Грудничок не какает. Что это означает? Почему ребенок плачет во время кормления грудным молоком

Последнее обновление статьи: 14.04.2018 г.

Неважный аппетит у новорождённого и младенца – серьёзный повод для родительской тревожности. Многие мамочки беспокоятся, поскольку крайне непросто разобраться в том, почему ребёнок плохо ест. И новорождённые малыши, и груднички в 4 месяца не могут объяснить и рассказать, что их конкретно не устраивает. Всё своё недовольство они демонстрируют с помощью криков и слёз либо просто молчаливого отказа и нежелания сосать грудь или пить смесь. Это также усложняет возможность установления причины плохого аппетита, поскольку специалисты выделяют множество негативных факторов, из-за которых маленький ребёнок может начать капризничать, плакать и отказываться кушать.

Детский психолог

Что новорождённый малыш, что ребёнок в 5 месяцев может плохо кушать по многим причинам, среди которых выделяют особенности лактации у матери, нарушения здоровья, физиологические особенности при рождении и многое-многое другое.

Если ребёнок плохо сосёт грудь, можно сделать предположение о «неполадках» в лактации. Например, у одних кормящих матерей наблюдается переизбыток молочного секрета, у других же, напротив, его катастрофически не хватает.

В первом случае ребёнок попросту захлёбывается из-за слишком мощной «струи» молока, в результате чего может отказаться от груди. В такой ситуации матери нужно перед кормлением немножко сцеживаться. А затем, когда детский аппетит повысится (например, в 2 недели), необходимость в этой процедуре отпадёт.

Обратная ситуация – когда ребёнку не хватает молочка. В этом случае матери необходимо принимать все разрешённые и одобренные педиатром меры, которые улучшают лактацию:

  • более частое прикладывание малыша к груди;
  • сцеживание после вскармливания;
  • употребление большого количества жидкостей;
  • употребление специального чая, который улучшает отделение молока.

Если все эти меры не привели к качественному улучшению лактации, остаётся единственный способ – докармливание ребёнка смесью. Но перед введением искусственного продукта в детский рацион нужно посоветоваться с педиатром.

Иногда женщины не совсем ответственно относятся к собственному рациону, употребляя те продукты, которые изменяют грудное молоко. Например, острые овощи (лук, чеснок) меняют вкус грудного секрета, в результате чего малыш отказывается от груди. Выход достаточно прост – со всей ответственностью подходить к составлению меню.

Нередки случаи, когда причиной того, что ребёнок мало ест, становится неверное прикладывание к груди. Особенно часто такое происходит с неопытными родительницами, выкармливающими первенца.

Решение достаточно простое – женщине следует обратиться за помощью к эксперту по грудному вскармливанию или же ещё в родильном доме попросить у сотрудников, чтобы те наглядно продемонстрировали способы правильного прикладывание малыша к материнской груди.

Новорождённый ребёнок иногда не берёт мамину грудь из-за неправильной формы сосков. Если они слишком плоские, впалые, малышу непросто добыть молочко.

Естественно, ребёнок остаётся голодным, что совершенно недопустимо. Обычно через день или два дети приноравливаются и адаптируются, но в редких случаях, если ситуация не улучшается, педиатр может посоветовать использовать специальные накладки для сосков.

Врождённые особенности

Нередко малыши рождаются раньше запланированного срока. В результате врождённый сосательный рефлекс не сформирован в той степени, которая бы позволяла ребёнку сосать грудь без проблем. То есть недоношенный младенец не отказывается есть, а попросту не способен добыть молоко, поскольку ему не хватает сил.

Естественно, в такой ситуации мама должна исправить проблему. В этом ей поможет кормление с помощью бутылочки (её проще сосать), шприца либо чайной ложечки. Только следует понимать, что привычка кушать из специальной ёмкости чревата полным отказом от материнской груди.

Кроме того, нарушение аппетита может быть вызвано и другими врождёнными особенностями. Обычно такие аномалии обнаруживают ещё в родильном доме, где тут же и исправляют, однако не всегда подобное возможно.

  1. Аномалии строения полости рта. Врождённые дефекты ротовой полости, которые именуются в народе «заячьей губой» или «волчьей пастью», также могут стать причиной того, что ребёнок плохо ест и мало прибавляет в весе. Обычно операцию проводят сразу же (если позволяет детское здоровье), но в случае откладывания процедуры на более поздний срок могут потребоваться специальные накладки для кормления.
  2. Короткая языковая уздечка. Если ребёнок рождается с коротковатой плёнкой, соединяющей дно ротика с корнем языка, то ему будет неудобно сосать молоко. При сосании даже слышно характерное цоканье. Обычно проблема решается легко – хирург надрезает уздечку, причём новорождённый малыш (и ребёнок до 5 месяцев) вообще не ощущает боли.

Если роды проходили с использованием наркоза, то часть обезболивающих препаратов может попасть в детский организм. В результате в первые дни новорождённые отличаются вялостью, что сказывается и на недостаточной активности при кормлении.

Снижение аппетита или полное его отсутствие у грудного ребёнка в 5 месяцев может быть обусловлено вылезанием первых зубов. В такой ситуации отказ от приёма пищи становится вполне естественным и временным явлением.

У малыша не просто снижается аппетит, но и начинают набухать дёсны, повышаться температура. Ребёнок также ощущает боль, поэтому помогать ему нужно обязательно. Так, в случае температуры можно дать противовоспалительное и жаропонижающее средство.

Чтобы младенец поскорее стал кушать с аппетитом, необходимо несколько раз в день мазать ему дёсны особыми гелями с охлаждающими, успокаивающими и обезболивающими свойствами. Также в аптеке рекомендуется приобрести специальные прорезыватели, массирующие дёсны.

Боли в животике

Если месячный ребёнок плохо берёт грудь, постоянно её бросает, пытается поджать ноги к животу и громко плачет, можно сделать предположение, что его беспокоят кишечные колики. В этом случае родителям стоит запастись терпением и знаниями, как облегчить это состояние.

Специалисты советуют класть малышу на живот тёплую пелёнку, массировать область пупка, давать специальные противоколиковые препараты. Это улучшит работу пока несовершенной пищеварительной системы, а приблизительно в 4 месяца неприятные симптомы пройдут самостоятельно.

Случается и так, что ребёнок начинает сосать молоко, но затем отказывается от груди со слезами. Вероятно, плохой аппетит у грудничка и болезненное состояние вызвано дисбактериозом, обусловленным приёмом антибактериальных препаратов матерью.

Подтвердить наличие этого состояние сможет только доктор после проведения специального обследования. Родители же могут заподозрить дисбактериоз по таким признакам, как неприятный запах кала, зелёный цвет испражнений и наличие слизи.

Ребёнок что в 3 месяца, что в 11 месяцев может отказываться от грудного молока по причине недомогания. Частой проблемой малышей первого года жизни является молочница. Распознаётся она просто – по белым пятнышкам на детском язычке, дёснах и нёбе.

Возникает кандидоз полости рта у младенцев по следующим причинам:

Если новорождённый мало ест по причине молочницы, лучше обратиться за помощью к доктору, который подскажет, какие препараты или народные средства можно использовать в конкретном случае. Самый простой способ – обработка полости рта содовым или солевым раствором.

Этим же средством маме нужно обработать грудь для предупреждения рецидивов. Кроме того, нужно заботиться в дальнейшем о чистоте игрушек и приспособлений для кормления, а также укреплять детский иммунитет, особенно если ребёнок родился недоношенным.

Если реёенок, допустим, в 11 месяцев плохо ест, при кормлении тяжело дышит, сопит, бросает груди и плачет, его нормальному дыханию мешают слизистые скопления. Чтобы облегчить состояние, нужно очень аккуратно вычистить носовые проходы с помощью ватных палочек или жгутиков.

Ещё одна причина того, почему новорождённый плохо ест, – воспаление и боль в ушах. Ребёнок и хотел бы кушать, но сосание приводит к неприятным ощущениям, поэтому он может отказаться от груди. В таком случае нужно обратиться к детскому доктору для прохождения лечения.

Если ребёнок в 2 месяца или старше не хочет есть по причине больных ушек, мать может попробовать сцеживать грудное молочко и допаивать им кроху с помощью чайной ложки. Такой способ получения питания для малыша менее болезнен, чем сосание груди.

Использование бутылочки

Если ребёнок плохо ест грудное молоко, нужно задуматься, насколько часто вы используете ёмкости для кормления и пустышки. Отмечено, что дети сосут смеси из бутылочки и мамину грудь совершенно по-разному, задействуя при этом различное количество мышц.

Это происходит потому, что из ёмкости жидкость льётся свободно, так что ребёнок не прикладывает усилий для её добычи. А вот грудное молочко необходимо добывать. Если проблема именно в этом, то маме нужно заново приучать малыша брать грудь.

Ещё одна причина того, почему грудничок плохо ест, может заключаться в повышенной чувствительности к изменениям погодных условий. Резкий скачок атмосферного давления может спровоцировать у малыша головную боль, снижение аппетита и прочие негативные симптомы.

Если подобные признаки чрезмерно выражены, следует обратиться к педиатру и неврологу. Вероятно, источник проблемы кроется в высоком внутричерепном давлении. Тогда понадобится принимать определённые лекарственные средства.

Любознательность

Новорожденного малыша обычно интересует лишь кормление и сон, а вот на внешние раздражители он реагирует слабо. Другое дело – ребёнок 6 месяцев, который отличается большей активностью, любознательностью и желанием познавать окружающий мир.

Во время приёма пищи младенец может отвлекаться на любой раздражитель: громкий шум, яркая или новая игрушка, домашний питомец, вошедший человек. Переключить детское внимание на кормление довольно непросто, вот почему перед трапезой следует создавать максимально спокойную обстановку.

Кроме того, плохой аппетит у крохотного новорождённого может быть обусловлен плохим настроением. Если к рыдающему малышу не подходят сразу после первых слёз, он начинает плакать ещё сильнее. Поэтому при поднесении к груди он попросту не может захватить сосок из-за перевозбуждения.

В этом случае первостепенной задачей становится успокоение малыша любыми доступными способами. Его можно погладить, поцеловать, предложить пустышку, немного покачать, а уже потом вновь предложить грудь. Обычно успокоившийся младенец быстро приступает к трапезе.

Нередки случаи, когда ребёнок не ест много в силу индивидуальных особенностей. Таких малышей ещё именуют «малоежками». Если доктор отмечает, что грудничок активен и жизнерадостен, развивается согласно возрастным нормам, зачем тогда беспокоиться?

Выше были представлены главные причины того, почему ребёнок плохо кушает. Если мама будет внимательно отслеживать детские реакции, то сможет понять состояние малыша и нормализовать его аппетит. А вот в случае неприятных симптомов следует обязательно обратиться к доктору.

Почему ребёнок плохо ест смесь?

Этот вопрос вынесен в отдельный раздел, хотя некоторые аспекты, касающиеся питания искусственников, совпадают с проблемами детей, находящихся на естественном вскармливании. И всё же у младенцев-искусственников имеются собственные причины для отказа от пищи.

Основная проблема – правильный выбор смеси. Подобрать заменитель материнского молока, который пришёлся бы ребёнку по вкусу и одновременно не навредил детскому пищеварению, не очень просто. Так, новорождённым подойдёт смесь адаптированная, специально разработанная для самых маленьких.

Пятый месяц жизни – уже совсем другой возрастной период, следовательно, питание также должно измениться. Ведь малыш подрос, а значит, выросли и его потребности в калораже пищи. К тому же в это время обычно вводят и первый прикорм для искусственников.

Помимо неправильно подобранной смеси, существуют и другие причины того, почему ребёнок в 3 месяца плохо ест:

  • неудобная соска. Даже у маленьких ребятишек уже имеются свои предпочтения. Кто-то любит более плотные латексные насадки, другие же предпочитают силиконовые соски. Родителям следует приобрести сразу несколько приспособлений, чтобы ребёнок смог выбрать наилучшее;
  • резкий переход на заменитель молока. Если грудничок привык питаться исключительно маминым молочком, переключение на искусственное питание может привести к негативу или временному отказу от смеси. В этом случае важно постепенное приучение к другому рациону;
  • питательность смеси. Заменитель молока отличается большей питательностью, к тому же она будет дольше усваиваться организмом. Следовательно, ребёнок-искусственник почувствует голод не через 2,5 часа, а, грубо говоря, спустя 4 часа. Этот аспект также следует учитывать, чтобы не перекормить малыша.

Таким образом, при кормлении ребёнка заменителем молока важно правильно выбрать смесь, силиконовую или латексную насадку для бутылочки, а также оптимизировать режим вскармливания. В этом случае детский аппетит вскоре должен прийти в норму.

Ребёнок появляется на свет с инстинктивно-рефлексивным типом поведения. То есть все его действия подчинены определённым инстинктам, к которым относится и сосательный рефлекс. Малыш ещё не умеет переедать, так что в норме он кушает столько, сколько необходимо. Если же мама считает, что ребёнок плохо ест, нужно проверить, прибавляет ли он в весе.

Специалисты разработали особые таблицы, в которых оговорено, сколько граммов ребёнок должен прибавлять каждые 7 дней, каждые 30 суток и каждые 12 месяцев. Сверка с нормативами позволяет родителям понять, насколько правильно организовано питание, достаточно ли молока крохе или нужно его прикармливать.

После появления на свет масса тела малыша снижается в течение 7 дней. Однако переживать не следует, поскольку это совершенно естественный процесс. Из детского организма выходит меконий (кал новорождённого), к тому же ребёнок находится в стрессовом состоянии. Через неделю вес начнёт увеличиваться.

Рассмотрим средние показатели прибавки в весе в течение первых 12 месяцев:

Меньший набор веса не означает, что у ребёнка имеются какие-либо проблемы. Подобные показатели весьма условны, поскольку всё зависит от особенностей самого грудного ребёнка.

Как уже было отмечено, слабый аппетит не всегда означает болезненность или патологию. В любом случае все беспокойства сможет развеять опытный доктор.

Исправление ситуации

Ребёнок плохо ест, что делать? С этим вопросом многие мамы обращаются к специалистам. О некоторых путях разрешения проблемы мы уже рассказывали, пришло время поговорить о более конкретных и частных случаях.

Частота кормлений

Вопрос, почему ребёнок постоянно сосёт грудь, не совсем корректен, если речь идёт о новорождённом малыше. Совсем маленькие дети питаются очень часто – по меньшей мере, через каждые 2 — 2,5 часа. Такой особенностью нужно «воспользоваться».

Если грудничок не желает кушать именно сейчас, то, возможно, в следующее кормление захочет попробовать молоко или смесь. Следует на время увеличить число приёмов пищи, чтобы поймать тот момент, когда аппетит ребёнка будет оптимальным.

Продолжительность приёма пищи

Если прежде вы высчитывали время, в течение которого малыш находился возле груди, то сейчас от этой практики стоит отказаться. Попробуйте увеличить продолжительность кормлений, пусть ребёнок сосёт молоко в том темпе, который сегодня для него характерен.

Предлагайте малышу сначала одну грудь и лишь после опорожнения прикладывайте к другой. Особой питательностью отличается заднее молоко – оно жирнее и калорийнее. При резкой смени груди младенец недополучит нужного количества калорий, употребив только жидкое переднее молоко.

Если ребёнок не хочет кушать днём или в это время его аппетит не очень хороший, попробуйте прикладывать его к груди в ночное время. Укладывайте кроху в свою постель, чтобы и вы, и малыш подошли к моменту кормления в максимально расслабленном состоянии.

Любопытно, что гормон пролактин, отвечающий за выработку молока, активнее выделяется именно в ночное время, так что подобные кормления можно считать более продуктивными. Возможно, ребёнок именно ночью будет съедать большее количество пищи.

Отказ от кутания

Если новорождённый не ест, попробуйте не кутать его при кормлении. Напротив, телесный контакт с материнской кожей позволит ему активизироваться. Такой способ особенно подходит для сонных и «заторможенных» малышей.

Кроха пассивно ведёт себя возле груди? Снимете с него распашонки (можно просто прикрыть спинку одеялом), сбросьте с себя верхнюю часть одежды и создайте тем самым тесное телесное взаимодействие.

Применение слинга

Как известно, аппетит растёт при виде или запахе любимого блюда. Точно так же обстоят дела и с новорождёнными ребятишками. Если они будут постоянно находиться рядом с материнской грудью, то будут чаще хотеть кушать.

Попробуйте носить ребёнка в так называемом слинге – тканевой перевязке, которая позволит брать с собой малыша практически повсюду и одновременно освободит ваши руки. К тому же постоянно перемещение матери не позволит грудничку заснуть во время кормления.

Мамин отдых

Ещё один полезный совет, который, к сожалению, не всегда просто осуществить, касается материнского отдыха. Однако эта рекомендация позволяет действительно улучшить качество лактации. Поэтому старайтесь больше отдыхать сами.

Попробуйте уделить себе больше времени: увеличьте длительность прогулок, старайтесь спать днём, пользуйтесь любой возможностью, чтобы хоть немного отдохнуть. Разумеется, для этого нужно заручиться поддержкой родных и близких.

Плюсы подобного отношения налицо: если мама хорошо выспится и отдохнёт, то снизится количество стрессовых гормонов, которые замедляют выделение молока. Как результат – улучшение лактации и исчезновение некоторых проблем с кормлением.

Несколько слов в заключение

Таким образом, сниженный аппетит у грудного ребёнка может быть обусловлен целым рядом причин физиологического или психологического характера.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Первый месяц после рождения малыша происходит привыкание к самому маленькому члену семьи. Малыш, в свою очередь, тоже привыкает к новому необычному для него миру и к родителям. По мере взросления ребенка, мама научится понимать причины его плача, однако в первые месяцы молодым родителям бывает сложно разобраться в данном вопросе, особенно если новорожденный является первым ребенком в семье.

Почему новорожденный плачет

Грудничок в первые месяцы жизни плачет из-за самых главных потребностей. К таковым следует отнести жажду, голод, боль. Малыш может плакать, если ему слишком жарко или холодно, а также в результате переутомления.

Новорожденный плачет чаще всего от голода, боли или страха. Такой плач является наиболее громким и надрывистым:

  • плач от голода особенно громкий и протяжный, постепенно усиливающийся. Если ребенка не покормить, он плачет взахлеб. В самом начале ощущения чувства голода, малыш плачет призывно;
  • плач, вызванный болью, у большинства малышей будет жалобным с одинаковой интенсивностью. При возникновении внезапной боли, новорожденный может заплакать заливисто и громко;
  • плач от страха будет внезапным и громким, даже истеричным. Грудничок может перестать плакать также внезапно, как и начал.

Если ребенок постоянно плачет и плохо спит, следует осмотреть его на наличие стоматита во рту или аллергические высыпания на коже, не появились ли опрелости. В некоторых случаях грудничок может начать кричать перед мочеиспусканием. В некоторых случаях это может быть симптомом инфекции мочеполовой системы, особенно если у ребенка повышается температура. При отсутствии других признаков, врачи считают это нормальным явлением.

Если причина плача – голод

В том случае, когда новорожденный постоянно плачет, мало и плохо спит, то одной из наиболее вероятных причин такого поведения является голод. Грудничок начинает искать грудь, причмокивать ртом, когда мама берет его на руки.

В том случае, если ребенок съел меньше, чем обычно и поспал не более двух часов, он может плакать в результате чувства голода. Когда малыш сильно плачет, первым делом следует попытаться накормить его, и только после этого предпринимать другие попытки его успокоить.

Когда кроха часто плачет, мало спит, и родители предполагают, что причиной этому является голод, то мама считает, что для ребенка недостаточно грудного молока. А в том случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, что он не наедается порцией смеси. Однако это не всегда так.

Постоянный плач начинается не за один день. На протяжении нескольких дней малыш активно ест, полностью опустошая грудь или бутылочку, после чего требует добавки или засыпает, но спит намного меньше обычного. Однако наряду с возрастающим аппетитом ребенка, увеличивается и выработка грудного материнского молока. Это обусловлено частым опорожнением груди.

Количество грудного молока у кормящей мамы может уменьшиться в результате ее переутомления, переживаний или усталости. При этом не следует спешить переводить младенца на кормление искусственными смесями, если маме кажется, что у нее вырабатывается недостаточное количество молока. Если причиной плохого сна и постоянного плача является голод, следует почаще прикладывать ребенка к груди.

Когда причина плача — боли в животике

Каждый раз после еды, а также если кроха плачет, следует дать возможность ему отрыгнуть захваченный воздух (даже если после еды ему удалось это сделать). Поэтому нужно взять младенца на ручки и подержать в вертикальном положении. Обычно для этого достаточно 10-20 секунд.

В первые 3-4 месяца многих малышей беспокоят колики, они вызывают резкую боль в животике в области кишечника. От колик и газов ребенок постоянно плачет, иногда даже целый день, мало спит. Во время плача он напрягает ножки, поджимает их или вытягивает.

В некоторых случаях от колик кроха может плакать каждый день на протяжении нескольких часов, причем делать это примерно в одно и то же время. При этом у ребенка сохраняется хороший аппетит, он хорошо прибавляет в весе.

Если ребенок на искусственном вскармливании, то большинство мам задаются вопросом, может ли смена детской смеси улучшить ситуацию? Однако в большинстве случаев, замена детской смены не принесет результатов. Поскольку качество детского питания не является основной причиной образования газов.

Причина колик – несовершенная работа пищеварительной системы новорожденного. Это обычное явление, которое беспокоит очень многих младенцев, причем оно не относится к заболеваниям. Спустя несколько месяцев ребенок избавится от колик и образования газов, это происходит по мере развития органов пищеварения.

Ребенка, страдающего коликами, следует чаще показывать врачу. Также такой малыш будет лучше чувствовать себя в положении на животике. Если он успокаивается благодаря укачиванию или находясь на руках, то следует воспользоваться таким способом. Применение каких-либо лекарственных средств для облегчения состояния крохи должно быть согласовано с врачом.

Другие причины плача

Причиной, почему ребенок постоянно плачет и плохо спит, может стать заболевание. Чаще всего младенцы болеют простудой и кишечными болезнями. В случае насморка, кашля или необычного стула можно говорить о наличии заболевания. Другие болезни редко беспокоят детей первых месяцев жизни.

В том случае, когда малыш не только плачет, но также изменилось его поведение, следует измерить температуру тела и обратиться к педиатру.

В раннем возрасте довольно редко причиной плача грудничка являются мокрые или грязные подгузники. Малыши до 3-4 месяцев этого не ощущают. При этом будет полезно заменить крохе подгузник, если он плачет.

Существует довольно распространенное мнение, что новорожденный плачет в силу своей избалованности. Однако для родителей малышей, чей возраст не достиг 3 месяцев, этот пункт можно смело исключить. Новорожденные еще не успели стать избалованными.

Еще одной причиной, почему ребенок постоянно плачет и не спит, может стать усталость. Когда кроха испытывает эмоциональное перевозбуждение, например, во время игры, в обществе малознакомых взрослых. Казалось бы, наоборот, ребенок должен уснуть от усталости, но этого не происходит. Попытки успокоить его путем спокойного разговора только усугубляют ситуацию.

В некоторых случаях малыши не могут засыпать спокойно. Это объясняется чрезмерной усталостью во время бодрствования, она служит своеобразным препятствием для наступления сна. Такие дети не могут уснуть, не поплакав. Обычно крохи начинают плакать сильно и громко, после чего успокаиваются и засыпают.

Таким образом, если младенец плачет к концу бодрствования, то можно предположить, что он сильно устает. Чтобы он уснул, нужно положить его в кроватку и дать поплакать несколько минут. Некоторые малыши хорошо засыпают в одиночестве, когда никто не отвлекает их от сна. Так или иначе, так следует приучать засыпать всех малышей.

Тем не менее, некоторые детки хорошо успокаиваются во время укачивания. Для этих целей может подойти коляска, кроватка (ее можно тихонько покатать при наличии колес), либо можно укачивать, взяв на ручки. Укладывать спать лучше всего в затемненном помещении. В то же время, каждый день специалисты так успокаивать малыша не советуют. Привыкнув укладываться спать таким способом, ребенка сложнее будет научить засыпать самостоятельно. Что в конечном итоге будет утомительным для родителей.

Если ребенок беспокойный

Многие младенцы в первые недели жизни плачут помногу, приступы плача могут длиться до поздней ночи или большую часть дня. Такой малыш мало спит. Причем периоды сильного плача сменяются очень глубоким сном. Подобное поведение может вовсе не быть свидетельством наличия какого-либо заболевания.

Некоторые опытные няни советуют успокаивать таких беспокойных деток путем укладывания в тесное пространство. Это может быть детская корзинка или коляска.

Сверхвозбудимый ребенок, как правило, мало и беспокойно спит. Такие малыши обычно не любят купание в первые 2-3 месяца жизни. Для них следует стараться поддерживать тихую обстановку, ограничить посещение гостей, избегать громкой музыки или телевизора.

Как быть, если ребенок постоянно и много плачет

Родителям приходится весьма непросто, если новорожденного беспокоят газы, колики, либо он отличается беспокойством, успокоить его очень непросто. Если несмотря на все усилия, малыш плохо спит, постоянно плачет, а врач во время осмотра не выявил никаких заболеваний, то скорее всего, спустя несколько месяцев малыш станет спокойнее, его сон восстановится.

Однако в данный момент маме стоит постараться как можно больше отдыхать. Многие мамы сильно переживают, когда их младенец помногу плачет, это негативно сказывается на психологическом состоянии. Поэтому маме следует почаще находиться без ребенка, хотя бы по 2-3 раза в неделю. Это позволит избежать депрессивного состояния. Для этого можно попросить посидеть с малышом родственников или папу. Желательно, чтобы папа ребенка тоже 1-2 раза в неделю отдыхал от малыша.

Потребности в отдыхе днем у каждого грудничка индивидуальны: одному необходимо спать большую часть дня, а другой грудной ребенок плохо спит в светлое время суток. Если самочувствие малыша хорошее, он веселый – это значит, что потребности во сне он полностью удовлетворяет. Однако бывают случаи, когда кроха совсем не спит днем или отдыхает мало, он вялый на вид и плачет. Это может сигнализировать о различных сбоях в его организме.

Почему происходит так, что грудной ребенок плохо спит, а иногда бывает, что рн бодрствует весь день? Еще в животе у мамы у крохи закладывается нервная система, что дает основу для его темперамента. Ребенок может не спать, если у него просто нет желания отдыхать, а он хочет изведать окружающий мир.

Однако в такой ситуации иногда он будет впадать в дрему из-за усталости. Если малыш бодрствует весь день, следует поискать этому причину.

Такое состояние может быть вызвано:

  • со сбоями физического или психологического характера, которые привели к расстройству сна;
  • с индивидуальными особенностями ребенка.

Как отличить патологию

Если малыш активен, нормально ест, и у него хорошее настроение, небольшой продолжительности сна днем ему хватает, а значит, это нормальное состояние для организма младенца. Обычно такие дети больше спят на улице во время прогулки, а при укачивании в своей кроватке подолгу не могут уснуть. Однако в этом случае тоже нужно проявлять осторожность. Следует сосчитать, сколько времени ребенок спит днем. Если за сутки грудничок находится во сне не менее 15-ти часов, то тревожиться о его здоровье не стоит.

Когда ребенок активно бодрствует более 5-ти часов, плачет, не засыпает даже на улице, неохотно ест, это может сигнализировать о расстройстве сна. Обычно такое состояние можно определить, пронаблюдав, как спит малыш: если он просыпается каждые 10 минут, следует обратиться к врачу.

Если кроха постоянно плачет, кричит, беспокоится, практически не ест – это может говорить о психологических расстройствах.

Что мешает здоровому сну

Ребенок может плохо спать в своей кроватке и по другим причинам:

  1. При нарушениях санитарных норм. Иногда для нормального сна бывает достаточно изменить температуру, проветрить комнату и сделать влажную уборку, чтобы кроха лучше спал. Лучшей температурой для грудничка является 21 градус.
  2. При психологическом дискомфорте. Чтобы кроха засыпал не очень долго, следует завесить окна темными шторами, чтобы много света не проникало в комнату и не раздражало малыша. Также к бодрствованию может побуждать чрезмерная активность матери, суматоха, много гостей в доме. Чтобы этого избежать, родителям нужно стараться за 2 часа до сна ребенка делать все, что может успокоить ребенка.

Бывает так, что грудничок обеспокоен разрывом связи с матерью, что влияет на качество его сна. Нормализовать этот процесс за пару месяцев можно, если мама будет часто брать своего ребенка на руки, обнимать.

  • При наличии физиологических причин. Часто беспокойство сна вызывают колики и газы. Такое состояние болезненно для ребенка, вот почему он не только бодрствует из-за этого, но и плачет, имеет вялый вид. Чтобы ему помочь, достаточно приложить к его животику грелку и сделать массаж.
  • Если отсутствие сна не сопровождается никакими симптомами, возможно, развилось неврологическое заболевание.
  • С 6-го месяца беспокойство сна может быть вызвано ростом зубов, получением ярких эмоций перед отдыхом, желанием продолжить играть.

Другое отсутствие сна

Так как у малыша еще не сформировался режим, любое отсутствие сна может скрывать развивающуюся патологию, поэтому необходимо постоянно следить за состоянием крохи: как он ест, как себя чувствует, как себя ведет.

Отсутствует сон в ночное время

Иногда дети не спят ночью. Это обусловлено тем, что после рождения дети не выработали еще свой индивидуальный ритм, и им попросту все равно, когда отдыхать. До возраста 1 месяца малыш может часто просыпаться, и это будет нормой. Ребенок в таком возрасте регулярно ест, для чего ему и нужно прервать свой сон. Иногда дети путают день и ночь. Чтобы это исправить, родителям требуется чаще будить кроху в дневное время и делать с ним различные упражнения для развития и расслабления. Такие частые пробуждения вынудят его крепче и дольше спать ночью.

Длительный сон

Нормальная продолжительность отдыха во время 1 месяца жизни равна 19 часам в сутки. За это время у грудничка развивается мозг, нервная система, а также производится гормон роста.

Беспокоиться нужно, когда малыш много спит и мало ест, а также в его состоянии заметна слабость.

Медики советуют чаще выводить ребенка из сонного состояния, создавая частые непродолжительные ситуации, когда младенец ест, чтобы он частями получал нужное ему количество пищи.

Если этого не делать, а позволять крохе много спать за счет уменьшения питания, может произойти обезвоживание, начаться желтуха, снизиться концентрация глюкозы в составе крови. Когда малыш нормально набирает вес, а ест немного, значит, ему такое количество пищи достаточно, и будить его лишний раз не следует.

Беспокойный отдых

Во сне в своей кроватке вдали от мамы у крохи могут наблюдаться беспокойные движения, которые также мешают здоровому отдыху. Однако не каждые повороты говорят о патологиях. Например, если малыш издает какие-то звуки, дергает конечностями, меняет выражение лица, значит, он погружен в быструю фазу сна, которая является абсолютно нормальной для любого человека.

Если ребенок плачет и кричит во сне, его нужно разбудить, прижать к себе и начать делать успокаивающий, расслабляющий массаж. Так младенец быстро успокоится и сможет позже снова заснуть.

Но иногда возникают и судороги, которые являются патологичным состоянием, они характеризуются ритмичной дрожью или ознобом. При наличии таких симптомов следует обратиться к невропатологу.

Сон на свежем воздухе

Многие родители замечают, что грудничок плохо спит днем дома в кроватке, а на улице засыпает мгновенно. До того момента, как крохе исполнится 4 месяца, можно пользоваться этой ситуацией, чтобы выработать у него режим сна. Для этого следует в одно и то же время отправляться гулять по улице с малышом, пока он не уснет, а потом просто возвращаться домой и укладывать его спать в своей кроватке.

В дальнейшем постепенно придется избавляться от привычки спать на улице, для этого можно воспользоваться советами:


Почему так важен дневной отдых? Сон днем – очень важный элемент здорового развития ребенка. Отсутствующий отдых приводит к перевозбуждению нервной системы крохи, а также является причиной усталости.

Это может спровоцировать тяжелый ночной сон. Поэтому очень важно приучить малыша спать и в дневное время.

Для этого необходимо придерживаться следующих правил:


Когда грудничок плохо спит целый день, это является поводом для тщательного наблюдения родителями за его развитием и здоровьем. В том случае, когда кроха в хорошем настроении, активно познает окружающий мир, охотно ест, но мало спит (в основном на улице), поводов для беспокойства нет. Но если он много и громко плачет, беспорядочно двигает ручками и ножками, мало и неохотно ест, значит, его что-то беспокоит. Чтобы исключить развитие болезней, необходимо проконсультироваться с врачом.

Экологичное родительство: Плач младенца для родительских ушей – это практически невыносимое страдание, всем знаком этот пронзительный звук, который хочется прекратить во что бы то ни стало и чего бы это не стоило.

Больше всего младенец ценит близость мамы

Молодые родители возвращаются домой из роддома со своим новоиспеченным сокровищем. Там их, скорее всего, ждет бабушка или/и другие близкие члены семьи. Если это не так, то молодые мама и папа останутся наедине со своим сыном или дочкой. У этого есть свои положительные и отрицательные стороны, но, несмотря ни на какие обстоятельства, и неумолимо-неизбежно у них возникнет чувство неуверенности в своих молодых родительских силах и способностях, тревога и всевозможные страхи: на любой вкус и цвет.

Плач младенца для родительских (да и в целом взрослых) ушей – это практически невыносимое страдание, всем знаком этот пронзительный звук, который хочется прекратить во что бы то ни стало и чего бы это не стоило. Помимо боли плач интерпретируется взрослыми субъектами как отчаяние и боль.

Тревога провоцирует путаницу в мыслях и действиях и отнимает у заботящихся о ребенке всякую способность принимать правильные решения и действовать адекватно.

Новоиспеченные родители забывают (или не успевают об этом задуматься), что плач – это единственная вокальная манифестация младенца , которой он располагает на момент рождения и еще в течение некоторого времени после этого ключевого события в своей жизни.

К несчастью, значение плача для взрослых почему-то всегда негативно, мы оцениваем его как выражение того или иного рода недомогания. Ребенок плачет для того, чтобы осуществить разрядку напряжения , вызванного голодом, холодом, жарой, болью, неудобной одеждой и т.д. А иногда плачет просто потому, что у него плохое настроение или он не хочет спать. Это, кстати, классическая жалоба родителей: дети становятся невыносимыми, когда хотят спать. Почему это происходит?

Изначально ребенок спит большую часть своего времени и просыпается только тогда, когда он голоден или его что-то беспокоит. Представьте себе, взрослые, если бы мы вынуждены были просыпаться только тогда, когда бы нас что-то беспокоило или у нас что-то болело, или от сильного чувства голода, как бы вы воспринимали окружающий вас мир в эти моменты? Скорее всего, как что-то плохое и даже, в какой-то степени, враждебное.

Связь с миром в начале жизни ребенка происходит исключительно через неприятные ощущения, которые смягчаются путем устранения их заботливым взрослым и достижения удовлетворения. После чего младенец вновь немедленно засыпает.

Любой нормальный человек при таком раскладе дел не желал бы просыпаться вообще никогда.

У младенца этот феномен имеет место в связи с тем, что на переваривание пищи он должен затрачивать огромное количество энергии, а другие функции еще не развиты. По мере роста ребенка энергии у него становится все больше и больше, и он начинает пребывать в бодрствующем состоянии после принятия пищи каждый раз более длительные промежутки времени. Возникает восприятие удовлетворения так же и в этом состоянии, а не только во время сна, и ребенок наконец-то хочет продолжать бодрствовать вместо немедленного засыпания: он смотрит на маму, улыбается ей, трогает ее ручками и играет. Это то, что больше всего ценит младенец – близость мамы , так как уже знает, откуда приходит удовлетворение.

То есть, дети не хотят засыпать потому, что помнят, что то, что их заставляло просыпаться, было что-то неприятное: голод, холод, жара, грязный подгузник, колики и т.д. Оставаясь в бодрствующем состоянии, ребенок продлевает состояние удовлетворения, пытаясь избежать таким образом всего того неприятного, что его разбудит.

Желание спать вызывает у ребенка плохое настроение.

Но вернемся к плачу. Мы уже сказали, что ребенок плачет, так как ему необходимо разряжать напряжение, которое вызывают болезненные ощущения. И не существует матери, которая бы чувствовала себя хорошо, когда ее ребенку плохо или больно. Детишки очень быстро схватывают, что реакцией родителей является избавление ребенка от неудовольствия. С этого момента плач является средством коммуникации.

Младенец начинает понимать, что в какой-то мере он может управлять поведением матери.

Почему ребенок хочет управлять поведением своей матери? Зачем ему это нужно?

Ребенку это нужно для того, чтобы получать удовлетворение в безусловной форме: еда должна поступать немедленно, он должен постоянно находиться в тесном контакте с телом матери, и она не должна заниматься никакими другими делами - только им, ненаглядным. опубликовано



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: