Годовой круг. Годовой подвижный богослужебный круг

Православие обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства. Поэтому центральным праздником в жизни Православной Церкви является праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение. Сияние Воскресения буквально пронизывает православный мир. В православной литургике праздник Пасхи имеет безмерно большее значение, чем в Католичестве, где вершина - праздник Рождества Христова. Но тайна Воскресения не только человеческая, но и космическая. Восток космичнее Запада. Запад же человечнее.

На духовной почве Православия возникает стремление к всеобщему спасению. Спасение здесь понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром. В этом весь смысл Пасхи, - когда радость плещет через край, когда Жизнь преизбыточествует, когда все - и святые, и грешные, и постившиеся, и не постившиеся - радостно и щедро зовутся на пасхальный пир Агнца, на праздник воскресшей и вечной Жизни. Здесь все для всех, а не только для своих, как в праздник Рождества, под сенью которого у семейного очага собираются лишь родные.

Рождество Христово - это праздник домов, уюта и тепла колыбели, когда под завывание ночной вьюги, доносящееся сквозь искристые заснеженные окна, у трепетной теплоты рождественского огня собирается семья.

Пасха - это площадь под открытым небом, заполненная народом, где под гул колоколов все целуют и обнимают друг друга, где все - родные, все - семья, и уже нет здесь чужих, потому что Христос воскрес, и перед лицом этой великой победы над смертью - все братья!

Большая часть восточных учителей Церкви от Климента Александрийского до Максима Исповедника были сторонниками апокатастасиса - всеобщего спасения и воскресения. Здесь божественная справедливость уступает божественной любви. И Пасха - это высшее проявление Любви.

В центре православного церковного года стоит "праздников праздник и торжество торжеств" - Пасха Христова, которая приходится (согласно Александрийской традиции) на первый воскресный день после весеннего полнолуния, совпадающего с весенним равнодействием или следующего за ним.

Вся служба и все пение Пасхи резко отличается от богослужений других великих праздников, которые состоят из Всенощного бдения накануне вечером и Божественной Литургии в сам день праздника. Богослужения этих праздников строятся из тех же песнопений и чтений, которые по уставу составляют эти службы, хотя в каждом празднике есть и свои особые чтения и песнопения. В Пасхальной службе все по-другому. Это единственная подобная служба в году. Здесь все поется и ничего не читается. Здесь все особое; напевы, которые не звучат больше никогда в году, ослепительный блеск огней, делающий эту Великую Ночь ярче солнечного дня, обилие красного цвета, ликующий звон колоколов. Пасхальная служба проходит вся словно на одном дыхании - она ритмична, полна огня, ликования, всепобеждающей силы Жизни.

Годовой цикл христианских праздников строится из двух праздничных кругов "подвижного" или "переходящего" круга праздников, в центре которого стоит Пасха, и "неподвижного" или "непереходящего" круга с центральным праздником Рождества Христова. Два этих круга сформировались на основе двух календарей - лунного и солнечного.

Лунный календарь дал основу пасхальному циклу праздников, а солнечный - рождественскому.

Пасха Христова - это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию.

Поскольку время смерти и воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют "подвижный" круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали "рождение Солнца".

Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды.

День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря) и числа остальных праздников, высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился "неподвижный" круг праздников.

Для фиксации праздничного круга Церковь избрала египетский солнечный календарь, реформированный Юлием Цезарем (46 г. до н.э.). В свое время календарь этот был наиболее совершенным, но позднее на Западе были замечены его недостатки, и в XVI веке, по инициативе папы Григория XIII, там ввели так называемый "новый" или григорианский стиль. Так возник календарный разрыв между Восточной и Римской Церквами.

Церковный год начинается с сентября. Празднование начала года осенью идет из ветхозаветного времени, когда этот праздник был приурочен к концу сельскохозяйственных работ.

На всех широтах и во все времена основные праздники были приурочены к циклам природы. В Ветхом Завете связь праздников с временами года тоже существовала. Праздники древнего Востока и греко-римского мира породили обычаи, освящавшие трудовую жизнь народа. Христианство сочло необходимым воцерковить эти традиции, обогатив их новым смыслом. Так сложился годовой круг церковных праздников, вечно повторяющихся, как и циклы природы. Это великие праздники, которые называются "двунадесятыми", т.к. их количество - 12 (Пасха не входит в их число).

Праздники эти следующие:

  1. Рождество Богородицы (8/12 сентября).
  2. Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря).
  4. Рождество Христово (25 декабря/7 января).
  5. Крещение Господне (Богоявление) (6/19 января).
  6. Сретение Господне (2/15 февраля).
  7. Благовещение (25 марта/7 апреля).
  8. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи).
  9. Пасха Христова - Светлое Христово Воскресение.
  10. Вознесение Господне (в 40-й день после Пасхи).
  11. Троица (Пятидесятница) (в 50-й день после Пасхи).
  12. Преображение Господне (6/19 августа).
  13. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
порядок служб Православной Церкви на протяжении всего года. Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам.
Из всех праздников в году самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть «праздников Праздник и Торжество из торжеств». Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н.ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н.ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых, и в честь бесплотных Сил небесных - ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.
По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение, средние же праздники - не всегда.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ" в других словарях:

    ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ - в правосл. Церкви одна из составляющих круга праздников года церковного. Праздники и воспоминания Г. п. б. к. (в отличие от праздников и воспоминаний годового неподвижного богослужебного круга) не приурочены к датам по солнечному календарю, а… … Православная энциклопедия

    Круг, основное значение часть плоскости, ограниченная окружностью. В переносном значении может употребляется для обозначения цикличности. Круг также является распространённой фамилией. Содержание 1 Термин 2 Фамилия 3 Прочие зна … Википедия

    БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ - принятое в литургике наименование временных циклов богослужений. В христ. Церкви существуют 4 Б. к. суточный, седмичный и 2 годовых (подвижный и неподвижный). В суточный круг богослужения входят службы, к рые должны совершаться ежедневно в… … Православная энциклопедия

    Круги богослужебные - определенная последовательность богослужебных чтений и вообще богослужений, повторяющаяся в течение определенного времени. 1) Суточный круг состоит из богослужений одного дня. В полный суточный круг входят девятый час, вечерня, повечерие,… … Православная энциклопедия

    В Русской Православной Церкви подразумевает Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т. е. исполнение воли Божией. Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться небесному Отцу на всяком месте, тем не менее… … Русская история

    ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - литургическая традиция, сформировавшаяся в средневизант. период в результате взаимодействия богослужебных традиций древних Церквей К поля и Иерусалима. История В. б. восходит к доиконоборческому времени (325 726) и в дальнейшем может быть… … Православная энциклопедия

    АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ - [греч. ̓Αποστολικαὶ Διαταγαί, Διαταγαὶ τῶν ̓Αποστόλων διὰ Κλήμεντος, лат. Constitutiones Apostolorum], один из наиболее известных литургико канонических памятников. Источники и содержание А. п. состоят из 8 книг, включающих материалы… … Православная энциклопедия

    Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также … Википедия

    Novus Ordo, или Novus Ordo Missae условное название чина мессы, используемого в настоящее время в Римско католической церкви (в богослужении римского обряда), который был введён в употребление Папой Павлом VI в 1969 году. Термином Novus… … Википедия

Или . Этот порядок меняется в дни, когда совершается (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера - вечернею.)

Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе , соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе , соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается , установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное .

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в .

Схема суточного круга Богослужения

Вечер
1. Девятый час - (3 часа дня)
2. Вечерня
3. Повечерие

Утро
1. Полунощница - (12 часов ночи)
2. Утреня
3. Первый час - (7 часов утра)

День
1. Третий час - (9 часов утра)
2. Шестой час - (12 часов дня)
3. Литургия

2. Седмичный богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. См.:

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы - Ангелы , созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель , как больший из всех пророков и праведных.

В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец .

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу - день покоя - прославляются Божия Матерь , Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Службы - совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга - содержатся в . Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.

Первым днем седмичного богослужебного круга считается .

3. Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. - связанный с солнечным календарем - включает богослужение неподвижных и других праздников и каждодневные празднования святых. - связанный с лунным календарем (см. ) - включает богослужения (и трех предшествующих недель) и .

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам.

Из всех праздников самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения . Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - Ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники - не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в , подвижного - в Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).

Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Одиннадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Не стоит забывать и об одиннадцатинедельном круге евангельских чтений и стихир на воскресной утрени, который обычно упускают из виду, перечисляя богослужебные круги. Для чтения на воскресных утренях из всех четырех Евангелий выбрано одиннадцать фрагментов, повествующих о явлениях Спасителя после Его Воскресения (число «11» символизирует одиннадцать оставшихся на то время апостолов - после отпадения Иуды Искариота и до избрания Матфия). Эти фрагменты так и называют «воскресными Евангелиями» и по очереди, неделя за неделей, читают на воскресной утрене.

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ

1.Церковный год

Это - первый шаг спасения.

Это второй шаг спасения.

Это третий шаг спасения.

3. Великий Пост

личных возможностей

4. Великопостные службы

6.Великопостные воскресенья

7.Воскрешение Лазаря

Вход Господень в Иерусалим

Главный тропарь (тропарь

8.Страстная неделя

8.1.Великий Четверг.

8.2.Великая Пятница.

8.3.Великая суббота.

Песнопения утреннего канона (канон

апостол

8.10.1.Фомино воскресенье.

8.10.2.Жены мироносицы.

8.10.5.Самарянка.

8.10.7.Вознесение Господне.

Создано

Юрий Елистратов

10.04.2012г.

п.Развилка

Регистрационный номер 0041265 выдан для произведения:

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ

1.Церковный год

Началом Православного Церковного календаря считается 1- ое сентября, как указано в «Апостолы и Евангелия праздников непереходящих» Библии, с которыми каждый может ознакомиться.

Но действительное начало богослужебного круга - праздник Воскресения Христова. Все православное литургическое благочестие связано с Пасхой и вытекает из неё. Даже праздники Церкви, такие как Рождество и Богоявление, берут свое вдохновение от праздника Пасхи.

Сам пасхальный богослужебный круг начинается с Великого Поста, длящегося 7 недель и завершающегося великим днем Воскресения Христова.

За Пасхой следует Пятидесятидневный праздничный период, кончающийся пятидесятницей. И все остальные недели Церковного года начинают отсчитываться от неё (1-ое воскресенье по Пятидесятнице, 2-ое воскресенье по Пятидесятнице и. т.д.).

Службы каждой недели, начиная с кануна воскресенья, поются в одном и том же «гласе», то есть музыкальной мелодии. Всего существует восемь наборов служб в восьми мелодиях, которые по очереди сменяют одна другую в течение всего года.

Параллельно с Пасхальным кругом богослужений и неделями по Пятидесятнице существуют богослужения на все дни года, каждый из которых посвящено определенным святым или чтимым событиям.

Всего есть 12 праздников - «Двунадесятые праздники»:

Рождество, Богоявление или Крещение, Сретение и Преображение Христовы, Рождество, Благовещение, Введение во Храм и Успение Богородицы, Крестовоздвижение, Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня, Пятидесятница. Пасха - «праздников праздник».

Праздник начинается с подготовки к нему. Иногда - это пост перед праздниками Рождества Христова, Успения Божьей Матери и апостолов Петра и Павла. Иногда особые песнопения и службы.

После самого праздника его содержание поминается в Церкви в течение нескольких дней, до его «отдания».

Кроме двунадесятых праздников, вся православная Церковь отмечает ряд других дней - дни памяти Святых и Апостолов.

В Православной Церкви литургические праздники не являются жёсткими установлениями, навязанными духовными властями народу, вопреки его воле и интересам, все они всегда проистекают из живого религиозного чувства христиан.

2.Подготовка к Великому Посту

Первым знаком приближающегося Великого Поста является евангельское чтение 5-го воскресенья до его начала. В этом чтении рассказывается о мытаре Закхее, которому Христос принес спасение этому грешнику и как тот совершенно изменил свою жизнь «искал видеть кто Он» (Лк. 19.3).

Так желание видеть Иисуса Христа и усилие для достижения этого - начинают наше движение через пост к Пасхе.

Это - первый шаг спасения.

Следующее 2-ое воскресенье посвящено Мытарю и Фарисею.

Здесь внимание сосредоточивается на двух людях, пришедших в храм для молитвы. Фарисей, хотя и жил праведно, но возносился перед людьми. За эту грешную гордыню он был осужден. Фарисей, сборщик налогов, который обирал народ и был грешный, молился о прощении, получил его и был Богом оправдан (Лк.18.9).

Мы призываемся увидеть самих себя в свете Христовом такими какие мы есть на самом деле, и молить Его о милости.

Это второй шаг спасения.

В 3-е воскресенье читается Евангелие о Блудном сыне.

Слушая эту притчу о милости Божьей, мы призываемся «прийти в себя», почувствовать себя «в дальней стороне», далеко от Отчего дома и решиться на возвращение к Нему. Господь обещает, что Отец встретит нас с радостью. Мы должны лишь «встать и пойти», прося прощения за грех собственного отчуждения от того дома, к которому мы действительно принадлежим. (Лк. 11.24) .

Это третий шаг спасения.

4-ое воскресенье называется «мясопустным», та как в этот день в последний раз разрешается есть мясо. На Литургии читается притча о Страшном суде (Мф. 25.31-46) .

Мы должны понять, что наше спасение и страшный суд зависят от реальных дел, а не только от наших намерений. Мы спасаемся не только молитвой и постом, не только благочестием, но и служением Иисусу Христу и исполнением воли Божьей в нашей жизни (Мф. 25.35-40).

5-ое воскресенье - канун Великого поста. Этот день называют «сыропустным» или «прощенным воскресением». В этот день поют об изгнании Адама и Евы из рая. Вместе с ними мы видим себя лишенными рая, красоты и радости первоначального творения Божия. Видим себя в мире, разложенном грехом и смертью, но при этом слышим слова Христовы о посте и прощении.

С этим православные вступают во дни Великого Поста, прощая друг другу все грехи.

«Ибо если вы будет прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6.14-18).

3. Великий Пост

В Православной Церкви Великий Пост - это время не уныния и мрака. а радости и укрепления наших сил и любви к Богу и к человеку, подготовка всего существа для причастия Святой Троице. Православные призываются «помазать наши лица» и «очистить нашу душу, как мы очищаем тело».

Господь ждет от нас покаяния, а не бесплодных угрызений. Мы горюем о наших грехах, но делаем это в милосердии Господня; мы умеряем нашу плоть, но делаем это в радости ожидания воскресения и вечной жизни.

Во время Великого Поста православные приготавливаются к воскресению как Христову, так и собственному.

Правила поста в это время таковы. После мясопустного воскресенья запрещается есть мясо, а после сыропустного - яйца и молочные продукты. Эти правила существуют не как фарисейское «неудобоносимое» бремя (Лк. 11.46), а как идеал к которому надо стремится, как средство духовного совершенствования, увенчанного любовью. И сами Великопостные службы постоянно напоминают об этом:

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похоти отлучение, отглаголания (т.е. не вести пустых разговоров), лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». (Вечерня понедельника первой недели Поста).

Библия призывает верующих к великому усилию, надо стараться, чтобы постится в полную силу своих личных возможностей , при этом тайно от других, без похвальбы или осуждения других:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явится постящимся не пред людьми, но пред Отцом твои, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6.16-18).

Кроме «аскетического» поста православные христиане соблюдают «евхарестический» пост, то есть воздержание от самой Евхаристии.

Всякая Литургия есть пасхальное торжество причастия Воскресшему Господу, а Великий Пост только приготавливает нас к Нему. Поэтому Церковь не служит Божественную Литургию в будние дни Четыредесятницы. Вместо этого не-евхаристические службы расширяются добавочными чтениями Писания и великопостными песнопениями.

Но чтобы все таки не лишать верующих Святого Причастия, по средам и пятницам Великого Поста служится Литургия преждеосвященных Даров, о чем будет рассказано ниже.

Суббота и воскресенье все равно остаются евхаристическими днями:

Хотя евхаристический пост и прерывается по субботам и воскресеньям, аскетический пост продолжается в эти дни, аскетический пост продолжается и в эти дни.

4. Великопостные службы

Великопостные будничные службы отличаются особым покаянным пением. Царские врат в алтарь остаются закрытыми, символизируя греховное отделение человека от Царства Божия. Церковные облачения в это время темные, обычно лиловые. В ежедневных тропарях молят Бога помиловать нас через Его святых.

На Утренях псалом «Бог Господь» заменяется протяжным пением «Аллилуйя». Псалмопение удлиняется и в них говорится о постном подвиге.

На каждой службе читается молитва св.Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, Аминь».

Первая суббота Великого Поста посвящена памяти св. Феодора Тирона. Вторая, третья и четвертая субботы называются «поминальными субботами», потому что на них особо поминаются усопшие.

5.Литургия Преждеосвященных Даров

Как уже говорилось, Божественная Литургия не служится по будним дням Великого Поста, но чтобы верующие могли быть поддержаны в своем усилии принять Святого Причастия, совершается Литургия преждеосвященных Даров.

«Во все дни поста св.Четыредесятницы, кроме субботы и недели (т.е. воскресенья) и св. для Благовещения, св.Литургия да бывает не иная, как преждеосвященных Даров» (Пято-Шестой Собор, канон 52,692 г.).

Служба, которая совершается сегодня есть литургическое творение христианской Византии.

Литургия преждеосвященных Даров состоит из торжественной Великопостной Вечерни, к которой добавлено перенесение Святых Даров в алтарь, но само освящение Даров в ней отсутствует. Они освящаются на Литургии в предыдущее воскресенье, откуда и берется её название.

6.Великопостные воскресенья

Каждое из воскресений Великого Поста посвящены определенной теме.

Первое воскресенье - называется Неделей Торжества Православия.

Этот праздник имеет историческое происхождение: он посвящен воспоминанию возвращения икон в Церкви после победы над иконоборческой ересью в 843 году.

«…и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5 4) и прославление икон святых как свидетельство Обожения человека.

Второе воскресенье - посвящено памяти Св.Григория Паламы (=1359), который защищал учение Церкви о том, что человек может достигнуть святости благодатью Господней и через пост и молитву уже в этой жизни может быть преображённым светом Славы Божьей.

Третье воскресенье - крестопоклонное. Крест выносится на середину храма не только как напоминание об искуплении Христовом, и не только как цель, на которую должны быть направлены наши усилия, но также и для почитания его как пути спасения.

«Кто не берет креста своего и следует за Мною, то не достоин Меня» (Мф. 10. 38) ибо в Кресте распятого Христа «Божия сила и Божия премудрость.

Четвертое воскресенье посвящено Святому.Иоанну Лествичнику, автору книги «Лествица» (т.е. Лестница). Он был игуменом монастыря Св. Екатерины в Синае (V 1 век) и свидетельствовал о том огромном усилии, которое необходимо сделать, чтобы войти в Царство Божие (Мф. 10).

Духовная борьба в христианской жизни совершенно реальна:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань (т.е. война) не против крови и плоти, но против …мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6.11-12).

Святой Иоанн вдохновляет нас на эту борьбу:

«…возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и меч духовный, который есть Слово Божие»(Еф. 6. 16-17).

Пятое воскресенье - вспоминает Св. Марию Египетскую, раскаявшуюся блудницу. История о ней учит, что никакой грех и никакое беззаконие не могут быть непреодолимой преградой на пути человека к Богу. Как говорит Сам Христос « Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5. 32) и Он с радостью примет всех, кто приходит к Нему.

7.Воскрешение Лазаря

Вход Господень в Иерусалим

Неделя следующая за воскресеньем Св.Марии Египетской, называется «Неделей ваий» (т.е.пальм) , в России она получила название «Вербной».

Во вторник этой недели богослужение напоминает верующим, что друг Иисуса (Ин. 11.11) Лазарь умер, и что Господь воскресит его из мёртвых «Иисус говорит …воскреснет» он (Ин. 11. 23).

И все дни до субботы Церковь в своих песнопениях и стихирах продолжает следовать за Христом к городу Вифании - к гробу Лазаря.

Вечером в пятницу, накануне празднования воскрешения Лазаря, «Великие спасительные сорок дней» Великого Поста завершаются.

«Лазарева» суббота является Пасхальным торжеством. Это единственный день в году, когда воскресная служба совершается не в воскресенье.

На Литургии «Лазаревой» субботы Церковь прославляет Христа, Который перед своим страданием и смертью воскресил Лазаря. Этим чудом Христос утвердил прообраз воскресения человечества.

Именно за воскресение Лазаря Христос и был прославлен народом, как долгожданный Мессия, и, во исполнение ветхозаветных пророчеств, въехал в Иерусалим, сидя на «молодом осле» (Зах. 9.9). «Множество народа» встречали Его с «пальмовыми ветвями» в руках и с криками «осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12.13).

Это народное прославление и привело к тому, что на совете первосвященников и фарисеев «с этого дня положили убить Его» (Ин. 11. 47-53).

Сам же праздник триумфального Входа Господня в Иерусалим («Вербное воскресенье») открывает начало двунадесятых празднико, службы которых продолжают службы «Лазаревой субботы».

Главный тропарь (тропарь - короткое песнопение, раскрывающее смысл праздника или описывающее подвиги святых) Вербного воскресения продолжают прославлять триумфальное явление Христа «за шесть дней до Пасхи», когда Он на Кресте отдаст Себя за жизнь мира.

И все православные, держащие в руках вербы, славящие вход Господень в Иерусалим, будем судимы иерусалимской толпой, в которой те же голоса, что кричали Ему «Осанна!», через несколько дней будут вопить «Распни Его!».

8.Страстная неделя

Последняя неделя жизни Христа в Православной Церкви называется «Страстной неделей».

Во всех церквях в эти дни совершаются особые службы.

В Страстной понедельник Церковь дает нам для размышления образ «бесплодной смаковницы», осужденной Христом.

Страстной вторник посвящен в Церкви теме «мудрых дев», которые в отличие от своих неразумных сестер, были готовы к приходу Господа.

В среду Церковь обращает внимание на «раскаявшуюся блудницу». В службе по этому поводу подчеркивается разница между спасенной грешницей и Иудой, избранный Христом быть апостолом, но который предал его за деньги.

Общей темой этих трех дней является конец мира и суд Христов.

8.1.Великий Четверг.

Всенощная накануне Великого четверга посвящена исключительно Тайной Вечере, за которой Христос повелел, чтобы Пасха Нового Завета внушалась в память Его Самого, Его преломленного Тела и Его Крови, пролитой во имя отпущения грехов. В Литургии этого дня в центре службы находится предательство Иуды и умовение Христом ног Своих учеников.

На Всенощной читается Евангелие от Луки, повествующее о Тайной Вечере.

«Не бойся, малое стадо! Ибо Отце ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12.32).

Но вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем…» (Лк. 22 . 28-30).

8.2.Великая Пятница.

Утреня Великой пятницы обычно служится в четверг вечером, чтением Двенадцати Евангелий, двенадцать Евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христа.

В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе в пятницу утром, снова читается Евангелие о Его страстях.

Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящается погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня, но по смыслу она уже относится к Великой субботе и становится как бы первой ее службой.

Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым

8.3.Великая суббота.

Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером.

Песнопения утреннего канона (канон - по особым правилам составленные 9 песней, основу которых составляют образцы, взятые из Ветхого Завета) продолжают славить Христа, Своею смертью победившего смерть.

Во время пения последующих стихир, священники облачается в темные ризы. Затем повторяя «Трисвятую песнь»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»

народ, с зажжёнными свечами следует за священником на выход из Церкви. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «жизни мира» в смерть, а затем возвращается в храм.

Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции. Они - не драматическое разыгрывание исторических событий смерти и погребения Христа и не ритуальное изображение евангельских сцен, эти богослужения глубочайшее духовное проникновение в вечный смысл спасительных действий Христа.

Церковь не горюет и не плачет над Господом, зная, что сама рождена из глубины Его гроба, но провозглашает победу и воскресение Христа во время всех этих служб.

Служба вечерни Великой субботы принадлежит уже Пасхальному воскресению. Во время этой службы читаются пятнадцать отрывков из Ветхого Завета.

Апостол Великой субботы (в данном контексте апостол - отрывок из Деяний Святых Апостолов для чтения за литургией на каждый день года) крещальное апостольское чтение:

« Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…» (Рим. 6.3-11).

Царские врата закрываются и священник с прислужником меняют свои тёмные страстные облачения на белые пасхальные, меняется завеса на Царских вратах и все покровы (на престоле, жертвеннике, аналоях и т.д.).

Эти перемены и переоблачения символизируют триумф Христа над грехом, дьяволом и смертью.

Христос лежит мертвым, но Он жив. Он уже «попирает смертию смерть и сущим во гробех дарует живот».

8.9. Воскресение Христово (ПАСХА).

Незадолго до 12-ти часов ночи в Великую субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, носит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.

В полночь начинается Заутреня пасхальным Крестным Ходом, народ выходит из храма под пение:

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелии поют на небесех: и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Процессия обходит храм и возвращается к его закрытым дверям. Здесь священник торжественно объявляет о Воскресении Христовом и восклицает:

«Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице!».

Народ опять входит в храм и пасхальная Заутреня продолжается.

Храм украшен цветами и освещён, священники облачены в самые светлые и красивые ризы. На этой службе ничего не читается, но всё поется.

Снова и снова священник восклицает «Христос воскресе! » и каждый раз народ отвечает ему: «Воистину воскресе! ».

Само слово «Пасха» означает «Исход», «Переход».

Если первый Исход положил начало Ветхому Завету, то Пасха это Исход Нового и Вечного Завета, предсказанного древними пророками. Это вечный Исход, переход от смерти к жизни. Это День Господень, ожидаемый святыми пророками, «сей день его же сотвори Господь» для Своего суда над всей тварью, День Его окончательной победы. Это День Царства Божия, в котором не будет ночи», ибо « светильник его Агнец» (Откр. 21.22-25).

Это одно из главных пасхальных песнопений Православной Церкви, вдохновленное пророчеством Исаии Ветхого Завета и последними главами Книги Откровения Нового Завета.

Пасхальная служба вовсе не приурочена к восходу солнца. Пасхальная Заутреня и Божественная Литургия служатся вместе в начальные тёмные часы первого дня недели, чтобы дать верующим возможность ощутить «новое сотворение» мира и мистически войти в «новый Иерусалим», вечно сияющий славным светом Христовым, который побеждает непрерывную ночь зла и уничтожает тьму нашего смертного греховного мира.

8.10. Воскресенья после Пасхи.

8.10.1.Фомино воскресенье.

В каждый день пасхальной недели, которая называется Светлая Седмица, служится пасхальная Литургия с крестным ходом. Царские врата алтаря и дьяконские двери остаются открытыми. В субботний же вечер наступает воскресенье после Пасхи, посвященное воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день.

Надо сказать, что число «восемь» имеет огромное значение в христианском духовном предании. Число семь» завершает земное время. Суббота, последний, седьмой день недели, описанный в Ветхом Завете, является благословенным днем покоя в мире. Первый день недели после, день «после субботы», выделен в Евангелиях как день Христова Воскресения и как «восьмой день», лежащий за пределами этого мира, означает жизнь мира грядущего, день вечного покоя Царства Божьего:

«Ибо негде сказано о седьмом дне так и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» (Евр. 4.4).

Воскресенье после Пасхи становится восьмым днем пасхальной радости, последним днем Светлой Недели. В этот день в ранней Церкви новокрещенные христиане снимали с себя светлую крещальную одежду и заново вступали в мирскую жизнь.

Не видя Господа своими глазами и не ощущая Его воскресшего Тела, христиане верят, что в Святом Духе они видят, ощущают и вкушают Слово Жизни и таким образом веруют.

Смысл этого дня открываются в Евангелии о «Фоме неверующем»:

«Потом (Господь) говорит Фоме: подай перст сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому, что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие » (Ин. 20. 27-29).

8.10.2.Жены мироносицы.

Третье воскресенье после Пасхи посвящено жёнам мироносицам для омовения тела Спасителя после Его смерти и ставшими первыми свидетелями Его Воскресения.

8.10.3.Исцеление расслабленного.

Четвертое воскресенье посвящено исцелению Христом «человека, находившегося в болезни тридцать восемь лет». Христос помог ему погрузиться в целебный источник и исцелиться (Ин.5). Как и этот человек люди исцеляются через крещение в Церкви и получают от Христа спасение в вечной жизни.

К этим православным обращены Его слова:

«…вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин.5.14).

8.10.4.Преполовение пятидесятницы.

В середине четвертой недели торжественно отмечается день, на который приходится половина периода между Пасхой и Пятидесятницей. В этот день Христос учил людей испить из «источника бессмертия», говоря «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7.14, 37)

«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22.17).

8.10.5.Самарянка.

Пятое воскресенье после Пасхи посвящена самарянке, с которой Христос беседовал у колодца Иаковлева (Ин. 4.). Темой опять служит «вода, текущая в жизнь вечную» и признании Иисуса Христа Мессией. (Ин.4.14-25).

Верующим напоминается о собственном питии «воды, текущей в жизнь вечную», о поклонении Богу «в духе и истине» (Ин. 4.24).

8.10.6.Исцеление слепорожденного.

В шестое воскресение после Пасхи рассказывается о чуде исцеления человека, слепого от рождения. В ответ на вопросы, не является ли слепота этого человека расплатой за грехи родителей, Христос ответствовал, что слепота этого человека «для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9.3-4).

Христос помазал глаза слепого своей слюной, «он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин.9.6-7).

Люди уподобляются этому слепому, который пришел, чтобы прозреть и уверовать в Иисуса Христа, Сына Божьего. Так, Господь своими руками помазует наши глаза и омывает их в водах крещения.

8.10.7.Вознесение Господне.

На сороковой день после Пасхи Иисус Христос «вознесся на небо», окончательно завершив Свое служение, как Спаситель Мессия, и вернулся к Отцу.

Срок в сорок дней встречается в Библии много раз и тем самым обозначает полный и достаточный временной период. Достаточный, потому, что в эти сорок дней Христос являлся много раз Своим ученикам. Но являлся им в разное время, в разных местах, открывая им Себя в совершенно живом и воскресшем Теле.

«…которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божьем» (Деян. 1.3).

Свое Вознесение Иисус «свидетелями сему» (Лк.24.48) сделал апостолов:

«…и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились … с великой радостью» (Лк. 24.50-52).

Празднуя Воскресение Христово в этом мире, христиане знают, что оно произошло для верующих и всех людей. Господь уходит, дабы быть прославленным с Богом Отцом, и прославить нас вместе с Ним.

Он уходит, чтобы открыть путь плоти в «святилище и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8. 2), чтобы послать Святого Духа для свидетельствования о Нем.

8.11.Сошествие Святого Духа (Пятидесятница).

Праздник Пятидесятницы отмечается через 50 дней после Пасхи. Как уже упоминалось, в Ветхом Завете, Пасха была воспоминанием исходя евреев из Египетского рабства, а Пятидесятница - память о даровании Богом Моисею Закона о десяти заповедях; в Новом Завете Пасха стала праздником смерти и воскресения Христа, «исхода» людей из грешного мира в Царство Божие.

Празднование Пятидесятницы стало дарование «нового Закона» сошествием Святого Духа на учеников Христовых - апостолов.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго…» (Деян. 2 1-4).

Получив силу «свыше» апостолы начали проповедовать и свидетельствовать об Иисусе как воскресшем Христе, Сыне Божьем. При этом они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2.4). Эти сразу приобретенные удивительные способности, позволили апостолам «свидетельствовать» о воскрешении Иисуса многим народам, на понятном им языке. Этим Господь, как бы улавливает работой апостолов весь вселенский мир в сеть Божью, убрав разделение людей по языковому принципу и силой Духа Божьего объединяет их.

Этот момент обычно называют рождением Церкви. Первый образ «апостольской» Церкви - каноническая икона на которой изображено сошествие Святого Духа, в виде огненных языков над двенадцатью апостолами, которые восседают в единстве, символизируя образ мира.

В день Пятидесятницы завершилось дело спасения, поэтому пятидесятый день становится началом новой эры, выходящей за пределы нашего мира.

Само число 50, в христианских традициях, обозначает вечную и небесную полноту.

Пятидесятница еще называется днем «последнего откровения, так как Иисус Христос засвидетельствовав людям от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него (Деян.2. 22), предупредил о приближении Дня Господня.

В День Господня будут «последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2. 17).

В этот день в своей проповеди Апостол Павел указал людям:

«…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа …спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян 2. 38-40).

Понедельник после Пятидесятницы - это праздник Святого Духа («Духов день»), а в следующее воскресенье - праздник Всех Святых.

Такая последовательность является логичной, так как Святой Дух проявляется, «освящая» их:

«Освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Господь, Бог, ваш, Свят» (Лев.11.44-45; 1 Петр.1. 15-16).

Создано

Инок Григорий (Круг)

В литургическом движении совершаемых служб, Церковь образует как бы великий круг - венец лета, круг, который сообразно с космическим солнечным кругом образует год, заключающий в себе двенадцать малых кругов. Этот космический годовой круг, рожденный движением земли и небесных светил, весь освятился кругом совершаемых Церковью богослужебных действий, стал как бы чашей, до краев наполненной бесценным вином вечной жизни, тестом, в которое брошена закваска негибнущего бытия, руслом, вместившим воду, "скачущую в жизнь вечную". Самое кругообразное движение космического времени, составляющее год, несет в себе некоторое чаяние и подобие вечности и, наполняясь движением церковного богослужебного круга, как бы вводится в вечное бытие. Для человеческого сознания круг, не имеющий ни конца, ни начала, всегда был символом вечности, и этот символ до конца ожил, расцвел, наполнился дыханием в круге богослужебного года. Солнечный год сочетает в себе двенадцать месяцев, причем каждый месяц отмечен неповторимым своеобразием, носит черты ему одному присущей красоты.

Богослужебный год заключает в себе двенадцать духовных сокровищ, двенадцать праздников, объединенных общим наименованием "Двунадесятые праздники". Праздники эти собраны воедино в полноту числа двенадцать. Подобно чину апостолов, подобно двенадцати вратам, ведущим в горний Иерусалим. Подобно древу жизни, двенадцать раз приносящему плоды. Праздники эти составляют как бы двенадцать печатей Святого Духа, которыми освящается мир.

Каждый праздник имеет свое напечатление, свою икону, рожденную Церковью, без которой самое празднование события не могло бы быть полным. На иконах этих собрано все самое важное, самое ценное и неповторимое, что относится к смыслу праздника, и церковный обычай, вернее, святое предание Церкви, хранит эти изображения, неся их через века и тысячелетия, при всех бесчисленных изменениях, сохраняя неповрежденными их существо.

Праздники, изображения которых непрестанно, из века в век, видоизменяются, вмещая в себя дух и своеобразие времени, в котором они возникли, в то же время сохраняют на протяжении веков нечто единое, сродное друг другу, обобщенное единой церковной традицией. Надо сказать, что в Церкви нет неподвижности, отнимающей свободу в писании икон. Иконы не копируются, не воспроизводятся механически, но рождаются одна от другой. И этим можно объяснить то бесконечное разнообразие, присущее иконам, не разрывающее их родового единства и позволяющее, не лишая иконопись подвижности и гибкости, видоизменять изображения, сохраняя внутреннее единство и цельность иконы, не давая ей распасться на множество не связанных друг с другом и совершенно чуждых друг другу изображений.

Завершением этого порядка является участие икон двунадесятых праздников в иконостасе. Рожденные православной, кафолической Церковью и составляющие неизменную часть вероучительного, богословского содержания иконостаса, самого идейного его замысла, двунадесятые праздники в строе иконостаса, задуманного чинами, втянуты в свой отдельный праздничный ряд, как ряд печатей Духа Святого, как ряд светильников, светящихся непреходящим светом, как ряд драгоценных камней, в котором каждый камень имеет свой неповторимый цвет и форму и ему одному присущее сияние. И каждому из этих праздников, подобно камням, Церковь придает свое гранение, выражающее самую его природу, неповторимое для каждого и в то же время сопрягающее их в одно целое.

В этом сложном единстве узнается живоносная природа Церкви. Она подобна движению морских вод, непрестанно видоизменяет погруженные в глубину каменья, сглаживая их, не лишая в то же время драгоценного своеобразия каждый из них.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: