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю..." и т. д.

3. "Накрываем на стол"

Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

4. "Собираемся на прогулку"

Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

5. "Ждем гостей"

Ведущий: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы".
Ребенок: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

24. История с продолжением.

Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д.

25. Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".

Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком - вагон.
Есть слово колючее - ежик.
Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель.
Есть слово зеленое - ель.
Есть книжное слово - страница.
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег.
Есть слово веселое - смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.

Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу.

Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...).
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

27. Многозначные слова.

Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие.

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

Б. Заходер (из песенок Винни-Пуха)

Иду вперед
(Тирлим-бом-бом),
И снег идет
(Тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем-
Совсем не по дороге!
Но только вот
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
Чего так зябнут ноги?

Есть у булавки головка. (В. Лунин)

Есть у булавки головка, но без волос, увы!
Есть у чайника носик, однако нет головы.
Есть ушко у иголки, но не слышит оно,
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног.
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,
По полю, ног не имея, лениво бежит река.
Есть у расчески зубы, но есть не может она,
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.
Есть рукава у потока, хоть поток не одет,
Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет

Носы. (А. Усачев)

Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь - Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки - пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос!

Кто что несет. (М. Яснов)

Семен портфель несет в руке,
Павлуша - двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход -
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах -
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил -
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несет!

Часы. (В. Орлов)

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

28. Наоборот (антонимы).

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:

сахар сладкий, а перец...,
дорога широкая, а тропинка...,
пластилин мягкий, а камень...,
чай горячий, а мороженое...,
кисель густой, а морс...,
лист наждака шершавый, а лист бумаги...
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет...
Днем светло, а ночью...

Другой вариант:

Кашу варят густую и...(жидкую). Звери бывают смелые и...(трусливые). Морковь можно есть сырой и...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и...(крупными).

Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди "Прощальная игра".

А вот прощальная игра...
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал
Немножечко умней,

Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен!

И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
"Наоборот".
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:…!
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты:
ХРАБРЕЦ.
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу, -
Ну, отвечай:…!

29. Игра в рифмы - подскажи слово.

Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь.

Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.

Очень страшная история. (Даниил Хармс)

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас.. напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в... пасть.

Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало.. ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.

Шишки-мышки (А. Кондратьев)

Жили-были на сосне две серьезных шишки.
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки:
- Эй, спускайтесь шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке.

Отвечали шишки:
- Глупенькие мышки,
Чем же плохо нам висеть
Здесь на нашей вышке.

Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим.

А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин. Она называется: "Допиши две строчки".

Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например:

В зоопарке бегемот
Проглотил ежа и вот

Варианты концовок:

У него болит живот.
Плачет бедный бегемот.

Поднял он ужасный крик -
К острой пище не привык.

Целый день касторку пьет
И ревет...как бегемот.

Бегемот вовсю хохочет:
Еж нутро ему щекочет!

Предложите свою концовку.

Попробуйте дописать эти двустишья:

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.
Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодая телевизионным программам и разговорной речи окружающих.
Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. Существует несколько наиболее распространенных nриемов, о которых мы расскажем ниже.


Артикуляционная гимнастика
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппапата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Поговорки и скороговорки
Проиэнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас.
Это упражнение будет наиболее полезно детям с определенными проблемами. Многие из них торопятся, "проглатывают" слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно и "растягивают" слова.
Надо сказать, результаты проведенных наблюдений показали, что дети с хорошей дикцией лучше учатся в школе, быстрее формулируют мысли и не стесняются выполнять устные задания.

Интервью
Данное упражнение направлено на то, что-бы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С помощью этого интересного для большинства детей занятия можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.
Проводить занятия подобного рода можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Для этого
следует предложить ему сыграть в игру: взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?
Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершен- ствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ.
Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

Чтение и пение колыбельных
Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух, например на ночь.
Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.
Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.
Потешки и колыбельные песни обладают положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравятся детям.

Беседа по картинке
Данное упражнение превосходно развивает связную контекстную речь и предназначено для детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Основной проблемой детей дошкольного возраста является использование исключительно ситуативной речи, которая уместна только для детей до 3 лет. Начиная с этого возраста, ребенок должен стараться строить отвлеченную речь, которая не связана только с предметом или ситуацией, и знакомиться с основами грамматики.
Для выполнения упражнения необходимаяркая сюжетная картинка. Проводить данное занятие желательно во время складывания мозаики или чтения книжки. Необходимо. заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог, используя фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Также следует использовать как можно больше вопросов ("где?", "кто?", "зачем?", "откуда?", "почему?" и др.). В том случае, если ребенок не может или затрудняется построить ответ или отвечает односложными предложениями, следует показать ему, как можно ответить. При этом надо стараться делать это так, чтобы у малыша не возникало ощущения скучного занятия или урока. Не стоит забывать о поощрении ребенка, когда он самостоятельно строит сложные предложения.
Эта игра поможет малышу познакомиться,с основами грамматики. Частые занятия по этой схеме учат ребенка правильно и,сознательно строить предложения, используя при этом многочисленные наречия, сложные союзы и вопросительные слова.
Надо сказать, что ребенок может научиться правильной речи только в том случае, если будет осваивать новые речевые средства, которые поступают в основном из речи окружающих.

Загадки
Данное упражнение подходит для детей в возрасте от 3 до 7 лет и направлено на разностороннее развитие их устной речи и обогащение словарного запаса. Также игра формирует предметно-образное мышление, способность к обобщению и анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов. Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает переносные и вторичные значения некоторых знакомых слов.
Игра развивает у ребенка интерес к рассуждениям и доказательствам своей точки зрения. Для этого надо сказать ребенку, что без доказательства и рассуждений можно прийти к неправильным выводам.
Для того чтобы рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка "Красная девица сидит в темнице, коса - на улице". Если ребенок не может догадаться, следует обратить его внимание на род (в этой загадке - женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода), а также на цвет, его оттенок и т. д.. В зависимости от загадки.

"Что бы это значило?"
Данное занятие подходит для детей от 5 до 7 лет и направлено на совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи.
Taкжe игра показывает, насколько в устной речи важны эмоциональная окраска и интонации, с помощью которых можно ее выразить. Надо объяснить малышу, что зачастую смысл фразы можно понять только по тону и настроению говорящего.
Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши" и пр.

"Большой - маленький"
Задание подходит для детей в возрасте от 2,5 до 5 лет. Оно направлено в основном на увеличение словарного запаса ребенка, знакомство с синонимами (прилагательными, глаroлами, наречиями, причастиями, союзами и т. д.).
Для занятия необходима книжка с картинками. В продажё имеются специальные книги с текстами и заданиями, которые помогают ребенку лучше разобраться в новых определениях слов.
В процессе игры следует рассматривать картинки и задавать ребенку вопросы.

Коллеги, представляю вам дидактическую игру, которую можете вы сделать своими руками. У детей 4-5 лет наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи , вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоту. Эта игра позволит вам с детьми закрепить...

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи . Игры с крупами - не только отличное развивающее занятие для детей . Они оказывают еще и успокоительный эффект. Игры с крупой - это важнейший этап в развитии для детей любого возраста, ребенку нужно...

Игры по развитию речи - Пособие для развития речевого дыхания

Публикация «Пособие для развития речевого...» Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок,...

«Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка...


Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами « Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке Осень в золотой одежке. Где листочком зашуршит, (маракасы) Где дождинкой зазвенит. (колокольчики) Раздается громкий стук: (деревянные...

Игры по развитию речи - Конспект игры «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе

Конспект «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Баландина М. В, "ЦРР - Детский сад №224", г. Новокузнецк. Программное содержание: 1. Расширить представления детей о весне, об игре «Что? Где? Когда?» 2. Учить детей ориентироваться в...


Цель: развитие речи детей-логопатов. Задачи: автоматизировать звуки в словах и предложениях; совершенствовать процесс дифференциации звуков; совершенствовать грамматическую категорию рода; развивать навыки звукового анализа; развивать фонематический слух и фонематическое...


Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний педагогов, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном...

Дидактическая игра на развитие речи «Поможем клоуну Ивану». Игра может проводиться в разных возрастных группах в период изучения тем «Овощи» и «Фрукты», а в старшей и подготовительной группах в период работы над сонорными звуками. Оборудование для игры: картинка с изображением...

Формирование правильных коммуникативных способностей включает в себя:

  • Развитие связной речи
  • развитие навыков общения
  • формирование правильного звукопроизношения
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи
  • развитие мелкой моторики.

Образовательный процесс в ДОУ, построен так, чтобы создать необходимые условия для формирования потребности в общение и её реализации. Для этого педагоги ДОУ используют разнообразные игровые приемы, игры и методические пособия, творческие подборки на основании программы собственного изготовления, вызывающие интерес дошкольников.

Игровые пособия разнообразны, красочны, многофункциональны. К примеру, подвижные игры (драматизация-постановка сказки с участием детей и использованием изготовленными педагогами атрибутов)- побуждают детей в игре получать, закреплять навыки правильного общения или звукопроизношения. Настольные игры изготавливаются из различного материала и направлены на формирование основных функций речи и мыслительных способностей. К тому же такие игры способны разнообразить подачу материала, снять напряжение, сконцентрировать внимание, во время освоение нового материала.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: