Групповая беседа "дружбой надо дорожить". Дружбой надо дорожить

Цель: расширять представления о ценности дружбы.

Задачи:

-Раскрывать значение понятий «Верность друзей», «Взаимопомощь друзей»;

-Развивать стремление понимать, прощать, ценить друзей;

— Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу, к своим друзьям

Ход урока:

Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости!

Круг радости

Дети! Вы заметили, что вначале каждого урока я всегда вас приглашаю наш «круг радости». Это я делаю для того, чтобы у вас было хорошее настроение, что вы улыбались, были радостными и задорными.

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Возьми с собой друзей:

Они тебе помогут

И с ними веселей.

— Послушайте небольшое стихотворение и догадайтесь, о чем мы с вами будем говоритьсегодня на уроке.

Знают верные друзья,
Что без дружбы жить нельзя.
В жизни очень туго
Без поддержки друга”.

*Что такое дружба?

А сейчас споем песню «Настоящий друг»

«Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -

Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлей водой», - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг!

Беседа

- Помните сказку «Золушка»? Маленький паж феи говорил: - Я еще не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам творить чудеса.

Сегодня нам предстоит убедиться в справедливости этих слов, понять, почему нужно дорожить дружбой.

- Кого вы называете другом?

- Может ли быть у человека несколько друзей?

Цитата урока:

Ребята в народе говорят, что «Дерево крепко корнями, человек - друзьями»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

Творческая работа «Дерево дружбы»
Вы получили листочки с рисунком дерева без корней. Вы должны раскрасить свое дерево и нарисовать у этого дерева столько корней, сколько у вас друзей.
-Как чувствует себя дерево, если у него мало корней?
-Что нужно делать, чтобы у вас появились друзья?

Чтение учителем

Я сейчас прочитаю рассказ И.Турчиной «Дружба» а вы подумать о том, умеют ли дружить герои рассказа, можно ли назвать их настоящими друзьями.

Однажды Вася-Шарик вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

Мы — друзья! Поиграем вместе в пожарных.

Давай, – согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята.

Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Сережа.

Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

Давай, – согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

– И меня примите.

Не примем, – сказал Сережа.

Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.

То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори.

— Как вы думаете, умеет ли Сережа дружить и можно ли его назвать другом?

— Почему?

Ребята давайте с вами выполним небольшое задание «Неоконченные предложения»

Учитель предлагает ученикам подумать и ответить на вопросы: умеют ли они сами дружить и надо ли этому учиться. Работа над вопросами проводится в форме групповой дискуссии. Для этого учитель записывает на доске начало нескольких предложений и предлагает детям выбрать один из предложенных вариантов, завершить его, поясняя свой ответ:

1. «Я умею дружить, потому что…».

2. «Я могу дружить с ребятами, которые …».

3. «Со мной можно дружить, потому что я …».

4. «Я хочу научиться дружить, чтобы….».

5. «У меня много друзей, потому что …»

6. «Я не могу быть без друзей, потому что мне …»

«Разминочна»

Проверим, дружны мы или нет. А для этого я буду задавать вам вопросы, а вы должны отвечать на них. Хорошо?!

Итак. «Это я, это я, это все мои друзья». Но будьте внимательны, может не стоит отвечать на все вопросы.

Кто поможет другу в беде?

Кто обидит слабого?

Кто любит учиться?

Кто любит трудиться?

Кто любит улыбаться?

Кто любит плакать?

Кто любит обижать других?

У кого много друзей?

Кого все любят?

Игра «Лучший друг в классе»

У вас на парте лежит солнышко. Вы имеете право взять от этого солнышка пор два лучика и подарить их самым хорошим, самым близким, самым надежным друзьям в классе. Но на лучиках нужно написать только одно слово, которым бы вы охарактеризовали именно этого друга.

-Чем он вас привлекает?

-Какой он?

*Действительно ваш класс это одна большая дружная семья.

Творческая деятельность:

Ребята посмотрите на доску, какое слово написано у нас.

Подумайте какие слова связаны с этим словом, без чего не может быть дружба.

Д РУЖБА

(Взаимопомощь, чуткость, честность, справедливость, доброта, взаимопонимание, верность, умение прощать, сочувствие, доверие.)

Игровое упражнение. (5 мин.).
Для закрепления темы нашего урока мы проведем игру «Найди себе подобного».

Я вам раздам животных или насекомых, а вы должны найти себе подобного. (один ребенок лишний).

Вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение.

— Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

— Настоящий друг всегда честен, надежен, верен, доброжелателен, готов прийти на помощь. Крепкая дружба способна объединить людей на долгие годы, а иногда и на целую жизнь. Важно уметь беречь и ценить дружбу.

Обобщение

Круг «От сердца к сердцу»

А класс у нас дружный? Докажите.
Частушки.
1.Много классов в школе нашей,
И любой из них хорош,
А дружнее 2-го
Во всем мире не найдешь.
2.В этом классе все в порядке,
Здесь учёба не стоит,
Не играют дети в прятки,
Ну, а жизнь их здесь кипит.
3.Здесь конфликтов не встречалось
Потому, что все друзья,
Всеми сразу все прощалось,
Здесь мы дружная семья.
4.В нашем классе много ласки,
Дружбы, радости, тепла,
Мы устраиваем пляски
И танцуем до темна.
5.По учёбе впереди мы,
Обгоняем классы все,
И никем непобедимы,
Уважают нас везде.
6.О культурной жизни нашей
И речей мы не ведем
Кто куда нам только скажет,
Так мы сразу все идём.
7.Вам поведали рассказ,
Как живет наш дружный класс,
Вот такие вот дела
В нашем лучшем классе – Да!.

Сегодня мы говорили о настоящих друзьях, о дружбе, о том, как надо дружить, чтобы сохранить ее. А для этого нам надо учиться дружить. Тот, кто умеет дружить, всегда заботится о товарищах, придет им на помощь, постарается сделать для друзей чтонибудь хорошее. И если вы научитесь дружить, тогда у вас будет много хороших и верных друзей, которые вас всегда поймут, никогда не обидят, поиграют с вами и выслушают.

Классный час в 1 классе

"Дружбой дорожить умей!"

Цель: содействовать формированию дружного коллектива.

Задачи:

Выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; - дать понятие дружбы;

Научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях; - ознакомить с правилами дружбы;
- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали;
- воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Тип урока: беседа

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, игра, исполнение песен, создание коллажа дркжбы

Оборудование:
компьютер, телевизор, электронная презентация, песня " По секрету всему свету", "Барбарики", "Дорогою добра". Ватман, клей, фигурки человека, голуби из бумаги.

Ход классного часа:

I . Вводная часть.

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (из кинофильма «По секрету всему свету»)

Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня?

И сегодня на уроке мы будем размышлять над следующими вопросами:

2 слайд

Что такое дружба?

Какая бывает дружба?

Где можно встретить дружбу?

Выскажите свои предположения.

А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.)

Давайте вспомним правила работы на уроке:

Правила работы на уроке:

Быть активным;

Уважать мнение участников;

Быть доброжелательным;

Не перебивать;

Быть открытым для взаимодействия;

Быть заинтересованным;

Стремится найти истину

Послушайте стихотворение о дружбе Юрия Энтина.

Читает 1 ученик

Про дружбу.

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

Читает 2 ученик

Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.

II . Основной этап

Учитель: Так что же такое дружба

1) Беседа о лучшем друге. Расскажите о своем самом лучшем друге и ответить на вопросы:

Какими качествами должен обладать друг?

Может ли ваш друг прийти на помощь?(Учитель записывает качества, называемые детьми на доске.

Учитель: Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти: 3 слайд

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь друж­бой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:

Дружба – главное чудо всегда,

Учитель: Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, по­мощь позволяют охарактеризовать поня­тия «дружба» и «друг».

Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?

Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, пережива­ет и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

Учитель: А для чего нужны друзья?

Учитель: Давайте с вами попробуем составит законы дружбы. Поработайте в группах и создайте их.

Учитель: Что же у нас получилось?

(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.) 4 слайд

2) Основные законы дружбы.

Читают ученики по очереди.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».

После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами спеть. А вам?

Исполнение песни «Дружба – это не работа»» Барбарики

Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды - это просто.
Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы - это просто.

Воскресенье, суббота.
Дружба – это не работа,
Дружба – это не работа!

Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!

Если свалится счастье, подели его на части
И раздай всем друзьям - это просто.
А когда будет надо, все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.

Припев тот же.

Учитель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? 5 слайд

Учитель: Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».

2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

3) Проводить совместные

Учитель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться? 7слайд

Животные - наши друзья.

Учитель: У кого дома есть четвероногий друг?

Учитель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими друзьями.

Учитель: Молодцы! Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба - это созвучие душ в соединённости судеб».

Учитель: Ребята, мы с вами при подготовке классного часа нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них. (Дети вспоминают пословицы.)

8слайд

    Человек без друзей, что дерево без корней.

    Нет друга - ищи, а нашел - береги.

    Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

    Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

    Друзья познаются в беде.

    Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

    Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

    Друг спорит, а враг поддакивает.

Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе. Давайте вспомним эти песенки и попробуем отгадать из каких мультипликационных фильмов. 9 слайд

    С голубого ручейка начинается река,
    Ну а дружба начинается с улыбки.

    Я иду и пою обо всём хорошем.
    И улыбку свою я дарю прохожим.

    Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
    Нам любые дороги дороги!

    Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

    Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.
    Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,
    Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.

    Если с другом вышел в путь - веселей дорога.

    Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
    Вот, что значит настоящий друг.

III . Заключительная часть

Учитель: А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

10слайд - 16 слайд

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

Учитель: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев может так сказать? (Кот Леопольд). Слайд 17

Учитель: Почему вы так решили?

4) Подведение итогов:

- Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Есть ли что-либо, что поразило, удивило вас на занятии?

Какие выводы Вы для себя сделали?

Учитель: Пожелание - Удачи всем в поисках настоящего друга!

5) Рефлексия:

Давайте создадим коллаж нашей совместной дружбы. Наклеим на ватман фигурку человека, олицетворяющую каждого из нас вокруг земного шара- символа дружбы.

Какие птицы являются символом мира, добра?(Голуби)

И я хотела бы закончить наш классный час такими словами: «Ребята, давайте жить дружно! 12 слайд.

Песня " Дорогою добра"

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Инна Судакова
Урок-игра «Дружбой дорожить умейте»

Государственное бюджетное учреждение Амурской области

«Тындинский социальный приют для детей»

Игра : «Дружбой дорожить умейте

Подготовила : воспитатель младшей дошкольной группы

Судакова Инна Викторовна

май 2009 – 2010 учебный год

Игра о товариществе и дружбе :

«Дружбой дорожить умейте

Цель : познакомить детей с правилами дружбы , показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей.

1. Есть ли у тебя друг?

2. Какие черты характера, качества своего друга ты больше всего ценишь?

3. Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?

4. Какие проступки ты смог бы простить своему другу?

5. Чего не смог бы простить ему?

6. Всегда ли ты говоришь другу правду?

7. Всегда ли ты принципиален в дружбе ? Можешь ли ты выступить против друга, если тот не прав?

8. Помогает ли дружба тебе в жизни , в учебе?

9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

(Анкетирование учащихся желательно провести заранее. Наиболее удачные ответы ребят рекомендуется зачитать по ходу урока .)

В е д у щ и й. Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе . Во все и всех народов очень высоко ценились дружба , верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близким , тот себе заклятый враг» , - писал в XII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе . В дружной работе , в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Попробуем вспомнить пословицы о дружбе . Я начну, а вы продолжайте.

1. Все за одного, а один за … (всех) .

2. С миру по нитке – голому…. (рубаха) .

3. Семеро одно… (не ждут) .

4. Один и у каши … (сирота) .

5. Один в поле … (не воин) .

6. Одна ласточка весны … (не делает) .

7. Старый друг лучше….(новых двух) .

8. Без беды друга не …. (не узнаешь) .

9. Нет друга, так ищи, а нашел так … (береги) .

10. Раздружится друг – хуже … (недруга) .

11. Для друга и семь верст не … (околица)

12. Где лад, там и … (клад) .

Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе , и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.

1. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку – много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться ).

3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в сложной ситуации).

4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле. Лучший друг – это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).

6. За что друг побранит, зато враг похвалит (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие – либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить. Настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).

7. И много друзей – мало, и мало врагов – много (много друзей всегда хорошо, а хорошего, как известно, много не бывает. Враг – это всегда зло, а даже маленькое зло – это всегда плохо).

8. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба , тем легче переносятся человеком удары судьбы).

9. Дружба , что стекло : расколешь – не соберешь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

10. Дружба дружбе рознь – иную хоть брось (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют один на другого, то такая дружба идет только во вред ).

11. Дружба крепка не лестью , а лаской и честью (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки или недостойные поступки. Именно такой дружбой следует дорожить ).

12. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба – словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу , поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).

13. Хочешь дружбы – будь другом (когда сам научишься дружить , тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

В е д у щ и й. Слово «дружба » по своему значению тесно связано с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживания, единство восприятия окружающего мира и в отношении к нему. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир :

Настоящий друг везде

Верен : в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов.

Он помочь тебе готов.

А каким бы ты хотел видеть своего друга? Чего бы ты желал от друга? (Ответы учащихся. Уместно зачитать ответы учащихся на вопросы анкеты) .

В е д у щ и й. Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга требуется немного : понимание. Немного? Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. Но можно ли представить друга завистливым? А высокомерным? А какие еще слова не совместимы с понятием «дружба » ? (Ответы учащихся.)

Друг не может быть злобным и самовлюбленным. Также не соединяются с понятием «дружба » жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость. Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить , должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ – готовы ли вы встретить друга? Разговор с самим собой должен быть честным : интересен ли я самому себе, не скучно ли мне с собой? Умею ли я сам с собой обращаться? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходи он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу . Предложенный тест поможет вам определить, добрый ли у вас характер?

Тест «Добрый ли у вас характер?»

1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

4. Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам : «Эй ты, поди сюда» ?

5. Способны ли вы ударить собаку или кошку?

6. Часто ли вы болеете?

7. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, однако, что это ошибка?

9. Тяготит ли вас общественные обязанности?

10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?

11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?

12. Сохранили ли вы свои детские игрушки?

13. Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?

14. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?

15. Злопамятны ли вы?

16. Находите ли вы, что все время стоит погода, нетипичная для данного сезона?

17. Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?

18. Раздражает ли вас классическая музыка?

19. Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?

Обработка результатов

Поставьте себе по одному очку за положительный ответ на вопросы № 3, 9, 10, 13, 14, 19, по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Подсчитайте очки. Свыше 15 очков, то у вас покладистый характер и вы преисполнены доброжелательного отношения к людям. От 8 до 15 очков, то вы не лишены недостатков, но с вами еще можно ладить. Ниже 8 очков вашим друзьям можно посочувствовать.

(Данный тест желательно провести заранее, а результаты озвучить на уроке ).

В е д у щ и й. Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Послушайте в связи с этим стихотворение Агнии Барто «Требуется друг» .

Все живут – не тужат,

А со мной не дружат !

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу : - Дружи со мной…

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу : - Но ты учти –

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной –

Ты дружи со мной одной !

Есть разряд у Ильиной –

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной ,

Стану знаменита!

Все пятерки по одной

У Светловой Нади.

Я прошу : - Ты со мной

Подружись хоть на день !

Мы с тобой поладим :

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят : Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье :

Срочно требуется.

В е д у щ и й. Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы дает, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать – язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, принимая в вас участие, он в действительности занят одним собой. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки . И хотя подобные отношения приятны и важны, но их скорее можно назвать товарищескими. Попробуем провести уточнение понятий : друг, товарищ, приятель, ровесник, и занесением их в наш словарь.

Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.

Товарищ – человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни.

Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

Ровесник – человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток.

У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. В литературе мы найдем немало тому примеров. Во как поэт Владимир Высоцкий проверял друзей :

(Звучит «Песня о друге» В. Высоцкого.)

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош.

Парня в горы тяни – рискни!

Не бросай одного его!

Пусть он в связке в одной с тобой –

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился – и в крик,

Значит, рядом с тобой – чужой,

Ты его не брани – гони.

Вверх таких не берут, и тут

О таких не поют.

Если он не скулил, не ныл,

Если хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал.

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял, хмельной –

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

В е д у щ и й. Однако существует еще одно мнение о дружбе , как мне кажется, не менее справедливое. Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причем испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее. Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения : несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расстаться с ними.

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал – богаче стал,

Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат,

Кто дружбу сохранит , как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

(Н. Доризо)

В е д у щ и й. И помните, друзья создаются в юности, дальше становится все труднее и труднее подружиться .

Игра «Терем – теремок»

В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и увлекательным формам групповой деятельности. Ее используют для гуманизации групповых взаимоотношений, для формирования некоторых поведенческих привычек детей. Игра строится на воспоминаниях детей об известной сказке «Теремок» . Сюжет сказки переворачивается : мышка-норушка всем зверям, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря : «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!» Активные участник игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, ежа, петуха, жабу, мухи и т. д., исполняют роли статистов – они только произносят слова : «Кто, кто в теремочке живет?» и «Пусти меня к себе жить» . Основная нагрузка в игре падает на наблюдателей происходящего : они обращаются к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка!» или «Дорогая мышка или «Сударыня мышка!» ) и приводят разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок сказочного персонажа. Например : «Пусти его пожалуйста, он тебе другом станет» или же «…он станет двор мести» . Мышку уговаривают, пока она не согласится, иначе герой-проситель останется на улице.

Интересно наблюдать, какие аргументы будут приводить дети и какие из них окажут решающее воздействие на главную героиню. В итоге, как правило, все звери поселяются в теремке; общая игра завершается финалом : жители теремка, взявшись за руки, ведут хоровод (затем все участники размышляют о том, что было главным в ходе игры) .

К дружбе, как и к любви, люди относятся по-особенному . Происходит это потому, что любимые и друзья могут с легкостью сделать нас счастливыми . Впрочем, и ранить сильнее может тот человек, которому полностью доверяешь .

Так почему мы дорожим дружбой? Возможно именно потому, что она делает людей и из взаимоотношения более благородными.

В дружбе проявляются самые хорошие качества человека

Можно ли представить дружбу без взаимной симпатии? Конечно, нет . А как же бескорыстие, взаимовыручка, всегда добрый совет и возможность положиться на другого в трудную минуту без страха быть отвергнутым, осмеянным? Получается, что без дружбы вообще сложно представить гармонично развивающееся общество . Ведь даже те люди, которые слишком замкнуты, именно через любовь и дружбу может раскрыться, тем самым влившись в общий людской поток безболезненно.

На друга всегда можно положиться

Речь, безусловно, о настоящих друзьях. То есть тех, кто уже не раз проверен в трудных ситуациях . Имея всегда в запасе друга, который разделит горести и радости, поможет советом или делом, можно меньше беспокоиться . То есть, такое явление, как крепкая дружба, существенно продлевает нам жизнь, снижая уровень стресса в нашей и без того беспокойной жизни.

Дружба помогает чувствовать себя значимым членом общества

Если кто-то с вами не просто общается, но и дружит, ваш авторитет в собственных же глазах сильно поднимается, что не замедлит сказаться на самооценке . Друзья вдохновляют на победы, не обращают внимания на неудачи, ведь они воспринимают дорогого человека как родного , а значит, принимают таким, какой он есть.

Дружба помогает бороться

В одиночку бороться с чем-то очень трудно. Но если рядом появляется человек, способствующий преодолению проблемы, вы испытываете искреннюю благодарность . Вместе с другом легче добиться каких-то высот , проще решиться на их покорение. Мужская дружба - один из примеров такого сотрудничества. Женская же скорее не созидательная, а созерцательная . То есть девушки чаще помогают друг другу сочувствием , в котором, на самом деле мало конструктивного. Может поэтому разрушить отношения мужчины с мужчиной гораздо сложнее, чем представительниц прекрасного пола друг с другом . Некоторые вообще считают, что женской дружбы не бывает.

Итак, почему мы дорожим дружбой : она помогает ощутить свою значимость, повысить самооценку, бороться с проблемами и добиваться вершин . Дружба между мужчиной и женщиной возможна, если она отвечает вышеперечисленным качествам.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: